Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,46 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека














Контрольная работа

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека

Оглавление

Введение

1. Понятие делового общения, его формы и виды

2. Коммуникативные способности

3. Тест коммуникативных умений Михельсона

4. Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС"

Заключение

Список литературы

Приложение №1

Приложение №2

Введение


Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа человек-человек политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.

Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения, поэтому при приеме нового сотрудника полезно предвидеть насколько он коммуникабелен.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение наиболее важных аспектов психологии делового общения, а также видов диагностики коммуникативных способностей человека.

Исходя из этого можно выделить следующие задачи:

.        Изучить понятие делового общение, его формы и виды

.        Ознакомиться с понятием коммуникативных способностей

.        Изучить методику "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС"

.        Рассмотреть тест коммуникативных умений Михельсона

1. Понятие делового общения, его формы и виды


Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [5].

Деловое общение можно условно разделить на прямое, непосредственный контакт, и косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного неформального тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером, по крайней мере, без потерь для обеих сторон. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить по желанию участников в любой момент [5].

Деловое общение реализуется в различных формах деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

Деловая беседа - специально организованный разговор двух человек или более, служащий для решения конкретных управленческих задач [4].

Деловые переговоры - это процесс специально организованного в процедурном плане общения сторон с целью достижения ими согласованного взаимодействия и выработки взаимно устраивающего решения [4].

Деловое совещание - то деятельность, связанная с принятием решения группой заинтересованных лиц, соответственно особенности такого поведения, распределения ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты [4].

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

. Коммуникативные способности

Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения [10]. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал "общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [10]. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

Коммуникативные способности - это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению. "Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения" [2]. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Существует множество методик диагностики коммуникативных способностей человека, в данной работе рассмотрим некоторые из них.

. Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха  Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные).

Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов [3].

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

·        ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

·        ситуации, в которых испытуемый должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

·        ситуации, в которых к испытуемому обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

·        ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

·        ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22)).

Инструкция: Раздается тестовый материал. (см. Приложение №1). Испытуемого просят внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для него поведение, то, что он действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по его мнению, следовало бы делать.

Обработка и анализ результатов.

Отметьте, какой способ общения испытуемый выбрал (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом (см. Приложение №1).

Проанализируйте результаты: какие умения у испытуемого сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

. Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС"

Методика разработана Б.А. Федоришиным.

Этот опросник используется для изучения и оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности. Опросник состоит из 40 вопросов.

Порядок работы:

Испытуемым раздают вопросы (см. Приложение №2) и зачитывают инструкцию: "Вам нужно ответить на все предложенные вопросы.

Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак "плюс", если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) - поставьте знак "минус".

Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей.

Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов" [7].

Обработка результатов

1.      Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям (см. Приложение №2, табл. 1, табл. 2).

2.      Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадения (20) по формулам:

,

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1.      Обследуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;

2.      Обследуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего - они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают свои обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;

.        Для обследуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей - они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей;

.        Обследуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей - они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;

.        Обследуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей - они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в каждом деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Заключение


В ходе данной работы были достигнуты поставленные задачи: изучено понятие делового общение, его формы и виды, рассмотрено понятие коммуникативных способностей, изучена методику "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС", рассмотрен тест коммуникативных умений Михельсона.

Деловое общение играет важную роль в управлении любой организации. Деловые разговоры со знанием дела, на уровне начальник-подчиненный и наоборот или между коллегами в течение рабочего времени приносит определенный положительный эффект в работе коллектива. Таким образом, успех организации напрямую зависит от коммуникативных способностей ее работников. Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС" и тест коммуникативных умений Михельсона способны диагностировать коммуникативные способности человека.

Список литературы


1.      Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. - Талинн, 1998. - 189 с.

.        Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

.        Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности, М, 2003

.        Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд. - М.: Олма - Пресс, 2002

.        Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие М. ИНФРА-М, 2000.

.        Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. - 205 с.

.        Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.263-265.

.        Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. - Саратов, 1990. - 201 с.

.        Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991. - 267 с.

.        Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. - Ленинград, 1981.

Приложение №1


Тест коммуникативных умений Л. Михельсона

Ключи

 №

зависимые

компетентные

агрессивные

 1

АГ

БВ

Д

 2

АВ

Д

БГ

 3

ВД

Б

АГ

 4

БД

Г

АВ

 5

Г

АБ

ВД

 6

АГ

ВД

Б

 7

БГ

АВ

Д

 8

АГ

В

БД

 9

Д

БВ

АГ

 10

БД

Г

АВ

 11

БД

Г

АВ

 12

БГ

ВД

 13

АГ

В

БД

 14

АВ

Д

БГ

 15

ВД

Б

АГ

 16

БД

Г

АВ

 17

Г

АБ

ДВ

 18

АГ

В

БД

 19

АВ

Д

БГ


Тестовый материал

. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек".

Вы обычно в подобных ситуациях:

а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".

б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".

в) Говорите: "Спасибо".

г) Ничего не говорите и при этом краснеете.

д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"

б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".

в) Ничего не говорите.

г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".

д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: "Вы - болван!"

б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".

в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.

г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".

д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:

а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"

б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".

в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".

г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".

д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".

б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".

в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".

г) Ничего не говорите этому человеку.

д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

а) Никого ни о чем не просите.

б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".

в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.

г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"

б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

б) Говорите: "Это не Ваше дело!"

в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".

г) Говорите: "Пустяки".

д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: "Вы с ума сошли!"

б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".

в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".

г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".

д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".

б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".

г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".

д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".

б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".

в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".

г) Говорите: "Спасибо".

д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".

б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".

в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:

а) Немедленно прекращаете беседу.

б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".

в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.

г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.

д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".

б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"

в) Ничего не говорите этому типу.

г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"

д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"

б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".

в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".

д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

в) Отбираете эту вещь.

г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".

б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".

в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"

г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

а) Не говорите ничего.

б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:

а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".

в) Продолжаете молча работать.

г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".

д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"

б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"

в) Спрашиваете: "Что случилось?"

г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".

д) Никак не реагируете на это событие.

. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:

а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"

б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"

г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".

д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:

а) Не говорите ничего.

б) Говорите: "Это их ошибка!"

в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".

г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".

д) Говорите: "Это их горькая доля".

. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".

б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"

в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:

а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".

в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".

г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".

д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

д) Ничего не говорите этому человеку.

. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: "Что Вам угодно?"

б) Не говорите ничего

в) Говорите: "Оставьте меня в покое".

г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Приложение №2


Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС"

Таблица 1 (Лист ответов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


Таблица 2 (Ключ)

 Склонности

 Ответы


 положительные

 отрицательные

 Коммуникативные

 Вопросы 1-го столбца

 Вопросы 3-го столбца

 Организаторские

 Вопросы 2-го столбца

 Вопросы 4-го столбца

деловой общение коммуникативный организаторский

Таблица 3 (Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей)

 Кк

 Ко

 Шкальная оценка

 0,10 - 0,45

 0,20 - 0,55

 1

 0,46 - 0,55

 0,56 - 0,65

 2

 0,56 - 0,65

 0,66 - 0,70

 3

 0,66 - 0,75

 0,71 - 0,80

 4

 0,76 - 1,00

 0,81 - 1,00

 5


Вопросник КОС

1.      Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2.      Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

.        Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

.        Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

.        Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

.        Нравится ли вам заниматься общественной работой?

.        Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

.        Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

.        Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

.        Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

.        Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?

.        Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

.        Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

.        Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

.        Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

.        Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

.        Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

.        Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

.        Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

.        Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

.        Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

.        Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

.        Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

.        Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

.        Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

.        Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

.        Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

.        Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

.        Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

.        Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

.        Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

.        Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?

.        Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

.        Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

.        Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

.        Верно ли, что у вас много друзей?

.        Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

.        Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

.        Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Похожие работы на - Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!