Избирательный процесс

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательный процесс

Введение

С 1989 года выборы стали привычной частью жизни для граждан тогдашней Российской Империи. С тех времён происходило постоянное обновление правовой базы выборов, и сам избирательный процесс качественно изменялся. Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме. Выборы это обязательный процесс для любого демократического государства. Выборы это основа основ демократии. При помощи выборов граждане осуществляют своеобразный контроль за деятельностью государства, и за деятельностью муниципальных органов. Выборы присваивают государству статус республиканского государства, а народу присваивается статус суверенного народа. Выборы, именно выборы и ничто другое формируют состав органов местного самоуправления, состав органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также состав органов государственной власти на федеральном уровне. Избирательное законодательство как комплекс законодательных актов определяет порядок проведения выборов в Российской Федерации. В конце двадцатого века в Российской Федерации был получен огромный опыт избирательной практики, несмотря на столь короткий и незначительный отрезок времени. Многих учёных и практиков современного демократического общества, привлекает внимание тема выборов, проблемы различного характера, связанные со сложным, весьма недешёвым, таким противоречивым и порою крайне скандальным избирательным процессом. Учёные пишут различные статьи на тему выборов, проводятся различные социально-экономические исследования на эту тему. Многие проблемы и вопросы выборной тематики остаются вне внимания исследователей. Скорее всего на это есть свои веские причины и обстоятельства, которые возможно связаны с криминалитетом и произволом «теневой власти» в нашей стране, но это только личное мнение.

Избирательный процесс является самостоятельным институтом российского избирательного права. Определение избирательного процесса, охватывающее все проблемы и аспекты этого общественного явления, в специальной литературе напрочь отсутствует. Главнейшая проблема выборов это честность в подсчёте голосов, давайте будет честны сами с собой, что никто не может дать нам с вами стопроцентной гарантии честности и справедливости в подсчёте голосов, поэтому данная тема является для меня всего лишь формальным написанием курсовой работы так как отсутствие стопроцентной гарантии в честности выборов делает этот институт несерьёзным и просто таким же формальным, как раньше говорили «для галочки». В наше время в российском обществе снежным комом нарастает общественное недоверие абсолютно ко всем институтам власти и избирательный процесс не является исключением, а скорее является самым чётким правилом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение понятия выборов и избирательного права, принципы избирательного права, источники российского избирательного права.

1. Понятие выборов и избирательного права

.1 Понятие выборов, их виды и уровни

Выборы - это право граждан избирать и быть избранным в различные органы власти. Политическая демократия держится на избирательном процессе и всем что с ним связано. Если бы не было бы выборов то скорее всего демократии тоже не было бы. Избирательное право - совокупность правовых норм, которые регулируют право гражданина избираться и избирать штат в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также порядок законность осуществления этих прав. Избирательный процесс регулируется процессуальными нормами, которые устанавливают порядок, процедуру и реализацию избирательных прав граждан. Система правового регулирования выборов это совокупность политико-правовых механизмов формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательное право контролирует аспекты общественно-государственной деятельности, которые касаются передачи и приобретения властных полномочий выборным представителям, а избирательны процесс отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. Для избирательного процесса крайне важно доверие самих избирателей к избирательным комиссиям, к государственным и общественным институтам, которые должны обеспечивать организацию и проведение выборов. Доверие граждан это крайне важная составляющая часть правовой культуры общества и граждан.

Избирательный процесс своего рода технологическая инфраструктура и форма реализующая конституционные принципы организации выборов и обеспечивающая соблюдение избирательных прав человека и гражданина в гражданском обществе в законных рамках последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процессов. Само определение «избирательный процесс» на самом деле более широкое и всеобъемлющее которое включает в себя следующие аспекты: информационно-финансовые, организационно технологические, аспекты продиктованные новейшим временем и новейшей историей, социально-политические условия осуществления избирательных действий и процессов. Проведение и организация выборов должна осуществляться в пределах избирательной кампании. Избирательная кампания должна осуществляться в рамках законодательства демократического государства и являться основным временным фактором совершения избирательных действий и совершения избирательных процедур, которые должны обеспечивать реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и органы государственной власти. Реализация обеспечения права активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации должно защищаться различными юридическими институтами, в среде политико-правовой природы избирательного процесса.

Избирательный процесс - публичное политическое действо, административный технологический процесс, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных и выборных институтов власти и управления, реализуется законное право суверенитета народа и республиканской формы правления.

У избирательного процесса существует несколько вспомогательных элементов: во-первых Конституционный суд Российской Федерации и его законотворческая деятельность, суды общей юрисдикции, все они направлены на осуществление избирательных действий и процедур, обеспечивающих защиту конституционных избирательных прав граждан, гармонизацию и систематизацию федерального и регионального избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов защиты избирательного права; во-вторых прозрачность избирательных действий и процедур, а также организации избирательного процесса на началах политической состязательности; в третьих , разработки, принятия и реализации мероприятий федеральной и региональных целевых программ, повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессионализации деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса.

Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами субъектов федерации, законами субъектов федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выборы - способ выявления воли народа формирование соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Законодательство Российской Федерации не содержит списка всех видов и уровней выборов, но, тем не менее, выборы делятся на различные категории:- В зависимости от уровня выборов определяемого территорией их проведения:

- выборы в органы Союзного государства, например в Республике Беларусь;

- выборы в федеральные органы государственной власти, например выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации;

- выборы законодательных органов субъектов Федерации;

- выборы в органы местного самоуправления, например выборы глав муниципальных образований, выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов.- В зависимости от избираемого органа:

- выборы представительных органов, например представительные органы муниципальных образований, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, парламенты субъектов федерации;

- выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти, например главы муниципальных образований, Президент Российской Федерации;

- выборы иных органов и должностных лиц, например мировые судьи, контрольные органы муниципальных образований.- В зависимости от причин назначения выборов:

- Очередные - выборы, которые проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц;

- Досрочные - выборы, которые связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомерность законодательного органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования.

- Дополнительные - выборы основанием для которых служит досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечёт за собой прекращение полномочий соответствующего органа;

- Повторные - данные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию органа, должностного лица или депутата по причине признания их несостоявшимися или недействительными.

Также в практике избирательного процесса существуют совмещённые выборы - назначение на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов государственной власти или местного самоуправления. Благодаря совмещённым выборам достигается экономия бюджетных средств и материальных ресурсов, используемых на нужды избирательного процесса.- В зависимости от юридического значения:

- Первая группа:

выборы Президента Российской Федерации;

выборы депутатов Государственной Думы;

выборы депутатов законодательного органа, государственной власти субъекта Федерации;

депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

- Вторая группа:

выборы мировых судей;

выборы глав муниципальных образований;

депутатов представительных органов муниципальных районов;

контрольных органов муниципальных образований.

Также выборы бывают прямые и не прямые:

Прямые выборы - это избирательная система, при которой избиратели прямо или непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. Прямые выборы - это наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.

Непрямые выборы - это избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами - выборщиками или специализированными органами.

Избирательное право делится на объективное избирательное право и субъективное избирательное право.

Объективное избирательное право - это система правовых норм, которые определяют порядок, основы, этапы, принципы, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране.

Субъективное избирательное право - это право конкретного гражданина на участие в выборах, которое гарантируется государством.

Также избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное избирательное право - это право граждан голосовать за или против той или иной кандидатуры, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов, органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов.

Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Большинство граждан страны обладает как, активным, так и пассивным избирательным правом. Во многих странах мира активное избирательное право гражданин получает при достижении им совершеннолетия, а некоторых странах пассивное избирательное право разрешается при достижении определённого возраста, так, например в Румынии, Португалии и США кандидат в президенты должен достичь тридцатипятилетнего возраста, а для того чтобы стать кандидатом в президенты Италии, например, кандидат должен достичь уже пятидесятилетнего возраста. Всё это объясняется тем, что возрастное ограничение обладания пассивного избирательного права обеспечивает приход к управлению страной тех людей, которые обладают большим жизненным опытом и которые способны принимать взвешенные и оправданные решения.

1.2 Принципы избирательного права

Принципы избирательного права - это основополагающие начала, фундамент правового регулирования избирательных отношений. Принципы избирательного права служат законности и правомерности действий граждан, судов общей юрисдикции, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных комиссий. В рамках избирательного права складывается правовой механизм регулирования избирательных взаимоотношений. Избирательное право является неотъемлемой и значимой частью конституционного права.

Отметим, что реформирование российского избирательного права началось в 1993 году, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. Именно, основной закон создал базу и условия, для динамичного развёртывания избирательного законодательства, нормы которого обеспечивают избирательные права граждан России, их избирательных объединений, для становления российского избирательного права в качестве самостоятельной подотрасли конституционного права России, очертил направление развития, нынешнего динамично развивающегося избирательного права. Начавшаяся с принятия Конституции Российской Федерации реформа российского избирательного права была призвана обеспечить и гарантировать демократический легитимный процесс свободного, равноправного волеизъявления граждан при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, способствовать построению единой и согласованной, оптимально сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы, отражающей федеральную природу государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной и муниципальной власти. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть сведён только к субъективному праву граждан на участие в выборах и гарантиям его реализации.

В юридической литературе так и не выработана единая классификация принципов избирательного права. Однако можно отразить следующую классификацию принципов российского избирательного права основанную на непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнении одних принципов другими, целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений. Поэтому избирательное право можно разделить на три группы:

- Принципы организации и проведения выборов. К ним относятся базовые начала правового обеспечения избирательных отношений связанные с запретом одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации, с обязанностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, состоятельностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью различных органов и избирательных комиссий, обеспечивающий проведение избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса.

- Принципы участия граждан России в выборах. К ним можно отнести всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

- К третьей группе принципов избирательного права можно отнести открытость, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации, гласность, территориальная основа выборов.

Взаимосвязь каждого принципа системы избирательного права друг с другом осуществляется также, как и взаимосвязь множества различных по форме о объёму сообщающихся сосудов.

Всеобщее избирательное право - принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный термин относится только к праву голосовать. Исторически «всеобщность» подразумевала право всех мужчин голосовать. В 1792 году во Франции первая республика гарантировала всем мужчинам право избирать. В 1829 году в Греции все работающие мужчины старше двадцати пяти лет получили право голосовать, а безработные получили это право только в 1877 году. После революций 1848 годов во Франции и Швейцарии всем совершеннолетним мужчинам дали право голоса; в Германской империи это произошло в 1871 году; Первой страной , предоставившей всем совершеннолетним гражданам и гражданкам право голоса, стала в 1893 году Новая Зеландия. В Европе женщинам разрешили голосовать во Франции в 1945 году, в Италии в 1945 году, в Бельгии в 1948 году, в Греции в 1952 году, в Швейцарии в 1971 году. Многие страны, поздно давшие право голоса женщинам, были одними из первых, давшие всеобщее право на голосование мужчинам.

В поздней истории человечества при первых демократических строях голосовать можно было только подтвердив определённое количество материального имущества. Зачастую практиковались расовые, религиозные и другие различного рода ограничения на всеобщее голосование. Некоторые колониальные правительства зачастую запрещали голосовать жителям колоний. Однако и в наше время имеются ограничения на право голоса: необходимо достижение возраста голосования, обычно это совершеннолетие. В некоторых государствах заключённым и лицам, признанным психически больными запрещено голосовать. В Саудовской Аравии, например, до сих пор женщины не обладают правом голоса.

2. Источники российского избирательного права

Открытость и гласность в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов является одной из основных принципов избирательного права. Открытость в данном случае означает чёткий и ясный процесс, во-первых, нагляден прост и понятен избирателям, во-вторых подразумевающий отчётность перед электоратом. Всё это стимулирует активное участие избирателей и укрепляет избирательную систему в целом. Открытость также способствует устранению возможных ошибок и недочётов, а также ограничивает возможность фальсификации и подлога. Открытость избирательной системы в первую очередь укрепляет доверие граждан к этой самой избирательной системе.

Чтобы выборы считались свободными и справедливыми, открытость избирательного процесса должна обеспечивать:

доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов для выражения их политической точки зрения;

представительные органы власти, в которые граждане имеют право избирать своих представителей;

возможность политическим партиям и кандидатам проводить предвыборную кампанию в равных условиях с другими партиями и кандидатами, включая лиц, находящихся на государственных должностях, на которые проводятся выборы;

тайну голосования для каждого гражданина;

свободу передвижения кандидатов по территории страны для проведения предвыборной кампании;

возможность для каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру;

недопустимость вмешательства или запугивания людей при выражении их политической воли;

предоставление гражданам объективной информации о выборах;

право людей на объединение для создания политической партии или организации для участия в выборах;

для каждого гражданина, достигшего избирательного возраста;

право голоса без каких-либо ограничений;

право выражать своё волеизъявление наравне с другими гражданами, чтобы его голос имел равный вес с другими голосами;

равный доступ к избирательным участкам для участия в голосовании;

Открытость - это один из элементов обеспечения свободного и справедливого избирательного процесса, то, к чему стремятся органы власти, электорат, политические партии и негосударственные организации.

Принцип тайного голосования подразумевает, то, что никто, кроме самого избирателя не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не в праве оказывать давление на волеизъявление избирателя либо участника референдума. В 21 статье Всеобщей декларации прав человека этот принцип закреплён. Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, статья 81 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет этот принцип применительно к выборам президента Российской Федерации, статьи 2 и 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статья 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация данного принципа требует создания ряда законодательных и организационных мер и процедур, исключающие какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме.

Пункт 2 статьи 65 комментируемого Федерального закона и пункт 12 статьи 73 Федерального конституционного закона требуют, чтобы при проведения досрочного голосования участковая комиссия обеспечивала тайну голосования, исключала возможность искажения волеизъявления избирателя. В статье 64 комментируемого Федерального закона и в статье 74 Федерального конституционного закона закреплён ряд гарантий соблюдения принципа тайны голосования при голосовании на выборах и референдуме:

а) каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах, голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

б) заполнение бюллетеня для голосования на выборах производится в кабине, специально оборудуемом месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина;

в) если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума, зарегистрированных кандидатов, членов инициативной группы по проведению референдума, уполномоченных представителей избирательных объединений, уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, доверенных лиц кандидатов или избирательных объединений, и наблюдателей, включая международных наблюдателей, т.е. лиц которые могут повлиять на волеизъявление участника референдума в тех или иных интересах;

г) в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю или участнику референдума. Таким образом, оказавшее такую помощь лицо перестаёт быть анонимным и тем самым существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление избирателя, или искажения его воли.

Различные социальные опросы избирателей и участников референдума на тему: «за кого они собираются голосовать» или «как проголосовали» не являются нарушением принципа тайного голосования, конечно если такие опросы проводятся анонимно и добровольно.

Статья 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает: «За нарушение тайны голосования установлена уголовная ответственность - в частности, наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, а если это соединено с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершено лицом с использованием своего служебного положения, либо совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой - лишение свободы на срок до пяти лет».

В избирательной практике существует такое понятие как абсентеизм. Абсентеизм - уклонение избирателей от участия в выборах - типичное явление в мировой избирательной практике. Даже в развитых демократических странах треть электората отказывается от участия в выборах и явка избирателей там не превышает и 60-70 процентов от всего электората. Данное явление существует уже на протяжении целых десятилетий и это можно объяснить рядом причин:

неверие в институт выборов;

социально-экономическое состояние общества;

политическая культура граждан;

В разных странах с неявкой избирателей на выборы решают проблему по-разному, так, например, в Италии и Германии, а также в некоторых других государствах введён штраф за неучастие в выборах.

Абсентеизм скорее всего будет продолжать своё существование в мировой избирательной практике. Это обусловлено тем, что многие граждане считают что результат выборов уже заранее предрешён, либо считают что их голос не сможет повлиять на конечный результат. Неоднородность слоёв общества, групп, не доверяющим избирательной системе также подпитывает существование и расширение абсентеизма. В Российской Федерации данное явление «процветает» так как на протяжении двадцати лет явка избирателей на федеральном уровне не превышает семидесяти процентов от всего электората, а на местных и региональных выборах эта цифра стоит гораздо ниже. Многие эксперты бьют тревогу в связи с такой низкой явкой избирателей в России. Например на выборы депутатов Думы муниципального образования г.Черкесска 4 созыва пришли всего 54% избирателей. Во Франции средняя явка на региональных выборах в Лотарингии и в Эльзазе была около 40%, а в 2012 годы на местные выборы в Лондоне пришли всего 38%. В России большинство избирателей не верят, что после подведения итогов выборов они смогут осуществлять контроль над властью. Большинство российских граждан не имеют уверенности в том. что их голос может повлиять на конечный результат выборов и что путём демократических процедур можно оказать влияние на менталитет власти, на её позитивное отношение к нуждам людей. Абсентеизм понижает избирательную активность, повышает протестные настроения, сужает политическое пространство выборов. Усиливает ощущение непредсказуемости и бессмысленности политики, подрывает устои политического режима, усиливает отчуждение человека от власти, негативно сказывается на функционировании политических институтов. В российском обществе ключевые признаки демократии ещё пока толком не сформировались, и абсентеизм здесь представляет вполне реальную, особую угрозу. Данную опасность нельзя недооценивать. Для того чтобы повысить процент избирателей нужно принимать более энергичные меры по обеспечению единства слова и дела в практической политике, следить за соответствием стратегических замыслов их реализации. Но, к сожалению, на сегодняшний день в российском обществе преобладает разочарование во власти после прохождения выборов. В политической жизни России сложилась такая ситуация что популистские и пропагандистские лозунги кандидатов перед выборами совершенно не сходятся с реальными политическими действиями на практике. Отсутствие единых, общепринятых устоявшихся политических ценностей в России ведёт к невозможности эффективной политической социализации. Низкая степень доверия граждан к политическим и государственным институтам и особенности политической культуры также негативно влияют на избирательную посещаемость.

Исторически сложилось, что население не может достичь политических целей через механизм выборов. Неразвитость институтов гражданского общества ведёт к тому, что люди выходят на улицу и там отстаивают свои права. В Российской Федерации, например, после выборов в Государственную думу, которые состоялись 4 декабря 2011 года, оппозиционные партии такие как КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия» вывели своих сторонников на многочисленные митинги против фальсификации итогов голосования. Самыми многочисленными стали митинги в декабре 2011 года «За честные выборы» на Болотной площади и проспекте Сахарова, собравшие ориентировочно от 50 до 100 тыс. человек.

Социальные слои с низким уровнем дохода более склонны к проявление абсентеизма. До 90% жителей сельской местности в России не ходят на выборы. На протяжении двух десятилетий абсентеизм в Российской Федерации носит устойчивый характер, и пока нет явных признаков сужения его рамок. Для того чтобы понизить уровень абсентеизма в Российской Федерации нужно прибегнуть к организационным, политическим и идеологическим мерам таким как реформирование местного самоуправления, повышение политической культуры граждан, решение назревших социально-экономических проблем.

Абсентеизм негативно сказывается на развитии избирательного процесса. Кроме того, он демонстрирует неудовлетворённость населения возможностями политического выбора. Дальнейшее изучение содержания, факторов, причин, влияющих на возникновение и распространение абсентеизма, представляется важным условием расширения пространства политической активности масс в российском обществе.

Всеобщее избирательное право, в особенности пассивное избирательное право, ограничивается системой избирательных цензов. В российском избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

) Возрастной ценз означает, что для возможности регистрации кандидатом на выборах необходимо наступление определённого возраста. Например, в некоторых субъектах Российской федерации законы содержат ограничения максимального возраста пассивного избирательного лица, обычно 60-65 лет. Депутатом Государственной Думы гражданин может стать только при достижении им 21 года, а президентом при достижении 35 лет.

) Ценз оседлости предполагает требование проживания на определённой территории в течении определённого срока. Так, Президентом Российской Федерации может стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет на основании статьи 81 Конституции Российской Федерации. В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требования к самому проживанию.

) Ценз республиканского гражданства - ценз который устанавливается в республиках в составе Российской Федерации. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречит конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей её территории и принципу единого гражданства.

) Языковой ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным языком является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Марий Эл, Башкортостане, Адыгее и других республиках.

) Образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования. Данный ценз установлен в Хабаровском крае, и Самарской области.

) Ценз судимости - при таком цензе народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке. Данный вид ценза установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия).

) Ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течении нескольких сроков полномочий. Так, пункт 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление. Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран таких, например как Австралия, Бельгия, Турция.

Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, свободу информации.

Периодичность проведения выборов - важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течении определённого срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц - пять лет. При этом изменение срока полномочий действующих органов не допускается. Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путём законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила, бы, исказить волю избирателей.

2.1 Избирательное законодательство Российской Федерации

С начала конца 1993 года взял своё начало этап развития избирательного права и избирательной системы Российской федерации. 21 сентября 1993 года Президент Российской Федерации издал указ о том, что законодательная, распорядительная и контрольная функция Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации прервана. После этого Президент Российской Федерации утвердил Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Положение о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы. С тех пор развитие избирательного права в Российской Федерации проходило на конституционной основе. В каждом субъекте Российской Федерации и на федеральном уровне были приняты законодательные акты, которые содержали нормы избирательного права. Систему государственной власти и местного самоуправления, порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления были в корне изменены Федеральной Конституцией, которая установила новее основы и принципы государственного строя в Российской Федерации. Именно эти основы и принципы дали начало современным государственным избирательным правам российских граждан. Согласно Конституции Российской Федерации, а в частности статьям 1 и 10, Российская Федерация есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Сама государственная власть в Российской Федерации в свою очередь осуществляется на основе разделения на судебную, законодательную и исполнительную. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, данная информация зафиксирована в статье 3 Конституции Российской Федерации. Через органы государственной власти и через органы местного самоуправления народ должен осуществлять свою власть. Свободные выборы и референдум в свою очередь являются высшим непосредственным выражением власти народа.

Акты Центральной избирательной комиссии

Определения избирательного права как такового в юриспруденции не существует, но есть такое определение, что это субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы федеральной, государственной власти и органы местного самоуправления.

Право избирать имеют все граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, которые признаны судом не дееспособными, и за исключением лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Верхнего возрастного ценза для активного избирательного права в Российской Федерации не существует.

Право быть избранным в государственные, федеральные органы власти и в органы местного управления имеет различные возрастные цензы в зависимости от должности, на которую претендует кандидат. Так, например, минимальный возраст кандидата на выборы президента Российской Федерации составляет тридцать пять лет, а для депутатов Государственной Думы минимальный возраст составляет 21 год. Верхнего возрастного ценза для пассивного избирательного права также не существует.

Есть также другое определение избирательного права. Избирательное право - это система правовых норм, которая регламентирует периоды выборов депутатов законодательных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Первым федеральным законом в цепи новейшего избирательного законодательства, принятым в соответствии с федеральной Конституцией, стал закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», отменённый Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 25 сентября 1994 года. А в последующем Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года. Этот факт зафиксировал базовые положения и «стандарты» демократических, свободных выборов: принципы участия граждан в выборах, основные стадии и процедуры избирательного процесса, гарантии избирательных прав граждан и деятельности других участников избирательной кампании, определил статус избирательных комиссий и регламентировал ряд других вопросов организации и проведения выборов. По российской Конституции, данному Федеральному закону не могут противоречить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о выборах.

Избирательное право динамично развивающийся институт в системе конституционного права, регулирующее вопросы ротации власти по итогам выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Имеются три нормативных массива - федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный, которые, являясь, относительно самостоятельными и регулируют общественные отношения в области избирательных правоотношений.

Правовые акты - источники избирательного права, содержащие нормы, устанавливающие содержание конституционного права Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной, федеральной власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления этого права.

2.2 Источники избирательного права

Источников избирательного право не мало, давайте рассмотрим наиболее важные, и весомые из них:

) Конституция Российской Федерации - самый основной источник избирательного права в Российской Федерации. Её нормы являются исходными для всего избирательного законодательства. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, и именно это записано в Конституции Российской Федерации. Данное положение является едва ли не самой важной конституционной основой Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает уровень нормативного урегулирования федеральных государственных органов, определяет содержание избирательных прав граждан Российской Федерации, а также определяет круг федеральных государственных органов.

) Федеральные законы - самый распространённый вид источника избирательного права Российской Федерации. Федеральные законы устанавливают основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, а также регулируют проведение выборов в федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Можно привести несколько примеров таких законов: Федеральный Закон «О политических партиях», Федеральный Закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» и другие законы.

) Указы Президента Российской Федерации обеспечивают реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации, но сами непосредственно не определяют эти права и не устанавливают собственно процедуры проведения выборов.

) Судебные решения. Судебные решения также являются источником избирательного права, и в первую очередь это решения именно Конституционного Суда Российской Федерации. В этих решениях речь идёт о конституционных правах граждан избирать и быть избранными. Конституционный Суд Российской Федерации имеет право давать официальное, общеобязательное толкование Конституции Российской Федерации, также имеет право прекратить действие правовых норм, которые может признать не соответствующими Конституции Российской Федерации. Такие действия Конституционного Суда рассматриваются как правовая норма, и имеет ярко выраженное нормативное значение.

) Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Они устанавливают порядок выборов в органы власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Система избирательных законов субъектов Российской Федерации, как правило состоит из законов о выборах законодательного органа государственной власти о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы местного самоуправления.

) Нормативные акты избирательных комиссий. Они не создают новых избирательных процедур, и их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. Они классифицируются по следующим основаниям:

а) по определённости в федеральном избирательном законодательстве:

те, что обозначаются в федеральном законе прямо;

те, что не обозначаются в федеральном законе прямо, но издаются на его основе;

б) по юридической силе:

нормативные акты, касающиеся подготовки и проведения выборов, определения их результатов избирательными комиссиями;

нормативные акты прямого действия;

нормативные акты, которые регулируют порядок ведения предвыборной агитации и финансирования;

нормативные акты, содержащие поручения избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации работать и принять определённый нормативный акт;

нормативные акты, которые регулируют порядок выдвижения и регистрации кандидатов, деятельности избирательных объединений, инициативных групп избирателей, блоков;

Избирательная комиссия это коллегиальный орган, полномочия которого заключаются в подготовке и проведению выборов. Основой этого органа является принцип коллегиальности в организации деятельности комиссии. Этот принцип закреплён в пункте 1 статье 27 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Комиссия проводит процедуры созыва и проводит заседания, распределяет обязанности между её членами, решает комплекс других вопросов. Избирательная комиссия может приступить к своей работе, если её состав сформирован не менее чем за две трети от установленного числа. Если говорить о Центральной избирательной комиссии Российской Федерации то органы государственной власти должны назначить, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с Федеральным Законом председатель комиссии или заместитель председателя комиссии созывает избирательную комиссию, то есть всех её членов. Заседание может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нём присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Но для избирательных комиссий высшего уровня, таких, как, Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации или, например избирательная комиссия субъектов Российской Федерации, могут быть сделаны исключения, и заседание таких комиссий будет считаться правомочным при наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. К членам избирательных комиссий высшего уровня требуется повышенная ответственность, ведь эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с налоговыми и правоохранительными органами, другими государственными органами, принимают важные решения по вопросам защиты и, обеспечения избирательных прав граждан, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний, а также замечания и предложения по существу обсуждаемых вопросов. Для обеспечения независимости и самостоятельности суждений членов избирательных комиссий, им предоставлено право, в случае несогласия с решением избирательной комиссии, в письменной форме, высказать своё особое мнение, которое, впоследствии, должно быть рассмотрено комиссией, отражено в её протоколе, приложено к нему, и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трёхдневный срок, а в день голосования - незамедлительно.

Председатель комиссии выполняет следующие функции такие как: является распорядителем финансовых средств, созывает заседания комиссии и председательствует на них, представляет комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, осуществляет контроль за реализацией решений комиссии, даёт поручения членам комиссии и работникам аппарата.

Члены избирательной комиссии решают вопросы избрания председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Решают вопросы о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов. Регистрируют кандидатов и списки кандидатов. Члены избирательной комиссии путём голосования могут на законных основаниях отменять регистрацию кандидатов. Избирательная комиссия также подводит итоги голосования и результаты выборов. Избирательная комиссия на законных основаниях может признать выборы несостоявшимися или недействительными; избирательная комиссия может принимать решения, на законном основании, о проведении повторных голосований или повторных выборов.

Демократический характер избирательных кампаний предопределяется конкретными действиями избирательных комиссий. Избирательные комиссии должны осуществлять свои функции открыто и гласно. Для этого избирательная комиссия разрешает присутствовать на своих заседаниях представителям средств массовой информации, наблюдателям, международным наблюдателям, уполномоченным председателям избирательных объединений и блоков, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам и другим заинтересованным лицам. Нормативные акты о принятых решениях и различных результатов является общедоступной информацией. Избирательная комиссия обеспечивает кандидатам, избирательным объединениям, и другим субъектам избирательного процесса осуществление контроля за своей деятельностью и контроля за принимаемыми решениями избирательной комиссии.

Так в пункте 1 статьи 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено положение о праве зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, представителе избирательных объединений и блоков, средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. При этом указанным лицам не требуется дополнительное разрешение, а соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить их оповещение и возможность свободного доступа на её заседания.

Принцип гласности о деятельности избирательных комиссий находит своё выражение и в положениях законов о выборах, определяющих порядок и сроки опубликования итогов голосования и результатов выборов.

Участники избирательного процесса имеют возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий.

Заинтересованные лица, прежде всего наблюдатели, имеют право беспрепятственного доступа на избирательные участки в день голосования, в том числе на участки, образованные в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, следственном изоляторе, санатории, школе и т.д.

Полномочия Центральной Избирательной Комиссии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия это координационный центр системы избирательных комиссий в Российской Федерации, которая должна обеспечивать синхронность в работе этой сложной системы.

В пункте 7 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены основные полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: выборы избирательный право

полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляет совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации;

издание инструкций по вопросам единообразного применения указанного Федерального закона;

организация разработки нормативов технологического оборудования, которое необходимо для работы избирательных комиссий и других организаторов выборов;

организация государственной системы регистрации и учёта избирателей;

обеспечение реализации федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;

осуществление мер по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени на телевидении и радио между кандидатами, установление итогов голосования и определения результатов выборов;

установление нормативов изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;

оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательных комиссиям;

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией и избираемых гражданами, то есть федеральных выборов.

Основные полномочия Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации:

Организация федеральных выборов;

Организация референдума Российской Федерации;

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;

Содействие развитию избирательной системы Российской Федерации.

Заключение

В послесловии к данной работе можно сказать следующее:

Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав человека и фундаментальных свобод от 1950 года ратифицированы российским парламентом.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека:

) Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей.

) Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

) Воля народа должна быть основной властью правительства. Эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводится при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Международное право в большей степени, чем национальное, отражает идеи гуманизма, справедливости. Процесс реализации международных прав на государственном уровне гуманистических норм и принципов международного права в правовую систему Российской Федерации осуществляется по-разному, в зависимости от уровня развития конституционного законодательства, темпов его модернизации, реформирования институтов власти, состояние правовой культуры народа.

Ресурсы унификации и совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации не исчерпаны. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, планирует разработать модельный избирательный кодекс.

Для подготовки итого акта исключительно важное значение имеют не только избирательные кодексы Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, но и российские модельные законодательные акты одобренные на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 31 октября 1997 года. Эти рекомендательные акты будут иметь важное значение, в унификации и систематизации избирательного законодательства Российской Федерации.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Избирательное правосистема правовых норм, регламентирующая периоды выборов депутатов законодательных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.2Правовые актыисточники избирательного права, содержащие нормы, устанавливающие содержание конституционного права Российской Федерации избирать и быть избранным в органы федеральной власти и органы местного самоуправления, регулирующие порядок осуществления этого права.3Избирательный процессглавный элемент избирательной системы, реализующий избирательные права граждан. 4Выборыпроцедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Наиболее распространённая форма участия граждан в общественно-политической жизни страны.5Прямые выборыизбирательная система, при которой избиратели непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти.6Непрямые выборыизбирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами - выборщиками или специальными лицами.7Активное избирательное правоправо граждан участвовать в выборе главы государства, и представительных органов в качестве избирателя. 8Пассивное избирательное правоправо граждан быть избранными в органы государственной власти.9АбсентеизмУклонение избирателей от участия в голосовании или выборах.10ЦИК РФЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации

Список использованных источников

Изобретательные технологии: Российский и зарубежный опыт. - М., 1995

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации А.В. Иванченко, изд-во НОРМА, 1999г.

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. - Москва, 2008.

Князев С.Д. Обжалование нарушений избирательных прав, 1998

Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме РФ» от 10 октября 1995г

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. - Москва, 2001г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!