Качества
|
Отражающие
операционную сторону личности офицера
|
Отражающие
содержательную сторону личности офицера
|
Отражающие
динамическую сторону личности офицера
|
Быстрота ума
Прогностичность ума Гибкость ума
|
Глубина ума
Широта ума Логичность ума Ясность ума Критичность ума
|
Самостоятельность
ума Активность ума
|
Каждое из названных качеств имеет свое внутреннее содержание:
§ быстрота ума - умение правильно
решать сложные умственные задачи в ограниченное время, быстро ориентироваться в
сложных условиях практической деятельности. Основу этого интеллектуального
качества составляет быстрая перестройка системы установившихся взглядов и
стереотипов, высокая подвижность мышления, немедленная реакция на изменение
характера действия внешних и внутренних раздражителей, т.е. все то, что на
житейском языке называют сообразительностью;
§ прогностичность ума - умение предвидеть
события, явления, результаты практической деятельности на основе анализа
последовательности и причинной обусловленности процессов их возникновения и
развития. В основе прогностичности ума лежат закрепленные в памяти смысловые
образования, которые отражают сущность тех или иных явлений, их причинные
зависимости, закономерности протекания и т.д. Способность предугадывания событий
во многом обусловливается глубиной познания явлений, прочностью осмысливания
причинно-следственных связей, умением видеть закономерный характер протекания
событий и явлений;
§ гибкость ума - умение применять
многообразные варианты в подходе к решению практических (учебных) задач, быть
свободным от сковывающего влияния шаблонных и трафаретных способов их
отношениях, преодолевать решения, легко перестраивать сложившиеся схемы
мышления и системы практических действий. Основанием данного качества служит обобщенный
метод мышления, применяемый к решению широкого круга учебных задач, осознание
дифференцированных знаний о приемах умственного труда. Формирование этого
качества во многом зависит от метода усвоения знаний. Если знания разобщены,
бессистемны, то офицер теряется в мелочах, теряет время, не всегда находит
правильное решение;
§ глубина ума - умение познавать в
предметах и явлениях наиболее существенное, скрытое, видеть за разрозненными
фактами определенные причинно-следственные связи и отношения, отличат видимость
предмета от его сущности. Данное качество базируется на высокоразвитой
способности к анализу событий и явлений, изучаемого материала и предусматривает
установление связи между предметами и явлениями на основе предварительного
выбора общего основания причинно-следственных отношений;
§ широта ума - умение видеть
единичное, частное на фоне общего, более широкого явления. В основе данного
качества лежит способность к осуществлению анализа через синтез. Эта
способность выражается в определении системы связей и причинных
обусловленностей, в области которых данная проблема может иметь решение. При
этом целостное восприятии задачи и анализ ее деталей осуществляется
одновременно;
§ логичность ума - умение мыслить в
строгой последовательности, пользоваться логическими приемами и операциями.
Логичность ума проявляется в доказательности, аргументации, в конкретности,
гибкости и критичности мысли. В основании логичности - высокое развитие
процессов сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации, дифференциации
и т.д.;
§ ясность ума - умение осуществлять
сложные комбинации на основе четкого, образного представления предметов и
явлений, схематизировать (формализовывать) ряд явлений и предметов;
§ активность ума - умение выработать
мотивацию к деятельности, к поисковому методу мышления при решении практических
(учебных) задач. Активность ума характеризуется осознанием необходимости своей
деятельности, глубоким интересом к ней, высоким уровнем развития эмоций и
чувств, выражающих отношение к процессу и конечным результатам практических
действий;
§ критичность ума - умение трезво
оценивать свои возможности, тщательно проверять гипотезы и намеченные планы
действий. Критичность ума выражается в отсутствии предвзятых суждений, в
тщательной аргументации высказываемых мыслей с учетом всех возможных и в первую
очередь наиболее сильных возражений (подвергать их критической оценке,
отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они
противоречат требованиям задачи);
§ самостоятельность ума - умение самостоятельно
решать сложные конфликтные задачи, основанное на уверенности в своих умственных
силах, на отсутствии слепой подражательности. Данное качество тесно связано с
развитием волевых процессов, с уровнем развития уверенности в себе; [7, с.21-23].
По мнению В.А. Голубокого и Т.В. Гершевича, "подготовка
слушателей к деятельности в органах внутренних дел должна проходить с учетом
развития достаточного уровня интеллекта, или профессионально важных
интеллектуальных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач.
Для примера к ним можно отнести:
§ способность принимать правильное решение при
недостатке необходимой информации;
§ способность хорошо запоминать и воспроизводить
информацию;
§ способность в течение длительного времени удерживать
в памяти большое количество информации;
§ способность выделять несколько возможных путей
решения поставленной задачи и использовать наиболее эффективный;
§ способность определять информацию, необходимую
для принятия решения" [8, с.112].
Исследование E.В. Панова определило среди рейтинга личностных
качеств, необходимых, по мнению респондентов, будущему следователю, в том числе
и интеллектуальные, а именно мышление, стремление к истине, интуицию [15,
с.18-19].
В свою очередь А.В. Молоканова, характеризуя интеллектуальные
качества следователя, особый акцент делает на профессионально-творческом
мышлении.
В сфере следственного мышления ею выделяются:
) умение устанавливать причинно-следственные связи
между отдельными выявленными в ходе расследования фактами, при реконструкции
общей картины совершенного преступления (логичность мышления);
2) самостоятельно находить способы и приемы получения
необходимой информации, доказательств по уголовному делу (эвристичность
мышления);
) моделировать решения подследственных лиц,
предугадывать их вероятные действия (рефлективность мышления).
Говоря о интеллектуальных качествах, С.Н.
Тихомиров считает, что развитие и формирование новых интеллектуальных качеств
формирует личность сотрудника полиции:". профессия следователя предъявляет
к сотруднику органов внутренних дел и его интеллектуальным качествам достаточно
высокие требования, часто накладывает специфический отпечаток на личность и
весь образ жизни" [18, с.3].
В другой работе он поясняет, что качества
ума являются производными от вида мышления и зависят от типа интеллектуальных
задач, наиболее часто решаемых личностью в профессиональной деятельности [19,
с.6].
В деятельности сотрудника оперативного
аппарата МВД мыслительные процессы занимают важное место. Ведь, по сути, весь
смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработке специфической
информации [19, с.3]. По мнению С.Н. Тихомирова, мышление оперативных
работников полиции должно отвечать профессиональным требованиям, которые
определяют те качества интеллекта оперативного работника, которые должны быть
развиты в первую очередь: это оперативность мышления, эвристичность,
целенаправленность, концентрированность, гибкость мышления, объективность,
поливариантность мышления, адаптированность [19, с.18-20].
Однако С.Н. Залеская отмечает следующие личностные черты
сотрудников ОВД, специализирующихся на патрульно-постовой и дорожно-патрульной
службе: "Требования со стороны интеллектуального компонента связаны,
прежде всего, с особенностями обработки информации: необходимы способность
быстрого анализа большого количества информации, умение делать правильный вывод
из противоречивой информации, не шаблонность мышления, развитая образная и
словесно-логическая память, умение быстрого выборочного воспроизведения
информации, способность прогнозировать ход событий, находить несколько
вариантов решения проблемы, выбирать из них оптимальные, действовать быстро и
правильно в напряженных ситуациях при недостатке информации и времени"
[12, с.18]. Сегодня перечисленное можно назвать интеллектуальными качествами.
Развиваясь по общим законам, эти качества отличаются
индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,
последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением
анализа и синтеза (преимущественно аналитическое или синтетическое мышление).
По мнению А.М. Воробьева, "интеллектуальные качества
слушателей Вуза представляют собой сложную систему личностных черт,
функционирующую в соответствии с закономерностями и принципами
интеллектуального развития. Они находятся в тесной взаимосвязи со всеми
сторонами психического склада личности и обусловливают диалектическое,
творческое содержание умственной деятельности офицеров, эффективность решения
практических задач в соответствии с предъявленными требованиями и условиями
службы" [7, с.9].
Таким образом, проанализировав опыт психологов изучения
интеллектуальных качеств, можно прийти к выводу, что в отечественной психологии
накоплен богатый опыт изучения интеллекта, а вместе с ним и интеллектуальных
качеств, хотя определенный информационный пробел составляют вопросы, касающиеся
специфики изучения развития становления профессиональных интеллектуальных
качеств в процессе учебной и трудовой занятости и особенно в подразделениях
полиции, где работа протекает в ярко выраженных, экстремальных условиях.
Интеллектуальные качества сотрудников ОВД - это сложное психическое
образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов:
когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении
возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную
деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей
действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное
мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую
профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность,
коммуникативные способности.
1.2
Экспертная оценка и самооценка
Одним из разновидностей наблюдений является самонаблюдение,
которое позволяет проанализировать эмпирические данные, полученные в результате
тестирования, а также позволяет сформировать самооценку всех личностных
качеств.
В современной психологии есть три уровня самооценки:
заниженная, нормальная, завышенная.
В социуме человек постоянно сравнивает себя с окружающими и
на основе этого оценивает себя сам. Помимо общей самооценки люди привычно
оценивают и отдельные личностные качества, а также профессиональные навыки,
сформировавшиеся в процессе обучения в вузе.
Преподаватели вуза экспертно оценивают знания курсанта. Их
мнение основывается на их знаниях и практическом профессиональном опыте.
Экспертная оценка преподавателя может быть в виде:
· Индивидуальной оценки, основанной на
использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.
· Коллективной оценки, основанной на
использовании коллективного мнения экспертов.
По мнению Л.В. Алексеевой: "статусная позиция эксперта
может быть разнообразной: сбоку (коллега, одноклассник, друг), сверху
(начальник учитель для ученика), снизу (подчинённый для начальника, ребёнок для
родителя). [5, с.]
Поэтому оценка своих профессиональных возможностей курсантами
может расходиться с оценкой независимых экспертов. В нашей работе под
экспертной оценкой рассматривалась оценка преподавателей.
Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное
заполнение преподавателем журнала, ведомостей, по результатам которых
производится всесторонний анализ академической успеваемости и выявляются
возможные пути ее улучшения.
Рассматривая этот материал, мы можем составить более полное
представление о личности, благодаря отношений, которые возникают в
образовательном процессе, где полностью исключена психологическая опасность
личной заинтересованности в том или ином решении, которая может стать
существенным препятствием для получения объективного решения.
По мнению Грецов А.Г. самооценка и уровень притязаний -
явление очень субъективные, зависящие от реальных достижений меньше, чем может
показаться. Тот, кто оценивает себя высоко, ориентируется на максимальные
достижения. Кто оценивает себя низко, тот и не ждёт от себя значительных
достижений, не претендует ни на что хорошее. [9. c.211]
Кроме самооценки человеку свойственно и оценивать свои
возможности применительно к профессиональным навыкам: способности к определённой
профессии. Самооценка профессионально значимых личностных качеств - это сложное
личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное отношение субъекта к
самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей
профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных
требований профессиональной среды.
Оценка своих профессиональных возможностей может расходиться
с оценкой независимых экспертов. В нашей работе под экспертной оценкой
рассматривалась оценка преподавателей.
Под самооценкой профессионально значимых личностных качеств
мы понимаем сложное личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное
отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об
особенностях своей будущей профессиональной деятельности, о характере
межличностного общения и нормативных требований профессиональной среды.
Выводы по
главе
Интеллектуальные качества сотрудников ОВД - это сложное психическое
образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов:
когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении
возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную
деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей
действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное
мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую
профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность,
коммуникативные способности.
Самооценка профессионально значимых личностных качеств - это
сложное личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное отношение
субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей
профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных
требований профессиональной среды.
Глава 2.
Зависимость академической успеваемости иностранных специалистов от уровня
развития интеллектуальных качеств в процессе обучения в вузе МВД России
Для изучения интеллектуальных качеств курсантов нами были
выбраны 2 субтеста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру: логический отбор и
умение проводить аналогии понятий. Выбранный тест позволяет получить и
рассмотреть результаты измерения интеллектуальных качеств в динамике, так как
имеет две серии идентичных заданий. Выбранная методика относится к числу
наиболее широко применяемых в России. Тест предложен автором в 1953 году
(последняя редакция - 1973 год) [10, с.77].
Изначально тест предназначался для дифференцированного отбора
кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального
отбора.
Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной
выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.
Указанная методика позволяет интерпретировать результаты на
двух уровнях:
) Логический отбор (LS) - исследуется "чувство
языка" по Р. Амтхауэру. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав
подходящее слово из списка.
) Аналогии (AN) - тестируются комбинаторные способности.
Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен
подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной
связи. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития
операции обобщения.
Каждое правильное решение оценивается в один балл. Первичные
оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам
переводятся в общую оценку уровня интеллекта. Тест был рекомендован
психологическим отделом ДКО МВД России [14, с.40].
"Сырые баллы (количество решенных задач) по каждому
субтесту переводятся в стандартные баллы. Сумма первичных баллов по всем
выбранным субтестам переводится в общую оценку уровня, на основании которой
можно оценить логические способности, умение проводить аналогии. (См.
Приложение).
Профессиональное становление курсантов, будущих сотрудников
полиции, начальный период профессиональной деятельности, связанный с
приобретением интеллектуальных качеств, индивидуальных особенностей,
соответствующих содержанию и требованиям этой деятельности.
Рисунок 1. Результаты выполнения теста Р. Амтхауэра
иностранными специалистами ФПИС Мос У МВД России (в баллах).
Выявленный разброс среднего уровня интеллектуальных качеств
иностранных специалистов факультета ФПИС от 6,5 до 17 баллов при 20 максимально
возможных можно объяснить индивидуальным, социальным, национальным, возрастным
статусом опрошенных.
Поскольку личность формируется и проявляется в деятельности,
в том числе и на этапе профессиональной подготовки, то условия развития
интеллектуальных качеств курсанта как субъекта труда, обеспечивающих его
эффективность и успешность освоения профессией, должны осуществляться
неразрывно с самой деятельностью, в том числе и на этапе профессиональной
подготовки.
Следовательно, при формировании профессиональных
интеллектуальных качеств курсантов возможен потенциал их развития.
Низкие результаты объясняются ошибочным выбором
неадаптированной методики Р. Амтхауэра для измерения интеллектуальных качеств
иностранных специалистов. Особенно трудно задания было выполнять курсантам
Вьетнама и Монголии.
Профессиональная деятельность, конкретный вид труда
становится ведущей деятельностью взрослого человека. И интеллектуальные качества
специалиста получают свое полное развитие в ведущей его деятельности. Высокие и
низкие показатели интеллекта сотрудников полиции во многом зависят от того,
какой социальный опыт был приобретен индивидом за прожитые годы и от
взаимосвязи между этим опытом и факторами, измеряемыми с помощью тестов.
Интеллект входит в структуру личности и тесно взаимосвязан с
другими компонентами структуры личности сотрудника полиции. Следовательно, как
интеграция познавательных функций интеллект оказывает влияние на особенности
личности и наоборот. Рассмотрим самооценку как одну из побудительных сил в
развитии интеллектуальных качеств на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение экспертной оценки и самооценки
академических знаний слушателей ФПИС Мос У МВД России.
Как видно из графика у большинства курсантов факультета
подготовки иностранных специалистов самооценка знаний по профессиональным
предметам (психологии, физической подготовке) занижена по сравнению с
экспертной оценкой.
При изучении самооценки личностных качеств был получен
средний результат и завышенная самооценка.
Статистическая значимость результатов определялась методом
ранговой корреляции Спирмена.
В практической деятельности низкий уровень самооценки знаний
психологии может проявиться, как в нерешительности так и в отсутствии
инициативы. Сотрудники с заниженной самооценкой более зависимы от одобрения и
критики других.
Если рассматривать функции самооценки, то:
регуляторная, позволяет производить решение задач
личностного выбора;
защитная, обеспечивает относительную стабильность и
независимость личности;
функция развития, самооценка является
толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки
окружающих личности и достижений индивида.
Зрелая личность на этапе становления профессиональных качеств
стремится к получению разносторонней психологической характеристики о себе,
следовательно в процессе обучения курсант не может быть изолирован от
коллективной оценки своих знаний курсантами группы.
Курсанты, анализируя полученные результаты в группе, имели
возможность сравнивать свои показатели уровня интеллектуальных качеств и
самооценки со средними и максимальными значениями по курсам.
К моменту вступления в должность психолога и т.д. уровень
развития интеллектуальных качеств бывших слушателей должен достигать
профессиональной зрелости, что позволит им самостоятельно выполнять
функциональные обязанности в соответствии с требованиями реальности, принятыми
в полиции, профессиональном коллективе.
Дальнейшая наша работа будет направлена на выработку методов
развития адекватной самооценки к профессиональным знаниям курсантов факультета
подготовки иностранных специалистов.
Для этого можно установить следующие направления дальнейшей
работы.
. Приблизить обучение к практическим задачам психологов в
отделах полиции.
. Изучать многообразие способов развития интеллектуальных
качеств курсантов, в процессе решений практических задач на всех ступенях
профессионального становления и обучения в вузах МВД России.
. Дифференцировать стратегии, используемые при решении
практических задач в процессе развития интеллектуальных качеств.
. Изучать варианты определения и объяснения проблем развития
интеллектуальных качеств.
Всё перечисленное будет способствовать целенаправленному развитию
интеллектуальных качеств курсантов, как ведущего фактора профессионального
становления.
Выводы по
главе
Выявленный разброс среднего уровня интеллектуальных качеств
курсантов факультета ФПИС можно объяснить ошибочным выбором неадаптированной
методики Р. Амтхауэра. Особенно трудно задания было выполнять курсантам
Вьетнама и Монголии.
Дальнейшая наша работа будет направлена на выработку методов
развития адекватной самооценки академической успеваемости курсантов факультета
подготовки иностранных специалистов.
В практической деятельности низкий уровень самооценки знаний
психологии может проявиться, как в нерешительности так и в отсутствии
инициативы. Сотрудники с заниженной самооценкой более зависимы от одобрения и
критики других. Такие люди легко повержены внешним влияниям, используются
манипуляторами, не могут отстоять собственное мнение.
Заключение
Интеллектуальные качества сотрудников ОВД - это сложное психическое
образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов:
когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении
возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную
деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей
действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное
мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую
профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность,
коммуникативные способности.
Самооценка профессионально значимых личностных
качеств
- это сложное личностное образование, выражающее ценностно - эмоциональное
отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об
особенностях своей профессиональной деятельности, о характере межличностного
общения и нормативных требований профессиональной среды.
Литература
1. Федеральный
закон "О полиции". М., 2011.63 с.
2. Федеральный
закон Российской Федерации от 30.10.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
. Приказ
МВД Российской Федерации от 30.05.2005 № 425 "О Совете МВД России по науке
и передовому опыту".
. Приказ
МВД Российской Федерации от 2.09.2013 № 660 об утверждении Положения об основах
организации психологической работы в органах внутренних дел Российской
Федерации.
. Алексеева
Л.В. Юридическая психология: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2010. - 312с.
. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1993.
. Воробьев
А.М. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в вузе.
/ Автреф. канд дис. М., 1978.
. Глубокий
В.А., Гершевич Т. В Требования, предъявляемые к психологической
подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной специализации // Психопедагогика
в правоохранительных органах. Омск. 2004. № 1 (21).
. Грецов
А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005. -
217с.: ил.
. Дружинин
В.Н. Психология общих способностей.3-е изд. СПб.: Питер, 2007. С.368.
. Еникеев
М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник
/ М. И: Еникеев - 2 е изд., перераб. - М.: Норма: Инфра М., 210 С.640.
. Залесская
С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и
особенностях самооценки молодых сотрудников милиции / Автореферат… к. п. н.
Тверь: 1999. С.21.
. Коротков
Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров / Дис. к.
п. н. М.: ВПА, 1973.
. Методика
организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в
органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательное учреждения
МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД
России при перемещении по службе. Методические рекомендации.М. 2009.
. Панов
Е.В. Проблема личностных качеств слушателей как компонент профессиональной
подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2.
. Семенова
О.В. Юридическая психология. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. С.240.
. Столяренко
Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. - Москва: Проспект, 2014. - 4464с.
. Тихомиров
С.Н. Психологические особенности профессионального мышления следователей
органов внутренних дел. М.: Издательство МЮИ МВД России 1998. С.37.
. Тихомиров
С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников
оперативных аппаратов. М.: Издательство МЮИ МВД России, 1997. С.27.
. Шиханцов
Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов - М: Издательство
"Зерцало", 1998. - 352 с.
. Большаков
В.Ю. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
Приложения
Приложение 1.
2 - серии заданий теста Р. Амтхауэра.
Субтест 1.
Логический отбор.
К слову надо подобрать из 4 предложенных
слов, такое, которое совпало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. В ответных
бланках зачеркните соответствующую букву. Пример: Век - а) история б) столетие
в) событие г) прогресс. Правильный ответ - столетие надо зачеркнуть (б).
Набор заданий 1 субтеста:
1. Прогрессивный - а) интеллектуальный б)
передовой в) ловкий
г) отсталый.
. Аннулирование - а) подписании б) отмена
в) сообщение г) отсрочка.
. Идеал - а) фантазия б) будущее в)
мудрость г) совершенство.
. Аргумент - а) довод б) согласование в)
спор г) фраза.
5.
Миф -
а) древность б) творчество в) предание г) наука.
6.
Аморальный
- а) устойчивый б) трудный в) неприятный г) безнравственный.
7.
Анализ
- а) факты б) разбор в) критика г) умение.
9.
Сферический
- а) продолговатый б) шаровидный в) пустой
г) объемный.
10.Социальный - а) принятый б) свободный в) запланированный
г) общественный.
11.Гравитация - а) притяжение б) отталкивание в)
невесомость г) подъем.
12.Сентиментальный - а) поэтический б)
чувствительный в) радостный г) странный.
13.Экспорт - а) продажа б) товарыв) выво г)
торговля.
14.Эффективный - а) необходимый б) действенный в)
решительный
г) острый.
15.Мораль - а) этика б) развитие в) способность г)
право.
16.Модифицировать - а) работать б) наблюдать в)
изучать
г) видоизменять.
17.Радикальный - а) коренной б) ответный в)
последний г) отсталый.
18.Негативный - а) неудачный б) ложный в)
отрицательный
г) неосторожный.
19.Субъективный - а) практический б) общественный в)
личный
г) скрытый.
20.Аграрный - а) местный б) хозяйственный в)
земельный
г) крестьянский.
Субтест 2.
Аналогии.
Вам предлагаются три слова. Между первым и
вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти
слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Необходимо отменить в
ответном бланке буквенный индекс этого слова. Пример: Песня - композитор. Самолет
- .?
а) аэропорт б) полет в) конструктор г)
горючее д) истребитель.
Правильный ответ -
"конструктор." Следующий пример: Добро - зло. День-.? а) солнце б)
ночь в) неделя г) среда д) сутки.
Правильный ответ "ночь". Поэтому
в ответном бланке следует отметить буквенный индекс "б".
. Глагол - спрягать. Существительное.?
а) изменять б) образовывать в) употреблять
г) склонять д) писать.
. Холодно - горячо. Движение - .?
а) инерция б) покой в) молекула г) воздух
д) взаимодействие.
. Колумб - путешественник Землетрясение-?
а) первооткрыватель б) образование гор в)
извержение г) жертвы д) природное явление.
. Слагаемое - сумма. Множители - .?
а) разность б) делитель в) произведение г)
умножение д) число.
. Рабовладельцы - буржуазия. Рабы.?
а) рабовладельческий строй б) буржуазия в)
рабовладельцы г) наемные рабочие д) пленные.
. Папоротник - спора. Сосна - .?
а) шишка б) иголка в) растение г) семя д)
ель.
. Стихотворение - поэзия. Рассказ - .?
а) книга б) писатель в) повесть г)
предложение д) проза.
. Горы - высота. Климат - .?
а) рельеф б) температура в) природа г)
географическая широта д) растительность.
. Растение - стебель. Клетка - .?
а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент
д) деление.
. Богатство-бедность. Крепостная
зависимость - .?
а) крепостные крестьяне б) личная свобода
в) неравенство г) частная собственность д) феодальный строй.
. Старт - финиш. Пролог - .?
а) заголовок б) введение в) кульминация г)
действие д) эпилог.
. Молния - свет. Явление тяготения - .?
а) камень б) движение в) сила тяжести г)
вес д) Земля.
. Первобытно-общинный строй -
рабовладельческий строй. Рабовладельческий строй - .?
а) социализм б) капитализм в)
рабовладельцы г) государство д) феодализм.
. Роман - глава. Стихотворение - .?
а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д)
жанр
. Тепло - жизнедеятельность. Кислород - .?
а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание.
. Фигура - треугольник. Состояние вещества
- .?
а) жидкость б) движение в) температура г)
вода д) молекула.
. Роза - цветок. Капиталисты - .?
а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм
г) класс д) фабрика.
. Понижение атмосферного давления -
осадки. Антициклон - .?
а) ясная погода б) циклон в) климат г)
влажность д) метеослужба.
. Прямоугольник - плоскость. Куб - .?
а) пространство б) ребро в) высота г)
треугольник д) сторона.
. Война - смерть. Частная собственность -
.?
а) феодалы б) капитализм в) неравенство г)
рабы д) крепостные крестьяне.
Ответы:
№ п/п
|
Логический
отбор
|
Аналогии
|
|
Б
|
г
|
б
|
|
Г
|
д
|
|
А
|
в
|
|
В
|
г
|
|
Г
|
г
|
|
Б
|
д
|
|
Г
|
б
|
|
Б
|
а
|
|
Г
|
б
|
|
А
|
д
|
|
Б
|
в
|
|
В
|
д
|
|
Б
|
в
|
|
А
|
д
|
|
Г
|
а
|
|
А
|
г
|
|
В
|
а
|
|
В
|
а
|
|
В
|
в
|
Приложение 2
Тест самооценки личностных качеств.
Для определения самооценки личностных качеств необходимо
выбрать 10 отрицательных и 10 положительных качеств из списка предложенных.
Аккуратность Несдержанность
Беспечность
Обаяние
Вдумчивость Обидчивость
Вспыльчивость Осторожность
Восприимчивость Отзывчивость
Гордость Педантичность
Грубость Подозрительность
Жизнерадостность Принципиальность
Заботливость Поэтичность
Зависимость Презрительность
Застенчивость Радушие
Завистливость Развязность
Злопамятность Рассудочность
Искренность Решительность
Изысканность Сдержанность
Капризность Сострадательность
Легковерие Стыдливость
Медлительность Терпеливость
Мечтательность Трусость
Мнительность Уверенность
Мстительность Увлекаемость
Настойчивость Упорство
Нежность Уступчивость
Непринуждённость Холодность
Нервозность Энтузиазм
Из выбранных положительных и отрицательных качеств, отметь
галочками те, которые свойственны тебе.
Из выбранных ваших положительных качеств вычете ваши
отрицательные качества. Полученная разность - это показатель вашей самооценки.
Максимально возможное значение показателя + 10 баллов, минимальное - 10. Если
получилось значение от 0 до + 3 - самооценка средняя, от +4 до + 7 - в меру
высокая, больше высокая. Если получилось отрицательное число - самооценка
низкая. [c.212]
Приложение 3