Избирательная система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательная система РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Основы государственного и муниципального управления

на тему: «Избирательная система РФ»










Омск-2014г.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль избирательной системы в развитии современных государств

.1 Основные типы избирательных систем

.2 Правовые основы реализации избирательных компаний

Глава 2. Состояние и перспективы развития избирательной системы РФ

.1 Избирательная система РФ на современном этапе: ее особенности

.2 Основные направления трансформации избирательной системы РФ в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Определение России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления основывается, прежде всего, на признании народа в качестве единственного источника власти. При этом одной из форм непосредственного выражения власти народа согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ являются свободные выборы, посредством которых формируются органы государственной власти и местного самоуправления.

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что в условиях построения российской избирательной системы на основе демократических избирательных стандартов повышенного внимания требует анализ развития российского избирательного законодательства. Многие современные проблемы в сфере выбора и соответствующего законодательного закрепления конкретного вида избирательной системы либо отдельных ее элементов, используемых для выборов в органы государственной власти Российской Федерации, связаны с постоянным реформированием федерального избирательного законодательства. Особенно важным представляется комплексное исследование избирательных систем современных государств и РФ, и выявление их особенностей на современном этапе. Это позволит объективно оценить основные направления трансформации избирательной системы РФ в современных условиях.

Рассмотрению вопросов избирательной системы посвящен достаточно объемный массив специальной литературы.

Так, общетеоретические аспекты исследования проблематики избирательных систем можно проследить в трудах российских дореволюционных государствоведов Б. Велихова, В.В. Водовозова, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Н.И. Тургенева и др.

Исторический аспект становления, развития, сущность избирательной системы советского периода и подходы к определению понятия «избирательная система» отражены в работах А.А. Аскерова, П.В. Бахмурова, Т.Т. Бутурлиной, П.Т. Василенкова, Л.Д. Воеводина, И.Т. Полякова, А.И. Денисова, Д.Л. Златопольского, Н.П. Иванищевой, И.П. Ильинского, А.И. Кима, и др.

Проблемы правового регулирования, становление и развитие избирательной системы Российской Федерации и зарубежных стран современного периода, а также обсуждение категории «избирательная система» рассматриваются в трудах С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, И.А. Алебастровой, К.В. Р.Г. Биктагирова, Н.А. Богдановой, Г.А. Василевича, Ю.А. Веденеева, Л.Ю. Грудцыной, Ю.А. Дмитриева, Н.М. Добрынина, B.C. Елистратовой, И.А. Журавлевой, А.В. Зиновьева, В.И. Ивановой, Г.Д. Садовниковой, Д.Б, Сергеева, А.А. Скосаренко, С.А. Солдатова, Е.В. Старкина, И.А. Старостиной, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Г.Н. Щедролюбовой, И.С. Яценко и др.

Важный вклад в сравнительное изучение избирательных систем с точки зрения политических последствий их применения внесли работы А.Ю. Бузина, В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, С.Е. Заславского, З.М. Зотовой, А.В. Иванченко, А.В. Кынева, В.Л. Шейниса и др.

Объектом курсовой работы является избирательная система РФ.

Предмет курсовой работы составляют нормативные правовые акты, закрепляющие избирательные системы, используемые при формировании органов государственной власти, а также сложившаяся правоприменительная практика.

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, целью работы является комплексное изучение действующей системы реализации избирательного права, избирательных систем, используемых при формировании органов государственной власти РФ, включая характеристику теоретической, нормативной и практической составляющих; выявление тенденций и специфики развития избирательных систем на разных исторических этапах их становления, выявления основных направлении трансформации и путей дальнейшего развития избирательной системы РФ в современных условиях. В соответствие с целью в работе поставлены следующие задачи:

обобщить и проанализировать накопленные научные подходы к определению понятия «избирательная система»;

проанализировать избирательное право как одно из конституционных прав, его принципы и практику применения в Российской Федерации;

подробно проанализировать механизм реализации избирательных прав граждан зарубежных государств и РФ;

изучить основные направления трансформации избирательной системы РФ в современных условиях.

Методологическую основу курсовой работы составляют современные методы научного познания общественной и правовой действительности - общенаучные и специальные частнонаучные. Из частнонаучных методов исследования применялись историко-правовой, статистический, математический, социологический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и др.

Нормативная база курсовой работы представлена международными избирательными стандартами, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, историко-правовыми документами советского и постсоветского периода.

Структура курсовой работы определена содержанием темы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии

Глава 1. Роль избирательной системы в развитии современных государств

.1 Основные типы избирательных систем

В контексте построения федеративного государства, проблема совершенствования и модернизации избирательной системы, как и поиск новых моделей избирательного процесса, является весьма актуальной, поскольку избирательное законодательство, особенно на государственном уровне, - один из системообразующих факторов применительно к политическим структурам общества. Формирование крепкой, слаженной партийно-политической системы, создание работоспособного парламента со стабильной фракционной структурой крайне важны для легитимизации в общественном сознании деятельности государственной власти.

Создание базы для становления оптимальной избирательной системы и соответствующего международным демократическим стандартам избирательного законодательства требует глубокого и детального анализа избирательных процессов зарубежных стран и опыта государств, наиболее успешно применяющих ту или иную модель. Определение достоинств и недостатков конкретных избирательных систем, которые, как показывает опыт многих стран, выявляются лишь в ходе нескольких избирательных циклов, позволит минимизировать риск серьезных потрясений в политической и общественной жизни.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти.(26) В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источниками финансирования.

Почти двухвековой путь становления и развития, применяемых сегодня в разных странах, избирательных систем дает возможность аналитикам выявить недостатки двух основных форм участия граждан в формировании органов государственной власти: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализировать и выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем в современных демократических государствах.

Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, в основу которой лег принцип большинства при определении результатов голосования. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности, а транспарентность реальной расстановки этих сил в стране исключается. Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию. Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.(15) Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).(15) Такое положение исключается при применении пропорциональной избирательной системы, в основу которой положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий.

Пропорциональная избирательная система на столетие моложе мажоритарной. В конце 19 века она была введена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии, и в 1906 году - в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи). Сегодня эта система существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе. (10) Все пропорциональные системы рознятся между собой, имея в каждой стране свои значительные особенности. В классическом виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в том, что вся страна превращается в единый многомандатный округ, от которого будет избран весь состав парламента, а избиратель в таком случае голосует за один из списков, выдвинутых политическими партиями, союзами, объединениями. В отличие от мажоритарной такая система дает возможность группам и слоям избирателей, поддержавшим кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа (страны, региона), располагать своими представителями в законодательном органе. Однако, несмотря на бесспорное преимущество перед мажоритарной системой относительно соблюдения демократических принципов и международных норм избирательного права, у пропорциональной системы также есть ряд существенных недостатков и спорных аспектов. Наиболее сложная проблема, с которой сталкивается любое государство при проведении пропорциональной системы заключается в том, что данный метод определения исхода парламентских выборов для создания стабильного большинства требует все же наличия крупных и влиятельных партий, способных заручиться поддержкой 50% голосов электората и выше. Это условие особенно важно для стран, где правительство формируется в соответствии с волей парламентского большинства (Германия, Испания, Швеция, Латвия и др.) или может быть смещено парламентом путем вынесения ему вотума недоверия (Франция, Польша, Россия). Отсутствие же влиятельной партии с абсолютным большинством в парламенте чревато частыми правительственными кризисами. В данном контексте крайне показателен опыт Италии, в которой пропорциональная система используется более 40 лет. Огромное количество мелких партий, неспособных создать устойчивые коалиции, привело к смене в этой стране более 56 кабинетов министров, что дало политологам основания назвать такую ситуацию «кризисом итальянского пропорционализма».(10) История наглядно показывает, что частые правительственные кризисы и многочисленность досрочных выборов препятствуют формированию в государстве самостоятельного и дееспособного правительства и эффективному функционированию исполнительной ветви власти, чем создают опасность дестабилизации обстановки в государстве и обществе в целом. Непрочность же вышеназванных факторов особенно болезненна для государств, находящихся на переломном этапе развития и испытывающих экономические трудности. В политологии для определения стабильности правительства в той или иной стране применяется такой объективный показатель, как степень его выживаемости. Этот показатель получают в результате деления реальной продолжительности выполнения правительством своих функций, выраженной в днях, на период между выборами, в течение которого оно должно было существовать в соответствии с конституцией. Так, статистические данные, полученные в результате анализа деятельности правительств 13 европейских стран с 1945 по 1990 годы, со всей очевидностью свидетельствуют, что по этому важному показателю Швеция занимает первое место, а Великобритания, в которой существует мажоритарная система голосования, находится только на четвёртом, не говоря уже о Франции периода V Республики (мажоритарная система), занимающей вместе с Финляндией (пропорциональная система) "почётные" 11-12 места.(12) И все-таки даже в названных выше странах наблюдается тенденция к объединению избирательных систем. Преодоление недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем осуществляется путем формирования избирательных систем смешанного типа, сочетающих элементы обеих систем, с максимальным использованием их достоинств. Таким образом, часть кандидатов избирается по одной системе, а часть - по другой (например, формирование нижней части палаты парламента Германии).

По образцу Германии в последние десятилетия смешанную избирательную систему приняли 26 стран (причем наряду с Западноевропейскими такие, как Албания, Армения, Сенегал, Япония), и уже сегодня эксперты замечают, что данные реформы позволяют ускорить в этих странах процесс политической структуризации общества и парламента.(10) Некоторые смешанные системы носят характер механического сочетания пропорционального и мажоритарного принципов (Россия): одна половина Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, другая же - по спискам избирательных объединений и блоков по принципу пропорционального распределения. Аналогичная система применяется в Германии, но при этом комбинируются различные способы подсчета голосов. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной. Так в Великобритании региональные законодательные органы власти (парламенты Шотландии и Ольстера, Национальное собрание Уэльса) избираются на пропорциональной основе. Во Франции, где тоже применяется мажоритарная избирательная система, законодательные органы власти департаментов и регионов, как и городской совет Парижа, избираются полностью по партийным спискам. Одним из способов преодоления существенного недостатка пропорциональной системы - множественности мелких партий - стал принцип установления нижнего предела их представительства. Например, для Бундестага Германии не предусмотрено представительство партий, набравших менее 5 % голосов. В некоторых странах смешанная избирательная система осуществляется путем перехода от многомандатных к маломандатным округам: из представленных к избранию 3-5 партий, победителями могут стать только 2-3 партии. Такая система ведет к предварительной консолидации партий для решения конкретных программ. (12)

ВЫВОД: Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Бесспорно, выбор той или иной модели - очень ответственный шаг, ведь выборы представляют собой как форму прямого народного волеизлияния - важнейшего проявления демократии, так и возможность граждан оказывать прямое воздействие на формирование органов государственной власти, реализуя тем самым свое право на управление государством. Опыт многих государств свидетельствует, что смешанная система проведения выборов наиболее приемлема для государств, находящихся на переломном этапе развития, поскольку именно такая система позволяет максимально обеспечить формальные условия, необходимые для выполнения парламентом его главной функции: выработки законов и совершенствования законодательной системы страны, гарантируя тем самым устойчивость демократических институтов.

.2 Правовые основы реализации избирательных компаний

Избирательное право является динамично развивающейся подотраслью конституционного права, на построение которой оказывают влияние конкретная политико-правовая ситуация в обществе, научные оценки, практика применения законодательства и другие. Избирательное право представляет собой совокупность правовых норм различной юридической силы, регулирующих общественные отношения в сфере организации подготовки и проведения выборов и референдумов различных видов. В правовой институт избирательного права входят только действующие нормы, регулирующие выборы на определенной территории, чем он отличается от правовой категории избирательное право - совокупность идей, взглядов на выборы, референдумы, возникновение, реализацию и охрану избирательных прав граждан.(8)

Рассмотрим подробно правовые основы реализации избирательной компании в США.

Конституция США содержит лишь некоторые положения, регулирующие выборы. Федеральные законы об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополнили конституционные положения. По-прежнему большая часть норм избирательного права устанавливается законодательством штатов.

В конституции записано: «Избиратели каждого штата должны отвечать тем требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата» (разд. 2, ст. I)(5). Следовательно, конституция вопрос о требованиях, предъявляемых к избирателям, полностью передает на усмотрение штатов. Однако практически федеральные власти вмешивались в компетенцию штатов по вопросам избирательного права. Прежде всего, это касается принципов избирательного права.

Принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. В 1870 г. XV поправка к конституции США наделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новая поправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964 г. поправка XXIV отменила избирательный налог. Закон 1970 г. снизил ценз оседлости на федеральных выборах. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз для избирателей до 18 лет. Избирательный закон 1975 г. окончательно отменил ценз грамотности. В настоящее время сохранился лишь один ценз оседлости: на президентских выборах - 30 дней, на других - от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательством штатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости для избирателей отменены.

В конституции США ничего не сказано о принципе равных выборов. Реализацией этого принципа занимались штаты, которые часто создавали неравные по численности избирательные округа. В США зародилась специальная наука - «избирательная география» (джерримендеринг) как способ нарезки избирательных округов, предоставляющий преимущества какой-либо партии на выборах. Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этого положения. В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд. В 1964 г. Суд определил, что разд. 2 ст. 1 конституции подразумевает равное представительство при выборах депутатов палаты представителей. В 1969 г. Верховный суд конкретизировал свою позицию, указав, что каждый штат долькой приложить «добросовестные усилия для достижения точного математического равенства» округов.

Принцип прямых выборов первоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - палату представителей. Сенаторы избирались на основе многостепенных выборов: законодательными собраниями штатов. Лишь в 1913 г. было установлено, что сенаторы должны избираться «народом штата» (ХVII поправка). Президент и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками).

Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования. Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают надежную тайну голосования.

Избирательные законы федерации и штатов подробно регламентируют организацию и порядок проведения выборов. Центральные органы по проведению выборов в США не создаются. В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. В избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. Избирательные округа в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками. Во многих штатах избиратель должен явиться в избирательную комиссию и обосновать свое право на внесение в список избирателей. В 15 штатах регистрация избирателей может производиться не только в избирательных комиссиях, но и по месту работы, в государственных учреждениях. В списки избирателей не могут быть включены душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 пет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.

Процедура выдвижения кандидатов весьма разнообразна в США. Кандидатов на выборные должности могут выдвигать: партийные съезды (конвенты), избиратели путем петиций, общим собранием партийных фракций в Конгрессе и на основе праймериз. Самым распространенным способом выдвижения кандидатов являются праймериз.

Праймериз представляют собой первичные выборы, в ходе которых избиратели подают свои голоса за кандидата в кандидаты. Победитель на праймериз становится кандидатом, его имя вносится в избирательный бюллетень. Праймериз - демократическая система выдвижения кандидатов: сами избиратели помимо партийных боссов, партийного аппарата решают, кто должен быть кандидатом по их округу на предстоящих выборах.

Победители на выборах в США определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутаты избираются незначительным большинством голосов. Во время избирательных кампаний при этой системе борьба среди кандидатов ведется не по политическим проблемам, а вокруг мелких, в основном, личных вопросов, с целью создать «имидж» (образ), благоприятный для кандидата(5).

А теперь рассмотрим только отдельные характерные особенности избирательного права в ряде стран.

Избирательное право предоставляется швейцарским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, не лишенных этого права законодательством кантона, в котором они имеют свое местожительство. Снижение возрастного ценза с 20 до 18 лет было проведено на референдуме в начале 1990 г., внесшего соответствующую поправку в конституцию. Побудительным мотивом явилось решение Федерального суда от 27 ноября 1989 г. о противоречии конституции нормы о лишении женщин избирательного права в полукантоне Аппенцепль-Интерроден. Швейцария долгое время оставалась почти единственной страной в Европе, в которой избирательным правом не обладали женщины. Только на национальном референдуме в феврале 1971 г. была принята соответствующая поправка к конституции(5).

Согласно закону 1976 г. швейцарцы, проживающие за границей, также могут участвовать в голосовании. Кроме того, предусматривается возможность голосовать по почте.

В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадцатилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест

Голосование в Италии рассматривается как гражданская обязанность. Абсентеизм без уважительных причин фиксируется в судебных органах в течение 5 лет; кроме того, мэр коммуны может внести в список лицо, уклонившееся от голосования безмотивно; такой список вывешивается для всеобщего обозрения. Каких-либо материальных, административных или уголовных санкций уклонение от голосования не влечет.

Сенат имеет в своем составе, помимо избираемых, еще две группы членов: 5 членов, назначаемых Президентом республики за выдающиеся заслуги перед Родиной в социальной, научной, художественной и литературной областях, и в состав палаты по праву входят все бывшие президенты республики (в настоящее время четыре). Две последние категории лиц являются членами Сената пожизненно(5).

В связи с подписанием Испанией Маастрихских соглашений от 7 февраля 1992 г. в конституцию (п. 2 ст. 13) была внесена поправка о предоставлении на основе взаимности пассивного избирательного права иностранцам - гражданам государств-членов Европейского союза на выборах в муниципальные советы. В Испании отсутствует какая-либо процедура отзыва парламентариев; если они хотят уйти в отставку, то должны направить письменное заявление председателю своей палаты.

Для избрания палаты представителей Япония делится на 129 избирательных округов. В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов (в частности, запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов), кандидат может использовать телевидение в ходе предвыборной борьбы только в течении 3 минут. Типичным является использование в предвыборной борьбе (длится обычно один месяц) агитационных автобусов, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; ежедневные 8-часовые поездки, 5-6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями

В Японии для выдвижения кандидата в депутаты достаточно предложить его кандидатуру одним избирателем и поддержать ее другим, что выглядит весьма демократично. Однако, независимым кандидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий.

Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить, за кого голосовал избиратель.

Правом быть избранным в представительный орган любого уровня (национального, провинциального и областного) обладают индонезийцы, верящие в Бога, лояльные принципам «панча сила», владеющие индонезийским языком, умеющие читать и писать на основе латинского алфавита, окончившие среднюю школу и не имеющие судимости. Не могут быть выдвинуты кандидатами лица, ранее состоявшие в Компартии или связанных с иен организациях.

В Бразилии в избирательные списки не могут включаться душевнобольные, заключенные, лица, не обладающие полнотой политических прав, и военнослужащие со званием ниже сержантского. Бразильские парламентарии не могут быть отозваны. Чтобы уйти в отставку, они должны направить соответствующее письмо председателю своей палаты или объявить о своей отставке на ее заседании. Отставка считается принятой со времени опубликования об этом в официальном вестнике.

В КНР могут проводиться т. н. «предварительные выборы». Если списки кандидатов при прямых и многостепенных выборах оказываются «чрезмерно большими», то проводятся предварительные выборы, в ходе которых простым большинством голосов избирателен (при прямых выборах) или депутатов (при многостепенных выборах) определяется список кандидатов в депутаты.

Пассивным избирательным правом обладают все болгарские граждане, не имеющие другого гражданства, причем Президент и вице-президент страны должны быть гражданами Болгарии по рождению(5).

ВЫВОД:

В отличие от гражданского права, отличающееся завидной стабильностью, избирательное законодательство не может устояться и подвергается существенной корректировке практически каждый раз перед очередными выборами. Одной из причин таких изменений являются просчеты законодателя, который недальновидно и небрежно относится к вопросам правового регулирования отношений, связанных с выборами в органы власти. Другая причина - это проявление интересов политической конъюнктуры.

По мнению М.М. Какителашвили, избирательное право - «не придуманная подотрасль права», а рожденная из политических, социальных и практических потребностей. Избирательное право - это сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, законодательных органов государственной власти(14)

избирательный право власть

Глава 2. Состояние и перспективы развития избирательной системы РФ

.1 Избирательная система РФ на современном этапе: ее особенности

Особенностью избирательной системы России является то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве, в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст.28 Конституции Российской Федерации, а также в ст.81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях. (1)

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

Тезис о целесообразности возвращения к выборам депутатов по одномандатным округам, прозвучавший в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года, стал поводом для очередного этапа поиска эффективной модели избирательной системы России и оценки ее жизнеспособности. Как известно, только в 2007 и 2011 годах нижняя палата российского парламента комплектовалась исключительно по пропорциональной избирательной системе, до этого действовавшая избирательная система имела смешанный характер. Чем продиктован откат назад в данной ситуации и будет ли он рациональным?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к недавней исторической ретроспективе и проанализируем актуальную в свое время проблему перехода России к пропорциональной избирательной системе, оценив недостатки последней в рамках ее практического использования в условиях современной России, что позволит нам понять причины, по которым отказ от пропорциональной системы может быть обоснованным.

Зачастую на этапе отмены выборов по одномандатным округам публичное обсуждение заявленной проблемы сводилось к попыткам определить, насколько данная разновидность комплектования органов законодательной власти соответствует императивам демократии и в какой степени она способна влиять на открытость политической жизни. Стоит заметить, что приведенные критерии для оценки целесообразности внедрения и эффективности функционирования видоизмененного варианта избирательной системы необходимо соотносить с вектором политического развития государства, характером политического режима и взаимоотношений между ключевыми субъектами политической жизни. Подобное комплексное видение в большей степени способствовало культивации целостного восприятия плюсов и минусов проекта утверждения пропорциональной избирательной системы в современных российских условиях, в отличие от общих рассуждений относительно широкого распространения пропорциональной системы в европейских странах, преподносившихся в качестве одного из оснований, позволяющего модернизировать соответствующий институт подобным образом и в России.

Общеизвестно, что пропорциональная избирательная система призвана обеспечивать и поддерживать принцип партийного представительства, по сути предполагающий при формировании органа представительной власти в большей или меньшей степени учет интересов и мнений симпатизантов существующих в пределах политического спектра сил. На этом основании она и признается довольно демократичной с точки зрения своего характера политической теорией, так как предоставляет относительно равные возможности для политических факторов.

На каком уровне развития в России середины 2000-х годов находилось партийное представительство? Ответ на этот вопрос мог стать перспективным диагнозом для проекта пропорциональной системы уже на этапе его внедрения и лишний раз развеять миф о том, что в нашей стране приживается все, доказавшее эффективность за рубежом. И дело здесь ни столько в размытых параметрах исключительности российского государства и самобытности исторического пути его развития, сколько в исходных условиях становления тех или иных институтов и во внеинституциональных особенностях.

Неоспорим факт, что в начале XXI века в нижней палате российского парламента сформировался ярко выраженный феномен пропрезидентского большинства, что на практическом уровне проявилось в доминировании фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» над представителями остальных политических сил. Однако тенденции, имевшие и имеющие до сих пор приоритетное значение в эволюции парламентаризма на современном этапе, присутствуют и на уровне политической жизни в целом. Их конкретные проявления заметны в итоге взвешенной оценки содержательной стороны процесса переформатирования политического спектра Российской Федерации. Из всех проектов формирования партийной системы наиболее реалистичным оказался вариант, предполагавший трансформацию и без того иллюзорного политического многообразия в сконструированную искусственным путем партийную систему с двумя субъектами - доминирующей партией и системной оппозицией. За последние годы в России так и не сформировалось полноценной «правой» и «левой» оппозиции, а политические силы, причисляющие себя к оппозиционным течениям, в результате адаптации к политическим реалиям в большей или меньшей степени оказались встроенными в сложившуюся систему, функционируя в рамках определенных правил.

Неизбежность актуальной трансформации партийной системы обусловлена относительной неразвитостью в стране институтов гражданского общества, характером политического режима и, что самое главное, отсутствием в стране эффективного партийного представительства, являющегося фундаментом пропорциональной избирательной системы.

Результаты парламентских выборов 2011 года свидетельствуют о проявлении и иных тенденций, выраженных в относительно устойчивом росте сторонников политических сил, являющихся альтернативой правящей партии. Имеющийся тренд, правда, правомерно рассматривать в качестве отражения социального запроса на изменения, а не в виде результата эффективного функционирования действующей системы на институциональном уровне. Возможно, что в неопределенной перспективе его потенциальное развитие может привести к кардинальной коррекции ситуации, но эта трансформация будет довольно медленной.

За годы построения многопартийности страна пришла к следующему результату. Сегодня в России практически отсутствуют политические партии, объективно выражающие интересы широких слоев населения и осуществляющие их посредством парламентской деятельности. Посредничество между властью и обществом - фундаментальная функция любой политической партии - в современной России нивелируется. При этом примечательно, что сложившаяся картина не является каким-то российским парадоксом, а продиктована характером партийного строительства и политической пассивностью населения. Либерализация партийного законодательства привела к появлению в России «мини-партий», неконтролируемое увеличение которых в перспективе может вернуть партийную систему в состояние хаоса, царившее в середине 1990-х годов.

Как и любое политическое событие, результат реформы избирательной системы страны предполагает наличие, как победителей, так и проигравших. Кто же оказался в выигрыше и кто - в проигрыше от перехода к пропорциональной системе? На мой взгляд, здесь первый победитель - парламентское большинство. После перехода на полностью пропорциональную избирательную систему в прессе распространились заявления ряда членов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В них, в частности, утверждалось, что «единороссам» в меньшей степени выгодны выборы исключительно по партийным спискам. Аргументация такой позиции сводилась к тому, что они по итогам голосования по федеральному избирательному округу в 2003 году не получили такого количества голосов избирателей, которое позволило бы им сформировать конституционное большинство.

При учете актуальной на тот момент политической конъюнктуры и допущении ее эволюции в инерционном русле правящая партия в любом случае выигрывала, и предполагалось, что в результате введения пропорциональной избирательной системы парламентское большинство, скорее усилит свои позиции, чем утратит их. Именно таким было положение правящей партии до изменения политического фона, произошедшего к парламентским выборам 2011 года, на которых партия, как известно, получила меньший процент голосов избирателей и номинально утратила абсолютные лидерские позиции, оказавшись, тем не менее, первой среди остальных участников избирательной гонки. Отсутствие ресурса одномандатных округов при этом негативно сказалось на численном составе фракции. В случае необходимости принятия решений, требующих конституционного большинства, правящая партия вынуждена прибегать к коалиции с другими политическими силами, представленными в нижней палате парламента. Как показывает практика, наиболее часто повестку «ЕДИНОЙ РОССИИ» поддерживает Политическая партия ЛДПР.

Второй победитель - правящая элита. Факторов, прямо свидетельствующих о позитиве для правящей элиты, два. Один из них следует из вышеизложенного. Предполагалось, что усиление позиций пропрезидентского большинства в парламенте не приводит ни к чему, кроме консервации существующего порядка и способствует его затяжной эволюции в инерционном русле. Эта консервация, в свою очередь, обеспечивает незыблемость лоббистских механизмов, способов принятия решений, вследствие чего правящая элита структурной трансформации не подлежит и не теряет своего влияния, а напротив, увеличивает его.

Другой фактор связан с видимой монолитностью пропрезидентского большинства как внутрипарламентского образования, ведущей к полному недопущению внутрипарламентского инакомыслия. В совокупности с условиями, рассмотренными ранее, он делает практически невозможным возникновение реальной оппозиции в рамках органа представительной власти. Следует заметить, что как раз это и скрывало в себе латентную для правящей элиты опасность, поскольку оппозиционные течения в подобных условиях могут зарождаться вовне, а процесс роста их влияния быть неподконтрольным.

Проигравших тоже двое. Это большинство российских партий и избиратели. В первой категории целесообразно выделить партийные образования с относительно небольшим членским составом, а также партии, лишенные явной лояльности со стороны действующей власти и не имевшие доступа к административному ресурсу.

Что касается второй категории проигравших - избирателей, то здесь ситуация сложнее. В данном случае вряд ли уместны отвлеченные рассуждения об ограничении прав электората, тем более что теоретически пропорциональная система призвана отражать их так же, как и мажоритарная и смешанная, функционируя при этом в рамках закона. Поэтому с целью выявления показателей, по которым избиратели оказываются в проигрыше, правомерно просто соотнести принципы функционирования пропорциональной системы с исходными условиями их внедрения и некоторыми особенностями электорального поведения граждан России.

Выше уже привлекалось внимание к отсутствию в проекте партийной системы страны предпосылок, необходимых для эффективного функционирования механизма комплектования парламента по пропорциональному принципу. Суммировав сказанное, можно лишь подтвердить нецелесообразность полного перехода на пропорциональную избирательную систему в условиях фактического отсутствия реального партийного представительства.

Однако существуют факторы, дополняющие имеющуюся картину. Это весомое значение личности в истории, политической жизни страны и электоральном сознании. Отдавая свой голос даже при выборах по партийным спискам, избиратель ориентируется, прежде всего, на конкретные персоналии, ассоциирующиеся с той или иной политической силой, фигурирующей в бюллетене (например, особое внимание уделяется лидерам партийного списка). Практика выборов в современной России свидетельствует и о возникающей вследствие этого недостаточной степени ориентированности представителей большинства электоральных групп о содержании предвыборной программы партии, что свидетельствует о явном доминировании в сознании избирателей предпочтения личности, а не партийной структуры. Таков уж ассоциативный ряд у российского избирателя, а это значит, что уровень интереса к процессу выбора в массах в условиях пропорциональной избирательной системы падает еще ниже.

При смешанной избирательной системе персональный фактор во многом компенсируют выборы в одномандатных округах. Их отмена как результат перехода России на пропорциональную систему привела к мгновенной деперсонализации избирательного процесса и псевдопартизации. Закрепление подобных принципов в практике формирования российского парламента в условиях отсутствия эффективного партийного представительства и партийной системы с конкурентоспособными субъектами способствовало росту абсентеизма и распространению протестных настроений в обществе.

Сегодня в условиях изменившихся политических настроений в российском обществе, очевидно, что проект внедрения пропорциональной избирательной системы был временным и конъюнктурным, став очередным этапом в процессе поиска ее оптимальной модели. Предложение со стороны руководства государства о возвращении к выборам депутатов по одномандатным округам, являясь важным шагом на пути к возрождению смешанной избирательной системы, имеет ревизионный характер и может рассматриваться как рациональное и своевременное.

ВЫВОД: В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

.2 Основные направления трансформации избирательной системы РФ в современных условиях

За 20-летний период российская избирательная система, законодательство о выборах претерпели серьезные корректировки, апробированы многочисленные новации, имеются свои достижения в сравнении с общемировым уровнем.

С принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, произошла первая масштабная трансформация институтов народовластия. Затем через год был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» - первый закон, направленный на регулирование выборов в Российской Федерации. В данном законе получил закрепление правовой механизм защиты избирательных прав (их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую избирательную комиссию); оформлена система избирательных комиссий; институт общественного контроля дополнен важным элементом - иностранным (международным) наблюдением; введена норма о завершении предвыборной агитации в предшествующий выборам день.

Принципиальное значение для формирования правовой основы российской избирательной системы имели:

год - принятие Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: законодательно признано сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы; дано новое определение избирательных объединений (любые организации, устав которых предусматривал участие в выборах); сохранилось распределение одномандатных округов по субъектам Российской Федерации; определены этапы избирательной кампании; сохранены правила выдвижения кандидатов, проведения предвыборной агитации, организации процедуры голосования.

В этом же году принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»: предусматривалось право выдвижения кандидатов избирателями (инициативными группами) и избирательными объединениями (на съездах, конференциях политических партий); требование о сборе 1 млн. подписей в поддержку - не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации; представление декларации о доходах кандидата за 2 предшествующих года.

В 1997 году - новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: установил обязательность и периодичность выборов, избирательный залог; в заявлении о согласии баллотироваться - данные о неснятых и погашенных судимостях; представление сведений о доходах и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; проверка избирательными комиссиями указанных сведений с привлечением государственных органов.

Новый этап был обусловлен принятием в июле 2001 года Федерального закона «О политических партиях».

Следующим этапом в развитии избирательной системы Российской Федерации стало введение исключительно пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году. Выборы федерального парламента уже дважды (2007-2011 гг.) проводились по пропорциональной избирательной системе.

В 2012 году закон о политических партиях претерпел значительные изменения. Это, прежде всего, выразилось в упрощении требований к регистрации политических партий. Так, с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов.

На выборах, проводившихся 14 октября 2012 года, правом участия в избирательных кампаниях в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов в конкретном субъекте Российской Федерации и вида выборов, обладали 28 политических партий, из них 20 - зарегистрированных в 2012 году и еще одна - изменила название. 26 политических партий воспользовались своим правом принимать участие в выборах, которые проводились 14 октября 2012г.

За прошедшие годы отменены строка «Против всех кандидатов» (Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене, а также «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков.

Изменения затронули и процедуру голосования. Ужесточены требования к организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и уточнен порядок использования открепительных удостоверений.

Нередко Российская Федерация опережает зарубежные государства, имеющие долголетнюю практику проведения демократических выборов. Например, приняты законы, не имеющие аналога в зарубежной электоральной практике. Политическим партиям, федеральный список которых был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле-, радиоканалах в период между выборами.

Введены серьезные меры ответственности для организаторов выборов, вплоть до уголовной. Так, увеличены в два и более раз штрафы за ряд правонарушения, в т.ч. за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Отдельное внимание уделено тем гражданам, которые претендуют на выборные должности. В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, затрагивающие пассивное избирательное право граждан. Теперь не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с изменениями, внесенными в уголовное законодательство, эти преступления более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

В 2004 году ЦИК России выступила с предложением об установлении единого дня голосования в субъектах Российской Федерации. В настоящее время по объему голосований в субъектах Российской Федерации единый день голосования - это фактически полноценная федеральная избирательная кампания. С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации - второе воскресенье сентября.

Кардинальные изменения коснулись низового, но самого важного звена избирательной системы - участковых избирательных комиссий. Установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование осуществляется территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность.

С целью информирования избирателей о ходе голосования и результатах выборов в единые дни голосования организуется работа Информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, впервые открытого в октябре 2008 года.

Информация передается из избирательных комиссий по каналам Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») - крупнейшей информационно-телекоммуникационной системы страны, решающей масштабные организационные, технологические и информационные задачи.

Выборы Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года стали беспрецедентным примером по созданию условий для открытого, честного голосования и подсчета голосов избирателей. В ходе голосования на парламентских и президентских выборах велись Интернет-трансляции с избирательных участков, просмотр которых был доступен в режиме реального времени.

С целью информирования избирателей на Интернет-сайте ЦИК России действовали введенные в ходе парламентских выборов в 2011 году и подтвердившие свою востребованность сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей».

Особенностью выборов главы государства стали масштабы наблюдения: его осуществляли более 220 тысяч российских наблюдателей и около 90 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; представители СМИ; наблюдатели-волонтеры, следившие за ходом выборов в Интернет; 685 иностранных (международных) наблюдателей из 56 государств, которые присутствовали на избирательных участках в 49 российских регионах.

Максимально быстрое и широкое информирование о ходе и результатах выборов обеспечивается ГАС «Выборы». В 1994 году была поставлена задача о создании ГАС «Выборы», а в 2009 году - задача технического переоснащения избирательной системы России. В единый день голосования 4 марта 2012г. года в 43 субъектах Российской Федерации комплексы обработки избирательных бюллетеней использовались на почти 2,5 тысячах избирательных участков.

В день голосования 4 марта 2012 года результативно действовал уникальный по масштабам и срокам реализации проект - прямая трансляция процедуры голосования и подсчета голосов избирателей с веб-камер, установленных в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий. Не только с территории России, но и из-за рубежа, пользователи Интернета в режиме реального времени могли наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов на 80 тысячах избирательных участках; с 11 тысяч участков производилась запись информации с передачей ее в центры обработки данных. По информации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 3-4 марта было осуществлено более одного миллиарда веб-трансляций, а на каждого зарегистрированного пользователя пришлось в среднем около 50 минут видеотрансляций.

ВЫВОД: Для современной России характерна продолжающаяся реформа избирательной системы, основные направления которой касаются не только выбора преобладающей её разновидности, но и таких избирательных институтов, как избирательные комиссии, финансирование выборов, разрешение избирательных споров и многие другие

Определяя место избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Это связано во-первых, с собственным предметом правового регулирования - отношениями, складывающимися в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации.

Заключение

На сегодняшний день в России не существует федерального Избирательного кодекса - вместо этого на выборах применяется сложное, бессистемное и противоречивое законодательство, содержащее нормы, не отвечающие потребностям демократического развития страны.

На протяжении долгого времени идут споры относительно принятии в России избирательного кодекса, что свидетельствует о стремлении выделения самостоятельной отрасли законодательства. Хотя даже без данного нормативно-правового акта, система избирательного права, включает достаточно большой массив правовых документов, а их кодификация всего лишь техническое улучшение, для более удобного поиска и применения норм права. Если учитывать опыт субъектов России, то многие из них приняли собственные избирательные кодексы. Таким образом, можно предположить, что избирательное право является самостоятельной отраслью права, которое в скором времени получит свое официальное подтверждение.

Несмотря на продолжающуюся реформу избирательной системы в Российской Федерации проблемы её совершенствования остаются актуальными на сегодняшний день. Проходящие в стране избирательные кампании всякий раз наглядно демонстрируют о падении доверия к институту выборов со стороны граждан. Причины этого явления многослойны. Как показывает практика избирательного процесса в нашей стране, многочисленные изменения в законодательстве направлены не на поиск эффективных правовых механизмов свободных выборов, а на закрепление преимуществ одной крупной политической партии без учета интересов граждан и оппозиционных партий. Одним из таких проявлений является включение в избирательные списки кандидатов, занимающих высокие руководящие должности в органах исполнительной власти и местного самоуправления, которые выражают преимущественно интересы одной партии.

Другим недостатком избирательной системы являются определенные требования, предъявляемые к кандидатам. Выборы в Думу сегодня проходят, прежде всего, на основе партийных представлений избирателей, а это затрудняет пополнение её состава независимыми активными людьми, которые ставят перед собой не реализацию собственных интересов, а первую очередь, выражение интересов народа.

Одним из способов совершенствования избирательной системы, а также остальных отраслей права является повышения правовой культуры населения. Каждый гражданин должен осознавать свою роль в жизни страны, интересоваться происходящими в стране событиями, принимать активное участие в выборах, не бояться отстаивать свою позицию в суде, при злоупотреблении его прав. Не последнюю роль в этом процессе играет государство. Процессы реформирования и совершенствования правовой базы исходят в первую очередь от государства, и только от него зависит эффективность правовой системы.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем. Неизменным в этих системах должно оставаться одно - выражение воли народа, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.

. "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ": ФЗ от 18.05.2005г. (в ред. от 23.02.2011г.)

. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 г.(в ред. от 20.03.2011г. и доп.)

. Конституции зарубежных государств (Маклаков В.В. - тексты конституций США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Японии, Канады) 2010.

. Бабай Е.А. Юридическая ответственность политических партий за нарушение законодательства о финансировании их избирательных кампаний / Е.А. Бабай // Современное право. 2010.№ 9. С.37-39.

. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М, 2010.

8. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М Конституционное право зарубежных стран - Учебник для ВУЗов -. - 2010 <http://nashol.com/go8.php?extlink=167&aid=448>

. Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России демократии не будет. // Независимая газета. М. 2011 г.

. Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы РФ / Ю.А. Веденеев // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 47 - 57.

. Вискулова В.В. Голосование «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного Суда РФ) / В.В. Вискулова // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5.

12. Воробьев, Н.И. Конституционность реформы избирательной системы / Н.И. Воробьев // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3.

. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика М.2013.

. Какителашвили, М.М. Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права / М.М. Какителашвили // Российская юстиция. 2010. № 11. С.2-5.

. Камкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракции в российском парламенте / Г.Н. Камкова // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

. Карпова Е.В. Проблема использования при проведении избирательных кампаний средств, не входящих в избирательные фонды / Е.В. Карпова // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С.30-32.

. Князев, С.Д. Избирательные споры: понятие, природа, значение / С.Д. Князев, Р.А. Охотников // Академический юридический журнал. 2012. № 1.

. Колюшин, Е.И. Концепция модернизации избирательного и связанного с ним законодательства / Е.И. Колюшин // Вестник Моск. ун-та. 2010. № 1. (Право).

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2011

. Лучин, В.О. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Избирательное право России / В.О. Лучин, Т.М. Пряхина // Закон и право. 2007. № 10.

. Макарцев А.А. Злоупотребление избирательными правами: проблемы правового ограничения / А.А. Макарцев // Современное право. 2010. № 6. С.38-

.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Учебно-практическое пособие - 2011

.Правовые системы стран мира (Энциклопедический справочник) 2013

. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие - 2012

. Хаманева Н.Ю. Конституционное право государств Европы - учебное пособие.2013

. Энциклопедический словарь по конституционному праву 2011


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!