Защита прав трудовых мигрантов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав трудовых мигрантов

Содержание

Введение

.Статистика Международной миграции

.Правовой статус трудящихся мигрантов

.Роль международных организаций в защите прав трудящихся - мигрантов.

.МОТ и Конвенции в защиту прав трудящихся - мигрантов.

.ООН и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Трудовая миграции - это одно из явлений глобализации современного мира. Трудящиеся-мигранты - лица, которые перемещаются из одного государства в другое в поисках работы.

Глобальная экономика и социальное развитие стран все больше зависят от эффективности трудовой миграции, которая способствует их обогащению за счет использования дополнительных трудовых ресурсов, стимулирующих социально-экономические процессы. В этой связи регулирование основных процессов трудовой миграции (внешней и внутренней) в Российской Федерации относится к одной из приоритетных задач, отраженных в концептуальных основах государственной миграционной политики. В то же время актуальные проблемы государства связаны с процессом нелегальной трудовой миграции.

В сложившейся международной системе регулирования процессов трудовой миграции основные усилия различных субъектов международного права направлены на упорядочение национальных, многосторонних и региональных правовых отношений. К началу XXI в. мировым сообществом накоплен определенный опыт международно-правового регулирования трудовой миграции, направленный на защиту прав, реализацию законных интересов тех, кто осуществляет профессиональную деятельность за пределами своих стран. Однако результаты правового анализа этого опыта убеждают в том, что развитие «международного иммиграционного права нуждается в дополнительных инструментах и новых стандартах», причем не только в частноправовых аспектах, но и в области публичного правового регулирования международного сотрудничества в сфере трудовой миграции. Меры, предпринимаемые в последние годы в Российской Федерации в данном направлении, существенно влияют на эффективность проводимой государственной миграционной политики в области соблюдения и защиты прав трудящихся-мигрантов; социально-экономического развития страны; обеспечения ее национальной безопасности. В этой связи вопрос о международной трудовой миграции в рамках Группы восьми ведущих государств и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций дает Российской Федерации возможность приступить к налаживанию более тесного международного сотрудничества в данной сфере.

В данной работе я рассмотрю:

статистику международной миграции;

правовой статус трудящихся мигрантов;

значение и роль Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г.;

значение и роль Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения от 24 июня 1975 г. в области защиты выше указанной категории населения.

-порядок действия соглашения государств - участников СНГ о трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся мигрантов от 28 марта 1996 г. и др.

работу контрольного органа по выполнению государствами своих обязательств на основании Конвенции 1990 г. - Комитета по защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

1.Статистика Международной миграции

международный трудящийся мигрант право

В декабре специалисты установили, что всего в мире в 2013 году насчитывалось 232 миллиона трудовых мигрантов. В общей сложности за год они отправили денежных переводов на сумму в 511 миллиардов долларов, что сравнимо с годовым ВВП таких стран, как Польша или Швеция.

Самыми популярными местами для миграции на протяжении последних десятилетий остаются США и страны Евросоюза. По сведениям Института европейского университета (European University Institute), в ЕС насчитывается до 43 миллионов мигрантов. Из них 20 миллионов составляют европейцы, проживающие не в том государстве, в котором родились, а остальные въехали на территорию ЕС из государств, не состоящих в союзе.

По количеству мигрантов Евросоюз ненамного уступает абсолютному мировому лидеру - США. Соединенные Штаты выбрали для переселения 46 миллионов человек - эти данные приведены в социологическом исследовании компании Pew Research.

Масштабы миграции в пределах Евросоюза не такие огромные, как это принято думать. Кроме того, ее оценки могут существенно различаться. Если Институт европейского университета насчитал в Европе 20 миллионов внутренних мигрантов, то весной 2013 года известная исследовательская организация Migration Policy Institute представила свой доклад, в котором, со ссылкой на официальные статистические выкладки ЕС, констатировала: лишь 2,5 процента европейцев живут в ином государстве по сравнению со страной гражданства, и только 10 процентов имеют опыт занятости в другой стране Евросоюза. При этом самыми мобильными оказались граждане наиболее крупных и развитых государств ЕС - Германии, Великобритании, Франции, Италии и Испании. Последний вывод противоречит устоявшемуся в массовом сознании представлению о трудовой миграции из Восточной Европы в Западную.

В отличие от Европы, где в центре внимания экономистов находится внутренняя миграция, которую проще подсчитать в цифрах, в США основные дискуссии ведутся относительно внешней миграции. Это объясняется тем, что в начале XXI века Соединенные Штаты удерживают статус наиболее привлекательного места для переезда, причем для всех категорий - от низкооплачиваемых рабочих до высококвалифицированных управленцев и ученых (для последних технологические компании даже пролоббировали специальные квоты). Никто в США в течение последнего десятилетия не оспаривает необходимость привлечения высококлассных кадров из-за рубежа.

В общей сложности рабочие в США ежегодно лишаются 402 миллиардов долларов из-за конкуренции со стороны более дешевого труда мигрантов.

В мире остается ряд стран и регионов, которые выделяются на общем фоне своим нестандартным подходом к решению миграционных проблем или уникальной демографической ситуацией, не позволяющей сравнивать их с США и Евросоюзом. Япония, например, традиционно проводит жесткую антииммиграционную политику. По состоянию на конец 2011 года в стране, по сведениям Международной организации миграции, насчитывалось чуть более двух миллионов приезжих (при общей численности населения в 127 миллионов человек). Впрочем, объясняя причины такого отношения к приезжим, обозреватели, как правило, обращаются к культурным, а не экономическим аргументам. В ближайшем будущем жесткая позиция Токио может смягчиться, и на этот раз уже по сугубо практическим соображениям - население страны стареет. В 2012 году 24 процента японцев были старше 65 лет. К 2055 году их количество возрастет до 40 процентов.

К нетипичным государствам в сфере миграции можно отнести и Россию. Исследователи Pew Research поставили РФ на второе место (после США) по количеству мигрантов. В России проживают одиннадцать миллионов трудовых мигрантов, а по данным на 2013 год, около 10,8 миллиона россиян сами являются мигрантами. Таким образом, Россия - страна со значительным количеством иммигрантов и эмигрантов одновременно. Это отличает страну как от развитых государств, которые, как правило, неизбежно привлекают мигрантов, так и от развивающихся стран - доноров мигрантов.

Все вышеперечисленные примеры свидетельствуют о том, что, несмотря на глобализацию, миграция остается прежде всего региональной проблемой. Отсутствие у экономистов консенсуса относительно материальных выгод миграции означает, что в ближайшем будущем ее будут оценивать, по-прежнему исходя из эмоциональных стереотипов, а не научных фактов.

На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:

·3D jobs - грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);

·работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);

·работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.);

·занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).

Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.

Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам.

2.Правовой статус трудящихся мигрантов

Проблема определения правового статуса мигрантов в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правового статуса той или иной категории мигрантов. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса мигрантов по отношению к иным категориям населения, позволяющие говорить о необходимости выделения специального правового статуса.

Мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса - это вторая особенность. "Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях". Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой - дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания, становясь трудящимися-мигрантами. Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации - места пребывания или проживания. Поэтому, по нашему мнению, следует согласиться с А. Похлебаевой, выделяющей в качестве признаков, отражающих специфику статуса мигранта, изменение его правового статуса, а также правовое регулирование принимающим государством.

Условно в содержании правового статуса мигрантов можно выделить следующие группы прав, свобод и обязанностей:

) права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;

) права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:

·права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания) либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;

·права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию;

) права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи).

При этом следует отметить особое значение международных актов, договоров и соглашений, нередко с их помощью закрепляются особые правила регулирования порядка въезда и выезда, пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также дополнительные льготы и гарантии для граждан государств, подписавших подобные соглашения.

Третья особенность - временный, переходный характер статуса. По общему правилу статус мигранта возникает после соответствующего обращения в государственные органы, в том числе дипломатические и консульские учреждения, либо вследствие фактического пересечения государственных или административных границ, а утрачивается после выезда из государства пребывания или после получения его гражданства. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на срок действия трудового договора либо на время выполнения работ при заключении гражданско-правового договора, при этом время пребывания с момента въезда на территорию Российской Федерации не может превышать одного года.

Несмотря на указанные особенности, говорить о целесообразности нормативного определения общего правового статуса мигранта как такового не стоит, достаточно будет просто определить понятие "мигрант" в действующем законодательстве. Возможно, на сегодняшний день следует урегулировать более узкий по объему статус международных мигрантов (в частности, иммигрантов). Анализ зарубежного опыта показывает, что многие государства идут именно по этому пути: иммиграционные законы приняты в Германии, Канаде, Великобритании, ряде государств СНГ (Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и др.). В основу такого акта могли бы быть положены нормы действующего Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Правовой статус трудящегося-мигранта формально в законодательстве Российской Федерации не закреплен. Ввиду сказанного можно говорить лишь о международно-правовом статусе трудящихся-мигрантов (Россия является участником Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., а также ряда двусторонних соглашений о социальной защите трудящихся-мигрантов). При этом правовой статус трудящегося-мигранта распространяется только на иммигрантов - иностранных граждан и лиц без гражданства, граждане Российской Федерации трудовыми мигрантами не являются. Как отмечает Ю.В. Жильцова, к категории трудящихся-мигрантов не относятся даже российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. Сказанное не означает, что в России вообще отсутствует правовое регулирование статуса трудящихся-мигрантов, скорее, речь может идти о несогласованности терминов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Таким образом, в содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства выезда и государства въезда (если речь идет о внутренних мигрантах - административно-территориальной единице выезда и, соответственно, въезда). Общий правовой статус мигранта как таковой на сегодняшний день нормативно не урегулирован, однако это и не является необходимым, достаточно лишь определить само понятие "мигрант".

3.Роль международных организаций в защите прав трудящихся - мигрантов

Как отмечает Д.К. Бекяшев, некоторыми качествами международной правосубъектности в международном миграционном праве обладают неправительственные организации работодателей и работников. В частности, они участвуют в международно-правовом нормотворчестве в рамках МОТ на основе принципа трипартизма (трехсторонности). Кроме того, организации работников и работодателей вправе подавать жалобы на государства - члены МОТ, не соблюдающие ратифицированные конвенции. Таким образом, они обладают способностью обеспечивать выполнение государствами международно-правовых норм. К числу указанных неправительственных организаций работников и работодателей могут быть отнесены следующие.

Всемирная федерация профсоюзов (Global Union Federation, GUF), Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) (International Confederation of Free Trade Unions, ICFTU), Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) (General Labour Confederation, GLC).

Специальным институциональным механизмом в сфере миграции на региональном уровне определен Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ (был создан специальным Соглашением 1992 г.).

В первую очередь, международная трудовая миграция, как один из институтов международного трудового права, регулируется общими принципами всех отраслей международного права. К числу актов, содержащих указанные принципы, относятся: Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ряд положений о полной производительной занятости были конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы, в том числе и трудящихся-мигрантов.

4.МОТ и Конвенции в защиту прав трудящихся - мигрантов

Основными специальными источниками международного миграционного права являются международные многосторонние соглашения: прежде всего, Устав, многочисленные конвенции и рекомендации МОТ, а также некоторые международно-правовые акты ООН. Некоторые из основных трудовых прав человека составили также предмет Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, одобренной Международной Конференцией труда 18 июня 1998 г. Работники-мигранты определены в преамбуле указанного акта как категория лиц, которые нуждаются в особой защите.

Устав МОТ был разработан Комиссией по международному трудовому законодательству, созданной в соответствии с Версальским мирным договором. Преамбула Устава МОТ в качестве важных целей создания МОТ указывает на необходимость «защиты интересов трудящихся, работающих за границей», а также «признания принципа равной оплаты за равный труд». А настоящее время в целях наиболее полного и эффективного регулирования вопросов, связанных с трудовой миграцией, среди основных направлений деятельности МОТ могут быть выделены вопросы достойного труда, создания рабочих мест, а также обеспечения прав трудящихся - мигрантов.

Конвенции МОТ представляют собой многосторонние международные договоры, подлежащие ратификации странами-членами МОТ и последующему исполнению в законодательстве и практике этих стран. Государство, ратифицировавшее ту или иную конвенцию МОТ, обязано принять нормативно-правовые акты для проведения ее в жизнь и, в соответствии со ст. 22 Устава МОТ, а также регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Такие доклады представляются 1 раз в 2-4 года в зависимости от важности конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. Следует иметь в виду, что для государств, которые не ратифицировали конвенции, эти конвенции нередко также имеют значение международных норм. В частности, согласно положениям Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизмах ее реализации 1998 г., все государства - члены МОТ имеют обязательство. Все конвенции МОТ в зависимости от степени и характера регулирования процессов международной трудовой миграции можно разделить на общие и специальные.

К специальным конвенциям, непосредственно затрагивающим вопросы международной трудовой миграции и обеспечения прав трудящихся-мигрантов, можно отнести следующие конвенции МОТ:

·Конвенция № 97 о трудящихся мигрантах 1949 г.;

·Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей обращения1975г.

Остановимся на наиболее важных из перечисленных актов МОТ. Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г. основное внимание уделяет вопросам приема на работу мигрантов и условий их труда. Указанная Конвенция обязывает государства предоставить без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане. В то же время государствам предоставлено право ограничивать доступ мигрантам к определенным видам работ, когда это необходимо в государственных интересах.

Принятие Конвенции № 143 о трудящихся мигрантах было обусловлено резким ростом масштабов безработицы и нерегламентированной миграции. Этот акт представляет собой первую многостороннюю попытку рассмотреть вопрос о положении нелегальных мигрантов, а также предусматривает санкции в отношении торговцев нелегальной рабочей силой. Конвенция № 143 закрепила понятие «трудящийся-мигрант», в соответствии с которым указанный статус имеют лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако в международном миграционном праве, как и в национальном законодательстве большинства стран мира, до сих пор не сложился единый подход к понятию трудящегося-мигранта. Указанные Конвенции не ратифицированы Россией. Но, несмотря на то, что термин «трудящийся-мигрант» нашел свое закрепление в ряде других международно-правовых актов, российское законодательство до сих пор не знает такого термина.

Указанные Конвенции МОТ охватывают вопросы, касающегося всего процесса миграции, включая эмиграцию, иммиграцию, транзит, и они применяются к лицам, которые мигрируют из одной страны в другую с целью трудоустройства в качестве наемных работников. За исключением статьи 8 в Конвенции № 97 и, в некоторой степени, Раздела II Конвенции № 143, в этих актах не проводится различие между постоянными и временными мигрантами. Следует отметить, что обе названные конвенции предусматривают исключение из сферы своего применения некоторых категорий работников: моряков, трудящихся приграничных районов, въехавших на короткий срок лиц свободных профессий и артистов. Конвенция №143 также исключает из сферы охвата своих общих положений Раздела II стажеров и учеников, а также работников, временно нанятых для выполнения конкретных видов работ или заданий.

·Конвенция № 81 об инспекции труда 1947 г.;

·Конвенция № 110 о плантациях 1958 г.;

·Конвенция № 122 о политике в области занятости 1964 г.;

·Конвенция № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве 1969 г.;

·Конвенция № 131 об установлении минимальной заработной платы 1970 г.;

·Конвенция № 149 о сестринском персонале 1977 г.;

·Конвенция № 168 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г.;

·Конвенция № 181 о частных агентствах занятости 1997 г.;

·Конвенция № 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве 2001 г.

Конвенция № 181 о частных агентствах занятости 1997 г. содержит важные положения, направленные на предотвращение случаев противоправного обращения с трудящимися-мигрантами в отношении вербовки и приема на работу через частные агентства занятости. Указанные агентства не нашли широкой практики применения в России, несмотря на признание эффективности их деятельности для регулирования миграционных процессов мировым сообществом.

В соответствии с Конвенцией № 168 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г., проживающие на законном основании трудящиеся-мигранты должны пользоваться правами на равное обращение и недискриминационное отношение, в частности, без различий по признаку расы. Цвета кожи, пола, гражданства или этнического происхождения в контексте содействия обеспечения полной, продуктивной и свободно выбираемой занятости.

Конвенция № 95 об охране заработной платы 1949 г. также применяется ко всем без исключения работникам, в том числе к трудящимся-мигрантам.

Следует отдельно отметить, что нормы перечисленных нормативных актов, регулирующие правовой статус трудящихся-мигрантов, распространяют свое юридическое действие как на временных, так и на постоянных мигрантов; как на легальных, так и на нелегальных мигрантов.

Другим видом актов, принимаемых в рамках МОТ, являются рекомендации. Рекомендация МОТ не являются международным договором и не требует ратификации. Рекомендации МОТ представляют собой обращенное к государству пожелание, предложение внести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм. Кроме того, рекомендации могут служить основой для разработки будущих конвенций МОТ, тем самым, являясь самостоятельными международно-правовыми актами. К числу наиболее значимых рекомендаций МОТ в сфере правового регулирования международной трудовой миграции можно отнести Рекомендацию N 151 о трудящихся-мигрантах, Рекомендацию N 100 о защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях, Рекомендацию № 86 о трудящихся - мигрантах.

5.ООН и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей

Проблемы условий труда и равенства обращения, обеспечиваемых трудящимся-мигрантам, рассматриваются также в ряде актов, принятых ООН. Они охватывают такие вопросы, как уровень вознаграждения, рабочее время, оплачиваемый отпуск, минимальный возраст для занятости, меры безопасности и гигиены труда, вопросы социального обеспечения, а также средства и пособия по социальной защите, предусматриваемые в связи с занятостью, гарантия занятости и т.д.

С января 2004 г. начала свою работу Всемирная комиссия по международной миграции (ВКММ), образованная в рамках ООН. Ее задачами являются исследование недостатков в управлении миграцией и выявление взаимосвязей между миграцией и развитием; подготовка рекомендаций, позволяющих максимизировать выгоды и уменьшить потери от международной миграции.

К источникам правового регулирования международных миграционных процессов и труда мигрантов могут быть отнесены акты иных международных организаций, в частности, ООН. В рамках ООН за годы ее существования было принято большое количество актов, касающихся вопросов установления и защиты прав трудящихся-мигрантов. Среди них: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. В 1990 г. ООН приняла всеобъемлющий акт, регулирующий большинство аспектов международной миграции: Международную конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей определяет термин «трудящийся-мигрант» следующим образом: «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является».
Данная конвенция дает ряд определений дающих возможность разграничить трудящихся - мигрантов на несколько категорий:
·"приграничный трудящийся" означает трудящегося-мигранта, который или которая сохраняет свое обычное местожительство в соседнем государстве, в которое он или она обычно возвращается каждый день или по крайней мере один раз в неделю;

·"сезонный трудящийся" означает трудящегося-мигранта, работа которого по своему характеру зависит от сезонных условий и выполняется только в течение части года;

·"моряк", который охватывает также рыбаков, означает трудящегося-мигранта, нанятого для работы на судне,зарегистрированном в государстве, гражданином которого он или она не является;

·"трудящийся, занятый на стационарной прибрежной установке" означает трудящихся-мигрантов, нанятых на работу на прибрежной установке, находящейся под юрисдикцией государства, гражданином которого он или она не является;

·"трудящийся, работа которого связана с переездами" означает трудящегося-мигранта, который, обычно проживая в одном государстве, вследствие характера своей работы вынужден переезжать в другое государство или государства на короткие периоды;

·"трудящийся на проекте" означает трудящегося-мигранта, допущенного в государство работы по найму на определенный срок для работы исключительно по конкретному проекту, осуществляемому в этом государстве его или ее нанимателя;

·"трудящийся целевого найма" означает трудящегося-мигранта:

1.который послан его или ее нанимателем на ограниченный и определенный период времени в государство работы по найму для выполнения конкретных функций или обязанностей; или

2.который в течение ограниченного и определенного периода времени выполняет работу, требующую профессиональных, коммерческих, технических или иных специальных навыков; или

.который, по просьбе его или ее нанимателя в государстве работы по найму, выполняет в течение ограниченного и определенного периода времени работу, носящую временный или краткосрочный характер; и который должен покинуть государство работы по найму либо по истечении разрешенного периода пребывания, либо раньше, если он или она более не выполняет этих конкретных функций или обязанностей или не занимается этой работой;

·"трудящийся, работающий не по найму" означает трудящегося-мигранта, который занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, и который обеспечивает за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любого иного трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями.

Данная конвенция была составлена, принимая во внимание также принципы и стандарты, содержащиеся в соответствующих документах, выработанных в рамках Международной организации труда, особенно в Конвенции о трудящихся-мигрантах (N 97), Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (N 143),в Рекомендации о трудящихся-мигрантах (N 86), Рекомендации о трудящихся-мигрантах (N 151), в Конвенции о принудительном или обязательном труде (N 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда.

Заключение

Иммиграция оказывает разное воздействие на экономику принимающих стран. Так, в некоторых странах, иностранные работники составляют существенную часть трудовых ресурсов страны.

На этой основе возникает высокая зависимость экономики от иммиграции, которая является стратегически важным ресурсом динамических и структурных изменений экономики. Во многих развитых странах иммиграция выполняет менее значимую роль, хотя при этом в той или иной степени способствует устранению диспропорций на рынке труда, повышению социально-экономической мобильности населения и конкурентоспособности национальных экономик.

Качественно меняется структура международных потоков миграции населения в результате повышения доли в числе мигрирующих профессионально подготовленных специалистов с более высоким уровнем образования, включая потенциально перспективных специалистов. Проводимая развитыми странами, миграционная политика приводит к оттоку интеллектуального потенциала из развивающихся стран. По оценкам ООН финансовые потери развивающихся стран в результате «утечки умов» за последние 30 лет превысили 60 млрд. долларов.

Усиливающаяся в условиях глобализации, международная миграция весьма противоречиво воздействует на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к улучшению демографической ситуации, росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности экономики. В связи с этим, появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров. С другой стороны, миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Она приводит к формированию этнически замкнутых анклавов, распространению теневой экономики, криминальных и экстремистских организаций.

Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данным МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.

Глобализация мировой экономики в современных условиях происходит вследствие стремительного роста объемов транснационального перемещения производительного и финансового капиталов. Формирование глобального рынка трудовых ресурсов осуществляется с некоторым отставанием, в то же время сам процесс глобализации в значительной степени зарождался на основе активизации международных потоков миграции населения, его перемещение в различные регионы мира.

Важным фактором, определяющим изменение потоков международной миграции, является существенное увеличение масштабов и пространственных границ вынужденной миграции в результате формирования мощных очагов военно-политической напряженности, этнических конфликтов и экологических катастроф.

В экономически развитых странах накоплен обширный опыт привлечения международных мигрантов. Несмотря на возникающие при этом проблемы, в условиях депопуляции многие из них привлекали в страну масштабные потоки иностранной рабочей силы и на реализацию данной стратегии ориентируются и в обозримом будущем для укрепления своих социально-экономических позиций в глобализирующемся мире.

Список использованной литературы

1.Архипова К.Ю. Совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в аспекте противодействия незаконной трудовой миграции // "Юридический мир", 2010, N 9.

2.Болдырев С.И. Роль процессов трудовой миграции, иммиграции, расселения и эмиграции в обеспечении экономической, демографической и миграционной безопасности России // "Миграционное право", 2009, N 1.

3.Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 34

.Козлов В.Ф. К вопросу о способах организации незаконной миграции // "Миграционное право", 2010, N 2.

5.Мачульская Е.Е. Социальная защита работников-мигрантов в рамках Евразийского экономического сообщества: отдельные аспекты // "Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3.

6.Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. N 3.

7.Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 15.

Похожие работы на - Защита прав трудовых мигрантов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!