Защита прав в Европейском Суде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав в Европейском Суде

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ











КУРСОВАЯ РАБОТА

Защита прав в Европейском Суде











Москва

Содержание

Введение

. Структура и статус Европейского суда по правам человека

.1 Организационная структура

.2 Правовой статус и юрисдикция Европейского Суда по правам человека

. Защита права человека и причины обращения в Европейский Суд по правам человека

.1 Причина обращения российских граждан в ЕСПЧ

.2 Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде

. Рассмотрение дел в Европейском Суде по правам человека

.1 Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде

.2 Деятельность адвоката в Европейском Суде по правам человека; функции, полномочия, требования к адвокату

Заключение

Список литературы

Введение

Особое значение для совершенствования российского законодательства, для утверждения реальных демократических принципов сыграло включение России в систему европейской конвенционной и судебной защиты прав человека. Европейская Конвенция по правам человека гарантирует каждому российскому гражданину, чьи права нарушены органами государственной власти и управления, их должностными лицами, право подать жалобу в Европейский Суд по правам человека в целях восстановления своих прав. Поэтому на сегодняшний момент, важное значение имеет ознакомление российских граждан с международными обязательствами нашей страны с целью реализации возможности использовать для защиты своих прав и свобод международные судебные и несудебные органы.

Сегодня Совет Европы обладает собственной, довольно обширной, хотя и строго лимитированной юрисдикцией, в пределах которой организация осуществляет самостоятельные властные полномочия.

Правовую основу взаимоотношений Российской Федерации и Совета Европы образует соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1994 году и вступившее в силу 1 декабря 1997 года. Соглашение предусматривает осуществление необходимых мероприятий по сближению законодательства Российской Федерации и Совета Европы. Вполне естественно, что осуществление конкретных мер в этом направлении невозможно без обстоятельного изучения действующего европейского права. Кроме того, этот опыт интеграционного развития в рамках Совета Европы может быть использован при строительстве Содружества Независимых Государств.

Именно деятельность Европейского Суда по правам человека, заключающаяся в вынесении решений по жалобам о нарушениях прав и основных свобод человека в странах-членах Совета Европы в совокупности с деятельностью Комитета Министров Совета Европы, осуществляющего надзор за исполнением этих решений, является одной из основных гарантий обеспечения прав человека в странах-членах Совета Европы, поскольку практически почти во всех этих государствах Европейская Конвенция по правам человека инкорпорирована в национальные законодательства и имеет прямое действие на их территории.

Основной целью исследования является описание структуры Европейского суда по правам человека, определение прав человека, порядок обращения и рассмотрения дел в ЕСПЧ. Также целью данной курсовой работы является определение правового статуса и юридической силы ЕСПЧ.

Задачи исследования:

· охарактеризовать структуру Европейского суда по правам человека и определить его правовой статус;

· понять причины обращения граждан в ЕСПЧ, изучить права человека на защиту прав в ЕСПЧ;

· рассмотреть порядок прохождения дел, выявить требования к адвокатам, и определить их основные функции. Также следует охарактеризовать главную юридическую силу решений Европейского суда по правам человека.

Основой исследования служат положения международных соглашений и нормативно-правовых актов. Для изучения данной темы были использованы: Конституции РФ, Федеральные законы, Европейская Конвенция, протоколы к Конвенции, а также другая научная и исследовательская литература.

1. Структура и статус Европейского суда по правам человека.

.1 Организационная структура

европейский чуд человек право

Европейский Суд по правам человека - это международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Он включает в себя все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Заседания проходят в течение недели в каждом месяце. Количество судей в нём соответствует числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена.

Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд.

Дела в Суд могло передавать только государство. Но после 1 октября 1994 г.(когда вступил Протокол 9 к Конвенции), дело могут передать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация. Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья - гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Дела в суде рассматриваются на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Сначала процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит открытые слушания. После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

К решению, которое публично объявляется председателем Суда, Судьи могут выражать особые мнения(согласие или несогласие). Оно является окончательным и обжалованию не подлежит.

Воздействие Конвенции не ограничивается контролем за выполнением решений Суда, а также решений Комитета министров о наличии нарушений. Предусмотренная Конвенцией процедура дружественного урегулирования также приносит значительные результаты. Действительно, можно назвать более двухсот случаев, когда проблема решалась официально или неофициально, нередко с одобрения Суда, после того как соответствующие правительства шли на уступки. Вообще национальные суды в государствах-участниках Конвенции все чаще обращаются к страсбургскому прецедентному праву, принимая решения по вопросам прав человека, и применяют стандарты и принципы, разработанные Судом; также были случаи, когда государства, в особенности те, которые недавно вступили в организацию, прежде чем ратифицировать Конвенцию, вносили изменения в свое законодательство и административную практику.

.2 Правовой статус и юрисдикция Европейского Суда по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 г., определила основополагающие права человека и создала особый механизм их защиты.

Изначально этот механизм включал три органа, они несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Изначально все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в ЕСПЧ, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в ЕСПЧ по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Конституция РФ предоставляет юридическую возможность обращения в межгосударственные органы Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 дек.. В статье 46 (ч. 3) Конституции РФ говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". После ратификации Россией Европейской конвенции о защите прав человека позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными.

Перед подачей жалобы в Суд необходимо обратить внимание на несколько условий:

  1. предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами.
  2. жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
  4. жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.
  5. для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы (в соответствии со статьей 46 Конвенции). Он призван следить за своевременной выплатой денежной компенсации, и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.

Европейский суд по правам человека - независимый судебный орган. Решения Суда являются окончательными и обладают обязательной силой. По своей природе они имеют декларативный характер. Приходя к выводу о том, что Конвенция была нарушена, Суд однако, не вправе отменять решения национальных властей или распоряжаться о последующих мерах. Вместе с тем он все же может присуждать потерпевшим «справедливое удовлетворение» в виде финансовой компенсации.

2. Защита прав человека и причины обращения в Европейский суд по правам человека

.1 Причина обращения российских граждан в ЕСПЧ

Многие эксперты в качестве серьезной проблемы российского правосудия отмечают дефицит независимости судебной системы. Эксперты-правозащитники полагают, что наиболее острая проблема - это зависимость суда. У нас нет независимых судов практически. Это - самое страшное.

Эксперты обращают особое внимание на необходимость обеспечения реальной независимости суда, что невозможно без повышения уважения к личности судьи и принимаемым им решениям. В частности, сравнивается положение судьи в современной России и в странах с развитыми демократическими традициями. Эксперты-юристы полагают, что для достижения подлинной независимости судья должен нести ответственность только за допущенные им нарушения при рассмотрении дел, но не сами решения, даже если они носят спорный характер.

Истцы, подававшие жалобы в ЕСПЧ отмечают большое количество проблем российской правовой системы, причем многие из них близки к позициям экспертов по данным вопросам. Такая солидарность профессионалов и непрофессионалов свидетельствует об объективной значимости данных проблем, как для судебной системы, так и для общества в целом.

Люди все меньше верят в эффективность и справедливость отечественной судебной системы, что приводит к увеличению количества обращений российских граждан в ЕСПЧ, - это свидетельствует о недостаточном авторитете российского суда. Страсбургский суд для многих истцов становится последним шансом на защиту своих законных прав и интересов. В основном истцы являются «обычными гражданами» с невысоким уровнем дохода, проживающими в российских регионах. До Страсбурга они «доходят» как в результате сильных собственных переживаний от невозможности добиться «правды» иными средствами, так и при поддержке профессиональных юристов и структур гражданского общества.

Большинство исков поданных в ЕС и дошедших до стадии вынесения решения связаны с предполагаемым нарушением статьи шестой Европейской конвенции по правам человека, - «Право на справедливое судебное разбирательство». Чаще всего в роли истцов выступают представители малообеспеченных слоев населения, которые не могут либо отстоять свои интересы в рамках «многоступенчатой» судебной системы, либо добиться исполнения уже принятых судебных решений. Многие из них даже отказываются от «запоздалых» мировых соглашений, считая более важной задачу достижения справедливости. Для этих людей свои социальные права имеют не только финансовый, но и важный символический характер - как свидетельство признания государством их заслуг либо его сочувствие к их тяжелому положению. Государство слабо учитывает психологические особенности россиян и оказываясь не на высоте, отказывается выплачивать своим малообеспеченным гражданам сравнительно незначительные суммы, обрекая их на длительное судебное разбирательство, унизительные общения с чиновниками и, в конце концов, обращение в Страсбург.
Страсбургский суд является своего рода «зеркалом», в котором видны пороки российской правовой системы. По мнению многих экспертов, все достоинства российского законодательства нивелируются крайне негативной правоприменительной практикой, исходя из того, что «самый прекрасный закон можно испортить самым отвратительным правоприменением». В тоже время ряд экспертов не склонны считать, что российская судебная система носит тотально зависимый характер, хотя отдельные ангажированные судебные решения сильно влияют на общественное мнение и, становясь известными населению, дискредитируют судебную систему в целом.
Истцы же отмечали в качестве значимых многие проблемы российского правосудия, названные также и экспертами. В то же время они эмоционально отмечают неравноправие различных участников судебных процессов в зависимости от их материального положения или системы связей. «Простой человек» (с которым идентифицируют себя истцы) противопоставляется в этом случае богатым и влиятельным представителям элиты, а также государству.

Медведев Д.А., когда был на посту президента, утверждал: «одна из причин большого количества обращений наших граждан в ЕСПЧ связана с тем, что у нас очень либеральная система обращений с соответствующими жалобами». Также он заявил, что «в этом, может быть, есть резон, учитывая, что наша система защиты прав только становится на прочную основу, и судебная система развивается. Если бы мы имели абсолютно полноценную и проверенную веками судебную систему, то, может быть, в такой скорости не было бы смысла, а сейчас - как есть, так и есть». Таким образом, сокращение числа обращений россиян в ЕС невозможно без серьезных изменений в российском законодательстве и правоприменительной практике.

В действительности доступ гражданам России В ЕС в Страсбурге надежно перекрыт - за несколько лет участия России в Совете Европы до Европейского Суда допущены единицы жалоб, отобранные неизвестными лицами по неизвестным признакам.

.2 Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде

Как предусматривается ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты».

Европейский Суд по правам человека - международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и касается всех вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

В сфере ООН существует шесть основных конвенций в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребенка. Эти, равно как и другие международно-правовые документы, предусматривают разнообразные мера содействия осуществлению соглашений по правам человека, защиты этих прав.

Гражданин РФ имеет возможность выбора разнообразных процедур и организаций, куда следует обращаться в случае нарушения прав и свобод. С точки зрения реализации положений ч. 3 ст.46 Конституции Российской Федерации, представляет наибольший интерес, в связи с вступлением в Совет Европы, анализ Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие международной защите.

В Европейской Конвенции по защите прав и свобод человека закреплён перечень прав и свобод, который был расширен следующими протоколами:

  • Первый протокол 20 марта 1952 г. содержит право на образование, право собственности, обязанность государств-участников периодически проводить свободные выборы при тайном голосовании.
  • Четвертый протокол от 16 сентября 1963 г. расширяет круг прав и обязанностей, предусмотренных Конвенцией и первым протоколом. Это запрещение лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств, право свободно передвигаться по территории страны и свободно избирать место жительства, право покидать любую страну, включая собственную, запрещение изгнания из страны гражданина и безусловного права въезда на территорию страны своего гражданства, запрещение коллективного изгнания иностранцев.
  • Шестой протокол отменяет смертную казнь.
  • Седьмой протокол от 22 ноября 1984 г.устанавливает порядок высылки иностранцев, право обжаловать решения нижестоящих судов в судах высшей инстанции, право на возмещение убытков, причиненных неправомерным наказанием, установление равноправия супругов.
  • Девятый протокол от 6 ноября 1990 г. (вопросы рассмотрения докладов; процедуры подачи петиций, передачи их в Европейский Суд). Десятый протокол от 25 марта 1992 г. и одиннадцатый протокол от 11 мая 1994 г., вносящие структурные изменения в созданный контрольный механизм.

Понятие «гражданские права», употребляемые в международных документах, не совпадает с узкоотраслевым понятием. Европейский Суд и Европейская комиссия считают, что имеют значение лишь «характер права», а не характер законодательства, определяющего отраслевую классификацию, и не характер органа, компетентного рассматривать данный вопрос (арбитражный суд, военный трибунал и т.д.).

Также данное понятие "гражданские права" включает как частноправовые отношения, так и широкий спектр публично-правовых отношений, способных затронуть права индивида.

По поводу "гражданского" характера прав практика свидетельствует о том, что классификация, а также решение о нарушении или соблюдении права на справедливое судебное разбирательство приводится в соответствии с «содержанием и влиянием права», а не с его определением по государственному праву, все права, которые рассматривают как « личные», считают в данном отношении "гражданскими". Если определенная деятельность требует административного разрешения, то сам этот факт не лишает эту деятельность ее частноправового характера, и споры, связанные с ней, также подлежат разбирательству в суде.

Важно понимать, что в ст. 6 Европейской Конвенции речь идет о защите прав человека и его интересов, которые охраняются законом. Поэтому споры об интересах, не охраняемых законом, а также вопросы, которые находятся в исключительном ведении определенных лиц или органов, суды разрешать не вправе.

К определению "гражданские права и обязанности", подлежащие судебной защите, не относятся:

3. Рассмотрение дел в Европейском Суде по правам человека.

.1 Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде

Существует два типа процедур контроля за исполнением положений Европейской конвенции о защите прав и свобод граждан: рассмотрение индивидуальных сообщений и рассмотрение докладов.

Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:

  • определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос может возникнуть на любой стадии изучения спора;
  • решение вопроса по существу.

Индивидуальное сообщение подается в Комиссию лично или же адвокатом по поручению. В сообщении должно быть имя петиционера(человека, подавшего хода́тайство), указание ответственного, объекта претензии и по возможности указание на те положения Конвенции, которые, как предполагается были нарушены.

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Комиссия по правам человека подчеркивает, что ее авторитет и эффективность может пострадать, если она будет тратить время на «ничтожные» жалобы, отвлекающие ее от действительно серьезных дел.

Рассматриваемая судом жалоба должна отвечать следующим принципам:

  1. Жалоба должна быть подана надлежащим лицом, т.е. человеком, пострадавшим от нарушения Конвенции.
  2. Жалоба должна быть подана на нарушение права гарантированного от нарушений Конвенцией.
  3. Нарушение прав должно иметь место после ратификации государством-ответчиком Конвенции, т.е. все дела до 5 мая 1998 г. Европейским судом не рассматриваются.
  4. Нарушение прав должно произойти в пределах юрисдикции государства-ответчика.
  5. Жалоба подается только после использования всех средств защиты права в Российской Федерации.
  6. Жалоба должна быть подана в течение шести месяцев после вступления в законную силу окончательного решения на территории Российской Федерации, т.е. решением Верховного суда РФ в кассационной инстанции.

Если какие-либо условия индивидуальной жалобы нарушены, она не подлежит рассмотрению и соответственно не подлежит международной защите.

Индивидуальное сообщение признается приемлемым при соблюдении следующих условий:

  • Сообщение подано анонимно;
  • является, по существу, той же жалобой, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другого международного разбирательства;
  • суд будет считать неприемлемой любую жалобу, несовместимую с положениями Конвенции, явно необоснованную или представляющую собой злоупотребление правом подачи петиции.

В соответствии с положениями Европейской Конвенции по защите прав и свобод созданы и функционируют два органа, обеспечивающие соблюдение обязательств государствами-участниками. Это Европейская Комиссия по правам человека, которые рассматривают жалобы в отношении тех государств-участников Конвенции, которые специальным заявлением признали их компетенцию».

Международно-правовой механизм защиты прав человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, - достаточно сложная система признанная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои функции и правовое предназначение. Именно поэтому подавляющее большинство обращений в Комиссию (как и в Комитет по правам человека в ООН) признаются неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости (ст. ст. 25,26,27,29 Европейской Конвенции). До Европейского Суда по различным причинам доходят немногие обращения.

Один из членов Комиссии, выступающий в качестве докладчика, составляет доклад о приемлемости сообщения. Он может затребовать информацию от петиционера и заинтересованного правительства и сообщать информацию, поступившую от правительства, петиционеру для ответных замечаний. Окончательно приемлемость сообщения устанавливается на пленарном заседании Комиссии. В соответствии со ст. 29 Конвенции, Комиссия может принимать решение о приемлемости сообщения на любой стадии его рассмотрения по существу. Если Комиссия считает, что сообщение приемлемо, она устанавливает факты, относящиеся к делу, и пытается достичь дружественного урегулирования спорного вопроса. В случае неудачи Комиссия составляет доклад, содержащий как изложение фактов, так и ее мнение относительно того, указывают ли эти факты на нарушение соответствующим правительством положений Конвенции. Доклад передается Комитету министров Совета Европы, после чего в течение трех месяцев спор может быть передан в Европейской Суд.

Существуют различия в процедурах рассмотрения жалоб для тех, кто присоединился лишь к протоколам № 1-8, и для тех, кто признал протокол №9. В соответствии с процедурой, предусмотренной протоколами № 1-8, передавать дело в Суд могут только Комиссия по правам человека и государства-участники Конвенции. В соответствии же с Протоколом № 9 к Конвенции от 6 ноября 1990 г., правом передавать дело в Суд обладают Комиссия, государство, гражданин которого предположительно является жертвой; государство, которое передало дело на рассмотрении Комиссии; государство, против которого подана жалоба, лица, неправительственные организации или группа лиц, подавшие жалобу. Если этого не происходит, Комитет министров, в соответствии со ст.32 Конвенции, решает, имело ли место нарушение Конвенции.

Рассмотрение спора происходит следующим образом: стороны представляют секретарю Суда различные письменные документы, затем Суд переходит к публичным слушаньям (заинтересованные государства являются сторонами в деле). Суд выносит решение большинством голосов. Решение Суда - окончательное и носит обязательный характер для заинтересованного государства (ст. 52 Европейской Конвенции). Если суд устанавливает нарушение Конвенции, то может обеспечить справедливую компенсацию потерпевшему.

В ст. 53 закрепляется, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами. Решение Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением (ст. 54 ЕС). Необходимо учитывать, что некоторые из наиболее серьезных санкций предусмотрены не самой Конвенцией, а содержатся в Уставе Совета Европы. Статья 3 гласит, что уважение прав человека является основополагающим принципом участия в Совете Европы. Комитет министров уполномочен приостанавливать членство и даже исключать из состава участников Совета Европы государство-участника, допустившее серьезное нарушение прав человека(ст. 8 Устава Совета Европы).

Система рассмотрения жалоб постоянно совершенствуется. Следует заметить, что Протоколом №11 к Конвенции, который был открыт для подписания 11 мая 1994 г., предусматривается создание единого постоянного Суда, призванного заменить существующий контрольный механизм Конвенции.

3.2 Деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека; функции, полномочия, требования к адвокату

Главной функцией адвоката в ЕСПЧ является представительство сторон на всех стадиях подготовки и рассмотрения дела. Однако он не может осуществлять представительство государства - участника Конвенции. Представлять интересы государства могут только специально уполномоченные им лица, у которых могут быть помощники - адвокаты и советники. Представительство России в ЕСПЧ осуществляет Уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека, назначаемый Президентом РФ.

Адвокат может быть из любого государства - участника Конвенции (например: заявитель из России, адвокат из Великобритании). Адвокат-представитель имеет право первоначально подать жалобу в ЕСПЧ от имени Заявителя(правило 36 Регламента ЕСПЧ). После уведомления государства-ответчика о поступлении жалобы Председатель Палаты (Секции) может сделать распоряжение о представительстве Заявителя. В исключительных случаях Председатель Палаты, если он сочтет, что назначенный адвокат не отвечает требованиям ЕСПЧ, может на любой стадии производства по делу распорядиться о том, что такой адвокат более не может представлять Заявителя представлять или помогать ему и рекомендовать Заявителю найти другого адвоката.

После отправления жалобы в ЕСПЧ адвокат-представитель должен по требованию суда или по своему усмотрению представлять в ЕСПЧ письменные объяснения, документы, иные дополнительные доказательства по делу. Далее, если адвокат допускается ЕСПЧ представлять в нем интересы Заявителя, он становится полноправным участником процессуальных правоотношений и, следовательно, субъектом доказывания в ЕСПЧ.

Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. В статье 5 УПК РСФСР об этом говорилось, и нам остается только сожалеть, что в новый УПК РФ это положение не внесено.

Адвокат, представляющий в ЕСПЧ дело Заявителя, должен в достаточной степени владеть одним из официальных языков ЕСПЧ - английским или французским. Разрешение на использование другого языка в переписке и на устных слушаниях дела в ЕСПЧ может дать только Председатель Палаты. Адвокат обязан быть профессионалом, постоянно проживающим на территории одного из государств-участников Конвенции, а также допущенным к адвокатской практике в любом из данных государств.

Отмеченные требования к адвокату содержатся и в российских документах - ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодексе профессиональной этики адвокатов, принятом на первом Всероссийском съезде адвокатов.

Именно адвокат является субъектом представительства в ЕСПЧ, то есть именно он участвует в судопроизводстве в ЕСПЧ и процессуальных правоотношениях. Именно на адвоката возлагается обязанность использования всех средств и способов представительства в ЕСПЧ, обоснования выдвигаемых в интересах Заявителя тезисов, подтверждающих нарушение прав Заявителя, предусмотренных Конвенцией. С того момента, когда адвокат заявлен в качестве представителя Заявителя в ЕСПЧ, вся переписка и контакты с ЕСПЧ осуществляются только им, и все его действия порождают права, обязанность и ответственность для Заявителя, а все его неправильные действия порождают обязанности и лично для него самого. При этом адвокат должен соблюдать требования и российского законодательства в части разумности и добросовестности отстаивания прав и законных интересов своего доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами.

Вопросы участия адвоката в подготовке и проведении дел в Европейском Суде по правам человека в настоящее время являются весьма актуальными. Проблемы защиты прав человека в современном праве приобрела универсальный характер, а приоритет прав человека в системе социальных ценностей закреплен в универсальных и европейских правовых документах.

Заключение

Европейский Суд по правам человека является уникальным институтом, чья компетенция и географический охват беспрецедентны в истории международного права. Около 800 млн. человек в 47 странах имеют сегодня возможность напрямую обратиться к этому судебному органу с жалобами на нарушения важнейших прав. Суд вырабатывает стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы практически всех государств Европы, и оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в самых различных областях - таких, как уголовный процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев, права прессы и др.

Роль защиты прав человека лежит на национальных властях государств-участников, и прежде всего на их судебных органах. Национальные суды могут и должны применять положения Конвенции в своей практике и предоставлять эффективную защиту от их нарушений.

Тем не менее, когда такая национальная защита по тем или иным причинам оказывается неэффективной, частные лица могут подать жалобы в Страсбургский Суд. Впрочем, положительный эффект не исчерпывается возможностью для граждан защищать свои права на общеевропейском уровне. Государства-участники с помощью такого внешнего контроля могут выявлять и укреплять слабые места в своих правовых системах. Во многих случаях решения Суда приводили к значительным изменениям в законодательстве и практике европейских государств. Европейский Суд по правам человека вовсе не решение всех бед. Из тысячи запросов и жалоб, которые ежегодно поступают в этот орган от граждан различных стран, лишь некоторые (10-15%) принимаются к рассмотрению и только единицы находят свое удовлетворение. К тому же в среднем рассмотрение жалоб длится от полутора до трех лет, а иногда достигает пяти-шести лет. Поэтому Суд в Страсбурге следует рассматривать в качестве чрезвычайной инстанции, когда действительно исчерпаны все обычные средства защиты прав и в силу различных причин невозможно добиться справедливого решения на национальном уровне. Подлинная роль указанного института скорее служить «дисциплинирующим» средством для национальных правительств и символизировать конечное торжество правосудия. Реально же вся работа по защите прав и свобод личности остается по-прежнему за национальными судами.

Необходимо дальнейшее совершенствование структурных органов и функций ЕСПЧ, усиление контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека, а также упрощение некоторых процедур ЕСПЧ. Например, сокращение сроков рассмотрения дел, связанных с неисполнением административными органами судебных решений, улучшения условий содержания в местах лишения свободы и в психиатрических лечебницах, урегулирование порядка задержания и доставления в милицию лиц, которые подозреваются в совершении преступных действий. Для большей обоснованности подаваемых в ЕСПЧ жалоб представляется необходимым расширить возможности оказания квалифицированной юридической помощи предполагаемым жертвам нарушений.

Россия признала действие Конвенции с 5 мая 1998 г. С этого момента ее граждане могут обращаться в Европейский Суд с жалобами на нарушение прав, гарантированных Конвенцией. Это право россияне используют достаточно активно.

Уже сейчас можно говорить о том, что Суд в Страсбурге становится все более понятным и доступным институтом для тех граждан России, которые хотят добиваться защиты своих прав на международном уровне. Однако, к сожалению, как видно из приведенных цифр, большинство жалоб оказываются неприемлемыми и не доходят до рассмотрения по существу.

Список литературы

Международные соглашения и нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»
  3. Европейская Конвенция о защите основных прав и свобод человека и гражданина
  4. Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией»// Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, N 44, ст. 5400
  5. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральный Закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2004)// Российская газета, N 100, 05.06.2002
  6. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 08.04.2005)// Российская газета, N 222, 05.10.2005

Литература:

  1. Блатова Н.Т., Мелков Г.М Международное право в документах: Учебное пособие 4-ое изд., переработ. и доп. - М.: 2003 г.
  2. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура России, М. - 2000 г.
  3. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство - М.: «НИМП», 2001 г.
  4. Лич Ф. Обращение в Европейский суд по правам человека. - М.: 2006 г.
  5. Сонькин Н.Б. Адвокат в Европейском Суде по правам человека. - М.: 2004 г.
  6. Топорнин Б.Н. Европейские Сообщества: право и институты (динамика развития). - М.: «Эксмо», 2008 г.
  7. Туманов В.В. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. - М., 2004 г.
  8. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс.-М.: «ЕАОИ», 2008 г.
  9. Чернышова О. Жалобы против России в Европейский Суд по правам человека//Российская юстиция, №4, 2002 г.
  10. Энтин Л.М. Европейское право. - М., 2000 г.
  11. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. - М.: изд-во «МНИМП», 2007 г.

Периодические издания:

  1. Журнал «Золотой Лев» № 159-160

Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. <http://law.edu.ru/>

Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» <http://www.advokat-mgu.ru/info-r3.html>

Европейская Конвенция о защите прав человека <http://www.echr.ru/index.asp>

Похожие работы на - Защита прав в Европейском Суде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!