Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Понятие, функции малого бизнеса

1.2 Типы малого бизнеса

.3 Преимущества и слабости малого бизнеса

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Современное состояние малого предпринимательства

2.2 Система и формы государственной поддержки предпринимательства

2.3 Значимость финансово-кредитной поддержки для малых предприятий

.4 Оценка и прогнозирование развития финансирования малого бизнеса Республики Татарстан со стороны государства

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства

.2 Программа развития малого бизнеса в Республике Татарстан

.3 Формы развития государственной финансовой поддержки

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой чертой успешного и эффективного функционирования рыночной экономики. Этим определяется внимание к организации и формам взаимодействия малых предприятий и индивидуального предпринимательства со структурами корпоративных систем и государственными органами.

Актуальность работы. В настоящее время вопросы развития форм государственной поддержки малого предпринимательства являются актуальными. Малое предпринимательство в России является не только необходимым звеном в развитии рыночной экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степени служит основой создания среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и демократическое развитие общества. Совершенствование развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса является ключевым направлением экономического развития. Хозяйствующие субъекты малого бизнеса обязаны вести бухгалтерский учет, платить налоги. На основе полученной информации, накапливаемой на счетах бухгалтерского учета контролировать:

законность и целесообразность совершения фактов хозяйственной жизни;

правильность совершения налогов и своевременность их уплаты.

Для малого бизнеса важным является прогнозирование его стабильности финансового положения.

Цель курсовой работы - исследование перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

−       раскрыть сущность малого предпринимательства;

−       изучить преимущества и слабости малого бизнеса;

−       исследовать современное состояние малого бизнеса;

−       исследовать систему и формы государственной поддержки предпринимательства;

−       оценить значимость финансово-кредитной поддержки для малых предприятий;

−       исследовать перспективы развития финансирования малого бизнеса Республики Татарстан со стороны государства;

−       изучить задачи государственных программ поддержки малого бизнеса.

Предметом исследования являются перспективы развития малого бизнеса в России и Республике Татарстан.

Объектом исследования является малый бизнес.

Теоретико-методологическое обоснование. В отечественной экономической литературе до настоящего времени исследовались лишь отдельные аспекты данной темы. Эти вопросы рассматриваются и анализируются в работах В. Е. Платоненко, М. М. Максимцева, А. Н. Петровой, М. Г. Лапусты и др.

Практическая значимость. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. В целом для экономики деятельность малых фирм является важнейшим фактором повышения ее гибкости.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, 4 приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты развития малого бизнеса в России. Во второй главе дана оценка развития государственной поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан. В третьей главе изучены формы развития государственной финансовой и Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства.

Глава 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Понятие, функции малого бизнеса

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России на сегодняшний день составляет порядка 20%, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50%. Занята в малом и среднем предпринимательства пока только четверть работающих россиян. К 2020 г. доля малого бизнеса в ВВП России должна составить 50%. В нем должно быть занято не менее половины экономически активного населения страны.

Субъекты малого предпринимательства, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям, которые предполагают:

−       формирование гибкой рыночной экономики;

−       сочетание разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Малый бизнес - один из ведущих секторов современной экономики России. Он определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Субъекты малого бизнеса способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Развитие малого бизнеса несет следующие достоинства и недостатки.

К достоинствам относятся:

−       высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребителей;

−       ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

−       возможность более экономичного использования ресурсов и т.д.

Недостатками являются:

−       высокая степень риска;

−       необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;

−       сложность получения кредита и др.

Подробнее ознакомиться с достоинствами и недостатками развития малого бизнеса можно в приложении 1.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

-   Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

-       Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, ограничивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

-       Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже.

-       Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.

-       Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

1.  Обеспечивает рост занятости.

2.      Снижает социальную напряженность.

.        Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.

Экономический риск в сфере малого предпринимательства выше и «жизненный цикл» малых предприятий короче, чем крупных компаний. В благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают ряд трудностей. Малые фирмы чаще всего проигрывают крупным компаниям в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы слабее крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды. Если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно становится банкротом.

Серьезную проблему для малых фирм представляет отсутствие планирования. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше - стратегическое. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

.        для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

.        средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

−       до ста человек включительно для малых предприятий;

−       среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

.        выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 4 ФЗ № 209 Правительство РФ установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

−       микропредприятия - 60 млн. рублей;

−       малые предприятия - 400 млн. рублей;

−       средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи. Средняя численность персонала микропредприятия, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого или среднего предприятия. Комплексный экономический анализ способствует эффективному управлению деятельности (от разработки планов и программ хозяйственной деятельности до контроля над исполнением принятых решений) в любой функциональной сфере малого бизнеса.

Таким образом, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Субъекты малого бизнеса способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

 

1.2 Типы малого бизнеса

малый бизнес поддержка программа

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее <#"795618.files/image001.gif">

Приложение 2

Таблица 1

Основные индикаторы экономической деятельности малых и средних предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции за последние три года


Доля МСП в общем количестве предприятий

Доля МСП в общей занятости населения

Доля МСП в ВВП

США

97,6

50,6

52,0

Канада

98,0

50,5

46,0

Япония

99,7

70,2

53,8

Великобритания

99,2

48,4

48,0

Франция

99,6

54,1

49,8

Германия

99,7

60,1

53,2

Италия

99,8

54,3

70,9

Россия

42,0

27,5

20,0


Таблица 2

Сильные и слабые стороны малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Гибкость

Высокорискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства.

Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>

Приложение 3

 - анализ внешней и внутренней среды социально-экономического развития предприятий малого бизнеса Республики Татарстан на период до 2030 года

Сильные стороны

Слабые стороны

Принадлежность к группе наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по важнейшим характеристикам территориальной конкурентоспособности. Природно-ресурсный потенциал, включающий запасы нефти, местные строительные материалы, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы. Выгодное геоэкономическое положение республики на пересечении реки Волги с проектируемым транспортным коридором «Запад-Восток». Высокий уровень фондообеспеченности территории, в т.ч. за счет преобладания фондоемких отраслей в структуре экономики. Диверсифицированная отраслевая структура экономики, профиль которой определяют отрасли (нефтегазовый комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность, отдельные отрасли машиностроения), имеющие сильные конкурентные позиции на мировом рынке. Относительно высокий уровень развития информационно-телекоммуникационного комплекса. Сравнительно высокая плотность населения в республике и сопредельных субъектах Российской Федерации, предопределяющая повышенную концентрацию потребительского спроса. Благоприятные условия для формирования и развития эффективных территориальных кластеров в нефтехимии, отраслях машиностроения (прежде всего, в автомобилестроении), а также в образовательном комплексе. Высокий научный потенциал. Наличие крупных учреждений высшего профессионального образования широкого профиля. Высокая степень доверия населения к региональной политической элите.

Относительно невысокие уровни денежных доходов населения и оборота розничной торговли, сдерживающие рост внутреннего регионального рынка потребительских товаров и услуг. Низкий уровень развития малого предпринимательства, негативно влияющий на доходы населения и состояние локальных рынков труда в регионах республики. Низкая доля в экономике республики ее высокотехнологичного сектора, слабая восприимчивость экономики к новым разработкам, препятствующая росту инноваций. Значительная дифференциация в социально-экономическом положении и экономическом потенциале между различными муниципальными образованиями республики. Сравнительно высокий уровень загрязнения природной среды, связанный с повышенным техногенным воздействием на нее предприятий промышленности и других отраслей экономики. Сдерживающее воздействие недостаточно развитой транспортной инфраструктуры на развитие хозяйственного комплекса республики. Явное недоиспользование ее транзитного потенциала для формирования международных транспортных коридоров

Угрозы

Проводимая в Российской Федерации налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени товаропроизводителей. Нарастающие тенденции дебюрократизации экономики, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции. Формирование условий для легализации бизнеса. Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики. Возрастающая федеральная поддержка развития высокотехнологичного сектора российской экономики и стимулирования инновационной деятельности на основе реализации различных форм частно-государственного партнерства. Совершенствование системы межбюджетных отношений и укрепление финансовой базы местного самоуправления. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в социальном развитии на основе реализации национальных проектов. Происходящие изменения в стандартах и правилах бухгалтерского учета организаций, направленные на снижение уровня неплатежей и повышение эффективности их финансового управления

Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательств. Отсутствие государственной программы реформирования организаций реального сектора экономики и низкая эффективность действующего механизма финансового оздоровления и банкротства. Недостаточно высокий уровень капитализации функционирующих в республике отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности для проведения реструктуризации и повышения конкурентоспособности предприятий. Значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики республики. Вывоз капиталов за пределы республики финансово-промышленными группами и международными корпорациями, слабое развитие аутсорсинга, сдерживающие экономический рост и решение проблем занятости. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики


Приложение 4

-матрица стратегического развития малого бизнеса Республики Татарстан до 2030 года


O 1. Возрастающая федеральная поддержка форм малого бизнеса. 2. Снижение налогового бремени, изменения в стандартах бухгалтерского учета, направленные на снижение уровня неплатежей.

T 1. Нестабильность налогового и бюджетного законодательства. 2. Вывоз капиталов за пределы республики.

S 1. Республика Татарстан - это наиболее экономически развитый регион, занимающий лидирующие позиции в приволжском Федеральном округе. 2. Высокая концентрация потребительского спроса, высокий научный потенциал, высокий уровень фондообеспеченности.

 1.1.Завоевание предприятиями малого бизнеса лидирующих позиций на рынке. 1.2. Обеспечение повышения уровня платежеспособности и ликвидности малых предприятий. 2.1. Ликвидация монополий производителей и создание конкурентной среды. 2.2. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

 1.1. Интеграция федеральной властью и муниципалитетом. 1.2. Замена старых фондов на новые. 2.1. Укрупнение масштабов бизнеса, кооперации, поглощения. 2.2. Создание новых рабочих мест, расширение структуры.

W 1. Невысокий уровень денежных доходов населения. 2. Повышенный уровень загрязнения окружающей среды.

 1.1. Расширение потребительского рынка за счет открытия новых малых предприятий при поддержке государства. 1.2. Обеспечение достаточности финансовых ресурсов. 2.1. Разработка ценовой политики при поддержке государства. 2.2. Использование высоких цен на услуги для быстрого возмещения затрат на оплату труда персонала.

 1.1. Расширить ассортимент и повысить качество обслуживания. 1.2. Создание положительной репутации. 2.1. Развитие системы мотивации и стимулирования труда на малых предприятиях. 2.2. Создание наилучших условий для работы персонала.


Похожие работы на - Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!