Прокурорский надзор за исполнением законов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прокурорский надзор за исполнением законов

1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов

Одной из самостоятельных отраслей прокурорского надзора является прокурорский надзор за исполнением законов, т.е. «общий надзор». Законодатель регулируя такую деятельность как прокурорский надзор в действующем законодательстве не употребляет термин «общий надзор», но данный термин по-прежнему используется в деловом общении работниками прокуратуры.

Именно в данной отрасли прокурорского надзора проявляется деятельность работников всех звеньев Российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона, защите и охране прав и свобод личности, общества и государства.

Как и любая другая отрасль права, общий надзор имеет свои предмет и задачи. Предмет в отрасли прокурорского надзора за исполнением законов в общем виде законодатель определил в ст. 21 Закона о прокуратуре, которая включает в себя:

. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного правления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) указанными выше органами и должностными лицами.

Из содержания данной статьи видно, что в ней названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор. К примеру, не упоминаются в ней предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения, хотя прямой обязанностью указанных выше органов, исходя из статьи 15 Конституции Российской Федерации, является точное исполнение действующих на территории России законов и при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, включая и государство, эти органы и организации не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. В статье 21 Закона о прокуратуре мы не видим таких субъектов надзора как граждан к которым также предъявляется требование точного исполнения законов и в случае нарушения действующего законодательства они будут являться субъектами прокурорского надзора за исполнением законов.

«При рассмотрении вопроса о предмете общего надзора необходимо учитывать и то что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор не только за исполнением Федерального законодательства но и за исполнением не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований».

Необходимо учитывать и то что в сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации. В Законе о прокуратуре не упоминаются нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 80, 110) Президент, являясь главой государства, а Правительство - высшей исполнительной властью, реализуя возложенные на них полномочия, издают нормативные указы и постановления, регулирующие общественные отношения, касающиеся различных сфер жизни и деятельности общества и обязательные для исполнения на всей территории России. Нередко акты Президента и Правительства РФ выполняют роль первичного или единственного источника правового регулирования, поскольку те или иные общественные отношения законодательно не урегулированы.

Нормативные указы и постановления Президента и Правительства РФ не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора - прокуроры осуществляют надзор за их исполнением. По этой причине на прокуратуру не возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ. Таким образом, употребляемый в ст. ст. 1,21 Закона термин «закон» следует понимать в собирательном значении, близком к термину «законодательство», а не буквально.

Рассматривая предмет данного надзора необходимо не забывать и о надзоре который осуществляет прокуратура в области двухсторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась.

«Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия».

В отличие от других отраслей прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением тех, что регулируют деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, а также органов, исполняющих наказания, назначенные судом.

Целью прокурорского надзора за исполнением законов является обеспечение единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Исходя из этой цели можно определить задачи прокурорского надзора за исполнением законов которые отражены в статье 1 Закона о прокуратуре, а именно: прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

«Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам, чтобы эти законы точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомственности), должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов».

Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнении стоящих перед российским государством задач. В первую очередь, на этих органах лежит обязанность претворения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.

«Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов, прокуроры способствуют тем самым развитию рыночных отношений в России, повышению стабильности в обществе, укреплению государственности, становлению правового государства, т.е. реализации социально-экономических, иных реформ».

В связи с ростом преступности в последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов как раннего средства предупреждения преступлений. Осуществляя надзор, прокуроры выявляют не только преступления, но и, что особенно важно, - правонарушения, которые могут перерасти в преступления либо способствуют совершению преступлений, а значит тем самым осуществляют еще и профилактику преступлений и правонарушений.

. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

прокурор надзор право закон

Полномочия первой группы направленные на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор.

Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий до- пуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тай- не, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. «Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска».

Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Требовать от руководителей органов за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация.» При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы непосредственно в прокуратуру, в другом - знакомится с ними по месту их хранения во время проведения соответствующих проверок». В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного специалиста.

Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат материальному воз- награждению в виде выплаты гонораров.

«Требовать от руководителей органов, за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется направлением в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это направлением письменного требования и реже - вынесением мотивированного постановления». Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз, что реализуется вынесением соответствующих постановлений.

Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона. Обычно прокурорами требуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно. Объяснения приобщаются к материалам проверки.

Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что же касается проверок законности актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 22.05.96 г. №30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии.

Проводить антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов. Согласно статье 9.1 - прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Проверки законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим или же иным органам.

«Проверки исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в пределах их должностной компетенции. Так, муниципальные прокуроры (районные, городские) проводят проверки в органах районного звена. Прокуроры субъектов РФ проводят проверки в республиканских, краевых, областных органах. При этом вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, относящихся к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого, областного и равных им звеньев».

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст. ст. 22-25 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям прокуроров относятся следующие права:

б) вносить в государственные, иные органы представления об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств;

в) возбуждать производство об административном правонарушении;

г) возбуждать уголовное дело;

д) требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной за- коном ответственности (дисциплинарной, материальной);

е) освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному за- держанию на основании решений несудебных органов;

ж) предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Прокуроры в пределах предоставленной им компетенции также вправе: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Многие права прокуроров являются также их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов, укреплять законность и правопорядок в регионах и в целом по стране.

3. Задача №1

В ходе прокурорских проверок, проведенных совместно со специалистами Управления геологии на ряде рудодобывающих предприятий, выявлены следующие нарушения: выработка полезных ископаемых производится за пределами горных отводов; из руд извлекаются не все компоненты полезных ископаемых; ведется выборочная добыча полезных ископаемых, т.е. только богатых руд; не проводится рекультивация земель после окончания добычи полезных ископаемых; не осуществляется консервация временно неиспользуемых горных отводов; не соблюдаются правила по технике безопасности.

Какие акты прокурорского реагирования следует вынести?

Акты прокурорского реагирования, предусмотрены законодателем для того, чтобы прокуроры не были ограничены в своих действиях и могли принуждать в обязательном порядке соблюдать все требования законности, справедливости и чтобы в дальнейшем не допускать таковых действий.

В случае если нарушение уже выявлено, виновные лица установлены, прокурор наделяется полномочиями, предусмотренными ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Так, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:

возбуждает производство об административном правонарушении;

требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

предостерегает о недопустимости нарушения закона;

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Прокуроры должны решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.

вносит представление об устранении нарушений закона.

Следует отметить, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, мест принудительного содержания, а также органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Согласно ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение, уклонение от явки по его вызову влекут установленную законом ответственность.

За выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (выработка полезных ископаемых за пределами горных отводов; из руд извлекаются не все компоненты полезных ископаемых; не производиться рекультивация земель после окончания добычи; не осуществляется консервация временно не используемых горных отводов) предусмотрена административная ответственность (ст. 49 ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1). На основании вышеизложенного прокурор согласно ст. ст. 8.7, «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» 8.9» Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов», 8.10 «Нарушение требований по рациональному использованию недр» Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях, за нарушение трудового законодательства в области охраны труда согласно ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

. Задача №2

Генеральный прокурор Российской Федерации принес в Государственную Думу протест на принятый Федеральный закон «О собственности на землю» в связи с тем, что он противоречит отдельным положениям Конституции Российской Федерации. Государственная Дума отказалась рассматривать протест, разъяснив Генеральному прокурору, что Федеральный закон «О собственности на землю» подписан Президентом Российской Федерации, в связи с чем протест должен быть принесен Президенту Российской Федерации.

Оцените действия Генерального прокурора Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Пределы предмета прокурорского надзора выражаются в исчерпывающем круге названных законодателем в части 1 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органов и должностных лиц:

¾соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

¾соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами выше.

В число поднадзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами.

В систему субъектов надзора не входят Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные суды и мировые судьи.

На основании пункта 2 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

В номах этой же статьи содержится исчерпывающий список лиц и органов, по запросам которых Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов (в том числе и федеральных законов), к ним относятся: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Генеральный прокурор не обладает правом опротестования правовых актов Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Список использованных нормативных материалов и литературы

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 02 июля 2013 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013 г.).

3.Указание Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. №39/7 (ред. приказа 16 октября 2000 г. №134) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».

4.Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. №155 (в ред. приказа от 29 октября 2012 г. №379) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

5.Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. приказа от 10.02.2012 №46).

.Приказ Генерального прокурора РФ от 12 марта 2009 г. №67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации» (в ред. приказа от 22 июля 2011 г. №215).

8.Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» (в ред. приказа от 9 февраля 2012 г. №39). Приказ Генерального прокурора РФ от 19 января 2010 г. №11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

9.Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 1998.

10.Винокуров Ю.Е. Курс лекций и практикум Прокурорский надзор, изд. Экзамен, М., 2003.

.Григорьева Н.В. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М.: Риор, 2008

.Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев [и др.] - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

.Чувилева А.А. Прокурорский надзор в РФ. М., 1999.

Похожие работы на - Прокурорский надзор за исполнением законов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!