закон ману абсолютная монархия
Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.
Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Конституция Франции 1793 г.
К лету 1793 года ситуация в стране усложнилась это было вызвано Роялистским мятежом в Вандеи и усложнении ситуации на фронте.
июня 1793 году было свергнуто Жирондистское правительство, к власти пришло левое радикальное правительство.
июня 1793 года конвентом была принята новая конституция Франции под влиянием идей якобинцев.
Введение конституции в силу было отложено до наступления мира.
Конституция состояла из двух частей:
Декларация прав человека и гражданина
Конституционный акт
Общая характеристика конституции
) В общем тексте конституции утверждалась республиканская форма правления;
) Устанавливалось всеобщее избирательное право (только для мужчин, ценз оседлости - 6 месяцев, возрастной - 21 год) ;
) учреждался парламент, который назывался национальное собрание. Состоял из одной палаты, избирался на 1 год (чтобы не было обособления депутатов от избирателей) ;
) вводилась законодательная плебисцитарная система. - национальные собрание - это наиболее важная сфера законодательства (гражданское и уголовное право, бюджет и т.д.) составляла так называемые предложения законов. Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний граждан, если эти собрания не отклоняли предложение то этот проект закона считался принятым.
) устанавливала правительство - исполнительный совет, состоящий из 24 членов. Члены исполнительного совета выбирались национальным собранием и из списков кандидатов от департаментов и первичных собраний на два года, с обновлением на 1/2 (одну половину) ежегодно. Члены советов были лишены самостоятельности и были сильно зависимы от национального собрания .
Таким образом по конституции 1793 года не был реализован принцип разделения властей. По существу и законодательная и исполнительная ветви власти сосредотачивались руках национального собрания.
Учреждение конституции откладывалось до разгрома контрреволюционных сил. В этот переходный период якобинцами была создана система управления наделенная исключительными полномочиями.
Вопрос 5
Государственный строй Франции периода Второй республики 1848- 1851 гг.
Ответ:
В ходе февральской революции народ Парижа сметал все органы государственной власти. Монархия как форма правления полностью дискредитировала себя. 24 февраля 1848 г. для разработки Конституции и определения направлений развития французского государства было создано Временное правительство, которое под давлением народа было вынуждено 25 февраля провозгласить республику. Важнейшим завоеванием революции явилось принятие 4 марта Декрета о введении во Франции всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года (при 6 месячной оседлости в данной местности).
Давление народа на Временное правительство вызывало серьезные опасения со стороны буржуазии и дворян. Выход из этого положения виделся в созыве Учредительного собрания. 23-24 апреля 1848 г. прошли выборы в Учредительное собрание, которые продемонстрировали победу буржуазных республиканцев, получивших около 500 из 880 мест.
В обстановке террора и нарастания монархических тенденций, 4 ноября 1848 г. Учредительное собрание принимает Конституцию Второй республики. Она состояла из вступления и 11 глав.
Весьма интересной являлась глава 1 «О верховной власти», которая в своей единственной статье провозглашала, что власть принадлежит совокупности французских граждан, неотчуждаема и неотъемлема.
Вторая глава перечисляла права граждан, которые гарантируются Конституцией. Необходимо отметить, что перечень этих прав был весьма обширен и демократичен.
Конституции провозглашала разделение властей (ст. 19) как первое условие свободного правительства. Это означало, что принцип разделения властей уже прочно вошел в конституционное право Франции. Поэтому остальные главы Конституции раскрывали сущность властей законодательной, исполнительной и судебной.
Так, глава 4 была посвящена законодательной власти, которая вручалась единому (однопалатному) Национальному собранию, состоящему из 750 депутатов. Эти депутаты избирались прямыми, всеобщими (только для мужчин) выборами, при тайном голосовании на 3 года.
Национальное собрание назначало членов Государственного совета на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые три года. Этот орган занимался выработкой законопроектов, имел право контроля над администрацией и разрешал административные споры.
Глава 5 посвящена исполнительной власти, главой которой впервые в истории Франции являлся избранный всеобщими и прямыми выборами Президент, которому предоставлялись огромные полномочия в осуществлении исполнительной власти. Статья 45 определяла срок полномочий Президента в 4 года и содержала весьма редкую для конституционного права отсрочку на переизбрания. Можно было переизбираться только «по прошествии промежутка времени, равного четырем годам». Стремясь усилить роль Президента, составители Конституции поставили его в фактически не зависимое от парламента положение.
Глава 8 Конституции посвящена судебной власти. В ней отмечалось, что правосудие отправляется бесплатно от имени французского народа. Местные органы власти остались практически без изменений.
Таким образом, рассматриваемая Конституция в рамках одной и той же политической системы внешне поставила в независимое положение Национальное собрание, наделенное неограниченной законодательной властью, и не зависимого от него Президента с подчиненной ему армией, полицией и бюрократией, т.е. наделенного реальной силой.
При таком положении в случае конфликта между Национальным собранием и Президентом неизбежно должно было обнаружиться жесткое противоречие. Собрание получило право сместить Президента конституционным путем, но в его распоряжении не было реальной силы для претворения этого решения в жизнь. Президент же, наоборот, согласно ст. 68 не имел права ни распускать Собрание, ни даже временно откладывать его заседания - это рассматривалось как «государственная измена», в силу которой президент утрачивал свои полномочия. Другими словами, устранить Собрание конституционным путем Президент не мог, зато имел реальные возможности сделать это силой. Эти обстоятельства послужили предпосылкой недолговечности режима Второй республики Франции.
«Могильщиком» Второй республики во Франции явился племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон, который был избран первым президентом по Конституции 1848 г. В ночь на 2 декабря 1851 г. он произвел государственный переворот, вероломно нарушив свою присягу на верность Конституции республики.
4 января 1852 г. во Франции принимается новая Конституция, которая существенным образом отличалась от предыдущей и очень походила на Конституцию Франции 1799 г.
В 1870 г. Наполеон III ввязывается в войну с Пруссией для того, чтобы отвлечь внимание от тяжелых внутренних проблем и добиться поддержки оппозиционной буржуазии. Эта война привела к быстрому краху Второй империи, поскольку в сентябре 1870 г. император попал в плен под Седаном с 83-тысячной французской армией.
марта 1871 г. в Париже произошла пролетарская революция, в ходе которой власть перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии, который находился у власти 10 дней.
марта 1871 г. состоялись выборы в Парижскую коммуну. В результате выборов в составе Коммуны оказалось 86 членов - точнее 85, ибо один из них (О. Бланки) находился в тюрьме.
Уже на первом заседании вновь выбранного органа власти 29 марта 1871 г. был создан совершенно новый принцип организации государственной власти. На этом заседании было определено, что руководство работой Коммуны поручается Президиуму, который выбирается на 7 дней в составе председателя, двух заместителей и двух секретарей. В этот же день для того, чтобы «облегчить прохождение дел и обсуждение проектов декретов», из членов Коммуны образовывалось десять комиссий. Среди этих десяти комиссий самое важное значение имела исполнительная. На нее возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и всех постановлений других комиссий. Однако она находилась в полном подчинении Коммуны.
апреля 1871 г. для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать исполнительную комиссию, включив в нее руководителей всех девяти специальных комиссий.
апреля 1871 г. Коммуна приняла «Декларацию к французскому народу» - важный документ, в котором провозглашались основные принципы организации государственной власти во Франции.
марта 1871 г. Коммуна приняла знаменитый Декрет «Об отмене рекрутского набора». В нем говорилось об упразднении постоянной армии и замене ее вооруженным народом в лице Национальной гвардии. Те же самые меры были проведены и в отношении полиции. Большое значение имел принятый 2 апреля Декрет «Об отделении церкви от государства», который передавал имущество религиозных конгрегаций в собственность государства.
Совокупность этих мер означала слом старого государственного аппарата и построение совершенно нового типа государства, еще неведомого истории. В основу нового государственного аппарата были положены такие демократические принципы, как выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления. Коммуна, однако, не признавала принципа разделения властей. Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь комиссиями или ее уполномоченными.
Декретом от 30 марта было урегулировано административное управление округами Парижа. На выборы местных органов власти коммунары не пошли, поэтому руководство округами поручалось членам Коммуны, баллотировавшимися от этих округов. Для ведения дел им разрешалось создать комиссию по своему выбору и под свою ответственность.
В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая 1871 г., когда специальным декретом был организован Комитет общественного спасения. Он должен был состоять из пяти членов, избранных Коммуной голосованием каждой кандидатуры в отдельности. Комитету общественного спасения предоставлялась самая широкая власть над всеми делегатами и комиссиями, однако ответственность его перед Коммуной сохранялась.
Коммуна просуществовала до 28 мая 1871 г., когда пала последняя баррикада. С самого начала революции коммунары были обречены на поражение. Многие их них это прекрасно понимали, но руководствовались, прежде всего, идейными соображениями, свято веря в идеи равенства и социальной справедливости, провозглашенные еще в период Великой французской революции.
Вопрос 6
Конституция Франции 1958 г. Государственный строй Франции V Республики
Ответ:
Основу Конституции 1958 г. составили идеи де Голля относительно современного французского государства. В своих «Военных мемуарах» он писал: «Я вижу в нем не сумму противоречивых частных интересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компромиссы, как это было вчера и восстановления чего желали бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых действий, инструмент, выражающий только интересы нации и поставленный на службу только им. Чтобы планировать и принимать решения, государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентный арбитр».
В центре новой конституции - идея главенства президентской власти. Президент «...обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов...» (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право распустить Национальное собрание (новые выборы должны проводиться не более чем через сорок дней после роспуска), по существу вводить чрезвычайное положение, по предложению правительства или совместному предложению палат парламента передать на референдум любой законопроект, а также ряд других правомочий.
В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы. Он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет на соответствие его Конституции.
В области исполнительно-распорядительной деятельности президент: назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров; проводит назначения на высшие гражданские и военные государственные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.
Президент представляет страну в международных отношениях. Особое значение имеет ст. 16: «Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти... нарушено, президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента, а также Конституционным советом». Констатация этих условий, которые передают президенту фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма расширительно, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются некоторые формы парламентского контроля (парламент собирается по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела по обвинению президента в государственной измене).
Второе лицо в государстве - премьер-министр, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).
Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан (на 5 лет - с 1985 г. была введена пропорциональная система), а Сенат - косвенным голосованием (на 9 лет). Парламент собирается на две очередные сессии в году. общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Императивные мандаты объявляются недействительными. Законы парламента в течение 15 дней должны быть подписаны и промульгированы президентом. Если президент не согласен, проводится повторное обсуждение.
Особое внимание Конституция уделяет отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, т.е. декретами кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству. Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Если парламент не принял решения по финансовым законопроектам в течение 70 дней, они могут быть введены в действие на основе правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако «резолюция порицания», как наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти, может быть применена в ограниченных пределах. Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным собранием воссоздает систему внутрипарламентских противовесов.
Среди новых органов, учрежденных на основе Конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, который состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом.
Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляет Государственный совет, значение которого после 1958 г. несколько возросло.
В итоге, конституция 1958 г. установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентской республики при очевидном доминировании элементов последней. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным "президентско-парламентским" или "косвенным президентским" режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование "полупрезидентская республика".
Развитие Пятой Республики.
Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодательной власти.
С 1962 г. президент стал избираться не выборщиками, а прямо, что должно было обесчивать независимость президента от остальных конституционных учреждений. Среди других преобразований наиболее важным явилось усиление ответственности правительства перед главой государства. Перестали действовать статьи о бывших колониях (они стали юридически независимыми).
Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 1960-70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.
Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссылками на права человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью "конституционного блока" и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).
В 1981 г. Социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т.п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.
Период 1986-1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию "раздельного правления" - сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период "сосуществования" продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство "сосуществует" с президентом-голлистом.
Политические события 80-90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как "суперпрезидентская республика" или "ультрапрезидентский режим". Вместе с тем парламент остается ареной партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции - законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли "регистрационной палаты", поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.
Независимо от расстановки основных политических сил, на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и социаль- ных отношениях. Периодически проводимые национализация и приватизация отраслей экономики в целом сохранили соотношение государственного и частного ее секторов. Особенностью приватизации во Франции при передаче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов госсобственности является сохранение в государственной собственности крупных пакетов акций этих объектов, использование государственных облигаций или аукционов.
Значительную роль в развитии политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. Так, в 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом "Европейский союз", все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства "коммунитарного права" (права Европейского союза) над национальным правом.
Список литературы
. Всеобщая история государства и права. - М., 1998.
. История государства и права зарубежных стран. - Ч.1. - М., 1997.
. История государства и права зарубежных стран. - Ч.1. - М., 1998.
. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая Республика. М., 1989.