Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    370,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления






Курсовая работа

Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих

Автор курсовой работы А.А. Живаева

Обозначение курсовой работы КР-02069964-38.0304-12-14

Направление 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Руководитель курсовой работы

канд. эконом. наук, доц. Т.И. Седашкина





Саранск 2014

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка А.А. Живаева

Тема: «Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих»

Срок представления проекта к защите 08.12.2014 г.

Исходные данные: научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, публикации в периодической печати, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Самарской области, статистические данные органов муниципального управления Сызранского муниципального района.

Содержание курсовой работы:

.1 Теоретические основы оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих

.2 Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих Администрации муниципального района Сызранский Самарской области

.3 Разработка мероприятий по повышению качества и эффективности работы муниципальных служащих Администрации муниципального района Сызранский Самарской области

Расчетно-графическая часть: таблицы, рисунки, формулы.

Руководитель проекта канд. эконом. наук, доц. Т.И. Седашкина

РЕФЕРАТ

Объектом исследования являются муниципальные служащие администрации Сызранского муниципального района. Предметом исследования выступают эффективность и качество их работы.

Цель работы - разработка мероприятий по повышению качества и эффективности работы муниципальных служащих.

В процессе исследования раскрыто содержание понятия «муниципальный служащий», дана характеристика его правового статуса, изучены основные методы управления трудовыми ресурсами, проанализированы методы оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих администрации. Проведена оценка социально-экономического и организационного развития Сызранского муниципального района, изучена структура и кадровый состав администрации, определены качество и эффективность работы служащих.

В результате проведенного исследования выявлена необходимость и механизм планирования потребности администрации Сызранского муниципального района в трудовых ресурсах и определена стратегия компенсационной политики.

Область применения - результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и в деятельности администрации Сызранского муниципального района Самарской области.

ВВЕДЕНИЕ

Оценка эффективности труда муниципальных служащих сложна и неоднозначна. Муниципальные служащие выполняют различные функции по развитию муниципального образования, стабилизации и воспроизводству на его территории институтов рыночной экономики посредством выполнения множественных работ и действий. Деятельность муниципальных служащих зависима от разнообразных факторов внешнего и внутреннего характера. По мере увеличения роли и значения труда, эффективности труда муниципальных служащих возникает необходимость теоретического исследования содержания и структуры труда, выполняемых функций, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются муниципальные служащие администрации Сызранского муниципального района. Предметом исследования выступают эффективность и качество их работы.

Цель работы - разработка мероприятий по повышению качества и эффективности работы муниципальных служащих. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

исследование нормативно-правовых основ деятельности муниципальных служащих;

определение основных методов управления персоналом;

систематизация методов оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих;

проведение анализа организационно-экономического состояния муниципального образования;

анализ состава и структуры персонала;

оценка качества и эффективности работы администрации;

планирование потребности Администрации муниципального района Сызранский в трудовых ресурсах;

- определение стратегии компенсационной политики.

Проблемы организации государственной и муниципальной службы исследуются в работах В. В. Бакушева, В. П. Иванова, Л. А. Калиниченко, А. Ф. Ноздрачева, В. В. Пылина, В.В. Черепанова.

Вопросам управления персоналом организации посвящены труды Т. Ю. Базарова, В. Р. Веснина, Б. М. Генкина, А. П. Егоршина, А. Л. Кибанова.

Ряд ученых - A. A. Деркач, В. М. Захаров, М. А. Коргова, О. В. Соловьев, В. В. Черепанов - изучали специфику управления кадровыми процессами и кадровым потенциалом в системе государственной и муниципальной службы.

Особое внимание исследователи уделяют технологиям оценки персонала государственного и муниципального управления и вопросам их профессионального развития (В. М. Анисимов, Т. Ю. Базаров, Е. А. Баканов, В. А. Гневко, В. М. Захаров, М. И. Магура, А. И. Турчинов).

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, исследующих проблемы организации муниципальной службы в современных условиях.

Информационную базу исследования составили данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Самарской области, данные администрации Сызранского муниципального района.

В работе применялись монографический, ретроспективный, системный, графический методы и метод статистического анализа.

1. Теоретические основы оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих

.1      Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципальных работников

Разбирать систему правового регулирования какого-либо института можно только в случае, если есть понимание сути и особенностей данного института. Отметим, что деятельность муниципальных работников подразумевает раскрытие понятий муниципальный служащий и муниципальная служба.

Одним из первых федеральных законодательных актов, в котором упоминается муниципальная служба, был Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» <#"795482.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Правовой статус муниципального служащего

Права муниципального служащего - установленная законом мера возможного поведения муниципального служащего. Основными правами муниципального служащего являются: а) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе; б) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; в) оплата труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); г) защита своих персональных данных; д) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; е) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования; ж) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы; и) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета; к) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений; л) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; м) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений; н) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ [36].

Наряду с правами, муниципальные служащие имеют и обязанности - это мера должного поведения муниципального служащего. Муниципальный служащий обязан: а) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; б) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; в) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; г) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией; д) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; е) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; ж) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; и) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи; к) сообщать представителю нанимателя о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства; л) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; м) уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта [36].

Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Ограничения, связанные с муниципальной службой

Кроме того, гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования, а также гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

В связи с прохождением муниципальной службы на муниципального служащего накладывается ряд запретов, представленных в приложении А.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой. При этом перечисленные виды деятельности не могут финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.

Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Ответственность муниципального служащего - установленная законом возможность наступления неблагоприятных последствий для муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по должности муниципальной службы. Основные виды юридической ответственности для муниципальных служащих не имеют каких-либо специфических черт. Лишь дисциплинарная ответственность может иметь некоторые особенности. За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Кроме того, муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания [36].

Отметим, что положениями Федерального закона № 25-ФЗ <#"795482.files/image003.gif">                                   (2)

где: КПЭ - корректирующие коэффициенты по каждому показателю эффективности;- общее количество утвержденных показателей эффективности.

В зависимости от степени достижения планового значения каждого показателя эффективности должен устанавливаться соответствующий корректирующий коэффициент показателя эффективности. В случае выполнения или перевыполнения по итогам отчетного квартала планового значения показателя эффективности корректирующий коэффициент показателя эффективности принимается равным 1. По недостигнутому показателю эффективности корректирующий коэффициент устанавливается в зависимости от уровня отклонения фактически достигнутого значения на отчетный квартал планового значения в размерах, представленных в таблице 1. Аналогичный расчет корректирующих коэффициентов предлагается осуществлять для показателей эффективности использования бюджетных средств, а также иных показателей эффективности.

Таблица 1 - Значения корректирующего коэффициента в зависимости от уровня отклонения фактического значения показателя эффективности от планового значения

Отклонение фактического значения недостигнутого по итогам квартала показателя эффективности от утвержденного планового значения

До 5 %

0,9

От 5 до 10%

0,7

От 10% до 20%

0,5

Более 20%

0


На втором этапе необходимо проводить оценка деятельности муниципального служащего в целях его материального стимулирования. Оценка профессиональной деятельности муниципального служащего осуществляется на основе:

- показателей эффективности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

-        показателей результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

         показателей эффективности деятельности самостоятельного структурного подразделения органа местного самоуправления, степень достижения которых учитывается при определении размера премиального фонда по данному структурному подразделению [13, с. 109].

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего закрепляются в его должностной инструкции. Они включают в себя количественные, качественные и временные характеристики. Количественные характеристики указывают на объем выполненной работы, выраженный в определенных единицах измерения (количество оформленных документов, выполнение плановых заданий и др.). К качественным характеристикам относятся такие, как безошибочность, точность, аккуратность, инновационность при оформлении соответствующих документов и материалов (технический, правовой, экономический, организационный уровень и т.д.), предлагаемых и принимаемых решений. Временные характеристики учитывают соблюдение различных сроков, установленных муниципальными правовыми актами, законодательством, выполнение особо важных и сложных заданий в отведенное время и т.д.

Руководители самостоятельных структурных подразделений органа местного самоуправления определяют для муниципальных служащих дифференцированные размеры денежного поощрения для стимулирования работников на основе отчетов о выполнении показателей деятельности муниципальных служащих, а также с учетом степени достижения плановых (целевых) значений показателей эффективности деятельности самостоятельного структурного подразделения органа местного самоуправления по итогам оцениваемого периода. Расчетный размер ежеквартальной премии (РРЕП) должен определяться по формуле (3):

                                               (3)

где: КП - корректирующие коэффициенты по показателям эффективности, показателям результативности и показателям эффективности деятельности самостоятельного структурного подразделения органа местного самоуправления, степень достижения, которых учитывается при определении размера ежеквартальной премии.

Предусматривается, что муниципальным служащим, не обеспечившим по итогам оцениваемого периода выполнение показателей деятельности и плановых показателей эффективности, премия может быть снижена или не выплачена полностью.

Таким образом можно сделать вывод, что из рассмотренных методов оценки деятельности муниципальных служащих, первый - аттестация, имеет отлаженный механизм и широкое применение, в то время как второй - в целях материального стимулирования, носит лишь частичное применение, хотя, на наш взгляд, имеет большой потенциал, так как способствует стимулированию служащих.

2. Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих Администрации муниципального района Сызранский Самарской области

.1 Организационно-экономическая характеристика муниципального образования

Сызранский муниципальный район на протяжении последних лет характеризуется улучшением социально-экономической ситуации. В районе наблюдается позитивная динамика большинства макроэкономических показателей, хотя остаются и традиционные пробелы в развитии.

Численность населения на начало 2014 года составила 25718 человек, за 2013 год родилось 315 человек, что составляет 103,6 % к уровню 2012 года, общий коэффициент рождаемости составил 12,2 промилле.

Число зарегистрированных браков сократилось по сравнению с 2012 годом и составило 236, а число расторгнутых браков сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года и составило 105.

За отчетный период численность умерших увеличилась на 84 человека по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составила 489 человека. Показатель смертности увеличился до 19 промилле. Естественная убыль населения приобрела устойчивые темпы. Число умерших превышает рождаемость в 1,55 раза. Естественный прирост отрицательный -174 человека.

В 2013 году в район прибыло на постоянное проживание 619 человек, а выбыло 625 человек. В результате отрицательное миграционное сальдо составило 6 человек.

Численность зарегистрированных безработных в целом за период с начала 2013 года снизилась и составила 102 человека при уровне зарегистрированной безработицы 0,7 %. По уровню общей безработицы район занимает 3 место среди районов Самарской области. Планомерное снижение уровня безработицы обеспечено активной реализацией программы поддержки занятости населения. Статус безработных граждан получили 98 человек или 29 % от числа обратившихся.

Рост номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2013 году составил 125 % к 2012 году (19225,8 рубля в 2013г и 15 372 рубля в 2012г.). Увеличение заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры обусловлено реализацией на территории района Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников культуры составляла 7498 рублей, то в 2013 году 15903 рубля - рост 212%. Мониторинг соблюдения сроков выплаты заработной платы показывает отсутствие кредиторской задолженности в муниципальных учреждениях бюджетной сферы. Следует отметить, что рост заработной платы наблюдается по всем отраслям экономики (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень оплаты труда на крупных и средних предприятиях

Вид деятельности

2012 г.

2013 г.

Динамика, проценты

Добыча полезных ископаемых

22 433,4

24 863,1

110,8

Сельское хозяйство

11 919,3

12 983,7

108,9

Лесное хозяйство

12 122,5

13 114,7

108,2

Жкх

12 848,2

13 914,8

108,3

Здравоохранение

12 762,8

14 043,1

110,0

Культура

7 498,2

15 902,6

212,1

Образование

13 065,7

17 885,5

136,9

Предоставление социальных услуг

11 151,1

13 246,4

118,8

Транспорт

30 388,4

34 228,0

112,6


Цены на потребительские товары и услуги увеличились на 105,6 % (2012г. -105,7 %). Продовольственные товары увеличились на 106,6 % непродовольственные на 103,1%. Индекс потребительских цен на платные услуги - 107,3 %.

По состоянию на конец 2013 года по данным Пенсионного фонда РФ на территории Сызранского района в сфере малого и среднего бизнеса осуществляли деятельность 565 субъектов малого и среднего предпринимательства. Число субъектов малого предпринимательства сократилось на 7 % или на 35 субъектов, что обусловлено в первую очередь увеличением страховых взносов в Пенсионный Фонд и планомерной работой администрации по сокращению предпринимателей предоставляющих в налоговый орган «нулевые» декларации, т.е. не занимающихся предпринимательской деятельностью.

На территории района по данным Минсельхоза в 2013 году функционировали 12 сельхозпредприятий, вместо 14 - в 2012 году, отмечено снижение показателя доли прибыльных сельхозорганизаций в общем их числе по сравнению с 2012 годом с 93,75 % до 91,67%. Но из 12-ти сельхозпредприятий, представивших отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, 11 предприятий прибыльных. Прибыль составила 56126 тыс. рублей, рентабельность 13,4 %, выручка от реализации сельхозпродукции, товаров и услуг 461,2 млн рублей.

На начало 2014 года на территории района число учтенных в Статистическом регистре предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений составило 323 единицы. За год их количество снизилось на 1,6 %. Более трети предприятий района занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

В районе функционируют 11 государственных общеобразовательных учреждений с числом обучающихся 2019 человек, 20 структурных подразделений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования. Средняя фактическая посещаемость - 850 детей. Сохраняется очередность детей для определения в дошкольные группы, это 412 детей из них: в возрасте от 0 до 1,5 лет-222 ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет-156 детей, от 3 до 7 лет -34 человека.

Сеть учреждений культуры района охватывает практически все крупные населенные пункты района. 50 подразделений 2-х учреждений культуры расположены в 47 зданиях и помещениях из них: 25 зданий, где расположены культурно-досуговые учреждения и 22 помещение библиотек, в основном расположенных в зданиях культурно-досуговых учреждений. Уровень обеспеченности клубами - 100%. Общая площадь жилья в муниципальном районе Сызранский 538,8 кв. м. Общая площадь жилых домов, приходящаяся в среднем на 1 жителя 21 кв. м. По итогам 2013 года объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы составил 1550,4 млн рублей, что составляет 119,3 % к соответствующему периоду прошлого года (1299,7 млн.рублей). В структуре источников финансирования увеличилась доля собственных средств предприятий до 89 %. При этом снизились инвестиции в основной капитал за счет привлеченных средств предприятий и организаций до 11 %. Из общего объема инвестиций в основной капитал направлено на развитие следующих видов деятельности:

- сельское хозяйство и лесное хозяйство-57994 тыс. рублей;

добыча полезных ископаемых - 31932 тыс. рублей;

транспорт-1437917 тыс. рублей;

прочие-22587 тыс. рублей.

В структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:

- Собрание представителей муниципального района - представительный орган муниципального района;

-        председатель Собрания представителей муниципального района - высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;

         контрольно-счетная палата Сызранского района;

         Администрация муниципального района.

Администрация Сызранского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области [44].

Структура администрации муниципального района утверждается Собранием представителей муниципального района по представлению Главы администрации муниципального района (приложение Б). В структуру администрации муниципального района входят аппарат администрации муниципального района и отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района (комитеты, управления, службы).

Деятельность администрации Сызранского района направлена на решение приоритетных вопросов местного значения, обеспечение устойчивого роста всех сфер экономики района, создание эффективного диалога бизнеса и власти, обеспечение жизнедеятельности, повышения благосостояния и качества жизни жителей.

Не смотря на активную деятельность администрации Сызранского муниципального района, остаются нерешенными ряд вопросов социально-экономического и институционального характера.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает пересмотр системы оплаты труда муниципальных служащих. Считаем, что для устойчивого и поступательного развития Сызранского муниципального района необходимо обеспечить дальнейшее повышение денежного содержания муниципальных служащих за счет повышения эффективности управления и стимулирования исполнения плановых показателей.

2.2 Анализ состава и структуры персонала

Персонал администрации Сызранского муниципального района представляет собой совокупность двух категорий работников - муниципальные служащие и обслуживающий и технический персонал.

Согласно штатному расписанию в 2011-2013 годах количество работников администрации Сызранского муниципального района сократилось на 3 человека (таблица 3). Штатная численность администрации (включая главу администрации) составила в 2013 году 71,5 единиц, против 74,5 единиц в 2011 году.

Таблица 3 - Количественный состав работников администрации Сызранского муниципального района

Количественный состав работников

Год


2011

2012

2013

Всего должностей (согласно утвержденного штатного расписания) в администрации муниципального района

74,5

72

71,5

Из них должностей муниципальной службы (включая главу администрации);





63

61

61

обслуживающий персонал

6

6

5,5

технический персонал

5,5

5

5


Согласно решению Собрания представителей Сызранского района от 25.04.2013 года № 12 «Об утверждении реестра должностей муниципальной службы в муниципальном районе Сызранский Самарской области», должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

высшие должности муниципальной службы;

главные должности муниципальной службы;

ведущие должности муниципальной службы;

старшие должности муниципальной службы;

младшие должности муниципальной службы.

Должности муниципальной службы в Администрации муниципального района Сызранский:

Высшая группа должностей:

а) Глава администрации Сызранского района;

б) Первый заместитель Главы администрации Сызранского района;

в)      Заместитель Главы администрации Сызранского района;

г)       Руководитель аппарата администрации Сызранского района;

д)      Руководитель управления;

е)       Руководитель комитета;

ж)      Заместитель руководителя управления;

з)       Заместитель руководителя комитета.

- Главная группа должностей:

а) Начальник отдела.

- Ведущая группа должностей:

а) Заведующий сектором;

б)      Главный специалист.

- Старшая группа должностей:

а) ведущий специалист;

б)      специалист I категории.

- Младшая группа должностей:

а)        Специалист II категории;

б)      Специалист.

В таблице 4 представлена структура должностей муниципальной службы в администрации муниципального района Сызранский. Очевидно, что за последние три года произошло снижение численности муниципальных служащих с 63 до 61 человека, что составило 3,2 % к 2011 году.

Таблица 4 - Количественный состав должностей муниципальной службы в администрации (на конец года)

Должности муниципальной службы

2011 год

2012 год

2013 год

Высшая группа должностей

5

4

4

Главная группа должностей

16

17

17

Ведущая группа должностей

4

3

3

Старшая группа должностей

34

32

33

Младшая группа должностей

4

5

4

Итого

63

61

61


Заметим, что изменение численности за анализируемый период было характерно для всех должностей муниципальной службы, кроме младшей группы. Причем, несмотря на сокращение общей численности, количество муниципальных работников главной группы возросло.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной гражданской службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной гражданской службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Самарской области в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. По степени квалификации специалистов принято разделять на следующие группы:

высококвалифицированные специалисты, окончившие высшие учебные заведения,

квалифицированные специалисты, имеющие среднее профессиональное образование.

Из таблицы 5 видно, что удельный вес высококвалифицированных специалистов в администрации Сызранского муниципального района составляет в 2011 году 90,5 %, соответственно 86,9 % в 2012 году, и 89 % в 2013 году.

Таблица 5 - Образовательный уровень муниципальных служащих

Образовательный уровень

2011 год

2012 год

2013 год

Высшее образование (всего)

57

53

54

в том числе:




экономическое

26

25

29

в том числе:




государственное и муниципальное управление

3

3

3

юридическое

23

22

20

другое

8

6

5

Среднее профессиональное образование

6

8

7


Примечательно, что большая часть высококвалифицированных специалистов имеют экономическое либо юридическое образование. Число специалистов, получивших образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» за анализируемый период не изменялось и составляло 5 % от общего числа муниципальных служащих администрации и 6 % от числа муниципальных служащих с высшим образованием.

На конец 2013 года основной состав муниципальных служащих администрации (27,9%) работают на муниципальной службе от 5 до 10 лет, вторым по распространенности является стаж работы свыше 10 лет - 26,2 %.

При анализе профессионального и квалификационного состава работников администрации, важно разобрать анализ половозрастной структуры персонала (таблица 6). За анализируемы период на муниципальной службе в администрации Сызранского муниципального района числилось 7 сотрудников мужского пола, что составляет чуть более 11 %.

Таблица 6 - Возрастной состав муниципальных служащих администрации Сызранского муниципального района

2011 год

2012 год

2013 год

до 30 лет

18

17

16

от 31 до 50 лет

28

26

25

от 51 до 60 лет

15

17

17

старше 60 лет

2

1

3

Анализируя персонал по возрасту, можно отметить - в основном в администрации работают сотрудники в возрасте от 31 до 50 лет. Особо следует отметить, что в администрации велика доля лиц, находящихся в предпенсионном и пенсионном возрасте, что таит в себе угрозу старения и негибкости трудовых ресурсов.

Результаты анализа о наличии следующих негативных тенденций:

- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;

высокий показатель текучести кадров в администрации Сызранского муниципального района;

дефицит высококвалифицированных специалистов в администрации муниципального района и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления.

.3 Анализ качества и эффективности работы персонала

В научной литературе определены условия успешности для проведения оценки работы персонала, что справедливо и для проведения оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих:

-     оценка должна быть комплексной и охватывать различные аспекты деятельности и поведения;

-              оценка должна быть периодическим и тщательно спланированным мероприятием, предсказуемым и неизбежным для государственных служащих;

-              результаты оценки должны быть максимально объективны и восприниматься государственными служащими как справедливые;

-              критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и понятны государственным служащим;

-              государственные служащие должны оцениваться независимо от частного мнения;

-              на результаты оценки не должны влиять «ситуативные факторы»: настроения, прошлые успехи и неудачи, состояние в момент оценки и т.д.;

-              оценочные мероприятия должны естественным образом встраиваться в систему кадровой работы государственного органа.

В настоящее время все чаще обращают внимание на комплексный подход к оценке качества и эффективности работы муниципальных служащих. Под оценкой персонала с позиции комплексного подхода предлагается понимать обобщающую оценку, при формировании которой разнородные оценки объединяются в один интегральный показатель. Ее основное преимущество в том, что оценки по определенным компонентам имеют свои ограничения, а обобщение их в комплексном подходе делает ее более полной и точной. При комплексировании объединяются положительные аспекты одних оценок (методов) и сглаживаются недостатки других.

Схема оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих с учетом показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1384, а также иных показателей представлена на рисунке 3.








Рисунок 3 - Схема оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих с учетом показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления

На основе методики оценки качества и эффективности работы муниципальных служащих, раскрытой в параграфе 1.3, проведем оценку работы муниципальных служащих, на примере главного специалиста сектора потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства администрации Сызранского муниципального района.

Результаты оценки деятельности главного специалиста за 2 квартал 2014 года на основе внутриведомственной информации и личного наблюдения представлены в таблице7. Отметим, что количество выполненных работ по видам сложности определялось на основе ежеквартального отчета муниципального служащего.

Таблица 7 - Оценка качества и эффективности деятельности главного специалиста сектора потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства администрации Сызранского муниципального района

№ п/п

Показатели

Критерии оценки

Корректирующие коэффициенты

Результаты оценки за II квартал

 

1

2

3

4

5

 

1 Показатели эффективности

 

1.1

Соответствие содержания выполненных работ нормативно установленным требованиям (регламенты, стандарты, нормы и т.п.)

-.выполненная работа, как правило, не соответствует нормативно установленным требованиям - выполненная работа в основном соответствует нормативно установленным требованиям - выполненная работа полностью соответствует нормативно установленным требованиям

  - 0,1   0,1  0,2

  -   -  0,2

 

1.2

Использование в процессе работы автоматизирова-нных средств обработки информации

-.навыки практического использования автоматизированных средств обработки информации отсутствуют -.возможности автоматизированных средств обработки информации используются не в полном объеме -.возможности автоматизированных средств обработки информации используются в полном объеме

  - 0,1   0,1   0,2

  -   0,1   -

 

1.3

Интенсивность работы

- низкая (работа выполняется крайне медлительно) - средняя (работа выполняется в нормальном режиме) -.высокая (одновременно выполняется несколько разнородных видов работ)

 - 0,1  0,1  0,2

 -  0,1  -

 

2 Показатели результативности

 

2.1

Качество и своевременность выполнения работ в соответствии с должностными обязанностями

  - 0,05   0   0,1      0,2

  -   -   -      0,2

 

2.2

Количество выполненных работ: - минимальной степени сложности

  - 0; - от 1 до 30; - от 31 до 100; - свыше 100

  0 0,05 0,1 0,2

   15/0,05

 


- средней степени сложности

- 0; - от 1 до 10; - от 11 до 30; - свыше 30

0 0,05 0,1 0,2

 4/0,05

 


- высокой степени сложности

- 0; - от 1 до 5; - от 6 до 10; - свыше 10

0 0,05 0,1 0,2

   12/0,2

 

3 Показатели эффективности деятельности сектора потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства

 

3.1.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

плановые (целевые) значения на квартал не достигнуты плановые (целевые) значения на квартал достигнуты плановые (целевые) значения на квартал достигнуты с превышением на 3% от планового значения

 - 0,1  0,1   0,2

 -  0,1   -

ИТОГО:

-

0,9

 


Таким образом, можно констатировать, что главный специалист во 2 квартале 2014 года выполнял свою работу качественно и эффективно, так как общий результат оценки равен 0,9 из 1,0 возможных. Однако отметим, что проведенная оценка грешит субъективизмом, поскольку проводилась без должного механизма контроля и четкой организации. Считаем, что применение данной методики будет иметь положительный эффект лишь при детальной проработке механизма оценки на уровне администрации.

Заметим, что для объективной и справедливой оценки качеств муниципальных служащих и результатов их деятельности необходима система комплексного оценивания. Именно комплексирование различных показателей (оценок) позволит изменить устаревшие подходы к управлению кадровым составом муниципальной службы и повысить его эффективность.

3. Разработка мероприятий по повышению качества и эффективности работы муниципальных служащих Администрации муниципального района Сызранский Самарской области

.1 Планирование потребности Администрации муниципального района Сызранский в трудовых ресурсах

В состав современных кадровых технологий в муниципальных органах власти сегодня включают планирование и финансирование деятельности. Кадровое планирование в сфере муниципальной службы необходимо для того, чтобы на постоянной основе, планомерно развивать механизмы управления кадровым составом и добиваться эффективности его деятельности. Кадровое планирование должно способствовать как улучшению кадрового состава, так и профессиональному развитию служащих.

Понятие «кадровый потенциал» отражает ресурсный аспект социально-экономического развития. При этом кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты и решают определенные задачи в организации. В теорию и практику входят и получают экономическую оценку в той или иной форме конкретные качественные характеристики кадрового потенциала - численность, структура, знания, профессиональный состав, квалификация, навыки, опыт; личные качества: здоровье, образование, профессионализм, способность к творчеству, нравственность, культура, разностороннее развитие.

Для того чтобы наглядно представить себе роль кадрового потенциала в развитии кадровой политики органов государственной власти и местного самоуправления, необходимо определить его место во внешней и внутренней среде.

Кадровый потенциал во внешней среде представляет собой совокупность людей, которые могут попасть на муниципальную службу благодаря (в идеале) либо своему образованию, либо своим навыкам. То есть кадровый потенциал органов местного самоуправления, с одной стороны, складывается из выпускников вузов, имеющих соответствующую квалификацию, специалистов других организаций либо специалистов, находящихся временно без работы, но имеющих достаточный опыт и навыки для осуществления специализированной деятельности в конкретном органе власти [6].

Система формирования кадрового потенциала во внутренней среде немногим отличается от системы формирования во внешней среде. Кадры в органах местного самоуправления - это трудовые ресурсы, которые обладают профессиональными способностями и навыками для достижения целей конкретного органа, а также обладают определенными внутренними ресурсами для участия в деятельности данного органа на более высоком статусном уровне (кадровый потенциал) [14, с. 23].

Кадровый потенциал является источником определенного резерва кадров, т.е. специально сформированных на основе установленных критериев групп перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми, личностными и моральными качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, необходимые для замещения определенных должностей муниципальной службы. Управление развитием кадрового потенциала муниципальной службы должно эффективно осуществляться на базе комплексной оценки каждого представителя администрации Сызранского муниципального района, включающей в себя оценки: уровня профессионального образования, уровня знаний и навыков, стаж в занимаемой должности, динамику карьерного роста, деловые, личностные, физические, психологические, нравственные, человеческие и другие качества всего кадрового состава. Особенности формирования и использования кадрового потенциала муниципальной службы показаны на рисунке 4.

Оценка итогов деятельности отдельных служащих позволяет более эффективно осуществлять стимулирование и управлять их деятельностью, а также более обоснованно осуществлять кадровое планирование.

Рисунок 4 - Особенности формирования и использования кадрового потенциала муниципальной службы

Различают следующие виды кадрового планирования:

-     планирование потребности в персонале;

-              использование персонала;

-              обучение персонала;

-              расходы на содержание персонала;

-              расчет производительности труда служащих,

-              сохранение кадрового состава и сокращение персонала;

-              расчет финансовых последствий (выходные пособия в случае увольнения, выплата отпускных, расходы на повышение квалификации, образование, переподготовку, семинары, учебные программы, изменение фонда заработной платы и пр.) [17, с. 52].

Основные задачи кадрового планирования в органах власти:

-     разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;

-              увязка кадрового планирования с планированием в целом;

-              организация эффективного взаимодействия между кадровой службой и структурными подразделениями органов власти;

-              проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии муниципальных образований;

-              улучшение обмена информацией о персонале между всеми подразделениями органов власти.

Кадровое планирование в муниципальном образовании включает в себя:

-     прогнозирование перспективных потребностей в персонале (по отдельным его категориям);

-              изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его освоению;

-              анализ системы рабочих мест в органах власти;

-              разработку программ и мероприятий по развитию персонала.

Проблемы кадрового планирования обусловлены рядом трудностей.

Расчет необходимого числа служащих администрации Сызранского муниципального района в свете проблемы оптимизации численности муниципальных служащих становится необходимым элементом кадрового планирования, причем его реализацию можно осуществлять в процессе планирования и утверждения сметного финансирования на год.

Одним из базовых кадровых показателей является брутто-потребность, которую можно определить с помощью штатных расписаний по формуле (4):

БПП = (mi × ti) / (ТРВ × 60) ×КНВ                                                        (4)

где: БПП - брутто-потребность в персонале,- количество рабочих процессов в плановом периоде,- среднее время выполнения каждого рабочего процесса в минутах,

ТРВ - тарифное рабочее время планового периода в часах (иногда - с учетом сверхурочных),

КНВ - коэффициент нехватки времени для учета перерывов, отпусков, болезни.

На основе предлагаемой формулы мы произвели расчет брутто-потребности в персонале для администрации Сызранского района. Для анализа использовались данные отдела кадров и бухгалтерии администрации: количество рабочих процессов за год (mi) - 3478 единиц; среднее время выполнения каждого рабочего процесса в минутах (ti) - 37 минут; тарифное рабочее время планового периода за 2013 год (ТРВ) - 1970 часов. Ввиду отсутствия доступной информации для расчета коэффициента нехватки времени для учета перерывов, отпусков, болезни (КНВ), нами был использован усредненный показатель по стране за 2013 год - 0,053.

В результате выявлено, что брутто-потребность в персонале администрации Сызранского муниципального района составила 0,0577 или 5,8 % от численности персонала в 2013 году. Таким образом, в минувшем году администрации требовалось на 3,5 штатной единицы больше, т.е. штанное расписание должно было содержать 64,5 штатные единицы, против 61.

Отметим, что при осуществлении своевременного и рационального кадрового планирования достигаются следующие цели:

-  получить и удержать людей нужной квалификации и в нужном количестве;

-              наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

-              предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.

Отметим, что конкретное определение потребности в персонале администрации Сызранского муниципального района необходимо проводить на основе прогнозных исследований, проведенных специалистами. В виду отсутствия данных экспертов в структуре администрации можно констатировать, что работа с персоналом проводится непоследовательно, больше времени уделяется решению текущих, а не стратегических задач.


Компенсационная политика - совокупность вознаграждений, входящих в компенсационный пакет организации, есть результат целенаправленных действий субъекта управления (работодателя) по приведению в соответствие системы внешних вознаграждений со стратегическими целями и задачами организации с учетом среды функционирования.

У него «политика» рассматривается как деятельность, которая представлена процессами достижения целей. Деятельностный подход позволяет представить компенсационную политику как деятельность субъекта управления по прогнозированию, созданию, использованию и корректировке системы внешних вознаграждений, способной сформировать трудовую активность персонала, адекватную целям и задачам бизнеса. Иначе говоря, системы внешних вознаграждений, наряду с другими формами вознаграждений (нефинансовыми), должны формировать определенное состояние трудовой мотивации персонала, необходимое для достижения поставленных целей и решения текущих задач.

При разработке компенсационной политики организации мы опирались на теорию стратегического менеджмента, в соответствии с которой выделяются следующие основные этапы разработки стратегии: 1) анализ внутренней и внешней среды организации; 2) определение целей и формулирование стратегии; 3) разработка программ и планов по достижению целей [28, с. 33].

Для каждого этапа определяются цели, задачи и результаты деятельности, а также методы, способы, инструменты и т.п., которые будут использованы для решения задач и получения результата.

этап - анализ. Цель данного этапа - определить соответствие компенсационной политики стратегическим целям и задачам администрации, выявить недостатки в существующей компенсационной политике. Задачи, вытекающие из цели 1 этапа:

-  Диагностика восприятия муниципальными служащими компенсационной политики, выявление мотивирующих факторов.

-              Основным методом диагностики субъективного восприятия персоналом компенсационной политики администрации является анкетирование персонала.

В рамках данного этапа необходимо разработать анкету для получения субъективного мнения муниципальных служащих администрации Сызранского района по следующим направлениям:

-  понимание целей и задач администрации и структурных подразделений;

-              факторы мотивирующего воздействия на служащих;

-              эффективность стимулирующего воздействия разных систем вознаграждений и компенсаций;

-              наличие взаимозависимости между планируемыми показателями деятельности, их оценкой и вознаграждением; удовлетворенность уровнем заработной платой; оценка уровня заработной платы по сравнению с уровнем в других органах местного самоуправления в регионе;

-              организация управления компенсационной политикой.

Анализ тенденций развития отрасли и рынка труда. При анализе факторов внешней среды, влияющих на решения по компенсациям, внимание должно быть уделено, в первую очередь, двум факторам - анализу тенденций развития муниципальной службы и анализу резерва муниципальной службы. Первый фактор, напрямую влияет на ситуацию на муниципальном рынке труда. А задачами анализа рынка <#"795482.files/image008.gif">

Похожие работы на - Оценка качества и эффективности работы муниципальных служащих

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!