толкуется в ст. 209 ТК РФ в качестве оценки совпадения условий ТК на объекте экспертизы и нормативным требованиям государства относительно охраны труда. Ранее эти требования указывались в статье 21 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» и принятым в его исполнение Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 (не имеет прямой отмены и сохраняет свое действие в части, которая соответствует всем положениям Кодекса).
Регламентированы также основания проведения экспертизы (определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профессиональных союзов); впервые указаны права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу трудовых условий.
Федеральный закон от 30.06.06 № 90 также вкладывает в ст. 209 ТК РФ несколько понятий: требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда.
Ожидается, что все работодатели будут обязаны декларировать и сертифицировать соответствие каждого производственного объекта согласно подтверждению на соответствие требованиям норм по охране труда (ч. 1 ст. 215 ТК РФ). Декларации и сертификаты - это новое в системе подтверждения соответствия производственных объектов требованиям охраны труда.
Новые положения ТК РФ несколько отличаются от положений ФЗ от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании». Согласно мнению Е. Карсетской, И. Михайлова, М. Мошковича, нормы этого Закона заработали по полной, необходимо принять определенные технические регламенты. До момента их принятия все будет как есть. С сожалением отмечаю, что ст. 215 ТК РФ в новой редакции пока не может функционировать.
В статье 210 особо подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должны обеспечиваться в рамках социального партнерства согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов (или иных представителей работников).
Как пример кооперации действий госорганов, работодателей и профсоюзов в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, о чем говорится в ч. 2 ст. 210 ТК РФ, можно указать Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 годы, подписанное 29 декабря 2004 года.
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения.
право охрана труд регулирование
§2. Право работника на охрану труда и его основные гарантии
Основные обязанности работодателя относительно охраны труда указаны в ст. 22 и 212 ТК РФ, а подробнее они рассматриваются как в ТК РФ (ст. 213, 221, 222 и др.), так и в иных законодательных и правовых актах. Законодательные нормы, которые затрагивают тему жизни и здоровья трудящихся в процессе труда, имеют ярко выраженный императивный характер. Раздел Х посвящен институтам правого права - единственный такой раздел в ТК РФ. Он устанавливает обязанности работодателя и работников, связанные со определенными функциями института, - это рассматривается в статье 212, которая указывает на обязанности работодателя относительно обеспечения безопасных рабочих условий и охраны труда, и ст. 219, устанавливающей право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, это такоже имеет непосредственное отношение к обязанностям работодателя, поскольку осуществление мероприятий в пользу этого права возлагается на его плечи. Кроме этого, в этой главе предусмотрены обязанности работников в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ).
Статья 212 ТК РФ перечисляет обязанности работодателя относительно обеспечения техники безопасности и охраны труда, новой среди которых является обязанность обеспечить перенаправления сотрудников, пострадавших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной помощи. Определенное количество этих обязательств рассмотрено в иных статьях ТК РФ, к примеру, в ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников», в ст. 215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда», ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», ст. 222 «Выдача молока и лечебно - профилактического питания», ст. 223 «Санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников», ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда», ст. 227 - 230 по расследованию и учету несчастных случаев на производстве.
Исполнение указанного ряда обязанностей работодателями, - скажем, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, - означает соблюдение актов, которые устанавливают порядок проведения аттестации и сертификации.
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплено в постановлении Министерства труда РФ от 14 марта 1997 г.
Проведение работ по обязательной сертификации средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты на соответствие требованиям государственных стандартов регламентированы в ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184 в ред. от 9 мая 2005 г. «О техническом регулировании». Этим законом устанавливаются взаимоотношения, которые происходят при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценке соответствия. Данный закон также гласит, что содержащие обязательные требования к продукции, процессам производства, зданиям, сооружениям и т. д. технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Непосредственные обязанности работодателя могут быть закреплены в коллективном договоре, который создается на основе государственных требований к нормам охраны труда. Это указано и в Рекомендациях по примерному содержанию раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре, который предусматривает обязательства работодателя перед своим коллективом в этой сфере (Приложение № 2 к письму Департамента охраны труда Минтруда РФ от 23 января 1996 г.).
Рекомендациями предусматривается конкретизирование обязательств с последующим включением их в коллективный договор. Естественно, рекомендации не носят обязательный характер, но они оказывают в некотором роде консультационные услуги представителям интересов трудящихся в отстаивании таковых, а также при ведении переговоров с коллективом и заключении коллективного договора.
Статья 212 ТК РФ гласит, что работодатель должен разработать и утвердить инструкции по охране труда с учетом мнения представительного органа работников. Подобные инструкции являются обязательными актами, которые действуют на территории организации. Таковые должны быть на каждом предприятии. «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» устанавливают порядок их разработки и утверждения.
Названные локальные акты имеют непосредственное отношение к трудовой функции работника, следовательно, работодатель обязан ознакомить с ними работника во время заключения трудового договора (ст. 68 ТК РФ). Контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда, а также их учет осуществляет локальная служба охраны труда.
К обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий труда относятся также регулярные проверки за добросовестным исполнением норм охраны труда. ТК РФ включает несколько видов контроля, которые работодатель должен использовать и узаконить путем разработки локальных нормативных актов. Первая форма контроля осуществляется специальной службой охраны труда в организации, которая создается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда (ст. 217 ТК РФ).
Ранее ответственность за создание службы охраны труда или за включение в штат специалиста по охране труда несли исключительно работодатели, а именно те организации, которые осуществляли производственную деятельность со штатом более 100 человек. Другие работодатели создавали службу, если хотели.
Сегодня же создавать службу охраны труда или вводить специалиста обязаны абсолютно все - и организации, и физические лица, - которые осуществляют производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек. Работодатель с численностью работников менее 50 человек, может не создавать службу по охране труда и не вводить в должность специалиста по охране труда, но в таком случае данные функции переходят непосредствено к руководителю или работодателю - индивидуальному предпринимателю.
Следующая форма контроля за охраной труда в организации осуществляется комитетами (комиссиями) по охране труда, создающимися в соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда на данный момент не принято, поэтому при разработке соответствующего локального нормативного акта целесообразно руководствоваться «Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек», которые утверждены постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г.
Третьей формой контроля за состоянием охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, являющаяся в соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанностью работодателя и получившая в настоящее время широкое распространение.
Следует отметить, что отказ без уважительной причины от обучения и проверки знаний в области охраны труда в рабочее время является нарушением трудовой дисциплины, за которое к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание. Такие работники не допускаются к работе (ст. 76 ТК РФ).
К дисциплинарной ответственности может быть привлечен и работник, не исполнивший обязанности немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, либо об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
Гарантии права работника на охрану труда довольно многочисленны. Основная экономическая гарантия - планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве.
В ст. 220 ТК РФ обозначены правовые нормы, которые должны помочь обеспечить реальное осуществление работником права на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также уточнить его права, которые предусмотрены ст. 219 ТК РФ.
К числу важнейших гарантий права работников на труд в безопасных условиях относятся:
) сохранение за работником места работы и среднего заработка на все время приостановления работ вследствие нарушения норм охраны труда;
) возможность отказа работника от выполнения работ при необеспечении требований охраны труда работодателем;
) оплата времени простоя, являющегося следствием несоблюдения работодателем требований охраны труда;
) недопустимость привлечения работника к дисциплинарной ответственности при отказе выполнять работы в условиях необеспечения соблюдения правил охраны труда.
Гарантируются сохранение места работы и заработной платы:
а) среднего заработка - в случае приостановления работ на время в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе;
б) не менее двух третей среднего заработка - в случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, работодателем оплачивается время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья.
Кроме того, полностью оплачивается время простоя при отказе работника от выполнения работы в связи с необеспечением его в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 6 ст. 220 ТК РФ). В этой части есть формулировка «…работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей…», соответственно, это указывает на право работника на отказ от работы.
Следует сказать, что положение о недопустимости привлечения к дисциплинарной ответственности затрагивает и материальную сторону, ведь любая юр. ответственность не может применяться за правомерное действие или бездействие. Соблюдение и отстаивание работником своего права исключает противоправность.
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей, осуществляется в порядке обязательного социального медицинского страхования (ФЗ от 24 июля 1998 г. в ред. от 1 декабря 2004 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Подобная гарантия является более существенной, по моему мнению, чем гарантия возмещения утерянной зарплаты.
Из этого следует, что положения ст. 212 и 219 ТК РФ зависят друг от друга: то, что входит в обязанности работодателя, является гарантией реализации права сотрудников на безопасные условия труда. Добросовестный подход работодателя к охране труда обеспечивает реализацию права трудящихся на безопасные условия труда, и наоборот.
Профсоюзные организации, которые отслеживают трудовое состояние работников (ст. 370 ТК РФ) по направлениям, указанных в статьях ТК РФ, в правовых источниках, необходимо иногда обращаться к положениям ст. 212 и 219 ТК РФ. Эти положения позволят им более полно осущствлять контроль исполнение обязательств по охране трудах в целом, не оставляя без внимания ни одного факта.
Заключение
Я полагаю, что проблема охраны труда сегодня является вопросом, который имеет отношение к социальной политике государства, а также имеет отношение к проблеме демографии нашей страны. Ежегодно в России более 200 тыс. человек становятся жертвами несоблюдения мер по охране труда на производстве, около 280 тыс. человек имеют досрочно пенсионный возраст ввиду постоянной работы на вредных производствах.
Социальное значение охраны труда в том, что она:
) охраняет жизнь и здоровье человека от возможного вреда на производстве;
) направлена на повышение работоспособности каждого сотрудника;
) способствует облегчению трудового процесса, его гуманизации.
Экономическое значение охраны труда в том, что она:
) способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, как следствие, растет экономический сектор, доля рынка;
) экономит фонд обязательного социального страхования и существенно сокращает потери рабочего времени, ведь хорошая организация мероприятий по охране труда предполагает снижение травматизма на производстве, снижение уровня профессиональных заболеваний, - как следствие, возмещение ущерба за вред здоровью трудящегося резко сокращается.
Правовое значение охраны труда в том, что:
) она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов;
) правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты;
) вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с администрацией, работодателем, а также партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях;
) она является важнейшим элементом трудовых правоотношений работника с работодателем, в котором работодатель должен обеспечить охрану труда на рабочем месте, а работник четко соблюдать данные ему инструкции по охране труда.
Список литературы
) Конституция Российской Федерации. Официальное издание.- Москва, Юрид. лит., 2011.-64 с.
) Трудовой кодекс РФ. Официальное издание.- Москва, Кнорус, 2012
) Арбитражный процессуальный кодекс. Официальное издание. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01 июля 2011 г. - Москва: Юрид.лит., 2011.-304 с.
) Трудовое право России: Учебник . Миронов В.И.,- Москва, 2005. - 1149 стр.
) Трудовое право: курс лекций. Учебник. Косаренко Н.Н.- Москва, Волтерс Клувер, 2010 г.
)Справочник для ЕГЭ. О.В. Кишенкова. 8 раздел - Право, - Москва, Атисо, 2009