Охрана здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья населения и обеспечение безопасного материнства в Липецкой области
Контрольная работа
Охрана здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья населения и обеспечение безопасного материнства в Липецкой области
Введение
управленческий государственный решение
В условиях создавшейся демографической ситуации в Липецкой области, как и в Российской Федерации в целом, важное значение приобретает создание оптимальных условий для безопасного материнства, сохранение здоровья женщины-матери, а так же населения Липецкой области в целом.
Материнская смертность является важнейшим показателем, характеризующим уровень медицинской помощи женщинам и детям, состояние здравоохранения и общества в целом.
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья населения и безопасного материнства на примере Липецкой области.
В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка, безопасного материнства, а также в области репродуктивного населения по Липецкой области.
Объект исследования - органы государственной власти, осуществляющие охрану здоровья матери и ребенка, репродуктивного населения в Липецкой области.
Предмет исследования - деятельность органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка, репродуктивного населения в Липецкой области.
. Принятие управленческого решения
.1 Постановка проблемы принятия управленческого решения
Липецкая область входит в группу регионов Центрального Федерального округа, которые имеют, в основном, однотипные проблемы демографического развития:
1.уменьшение численности населения вследствие высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости;
2.старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности (несмотря на рост рождаемости с 2000 г.);
.высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и, связанные с ней, большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин;
.недостаточный миграционный прирост населения.
Лидирующие позиции в структуре причин смертности населения Липецкой области занимают болезни системы кровообращения - 56,7%, на втором месте следуют новообразования, доля умерших - 13,2%, на третьем месте - внешние причины, доля погибших от которых 9,4%. Отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья женщин и детей: возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей.
В Липецкой области за последние 5 лет наблюдается ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет): частота бесплодия достигла 4,2% от репродуктивного возраста; число нормальных родов снизилось с 33,2% до 25,8 году.
Более 5,2% подростков страдают хроническими заболеваниями репродуктивной системы. Растет число супружеских пар, страдающих бесплодием и не вынашиванием (сегодня 13280 пар).
В Липецкой области существует развитая система мер профилактики здоровья женщин и девочек. Система аналогичных мер в отношении подрастающего поколения мужчин развита недостаточно.
Проблемам мужского репродуктивного здоровья до настоящего момента не уделялось достаточно внимания в программах по развитию системы здравоохранения. Семьям также свойственно игнорирование этих проблем.
Остается актуальной проблема социального сиротства, которая тесно связана с репродуктивным поведением, распространением алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, порой с материальными, бытовыми, юридическими, психологическими и духовно-нравственными проблемами граждан.
Распространенными социальными причинами отказов матерей от своих детей являются:
)низкое имущественное положение, отнесение к категории малообеспеченных граждан;
)незапланированная беременность;
)несовершеннолетнее материнство;
)внутрисемейное насилие;
)одинокое материнство, осложненное дефицитом материальных ресурсов и поддержки близких;
)нарушение трудовых прав женщин в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком;
)кризисы в брачных отношениях;
)ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи;
)тяжелая болезнь новорожденного ребенка;
)недостаточная информированность женщины о мерах государственной поддержки семей с детьми;
Отказ матерей от своих новорожденных детей является в первую очередь социальной проблемой, и решение этой проблемы зависит от проведения мероприятий по пропаганде материнства и профилактике социального сиротства, которые могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.
Так же на сегодняшний день в регионе система межведомственного взаимодействия государственных структур и общественных организаций, оказывающих помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации требует совершенства.
До сих пор в Липецкой области отсутствуют учреждения, решающие проблемы временного круглосуточного пребывания совершеннолетних женщин с новорожденными детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Требуют дальнейшего рассмотрения вопросы улучшения санаторно-курортного обеспечения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вопросы повышения квалификации работников, оказывающих комплексную медико-социальную и психологическую помощь данной категории беременных женщин.
Осуществляемые меры по охране здоровья детей и матерей недостаточно эффективны.
.2 Характеристика лица, принимающего решение
Лицо, принимающее решение - человек, наделенный полномочиями в той или иной сфере, несущий прямую ответственность за реализацию и последствия принятого решения.
Исходя из данного определения ЛПР, что касается данной программы
государственным заказчиком будет являться - Министерство социальной защиты и здравоохранения Липецкой области.
Основные разработчики программы - Министерство здравоохранения Липецкой области, министерство труда и социальной защиты Липецкой области, комитет Липецкой области по спорту и молодежной политике, уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области (по согласованию), Липецкая региональная общественная организация «Ассоциация многодетных семей». (по согласованию), Липецкое региональное общественное движение.
Исполнители - Министерство здравоохранения Липецкой области, государственное учреждение здравоохранения Липецкой областной, (по согласованию), министерство труда и социальной защиты Липецкой области, министерство образования Липецкой области, государственное учреждение социального обслуживания населения Липецкой области «Кризисный центр помощи женщинам и детям» (по согласованию), государственное учреждение социального обслуживания населения Липецкой области, уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области (по согласованию), Липецкая региональная общественная организация поддержки многодетных семей «Благополучие».
2. Исполнение государственного решения
.1 Построение дерева целей
Разработка стратегических целей и задач регионального здравоохранения осуществляется в соответствии с действующей федеральной и региональной нормативной правовой базой, основными правоустанавливающими актами которой являются:
·Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;
·Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
·Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
·постановление администрации Липецкой области от 28 февраля 2013 года №103 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области»;
·постановление администрации Липецкой области от 30 апреля 2013 года №213 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой области на 2013-2020 годы».
Приоритетной целью регионального здравоохранения с учётом достигнутых социально-экономических эффектов остается сохранение и укрепление здоровья населения области на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения региона определено основными системообразующими факторами:
совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках государственных гарантий;
развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением области.
Для достижения главной цели в системе управления здравоохранением определены следующие приоритеты развития отрасли и основные задачи:
. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни:
·раннее выявление заболеваний, создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками, профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний;
·совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения, прежде всего детей, подростков и молодежи; - создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни;
·формирование и внедрение системы управления здоровьем.
. Развитие системы качественной и доступной медицинской помощи (в том числе беременным женщинам, матерям и детям):
·создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами, в том числе в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
·улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях через систему обязательного медицинского страхования;
·повышение эффективности работы первичной медико-санитарной помощи и уменьшение нагрузки на стационар;
·строительство перинатального центра, совершенствование скрининговых программ, комплексной пренатальной диагностики;
·снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения;
·повышение эффективности и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.
·совершенствование системы организации кадрового обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированным персоналом, снижение дефицита медицинских кадров и создание механизма мотивации медицинских работников к качественному труду;
·устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трёхуровневой системе оказания медицинской помощи;
·пересмотр подходов к системе повышения квалификации медицинских работников, разработка и внедрение инновационных технологий интеллектуального развития медицинского персонала;
·формирование позитивного имиджа медицинского работника в общественном сознании, повышение престижа профессии.
. Разработка, внедрение и апробация инновационных технологий:
·повышение восприимчивости системы к внедрению инновационных эффективных технологий охраны здоровья, диагностики, лечения, реабилитации;
·концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития;
·внедрение современных методик медицинского менеджмента, способствующих принятию своевременных управленческих решений.
5. Информатизация здравоохранения:
·совершенствование процессов информационного обмена в сфере здравоохранения области;
·создание принципиально новых возможностей контроля и мониторинга деятельности медицинских организаций области с использованием локально-вычислительных сетей и активного сетевого оборудования;
·совершенствование нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения, информационно-аналитической системы ведения федеральных реестров и регистров, информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде;
·создание информационной культуры медицинского сообщества, населения области, повышение уровня информационной грамотности.
В рамках программы планируется принять меры по улучшению качества специализированных медицинских услуг, образовательных программ и учебного процесса медицинского персонала, расширить вакцинацию детей, строительство новых больниц и оснащение медицинских учреждение, и т.д.
Реализация приоритетных задач развития отрасли здравоохранения предопределяет в перспективе достижение следующих результатов:
)прекращение естественной убыли населения и увеличение численности населения области за счет естественного прироста;
)дальнейшее увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
)улучшение динамики роста рождаемости и снижения смертности населения;
)снижение показателя младенческой и материнской смертности;
)формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности вредных привычек (употребления алкоголя, табака);
)повышение качества и доступности гарантированной медицинской помощи.
Для осуществления мониторинга Программы государственный заказчик производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов, составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы квартальные и годовые отчеты о ходе ее реализации; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Государственный заказчик осуществляет информирование о фактическом финансировании, об оценке достижения показателей эффективности реализации Программы.
Заключение
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основным условием действенного влияния на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения является активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирование определенных социальных установок и духовно - нравственных ценностей в обществе.
В целях улучшения демографической ситуации и положения семей с детьми постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2013 №598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014-2020 годы.
В результате реализации государственной программы ожидается достижение следующих значений демографических показателей:
·снижение коэффициента естественной убыли населения до -3,4 на 1000 человек населения;
·рост коэффициента рождаемости до 11,6 на 1000 человек населения;
·увеличение числа многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, ежегодно на 2%.
Библиографический список
1.Официальный портал администрации Липецкой области. URL: http://region48.ru/gosservice (дата обращения: 05.09.2014).
2.Официальный сайт Росстат. URL: http://oficial-site.ru/rosstat.html (дата обращения: 06.09.2014).
3.«Проблемы демографического развития Липецкой области». URL: http://txtb.ru/6/55.html (дата обращения 13.09.14).
4.Балдин К.В. Управленческие решения: учебник. 4-изд. М.: Дашков и К, 2007. 496 с.
.Официальный портал администрации города Липецка. URL: http:// http://lipetskcity.ru (дата обращения: 17.09.2014).
.«Публичная декларация целей и задач в сфере охраны здоровья населения Липецкой области на 2014 год». URL: http://uzalo48.lipetsk.ru/node/5320 (дата обращения 18.09.2014).