Законодательный процесс Белгородской областной Думы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательный процесс Белгородской областной Думы

Введение

Выбранная нами тема исследования актуальна и необходима для изучения, так как, современному гражданину, который стремится быть в курсе событий, который хотел бы действовать в рамках правового поля, а не за его пределами, именно у него есть потребность досконально изучать специфику работы такого органа законодательной власти как областная Дума.

Законодательный процесс Белгородской областной Думы построен на основе правоприменительной практики. Дума действует только в рамках современного подхода к разработке законопроектов и выступает активным участником законодательной инициативы, как на местном, так и на федеральном уровне.

Степень изученности темы. Необходимо отметить тот факт, что тема не достаточно изучена, так как при подготовке и анализе имеющегося материала мы опирались в основном на действующее законодательство Российской Федерации, а также на Устав и Регламент Белгородской областной Думы.

Проблема, которую мы определили для настоящего исследования, заключается в том, чтобы выявить, насколько разработан и активен Законодательный процесс в работе Белгородской областной Думы.

Объект исследования нашей работы являются нормативно-правовые акты и действующее законодательство, а также акты, утвержденные и принятые непосредственно Белгородской областной Думой.

Предметом исследования в работе стала конкретизация понятий законодательного процесса и законодательной инициативы областной Думы на примере одного из субъектов Российской Федерации, а именно Белгородской областной Думы.

Целью настоящей курсовой работы является анализ и систематизация, Законодательного процесса Белгородской областной Думы на основе законодательной инициативы, как на областном уровне, так и на федеральном.

Для достижения поставленной цели, нам необходимо было решить ряд задач:

рассмотреть структуру Белгородской областной Думы и порядок ее образования;

определить понятие законодательной инициативы;

разделить законодательный процесс в деятельности Белгородской областной Думы на местный и федеральный;

изучить действующее законодательство о порядке действия законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа исследования представляет собой анализ нормативных актов, утвержденных Белгородской областной Думой, а также действующее законодательство, которые регламентируют порядок образования и деятельности Думы в одном конкретно взятом субъекте Федерации.

Эмпирическая база исследования в нашей работе стало обобщение того материала, который имеется в действующей литературе и законодательстве в настоящее время, были сделаны собственные выводы о том что требует доработки в процессе применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих Российской Федерации.

Структура курсового исследования подчинена логике исследования, обусловлена поставленной целью и выделенными задачами работы, состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

1.Порядок формирования, внутреннее устройство и организация работы Белгородской областной Думы

Основные полномочия Белгородской областной Думы установлены следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Белгородской области.

Исходя из статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", основными полномочиями Белгородской областной Думы являются:

принятие Устава Белгородской области и поправок к нему;

осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Белгородской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Белгородской области в пределах полномочий Белгородской области;

заслушивание ежегодных отчетов Губернатора Белгородской области о результатах деятельности Правительства Белгородской области, в том числе по вопросам, поставленным Белгородской областной Думой.

Также Белгородская областная Дума осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, уставом и законами Белгородской области.

Белгородская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.

Устав Белгородской области был принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 года, последние изменения в документ были внесены 05.12.2014 за № 319.

Белгородская областная Дума, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, исходя из необходимости закрепления правового статуса Белгородской области как субъекта Российской Федерации и создания правовой основы для ее всестороннего развития, основываясь на исторических и культурных традициях населения Белгородской области, принимает настоящий Устав Белгородской области.

Исходя из того, что положения Устава были приняты Белгородской областной Думой, она является законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области.

Белгородская областная Дума избирается сроком на пять лет.

Белгородская областная Дума состоит из 50 депутатов, при этом 25 из них избираются по 25 одномандатным избирательным округам и 25 депутатов избираются по единому избирательному округу. Белгородская областная Дума является правомочной, если в её состав избрано не менее 34 депутатов.

Депутаты Белгородской областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Белгородской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом Белгородской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом, и достигший возраста 21 года.

Выборы депутатов Белгородской областной Думы назначаются Белгородской областной Думой и проводятся в сроки, которые установлены федеральным законом.

Депутаты Белгородской областной Думы осуществляют свои полномочия, как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Число депутатов Белгородской областной Думы, которые работают на профессиональной постоянной основе, не может превышать четырех и ежегодно определяется законом Белгородской области об областном бюджете.

Депутаты Белгородской областной Думы должны соблюдать ограничения, связанные с депутатской деятельностью, которые установлены федеральным законом, а также ограничения, которые связаны с замещением государственной должности Белгородской области, установленные законом Белгородской области.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом Белгородской области.

Белгородская областная Дума избирает из своего состава председателя Белгородской областной Думы и его заместителей.

Председатель Белгородской областной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком Белгородской областной Думы.

Белгородская областная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения депутатские слушания.

Полномочия и порядок избрания председателя и заместителей председателя Белгородской областной Думы, порядок формирования комитетов и комиссий Белгородской областной Думы и их полномочия, порядок проведения депутатских слушаний определяются Регламентом Белгородской областной Думы.

В соответствии со статьей 24 Устава для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и эффективностью использования собственности Белгородской области Белгородская областная Дума образует Контрольно-счетную палату Белгородской области, статус, состав и порядок деятельности которой определяется законом Белгородской области.

Белгородская областная Дума является постоянно действующим органом. В соответствии с положением статьи 37 Регламента Дума собирается на первое заседание не позднее, чем на 20 день после избрания в правомочном составе. Первое заседание Белгородской областной Думы открывает председатель избирательной комиссии Белгородской области. С момента открытия первого заседания Белгородской областной Думы нового созыва, полномочия Белгородской областной Думы прежнего созыва прекращаются.

В соответствии со статьей 48 регламента Заседания областной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца.

Каковы же полномочия Белгородской областной Думы, что именно можно к ним отнести?

Дума принимает Устав Белгородской области и поправки к нему.

Осуществляет нормативное регулирование общественных отношений.

Толкует законы Белгородской области и осуществляет контроль за их исполнением.

Слушает ежегодные отчеты Губернатора Белгородской области о результатах деятельности Правительства Белгородской области, в том числе по вопросам, которые были поставлены Белгородской областной Думой. Производит согласование назначения на должность лиц, замещающих государственные должности Белгородской области, предусмотренные частью 5 статьи 36 Устава, а также иных должностных лиц в случаях, когда согласование назначения на должность отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации или законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В круг полномочий областной думы также входит ряд вопросов, которые связаны с принятием решения о недоверии (доверии) Губернатору Белгородской области, а также лицам, замещающим иные государственные должности Белгородской области, назначение которых на должность согласовывала Белгородская областная Дума.

Назначает на должность председателя, заместителя председателя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Белгородской области и досрочное освобождение от должности председателя и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области;

Назначение на должность мировых судей Белгородской области и судей Уставного суда Белгородской области;

Назначение половины членов избирательной комиссии Белгородской области и освобождение их от исполнения обязанностей до истечения срока полномочий;

Утверждает соглашения об изменении границ области. Принимает решения о самороспуске. Утверждает заключения и расторжения договоров Белгородской области. Назначает выборы в Белгородскую областную Думу, выборы и голосования по отзыву Губернатора Белгородской области. Назначает референдум Белгородской области.

А также осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Белгородской области.

Решения Белгородской областной Думы по вопросам осуществления своих полномочий принимаются на заседаниях Белгородской областной Думы большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом, настоящим Уставом или законом Белгородской области. Заседание Белгородской областной Думы является правомочным, если на нем присутствует не менее 34 депутатов Белгородской областной Думы.

Порядок принятия Белгородской областной Думой решений по вопросам осуществления ее полномочий определяется Регламентом Белгородской областной Думы в соответствии с настоящим Уставом.

Решения Белгородской областной Думы по вопросам осуществления своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 Устава, оформляются постановлениями Белгородской областной Думы.

Постановления Белгородской областной Думы вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом Белгородской области. Постановления Белгородской областной Думы подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных федеральным законом или законом Белгородской области. Постановления Белгородской областной Думы не могут противоречить Уставу и законам Белгородской области.

При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений, Белгородская областная Дума принимает законы Белгородской области. В форме закона Белгородской области в случаях, предусмотренных федеральным законом, настоящим Уставом или законом Белгородской области, принимаются также решения по вопросам осуществления иных полномочий Белгородской областной Думы. Законы Белгородской области не могут противоречить Уставу Белгородской области.

Правом законодательной инициативы в Белгородской областной Думе обладают Губернатор Белгородской области, депутаты Белгородской областной Думы, Правительство Белгородской области, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель от Белгородской областной Думы, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти Белгородской области, представительные органы муниципальных образований в Белгородской области, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия Белгородской области по вопросам своего ведения.

Проекты законов Белгородской области, а также поправки к проектам законов Белгородской области, предусматривающие введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение финансовых обязательств области, другие проекты законов и поправки к ним, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Белгородской областной Думой по представлению Губернатора Белгородской области либо при наличии его заключения.

Указанное заключение представляется в Белгородскую областную Думу или субъекту права законодательной инициативы в течение 20 дней со дня поступления проекта закона Белгородской области или поправки к нему Губернатору Белгородской области.

Законы Белгородской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Белгородской областной Думы.

Проекты законов Белгородской области рассматриваются Белгородской областной Думой не менее чем в двух чтениях.

Принятый закон Белгородской области в течение 7 дней направляется Губернатору Белгородской области, который в течение 14 дней со дня поступления закона обязан либо подписать и опубликовать закон Белгородской области, либо отклонить его и направить в Белгородскую областную Думу для повторного рассмотрения, представив мотивированное обоснование его отклонения либо предложение о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения закона Белгородской области Губернатором Белгородской области закон подлежит повторному рассмотрению Белгородской областной Думой. Белгородская областная Дума может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. В этом случае закон Белгородской области подлежит в течение 14 дней подписанию и опубликованию Губернатором Белгородской области.

Законы Белгородской области подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Законы Белгородской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Полномочия Белгородской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, когда было принятие ею решения о самороспуске по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Когда роспуск Белгородской областной Думы инициирован Губернатором Белгородской области по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В том случае, если вступили в законную силу решения Белгородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В случае досрочного прекращения полномочий Белгородской областной Думы Губернатор Белгородской области назначает внеочередные выборы в Белгородскую областную Думу. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Белгородская областная Дума в целях обеспечения исполнения возложенных на нее полномочий создает аппарат Белгородской областной Думы.

Таким образом, как мы видим, круг полномочий Белгородской областной Думы различен.

Что же касается структуры, построения Белгородской областной Думы ее можно представить в виде нижеприведенной схемы.

Председателем Белгородской областной Думы сегодня является Потрясаев Василий Николаевич.

Полномочия Первого заместителя Председателя Белгородской областной Думы сегодня исполняет Скляров Александр Иванович.

У Председателя Белгородской областной Думы также есть два заместителя - это Клепиков Юрий Николаевич и Скруг Валерий Степанович. Во главе с Председателем Думы в совет Белгородской областной Думы пятого созыва входит 13 участников.

2.Организация законотворческой деятельности Белгородской областной Думы

белгородская областная дума законодательный

Исходя из положения статьи 84 Регламента Белгородской областной Думы и в соответствии с Уставом Белгородской области право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору Белгородской области, Правительству Белгородской области, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от Белгородской областной Думы, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителю от исполнительного органа государственной власти Белгородской области, представительным органам муниципальных образований в Белгородской области, общероссийским, межрегиональным и региональным общественным объединениям, а также избирательной комиссии Белгородской области по вопросам своего ведения.

Организационный процесс законотворческой деятельности Белгородской областной Думы осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и регламентируется Уставом Белгородской области, а также Регламентом Белгородской областной Думы.

Порядок организации законотворческой деятельности и законодательной инициативы структурирован и четко регламентирован.

Право законодательной инициативы в соответствии с Уставом области может принадлежать следующим лицам:

Губернатору Белгородской области

Депутатам Белгородской областной Думы

Правительству Белгородской области

Представительным органам муниципальных образований в Белгородской области

Общероссийским, межрегиональным и региональным общественным объединениям

Избирательной комиссии Белгородской области по вопросам своего ведения.

Законодательная инициатива может быть в форме внесения в областную Думу в виде проектов законов Белгородской области (законопроектов), а также поправок к законопроектам, которые были приняты в первом чтении.

Субъект права законодательной инициативы при внесении законопроектов в областную Думу должен представить к нему следующее:

пояснительную записку к законопроекту, которая должна содержать предмет правового регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

перечень законов Белгородской области, подлежащих принятию в связи с принятием данного закона (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует принятия иных законов Белгородской области);

финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат).

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой только по представлению Губернатора Белгородской области или при наличии его заключения.

При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному законопроекту. Иные субъекты права законодательной инициативы также вправе назначить своих представителей при рассмотрении законопроекта областной Думой, указав их полномочия в сопроводительном письме о внесении законопроекта.

Законопроекты оформляются в соответствии с Правилами оформления законопроектов (приложение 2 Регламента Белгородской областной Думы).

Законопроект считается внесённым в областную Думу со дня его регистрации в областной Думе.

Председатель областной Думы направляет законопроект и материалы к нему в соответствующий комитет областной Думы (ответственный комитет) для подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении областной Думой, а также в аппарат областной Думы. Правовое управление аппарата областной Думы осуществляет правовую экспертизу документа на соответствие действующему законодательству, проводит антикоррупционную экспертизу законопроекта, а также удостоверяется в правомочиях субъекта по внесению законопроекта в областную Думу и проверяет наличие документов, указанных в статье 86 Регламента Белгородской областной Думы.

Заключение правового управления направляется в ответственный комитет и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект.

Если законопроект внесён субъектом, обладающим правом законодательной инициативы и соответствует требованиям статей 85 - 87 Регламента Белгородской областной Думы, председатель ответственного комитета направляет законопроект и материалы к нему в другие комитеты областной Думы для ознакомления, а также может направить законопроект в органы государственной власти, другие организации для подготовки отзывов, предложений, замечаний или для проведения научной экспертизы.

Отзывы, предложения и замечания депутатов областной Думы, мнения комитетов областной Думы, а также органов государственной власти, других организаций, в которые направлялся законопроект, заключение правового управления рассматриваются на заседании ответственного комитета.

Обсуждение законопроекта в ответственном комитете областной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

По результатам рассмотрения законопроекта ответственный комитет принимает решение: о рекомендации областной Думе принять законопроект в первом чтении; о рекомендации областной Думе принять законопроект в первом чтении и принять закон, сокращая процедуры второго и третьего чтений; о рекомендации областной Думе отклонить законопроект; о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы для доработки с его согласия в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Регламента Белгородской областной Думы.

Рассмотрение законопроектов областной Думой осуществляется не менее чем в двух чтениях, если иное не предусмотрено Уставом Белгородской области, законом Белгородской области.

Решения о принятии законопроекта в первом и во втором чтениях, а также о принятии закона Белгородской области принимаются большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учётом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект, или принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту.

Областная Дума может принять решение об обсуждении населением Белгородской области законопроекта, принятого в первом чтении.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, при рассмотрении которого в ответственном комитете принято решение о рекомендации принять закон, сокращая процедуры второго и третьего чтений, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона, сокращая процедуры второго и третьего чтений.

Закон Белгородской области считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом Белгородской областной Думы порядке

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет. Поправки к законопроекту направляются ответственным комитетом в правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Ответственный комитет рассматривает каждую поступившую поправку и принимает решение рекомендовать областной Думе принять либо отклонить поправку. В случае если ни одно из решений не набрало необходимого числа голосов членов ответственного комитета, то считается, что ответственный комитет не смог принять решение по данной поправке.

Рассмотрение поправок на заседании областной Думы ведётся согласно статье 105 Регламента Белгородской областной Думы.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении с учётом предложения ответственного комитета на заседании Думы депутатами принимается решение: о принятии закона в целом, о принятии законопроекта во втором чтении, об отклонении законопроекта.

Если в течение срока, установленного для внесения поправок в текст законопроекта, принятого в первом чтении, в ответственный комитет не поступило ни одной поправки, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии закона, сокращая процедуры второго и третьего чтений. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклонённым и снимается с дальнейшего рассмотрения, за исключением случая, если областной Думой большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов не принято решение о продлении срока для внесения поправок. Повторное продление срока для внесения поправок не допускается.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесёнными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Окончательный вариант текста законопроекта направляется Губернатору Белгородской области и депутатам областной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта, его отдельных разделов, глав, статей.

По окончании рассмотрения законопроекта в третьем чтении проводится голосование по вопросу о принятии закона.

Закон Белгородской области считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы.

Закон Белгородской области принятый Белгородской областной Думой с соответствующим постановлением областной Думы в течение 7 дней направляется председателем областной Думы Губернатору Белгородской области для подписания и опубликования.

После подписания закон Белгородской области подлежит официальному опубликованию.

В настоящее время на рассмотрении в Белгородской областной Думе находится тринадцать законопроектов, касающиеся социальной сферы, два из них приняты в первом чтении - законопроект «О трудоустройстве выпускников учреждений образования, получивших высшее образование за счет средств областного бюджета и в рамках целевой контрактной подготовки» и законопроект «О внесении изменений в статью 2.10 закона Белгородской области "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области", остальные законопроекты еще не прошли свое одобрение в первом чтении.

Таким образом, проанализировав порядок организации законотворческой деятельности Белгородской областной Думы можно сделать вывод о том, что все поступающие на рассмотрение законопроекты и обращения после проведения всех подготовительных и распорядительных процедур Белгородская областная Дума может принять или отклонить, приняв при этом по каждому конкретному обращению официальный документ.

3.Федеральные законодательные инициативы Белгородской областной Думы

В соответствии с положениями статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит: депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), представительным органам местного самоуправления. Этот перечень является обязательным, но не исчерпывающим.

Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта РФ, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

В настоящей работе мы рассмотрим федеральные законодательные инициативы Белгородской областной Думы.

Рассмотрим период законодательной инициативы областной Думы с 2012 года по 2014 год включительно, материалы которой имеются в свободном доступе на официальном сайте Белгородской областной Думы www.belduma.ru.

При анализе законотворческого процесса, осуществляемого Белгородской областной Думой в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в рамках статьи 104 нами было установлено следующее.

Например, Постановлением № П/15-14-5 от 26.04.2012 г был внесен проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Было предложено статью 27 Закона дополнить частью 6¹ следующего содержания:

«6¹. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления может проводиться в форме заочного голосования. Порядок проведения собрания в форме заочного голосования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования».

В пояснительной записке к проекту федерального закона было сказано о том, что статья 27 Закона предусматривает только одну форму проведения собрания граждан - совместное их присутствие. А на практике выходит так, что эта форма проведения собраний не совсем удобна.

Гражданам не всегда удобно присутствовать на подобных собраниях, а общественное самоуправление охватывает зачастую большую территорию, именно в интересах обеих сторон необходимо внести вышеуказанную корректировку в Федеральный закон. Данная инициатива вносится в интересах граждан, которые хотели бы, но не всегда могут реализовать сове право на участие в местном самоуправлении.

Постановлением № П/28-15-5 от 27.06.2013 года был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 133 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было предложено следующие изменения:

)Пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: «Граждане Российской Федерации, привлекающие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющие патент, обязаны уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции».

)Абзац второй пункта 5 дополнить предложениями следующего содержания:

Постановлением № П/34-11-5 от 27.03.2014 года был внесен проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Было предложено внести следующие изменения:

)Часть 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2016 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2026 года;

мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2026 года».

) в статье 6:

часть 1 дополнить словами «для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона»;

часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала»;

дополнить частью 2¹ следующего содержания:

«2¹. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 1 500 000 рублей для лиц, указанных в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона»;

)в статье 7:

в пункте 3 части 3 слова «1 и 2» заменить словами «1, 2 и 4»;

дополнить частью 4¹ следующего содержания:

«4¹. В случае, если лицо, указанное в пунктах 4 или 5 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившее сертификат, является членом семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, материнский (семейный) капитал в первую очередь направляется на улучшение жилищных условий».

)в частях 1 и 5 статьи 12 слова «1 и 2» заменить словами «1,2 и 4»;

)часть 1 статьи 13 дополнить словами «, а также к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2026 года».

Из приведенных выше проектов только один потребовал бы дополнительных расходов из федерального бюджета, остальные же не требуют привлечения дополнительных расходов.

Отметим также, что кроме приведенных примеров законодательной инициативы за период с 2012 года по 2014 год Белгородской областной Думой выносились на рассмотрение в Государственную Думу и другие Постановления по следующим федеральным законам:

Постановление № П/20-26-5 от 25.10.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Постановление № П/17-30-5 от 05.07.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Постановление № П/15-15-5 от 26.04.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление № П/15-16-5 от 26.04.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление № П/28-16-5 от 27.06.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление № П/28-17-5 от 27.06.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия", Постановление № П/26-23-5 от 30.04.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии", Постановление № П/24-20-5 от 19.02.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Таким образом, как мы видим, Федеральная законодательная инициатива Белгородской областной Думы направлена на усовершенствование законодательных мер, которые бы помогли упрочить позиции граждан, как в социальной сфере, так и на уровне гражданско-правовой ответственности.

Также необходимо отметить тот факт, что каждый год Дума выносит на рассмотрение различное количество инициатив, а Государственная Дума Российской Федерации рассматривать обязана все законодательные инициативы, поступающие от субъектов Федерации.

Заключение

При исследовании темы нашей курсовой работы Законодательный процесс Белгородской областной Думы нами был изучен материал, представленный в свободном доступе на сайте областной Думы, а также действующее законодательство Российской Федерации, которое регламентирует деятельность субъектов Федерации и их законодательную инициативу.

Как мы выяснили, выбранная нами тема не очень разработана в литературе, освящена в основном при подготовке научных диссертаций, и упоминается в некоторых публицистических статья, а также имеет специфику в связи с узкой направленностью.

Вопросы законодательной инициативы субъектов имеют отражение в нормативных актах Российской Федерации и регламентированы статьей 34 Конституции РФ.

Отсутствие достаточной информации в научной литературе по выбранной теме нашего исследования скорее плюс, чем минус, потому что есть возможность самостоятельного анализа и проработки вопросов, касающихся деятельности Белгородской областной Думы.

Конечно же, составить свое субъективное мнение на исследуемую тему гораздо важнее, чем делать выводы по уже созданному.

Перед началом работы нами была поставлена цель о проведении анализа и систематизации Законодательного процесса Белгородской областной Думы на основе законодательной инициативы, как на областном уровне, так и на федеральном.

Проблемой исследования была выявить степень разработанности и активности Законодательного процесса в деятельности Белгородской областной Думе.

Считаем, что поставленная цель и выявленная проблема нами достигнута, так как, нами был изучен имеющийся материал, действующее законодательство.

Нашими предложениями по совершенствованию правовой базы, а также разработке новых законопроектов при участии Белгородской областной Думы могут быть следующие:

необходимо привлекать субъекты Федерации к более активному поиску в решении возникающих проблем при законодательной инициативе,

необходимо дать возможность субъектам более тщательно и четко формулировать свои предложения при внесении инициативы на федеральном уровне.

Конституция Российской Федерации дает полномочия субъектам выступать с законодательной инициативой и это очень важно для законотворчества в целом и развития законодательного процесса в частности.

И в заключение нашего исследования хотелось бы еще раз отметить тот факт, что Белгородская областная Дума, которая была основана 20 лет назад ведет активную работу в рамках Федеральной законодательной инициативы и это очень важно, так как, именно этот субъект Федерации обладает определенными полномочиями, позволяющими влиять на развитие и совершенствование действующего законодательства Российской Федерации.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ.- 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)//Собрание законодательства РФ.- 03.08.1998, N 31, ст. 3823

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015)// Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002, N 1

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015)//Собрание законодательства РФ.- 07.08.2000, N 32, ст. 3340

.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2015)//Собрание законодательства РФ.- 18.10.1999, N 42, ст. 5005, Российская газета.- N 206, 19.10.1999.

.Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об оружии"//Собрание законодательства РФ.- 16.12.1996, N 51, ст. 5681

.Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"//Собрание законодательства РФ.- 01.01.2007, N 1

.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации//Собрание законодательства РФ.- 29.07.2002, N 30

.Устав Белгородской области. Принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 года (в ред. законов Белгородской области от 05.12.2014 № 319).

.Регламент Белгородской областной Думы (в редакции постановлений областной Думы от 18.12.2014 № П/41-1-5)

.Постановление Белгородской областной Думы от 18.12.2014 № П/41-1-5 «О внесении изменений в Регламент Белгородской областной Думы»

.Постановление Белгородской областной Думы № П/24-20-5 от 19.02.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

.Постановление № П/26-23-5 от 30.04.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии"

.Постановление № П/28-17-5 от 27.06.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия"

.Постановление № П/28-16-5 от 27.06.2013 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

.Постановление № П/15-16-5 от 26.04.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

.Постановление № П/15-15-5 от 26.04.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

.Постановление № П/17-30-5 от 05.07.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

.Постановление № П/20-26-5 от 25.10.2012 г. о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

.Постановление № П/34-11-5 от 27.03.2014 года о проекте федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

.Постановление № П/28-15-5 от 27.06.2013 года о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 133 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

.Постановление № П/15-14-5 от 26.04.2012 г о проекте Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Похожие работы на - Законодательный процесс Белгородской областной Думы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!