му обвиняемому или подозреваемому мера пресечения заключение под стражу применяется только при совершении им тяжких и особо тяжких преступлений. В исключительных случаях данная мера пресечения может быть применена и за преступления средней тяжести.
Заключение под стражу избирается дознавателем с разрешения прокурора, следователем с разрешения руководителя органа следствия в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом указывается основания для избрания данной меры пресечения, также к постановлению прилагаются материалы дела, подтверждающие обоснованность самого ходатайства. Материалы дела должны быть переданы не позднее восьми часов до истечения срока задержания подозреваемого или обвиняемого судье. Судья районного или военного суда рассматривает дело единолично соответствующей своей подсудности с обязательным участием в судебном заседании обвиняемым или подозреваемым, прокурором, адвокатом, если он участвует в уголовном деле. Также в судебном заседании вправе участвовать законные представители обвиняемого или подозреваемого, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа. Дело рассматривается по месту задержания или по месту предварительного расследования в течение восьми часов после поступления материалов в суд. Каждый участник судебного заседания, предварительно извещенный о дате и времени заседания обязан явиться в суд, неявка по неуважительной причине не является препятствием для рассмотрения ходатайства, кроме неявки подозреваемого или обвиняемого.
В начале судебного заседания судья оглашает ходатайство подлежащее рассмотрению и разъясняет всем явившимся их права и обязанности. Прокурор или порученное им лицо возбудившее ходатайство, обосновывают его, затем выслушиваются другие ранее извещенные лица о судебном заседании. После рассмотрения ходатайства судья выносит решение:
)об избрании в отношении обвиняемого или подозреваемого в качестве меры пресечения заключение под стражу;
)об отказе в удовлетворении ходатайства;
)о продлении срока содержания под стражей на срок не более 72 часов для предоставления сторонами новых сведений и доказательств. В постановлении при этом обязательно указывается время и дата, до которой лицо должно содержаться под стражей. По собственной инициативе судья может избрать иную меру пресечения при наличии оснований (согласно ст. 97, ст. 99 УПК) в виде домашнего ареста или залога.
Рассмотренное ходатайство судьи в виде постановления отправляется обвиняемому или подозреваемому, лицу, возбудившему его, прокурору и подлежит немедленному исполнению. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке (в апелляционном порядке с учетом особенностей ст. 389*) в вышестоящий суд в течение трех дней со дня его вынесения. В течение трех дней судья кассационной инстанции должен принять решение по представлению или жалобе.
Лицо, в чьем производстве, находилось данное дело должен, немедленно сообщить родственникам обвиняемого или подозреваемого о месте или об изменении места заключения под стражу, командованию воинской части при заключении под стражу военнослужащего о месте или об изменении места заключения.
По вновь отрывшимся обстоятельствам, возможно, повторно обратиться в суд с ходатайством о заключении под стражу.
Сроки заключения под стражу (ст. 109 УПК ):
два месяца (первоначальный срок);
продлевается до шести месяцев в случае невозможности окончания предварительного следствия судьей районного суда или военного;
продлевается до двенадцати месяцев за особо тяжкие и тяжкие преступления в сложных уголовных делах судьей того же суда по ходатайству следователя с разрешения руководителя органа следствия субъекта, руководителя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя военного Следственного комитета при прокуратуре РФ;
продлевается до восемнадцати месяцев в исключительных случаях за особо тяжкие преступления судьей областного суда с разрешения Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителя органа следствия федерального значения.
Продление срока содержания под стражей свыше восемнадцати месяцев не допускается, обвиняемый или подозреваемый подлежит освобождению. За месяц до окончания предварительного следствия ему и его защитнику предоставляются материалы дела для ознакомления, в случае если они не были переданы, то обвиняемый или подозреваемый подлежит немедленному освобождению с сохранением за собой права ознакомления с материалами уголовного дела. Если срок для ознакомления 30 суток недостаточен, то за неделю (7суток) до истечения предельного срока содержания под стражей возбуждается ходатайство о его продлении. Судья не позже чем через пять суток выносит решение:
)о продлении срока содержания под стражей до момента полного ознакомления с материалами дела и направлением его прокурором в суд;
)об отказе и немедленном освобождении лица из-под стражи.
В срок содержания под стражей также зачисляется время:
на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
домашнего ареста;
принудительного заключения по решению суда в медицинском или психиатрическом стационаре;
в течение, которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его РФ.
Согласно п. 11 ст. 109 УПК продление предельного срока содержания под стражей при необходимости производства предварительного следствия, возможно, не более чем на шесть месяцев.
При повторном заключении под стражу сроки заключения суммируются.
Рассмотрение дела о продлении срока содержания под стражей без обвиняемого не возможно, за исключением случаев нахождения его в стационарной судебно-психиатрической экспертизе или по иным обстоятельствам с предъявлением соответствующего документа и обязательным присутствием защитника.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕРАМИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
.1 Проблемы мер уголовно-процессуального принуждения, не связанные с ограничением свободы
Все меры уголовно-процессуального принуждения, кроме заключения под стражу не имеют сроков действия и применяются, в дальнейшем продлеваются на срок продления предварительного следствия. В этом я вижу первую негативную сторону мер уголовно-процессуального принуждения.
Так, подписка о невыезде и надлежащем поведении не имея, сроков действия при длительном следствии может принести подозреваемому или обвиняемому, а также лицам и органам государственных служб неудобства относительно проблемы перемещения обвиняемого или подозреваемого. Так в силу различных причин социально-бытового, профессионально-производственного, миграционного характера и ряда других причин они вынуждены постоянно сообщать и просить разрешения о своих перемещениях, тем самым доставляя неудобства органам следствия при необходимости оперативного поведения тех или иных следственных или судебных действий, также доставляя неудобства работодателю (невозможность командирования), себе при необходимости смене работы из-за запрета выезжать за пределы указанной территории на работу и других социально-бытовых причин. Надо отметить, что подписка о невыезде и надлежащем поведении имеет сугубо психологический характер и несет за собой огромное число пренебрежений, неисполнений данной меры принуждения, при желании, подозреваемому или обвиняемого не составит труда скрыться от следствия. Эту меру пресечения следует применять с осторожностью.
Личное поручительство как мера пресечения призвана обеспечить правомерное поведение обвиняемого или подозреваемого, а именно не позволить и при необходимости поручителям сообщать о препятствовании органам следствия в расследовании уголовного дела. Поручитель несет, как и нравственную ответственность, так и материальную ответственность. С моей точки зрения (при всех положительных сторонах данной меры пресечения в относительной свободе) человек не может нести ответственность за действия другого человека пусть и даже очень близкого, так как закон стирает дружественную грань в отношениях между людьми. При избрании данной меры пресечения следователь, дознаватель или суд должны опираться психофизиологическое, психологическое, социальное, материальное и тд. состояние, как поручителей, так и обвиняемого или подозреваемого для того, чтобы предполагаемый преступник не скрылся от следствия. Проблема данной меры пресечения состоит в том, что, не смотря на применение ее в отношении лиц совершивших преступления впервые, за преступления небольшой и средней тяжести и нередко раскаивающихся в своих деяниях, она не может гарантировать их правомерного поведения.
Проблемы, связанные с наблюдением командования воинской части связаны с невозможностью обжалования данного решения военнослужащим, так как командование воинской части согласно УПК не является должностным лицом, время наблюдения в ней не в равной мере зачитывается в срок наказания. Военнослужащие лишаются права заниматься активной социальной жизнью, а именно: участвовать в воспитании детей, помогать престарелым родителям, поступать в учебные заведения, устраиваться на работу.
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым как мера пресечения применяется крайне редко. В этом и есть проблема присмотра. При должном отношении она способна изменить несовершеннолетнего и дать ему возможность реабилитироваться в своих собственных глазах. Дело в том, что дознавателю, следователю приходиться потраться много времени для выяснения какова психосоциальная, материальная атмосфера в семье подозреваемого или обвиняемого, уровень ответственности родителей, опекунов и т.д. Следователю, дознавателю необходимо среди близких несовершеннолетнего найти человека, который у него пользуется авторитетом. Не редко это просто невозможно сделать, так как они ведут асоциальный образ жизни и эффективность данной меры пресечения будет сомнительной и поэтому дознаватель, следователь вынуждены применить такую меру пресечения как подписка о невыезде. К тому же отсутствие или незнание необходимых документов для оформления присмотра нередко приводит к тому, что следователь, дознаватель применяют вновь такую меру пресечения как подписка о невыезде и надлежащем поведении. В связи с этим мне бы хотелось предложить образцы процессуальных документов (см. приложение 1).
Залог это одна из достаточно строгих мер пресечения, так как она ущемляет право залогодателя пользования и распоряжения своим имуществом, а при ненадлежащем поведении обвиняемого или подозреваемого, залог может перейти в доход государству, соответственно данная мера пресечения будет заменена на новую в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Для обвиняемого или подозреваемого существует не только материальная сторона вопроса, но и моральная (чувство долга) перед залогодателем.
Как мера пресечения залог применяется не так часто, потому что решение о принятии данной меры пресечения необходимо санкционировать у прокурора, поскольку следователь не может дать никаких гарантий относительно возможного произвола со стороны правоприменителя ее применение не так широко. К тому же при возврате залога возникает ряд сложностей. Необходимо законодательно отрегулировать этот пробел в нашем законодательстве. Многие авторы сходятся во мнение, что движение залоговой суммы будет легче производить, если исполнительный лист адресно будет доходить до финансовых органов и до залогодателя.
Обязательство о явке применяется в отношении обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей, которое не предполагает ограничения их прав и свобод они имеют возможность менять места жительства или временного проживания при условии обязательного информирования лица ведущего предварительное следствие. Обязательство применяется к лицам, не имеющим для себя цели препятствования ведению следствия. Следователь, дознаватель, прокурор или суд руководствуются только одним требованием к лицам в отношении, которых применяется иная мера пресечения (когда применение меры пресечения невозможно), явки по вызову. Опасность применения этой меры состоит в том, что лицо может не явиться в нужное время и в нужное место для проведения необходимых следственных действий. При неявки лица по уважительной причине к нему может применяться такая мера как привод. Нужно сказать, что это вынужденная мера и применяется только к лицам, игнорирующим требования закона. Привод не должен уничижать честь и достоинство человека, что, к сожалению, является нормой, проблемой нашего общества.
.2 Проблемы мер уголовно-процессуального принуждения, связанные с ограничением свободы
Применение домашнего ареста крайне затруднительно в виду отсутствия федерального закона, который дал бы точные указания относительно исполнения данной меры пресечения. Так Генеральным прокурором РФ был дан приказ о том, что согласие прокурора о применении к подозреваемому или обвиняемому домашнего ареста возможно при наличии реальных условий его исполнения, а разъяснения относительно того кто эти условия должен создать не было.
Домашний арест применяется тогда когда невозможно применение более мягкой меры пресечения. В настоящее время обжалование решения суда о применении в качестве меры пресечения к обвиняемому или подозреваемому домашнего ареста не урегулирован, существует общий порядок обжалования судом апелляционной инстанции, необходимо предусмотреть и специальный кассационный порядок обжалования по аналогии с такой мерой пресечения, как заключение под стражу.
Ограничения, связанные с домашним арестом:
отправлять и получать корреспонденцию;
общаться с определенным кругом лиц;
на свободу передвижения;
пользоваться любыми средствами связи для общения с определенным кругом лиц.
Встает вопрос о том кто будет осуществлять контроль за обвиняемыми или подозреваемыми и каким образом?!
Так в Швеции и Швейцарии существует электронная система слежения за лицами, переступившими букву закона. На определенную часть тела прикрепляется электронный датчик, который передает все данные о движении объекта в главный компьютер специализированного ведомства. У каждого объекта есть свой маршрут движения, если он откланяется от него, то система подает сигнал тревоги. Естественно данная электронная система очень дорога, как при установке, так и при обслуживании. Можно было бы в качестве эксперимента ввести ее на отдельном субъекте, но бремя обслуживания все равно или скорее всего легло на обвиняемого или подозреваемого. Наше государство еще не готово пойти на такой шаг, но как идея, она весьма привлекательна.
У нас в стране бытует мнение о том, что надзор и контроль за обвиняемыми или подозреваемыми должен осуществлять участковый инспектор, на мой взгляд, это совершенно неправильная точка зрения, он не в состоянии осуществить возложенные на него функции. Можно создать специальное подразделение судебных приставов, которое непосредственно отвечало бы тем функциям контроля и надзора возложенными на них. При этом возложение функций контроля и надзора на судебных приставов не отменяло бы право осуществлять его органу, в чьем производстве находится уголовное дело.
Домашний арест как вторая по строгости мера пресечения смогла бы решить еще одну проблему разгрузить следственные изоляторы, нередко переполненные,
Из всего выше сказанного хочу сделать вывод о том, что настоящий УПК просто не в силах дать ответы на многие вопросы, поэтому пока не будет создан федеральный закон о домашнем аресте, не будет возможным его применение.
Заключение под стражу самая строгая мера пресечения. По старому УПК РСФСР должностное лицо производящее предварительное следствие имело право самостоятельно выбрать меру пресечения. Это приводило к тому, что признательные показания в буквальном смысле слова выбивались из подозреваемого или обвиняемого, СИЗО были переполнены. Все эти действия имеют до сих пор отклики в нашем времени, несмотря на новый УПК РФ мы постоянно сталкиваемся с подобного рода ситуациями даже, если мы простые обыватели СМИ не дают забыть нам о безнравственности и незаконности действий некоторых должностных лиц.
Для обвиняемого или подозреваемого заключение под стражу это мощный негативно заряженный эмоциональный всплеск, который ведет к психозу, нервному возбуждению, апатии, дезориентации, депрессии и тд. в сочетании с вынужденной изоляцией, плохими условиями в СИЗО и их переполненностью приводит к гипокинезии.
В связи с этим мне бы хотелось предложить, чтобы как мера пресечения заключение под стражу применяется в отношении лиц:
)впервые совершивших умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление при отягчающих обстоятельствах;
)ранее судимых при не снятой и не погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие умышленные преступления;
)несовершеннолетних только за умышленные особо тяжкие преступления.
Эти действия привели бы к тому, что негативный преступный опыт сокамерников не передавался или по крайней мере не так явно передавался несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, а также другим сокамерникам. Позволили бы улучшить содержание лиц находящихся в СИЗО за счет экономии бюджетных средств на содержании уже сравнительно иного количества лиц, а также их нравственный и моральный облик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над курсовой предполагала постановку целей и задач, о которых ранее было сказано во введении. В результате проделанной работы были достигнуты все поставленные задачи и раскрыта тема курсовой работы.
Меры уголовно-процессуального принуждения являются системой процессуальных средств, принудительно-обеспечительного характера, включающей в себя и уголовно-процессуальную ответственность за совершенные уголовно-процессуальные правонарушения. Целью тех и других является устранение действительных и возможных (потенциальных) препятствий в расследовании уголовных дел и обеспечения надлежащей реализации назначения уголовного судопроизводства.
В процессе работы мне пришлось изучить детально в комментариях и работах известных юристов меры уголовно-процессуального принуждениях и проблемы связанные с ними. Глава 2 настоящей курсовой работы посвящена непосредственно проблемам, связанным с мерами уголовно-процессуального принуждения. В работе я постаралась не только указать на проблемы и высказала свою точку зрения относительно пути ее решения. Так для достижения должного результата при использовании в производстве предварительного следствия по уголовным делам домашнего ареста необходимо законодательно проработать федеральный закон, который детально раскроет его и позволит такую меру пресечения как заключение под стражу, самую строгую меру пресечения применять только в случаях действительно необходимых для следствия. Я также выразила свое мнение относительно применения такой меры пресечения как заключение под стражу, а именно в необходимости ее использования в отношении тех лиц которые, действительно могут препятствовать предварительному расследованию по уголовному делу (это люди совершившие преступления тяжкие и особо тяжкие в первые и ранее судимые с неснятой и не погашенной судимостью, а также несовершеннолетние, совершившие преступление умышленное, особо тяжкое).
Ограничения прав-довольно жесткий способ достижения целей, однако это вызывается крайней необходимостью. В демократическом государстве всякое ограничение прав личности - вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечить равновесие между этим правом, презумпцией невиновности и интересами общества и государства. Правильность ограничения прав личности достигается, если нормы принуждения применяются только при наличии веских оснований, под которыми правоприменителем понимаются данные, отвечающие требованиям достаточности, относимости и допустимости, способные убедить в том, что принуждение необходимо. Для обеспечения правомерности и эффективности ограничения прав личности не меньшую роль играет и безукоризненное соблюдение законодательно установленной процедуры. Однако сами нормы должны соответствовать не только международным стандартам в этой области, но и отвечать требованиям морали и нравственности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Конституция от 12 декабря 1993 г, принятая всенародным голосованием. - М.: «Маркетинг», 2013 г. - 39 с.: 21 см. - ISBN 978-5-17-059583-9: Б. ц, 20000экз.
. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г, с последними изменениями и дополнениями на 5 апреля 2013 г. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2013 г. - 123 с.: 21 см. - ISBN 978-5-699-37073-3-Х: Б. ц., 20000 экз.
. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г, действующая редакция на 14 ноября 2013 г . - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2013 г. - 123 с.: 21 см. - ISBN 978-5-482-01912-2: Б. ц.,20000 экз.
. Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997г, последняя редакция на 1 февраля 2013г. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2013 г. - 123 с.: 21 см. - ISBN 978-5-9692-1041-8: Б. ц., 20000 экз.
. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г, с последними изменениями и дополнениями на 2 ноября 2013 г. - М: «Маркетинг», 2013 г. - 141 с.: 21 см. - ISBN 978-5-1833-8010: Б. ц., 10000 экз.
. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 5 июля 2002 г. - М: «Юрайт», 2002 г. -57 с.: 21 см. - ISBN 978-5-9874-6754: Б. ц., 1000 экз.
. В. М. Лебедев. Комментарии к Уголовному кодексу РФ 13 издание под редакцией В. М. Лебедева. - М: «НОРМА-ИНФА», 2013 г. - 83 с.: 21 см. - ISBN 978-5-0089-7887: Б. ц., 10000 экз.
. В. М. Лебедев. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ 13 издание под редакцией В. М. Лебедева. - М: «НОРМА-ИНФА», 2013 г. - 256 с.: 21 см. - ISBN 978-5-8622-9394: Б. ц., 10000 экз.
. Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров, Уголовный процесс: конспект лекций. / 8 издание. М: «Юрайт», 2013 г. - 141 с.: 21 см. - ISBN 978-5-9916-0987-6: Б. ц., 15000 экз.
. Уголовно-процессуальное право / Сост. Н. Ольшевская. - М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2011 г. - 160 с. -(Конспект лекций). ISBN 978-5-17-070080-6: Б. ц., 15000 экз.
. Научная статья Мельников В. Ю. «Проблемы применения домашнего ареста как меры пресечения» // Журнал Российского права. -2007 г. 30 с.: 35см.: Б. ц., 1000 экз.
. Научная статья Воробей С. Н. «Проблемы обеспечения прав личности при применении мер уголовно-процессуального принуждения» // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2007 г. - № 6. - 0,2 п. л. 18 с.: 35 см.: Б. ц., 1000 экз.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) ------------------ "---" ---------- --- г. (место составления)
Следователь(дознаватель)-------------------------------------------------------
(наименование органа предварительного следствия ---------------------- или дознания, специальное звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) рассмотрев материалы уголовного дела N ________________________, по обвинению (подозрению) ------------------------------------------------------ (фамилия и инициалы подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, предусмотренного --------- УК РФ.
УСТАНОВИЛ:
------------------------------------ (указываются: фабула уголовного дела; основания избрания этой меры ----------------------------------------- пресечения (статья 97 УПК РФ); обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, подозреваемого (статья 99 УПК); информация о лицах, берущих несовершеннолетнего под присмотр, включая анкетные данные; доказательства, свидетельствующие о том, что эти лица заслуживают доверия; указание на отношение этих лиц к обвиняемому (подозреваемому) на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 97 - 101, 105, ч. 2 ст. 423 УПК РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
Избрать в отношении обвиняемого (подозреваемого) --------------------------------------------------------- (Ф.И.О., дата рождения) меру пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) ----------------------------------------------------------, (Ф.И.О. лиц, берущих несовершеннолетнего под присмотр) о чем объявить обвиняемому (подозреваемому)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- и лицам, ---------------------------------------------------------------------------------------------------------(фамилия и инициалы) берущим его под присмотр.
Постановление мне объявлено "---"----------- ---- г.,
Копия постановления мне вручена "---"----------- ---- г.,
Одновременно мне разъяснен порядок обжалования указанного
постановления, предусмотренный ст. ст. 123 - 125 УПК РФ.
Обвиняемый (подозреваемый) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------(подпись)
Постановление нам объявлено "---"----------- ---- г.,
Лица, берущие несовершеннолетнего под присмотр: -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (подпись) ---------------- (подпись)
Одновременно нам разъяснен порядок обжалования указанного
постановления, предусмотренный ст. ст. 123 - 125 УПК РФ.
Лица, берущие несовершеннолетнего под присмотр: -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (подпись) ----------------- (подпись) Следователь (дознаватель) -------------------------------------------------------------- (подпись)-----------------
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым)
----------------- "---" ---------- --- г.
(место составления)
Я, ----------------------------
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные)
------------------
лица, которому поручен присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым---------------------------------------------- даю настоящее обязательство следователю (дознавателю)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование органа предварительного следствия или дознания, специальное звание, ---------------------------------------------------------------------------------------------------- фамилия, инициалы следователя (дознавателя)
в том, что до окончания предварительного расследования по уголовному делу N________ обязуюсь осуществлять присмотр за несовершеннолетним обвиняемым подозреваемым)-------------------------------------------------------------------------------------(фамилия, имя, отчество) обеспечивать его надлежащее поведение:
) не покидать постоянное или временное (нужное подчеркнуть) место
жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;
) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Мне разъяснены существо обвинения (подозрения) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (фамилия и инициалы ), а именно что он обвиняется (подозревается) обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, предусмотренного ----------------------------- УК РФ, а также обязанности, связанные с выполнением присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Одновременно мне разъяснена ответственность за нарушение данного мною обязательства, состоящая в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 105 УПК РФ и в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК РФ, на меня может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей.
Лицо, которому поручен присмотр ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (подпись) ---------------------
Обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым
(подозреваемым) принял:
Следователь (дознаватель) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- (подпись) ----------------------