Заключение брака в Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ веков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Заключение брака в Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ веков

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

Кафедра теории и истории государства и права









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История отечественного государства и права»

на тему: «Заключение брака в Российской империи в конце ХIХ начале ХХ веков»

Работу выполнила

Студент 1 курса МПФ ДО

Брунь Алена

Научный руководитель:

Ст. преподаватель А. А. Свинцова

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

введение

.источники регулирования брачно-семейных отношений

.условия заключения брака

.1требования к согласию, возрасту, дееспособности сочетающихся

.2согласие иных лиц

.препятствия к вступлению в брак

.порядок регистрации брака

заключение

список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже 19-20 вв. в России брак считался основанием семьи. С юридической точки зрения, брак был санкционируемой и регулируемой обществом формой отношения между мужчиной и женщиной, определяющей их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Православная церковь ставила обязательные нравственные отношения на первое место, по которым жена и муж взаимно принимали обязанности по заботе друг о друге.

Необходимость изучения брачно-семейного законодательства при исследовании истории семьи очевидна. В советские годы брачно- семейное законодательство Российской империи оставалось самой неисследованной отраслью дореволюционного права, так как в первые же послереволюционные годы патриархальная семья критиковалась, а в крайних случаях отрицались не только фундаментальные принципы семенных взаимоотношений, но и сама семья как институт. Поэтому семейное законодательство практически не исследовалось советскими юристами, историками, философами, чего нельзя сказать о работах дореволюционных исследователей семейного права, обилие которых создавало огромный перевес.

Таким образом, изучение семейных отношений представляет интерес для исследователей, так как семья была и остается одним из основных институтов, которые позволяют обществу стабильно функционировать, восполняя население.

Задачами при написании курсовой работы являются:

·определение источников регулирования брачных отношений;

·определение условий вступления в брак;

·определение препятствий к вступлению в брак;

·определение порядка регистрации брака.

Цель настоящей работы - определение порядка и условий заключения брака в Российской империи на рубеже 19 - 20 вв.

Объектом данной курсовой работы является процесс заключения брака в Российской Империи до 1917 года.

. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Под семейной политикой обычно понимают комплекс мер, нацеленных на поддержку и защиту семьи, создание условий для реализации её функций. Однако важно заметить, что в случае с семейной политикой дореволюционной России нам необходимо дополнить данное понятие: семейная политика в то время также характеризовалась сохранением традиционных семейных устоев и ценностей, исторически сложившихся условий жизни семьи, ее независимости от государства.

Семейное право дореволюционной России прошло долгий путь развития. Фундаментальные правовые понятия о браке и семье формировались главным образом на основе русского обычного права, византийских светских законов и церковного права. Таким образом, традиционные семейные ценности опирались на христианские понятия, брак рассматривался правом как «акт религиозный по преимуществу».

Преобразование вопросов брачно-семейного права дало начало еще при Петре. Прежде всего, стоит сказать об усилении роли светского законодательства в сравнении с церковным. В основном, для восполнения пробелов в каноническом праве использовались императорские указы и указы Синода. Все единичные законодательные акты совместно с церковными принципами ( «Кормчая книга») постепенно формировали Х том «свода законов Российской Империи».

Этот первый систематизированный сборник русского дореволюционного законодательства впервые был опубликован в 1832 г. под редакцией М. М. Сперанского. В «Свод» вошли все нормы ранее действовавших актов, и хотя он был создан для удобства, он приобрел статус закона, получив широкое признание и распространение. Ежегодно сборник дополнялся новыми нормами вплоть до конца правления Николая II.

Также нельзя не упомянуть «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845, разработка которого продиктована «Сводом» и сразу после его публикации начавшаяся.

Согласно закону, в Российской империи гарантировалась свобода вероисповедания (I, ст. 67, 81; X, ст. 90), но основной религией было православие (I, ст. 62). Императором могло быть лицо только православного исповедания (I, ст. 63), и он являлся верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия (I, ст. 64).

В статьях закона отмечалось, что император занимал господствующее положение в церкви по отношению к религии, но его права ограничены, он может влиять на предметы церковного управления, но не на содержание обрядовой и ценностной, нравственной стороны вероисповедания.

Таким образом утверждалось подчиненное по статусу положение церкви в государстве, но вместе с тем её правила и порядки оставались обязательными и для самого императора. Именно глава государства должна являться защитником и опорой православия, хранителем традиций, а отношения внутри его семьи - образцом для всех подданных.

Глава Х «О правах и обязанностях семейственных» из «Свода законов гражданских», опубликованная в конечном варианте в 1900г., закрепляла основные понятия и правила в области брачно-семейного права. Он отсылает к определениям церковного права, признавая таким образом брак в качестве института не только гражданского, но и канонического права.

Жизнь семьи подчинялась в большой степени установлениям Церкви, Во всех важных событиях, происходивших внутри семьи, всегда участвовала церковь. Именно Церковь регистрировала рождения и смерти, заключение (X, ст. 25-33) и расторжение (X, ст. 37-561) браков, вела статистику (X, ст. 28, 34, 35, 78).

Церковь в первую очередь должна быть уведомлена о намерении вступить в брак, все последующие процедуры совершались только с ее участием и под ее надзором. Она же утверждала свидетельство (посредством подписи священослужителя и церковной печати) о заключении брака. В него же вносилась запись о дате и месте совершения обряда, и информации о всех предыдущих браках в случае, если таковые имелись.

Можно отметить, что брак таким образом признавался большей частью населения священным таинством, непосредственно связанным с вечной жизнью в ином мире. Однако важно подчеркнуть, что к концу IХ столетия многие гражданские законы не выполнялись или «обходились». К началу XX в. общество стало более светским, закон стал более гибок к применению жестких норм права, а суды часто смягчали или отменяли приговоры.

Тем не менее, когда государство пыталось совершенствовать семейное законодательство, чтобы, например, укрепить правовой статус наименее защищенных участников семенных отношений (женщин, детей), оно сталкивалось с недовольством консервативно настроенного большинства. Подданные Российской империи, согласно свидетельству многих историков, были привержены сохранению традиционного уклада жизни и патриархальных ценностей, любые новации рассматривали как посягательство на самостоятельность семьи. Церковь боролась с присутствием юридического и хозяйственного элемента в браке, запрещала гражданские браки, например, для раскольников, не представляла защиту «слабым» (согласно закону, положение женщины и супруги в семье было крайне зависимым).

Уже к началу XX в. некоторые правоведы (например, А. И. Загоровский) стали полагать, что семейные отношения в значительной степени публичны, уже в меньшей степени руководствуясь нравственно-религиозными соображениями.

В результате к началу XX в. брачное законодательство сохранило в строгую нравственно-религиозную основу законов о личных отношениях супругов, а некоторые правоведы добились множества уступок в сфере имущественных отношений супругов.

С ростом имущественных прав увеличивались и права личности, однако процесс этот к началу XX в. только начинался.

Церковь являлась одним из государственных органов со времен Петра I и с тех пор воспринималась только в совокупности с государственной властью. Но, несмотря на то, что в начале ХХ в. она слабо справлялась со своей функцией защиты и регулирования семейной жизни, она выполняла ещё одну очень важную роль - сдерживала вмешательство государства в жизнь семьи. В свою очередь, государственная власть ставила своей целью ограничить церковное регулирование.

. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

.1 ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТУ, СОГЛАСИЮ, ДЕЕСПОСОБНОСТИ СОЧЕТАЮЩИХСЯ

Чтобы определить условия заключения брака в Российской Империи, необходимо знать понятие, которым он определялся во второй половине 19 и начале 20 века.

В России брак считался основанием семьи и содержал несколько элементов. Во-первых, естественный или физический, т.е. данный человеку природой. Во-вторых, экономический элемент, заключавшийся в ведении совместного хозяйства. В-третьих, юридический, т.к. с данной позиции брак был регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной, определявшей их права относительно друг друга и их детей. Наконец, религиозный элемент, позволявший считать брак таинством. В царской России государство признавало лишь церковный брак, поэтому нормы церковного права, регулировавшие брачные отношения, включались в правовую систему государства. Нормы церковного права регулировали вопросы условий, способа и формы заключения брака.

Брак - дело добровольное. Статья 12 Законов гражданских Свода законов Российской империи: «Брак не может быть законно совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц». Брачный возраст: с 18 лет для мужчин и с 16 для женщин; предельный возраст для заключения брака - 80 лет (как сказано в законе 1744 года: «Брак от Бога установлен для продолжения человеческого рода, чего от имеющих за восемьдесят надеяться весьма отчаянно»), В остальном законодательство устанавливало различные нормы для представителей разных вероисповеданий. Для мусульман, например, допускалось многоженство, и отношения супругов регулировались шариатом. Брак между лицами христианских исповеданий заключался только в церкви, гражданской регистрации для них не существовало. Православный брак считался заключенным после совершения обряда венчания, о чем делалась запись в церковной книге и выдавалось свидетельство.

В Своде законов Российской империи определение брака отсутствовало, поэтому за образец принимались определения, содержащиеся в официальном сборнике церковного права - Книге Кормчей: «Брак, как образ таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полого неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати».

К числу условий, необходимых для вступления в брак всех лиц, вне зависимости от их гражданства и принадлежности к тому или иному сословию, относят:

·участники брачного договора - лица одного пола;

·определенный возраст;

·согласие на брак жениха и невесты;

·согласие родителей, опекунов, начальства

Первым важнейшим условием являлось то, что лица, вступающие в брак, должны быть разного пола, соглашение происходило между мужчиной и женщиной.

Возраст имел большое значение при заключении брачного союза. Указом от 19 июля 1830 года были установлены определенные сроки: «Желая предотвратить верноподданных от тех известных по опыту вредных последствий, кои происходят от сочетания браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы, признали мы за благо повелеть, дабы воспрещено было священникам отныне впредь венчать браки, если жених и невеста не достигли еще первый 18, а последняя 16 лет».

В особых случаях допускалось заключение брака лицами, не достигшими совершеннолетия. Для этого необходимо согласие епархиальных архиереев, которые давали разрешение по своему усмотрению при условии, что до достижения установленного возраста сочетающихся оставалось не более полгода.

Офицеры, состоящие на действительной службе, не могли жениться до достижения 23 лет. Причем, до 28 лет в сухопутных войсках и до 25 лет на флоте - офицеры имели возможность обвенчаться с избранницей, только при наличии ежегодного чистого дохода в размере 250 рублей.

Что касается предельного возраста для вступления в брак, то верхней отметкой было достижение 80-ти лет как для женщин, так и для мужчин. При этом по церковным правилам для венчания позже 60 лет требовалось разрешение архиерея.

Несоблюдение постановлений о брачном возрасте признавалось нарушением гражданских и уголовных законов. За вступление в брак раньше или позднее определенного возраста сочетавшиеся лица и согласившиеся на то или побудившие к тому родители, опекуны или старшие родственники подвергались заключению в тюрьме на срок от 2 до 4 месяцев, аресту от 3 недель до 3 месяцев или штрафу.

Объективным условием так же являлось согласие сторон на вступление в брак, т.к. брак - союз не только физиологический, но и нравственный, и предполагает соглашение. Желание брачующихся сочетаться браком признавалось незаконным в трех случаях: вследствие недостатка сознания, заблуждение или обмана, принуждения.

В соответствии со ст. 37 Свода законов Российской Империи брак, совершенный душевнобольным человеком, признавался недействительным. Безумными признавались не имевшие здравого рассудка с рождения. Сумасшедшими считались те, чье безумие наступало от случайных причин. К сумасшедшим также приравнивались лица, вступавшие в брак в состоянии сильного опьянения. Признание человека душевнобольным производилось путем его освидетельствования во врачебном учреждении губернского правления. В случае признания помешательства лица , протокол направлялся в судебный департамент Сената. Но только после признания Сената наступало законное ограничение дееспособности душевнобольного, о чем в обязательном порядке всенародно сообщалось путем публикации новости в Сенатских Объявлениях. После этого над недееспособным лицом устанавливалась опека, и он был ограничен в правах на совершение различных сделок, в том числе, в праве на вступление в брак. Если брак все же был совершен, то он признавался недействительным.

В-третьих, брак мог быть аннулирован вследствие принуждения со стороны родителей, опекунов и прочих лиц, но закон ничего не сообщал о принуждении со стороны одного из супругов. Существовал единственный особый вид принуждения стороны к вступлению в брак - похищение (или увоз). О нем упоминалось в ст. 1549 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», в котором говорилось, что похищение незамужней женщины с целью вступления с ней в брак против ее воли по жалобе родителей или опекунов карается лишением дееспособности и заключением по стражу. В случае, если похищение учинено с согласия похищенной, то виновные, по жалобе родителей или опекунов той или другой стороны, приговариваются: похититель - к заключению в тюрьме на срок от 4 до 8 месяцев, а согласившаяся на похищение - к заключению в монастыре на такой же срок или так называемому «домашнему аресту» - уединенной жизни в доме родителей или опекунов под их строгим надзором. По просьбе приносивших жалобу родителей или опекунов время отбывания наказания для виновных может быть сокращено.

Несмотря на то, что брак против воли молодых был запрещен еще в начале 18 века, на деле это правило нарушалось и в конце 19 столетия. Иногда девушки заявляли об отсутствии симпатии к будущему супругу, и в некоторых семьях жесткий патриархальный порядок исключал обсуждение этого вопроса, затем следовало замужество, далеко не всегда благополучное.

Итак, законный брак предоставлял супругам важные права, но также налагал обязанности, которые иногда становились очень тягостными. Внебрачное же сожительство, хотя и не влекло сильно обременяющих правовых последствий, было очень шатким и морально трудным, т.к. оставляло женщину материально не обеспеченной, детей - бесправными. К тому же положение осложнялось особенностями паспортной системы, властью законного мужа, правами законной жены, а иногда и властью родителей. Наконец, оно все еще достаточно сурово осуждалось общественным мнением, во всяком случае когда шла речь о женщине.

.2 СОГЛАСИЕ ИНЫХ ЛИЦ

брачный семейный российский регистрация

Решение о женитьбе сына или дочери принимали родители, соответственно, без их согласия заключить брак было непросто. Самовольный выбор женихов и невест считался недопустимым нарушением многовековой традиции. Добиваясь согласия детей на брак, родители прибегали к экономическим, моральным и физическим мерам воздействия.

Необходимость официального согласия родителей, опекунов была оправдана родительской властью и естественной зависимостью детей от родителей, определяла судьбу молодых людей. Обязанность испрашивать согласие родителей на брак не ограничивалась возрастом. Однако браки вопреки воле данных лиц не признавались недействительными. Они приводили только к ряду невыгодных условий для сочетающихся: заключение в тюрьме на срок от 4 до 8 месяцев и лишение права наследования по закону имения того родителя, которого они оскорбили своим неповиновением. Родители впоследствии могли простить виновных и восстановить их в правах наследования в полной мере или частично. Кроме того, виновные могли быть подвергнуты церковному наказанию в виде монастырского заключения. Имущественные права детей восстанавливались либо по духовному завещанию, либо через обращение в суд. В случае смерти родителей или лишения их родительских прав согласие на брак давали опекуны или попечители.

Для военнослужащих также было необходимо согласие полковых командиров. Однако в случае, если брак был совершен без дозволения начальства, это не влекло за собой его недействительности, но лица, состоявшие на государственной службе, подвергались выговору с занесением в послужной список.

. ПРЕПЯТСТВИЯ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК

В законодательстве рассматриваемого периода были зафиксированы и условия, мешающие вступлению в брак, из которых выделялись:

·наличие родства и свойства;

·различие в вероисповедании

·архиерейство или монашество

·осуждение на безбрачие

·арест одного из супругов

·прежний, не расторгнутый брак

·вступление в 4-ый брак

Родство и свойство являлись препятствием к заключению брака, и их определение являлось довольно сложным и запутанным пунктом для священника при совершении церковного обряда. Родством называлась связь всех членов мужского и женского пола, происходивших от одного общего предка. Российское законодательство различало три основных вида родства: 1) кровное; 2) духовное; 3) гражданское.

Кровное родство было препятствием к заключению брака до четвертого поколения включительно. С пятой степени родства браки обычно допускались, но с разрешения епархиального начальства. Свойством считалась связь двух разных родов посредством вступления в брак их членов. Однако законодательством предусматривалось только законное кровное родство, таким образом, с юридической точки зрения брак между близкими друг другу по крови лицами допускался в случае, если их родство не было зарегистрировано.

За вступление в брак в таких степенях родства православные подвергались лишению свободы на срок от нескольких месяцев до года. Родители или опекуны, допустившие такой брак, приговаривались к тюремному заключению на срок от 3 дней до 3 месяцев.

Вторым видом родства являлось духовное родство, основанное на восприемничестве при крещении. Оно служило препятствием для брака в нескольких случаях: 1) между восприемником и воспринятой, а также между восприемником и матерью воспринятой; 2) между восприемницей и воспринятым, так же как и между восприемницей и отцом воспринятого.

Третьим видом считалось гражданское родство, создававшееся усыновлением. Но оно не являлось препятствием для брака у православных; только лицам протестантского и римско-католического вероисповедания запрещался брак между усыновителем и усыновленной.

Следует отметить, что гражданское законодательство практически не регулировало эти вопросы, они были в компетенции церкви. Следствие по определению родства и свойства производилось священниками, но после наложения чисто церковных наказаний (епитимья, запрет на вступление в новый брак в течение определенного срока), выписка с решением о незаконности и недействительности брака направлялась прокурору для того, чтобы провинившиеся были наказаны и по гражданским законам. За вступление в брак в недозволенных степенях родства православные приговаривались к тюремному заключению от нескольких месяцев до 1 года, в зависимости от степени родства. Родители или опекуны, допустившие такой брак, подвергались аресту на срок от 3 дней до 3 месяцев.

Важным условием при вступлении в брак считалось соответствие по вероисповеданию. Это вытекало из религиозных соображений о том, что различие вероисповеданий является серьезным препятствием, нарушающим внутренний мир молодых. Допускалось исключение при условии обращения в православие одного из супругов. Запрещались браки православных с нехристианами. Браки православных и неправославных допускались при определенном условии: священником бралась подписка, согласно которой неправославный супруг давал обязательство, что он не будет склонять православного супруга к принятию иной веры никакими способами (ст. 67 т.10 ч.1 Свода законов гражданских).

Препятствием так же было монашество и архиерейство. Для заключения брака необходим был выход из них. За нарушение такого правила виновные подвергались наказанию по усмотрению духовного начальства. Данное правило действовало только в отношении католиков и православных.

Запрет брака имел силу в случае действия судебного приговора: для лиц, чей брак был расторгнут из-за измены, для лиц, вступивших во второй брак при существовании первого, неспособности к брачному сожительству, безвестного отсутствия супруга более 5 лет.

Также вследствие особого юридического положения запрещалось вступать в брак арестантам. Статья 180 «Устава о ссыльных» запрещала ссыльным вступать в брак между собой, но разрешала им в пути жениться на свободных девушках, которых в таком случае следовало приравнивать к идущим за мужьями по собственной воле. Относительно ссыльных указаны следующие правила:

)ссыльные и каторжные мужчины и женщины могут вступать в брак первого разряда через 3 года, второго разряда через 2 года, третьего разряда через 1 год;

)в случае окончания одним из супругов срока работ ранее другого, первый обязан проживать с мужем или женой до окончания срока работ последнего;

)супруги преступников, состоящих в работе, должны оставаться в выстроенных ими на заводской земле домах, при отсутствии таких - по усмотрению начальства вблизи заведений, где состоят их супруги.

Еще одним из препятствий могло считаться соблюдение траура по умершему супругу. Вдовцы вступали в брак по истечении 3 месяцев от смерти жены; для вдов такой срок составлял 10 месяцев.

Прежний, не расторгнутый брак являлся важнейшим препятствием к заключению нового. Исключение составлял только брак между лицами магометанского вероисповедования, которым не запрещено было вступать в брак, имея другую супругу. Брачное право активно осуждало многобрачие. Нарушение этого правила влекло не только церковное, но и гражданское наказание. Второй брак при первом не прекратившемся признавался недействительным и влек для виновных наказание в виде тюремного заключения.

В соответствии с указом Сената от 14 октября 1827 года был установлен запрет на вступление в четвертый брак лицам православного вероисповедания. В случае его совершения брак признавался незаконным и расторгался. Вступление в третий брак не было незаконным, но на такое лицо накладывалась церковная епитимья.

. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Российское дореволюционное законодательство признавало только одну легитимную форму брака - церковную - для лиц всех вероисповеданий, признанных государством. Бракосочетание представляло собой довольно сложную процедуру, а за несоблюдение правил венчания уполномоченное лицо временно отстранялось от должности, поэтому православные священники буквально боялись венчаний, опасаясь запутаться в правилах или не соблюсти их в полной мере.

Для официального заключения брака требовалось: отсутствие препятствий к браку, выполнение всех условий, достаточное время, специальное место, законный «совершатель», известные обряды с молитвословами и участие свидетелей.

Как подготовительное действие, сочетающиеся были обязаны уведомить священника своего прихода об их именах, фамилиях или прозваниях, чине или состоянии. Священник должен был проверить у желающих вступить в брак знание ими церковных заповедей и молитв. Затем должны представить ему все документы, удостоверяющие способность жениха и невесты вступить в брак; метрическое свидетельство, удостоверение возраста, разрешение родителей (если они не выразили свою волю лично), разрешение начальства. После всех проверок священнослужителем проводился «брачный обыск» - истребовал у лиц необходимые документы и опрашивал свидетелей.

«Брачный обыск» совершался через расспросы священнослужителей брачующихся, свидетелей и изучение письменных документов. Сам документ являлся формальным письменным актом, удостоверяющим действительность брака. Бланк включал в себя 8 пунктов: 1) звание и состояние; 2) место проживания; 3) возраст; 4) отстутсвие родства и свойства; 5) семейное положение; 6) наличие взаимного согласия; 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы

Приложение включало в себя: метрику о рождении, свидетельство о ранее заключенных браках после вдовства или развода, свидетельство о расторжении предыдущих браков, разрешение на вступление в третий брак, свидетельство о явке к исполнению воинской повинности. Лица, принадлежащие другим приходам, обязаны были дополнительно предъявить паспорт, удостоверение о возрасте, свидетельство о пребывании на исповеди и об оглашениях с подписями причта и церковной печатью.

После получения приходским священником уведомления о желании вступить в брак, кроме брачного обыска, он должен был произвести троекратное оглашение в церкви о предполагающемся браке. Оглашение производилось в церкви по окончании литургии в течение трех дней при собрании народа. Таким действием выявлялись люди, которые предположительно могли знать о каких-либо других препятствиях к вступлению в брак, они должны были не позже последнего оглашения сообщить об этом священнослужителю в устной или письменной форме. Иногда оглашение заменялось объявлением, письменным или печатным, которое вывешивалось на определенный срок. К началу ХХ века архаичность процесса оглашения стала очевидной и такое правило почти не соблюдалось.

Все эти приготовления были необходимы для предупреждения незаконных браков, чтобы церковная власть могла убедиться в отсутствии законных препятствий к вступлению в брак.

После проведения предварительных приготовлений, проводился обряд венчания в дни и время, положенные церковным уставом. Одним из условий была публичность, поэтому обряд проводился в церкви в присутствии новобрачных и не менее двух свидетелей. Тайное венчание не признавалось законным.

Брак православного с неправославным совершался православным священником и мог быть повторен священником неправославного супруга. Совершение смешанных браков соответствовало вероисповеданиям сочетающихся. Венчание лиц иных вероисповеданий проходило в присутствии двух свидетелей.

Свидетельством заключения брака служили метрические книги приходского священника, которые имели силу юридического акта. Метрические книги рассматривались как общие, несословные акты состояний.

Метрические книги заполнялись в двух экземплярах: один передавался в консисторию, другой оставался в церкви. В них имелось три вида записей: о рождении и крещении, о бракосочетании и об умерших. Для бракосочетания записывались имена венчавшихся, дата и имена свидетелей. Также необходимы были подписи священнослужителей. После этого брак считался заключенным.

Ведение метрических книг считалось важной обязанностью ответственных за это лиц. «Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака». Относительно браков сектантов и старообрядцев в Своде законов Российской империи утверждались правила: «Браки старообрядцев и сектантов приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака. Воспрещаются и не подлежат записи в метрические книги такие браки старообрядцев и сектантов, кои возбранены Законами Гражданскими. Существование брака старообрядцев и сектантов считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если, по обжаловании в установленном порядке определение сие признано будет неправильным, то брак, по просьбе о том одного или обоих супругов, считается имеющим законную силу не со дня действительного внесения одного в метрическую книгу, а со времени первоначального в нем заявления. О сем делается особая отметка в метрической книге. Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду».

На рубеже столетий в церковной прессе активно обсуждался вопрос об упрощении процедуры венчания (чаще всего речь шла об оглашениях). Также многочисленные претензии прихожан относились к сложной многоэтапной брачной процедуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейные отношения регулировались двумя институтами: церковью и государством. Государство занималась урегулированием имущественных отношений, церковь занималась личными отношениями, также защищала семью от государственного вмешательства. Закон варьировался в зависимости от географических, религиозных, национальных и других аспектов.

По-прежнему, большое внимание уделялось таким архаичным условиям заключения брака, как согласие родителей или единство вероисповедания. Процедурный порядок оставался сложным, многоэтапным и запутанным, но тенденция к упрощению просматривалась. Борьба консервативно настроенной церкви с тенденцией обращения к светским нормам начала давать свои результаты.

Основной проблемой, с которой сталкивалось законодательство, было несоблюдение норм права, которое приводило к тому, что их потенциал не реализовывался полностью. Это связано с неготовностью общества с преобразованиям, отделяющим церковь от регулирования социальных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бердников, И. С. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения. Ник. Страхова. Харьков, 1893 : [Рец.] / И. Бердников. - Казань :типо-лит. Имп. Казан.ун-та, 1896. - [2], 22 с.

2.Вахромеева, О. Б. Женщина и семья в Европейской России на рубеже XIX-XX веков / О. Б. Вахромеева. - Санкт-Петербург : Знаменитые универсанты, 2008 - 231 с.

.Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. I. СПб.: ТипографияМ. М. Стасюлевича, 1875. С. 151.

.Загоровский А. И. Курс семейного права. М.: Гарант, 2003. С. 6.

.Заозерский Н. А. Право Православной грековосточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1888. С. 33.

.Котлова, Т. Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX-XX веков / Т.Б. Котлова; М-во образования Рос. Федерации. Иван.гос. ун-т. - Иваново : Иван. гос. ун-т , 2003 (ИЦ Юнона). - 167, [1] с.ил., портр., табл.

.Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса: Техник, 1913. С. 160.

8.Кенэ Ф. Население // Избранные экономические произведения. М.: Издательство социально-экономической литературы. 1960. С. 180.

9.Мейер Д. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2000. С. 87.

10.Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 38.

.Свечникова, Л. Г. Заключение брака : Сравн. анализ законодательства России и зарубеж. стран с древнейших времен до конца XX в. / Л. Г. Свечникова, О. С. Микаелян, Ю. В. Васильев; ФГОУ ВПО Ставропол. гос. аграр. ун-т. - Ставрополь : АГРУС, 2004. - 164 с.; 19 см.
Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т.2. - СПб., 1871
.Тищенко, Л. А. Соотношение светского и церковного законодательства России о браке и семье : XIX - начало XX веков : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Моск. городской пед. ун-т. - Москва, 2001 - 27 с.

.Тесля А. А. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века. 2004 -#"justify">.Свод законов Российской империи

.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Издательство: М.: Статут, 2005

Похожие работы на - Заключение брака в Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ веков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!