Проблемы и противоречия реализации непосредственной демократии в муниципальном образовании
Содержание
Введение
.Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении
.Действенность местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Органы местного самоуправления призваны решать двуединую задачу: расширять возможности народовластия и укреплять публичную власть, способствовать повышению ее эффективности. Это исключительно важно для современного российского государственного строительства. Отметим также, что местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия, утверждая демократический режим в России.
Систему государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления муниципальных территорий. Конституция РФ провозглашает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя; неотъемлемое условие осуществления народом принадлежащей ему власти. Вместе с тем речь идет не только об организации власти и управления на местах, но и о непосредственном включении населения в процесс развития своей территории, без чего нельзя добиться общественной поддержки осуществляемых в стране социально-экономических преобразований.
Важность исследуемой проблемы напрямую связана с самореализацией личности в политической, правовой, социально-экономической и культурной сферах, что сопряжено с формированием развитого гражданского общества в России, которое невозможно без действенной, стимулирующей нормативной базы, без государственной поддержки местного самоуправления. Только в этом случае население муниципального образования может быть реальным обладателем всех прав местного самоуправления, обретет способность брать на себя ответственность за самостоятельное решение вопросов местного значения.
В науке степень научной разработанности о проблемах и противоречиях реализации непосредственной демократии муниципальном образовании разработана очень слабо. Есть круг исследователей, которые разрабатывают эту проблему. К этой группе авторов можно отнести В.Бовыкина, Г. Минцберега, Р. Муэрс, А.Ю. Блинова и др.специалистов управления.
Объектом являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления посредством форм народовластия.
Предмет - конкретные формы непосредственного народовластия на муниципальном уровне, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральном законодательстве, указах Президента РФ, постановлениях Правительства России, решениях Конституционного Суда РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации, законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований.
Гипотеза - решить проблемы и противоречия реализации непосредственной демократии муниципальном образовании.
Цель работы - изучить проблемы и противоречия реализации непосредственной демократии муниципальном образовании.
Задачи:
рассмотреть формы демократии в местном самоуправлении
повышение действенности местного самоуправления.
демократия местное самоуправление народовластие
1.Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формам непосредственной демократии посвящена глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». В главе 5 указанного выше Федерального закона предусмотрены следующие формы: «местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении».
Непосредственная демократия предполагает самостоятельность народа в решении вопросов публичного значения. В свое время местное самоуправление представляет собой «логически доведенную до определенного уровня и юридически оформленную самостоятельность народа в решении вопросов публичного значения». При непосредственной демократии на уровне местного самоуправления субъект и объект управления совпадают, ведь субъектом является население муниципального образования, также, как и объектом. То есть «население муниципального образования управляет самим собой, самостоятельно решает вопросы местного значения».
Личность может вступать в отношения управления, связанные с участием в местном самоуправлении путем непосредственного волеизъявления, прежде всего, как член определенного объединения-избирательного корпуса, собрания граждан по месту жительства, инициативной группы по досрочному отзыву депутата или выборного должностного лица. Вместе с тем личность может выступать в отношения управления непосредственно как индивид, реализуя, например, право обратиться в орган местного самоуправления с изложением предложения об улучшении его деятельности, участвуя в обсуждении проекта решения представительного органа местного самоуправления и т. д. Итак, человек-первичный субъект непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Вторичными субъектами являются коллективные субъекты: избирательный корпус муниципального образования, собрания граждан по месту жительства, инициативные группы граждан в связи с подачей петиций, возбуждением вопроса об отзыве должностного лица или члена выборного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве субъектов непосредственной демократии, т. к. в противном случае они будут подменять содержание волеизъявления населения и будет сводить роль населения в данном процессе лишь к участию в решении органами местного самоуправления вопросов местного значения. Тем не менее, роль соответствующих органов и должностных лиц носит второстепенный характер, они лишь обеспечивают свободу волеизъявления населения. Правильно рассматривать органы местного самоуправления как субъекты правоотношений, возникающих при осуществлении непосредственной демократии. Особенность правового положения органов и должностных лиц муниципальных образований заключается в том, что они не вправе определять содержание волеизъявления граждан при использовании форм непосредственной демократии. Таким образом, единственным субъектом непосредственной демократии на муниципальном уровне является население муниципальных образований. К тому же это согласуется с конституционной концепцией местного самоуправление, ведь в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством население муниципальных образований является субъектом местного самоуправления.
Непосредственная демократия проявляется по-разному. Существуют простые и прозрачные формы, такие как собрания, сходы. Такие формы требуют минимального привлечения различных органов и должностных лиц для их организации. Существуют такие формы, для организации которых требуются существенные усилия и соответственно привлечение в большей мере органов и должностных лиц соответствующего муниципального образования, чем для простых форм непосредственной демократии.
Вне зависимости от вовлеченности соответствующих органов и должностных лиц они выполняют вторичную роль, так как лишь обеспечивают произведение волеизъявления населением, создают для этого лишь какие-то определенные условия (информационные, материальные, организационные и пр.), не подменяя при этом его своими действиями. Благодаря этому реализуется принцип самоорганизации населением, т. е. народ является как субъектом, так и объектом власти.
Формы непосредственной демократии некоторые ученые делят на императивные и консультативные, а другие также выделяют и регулятивные формы. Представляется более правильным делить формы непосредственной демократии в местном самоуправлении на императивные и неимперативные. Деление на императивные и консультативные формы в большей степени применяется к референдуму, на остальные же формы непосредственной демократии данное деление переносить не корректно.
Само по себе разнообразие форм непосредственной демократии в местном самоуправлении не означает их доступность для населения. На практике в абсолютном большинстве муниципальных образований реально применяется лишь такая форма непосредственной демократии как муниципальные выборы. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве обязательных форм предусматривает также и иные формы (публичные слушания, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования). Таким образом, нельзя недооценивать политику законодателя, которая была направлена на расширение участия граждан в работе муниципалитетов.
Что касается публичных слушаний, то хотелось бы отметить такую проблему, как смешение публичных слушаний с другими непосредственными и представительными формами демократии, например, с депутатскими слушаниями. Депутатские слушания являются особой формой деятельности представительного органа муниципального образования, имеют отличную от публичных слушаний процедуру проведения, а также иной характер принятых решений по окончании слушания, а потому не могут быть аналогом публичных слушаний. Вследствие непонимания этого допускается множество ошибок правоприменителями.
Анализ теоретических вопросов, изучение факторов, которые препятствуют развитию непосредственной демократии способны создать объективную почву для совершенствования правового регулирования непосредственной демократии на местном уровне, что является необходимым условием поступательного развития местного самоуправления в нашей стране. Для того, чтобы институты непосредственной демократии интенсивно развивались необходимо расширять политическое участие ее субъектов в решении вопросов местного значения. Если сами субъекты не будут активны, не будут пополняться ряды состава лиц, на самом деле заинтересованных и непосредственно участвующих в осуществлении местного самоуправления, а также не будут стараться повысить эффективность их участия, то все институты непосредственной демократии так и не будут активно применяться на практике, они останутся лишь формами непосредственной демократии в местном самоуправлении, предусмотренными российским законодательством. Формы, закрепленные в законодательстве, будут характеризовать лишь потенциальные, а не реальные возможности. Необходимо не только теоретическое осмысление данных проблем, но и практическое их решение, для чего необходимо активное участие каждого гражданина.
.Действенность местного самоуправления
Что касается конкретных направлений по повышению действенности местного самоуправления, то, во-первых, оно должно оставаться властью «шаговой доступности» - т.е. муниципалитеты не должны бездумно укрупняться. А во-вторых - муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути - лишают смысла само существование муниципального уровня власти.
В этой связи Президент РФ предлагает передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами федерации и муниципалитетами. Если у последних появится больше ресурсов, то и объем их обязательств перед гражданами может быть увеличен.
Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам. Здесь в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане. Города выступают источниками экономического роста и очагами гражданских инициатив. Передавая сейчас в руки региональных властей от федерального центра многие полномочия и финансовые ресурсы, важно позаботиться, чтобы это не обернулось беззащитностью городов перед руководителями регионов.
Не менее важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний. Не секрет, что их отношения зачастую конфликтны, и в условиях выборности губернаторов могут обостриться. Особенно, если в субъекте федерации у власти окажется одна партия, а в городе - другая.
Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов. Руководство муниципальных образований должно отчитываться перед своими избирателями.
Отдельная проблема, и больная - судьба малых городов, в которых живет значительная часть наших граждан. Часто они не имеют нормальных доходных источников, вынуждены жить на трансферты из регионального бюджета. В то же время, малый город - это в ряде случаев лучшая площадка для муниципальной демократии. Люди здесь хорошо знают друг друга, работа всех служб не анонимна, на виду. Считаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). Исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к более или менее успешному выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан.
Заключение
Процесс становления демократических начал самоуправления, несмотря на кризисное состояние государства, неуклонно развивается. В ходе этого становления произошло, во-первых, институциональное закрепление форм народовластия в системе местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Во-вторых, значительно возросла роль населения в решении вопросов местного значения. Вместе с тем до настоящего времени остаются актуальными многие вопросы реализации муниципальной демократии.
Необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:
Непосредственная демократия - это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении властных функций путем прямого волеизъявления при выработке и принятии публично-правовых решений и участия в их осуществлении.
Важнейшие вопросы местного сообщества целесообразнее решать, несмотря на их трудность и материальные затраты, через формы непосредственной демократии: референдум, народное обсуждение, обращения и петиции граждан.
Список использованной литературы
Гарькавченко О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории // Государственное управление. 2012. № 35.
Комарова А.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М.: Формула права, 2006. - 560 с.
Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2002. - 298 с.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, 2009. - 432 с.