Допрос в уголовном праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Допрос в уголовном праве

Оглавление

Введение

Глава 1. Допрос: основные понятия и виды

Глава 2. Подготовка к допросу и тактика проведения допроса

.1 Задачи подготовки к допросу

.2 Основные понятия о тактике проведения допроса

.3 Тактические приемы при проведении допроса

.4 Особенности проведения допроса несовершеннолетних

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Начиная с древнейших времен человек существует в сообществе с другими людьми. Люди вместе охотились, занимались землепашеством, торговали, открывали новые земли. В процессе взаимодействия нередко возникали споры и разногласия между людьми, перерастающие в конфликт. Разрешать такие ситуации были призваны судьи, в их роли выступали правители, старейшины, князья, цари, капитаны корабля, военачальники либо члены общества обладающие несомненным авторитетом. Осуществляя правосудие, каждый из них всегда обращался к такому способу получения информации по делу, как допрос.

Следовательно, мы можем считать, что допрос - это одна из древнейших форм коммуникационной деятельности человека, служащая для установления обстоятельств произошедшего события.

В процессе развития человечества появлялись новые знания, совершенствовались и дополнялись уже известные, не избежал трансформации и метод допроса. В его структуре появились элементы почти всех современных наук: юриспруденции, психологии, социологии, логики и других. В ходе истории развития человечества также менялись и развивались способы и методы ведения допроса. Если во времена средневековья еще применялись физические методы воздействия причиняющие страдания (пытки), то в современном мире произошла их гуманизация. Пытки запрещены международной конвенцией о правах человека, соблюдаются правовые и этические нормы принятые в обществе, учитываются права иностранных граждан. Допрос если можно так выразиться принял цивилизованную форму.

В этой работе мы рассмотрим методы ведения допроса и специфику их применения в деятельности правоохранительных органов.

Глава 1. Допрос: основные понятия и виды

Существует несколько определений что такое допрос, рассмотрим некоторые из них. Самое полное из них определяет допрос, как "следственное действие, содержанием которого является получение и фиксация следователем(дознавателем) в установленной уголовно-процессуальным законом форме показаний, содержащих фактические данные - доказательства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела".

Допрос - это одно из наиболее распространенных, а в тактическом отношении одно из сложнейших следственных действий.

"Допрос - это диалог следователя и допрашиваемого, в процессе которого происходит поиск и установление истины".

Допрос - это способ получения личных доказательств согласно установленным уголовно-процессуальным законом правил.

Допрос при расследовании дела состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого лица устных сведений, имеющих значение , с занесением показаний в протокол.

Исходя из этих определений можно выделить основную задачу допроса - это получение достоверных сведений о расследуемом событии в наиболее полном виде или иначе - сбор доказательной базы и сведений проясняющих обстоятельства совершения преступления. Также можно сказать, что допрос всегда сопровождается письменной фиксацией показаний допрашиваемого, облекаемую в установленную уголовно-процессуальным законом форму - протокол допроса. Исключение составляет только оперативный допрос на месте, когда существует дефицит времени и наличествуют обстоятельства требующие неотложных действий (например организация розыска преступника по "горячим следам", необходимость предотвращения наступления тяжких последствий и другое). Выясняемые в ходе допроса обстоятельства не должны иметь абстрактный и отвлеченный характер, собирается только информация имеющая значение для дела.

Показания допрашиваемого лица должны обязательно проверяться на достоверность, а также дается оценка ее значимости для расследуемого дела. Тут важно иметь в виду, что расследование уголовного дела отличается от расследования дела об административном правонарушении либо бытовом происшествии. При расследовании уголовного дела дача заведомо ложных показаний преследуется по закону и наказывается лишением свободы.

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта, несовершеннолетнего.

Также допрос может быть первичным, повторным и дополнительным. Дополнительный допрос заключается в выяснении и уточнении обстоятельств дела, которые либо были упущены из виду при проведении первичного допроса, либо были освещены в материалах дела недостаточно полно и корректно, либо при выяснении новых обстоятельств по делу.

Повторный допрос производится, когда в результате проверки показаний, полученных при первичном допросе возникают сомнения в правильности ранее полученных показаний , либо изменения процессуального положения одного из участников уголовного процесса (например свидетель становится подозреваемым или наоборот и тому подобное). Процессуально-протокольная форма допроса примерно одинакова для всех участников уголовного процесса. Вначале указываются личные установочные данные допрашиваемого, место и время проведения допроса, кем проводится допрос. Затем в протокол заносятся показания по делу и происходит закрепление этих показаний письменным удостоверением допрашиваемого на то, что они записаны верно и прочитаны лично закрепляется эта запись в протоколе личной подписью допрашиваемого. В конце протокола также ставится личная подпись допрашиваемого и подпись лица проводившего допрос. Допрос несовершеннолетнего производится в присутствии доверенного лица о чем в протоколе допроса делается запись и указываются его установочные данные, доверенное лицо также расписывается в протоколе допроса, чем фиксируется факт ознакомления его с ним.

Подведя итоги можно сказать, что допрос, как и все расследование производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами, без какого-либо принуждения допрашиваемого в форме угроз, физического или психического насилия либо иных незаконных действий.

показание уголовный допрос расследование

Глава 2. Подготовка к допросу и тактика проведения допроса

.1 Задачи подготовки к допросу

Как уже было сказано ранее перед допрашивающим стоит задача получения достоверных сведений от допрашиваемого лица в наиболее полной форме, которую можно разбить на несколько более мелких задач:

.Обеспечить тщательную фиксацию в протоколе получаемых сведений.

.Постараться исключить из этих сведений недостоверную информацию, которая может иметь место если:

у допрашиваемого присутствует возможное добросовестное заблуждение, возникшее в силу каких-либо обстоятельств при восприятии события или неполноты этого восприятия и отразить это обстоятельство в протоколе.

допрашиваемый в силу каких-либо психотравмирующих обстоятельств или особенностей памяти частично или полностью забыл информацию и здесь задача следователя оказать помощь в ее восстановлении.

допрашиваемый умышленно скрывает правду или искажает ее, в этом случае задача состоит в том, чтобы изобличить его в этом и добиться изменения его негативных психических установок на более доброжелательные с целью получения от него правдивых и достоверных показаний.

. Перед проведением допроса провести предварительную подготовку к нему, с составлением плана допроса, независимо от того какое процессуальное положение занимает допрашиваемый.

Подготовка к допросу заключается в тщательном изучении материалов дела. Определяется предмет допроса, собирается и изучается доказательная база. Далее определяются конкретные лица, располагающие необходимой информацией об обстоятельствах совершения преступления. Изучается личность допрашиваемого и его взаимоотношения с другими участвующими в деле лицами. Если это необходимо, то проводятся консультации по вопросам производственно-технического или иного специального характера для уяснения сущности обстоятельств по делу. Составляется план допроса, в общем виде его можно сделать таблицей: в первой графе записываются обстоятельства подлежащие выяснению; в следующей графе указываются имеющиеся в деле данные по этим обстоятельствам; далее в следующей графе пишутся вопросы, которые необходимо задать допрашиваемому; в последней графе записываются заметки по тактике допроса. В принципе можно добавить еще одну незаполненную графу, куда для наглядности после проведения допроса можно вписать обстоятельства выясненные в ходе проведения допроса для их дальнейшего сопоставления с показаниями других лиц, либо обстоятельства подлежащие проверке на достоверность. Завершающий этап подготовки к допросу это выбор времени и места проведения допроса с учетом обстановки сопутствующей месту его проведения.

В ходе планирования допроса необходимо иметь четкое представление о его цели, обстоятельств подлежащих выяснению, при необходимости отработать тактические приемы, которые предполагается использовать при его проведении, особенно если при их применении предполагается участие других лиц.

Важно помнить, что чем больше проходит времени с момента совершения преступления до момента проведения допроса, тем будет ниже его результативность. Поэтому необходимо чтобы первичные допросы проводились как можно более полно. При составлении вопросов допрашиваемому нужно уделить особое внимание их формулировке и последовательности учитывая , что может возникнуть необходимость в их корректировке в ходе проведения допроса. Психическое состояние подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления способствует выбору им защитной тактики поведения, что ведет к противодействию в отношении действий сотрудника правоохранительных органов проводящего допрос, причем защитные механизмы этой тактики начинают формироваться еще на уровне подготовки к преступлению: уже тогда имея преступный умысел субъект противопоставляет себя сотрудникам правоохранительных органов, планирует свои действия по сокрытию следов преступления, последовательность шагов для избежания своей поимки а на случай раскрытия преступления и задержания прорабатывает в уме линию поведения и тактику противодействия сотрудникам органов дознания.

При выборе времени допроса необходимо учитывать такие факторы, как: возможность осуществления сговора между допрашиваемыми (тут необходимо как можно скорее его провести); либо предполагается возможность воздействия, давления на допрашиваемого со стороны заинтересованных лиц (соучастников преступления, "покровителей", родственников и друзей подозреваемого, обвиняемого). Если допрос проводиться в отношении потерпевшего иногда целесообразно отложить время его проведения в случае когда потерпевшим была получена травма психического либо медицинского характера, либо проведению допроса препятствует состояние его здоровья.

При допросе иностранных граждан необходимо присутствие переводчика для правильного восприятие получаемой информации и соблюдения его законных прав. При допросе с участием несовершеннолетнего, вместе с ним приглашается его доверенное лицо достигшее совершеннолетия. Это могут быть родители, близкие родственники, опекуны, социальные педагоги. Доверенное лицо следит за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетнего лица. Иногда на допросе необходимо присутствие эксперта либо специалиста, которые в ходе допроса дают необходимые пояснения по специфическим вопросам и обстоятельствам дела не входящих в компетентность следователя (дознавателя).

Изучение личности допрашиваемого необходимо для определения тактики проведения допроса. При этом определяются уровень его общих и специальных знаний, опыт работы в определенной области, состояние здоровья, установочные данные (пол, возраст, семейное положение, место проживания и т.п.), степень заинтересованности в результатах расследования дела, характерные особенности поведения и привычки, психические свойства личности, отношения с другими участниками уголовного процесса. На основании данных полученных в ходе изучения личности допрашиваемого строится линия поведения следователя, выбираются тактические приемы, составляются вопросы в нужной форме и последовательности.

Если подготовка к допросу была проведена правильно, то вероятность получения полной и самое главное достоверной информации значительно возрастает. Однако при даче показаний на их достоверность сильно влияет позиция занятая допрашиваемым по отношению к лицу проводящему дознание. Если это позиция сотрудничества, то это несомненный плюс, и тут задача сотрудника проводящего допрос состоит в том, чтобы помочь допрашиваемому наиболее полно и точно воспроизвести информацию. Если же это позиция противодействия либо уклонения от передачи информации, то необходимо применять особые тактические приемы, задача которых воздействовать на допрашиваемого с целью изменить эту позицию.

.2Основные понятия о тактике проведения допроса

Помимо установленной уголовно-процессуальным законом формы и порядка проведения допроса, существуют некие общие правила поведения следователя(дознавателя) во время его проведения. Он должен быть объективным, принципиальным, настойчивым, тактичным, чутким и внимательным. Большое значение для следователя(дознавателя) имеет манера разговаривать и держаться на допросе. Недопустимо некорректное и грубое поведение по отношению к допрашиваемому, нельзя допускать высокомерие и пренебрежение к его законным правам и интересам, вместе с тем нельзя чтобы допрашиваемый выходил за рамки дозволенного. В этом случае нужно твердо, тактично и спокойно пресекать подобные действия, напомнить допрашиваемому о его обязанностях.

После прохождения вступительной стадии допроса, где допрашиваемому разъясняются его права и обязанности, фиксируются его установочные данные, изучается его личность и определяется его психоэмоциональное состояние, следователь(дознаватель) приступает к основной части допроса. Здесь важно сначала дать допрашиваемому сообщить информацию по делу в форме свободного рассказа, крайне нежелательно перебивать повествование, переводить внимание допрашиваемого на другие факты (перескакивать с одного на другое), так как допрашиваемый теряет нить рассуждений, начинает забывать информацию и можно упустить из виду важные детали. Вопросы задаются следователем после окончания этого рассказа.

Вопросы задаваемые в ходе допроса подразделяются на основные, дополнительные, уточняющие, напоминающие и контрольные. Основные вопросы охватывают предмет допроса в целом; дополнительные вопросы задаются по обстоятельствам не указанным допрашиваемым в свободном рассказе; уточняющие вопросы задаются по неполно освещенным фактам; напоминающие вопросы способствуют процессам припоминания и вспоминания; контрольными вопросами проверяются сообщаемые сведения и источники их получения, для выяснения наличия новых обстоятельств и свидетелей по данному делу. Задаваемые вопросы должны соответствовать сути дела, формулироваться конкретно, понятно и грамотно, и самое главное по форме и стилю соответствовать уровню развития и знаний допрашиваемого, исключать угрозы и оскорбления в его адрес. Между собой вопросы должны находиться в логической взаимосвязи и соответствовать выбранной тактической линии допроса. Недопустимо задавать наводящие вопросы, которые уводят расследование с правильного пути, создавая у следователя такую событийную картину происшествия, какую ему хотелось бы видеть, но к сожалению далекую от истинного положения вещей.

Набор задаваемых вопросов в практике следователя(дознавателя) ни в коем случае не должен становиться шаблонным. Каждое совершаемое преступление по своей сути индивидуально, как и индивидуален по свойствам личности преступник его совершивший. Шаблонность подхода к расследованию преступлений "замыливает глаз" следователю сводя на нет результативность его деятельности и позволяет в итоге преступнику уйти от ответственности за содеянное.

Сотрудник проводящий допрос должен уметь слушать. В это понятие входит не только тщательная фиксация показаний допрашиваемого, но и наличие обратной коммуникативной связи между ним и следователем. Допрашиваемый должен видеть интерес следователя к своему рассказу; это можно выражать словами одобрения и например подкрепляющими жестами: время от времени смотреть в глаза собеседнику, кивать головой; важна также поза следователя она должна выражать внимание и деловой настрой, а не расслабление или безразличие. Уважительное отношение можно показывать обращаясь например друг к другу по имени и отчеству - на подсознательном уровне это приободряет собеседника и располагает его к вам.

.3Тактические приемы при проведении допроса

Тактические приемы при проведении допроса по своей сути предполагают направленное воздействие со стороны следователя(дознавателя) на допрашиваемое лицо основанное на знании психологических приемов влияния, помноженных на следственную практику. Тактический прием должен быть законен и правомерен.

Так как со стороны большинства участников уголовного процесса противодействия ведущемуся расследованию не наблюдается, то естественно нам интереснее всего будет рассматривать тактические приемы допроса в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

"Под тактическим приемом следует понимать научно и экспериментально обоснованный рациональный и допустимый способ действия или такую же линию поведения при собирании, исследовании и использовании доказательственной информации субъектом соответствующего вида криминалистической тактики в условиях потенциального или реального, непосредственного или опосредованного противодействия со стороны лиц и (или) органов, имеющих иные, чем данный субъект, личные или профессиональные интересы в уголовном судопроизводстве"2

Все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными и законными. Использование методов и приемов психического насилия противоправно и недопустимо. "Задача допроса обвиняемого и подозреваемого состоит не в том, чтобы допрашиваемый "сознался", а в том, чтобы он дал правдивые исчерпывающие показания".3

Для оказания помощи допрашиваемому в восстановлении забытого может быть использован тактический прием активизации ассоциативных процессов и создания необходимых условий, когда воспоминание дополняется узнаванием тех или иных объектов. Например допрашиваемому напоминается о каком-то сопутствующем обстоятельстве (смежным по времени, месту; сходном с фактом; контрастным по отношению к факту), и он по ассоциации вспоминая это обстоятельство, восстанавливает в памяти и забытый факт. Также для активизации процесса вспоминания допрашиваемому могут быть предъявлены участники события, предметы обстановки, фотоснимки, планы, схемы и другое. Так же возможен допрос с выездом на место происшествия.

При проведении серии допросов по групповому делу определяется кого из участников необходимо допросить первым. При этом учитывается, какую роль играл тот или иной обвиняемый в совместной преступной деятельности и какое наказание грозит ему за содеянное, насколько убедительны доказательства его вины, в каких взаимоотношениях он находился с другими соучастниками, насколько они ему доверяют, хотел ли он прекратить преступную деятельность и явиться с повинной, каковы его личные качества.

Для разоблачения ложности показаний обвиняемого используются следующие тактические приемы:

.Детализация показаний

.Повторные допросы об одних и тех же фактах

.Использование внутренних противоречий в показаниях

.Использование противоречий между показаниями и другими

доказательствами по делу

.Использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем

.Выяснение причин ложных показаний и их устранение (причины и мотивы такого поведения)

.Создание условий для действий допрашиваемого, которые ведут к его разоблачению

.Использование имеющихся материалов таким образом, чтобы у допрашиваемого создавалось впечатление о полной осведомленности следователя

.Совершение следователем действий (предоставление информации), допускающих их многозначное толкование допрашиваемым

.Использование внезапности, дефицита времени и информации для исключения продуманных контрдействий допрашиваемого

.Демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от показаний допрашиваемого

.Разъяснение преимуществ чистосердечного признания

Основой этих приемов служит тот факт, что в отличии от реальных событий ложь всегда представляется схематично, без мелких подробностей, так как допрашиваемый боится запутаться в своих показаниях и он осознает что детализированные показания легче проверить. Большой эффект дает тактика последовательного использования материалов в порядке возрастания их доказательственного значения. Иногда целесообразно наоборот, сначала предъявить решающее доказательства, а иногда необходимо предъявление всей совокупности доказательств. В процессе ознакомления допрашиваемого с системой имеющихся доказательств, ему раскрывается их юридическое значение, следователь формирует у него субъективное представление об объеме доказательств, оставляя допрашиваемого в неведении относительно фактически имеющихся доказательств.

Следует помнить, что подозреваемый или обвиняемый до предъявления обвинения обычно не в полной мере осведомлен, какие факты преступления известны следствию и какими доказательствами вины он располагает, на знании этого факта и строится большинство тактических приемов допроса. Также следует учитывать и использовать эмоциональные реакции обвиняемого в ситуации допроса, так как в некоторых случаях допрашиваемый может интерпретировать проявление у себя ярко выраженных эмоций как "провал", выдачу своей тайны.

В следственной практике существуют еще и такие тактические приемы допроса, как:

информационный вакуум, следователь здесь требует от допрашиваемого пояснения по поводу неясностей, пробелов, нелогичностей в его рассказе не предоставляя ему более никакой информации, и предлагает ему обдумать это в самом кабинете следователя, соседнем кабинете, в камере изолятора временного содержания;

форсированный темп, темп допроса ускоряется и сокращаются паузы, для пресечения уловок допрашиваемого;

замедленный темп, его цель более подробное рассмотрение отдельных деталей интересуемого события, обстоятельств происшествия;

создание напряжения, применяется в отношении лиц, считающих что правосудие бессильно в отношении них что-либо предпринять либо что их позиция и контраргументы непогрешимы и неуязвимы, отказывающихся от дачи показаний и сотрудничества со следствием.

допущение легенды, допрашиваемому предоставляется возможность беспрепятственно излагать свою ложную легенду. Данный прием сочетается с другими приемами, такими, как "пресечение лжи", внезапность, последовательность, повторность допроса.

Напряжение создается путем предъявления доказательств (например таких о которых допрашиваемый не знал или таких которым он не придавал значения, а они после проведения экспертизы приобрели решающее значение); передачи мнения авторитетных для допрашиваемого лиц, обоснованного водворения в камеру ИВС (при возможном выборе более мягкой формы пресечения свободы); внезапное изменение хода, темы и темпа допроса; линии поведения следователя, непонятной для допрашиваемого; создание вокруг него информационного и коммуникативного вакуума одновременно; можно использовать результаты обыска или других следственных действий (результаты сообщаются допрашиваемому в общем виде, чтобы на первых порах он не мог определить точно, что именно обнаружено).

.4 Особенности проведения допроса несовершеннолетних

Особенности тактики допроса несовершеннолетних определяются возрастными особенностями их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения допрашиваемым проверяемых событий. В выборе тактических приемов учитываются: недостаточный уровень его развития, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию. Несовершеннолетние поверхностно и некритично воспринимают действительность, и зачастую не способны адекватно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. Показания несовершеннолетние дают обычно в непоследовательной, отрывочной и сбивчивой форме, поэтому им необходимо помогать восстанавливать утраченную нить изложения.

Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность. При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору. Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Существуют и другие тактические приемы ведения допроса, они могут комбинироваться друг с другом, применяться вместе или по отдельности, но все они должны соответствовать требованию по правомерности со стороны закона.

Тактический прием психического воздействия на лицо, проходящее по делу, правомерен, если при этом не нарушено ни одно из трех требований:

прием не основан на неосведомленности подозреваемого (обвиняемого) или иных лиц в правовых вопросах;

прием не унижает достоинства личности и не ограничивает свободы ее волеизъявления;

прием не влияет на позицию невиновного, не побуждает его к признанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче ложных показаний.

Заключение

В заключение можно сказать, что формируемые в рамках криминалистической тактики научные основы допроса не могут не учитывать достижений смежных отраслей знаний. Поскольку допрос является специфической формой межличностных отношений, большое значение имеют закономерности психической деятельности людей, изучаемые общей и социальной психологией. Так, общая психология раскрывает сущность и механизм таких важных для понимания допроса психических процессов, как восприятие человеком окружающей действительности с помощью органов чувств, запоминание воспринятого, воспроизведение воспринятой информации. С учетом достижений социальной психологии разрабатывается проблема психологического контакта следователя с допрашиваемым и другие. Важным в тактике допроса является организационный аспект, учитывающий достижения таких наук, как теория управления, научная организация труда.

Рассматривая тактические приемы маневрирования информацией, необходимо иметь в виду следующее: - действия следователя не могут сопровождаться обманом допрашиваемого, то есть прямой передачей ему заведомо ложных сведений. Допрашиваемому не навязывают способ действий, а предоставляют возможность воспринять информацию, самостоятельно оценить ее и свободно реализовать свои решения, принятые с учетом собственного понимания ситуации; - тактические приемы этой группы требуют практического опыта, творческого отношения к делу и не допускают шаблона. Необходимо учитывать конкретную обстановку, особенности личности допрашиваемого. То, что оказалось пригодным в одном случае, может не дать результатов в другом.

Изучение многими исследователями материалов уголовных дел, в частности протоколов допросов, а также многолетнее проведение учебных занятий со следователями по теме "Допрос" свидетельствуют, что, к сожалению, следователи часто не готовятся к допросу, пытаясь экспромтом добиться его целей. Разумеется, это приводит подчас к серьезным упущениям, требующим повторных допросов, что существенно осложняет и замедляет расследование.

Также обратило на себя внимание редкое и неумелое использование при допросах имеющихся в деле доказательств. В некоторых случаях при допросах подозреваемых и обвиняемых вообще не были предъявлены доказательства, хотя по обстоятельствам каждого из этих дел такая необходимость была очевидной и необходимой. По отдельным делам доказательства предъявлялись, но либо явно несвоевременно, либо так, что очевидный по контексту факт их предъявления своего надлежащего отражения в протоколе допроса не получил. Существенным недостатком многих допросов явилось то, что следователи оставляли неразрешенными явные противоречия в показаниях допрошенных лиц, не пытались установить причины этих противоречий. Что тогда уже говорить про применение тактических приемов ведения допроса.

Поэтому на сегодняшний день необходимо переосмысление методов обучения будущих следователей, они должны понимать важность этой области своей деятельности и более ответственно подходить к организации такого важного следственного действия как допрос.

Список использованной литературы

.Баев О. Я. Основы криминалистики: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. _ М.: Издательство "Экзамен", 2003

.Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010

.Еникеев М. Е. Юридическая психология: учебник. - М.: Норма, 2009

4.Романов В. В. Юридическая психология: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010

.Усманов У. А. Справочник следователя. - М.: Издательство ПРИОР, 1998

.Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учеб. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2010

7.Криминалистика. Под ред. А. Н. Васильева. - 4-е изд. - М.: Изд-во Московского университета, 1992

.Криминалистика. Под ред. И. Ф. Пантелееева, Н. А. Селиванова. - 2-е изд. - М.: Юридическая литература, 1999

Похожие работы на - Допрос в уголовном праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!