Профессиональное выгорание среди медицинских работников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    618,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональное выгорание среди медицинских работников

ВВЕДЕНИЕ

Исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится профессиональное выгорание среди специалистов различных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции, является одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда.

На сегодняшний день «профессиональное выгорание» в наиболее общем виде понимается как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и рассматривается в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа. Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Ведущую роль в синдроме выгорания играют эмоционально затруднённые или напряженные отношения в системе «человек - человек», к которым относятся отношения между медицинским работником и пациентом. Наиболее ярко синдром выгорания проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные потенциально данному синдрому.

Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда являлась и является актуальной для любой организации, в том числе и для медицинских учреждений, что определяет высокую степень актуальности проблемы своевременной профилактики профессионального выгорания у медицинских работников.

Цель исследования - изучить профессиональное выгорание у медицинских работников клинической больницы РАН СПб и разработать рекомендации по профилактике профессионального выгорания.

Объект исследования - феномен профессионального выгорания личности.

Предмет исследования - взаимосвязь особенностей личности и проявлений профессионального выгорания у медицинских работников различного профиля.

Задачи исследования:

. Изучить научную литературу по проблеме профессионального выгорания у медицинских работников.

. Предложить методическое обеспечение эмпирического исследования профессионального выгорания у медицинских работников.

. Осуществить эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников СПб больницы РАН.

. Разработать рекомендации по профилактике профессионального выгорания среди медицинских работников СПб больницы РАН.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания более выражен у медицинских работников хирургического профиля по сравнению с уровнем профессионального выгорания у медработников кардиологического профиля.

Теоретической основой исследования выступают: концепция целостного развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); теоретические подходы к формированию профессиональных деструкций (Рогов, Казанская); современные подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг - стратегий личности, теория сохранения ресурсов (СОR- теория) Хобфолла.

База исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 50 медицинских работников СПб больницы РАН среднего звена. В группу А вошли медработники, работающие в хирургическом отделении в группу Б - медработники кардиологического отделения СПб больницы РАН. Средний возраст испытуемых 30-35 лет, стаж работы от 5 до 10 лет.

Методики исследования: опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник выявления эмоционального выгорания MBI(К. Маслач и С. Джексон.) (адаптация Н.В. Водопьяновой), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла <#"794946.files/image001.gif">

Рис. 1. Уровень эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко в группе А и Б

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что напряжение у медработников проявилось следующим образом: средний балл в группе респондентов «Напряжение» составляет 30,8 балла. При этом 60% обследованных имеют несформированную фазу; 40% обследованных имели фазу в стадии формирования. Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих обстоятельств составляет 11,4 балла. При этом 50% обследованных имели несложившийся симптом; 20% отмечали его складывающийся характер; 30 % демонстрировали признаки сложившегося симптома.

Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 4,7 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом; у 20% - симптом носит складывающийся характер и у 10% - симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому «загнанности в клетку» составляет 7,2 балла. При этом 70% обследованных имели несложившийся симптом; у 20% - симптом носит складывающийся характер и у 10% обследованных симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 7,7 балла. При этом 70% обследованных имели несложившийся симптом и у 30% - симптом носит складывающийся характер.

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что «резистенция» у испытуемых проявлялась следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 43,3 балла. При этом 30% обследованных имели несформированную фазу; 60% - отмечали ее формирование; 10% обследованных демонстрировали сформированную фазу резистенции. Средний балл по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования составляет 14,1 балла. Из них у 20% обследованных имели несложившийся симптом; у 40% - симптом носит складывающийся характер; у 10% - симптом сложившийся и 30 % обследованных показали данный симптом доминирующим. Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 9,7 балла. При этом 40 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 40% - симптом носит складывающийся характер; у 10% обследованных симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий.

Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 6,5 балла. При этом 90% обследованных имели несложившийся симптом и у 10% - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 13 баллов. Из них 40% обследованных имеют несложившийся симптом; у 10 % - симптом носит складывающийся характер; у 30% - симптом сложившийся и у 20% испытуемых симптом доминирующий.

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что «истощение» у испытуемых проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 27,4 балла. При этом 10% обследованных имели фазу в стадии формирования и 90 % - имеют несформированную фазу. Средний балл в группе обследованных по симптому эмоционального дефицита составляет 8,5 балла. Из них 70% обследованных имеют несложившийся симптом; у 20% - симптом носит складывающийся характер и у 10% обследованных симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 6,8 балла. При этом 70% обследованных имели несложившийся симптом; у 10% - симптом носит складывающийся характер; у 10% обследованных симптом сложившийся и у 10% - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 7,1 балла. При этом 70% обследованных имели несложившийся симптом и у 30 % - симптом носит складывающийся характер. Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 5 баллов. При этом 80% группы респондентов имели несложившийся симптом и у 20 % - симптом носит складывающийся характер.

По опроснику выявления эмоционального выгорания MBI (Н.Е. Водопьяновой), результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Уровень эмоционального выгорания респондентов по опроснику MBI (Н.Е. Водопьяновой)

Показатели СЭВ                                           Уровни СЭВ

ГРУППА А

ГРУППА Б


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Эмоциональное истощение

40%

40%

20%

30%

30%

40%

Деперсонализация

30%

20%

50%

30%

20%

50%

Редукция личных достижений

30%

10%

60%

20%

20%

60%


Графическое представление данных на рис. 2 - 6.

Рис. 2. Уровень эмоционального выгорания медработников (опросник MBI) в группе А

Из рис. 2. видно, что наиболее выраженным в группе А является показатель эмоционального истощения медработников хирургического профиля, он равен 40%, по параметру высокого уровня и 40% по параметру среднего уровня, показатели деперсонализации и редукции личных достижений по параметру высокого уровня идентичны и составляют 30%, по параметру среднего уровня вышеназванные критерии синдрома эмоционального выгорания составили 20 и 10% соответственно.

Рис. 3. Уровень эмоционального выгорания медработников (опросник MBI) в группе Б

Из рис. 3. видно, что наиболее выраженным в группе Б, также является показатель эмоционального истощения медработников кардиологического профиля:

40% по параметру высокого уровня;

30% по параметру среднего уровня;

показатели деперсонализации и редукции личных достижений по параметру высокого уровня составляют 30% и 20% соответственно;

по параметру среднего уровня вышеназванные критерии синдрома эмоционального выгорания идентичны и составили 20% .

Как видно из рис. 4 (см. ниже) в группе А наиболее выражен показатель эмоционального истощения у медработников отделения хирургии он на 10% выше, чем в группе Б у медработников отделения кардиологии.

Также наблюдается разница и в уровне редукции личных достижений в группе А с высокими показателями по данному критерию на 10% больше, чем в группе Б, показатель деперсонализации в обеих группах идентичный и составил 30%.

Рис. 4. Сравнительная диаграмма по параметру высокого уровня эмоционального выгорания медработников в группе А и Б

Рассмотрим показателя эмоционального выгорания по параметру среднего уровня, данные представлены на рис. 5. Как видно из данного рисунка, наиболее выражен показатель эмоционального истощения и превалирует он у медработников отделения хирургии (группа А), редукция личных достижений по среднему уровню у испытуемых группы А снижена на 10% по сравнению с испытуемыми группы Б, деперсонализация идентична и составила 20%.

Рис. 5. Сравнительная диаграмма по параметру среднего уровня эмоционального выгорания медработников в группе А и Б

Рис. 6. Сравнительная диаграмма по параметру низкого уровня эмоционального выгорания медработников в группе А и Б

Как видно из рис. 6 наиболее низкие показатели эмоционального истощения наблюдаются у медработников отделения кардиологии (группа Б), показатели деперсонализации и редукции личных достижений идентичны и составляют 50 и 60% соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство медработников и хирургического отделения и кардиологического отделения имеют относительно высокий уровень эмоционального выгорания.

Две из трех фаз «выгорания» у подавляющего большинства испытуемых находятся в сформированном состоянии и у меньшинства только начинают формироваться, лишь одна фаза в состоянии формирования у большинства и у меньшинства не сформирована, либо начинает только формироваться, не смотря на то, что редки доминирующие симптомы по каждой фазе. Всего лишь у двух людей встречаются сразу два доминирующих симптома в фазе «резистенция». У остальных респондентов редки доминирующие симптомы, либо отсутствуют как в фазе «резистенции», так и в других фазах.

Для подтверждения результатов исследования на статистически значимом уровне был применен критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Сформулируем гипотезы:: Уровень эмоционального выгорания испытуемых группе А не выше уровня эмоционального выгорания испытуемых в группе Б.: Уровень эмоционального выгорания испытуемых группе А выше уровня эмоционального выгорания испытуемых в группе Б.

Для расчета t-критерия Стьюдента были использованы общие показатели эмоционального выгорания медицинских работников хирургического и кардиологического профиля, полученные в процессе диагностики уровня эмоционального выгорания по методике Бойко. Расчет критерия представлен в приложении 5.

Полученное эмпирическое значение tКр (34,7) находится в зоне значимости, что подтверждает гипотезу H1 - уровень эмоционального выгорания испытуемых группе А выше уровня эмоционального выгорания испытуемых в группе Б.

Таким образом, результаты количественного и качественного анализа показали, что уровень эмоционального выгорания медработников хирургического профиля выше, чем уровень эмоционального выгорания медработников кардиологического профиля, эти результаты удалось подтвердить на статистически значимом уровне.

Проведенные результаты исследования уровня и симптомов эмоционального выгорания у медработников СПб больницы РАН хирургического и кардиологического профиля поставили нас перед необходимостью поиска причин различий в уровне эмоционального выгорания медицинских работников.

3.2 Диагностика личностных особенностей медработников

В ходе исследования было сформировано предположение, что уровень эмоционального выгорания медицинских работников обусловлен особенностями личности респондентов. Для исследования данного предположения была осуществлена диагностика особенностей личности респондентов, а также диагностирован уровень тревожности и агрессивности испытуемых. Для диагностики личностных особенностей респондентов использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. В процессе проведения исследования практически все испытуемые проявили высокий уровень интереса к самой процедуре тестирования, охотно шли на контакт с психологом. В результате исследования особенностей личности медработников по методике Кэттелла были проанализированы совокупности факторов в их взаимосвязях в следующих блоках: интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1; эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4; особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, E, Q2, N, L. Оценим интеллектуальные особенности личности испытуемых по следующим критериям: мышление абстрактное - конкретное, мечтательность - практичность, радикализм - консерватизм, основываясь на данных по факторам B, M, Q1 (см. результаты табл. 2).

Таблица 2. Интеллектуальные особенности личности респондентов в группах А и Б (опросник Кэттелла)

Стены

Фактор В

Фактор М

Фактор Q1


группа А

группа Б

группа А

группа Б

группа А

группа Б


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 - 3

2

8

1

4

4

16

3

12

2

8

1

4

4 - 6

12

48

11

44

13

52

9

36

3

12

3

12

7

8

32

10

40

4

16

6

24

10

40

12

48

8 - 10

3

12

3

12

4

16

7

28

10

40

9

36


Таким образом, как видно из таблицы 2, в результате диагностики интеллектуальных особенностей респондентов по методике Кэттелла, были получены следующие результаты.

Среди медработников хирургического профиля (группа А): по фактору В - низкий уровень развития интеллекта продемонстрировали 2 испытуемых (8%), средний уровень интеллекта наблюдается у 12 респондентов (48%), более интеллектуально развиты, абстрактно мыслящие - 8 испытуемых (32%), высокий уровень интеллекта продемонстрировали 3 человека (12%).

По фактору М - 4 респондента (16%) - низкий уровень развития воображения, некоторая ограниченность; 13 человек (52%) - продемонстрировали практичность, тщательность, конвенциональность, управляемость внешними реальными обстоятельствами, средний уровень развития воображения; 4 испытуемых (16%) - развитое воображение, погруженность во внутренние потребности, богемность; 4 испытуемых (16%) склоны к неприятному для окружающих поведению, высокий уровень творческого воображения, экспрессивность и индивидуальность.

По фактору Q1 : 2 респондента (8%) относятся к типу личности, который убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия, склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.

Еще 3 испытуемых (12% из группы) относятся к консервативному типу личности, 10 испытуемых (40%) относятся к типу личности, который характеризуется как экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий, 10 респондентов (40%) можно отнести к типу личности который поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам, скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых, часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более - к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.

Таким образом, анализируя результаты диагностики интеллектуальных особенностей личности медработников хирургического профиля, приходим к выводу, что большинство испытуемых характеризуется средним и выше среднего уровнем развития интеллекта, со склонностью к абстрактному мышлению, средним и высоким уровнем развития воображения, практически половина испытуемых имеют либеральные установки в жизни, свободно мыслящие.

Среди медработников кардиологического профиля (группа Б): по фактору В - низкий уровень развития интеллекта продемонстрировала 1 испытуемая (4%), средний уровень интеллекта наблюдается у 11 респондентов (44%), более интеллектуально развиты, абстрактно мыслящие - 10 испытуемых (40%), высокий уровень интеллекта продемонстрировали 3 человека (12%).

По фактору М - 3 респондента (12%) - низкий уровень развития воображения, некоторая ограниченность; 9 человек (36%) - продемонстрировали практичность, тщательность, конвенциональность, управляемость внешними реальными обстоятельствами, средний уровень развития воображения; 6 испытуемых (24%) - развитое воображение, погруженность во внутренние потребности, богемность; 7 испытуемых (28%) склоны к неприятному для окружающих поведению, высокий уровень творческого воображения, экспрессивность и индивидуальность.

По фактору Q1 : 1 респондент (4%) относится к типу личности, который убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия, склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.

Еще 3 испытуемых (12% из группы) относятся к консервативному типу личности, 12 испытуемых (48%) относятся к типу личности, который характеризуется как экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий, 9 респондентов (36%) можно отнести к типу личности который поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам, скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых, часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более - к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.

Таким образом, анализируя результаты диагностики интеллектуальных особенностей личности медработников кардиологического профиля, приходим к выводу, что большинство респондентов характеризуется средним и выше среднего уровнем развития интеллекта, со склонностью к абстрактному мышлению, высоким уровнем развития воображения, то есть большинство респондентов, имеют повышенный уровень развития мечтательности, практически половина испытуемых имеют либеральные установки в жизни, свободно мыслят. Сравним уровни развития интеллекта медработников хирургического и кардиологического профиля (группы А и Б) на рисунке 7.

Рис. 7. Сравнительная диаграмма уровня развития интеллекта респондентов в группах А и Б, %

Как видно из рисунка 7 уровень развития интеллекта у респондентов группы Б (медработников кардиологического профиля) несколько выше, чем уровень развития интеллекта у респондентов группы А (медработников хирургии), так по параметру низкого уровня развития интеллекта у медработников хирургического профиля показатели выше, по параметру развития интеллекта выше среднего у медработников хирургического профиля показатели ниже, чем у медработников кардиологического профиля.

Далее оценим эмоционально-волевые особенности личности испытуемых по следующим критериям: эмоциональная устойчивость - неустойчивость, обязательность - безответственность, мягкость - твердость характера, тревожность - безмятежность, самоконтроль - импульсивность, напряженность - расслабленность, основываясь на данных по факторам C, G, I, O, Q3, Q4, отразим данные анализа в табл. 3 - 4.

Таблица 3. Эмоционально-волевые особенности личности респондентов группы А (опросник Кэттелла)

Факторы           Стены

C

G

I

O

Q3,

Q4,


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 - 3

0

0

2

8

5

20

1

4

3

12

4

16

4 - 6

3

12

7

28

14

56

4

16

5

20

6

24

7

9

36

6

24

3

12

12

28

7

28

8

32

8 - 10

13

52

10

40

3

12

8

32

10

40

7

28


Интерпретация результатов диагностики личности респондентов по методике Кеттелла по факторам C, G, I, O, Q3, Q4, показала, что медработники хирургического профиля, характеризуются различными уровнями сформированности эмоционально -волевой сферы личности.

По фактору С - 3 испытуемых (12%) характеризуются как - чувствительные, эмоционально неустойчивые, эмоционально лабильные, 9 человек (36%) продемонстрировали эмоциональную устойчивость, активность, зрелость. По фактору G для 2 испытуемых (8%) характерным является тенденция к непостоянству цели, непринужденность в поведении, такая личность не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния социума может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. 7 испытуемых (28%) относятся к типу личности пользующейся моментом, ищущей выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.

человек (24%) продемонстрировали сознательность, настойчивость, степенность, обязательность, 10 испытуемых (40%) относятся к типу личности требовательной к себе, которая руководствуется чувством долга, такие люди настойчивы, берут на себя ответственность.

По фактору I тип личности 5 испытуемых (20%) можно охарактеризовать как: практичный, реалистичный, мужественный, независимый тип личности, который имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный.

испытуемых (12%) относятся к такому типу личности как: слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен, замедлять деятельность окружающих и нарушать их моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

По фактору О - 1 респондент (4%) характеризуется как: безмятежный, доверчивый, спокойный, 4 испытуемых (16%) как безмятежные, со спокойным настроением, невозмутимые, уверенные в себе и своих способностях. Для 12 испытуемых (48%) характерными являются такие эмоциональные особенности как: тревожность, депрессивность, обеспокоенность (тенденция аутопунитивности), чувство вины. Для 8 респондентов (32%) - депрессивность, плохое настроение, мрачные предчувствия и размышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях, чувство, что его не принимает социум.

По фактору Q3, 3 испытуемых (12%) - не руководствуются волевым контролем, не обращают внимания на социальные требования, невнимательны к другим, для 5 испытуемых (20%) характерна низкая интеграция, для 7 испытуемых (28%) характерна контролируемость, социальная точность, высокая интеграция, имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения, 10 испытуемых (40%), социально внимательны, проявляют то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации.

По фактору Q4, для 4 испытуемых (16%) характерна удовлетворенность, расслабленность, для 6 (24%) - нефрустрированность, для 8 (32%) - напряженность, сверхреактивность, 7 (28%) склонны к напряженности, возбудимости.

Таблица 4. Эмоционально-волевые особенности личности респондентов группы Б (опросник Кэттелла)

Факторы         Стены

C

G

I

O

Q3,

Q4,


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 - 3

2

8

8

32

5

20

3

12

4

16

5

20

4 - 6

5

20

1

4

13

52

4

16

5

20

6

24

7

10

40

9

36

3

12

10

40

9

36

6

24

8 - 10

8

32

7

28

2

8

8

32

7

28

8

32


Эмоционально-волевые особенности личности медработников кардиологического профиля: по фактору С - 7 испытуемых (28%) характеризуются как - чувствительные, эмоционально неустойчивые, эмоционально лабильные, 10 человек (40%) продемонстрировали эмоциональную устойчивость, активность, зрелость. По фактору G для 8 испытуемых (32%) характерным является тенденция к непостоянству цели, непринужденность в поведении, такая личность не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. 9 испытуемых (36%) относятся к типу личности пользующейся моментом, ищущей выгоду в ситуации.

По фактору I тип личности 5 испытуемых (20%) можно охарактеризовать как: практичный, реалистичный, мужественный, независимый тип личности, который имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный.

испытуемых (52%) относятся к такому типу личности как: слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен, замедлять деятельность окружающих и нарушать их моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

По фактору О - 3 респондента (12%) характеризуются как: безмятежный, доверчивый, спокойный, 4 испытуемых (16%) как безмятежные, со спокойным настроением, невозмутимые, уверенные в себе и своих способностях. Для 10 испытуемых (44%) характерными являются такие эмоциональные особенности как: тревожность, депрессивность, обеспокоенность (тенденция аутопунитивности), чувство вины.

По фактору Q3, 4 испытуемых (16%) - не руководствуются волевым контролем, не обращают внимания на социальные требования, невнимательны к другим, для 5 испытуемых (20%) характерна низкая интеграция, для 9 испытуемых (36%) характерна контролируемость, социальная точность, высокая интеграция, имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения, 7 испытуемых (28%), социально внимательны, проявляют то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации.

По фактору Q4, для 5 испытуемых (20%) характерна удовлетворенность, расслабленность, для 6 (24%) - нефрустрированность, для 8 (32%) - напряженность, сверхреактивность, 8 (32%) склонны к напряженности, возбудимости.

Таким образом, анализируя результаты диагностики эмоционально-волевых особенностей личности медработников кардиологического профиля, приходим к выводу, что большинство испытуемых, характеризуются как личности, эмоционально-незрелые, мечтательные, капризные, непрактичные, некоторые характеризуются высоким уровнем тревожности и депрессивности, высоким уровнем эмоциональной напряженности.

Сравним основные эмоционально-волевые качества респондентов группы А и Б, результаты представим на рисунке 8.

Рис. 8. Сравнительная диаграмма выраженности основных эмоционально-волевых качеств личности респондентов в группах А и Б, %

Как видно из рисунка 8, у медработников кардиологического профиля выше уровень эмоциональной устойчивости, выше уровень ответственности, чем у медработников хирургического профиля. В тоже время сотрудники хирургии более реалистичны, чем сотрудники кардиологии и менее тревожны, уровень эмоциональной напряженности у медработников хирургического профиля выше, чем у медработников кардиологии.

Далее оценим особенности межличностного взаимодействия респондентов, основываясь на следующих критериях: добросердечность - отчужденность, смелость - робость, беспечность - озабоченность, доминантность - подчиненность, самостоятельность - зависимость от группы, проницательность - наивность, подозрительность - доверчивость, основываясь на данных интерпретации результатов психодиагностики по факторам: A, H, F, E, Q2, N, L, отразим данные анализа в табл. 5 - 6.

Таблица 5. Особенности межличностного взаимодействия респондентов группы А (опросник Кэттелла)

Факторы        Стены

A

H

F

E

Q2

N

L


Кол-во

%

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

К-во

%

1 - 3

3

12

4

16

9

36

2

8

4

16

3

12

10

40

4 - 6

3

12

5

20

7

28

5

20

3

12

5

20

8

32

7

10

40

8

32

4

16

6

24

5

20

6

24

4

16

8 - 10

9

36

8

32

5

20

7

28

8

32

6

24

3

12


Таким образом, по фактору А - 3 испытуемых (12%) имеющих низкий балл (1-3 стена) склонны к холодности, скептицизму и отчужденности, склонны к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Для 3 испытуемых (12%) характерным является - сдержанность, критичность. Еще 10 респондентов (40%) проявили циклотимические особенности характера. Высокие баллы по данному фактору (8-10 стенов) говорят о склонности к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, приспособляем. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества. Данные особенности личности проявили 9 испытуемых (36%).

По фактору Н, 4 испытуемых (16%) продемонстрировали застенчивость, уклончивость, старается держаться в стороне.

респондентов (20%) можно характеризовать, как авантюрных, смелых, незаторможенных, спонтанных. 8 испытуемых (32%) продемонстрировали общительность, смелость. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

По фактору F - для 9 испытуемых (36%) характерна неторопливость, сдержанность, считается очень точным, трезвым, надежным человеком. 7 (28%) испытуемых продемонстрировали трезвость мысли, осторожность, серьезность.

(16%) - безалаберность, импульсивную живость, веселость, 5 (20%) характеризуются как веселые, активные, разговорчивые, беззаботные.

По фактору E - 2 респондента (8%) относятся к типу личности, который характеризуется как уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину.

Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. 5 (20%) - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся, 6 (24%) - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный), 7 (28%) утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий, склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и авторитарный, командует другими, не признает авторитетов.

По фактору Q2 - 4 (16%) предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них, 3 (12%) зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость).

(20%) - самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый. 8(32%) - независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно.

Не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других.

Нельзя считать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии и поддержке.

По фактору N - 3 испытуемых (12%) - склонны к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Характерны такие черты как грубоватость, резкость, естественность и спонтанность. 5 (20%) - прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.

(24%) - хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный).

(24%) - утонченный, опытный, светский, хитрый, склонен к анализу, интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.

По фактору L - 10 (40%) - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. 8 (32%) доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.

(16%) - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.

(12%) недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни.

Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе.

Таким образом, анализируя результаты диагностики особенностей межличностного взаимодействия медицинских работников хирургического профиля, приходим к выводу, что большинство респондентов характеризуются высоким уровнем смелости, легко устанавливают контакты с людьми, в межличностных отношениях проявляют высокий уровень доминантности, самостоятельности, не прислушиваются к чужому мнению, характеризуются низким уровнем подозрительности.

Таблица 6. Особенности межличностного взаимодействия респондентов группы Б (опросник Кэттелла)

Факторы  Стены

A

H

F

E

Q2

N

L


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

К-во

%

1 - 3

0

0

2

8

5

36

6

8

9

36

8

12

12

48

4 - 6

4

16

7

28

4

28

10

20

8

32

10

20

11

44

7

12

40

10

40

4

16

5

24

4

16

5

24

2

8

8 - 10

9

36

6

24

12

20

4

28

3

12

2

24

0

0


Для 3 респондентов (16%) характерным является - сдержанность, критичность, 12 респондентов (48%) проявили циклотимические особенности характера, что говорит о склонности к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовности к сотрудничеству. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

По фактору Н, 2 испытуемых (8%) продемонстрировали застенчивость, уклончивость, старается держаться в стороне, 7 респондентов (28%) можно характеризовать, как авантюрных, смелых, незаторможенных, спонтанных, 10 девушек (40%) продемонстрировали общительность, смелость, легко преодолевает трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях.

По фактору F - для 5 испытуемых (20%) характерна неторопливость, сдержанность, считается очень точным, трезвым, надежным человеком. 4 (16%) испытуемых продемонстрировали трезвость мысли, осторожность, серьезность. 4 (16%) - безалаберность, импульсивную живость, веселость, 12 (48%) характеризуются как веселые, активные, разговорчивые, беззаботные.

По фактору E - 6 респондента (24%) относятся к типу личности, который характеризуется как уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. 10 (40%) - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся, 5 (20%) - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный), 4 (16%) утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий, склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и авторитарный, командует другими, не признает авторитетов.

По фактору Q2 - 9 (36%) предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них, 8 (32%) зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость), 4 (16%) - самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый. 3 (12%) - независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других.

По фактору N - 8 испытуемых (32%) - склонны к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Характерны такие черты как грубоватость, резкость, естественность и спонтанность. 10 (40%) - прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. 5 (20%) - хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный). 2 (8%) - утонченный, опытный, светский, хитрый, склонен к анализу, интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.

По фактору L - 12 (48%) - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. 11 (44%) доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый. 2 (8%) - подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.

Таким образом, анализируя результаты диагностики коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия медработников кардиологического профиля, приходим к выводу, что большинство респондентов легко устанавливают контакты с людьми, в межличностных отношениях, сентиментальны, бесхитростны, импульсивны, веселы, имеют высокий уровень конформности, характеризуются низким уровнем подозрительности.

Сравним особенности межличностного взаимодействия медработников хирургии и медработников кардиологии (рис. 9).

Рис. 9. Сравнительная диаграмма выраженности особенностей межличностного взаимодействия респондентов в группах А и Б, %

Как видно из рисунка 9, сотрудники хирургии характеризуются как более смелые, более доминантные и самостоятельные, чем сотрудники кардиологии, для медработников кардиологического профиля же характерным является непостоянство, частая смена целей. Как медработники кардиологии, так и сотрудники хирургии в основном очень общительны, умеют выходить из трудных коммуникативных ситуаций, легко устанавливают контакты с людьми, в межличностных отношениях, сентиментальны, бесхитростны, импульсивны, веселы, имеют высокий уровень конформности, характеризуются низким уровнем подозрительности.

Далее был определен уровень тревожности у медработников хирургического и кардиологического профиля, диагностика проводилась дифференцировано, в группе А и Б по методике измерения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (табл.7).

Таблица 7

Уровень тревожности медработников (опросник Ч.Д. Спилбергера)

Уровень тревожности

группа А

группа Б

Высокий

50%

50%

Средний

30%

20%

Низкий

20%

30%


Графическое представление, см. на рис. 10.

Рис. 10. Уровень тревожности респондентов в группах А и Б (опросник Ч.Д. Спилбергера)

Как видно из рис. 10 как для медработников хирургического профиля (группа А), так и для медработников кардиологического профиля (группа Б), характерен идентичный уровень тревожности:

в частности 50% испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности;

средний уровень тревожности составил в группе А - 30%;

в группе Б - 20%;

низкий уровень тревожности составил в группе А - 20%;

в группе Б - 30%.

То есть медицинские работники больницы РАН СПб имеют достаточно высокий уровень тревожности независимо от профиля деятельности.

Далее была осуществлена диагностика уровня агрессивности медицинских работников методике А. Басса и А.Дарки. В результате исследования особенностей агрессивности личности респондентов по методике А. Басса и А.Дарки были проанализированы совокупности форм агрессии и определен индекс враждебности и индекс агрессивности каждого испытуемого. Рассмотрим показатели форм агрессивности участников эксперимента, результаты представим в табл. 8.

Таблица 8. Формы агрессивности респондентов в группе А

Уровень

Формы агрессии


Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины


Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Низкий

5

20

6

24

3

12

4

16

12

48

16

64

5

20

4

16

Средний

12

48

10

40

10

40

16

64

10

40

7

28

12

48

12

48

Высокий

7

28

8

32

12

48

5

20

3

12

2

8

7

12

9

36


Таблица 9. Формы агрессивности респондентов в группе Б

Уровень

Формы агрессии


Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины


Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Низкий

7

28

9

36

1

4

6

24

11

44

14

56

9

36

10

40

Средний

13

52

10

40

8

32

13

52

13

52

6

24

13

56

10

40

5

20

6

24

16

64

6

24

2

8

5

20

3

12

5

20


Сравнительные диаграммы форм агрессии медработников хирургического и кардиологического профиля представлены на рисунке.11.

Рис.11.Сравнительная диаграмма выраженности физической и косвенной агрессии, раздражения и негативизма в группах А и Б, %

Рис.12. Сравнительная диаграмма выраженности обиды, подозрительности, вербальной агрессии и чувства вины в группах А и Б, %

Как видно из рисунков, наиболее часто демонстрируемыми формами агрессивности у медработников хирургического профиля по сравнению с сотрудниками кардиологии являются: физическая, косвенная, обида, негативизм и чувство вины. Для сотрудников кардиологии более характерными являются такие формы агрессии как: подозрительность, раздражительность и вербальная агрессия.

Распределение показателей по уровню индекса агрессивности и враждебности отражено в табл. 10.

Таблица 10. Индекс враждебности и агрессивности в группах А и Б

Уровень

Индекс агрессивности

Индекс враждебности


группа А

группа Б

группа А

группа Б

Низкий

48

56

52

64

Средний

28

32

32

24

Высокий

24

12

16

12


Как видно из таблицы индекс агрессивности у сотрудников хирургии выше, чем у сотрудников кардиологии. Индекс враждебности также более выражен у сотрудников хирургического отделения (рис.13).

Рис. 13. Индекс враждебности и агрессивности респондентов в группах А и Б, %

Таким образом, участники исследования продемонстрировали достаточно высокий уровень косвенной агрессии по группе - 60%, высокий уровень раздражения - 64%, высокий уровень негативизма - 60%, достаточно высокий уровень вербальной агрессии - 58%. Высокий уровень физической агрессии характерен для 30% испытуемых, высокий уровень обиды - для 28%, высокий уровень подозрительности наблюдается у 38% участников эксперимента, показатели чувства вины выше нормы у 20% испытуемых. Высокий показатель индекса агрессивности продемонстрировали 64% участников эксперимента. Высокий показатель индекса враждебности наблюдается у 26% испытуемых.

3.3 Выявление взаимосвязи психологических особенностей личности и проявлений профессионального выгорания у медицинских работников хирургии и кардиологии

Следующим этапом нашего исследования стало определение наличия взаимосвязи психологических особенностей личности и проявлений профессионального выгорания у медицинских работников. Для осуществления данного этапа исследования мы разделили респондентов группы А и Б на две группы (в каждой группе по 12 человек):

) группа А1 - респонденты группы А по результатам диагностики, имеющие тенденцию к профессиональному выгоранию личности (медработники отделения хирургии);

) группа Б1 - респонденты группы Б по результатам диагностики, имеющие тенденцию к профессиональному выгоранию личности (медработники отделения кардиологии).

Для исследования взаимовлияния исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К.Пирсону. Он позволяет выявить наличие значимых взаимосвязей между показателями психологических особенностей личности и проявлениями эмоционального выгорания. В результате расчетов коэффициента линейной корреляции Пирсона в группе А1, которые по результатам диагностики имеют тенденцию к профессиональному выгоранию личности (медработники хирургии), между диагностическими показателями были получены следующие статистически значимые значения:

Критическое значение составило 0,358.

) Критериальный показатель эмоционального выгорания «напряжение» и психологических особенностей личности испытуемых.

Показатели «напряжение» и показатели автономности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,361.

Показатели «напряжение» и показатели самоконтроля, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,371.

Показатели «напряжение» и показатели тревожности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,854.

Показатели «напряжение» и показатели доминантности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = - 0,385

) Критериальный показатель эмоционального выгорания личности «загнанность в клетку» и психологических особенностей личности испытуемых.

Показатели «загнанности в клетку» и показатели реалистичности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = - 0,498.

Показатели «загнанности в клетку» и показатели самоконтроля, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,524.

Показатели «загнанности в клетку» и показатели тревожности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,782.

) Критериальный показатель эмоционального выгорания «неудовлетворенность собой» и психологических особенностей личности испытуемых.

Показатели «неудовлетворенность собой» и показатели доминантности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = - 0,675.

Показатели «неудовлетворенность собой» и показатели самоконтроля, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,708.

Показатели «неудовлетворенность собой» и показатели тревожности, коэффициент линейной корреляции Пирсона = 0,632.

Исходя из подсчета коэффициентов корреляции Пирсона строим схемы корреляционных связей между исследуемыми параметрами (рис. 14 - 16).

Рис. 14. Корреляционная плеяда взаимосвязи между показателями «напряжения» и особенностями личности медработников, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию (группа А1)

Таким образом, в данном исследовании статистически значимые корреляционные связи между показателем эмоционального выгорания личности в частности «напряжением» и некоторыми психологическими особенностями личности медработников группы А1, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию (автономностью, доминантностью, тревожностью и самоконтролем), присутствуют, рассмотрим их подробнее.

Показатель «напряжение» напрямую коррелирует с тревожностью, то есть респонденты с высокими показателями тревожности личности более склонны демонстрировать напряжение, чем респонденты с низкими показателями по этому параметру.

Показатель «напряжение» напрямую коррелирует с самоконтролем, то есть медработники с высокими показателями самоконтроля личности с большей вероятностью продемонстрируют напряжение, чем испытуемые с низкими показателями по этому параметру. Показатель «напряжение» имеет обратную корреляцию с доминантностью личности, то есть респонденты с высокими показателями доминантности с меньшей вероятностью продемонстрируют ощущение напряжения, чем испытуемые с низкими показателями по этому параметру.

Далее рассмотрим наличие статистически значимых взаимосвязей в группе Б1 (группа медработников кардиологического профиля, имеющая тенденцию к эмоциональному выгоранию) между критериальным показателем эмоционального выгорания «загнанность в клетку» и психологическими особенностями личности испытуемых (рис.15).

В данном исследовании статистически значимые корреляционные связи между данным показателем эмоционального выгорания и некоторыми психологическими особенностями личности медработников группы Б1, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию (реалистичностью, тревожностью и самоконтролем), присутствуют, рассмотрим их подробнее.

Показатель «загнанность в клетку» напрямую коррелирует с тревожностью, то есть респонденты с высокими показателями тревожности личности с более склонны ощущению загнанности в клетку, чем испытуемые с низкими показателями по этому параметру.

Рис. 15. Корреляционная плеяда взаимосвязи между «загнанностью в клетку» и особенностями личности медработников, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию (группа Б1)

Показатель «загнанность в клетку» напрямую коррелирует с самоконтролем, то есть респонденты с высокими показателями самоконтроля личности с большей вероятностью продемонстрируют «загнанность в клетку», чем респонденты с низкими показателями по этому параметру.

Показатель «загнанность в клетку» имеет обратную корреляцию с реалистичностью личности, то есть респонденты с высокими показателями реалистичности с меньшей вероятностью продемонстрируют ощущение загнанности в клетку, чем испытуемые с низкими показателями по этому параметру.

Далее рассмотрим наличие статистически значимых взаимосвязей между критериальным показателем эмоционального выгорания «неудовлетворенность собой» и психологическими особенностями личности испытуемых (рис. 16).

Рис. 16. Корреляционная плеяда взаимосвязи между «неудовлетворенностью собой» и особенностями личности медработников, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию (группа Б1)

Показатель «неудовлетворенность собой» напрямую коррелирует с тревожностью, то есть респонденты с высокими показателями тревожности личности с более склонны чувству неудовлетворенности собой, чем респонденты с низкими показателями по этому параметру.

Показатель «неудовлетворенность собой» напрямую коррелирует с самоконтролем, то есть испытуемые с высокими показателями самоконтроля личности с большей вероятностью продемонстрируют ощущение неудовлетворенности собой, чем испытуемые с низкими показателями по этому параметру.

Показатель «неудовлетворенность собой» имеет обратную корреляцию с доминантностью личности, то есть респонденты с высокими показателями доминантности с меньшей вероятностью продемонстрируют ощущение неудовлетворенности собой, чем респонденты с низкими показателями по этому параметру.

Таким образом, налицо статистически достоверная корреляционная связь между показателями психологических особенностей личности и проявлениями профессионального выгорания личности, причем для медработников хирургического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию характерна взаимосвязь симптома эмоционального выгорания «напряжение» и таких особенностей личности как: автономность, тревожность и самоконтроль. Для медработников кардиологического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию, характерна взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания: «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой» и таких особенностей личности как тревожность и самоконтроль.

То есть для медработников хирургического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию наиболее типичным проявлением эмоционального выгорания является напряжение, а для медработников кардиологического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию - «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой».

Проведенные результаты исследования уровня и симптомов эмоционального выгорания у медработников СПб больницы РАН, а также выявление взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания и особенностями личности свидетельствуют о подтверждении гипотезы исследования, а также говорят о необходимости разработки и осуществления коррекционных мероприятий, направленных на нивелирование агрессивности, тревожности, а также некоторых особенностей личности респондентов ведущих к возникновению профессионального выгорания.

3.4 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания среди медицинских работников

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания медицинских работников:

) Необходимая и базовая составляющая профилактики и коррекции протекания профессионального выгорания - это личностная психологическая подготовка медработника формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения и управления эмоциональным состоянием.

) При проведении мероприятий необходимо учитывать стадию и выраженность симптомов профессионального «выгорания» и включать разнообразные методы и техники, воздействующие на познавательные, эмоциональные и поведенческие структуры личности.

) Наряду с индивидуальной работой возможно использование различных форм групповой работы и применение данных методов для каждой стадии профессионального «выгорания» в соответствие с его развитием.

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания медицинских работников кардиологического профиля:

) Способствовать развитию адекватной самооценки медицинского работника, развивать коммуникативные умения, развивать положительное эмоциональное отношение к своей профессиональной деятельности, развивать положительное эмоциональное отношение к субъектам своей профессиональной деятельности (пациентам), создавать условия передачи профессионального и творческого опыта между коллегами, развивать стремление к профессиональному росту, работать над изменением форм эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.

) Целесообразно использовать методы таких психологических направлений как психодрама, гештальт-терапия и трансактный анализ, а также метод психодрамы, разработанный Я. Морено.

) Целесообразно проведение тренингов по развитию ассертивности. При этом участники групповой работы обучаются эффективным формам коммуникации, происходит отработка проблемных ситуаций в общении. Развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности. Работа с отрицательными эмоциями (выявление и навык распознавания причин, изменение вектора и насыщенности отрицательных эмоций, выработка навыков управления отрицательными эмоциями и агрессией). А также работа с положительными эмоциями (выявление факторов и способов достижения положительного эмоционального состояния) В ходе групповых занятий возможно применение отдельных элементов гештальт-техник и методов трансактного анализа. При этом педагоги обучаются саморегуляции текущего психического состояния, таким как: релаксация, медитация, дыхательные упражнения. Использование элементов аутотренинга как способа саморегуляции положительно влияет на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. Овладение навыками саморегуляции придает уверенность и укрепляет веру в свои возможности. На этой стадии желательно информирование о причинах и факторах формирования эмоционального выгорания, способах конструктивного совладания в стрессовых ситуациях.

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания медицинских работников хирургического профиля:

) Целесообразно использование мягких методов коррекции в консультировании и использование методов, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию.

Арттерапия является действенным механизмом психологического коррекционного воздействия принцип, которого заключается в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей педагога.

Музыкотерапия - одна из старейших и действенных форм воздействия на эмоции человека. Механизмы терапевтического действия музыкотерапии: катарсис, эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок, создание ресурсного состояния и объединение всех трех времен.

) Показана групповая поведенческая работа.

Групповая поведенческая работа даёт возможность вносить коррекцию непосредственно на уровне поведения, и, следовательно, является перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процесс преодоления негативных последствий стрессов различного генеза.

) Посещение группы встреч, данная форма групповой работы широко используется и в целях стимулирования процессов личностного роста. Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются, прежде всего, в обращении человека к новым сторонам личности, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии. Группа встреч используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением конфликтов. Опыт внеролевого общения ведет к разрушению деструктивных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя.

При этом расширяется сфера осознания человеком самого себя. Появляется тенденция уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения (в том числе, делового). Возникает стремление принимать и реализовывать нестандартные, творческие идеи. Более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных разногласий и проблем. Повышается самооценка. Усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом. Изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

В целом для успешной профилактики симптома эмоционального выгорания, независимо от профиля деятельности медицинского работника необходимо создание условий карьерного консультирования и профессионального супервизорства медработников. Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи и помочь обрести большую уверенность в своей профессиональной состоятельности. Наряду со специализированными средствами психологического воздействия целесообразно включать и универсальные, направленные на саморегуляцию текущего психического состояния медработников, достигших различных стадий синдрома профессионального «выгорания» и снятие негативных последствий стрессовых состояний, например с помощью посещения «комнаты психологической разгрузки». При этом могут быть использованы следующие техники: медитация, визуализация, снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности медработника, способы регуляции психофизиологического состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время нет единого взгляда на структуру профессионального выгорания, но, несмотря на различия в подходах к изучению данного феномена, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических изменениях личности, то и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

Как показывают социальные и психологические исследования наиболее часто профессиональному выгоранию подвержены медицинские работники. Профессиональное выгорание у специалистов, работающих в сфере здравоохранения проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, к происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению, как к пациентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. К трем основным факторам, играющим существенную роль в «профессиональном выгорании» медицинских работников, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Фактор, опосредующий профессиональное выгорание, - это не только коммуникативная нагрузка, но и невысокое материальное вознаграждение, а также связанная с этим неудовлетворенность качеством жизни: переживание социальной несправедливости и незащищенности, потеря социальной престижности и ролевого статуса профессии врача, медицинской сестры, фельдшера. Профилактические и коррекционные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при коррекции уже развившегося эмоционального выгорания. Можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения.

Цель исследования состояла в изучении профессионального выгорания у медицинских работников клинической больницы РАН СПб и разработке рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

В качестве гипотезы исследования мы предположили, что уровень профессионального выгорания более выражен у медицинских работников хирургического профиля по сравнению с уровнем профессионального выгорания у медработников кардиологического профиля.

Логика организации эмпирического исследования определила следующие основные этапы исследования:

. Формирование базы исследования, сбор психологического анамнеза в процессе беседы с респондентами, изучение профессиональной ситуации каждого испытуемого.

. Анализ психологической и методической литературы по проблеме диагностики профессионального выгорания у медицинских работников, определение методов исследования, подбор психодиагностических методик, организация и проведение эмпирического исследования.

. Анализ и интерпретация полученных данных психодиагностики уровня профессионального выгорания у медработников кардиологического и хирургического профиля, анализ результатов в количественном и качественном аспекте.

. Статистическая обработка показателей проявлений профессионального выгорания и особенностей личности респондентов выявление взаимосвязи между уровнем профессионального выгорания и особенностями личности испытуемых.

. Разработка методических рекомендаций для преодоления проявлений профессионального выгорания на основе анализа результатов эмпирического исследования.

Цели, задачи и гипотеза эмпирического исследования определили выбор следующих методов исследования: опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник выявления эмоционального выгорания MBI(К. Маслач и С. Джексон.) (адаптация Н.В. Водопьяновой), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла <http://www.effecton.ru/94.html>, методика измерения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.Дарки. Адаптация А. К. Осницкого (опросник враждебности Басса-Дарки).

В эмпирическом исследовании приняли участие 50 медицинских работников СПб больницы РАН среднего звена. В группу А вошли медработники, работающие в хирургическом отделении в группу Б - медработники кардиологического отделения СПб больницы РАН. Средний возраст испытуемых 30-35 лет, стаж работы от 5 до 10 лет.

Результаты количественного и качественного анализа результатов исследования показали, что уровень эмоционального выгорания медработников хирургического профиля выше, чем уровень эмоционального выгорания медработников кардиологического профиля, эти результаты удалось подтвердить на статистически значимом уровне.

В результате применения корреляционного анализа данных по К. Пирсону была выявлена статистически достоверная корреляционная связь между показателями психологических особенностей личности и проявлениями профессионального выгорания личности, причем для медработников хирургического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию характерна взаимосвязь симптома эмоционального выгорания «напряжение» и таких особенностей личности как: автономность, тревожность и самоконтроль. Для медработников кардиологического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию, характерна взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания: «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой» и таких особенностей личности как тревожность и самоконтроль. То есть для медработников хирургического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию наиболее типичным проявлением эмоционального выгорания является напряжение, а для медработников кардиологического профиля, имеющих тенденцию к эмоциональному выгоранию - «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой».

Проведенные результаты исследования уровня и симптомов эмоционального выгорания у медработников СПб больницы РАН, а также выявление взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания и особенностями личности подтвердили гипотезу исследования, и указали на необходимость разработки рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания. В результате даны общие рекомендации по профилактике профессионального выгорания медицинских работников с учетом полученных данных исследования и результатов диагностики профессионального выгорания медицинских работников различного профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.   Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : [Текст] : Сб. научн. трудов. Вып. 2/Л.А. Александрова. М. : МГУ, 2008. - С. 82-90.

2.      Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. - М.: Творческий Центр Сфера, 2008.

3.  Баранов, А.А. Стресс - толерантность личности: теория и практика [Текст]/ А.А.Баранов. - М. : АСТ; Ижевск : Изд-во УдГУ, 2007. - 420 с.

4.      Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2009. - 326 с.

5.  Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] : монография / А.А. Бодалев. -М. : Терра, 2008. - 509 с.

.    Бодалев, А.А. Практикум по психодиагностике [Текст] : учебное пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М. : Инфра-М, 2007. - 630 с.

7.      Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович ; вступ. ст., коммент. Д.И. Фельдштейна ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. ; Инфра-М, 2007. - 712 с.

8.      Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 2007.

9.  Болотова, А.К. Прикладная психология [Текст] : учебное пособие / А.К. Болотова. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 383 с.

.    Большаков, В.Ю. Психотренинг [Текст] : учеб. для студентов педаг. вузов/ В.Ю. Большаков. - СПб.: Питер, 2007. - 226 с.

.    Введение в психологию [Текст] : учеб. для студентов вузов ; под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2005. - 380 с.

12.    Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] /Н.Е.Водопьянова - СПб. : Питер, 2009. - 224 с.

.        Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] /Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.

14.    Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2008.-384 с. - Гл.7. - С.205-235.

15.    Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 147-157.

.    Головаха, Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ [Текст] / Е.И. Головаха. - М. : Флинта, 2012. - 170 с.

.    Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. [и др.] - М. : Высш. шк. , 2008. - 290 с.

18.    Донцов, A.M. Психология коллектива [Текст] : учебник / A.M. Донцов. - М. : Флинта, 2005. - 256 с.

19.    Зазыкин, В. Г. Психология развития профессионала / В.Г. Зазыкин. -М., 2009.-256 с.

20.    Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Питер, 2010,-464с.

21.    Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

.        Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1998. -256 с.

23.    Крылов, А.А. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.А. Крылов. - М. : Академия, 2008. - 584 с.

24.    Кузьмин, В.С. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.С. Кузьмина. - М. : Академия, 2007. - 304с.

.        Обухова, Л.Ф. Психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2004. - 352с.

.        Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. А.В. Петровского. - М. : Логос, 2002. - 478 с.

27.    Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 - 63.

28. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] /В.Е. Орел- М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 448 с.

29.    Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] : учеб. для студентов вузов А.А.Осипова. - М. : Эксмо, 2009. - 408 с.

30.    Основы психодиагностики [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М. : Академия, 2007. - 423 с.

.        Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. [Текст] / Б.Д. Парыгин. - М. : Флинта, 2005. - 486 с.

.        Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. [Текст] / сост. Д.Я. Райгородский. - СПб.: Питер, 2008. - 612 с.

33.    Психотерапия [Текст] / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007. 370 с.

34. Реан, А.А. Психология адаптации личности[Текст] / Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. - 359 с.

35.    Резников, Е.Н. Актуальные проблемы межличностных отношений [Текст] Е.Н. Резников //Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Психология. - 2009. - №3. - С. 96 99.

.    Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 1996. №3, С. 60-67.

37.    Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 85 - 95.

.        Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] : монография в 2 томах. Т. 1. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра - М, 2009. - 488 с. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с.

39.    Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - СПб. : Питер, 2008. - 422 с.

40.    Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с.

.        Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2007.

42.    Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2009. - №7. - С. 3-9.

43.    Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учеб. для студентов педагогических вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 565с.

44. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2006. - № 6. С. 32-34.

45.    Федосов, А.А. Практическая психология [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.А. Федосов. - М.: АСТ, 2006. - 267с.

46. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.

47.    Хрестоматия по клинической психологии [Текст] : учеб. для студентов педагогических вузов / авт.-сост. К.Н. Хабибуллин. - М. : МГУ, 2006. - 630 с.

48.    Шаграева, О.А. Психология: Теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367с.

.        Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] : учеб. для студентов вузов / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 508с.

.        Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.

Похожие работы на - Профессиональное выгорание среди медицинских работников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!