Особенности профессиональной этики судьи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности профессиональной этики судьи

Содержание

ВЕДЕНИЕ

. ЭТИКА В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Понятие и сущность профессиональной этики

.2 Основы профессиональной этики в юридической деятельности

. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СУДЬИ

.1 Нравственные качества юриста

.2 Этические требования в профессиональной деятельности судьи и внеслужебной обстановке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Находясь на службе, судья должен думать не только об исполнении служебного долга, но и о долге нравственном, который обязывает его относится уважительно к человеческому достоинству, быть справедливым.

Высокие нравственные качества судья должен поддерживать в процессе повседневной жизни, что способствует нравственному становлению личности, самовоспитанию.

Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

Учитывая высокий статус судьи, особую важность выполняемой государственной функции можно сделать вывод о том, что тема данной работы весьма актуальна, поэтому необходимо тщательно исследовать особенность этических норм предъявляемых к судье.

Объектом работы выступают этико-правовые общественные отношения, складывающиеся в рамках профессиональной деятельности судьи.

Предметом данной контрольной работы являются требования норм права и норм морали к профессиональной деятельности судьи.

Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей профессиональной этики судьи.

Задачами данной работы являются:

сформулировать понятие «профессиональной этики», определить её сущность;

выявить особенности профессиональной этики в юридической деятельности

раскрыть понятие «нравственных качеств» и выделить особенности необходимых нравственных качеств, предъявляемых к личности юриста;

установить этические требования в профессиональной деятельности судьи;

выявить специфику норм поведения судьи во внеслужебной обстановке;

Методологической основой работы явился общенаучный метод познания и вытекающие из него методы: системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

Нормативную базу работы составляют нормативные правовые акты Российской Федерации и морально-этические документы деятельности юристов.

В основу контрольной работы положены работы учёных, занимающихся проблемами профессиональной этикой юристов: А.Ф. Кони,

А.С. Кобликовой, Ю.А. Курохтина, Е.В. Золотухиной-Аболиной, В.И. Бакштановского, А.Г. Масле, Ю.В. Кореневского, Б.С. Братусова, И.В. Грушина, В.Н. Кудрявцева и других.

Результатом работы является создание представлений о профессиональной этике судьи и об ответственности судьи за неэтическое поведение.

.ЭТИКА В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

судья право юридический

1.1Понятие и сущность профессиональной этики

Этика - одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассуждения содержались уже в первых письменных свидетельствах человечества.

Этику часто называют «практической философией». Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю (IV в. до н.э.): впервые она встречается в названии всех трёх его сочинений, посвящённых проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. После Аристотеля этика первое время оставалась одним из типичных названий философских произведений. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с III в. до н.э.), они стали считать её (наряду с физикой и логикой) одной из трёх частей философии1. Затем словом «этика» стали обозначать область философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «mos» - смысловой аналог греческого слова «этос».

Во множественном числе («mores») оно было использовано римским оратором Цицероном (I в. до н. э.) при переводе аристотелевских текстов. Слово «мораль» можно перевести: во-первых, как «нрав», «обычай», «характер»; во-вторых, как «закон», «правило», «предписание».

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. Русское слово «нравственность», происходящее от корня «нрав» попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

С теоретической же точки зрения согласно традиции, идущей от Гегеля, значение этих двух понятий принято различать:

нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;

мораль - вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.

Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность -

к действию. Вот почему необходимо придерживаться следующего определения этики: «Этика - наука о морали и нравственности».

Профессиональная этика регулирует отношения людей в основной сфере общественной жизни - трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, духовной, культурной и др.).

Профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в рамках той или иной профессии. Другими словами, её существование обусловлено особенностями трудовой деятельности человека (спецификой труда, корпоративными интересами и т.д.). Люди, выполняющие в обществе одинаковые функции, в процессе своей деятельности вырабатывают и единые нравственные нормы, смысл которых заключается в эффективном содействии решению профессиональных задач, совершенствованию личности специалиста.

Возникнув первоначально как проявление повседневного морального сознания, в дальнейшем профессиональная этика развивалась на основе обобщения практики поведения представителей каждой профессии. Эти обобщения суммировались как в форме различных кодексов поведения, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Итак, профессиональная этика - это совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Главными понятиями профессиональной этики являются понятия профессионального долга, фиксирующее служебные обязанности человека, профессиональной чести, указывающее место и роль данной профессии в жизни общества, и др.

Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:

высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);

внутри конкретной специальности формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но впоследствии могут, приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например, принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);

в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог-ученик, врач-пациент, следователь-подозреваемый и др.);

одной из сторон профессиональной этики является её корпоративность - преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.

В зависимости от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика педагогическая, медицинская, инженерная, юридическая и т.д.

Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда. А также, когда общая мораль деградирует, профессиональная заменяет и дополняет ее функции по стабилизации и оздоровлению общества.

.2Основы профессиональной этики в юридической деятельности

Профессиональная нравственность юриста включает в себя как основные категории и составляющие общечеловеческой нравственности (такие, как гуманизм, справедливость, долг, ответственность и др.), так и особенные - беспристрастность, корректность и пр. Например, деятельность полиции должна осуществляться на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 5), а также соблюдая принципы законности (ст.6), беспристрастности (ст. 7), открытости и публичности (ст.8) 6, и т.д.

Главная проблема в юридической деятельности - соотношение справедливости и законности. Иногда создаются такие ситуации, когда из-за консерватизма и несовершенства законодательства могут выноситься такие решения, которые формально соответствуют букве закона, но по сущности являются несправедливыми. Для профессии юриста главным постулатом и целью деятельности является справедливость.

Юрист не должен допускать сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, допускать компромиссов. Он должен руководствоваться исключительно чувством долга, служить только закону и справедливости. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было.

При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

Специфика работы юриста такова, что в ней встречаются особые нравственные ситуации, которых нет у представителей других профессий.

Нарушения моральных норм в юридической среде (которые не оправданы спецификой профессиональной деятельности) вызывают большой общественный резонанс. Это объясняется тем, что к работникам юридической профессии предъявляются повышенные нравственные требования, так как общество доверяет им выполнять ответственные функции, решать судьбы других людей. Соответственно, работники данной профессии должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что: включает в себя как обязанности правового характера, так и определённые моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии; профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Важнейшей составляющей понятия профессионального долга является сохранение профессиональной тайны. Требование сохранения тайны распространяется на всех юристов, независимо от их специализации.

Умение владеть профессиональной тайной - одно из главных этических требований. «Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя (лица, заключившего с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи; либо лица, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи.)».

Судебная этика требует от юриста честности, справедливости, бескорыстия, внимательности. Эти моральные качества являются превосходным условием профессионального общения работников данной сферы.

Большое внимание в трудах русских юристов уделено нравственной позиции прокурора. И сегодня полны жизни слова А.Ф. Кони, отдавшего девять лет неустанного труда прокурорской деятельности: «Основными чертами русского типа обвинителя были спокойствие, отсутствие личной озлобленности против подсудимого, опрятность приёмов обвинения, чуждая и возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец. Что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде».

Судебный процесс, происходящий в условиях гласности, требует от его участников, в особенности от прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства, сдержанности, подтянутости, корректного и вежливого отношения к каждому, кто предстаёт перед судом и сообщает какие-либо сведения. В служебной деятельности, прокурорский работник должен придерживаться делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдать разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.

А.Ф. Кони считал совершенно недопустимым в деятельности прокурора подмену объективности при рассмотрении уголовного дела ложным чувством корпоративной солидарности, оправдание им упущений предварительного следствия искажённым пониманием заботы о благе общества, и приводил следующий пример: «Товарищ прокурор одного из больших поволжских судов сказал в обвинительной речи: «Я согласен, что улики, представленные против подсудимых, малы и ничтожны, скажу даже более, что будь я вместе с вами, господа присяжные, в вашей совещательной комнате, то я, конечно, как судья, должен был бы признать этих улик недостаточными для обвинения. Но как представитель общества и государства, я поддерживаю тем не менее обвинение против подсудимых и громко заявляю, что и в будущее время при столь же малых уликах я буду составлять обвинительные акты: слишком уж много краж развелось в последнее время, и мы будем оберегать от них общество, засаживая в предварительное заключение заподозренных воров-рецидивистов, хотя бы и по таким уликам».

Прокурор не должен превращать судебные прения в запальчивую травлю подсудимого, возбуждать к нему неприязненные чувства, представлять дело в одностороннем виде, извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого, преувеличивать значение доказательства при важности преступления. Прокурор, исполняя свой долг, служит обществу. Но это служение тогда будет полезным, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина и когда интересы общества и человеческого достоинства будут ограждены с одинаковой чуткостью и достоинством. В присяге прокурора указано, что он должен активно защищать интересы личности, общества и государства. И нарушение этой и других клятв несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах12 прокуратуры.

Настоящий юрист в любой ситуации должен принимать ответственные решения, так как свобода выбора определенного поведения всегда имеется, если в своих действиях основываться на нормах права и морали.

Недопустимо использование судебной трибуны на удовлетворение личных амбиций, желаний «порисоваться» перед присутствующими.

.ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СУДЬИ

.1Нравственные качества юриста

Специалисты, имеющие по роду занятий дело с людьми, воспринимаются не только как исполнители определенных ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становится основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.

Нравственность как известно, это практическая воплощённость моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей.

Следователей, прокуроров, адвокатов, судей, должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость, и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, мужественны и решительны, трудолюбивы.

Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров. И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными

и спокойными в отношении каждого человека - преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.

Соблюдение этих нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Указанные нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для следователей, прокуроров, судей и адвокатов, самым непосредственным образом оказывают влияние на укрепление и повышение престижа органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда, на эффективность осуществления задач уголовного судопроизводства.

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования.

Эти люди должны обладать способностью противостоять, возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным14. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном15. Статья 6. Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит о том что каждый имеет право на разбирательство дела независимым и беспристрастным судом16. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование. Человек «учится» справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт.

С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: «Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала.

Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления». Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.

Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

.2Этические требования в профессиональной деятельности судьи и внеслужебной обстановке

Специальное образование, активная деятельность в правовой сфере (стаж не менее пяти лет) и жизненный опыт по достижении определенного возраста у судьи (не менее 25 лет) должны развить в нем качества, определенные этическими требованиями этой профессии.

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность - важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Нельзя быть честным «на службе» и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи - повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи - справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь «средство», а не «цель», не подходит для судебной работы. В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся «быть всегда справедливым и гуманным».

«Н.В. Радутная проводила опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств в первую очередь были выбраны собранность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность».

Также очень важен внешний вид, который должен соответствовать атмосфере официальности, строгости. Каждый судья обязан следить за своими позами, жестами, тоном, быть внимательным, вести себя достойно, спокойно, просто, скрывая свои какие-то личные проблемы.

Огромное значение в современный период придается неподкупности судей. Также очень важно, чтоб каждый начинающий судья знал пределы дозволенного и недозволенного в осуществлении своих должностных полномочий.

При отборе подходящих кандидатур на должность судьи наличие стремления профессионального роста, желания взвалить на себя более ответственную работу учитываются в первую очередь. Материальная же сторона должна быть на дальнем месте. Ведь эта должность должна быть целью, а не средством.

Чтобы осуществлять правосудие в соответствии с действующим законодательством и этическими требованиями судья должен знать процессуальные особенности проведения судебного заседания: судебное заседание начинается всегда в назначенное время, недопустимы опоздания даже на несколько минут; «посетители не должны часами ожидать в коридорах или многократно приходить в суд по одному и тому же вопросу; необходимо приучать секретаря, чтобы к началу процесса все участники находились в зале и судебное заседание всегда начиналось с торжественных слов: «Встать, суд идет!»; неприемлемы шутки в чей-либо адрес, разговоры и реплики, не относящиеся к делу». Судья должен быть внимательным и наблюдательным на протяжении всего процесса. Также очень важно наличие такого качества, как умение слушать и слышать людей.

Закон требует, чтобы все присутствующие в зале с судом разговаривали стоя. Во время судебного заседания можно делать записи, но при этом всем должно быть понятно, что судья внимательно слушает каждого. Судебное заседание не должно быть проведено в спешке или в упрощенном варианте. Также не нужно затягивать процесс, загружать его выяснением несущественных деталей. Нельзя забывать о необходимости делать перерывы.

«Особую сложность представляет правильное построение взаимоотношений с прокурорами и адвокатами. Необходимо исходить из того, что представители этих профессий имеют прямо противоположный интерес и это определяет их позицию, поведение, оценку происходящего в суде». Нужно обязательно избегать неформального общения в перерывах судебного процесса.

Заседание завершается вынесением судом решения. Судебное решение - это акт правосудия, что качественно выделяет его среди других процессуальных актов. Он должен отвечать высоким правовым и нравственным требованиям. Способность исследовать обстоятельства дела и принять справедливое решение, ровно относясь к сторонам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личное нравственное качество судьи как человека. В вынесении решения должны аккумулироваться его лучшие нравственно-психологические качества, а само решение должно основываться лишь на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Требования морали в юридической профессии определяют поведение людей, как в сфере служебной деятельности, так и во вне выполнения должностных функций. Высокие нравственные качества судья должен поддерживать в процессе повседневной жизни, что способствует нравственному становлению личности, самовоспитанию. В любом случае, внеслужебная деятельность не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости, неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно при условии, что она не наносит ущерба авторитету суда. Также, судья не может участвовать в политических партиях, демонстрациях и движениях, каким-то образом их поддерживать, публично выражать свои политические взгляды. «Запрещены личные, финансовые, деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности»23. То есть разборчивость и осторожность, безупречность во вне служебном поведении, является неотъемлемым качеством каждого судьи.

Также не приветствуются связи судьи с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Он не имеет права давать им какого-либо рода обещания, выслушивать просьбы и давать рекомендации, высказывать свое личное мнение по данному делу.

В личной жизни от данного должностного лица требуется скромность, умеренность, порядочность, забота о членах семьи и соблюдение ими нравственных норм.

В главе 3 Кодекса судейской этики разъясняются основные правила поведения судьи во внеслужебной деятельности: статья 9 провозглашает свободу слова и мысли, вероисповедания судьи. Также каждый человек, занимающий данную должность, может по собственному желанию подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения его кандидатом в органы власти.

Судья вправе заниматься научной, преподавательской и другой деятельностью в соответствии со ст. 10, если это не будет приносить ущерб интересам правосудия.

По сути, судьей должен быть безупречный человек. На работе он не может сказать лишнего слова, поболтать о семье с коллегами, выдать свои истинные эмоции по отношению к тому или иному делу, личности; находясь на людях, судья также не может себе позволить повести себя не так, как принято, все члены его семьи обязаны также поддерживать статус безупречной личности судьи. Если эта должность важна судье, то он будет исполнять все предписания закона и своей профессиональной этики.

Из-за такой сильной психологической нагрузки судьи испытывают стресс. Поэтому начали появляться различные идеи по поводу психологической подготовки судей.

Судья на должность назначается сразу, без всяких испытательных сроков, то есть он не проходит «испытания трудом», не выдержав которого, мог бы быть освобожден от должности. Метод тестирования и т. п. - единственное, что может заменить испытательный срок судьи. Так, всю пред должностную подготовку кандидата в судьи нужно организовывать с учетом тестовых испытаний.

В идеале вообще все кандидаты в федеральные судьи должны были бы проходить предварительное двух- или трехлетнее обучение на базе региональных центров по специальным программам со сдачей различных квалификационных экзаменов, обширной и разнообразной практикой. Например, нужно поработать в юридической сфере в качестве прокурора или адвоката и в какой-то мере в качестве следователя или секретаря судебного заседания.

Таким образом, для того чтобы конкурсные комиссии судов, а потом и квалификационные коллегии судей могли опираться на многочисленные факторы, выявленные различными испытаниями, при отборе достойных кандидатов, российские наука и практика должны разработать и принять федеральный закон о проверке кандидата в судьи на наличие компрометирующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию этой должности. Также о проверке отсутствия у него черт характера, с наличием которых данному человеку крайне нежелательно занятие этой ответственной должности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы представляется возможным сделать следующие выводы.

Этика - достаточно древняя наука о морали и нравственности.

В обыденном сознании понятия морали и нравственности употребляются как синонимы. С теоретической же точки зрения согласно традиции, идущей от Гегеля, значение этих двух понятий принято различать:

нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;

мораль - вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.

Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность -

к действию.

Профессиональная этика - это совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Главными понятиями профессиональной этики являются понятия профессионального долга, фиксирующее служебные обязанности человека, профессиональной чести, указывающее место и роль данной профессии в жизни общества, и др.

Судья-профессионал - это человек высоких нравственных качеств, с безупречной репутацией, лишенный симпатий и антипатий к сторонам в процессе (не проявляющий их внешне и в своих решениях). Поэтому эти профессиональные качества должны быть присущи любому судье: как начинающему, так и имеющему опыт.

По смыслу Кодекса судейской этики судья должен пересмотреть свои дружеские взаимоотношения, контролировать досуг свой и членов семьи.

«Профессия судьи всегда была и остается престижной. Судьи, проработавшие в этой должности не один год, знают, как тяжела и ответственна их работа. Но каждый из нах, назначенный на должность судьи, пришел по зову души и знал, что высокий статус обязывает добровольно принять многие запреты и ограничения в своей не только профессиональной, но и личной жизни».

К этой профессии предъявляются очень серьезные нравственные требования, так как новички не всегда умеют сдерживать свои эмоции, и принятое решение еще задолго до окончания судебного процесса уже читается по их лицам. Опытные судьи призывают вести процесс так, чтобы ни одна из сторон не смогла угадать, какое же решение их ожидает.

Беда, если судья, от которого зависит судьба других людей не соблюдает необходимые этические нормы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г)

. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ 13.05.2004

. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994

. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. 08.02.2011

. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в пос. ред. от 07.02.2011 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.03.2011 ст. 40.4

. Кодекс профессиональной этики адвоката Российской Федерации от 31 января 2003 года (в пос. ред. от 05.04.2007) // URL: http://www.fparf.ru/norms/codex.htm. ч.2 ст.6

. Кодекс судейской этики, утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // Российская юстиция, 2005 ч.2.ст.4.

Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 5.

Гусейнов, А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М., 1987.С.9, 53

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2002 С.12

Иванов В. Г. Этика. СПб., 2006. С.47

Казина Т.В. Высокий статус судьи// Мировой судья. М., №1, 2008;

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 24, 158, 163.

Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения // Избранные произведения.

М., 1959.

Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5

Малышева Н.С. Этика юриста в его профессиональной деятельности // В мире права. 2002. № 2. С. 24.

Марков О. Нравственные начала судейской профессии (опыт и размышления). «Российская юстиция», №11, 12, 2001. КонсультантПлюс

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2002 С.12

Гусейнов, А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М., 1987.С.9

Иванов В. Г. Этика. СПб., 2006. С.47

Гусейнов, А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М., 1987. С. 53

Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 5.

О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. 08.02.2011

Кодекс судейской этики, утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // Российская юстиция, 2005 ч.2.ст.4.

Кобликова А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 24.

Кодекс профессиональной этики адвоката Российской Федерации от 31 января 2003 года (в пос. ред. от 05.04.2007) // URL: http://www.fparf.ru/norms/codex.htm. ч.2 ст.6

См., напр.: Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения // Избранные произведения. М., 1959.

См., напр.: Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения // Избранные произведения. М., 1959.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в пос. ред. от 07.02.2011 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.03.2011 ст. 40.4

Малышева Н.С. Этика юриста в его профессиональной деятельности // В мире права. 2002. № 2. С. 24.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г)

О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ 13.05.2004

Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5

О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (в пос. ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ, с изм. от 29.12.2010 № 433-ФЗ) // Российская газета. 15.01.2011 ч.1.ст. 8

Казина Т.В. Высокий статус судьи// Мировой судья. М., №1, 2008;

Кобликов А.С. Юридическая этика, учебник для вузов. М., 2004. С. 158.

Марков О. Нравственные начала судейской профессии (опыт и размышления). «Российская юстиция», №11, 12, 2001. КонсультантПлюс

Кобликов А.С. Юридическая этика, учебник для вузов. М., 2004. С. 163.

Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 5

Казина Т.В. Высокий статус судьи. «Мировой судья», №1, 2008.

Похожие работы на - Особенности профессиональной этики судьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!