Шпаргалка для экзамена по русскому языку
Шпаргалка
для экзамена по русскому языку
Разновидности
речи.
Основанием
клас. разн. речеи могут быть раз. факторы кот. дают возможность выделять уст. и
пис. речь, диол. и монолог. речь, функ. стили и типы речи. В зависимости от
формы обмена инф. – с пом. звуков или с пом. пис. знаков – выд. уст. и пис.
речь. Их основой явл. лит. речь, выст. как ведущ. форма сущ. рус. яз. ЛТ – это
речь, рассчит. на сознательный подход к сис. средств общения, при кот. осущ.
ориентация на определенные нормиров. образцы ЛТ отлич. универсал. в сфере
функц., на ее основе создаются сочинения, пуб. стат., деловая письменность.
Устная речь-
это звучащая речь, функц. в сфере непосредств. общения, а в более широком
понимании – это любая звуч. речь. Истор. устная речь первична. В ней бол. роль
играют место лог. ударения. степень четкости произнош., налич. или отсут.
пауз.Фун. разнов. : ус. научная, у. публиц., у. в сфере офиц. – дел. общения,
худ. и разговор. речь.
Восприят. по
зрит. и слух. каналу( испол. верб. и невер.) Одно из гл. св-в: необрат.,
поступ. и линейн. хар-р развертывания во времени.Могут быть св-ны неплавность,
фрагментар., делание единогоепред. на нескол. коммуник. самост. единиц Интерес
собеседника – интонация, повторения, подчеркивание моментов. УР:
подгот.(доклад, лекция, продуманность) и неполгот.(беседа, разговор;
спонтанность). В УР много пауз – возм. подумать о дальнейшем. Св-ны мен.
лексич. точность, наличие реч. ошибок, огран. слож. словосоч. и пред., нет
прич. и дееприч. оборотов. УР развор. посредством ассоциат. присоединений.
Письменная
речь- созд. людьми вспомог. знаковая сист., которая испол. для фикс. звукового
языка,; самостоят. сис. коммуник., которая выпол. фун. фиксации устной речи,
приоб. ряд самостоят. функций. ПР вторична по отнош. к УР. Бу ква – знак, с
помощью которого обозн. звуки речи., явл. метериал. формой пис. речи. Ос. фун.
– способ. к длит. хранению информ. Испол. книжный язык, урпотреб. которого
нормиров. и регламен тировано. Порядок слов в предлож. закрепленный, инверсия
не типична или невозможна( офиц. – дел.), слож. синт. конструк, прич. и деепр.
обороты, вставные констр.Ориентир. на восприятие органами зрения- облад. четкой
структурой и форм. организ, имеет сис. нумерации страниц, деление на разделы,
параграфы. Обладает стилеобразующей ф-цией.- выбор язык. средств.
Диалог.-
разговор 2-х или нескол. лиц, форма речи, сост. из обмена репликами. Ос. един.
– диал. единство – смысл объед. нес. реплик.
отнош.
зависимости
диалог по типу
сотруд.
диалог-равенство
Структура:
зачин, ос. часть, концовка. Д. – неподготов. спонтанный тип речи. В диол. речи
испол. универ. пр-п экономии ср-в слов. выражения. Тины Д.: бытовой, деловая
беседа, интервью.
Монолог-развер.
высказ. одного лица. Осн. типы: процесс целеноправленного сообщения, речь
наедине с самим собой. М. может быть неподготов. спонтанным или подгот. По цели
высказыв. : информ( передача знаний: лекции, отчеты, высту пления)., убежд.(
обращена к эмоциям слушающего: позд., торж., напутственные речи), побужд
(побудить к различного рода действиям: пол. речь. речь-протест).
Структура:
вступ., осн. ч., заключение.
Функционально-смысловые
типы речи.
Выделяют след.
виды: описание, повествов., рассуждение. Первые два- соотн. с миром вещей-
предметов, послед. – с миром понятий, суждений.
Описание-
словесное изобр. какого-либо явлен. действит. путем перечис. его характер.
признаков, служит для восозд. мира предметов и установ. связи между ними.
Описание= признак + приз. + приз. Цель-зафик. хар. признаки предмета или лица.
В О, испол. глаголы в форме несов. вида наст. и прош. времени.
Повествование-рассказ
о событиях и служит для передачи послед. разл. соб., явл., действий.
П=событие+соб.+соб. Испол. глаг. соверю вида.
Рассуждение-
это словесное издожение, разьяснение и подтверждение какой-либо мысли. Р.
должно сод. посылку(точно сформул. основную мысль), осн. часть( умозак., кот.
отраж. ход мыслей, пивод. к новому суждению) и вывод(должен соо тносит. с
посылкой и логич. вытекать из всего хода рассуж.)
Функциональные
стили речи.
Выделяют:
научный, офиц.-деловой, газетно-публиц., худож. и разгов. – обиходный.
Научный стиль.
Сфера – наука. Вед. пол. занимает монологическая речь. Один из важ. жанров –
научная статья. Испол. преим. в пис. форме речи. Ос. черты: точность,
абстрактность, логичность, объективность изложения. Практич ески любой науч.
текст может содер. графическую инфор. – одна из черт науч. стиля.
Оф.-деловой.
Сфера- администр.-правовая деят. Жанры: устав, закон, приказ, рецепт, жалоба,
анкета. инструкция. Осн. форма реализ.- писменная. Общие черты: точность
изложения, детальность изложения, стереотипность, стандар тизованность
изложения. Итспол. сложные слова(работодатель, квартиросъемщик), недопустима
полесимия(многозначность),, метаф. испол. слов, употр. слов в переносно м
значении, хар. испол .отглагольных сущ. и причастий.( прибытие поезда, принятие
мер, данны й, указанный)
Газетно-публицистич.
Функцион. в общ. –пол. сфере и испол. в ораторских выступ, в раз. газет.
жанрах(статья,репортаж). Реал. как в пис., так и в устной форме. С фун. возд.
на мас. читателя связана черта- эмоционально - эк спрессивный хар-р, а с
быстротой передачи общественно значимой инфор. связан стандарт этого стиля.
Лексика имеет ярко выраж. эмоц. – экспрес. окраску, включает разговорные,
просторечные и даже жаргонные элементы. Активно испол. иноязычные слова и
элемент ы слова- приставки(а-, анти-, ультра-). Исп. конструкций с разговор.
окраской, построений с частицами, междом., инверсии, бессоюз. предлож.,
эллипсисов(пропуск того или иного члена предлож ения).
Художественный
стиль. Находит применение в худ. лит-ре, которая выпол. образно –позноват. и
идейную ф-ции. Типично внимание к частному и случайному, за которым прослеж.
типичное и общее( Мертвые души). Испол. образные сре дства рус. лит. яз., а
также слова, реал. в контексте свое значение- слова широкой сферы употребления;
речевая многозначность слов. Для поэт. речи хар. инверсия.
Разговорно-обиходный
стиль. Функц. в сфере повседневно-бытового общения. Реализуется в форме
непринужденной, неподготов. монологич. или диалогич. речи на бытовые темы, а
также в форме частной, неофиц. переписки. Жанры: ле кция, выступление, ответ на
экзамене. ВКл. в себя не только спец. языков. ср-ва, но и нейтральные, яв.
основой лит. яз. Ос. черты: неприн, и неоф. хар. общения, эмоционально –
экспрессивная окраска речи; лексическая разнородность. Типичны построения с ча
стицами, междометиями, построения фраз. хар-ра(Тебе говорят, а без толку).
Язык и речь.
Язык – опр.
набор знаков, дейст. в опр. социуме, простр. и времени. Язык-
социальнообработ., историч. измен. знаковая система, служ. основным ср-вом
общения и представл. разными формами существования, каждая из которых имеет
хотя б ы одну форму реализ. – устную или пис. Цель – передача инфор. 3 осн.
задачи: сообщить(комуникат.), научить(когнитивная), потрясти( эмоциональная). В
нац. яз. могут присут. территор.( упот р. лицами, прожив. на опр. территории и
облад. опр. чертами, противопост. особенностям др. диалектов) и соц.( жаргон;
раз. данного языка, употр. лицами, принад. к одной социальной или профессион.
группе) диалекты.
Осн. соц. форм
сущ. конкретных языков: индивидуальный язык, говор, диалект.
Фонема-
неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служ. для
оппознавания, различ. или разгран. миним. значим. единиц –морфем, а через них и
слов. Морфема-миним. часть слова, которая может иметь какое-либо значение. Сл
ово- важ. един. языка, служ. для наимен. предметов, процессов, признаков или
указ. на них. Словосочет.- два или нескол. слов, объед. по смыслу и грамматич.
Оно сост. из главного слова и зависимого. Предложение- основн. синт. единица,
которая содер. сообщ ение о чем-либо, вопрос, побуждение. Сфера употр. языка
универсальна-он испол. в общении во всех областях чел. деятел. Осн. знаком явл.
слово( звуков. или пис. знак, воспр. органами чувств, замещ. понятие или
предмет). Предлож.-коммуник. знак, обеспеч. я зыку вожмож. передавать любую
мысль, инфор. Речь- процесс пользования языком, реализ. языка.
речь конкретна,
неповтор., актульна, развер. во времени, реал. в простр.
речь активна,
линейна, стремится к объедин. слов в речевом потоке, она менее консервативна,
более динамичная, подвижна
обуслов.
контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спотанна и неупотр. Будучи актом
коммун., речь всегда обращена к кому-либо. Формула Якобсона:
контекст
Адресант(отправитель)
– сообщение(референция) – адрест (получатель). Сообщение – процесс и резул.
порож. речи, т.е текст. Референция-это содер. сообщения. Код – это тот язык или
его разновидность, который испол. участники коммуник. акт а. Контекст-это
обстоят., в которых происходит конкретное событие. К псих. струк. компонента
акта – цели и задачи. К социально-рол. структур. компонентам – статусные и
ситуат. роли участников общения, а также испол. ими стилевые приемы.
Денотация –
знач. слова, признав. большин. людей данного лингвистич. сообщества, лексич.
значение слова. Коннотация – это .вторич. ассоциации слова, рказдел. одними или
нескол. членами данного сообщества. Полисемия- слова имееют более одного
общепринятого значения. Синонимия- сообщение закодир. с помощью раз. слов и
фраз.
Речь в
межличностном общении.
Межлич. коммун.
опред. как взаимодейст. между небольшим числом коммуник., которые находятс в
простр. близости, т.е имеют возможность видеть, слыш., легко осущ. обратную
связь. Разговорная речь, для кот. хар-ны: персональность адре сации,
спонтанность и непринуж, ситуативность реч. повед., эмоциональность. 2 осн.
вида реч. повед.: фатич. реч. повед.(общение) и информ. реч. повед.(сообщение).
Задача ФРП – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. ИРП: совместное
решение зад ач, задавание вопросов, уточнение понимания. Близ. отнош.
невозм.без эмоцион. и личност. самораскрытия. В теории межлич. коммуник.
известна модель – Окно Джохарди- позвол. выявить индивид. стили поведения людей
в зависим. от их самораскрытия. Суть – демо нстр. взаимозов. инфор. о нас
самих, которая доступна только нам, и осознания того, как другие восприн. нас.
Похожие работы на - Шпаргалка для экзамена по русскому языку
|