Принятие, опубликование и действие муниципального правового акта

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принятие, опубликование и действие муниципального правового акта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Понятие и виды муниципальных правовых актов

.1Понятие муниципального правового акта

.2Регистр муниципальных правовых актов

.3Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика

ГЛАВА 2. Принятие, опубликование и действие муниципального правового акта

.1 Принятие нормативного правового акта

.2 Опубликование нормативного правового акта

.3 Действие и отмена действия нормативного правового акта

ГЛАВА 3. Устав муниципального образования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В теории права общепризнано, что правовой акт - это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

·нормативные;

·ненормативные.

Цель нормативного правового акта - установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) - обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.1Понятие муниципального правового акта

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определяет муниципальный правовой акт как решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Существует несколько классификаций муниципальных правовых актов. Их можно разграничить по следующим основаниям:

) По сфере действия выделяются акты, содержащие предписания (нормативные или индивидуальные), адресованные вне принявшего акт органа, и акты, регламентирующие деятельность самого органа, его издавшего, то есть акты по вопросам организации работы соответствующего органа местного самоуправления (представительного органа, администрации муниципального образования), включая кадровые вопросы, вопросы регламента, положений о структурных подразделениях, должностных обязанностях работников и т.п.

) По предмету регулирования выделяются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Последние могут приниматься только на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 43 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в систему муниципальных правовых актов входят:

) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

(см. текст в предыдущей редакции)

) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. (см. текст в предыдущей редакции)

1.2Регистр муниципальных правовых актов

Согласно статье 43.1 Федерального закона № 131 <#"justify">1.3Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика

Решения, принятые на местном референдуме (сходе) граждан, являются, наряду с уставом, актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Другие муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Следующий по иерархии вид муниципальных правовых актов - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Как сказано в части 3 статьи 43 федерального закона № 131 <http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html>, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Следующие в иерархии муниципальных правовых актов - правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (часть 4 статьи 43).

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В этой связи важно обратить внимание на то, что глава администрации (в том числе глава муниципального образования, если по должности выполняет эту функцию) издает не акты главы администрации, а акты администрации, действуя на основах единоначалия от ее имени.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.


2.1 Принятие нормативного правового акта

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты представительного органа местного самоуправления принимаются большинством голосов от установленного количества депутатов представительного органа. Для других коллегиальных органов таких требований Федеральным законом № 131-ФЗ <http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html> не предусматривается.

Принятый правовой акт подписывается лицом, его принявшим, в случае издания акта должностного лица или единоличного органа (например, главы муниципального образования). Правовой акт органа местного самоуправления подписывается его руководителем или председателем. Однако для нормативных правовых актов представительного органа предусматривается особая процедура подписания акта. Такой акт направляется для подписания главе муниципального образования. Если глава муниципального образования является главой местной администрации, то он обладает правом отклонения нормативного правового акта, принятого представительным органом (право отлагательного вето). В этом случае правовой акт в 10-дневный срок возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Представительный орган вновь рассматривает данный акт. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт одобряется в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней, и обнародованию.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Речь здесь идет о статье 5 Налогового кодекса РФ <http://www.nalkodeks.ru/>, которая, в частности, предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

2.2 Опубликование нормативного правового акта

Следующим этапом правотворческой деятельности является опубликование (обнародование) правового акта и его вступление в силу. В качестве обязательного он предписан только для муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, потому что эти акты вступают в силу только после их официального опубликования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. Не подлежат обнародованию правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (например, персональные данные, конфиденциальная информация, сведения, составляющие государственную тайну).

Возможны разные варианты опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Во-первых, в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ <http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html> в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Исходя из содержания данного полномочия, можно выделить следующие виды информации, подлежащие опубликованию в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления:

) муниципальные правовые акты;

) проекты муниципальных правовых актов;

) официальная информация о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры;

) иная официальная информация муниципального образования.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательности опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации муниципального образования только в тех средствах массовой информации, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования, источником опубликования официальной информации может выступать по договору с органом местного самоуправления средство массовой информации, находящееся в любой, в том числе в частной собственности и собственности субъекта Российской Федерации. При этом, разумеется, что территорией распространения такого средства массовой информации должна быть, в том числе территория соответствующего муниципального образования, а соответствующий источник должен быть четко указан в уставе муниципального образования.

Под периодическим печатным изданием, согласно Закону Российской Федерации Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» <http://www.rg.ru/1991/12/27/smi-zakon.html> понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов преследует двуединую цель: доведение этого акта до сведения граждан и официальное определение момента вступления этого акта в силу.

Похожие работы на - Принятие, опубликование и действие муниципального правового акта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!