Проблема эмоций в отечественной психологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема эмоций в отечественной психологии













Контрольная работа

По курсу "Общая психология"

Тема "Проблема эмоций в отечественной психологии"

Содержание

Введение

1.Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему эмоций

1.1 Эмоции и потребности

1.2 Эмоции и деятельность

1.3 Эмоции и переживания личности

1.4 Эмоциональные особенности личности

2.Взгляды А.Н. Леонтьева на проблему эмоций

2.1 Эмоциональные явления, аффекты. Выражение эмоций

2.2 Эмоции, настроения, чувства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термином "эмоция" принято обозначать особую группу психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение человека к внешним и внутренним событиям его жизни.[1, стр. 323]

Представления о природе, закономерностях, проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существовании вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций, либо же в возможности их экспериментального изучения, так и полное отрицание необходимости употребления такого понятия.

Первая теоритески обоснованная трактовка эмоциональных явлений принадлежит психологам - интроспекционистам: эмоции - это особая группа явлений сознания, имеющая два основных проявления: удовольствий и неудовольствий. Так же интроспекционисты обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. В конце 19-го века эмоциональные явления стали рассматриваться как специфический вид или производная физиологических процессов (теория Джемса - Ланге, Дж.Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заинтересовала бихевиористов (В.Кеннон, Дж. Уотсон, Е.Толмен) и психоаналитиков (З.Фрейд). Параллельно развивалось направление, которое объясняло происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, функций, которые они выполняли в адаптации человека к окружающему миру (Ч.Дарвин и др.). Необихевиористы рассматривали эмоции как переменные, влияющие на возникновение и ход протекания поведенческой реакции (Дж.Браун и И.Фарбер, Д.Линдсли). После когнитивной "революции" начинают разрабатываться идеи познавательной детерминации эмоций (М.Арнольд, С.Шехтер, Р.Лазарус). Позже появляются биологически ориентированные теории, делающие акцент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физиологичесикх изменениях (Е.Томкинс, К.Изорд, Р.Плутчик).

Концепция эмоций, разрабатываемая в отечественной психологии (рефлективной) основана на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которой заключается в отражении окружающей действительности. Эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга. Эмоции - это "отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания" (С.Л.Рубинштейн).


1.Взгляды С.Л. Рубинштейна на проблему эмоций

1.1 Эмоции и потребности

С.Л.Рубинштейн характеризовал эмоции по нескольким особенно показательным признакам: 1.Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. 2. Эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком, в сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство. Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности.

Основной момент, определяющий природу и функцию эмоций, по мнению С.Л.Рубинштейна, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

В зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко - в соответствии с двойственностью самой потребности. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности может породить эмоциональное состояние удовольствия - неудовольствия, радости - печали и т.п.; с другой - сама потребность может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство к определенному предмету или лицу формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности - в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие - в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого.

В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.

Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции.

Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление может приобрести различное и даже противоположное эмоциональное значение. Чувства человека не определимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены их местом в структуре личности в целом.

1.2 Эмоции и деятельность

Эмоции человека тесно связаны с его собственной деятельностью. Эмоция зарождается из соотношения положительного или отрицательного результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением. Эта связь взаимная: исход деятельности вызывает у человека те или иные чувства, а эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и обусловливаются ею. Характер эмоций, их свойства и строение эмоциональных процессов зависят от деятельности.

У человека много различных потребностей, результат действия может оказаться либо в соответствии с наиболее актуальной из них, либо в несоответствии. В зависимости от этого ход деятельности вызовет положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Появление одного из этих качеств будет зависеть от соотношения между действием и его исходным побуждением. Поскольку человек в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.

В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход его деятельности. Человек предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним в чувстве человека нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, в чувстве человека наступает разрядка.

Многообразие чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они осуществляются. Характер эмоционального процесса зависит и от структуры деятельности. У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Отличное от элементарного физического удовольствия или неудовольствия чувство удовлетворения или неудовлетворения со всеми его разновидностями и оттенками связано прежде всего с ходом и исходом деятельности. В одних случаях чувство удовлетворения связано преимущественно с результатом деятельности, с ее достижениями, в других - с ходом ее. Чувства, связанные с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от чувств, связанных с ее исходом. Последние в трудовой деятельности обычно преобладают. В игровой деятельности это соотношение несколько смещается.

В свою очередь эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Чтобы уточнить роль эмоции в деятельности, необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффективность как таковую.

Всякая реальная эмоция обычно представляет собой единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания. Эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им. Эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу динамическую сторону или аспект деятельности.

Роль чувства и эмоций не сводима к динамике, потому что и сами они не сводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит обычно более или менее избирательный характер. Эмоциональный процесс включает и задает динамическое состояние и направленность, т.к. выражает то или иное динамическое состояние в определенной направленности или определенным образом направленные динамические соотношения. При этом динамическая характеристика эмоций неотрывна от их содержания, и в содержательных отношениях индивида к тому объекту, на который направлена его деятельность, нужно искать причину того или иного распределения динамических соотношений, а не наоборот.

При аффектах очень сильное эмоциональное возбуждение тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, динамические моменты начинают преобладать над смысловым содержанием и избирательной направленностью действия: сильное эмоциональное возбуждение создает напряжение, при котором любой повод может вызвать разрядку. Такой разрядкой и является импульсивное действие. Действие разрядки при этом направляется вовсе не на то и не на того, чем или кем было порождено обусловившее его напряжение.

Взаимоотношения между динамическими и содержательными, смысловыми компонентами эмоциональных процессов могут при различных условиях складываться по-разному. В основе своей они взаимосвязаны, но в некоторых случаях они могут выступать и различно: динамическое напряжение, возникшее из одного источника, и энергия, им порожденная или мобилизованная, могут быть переключены на другое, отличное от первоначального, русло.

Сильная эмоция может в результате "шока" дезорганизовать деятельность человека и оставить его на некоторое время в таком подавленном состоянии, в котором он не может сделать что-либо, требующее какого-то напряжения и сосредоточения. Но иногда необычное чувство, охватившее человека, может вызвать такой подъем всех его сил и сделать его способным на такие достижения, до которых он никогда бы не поднялся без этого чувства. Реальные взаимоотношения чрезвычайно многообразны и противоречивы. Противоречивость - то положительного, адаптивного и стимулирующего, то отрицательного, дезорганизующего - динамического эффекта эмоций связана с многообразием эмоций и стереотипностью периферического физиологического механизма эмоциональности.

1.3 Эмоции и переживания личности

Проанализировав реальные основы и физиологические механизмы эмоций, С.Л.Рубинштейн выделяет: Эмоции, чувства человека - это более или менее сложные образования. Чувства основываются на данных органической аффективной чувствительности, но они не сводятся к ним.

Эмоции выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, модификации внутреннего состояния индивида и его отношение к окружающему.

Состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обусловлено его взаимоотношениями с окружающим. В этих взаимоотношениях индивид в какой-то мере и пассивен, и активен; но иногда он преимущественно пассивен, иногда по преимуществу активен. В тех случаях, когда индивид играет по преимуществу пассивную, страдательную роль, его эмоции выражают состояние. Они выражают его отношение к окружающему, поскольку роль его в этих взаимоотношениях более активна и сама эмоция выражает его активную направленность. Не всякое отношение к окружающему обязательно принимает форму эмоции. То или иное отношение к окружающему может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в идеологии, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания.

Степень сознательности эмоционального переживания может быть различной, в зависимости от того, в какой мере осознается самое отношение, которое в эмоции переживается. Возможно очень интенсивно переживаемое и все же бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное, или неосознанное, чувство - это не чувство, не испытанное или не пережитое, а чувство, которое в своем внутреннем содержании не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром.

Если определять переживание как душевное событие в жизни личности, то нужно сказать, что если и не всякая эмоция является переживанием в специфическом смысле этого слова - неповторимым событием в духовной жизни личности, то всякое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности.

Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь больший или меньший удельный вес в зависимости от темперамента человека и от того, как глубоки его переживания, но во всяком случае узловые моменты в жизненном пути человека, основные события, которые превращаются для него в переживания и оказываются решающими в истории формирования личности, всегда эмоциональны. Эмоциональность неизбежно в той или иной мере входит в построение личности. Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых по преимуществу она воспринимает мир.

Эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, особо интимно связанный с "я", близкий ему и его захватывающий, и личностное отношение всегда приобретает более или менее эмоциональный характер. Становясь личным, общественное отношение переживается эмоционально. Совокупность человечески чувств - это совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

1.4 Эмоциональные особенности личности

В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.

Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различием в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки человека, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и прежде всего к другим людям.

Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться: 1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; 2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека. 3) В силе, или интенсивность, чувства и 4) его глубине. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Глубина проникновения чувства определяется тем, настолько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. Существенную роль играет и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми оно сплелось. От этого в значительной мере зависит прочность чувства.

Существует противоречие между эмоциональностью и интеллектуальностью, так же, как между сентиментальностью и действенностью. Но страстная натура может быть и действенной, и интеллектуальной.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших.

Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей. Существенное значение в воспитании эмоций имеет также совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания повышение общего уровня развития и его широты.

Стремление подавлять или искоренять эмоции неверно, но умение регулировать их проявление необходимо. Желательно, чтобы деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была эмоциональна, мобилизовала нашу энергию, но эмоции не должны превращаться в основной регулятор нашей деятельности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями.

2. Взгляды А.Н. Леонтьева на проблему эмоций

эмоция аффективный психика интеллект

2.1 Эмоциональные явления, аффекты. Выражение эмоций

Даже низшие эмоции у человека являются продуктом общественно исторического развития результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм с одной стороны, и формирования новых видов эмоций с другой; это относится также к эмоционально выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые приобретают условные, сигнальный и социальный характер. Т.о. эмоции - продукт положительного развития и выполняют в регулировании деятельности необходимую и важную роль. В ходе развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, которые отличаются по своим психическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции,настроения и чувства.

Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых могут изменятся, в частности под влиянием воспитания и самовоспитания.

У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях. Одна из особенностей аффектов - они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регуляторная функция состоит в образовании специфических опыто-аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Такие аффективные следы ("аффективные комплексы") обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведёт к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве". Одна из главных особенностей аффекта - данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестаёт себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это происходит потому, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

2.2 Эмоции, настроения, чувства

Собственно эмоции - это более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Эмоции носят отчётливо выраженный идеаторный характер, они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность - способность к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими.

Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоционального языка". Эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Эмоции воспринимаются субъектом как состояние моего "Я", аффекты - как состояния, происходящие "во мне". Это отличие ярко выступает, когда эмоции возникают как реакция на аффект. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Настроение - самое длительное, или "хроническое", эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение. Настроения от эмоций отличаются меньшей интенсивностью и предметностью. Они отражают бессознательную, обобщённую оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, весёлым или угнетённым, бодрым или подавленным, спокойным или раздражённым и т.д., оно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость его зависит от многих причин - возраста, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней или недель, может стать устойчивой чертой личности.

Настроение имеет огромное значение для эффективности деятельности человека. Оно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У людей с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц с заниженной выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основание - отчётливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщённом, отвлечённом. Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных "эмоциональных констант". Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Другая особенность чувств - они образую ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и заканчивая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств; образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.

Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеет социальные институции, в частности, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые социальные обряды и церемониальные акты. Как и собственно эмоции, чувства, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

Заключение

Таким образом в отечественной психологии подчеркивается два основных аспекта эмоций:

Аспект отражения - эмоции являются специфической формой отражения значимости предметов и событий действительности для субъекта. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности;

Аспект отношения - эмоции выражают субъективное отношение человека к миру. "Эмоциональная жизнь - есть своеобразная форма отражения действительности, в котором выражаются субъективные отношения человека к миру"(П.М.Якобсон).

В отличие от интроспективной психологии эмоции в рефлективной психологии трактуются не как специфический вид духовных фактов, а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга. В противоположность бихевиористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция - это психическое явление. Вместе с тем они подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. В противоположность сторонникам глубинной психологии утверждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружающим миром.

Список использованной литературы

1. Л.А.Вайнштейн "Общая психология: учебник для студентов высших учебных заведений по психологическим специальностям/Л.А.Вайнштейн, В.А.Поликарпов, И.А.Фурманов" - Минск: Современная школа, 2009 (Белорусский дом печати).

2.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" - СПб.: Питер, 2009

3.Вилюнас В. "Психология эмоций" - СПб.: Питер, 2006

Похожие работы на - Проблема эмоций в отечественной психологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!