Договор перевозки багажа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Договор перевозки багажа















Договор перевозки багажа

Содержание:

Введение

Глава 1. Общие положения о договоре перевозки багажа

.1 Понятие договора перевозки багажа

.2 Содержание, условия и порядок заключения договора перевозки багажа

Гава 2. Правовое регулирование отдельных видов договора перевозки багажа

.1 Особенности договора воздушной перевозки багажа

.2 Особенности договора перевозки багажа железнодорожным транспортом

.3 Правовое регулирование договора перевозки багажа морским транспортом

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях в экономической сфере важная роль принадлежит именно транспорту. Перевозки выступают одним из связующих звеньев между экономиками государств, отдельных регионов и континентов, обеспечивая активное развитие торговли.

В настоящее время перевозка багажа занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Следует учитывать, что всеобъемлющий характер перемещения пассажиров и багажа требует подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок и четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при перевозках.

К сожалению, гражданско-правовое регулирование договора перевозки багажа в настоящее время в России не находится на высоком уровне, имеет ряд существенных недостатков:

во-первых, пробельность регламентации в существующих соглашениях о перевозках пассажиров и багажа должна заставить российского законодателя более тщательно подходить к формулированию как специальных норм национально-правового уровня, так и общих предписаний, относящихся к договорам перевозки пассажира и багажа на различных видах транспорта;

во-вторых, национальное законодательство Российской Федерации в сфере перевозок пассажиров и багажа нуждается в существенных изменениях, поскольку не соответствует принятым международным стандартам. При этом наблюдается парадоксальная ситуация, когда в одних случаях оно не соответствует международному регулированию потому, что использует устаревшие положения, а в другом случае, наоборот, вводит новые подходы и тем самым отказывается от прежних образцов, которые оправдывали себя.

В настоящее время остается дискуссионным вопрос о статусе перевозки багажа.

В доказательство самостоятельности договора перевозки багажа Д.А.

Медведев и B.T. Смирнов ссылаются на реальный характер договора, поскольку он считается заключенным в момент сдачи багажа для перевозки.

В.В. Витрянский высказывается против придания перевозке багажа самостоятельного характера: «Сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит верным свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа. Однако данное обстоятельство никак не может служить доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа».

Степень научной разработанности рассматриваемой проблемы. Договор перевозки вообще, а также отдельные его разновидности в зависимости от вида транспорта изучены отечественными цивилистами в достаточном объеме. Неоценимый вклад в эту область гражданско-правового знания внесли многие ученые, среди которых М.А. Тарасов, В.В. Витрянский, Е.А. Егиазаров, Т.Е. Абова, С.Ю. Морозов и др.

На практике различают множество разновидностей договора перевозки багажа. Общая правовая регламентация данного договора осуществляется ГК РФ. Однако существуют особенности в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и они отражены в специализированных нормативных актах. Рассмотрим правовую характеристику договора перевозки багажа, какие условия являются для данного договора существенными. А также проанализируем судебную практику по спорам, связанным с исполнением договора.

Итак, целью данного исследования является комплексный анализ правового регулирования договора перевозки багажа.

В соответствии с поставленной целью определим круг задач исследования:

. Определить понятие договора перевозки багажа.

. Рассмотреть содержание, условия и порядок заключения договора перевозки багажа.

. Выявить особенности договора воздушной перевозки багажа.

. Проанализировать особенности договора перевозки багажа железнодорожным транспортом.

. Изучить правовое регулирование договора перевозки багажа морским транспортом.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при заключении договора перевозки багажа.

Предмет исследования - особенности правового регулирования договора перевозки багажа.

Исследование выполнено с использованием как общенаучных, так и частнонаучных методов познания: диалектического, системно-структурного, формально-логического.

Глава 1. Общие положения о договоре перевозки багажа

.1 Понятие договора перевозки багажа

Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Договор перевозки - это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги перевозчика.

Правовой базой для решения споров, возникающих из договора перевозки, являются нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К отношениям по договору перевозки, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения транспортных уставов (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) и кодексов (Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ), иных законов и издаваемых в соответствии с ними правилами.

Одна из задач транспорта состоит в перемещении пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформляются договором перевозки пассажира и багажа, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир) обязуется уплатить за проезд установленную плату (ст. 786 ГК).

Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне или в ином багажном помещении.

Договор перевозки багажа взаимный, возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Целью договора перевозки багажа является доставка багажа в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозки багажа, обеспечение сохранности багажа и ручной клади при перевозке.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправления, так и в пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта). Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету.

К перевозке багажом обычно принимаются только такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном помещении транспортного средства и не причинят вреда последнему, а также багажу других пассажиров. Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) к перевозке багажом вообще не принимаются. Перевозчик вправе потребовать вскрытия багажа для проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, владелец багажа уплачивает штраф в установленном размере, а в некоторых случаях привлекается к иной ответственности (административной и уголовной).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его к перевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых видах транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. В этом случае взимается дополнительный сбор.

Таким образом, договор перевозки багажа - это соглашение сторон, по которому одна сторона - перевозчик обязуется перевезти багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; а пассажир обязуется уплатить установленную плату за сдачу багажа - и за его провоз.

Договор перевозки багажа реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Договор перевозки багажа при помощи общественного транспортного средства считается публичным.

.2 Содержание, условия и порядок заключения договора перевозки багажа

Содержание договора - условия, на которых достигнуто соглашение сторон.

Существенные условия договора - условия, которые должны быть обязательно согласованы сторонами.

По юридическому значению условия договора делятся на существенные и дополнительные.

Существенными условиями договора перевозки багажа являются:

предмет договора;

дата и время отправления, дата и время прибытия;

пункты отправления и назначения;

размер провозной платы.

Дополнительные условия договора перевозки багажа определяются транспортными уставами и кодексами.

Предметом договора перевозки <#"justify">Порядок заключения договора перевозки багажа отличается большим своеобразием.

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок пассажиров и багажа, относятся к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки багажа со всяким обращающимся к ним гражданином для таких транспортных организаций является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми.

Во-вторых, по способу заключения договор перевозки багажа относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Как правило, условия договора перевозки багажа содержатся в тексте, помещаемом на проездном билете, который приобретается пассажиром.

Возможны и другие ситуации, когда условия договора перевозки багажа публикуются в средствах массовой информации либо содержатся в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов либо заменяющих их абонементов, жетонов и иных аналогов. Однако и в этих случаях гражданин, покупая соответствующий жетон и т.п., заключает договор перевозки, по существу присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира и багажа.

В-третьих, значительной спецификой отличается порядок заключения договора перевозки багажа. Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты, поскольку представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Со стороны же гражданина (пассажира), приобретающего билет, акцепт оферты совершается в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки, содержащихся в оферте (уплата стоимости билета, т.е. провозной платы).

Таким образом, существенными условиями договора перевозки багажа является предмет договора, возмездность, а также место и время исполнения обязательства.

Гава 2. Правовое регулирование отдельных видов договора перевозки багажа

.1 Особенности договора воздушной перевозки багажа

Договор воздушной перевозки багажа является двусторонним, возмездным, публичным договором. Двусторонним данный договор признается, поскольку у каждой из его сторон (перевозчиком и пассажиром - владельцем багажа) имеются встречные права и обязанности.

Возмездность данного договора состоит в том, что услуга перевозчика по перемещению багажа из пункта отправления в пункт назначения является платной: перевозчик занимается профессиональной деятельностью по перемещению людей и багажа за установленную плату.

Виды договоров воздушной перевозки багажа следующие:

. Внутренняя перевозка воздушным транспортом - когда пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

. Международная воздушная перевозка - когда пункт отправления и пункт назначения расположены:

соответственно на территориях двух государств;

на территории одного государства, если предусмотрен пункт или пункты посадки на территории другого государства (ст.101 ВК РФ).

Сторонами договора перевозки воздушным транспортом багажа являются перевозчик и пассажир. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 100 ВК РФ).

Пассажиром является только физическое лицо, перевозка которого осуществляется воздушным транспортным средством на основании договора перевозки или фрахтования транспортного средства.

Перевозка багажа воздушным транспортом оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции - документа, удостоверяющего заключение пассажиром договора перевозки багажа (п. 2 ст. 786 ГК), по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т.п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции.

Договор воздушной перевозки багажа удостоверяется соответственно багажной квитанцией. При этом багажная квитанция может быть оформлена в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

За перевозку багажа регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.

Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку багажа между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка багажа, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 155 и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия перевозчика. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир.

Если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа, включающие:

направление запроса в аэропорт отправления о наличии багажа;

направление запросов в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;

направление запроса о досылке багажа в случае его обнаружения.

Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Согласно ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Воздушным кодексом РФ предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

Ст. 119 ВК РФ устанавливает максимальный предел возмещения, который, во всяком случае, не должен превышать двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа (за исключением случаев сдачи пассажиром багажа с объявленной ценностью).

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа;

) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, - в размере его стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа;

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

За просрочку доставки багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Приведем пример судебной практики. Так, Н. обратилась в суд с иском к ООО «Авиакомпания …» о взыскании ущерба, причиненного повреждением багажа с необъявленной ценностью, при международной перевозке, мотивируя свои требования тем, что Н. приобрела авиабилеты маршрутом Москва (Домодедово) - Турция (Анталия) - Москва (Домодедово). При получении багажа и его осмотре в аэропорту г. Анталия Н. обнаружила, что чемодан имеет повреждения, вследствие которых им стало невозможно пользоваться, а именно, трещина на корпусе чемодана, поломка опорной ножки и замка. Представителем аэропорта г. Анталия был составлен Акт согласно ст. 124 гл. 17 Воздушного кодекса РФ. При возвращении в г. Москва Н. обратилась к представителю в аэропорту Домодедово, который дал контактные данные для направления заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 118 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

В соответствии со ст. 18 «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает требования истца законными и правомерными, поскольку была предоставлена Н. услуга по перевозке, в том числе и багажа. При предоставлении данных услуг были нарушены права Н., как потребителя.

Таким образом, по договору воздушной перевозки багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа.

Договор воздушной перевозки багажа является двусторонним, возмездным, публичным договором.

.2 Особенности договора перевозки багажа железнодорожным транспортом

По договорам перевозки железнодорожным транспортом перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.

Заключение договора перевозки багажа железнодорожным транспортом удостоверяется багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.

Порядок исчисления размера платы за перевозку багажа, грузобагажа определяется правилами перевозок багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

Формы перевозочных документов на перевозки багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.

Пассажир может предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью. За объявление ценности багажа взимается сбор в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности.

Для перевозки в качестве багажа принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены в вагон, предназначенный для перевозки багажа и размещены в нем без причинения вреда багажу других пассажиров. Размеры и масса багажа, а также требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок багажа железнодорожным транспортом.

Перевозка багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в качестве ручной клади, багажа в пассажирских поездах не допускается.

Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета).

Багаж считается утраченным и его стоимость подлежит возмещению, если он не прибудет на железнодорожную станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки багажа.

За несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, управомоченному на получение багажа, перевозчик несет ответственность в соответствии со ст. 796 ГК, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Данное положение воспроизведено в ст. 107 УЖТ, согласно которой перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в случае:

утраты или недостачи багажа в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;

повреждения (порчи) багажа в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного багажа в размере его стоимости;

утраты багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости багажа.

Согласно ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если:

груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

В указанных в настоящей статье случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

Итак, перевозчик несет имущественную ответственность за сохранность принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем ответственности перевозчика в этом случае определяются по правилам, аналогичным ответственности за несохранность груза (ст. 796 ГК). За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает штраф в установленном размере (ст. 165 УЖД и др.). Если вследствие просрочки в доставке произошла порча багажа, возмещение его стоимости производится независимо от уплаты штрафа за просрочку.

.3 Правовое регулирование договора перевозки багажа морским транспортом

По договору морской перевозки багажа перевозчик обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за провоз багажа (п.1 ст. 177 КТМ РФ).

Предметом договора морской перевозки багажа является перевозка багажа и ручной клади в пункт назначения.

Целью рассматриваемого договора является доставка багажа в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозки, обеспечение сохранности багажа и ручной клади. Транспортировка осуществляется судном, под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Сторонами договора являются перевозчик и пассажир.

Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира и багажа.

Перевозчик в случае наличия у пассажира вещей (багажа) обязан доставить в пункт назначения эти вещи (багаж) в целости и сохранности.

Существуют два вида багажа: обычный и каютный. Багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской транспортировки груза, либо животных.

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности за отдельную плату. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем. Каютный багаж включает в себя багаж, который пассажир имеет в своей автомашине или на ней, за исключением определенных случаев, предусмотренных КТМ РФ.

Заключение договора морской перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией (ст. 179 КТМ РФ).

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа <#"center">договор перевозка багаж

Заключение

В данном исследовании была поставлена цель на основании действующего российского законодательства, а так же всестороннего изучения теоретической литературы и практического материала провести комплексный анализ правового регулирования договора перевозки багажа.

По итогам исследования можно прийти к следующим выводам:

Договор перевозки багажа - это соглашение сторон, по которому одна сторона - перевозчик обязуется перевезти багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; а пассажир обязуется уплатить установленную плату за сдачу багажа - и за его провоз.

Договор перевозки багажа - договор реальный, так как с момента сдачи пассажиром багажа к перевозке в пункт назначения, данный договор считается вступившим в силу. Договор перевозки багажа - взаимный и возмездный.

Обязанности по перевозке багажа согласованы с договором перевозки пассажира и оформляется как дополнительное соглашение к договору перевозки пассажира.

Багаж пассажира принимается к перевозке, определяется в грузовой отсек, исключительно по факту предъявления проездного документа - билета.

Целью договора перевозки багажа является доставка багажа в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозки багажа, обеспечение сохранности багажа и ручной клади при перевозке.

Существенными условиями договора перевозки багажа является предмет договора, место и время исполнения обязательства и возмездность.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Ответственность перевозчика за несохранность багажа, а также ручной клади основывается на принципе вины и ограничена их стоимостью. Различие состоит в том, что вина перевозчика в причинении вреда вещам, не сданным в багаж, должна быть доказана. За такие вещи должен отвечать прежде всего пассажир, поскольку предполагается, что они находятся под его контролем. Исключением из этого правила обычно являются случаи, когда вред наступил в результате транспортного происшествия.

Перевозчик несет полную ответственность за своевременную доставку багажа в пункт назначения, ответственность за сохранность багажа, принятого к перевозке. Если по вине перевозчика произошла утрата багажа (полная или частичная), багаж оказался испорченным, то перевозчик несет ответственность, подобную ответственности за несохранность перевозимого груза.

В случае, когда по вине перевозчика произошла просрочка доставки багажа в пункт назначения, повлекшая за собой порчу багажа, то перевозчик и оплачивает штраф за просрочку доставки и полностью возмещает стоимость багажа.

Список используемых источников

Нормативно-правовые акты:

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон [от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32.- ст. 3301.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон [от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 1996.−№ 5. − ст. 410.

. Воздушный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1997. - № 12. - Ст. 1383.

. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон [от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.02.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1999. - № 18. - Ст. 2207.

. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон [от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 170.

. Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: Постановление Правительства РФ [от 02.03.2005 № 111 (ред. от 14.05.2013)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 10. - Ст. 851.

. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»: Приказ Минтранса России [от 28.06.2007 № 82 (ред. от 16.07.2014)] // Российская газета. - 2007. - № 225.

Научная и учебная литература:

8. Выгодянский А.В. Ответственность воздушного перевозчика по договору воздушной перевозки пассажиров и багажа // Юрист. - 2014. - № 6. - С 59-68.

9. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. - М.: Юстицинформ, 2010. - 560 с.

10. Довгополов А.А., Романова Ю.А. Договор железнодорожной перевозки пассажира и багажа: правовая природа, заключение и субъектный состав // Транспортное право. - 2013. - № 1. - С. 30-38.

11. Дудченко А.В. Договор перевозки пассажира и багажа: основные черты и ответственность сторон // Власть Закона. - 2012. - № 2. - С. 130-134.

. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебное пособие. - М., 2009. - 416 с.

. Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. - 2013. - № 9. - С. 17.

14. Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 223 с.

15. Машин В.В. Особенности договора воздушной перевозки пассажира и багажа // Предпринимательское право. - 2013. - № 4. - С. 41-43.

. Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. - 2014. - № 3. - С 41-52.

17. Найденова Н.Ю. Договор перевозки пассажира и багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 6

18. Старицын А.Ю. Транспортная услуга как предмет договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом // Гражданин и право. - 2013. - № 4. - С. 52-56.

. Стригунова Д.П. Договор перевозки пассажира в российском законодательстве // Современное право. - 2012. - № 7. - С. 91-96.

. Тюпа В.В. Договор морской перевозки пассажира, багажа и грузов // Право и экономика. - 2010. - № 11. - С. 99.

Материалы судебной практики:

Похожие работы на - Договор перевозки багажа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!