Основы деятельности Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Коми

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы деятельности Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Коми

Содержание

государственный департамент сыктывкар недропользование

Введение

. Анализ системы органов государственной власти и местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар"

.1 Законодательный орган власти в Республике Коми

.2 Система деятельности органов исполнительной власти

.3 Деятельность Администрации МО ГО "Сыктывкар"

.4 Характеристика деятельности Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Республике Коми

. Организация контроля за исполнением управленческих решений

.1 Особенности государственной контрольной политики Департаментом недропользования

.2 Совершенствование контрольной политики

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Структура Государственного Совета

Приложение 2. Структура Аппарата Государственного совета

Приложение 3. Структура органов исполнительной власти Республики Коми

Приложение 4. Схема структуры органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования на территории Республики Коми

Введение

Учебная практика - это форма учебных занятии в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно - правовых форм. Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.

В соответствии с учебным планом я проходила учебную практику в Департаменте по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по РК в отделе геологии и лицензирования по недропользованию.

Предметом данной практики являются контрольная политика недропользования. В качестве объекта выбран Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по РК.

Цель практики - закрепление, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе деятельности органов государственного и муниципального управления.

Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

. Провести анализ системы органов государственной власти и местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар"

. Рассмотреть особенности государственной контрольной политики Департаментом недропользования, выявить ее проблемы и определить пути совершенствование.

Данная практика дает возможность научиться применять теоретические навыки в реальной работе. Формирование собственных выводов и наблюдений, выявление положительных сторон и недостатков в работе организации и отдела.

1. Анализ системы органов государственной власти и местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар"

.1 Законодательный орган власти в Республике Коми

Принятая 12 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Коми изменили подходы к определению роли и значения законодательной власти в республике, заложили основы реформы всей системы государственной власти.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации.

Способствовал усилению гласности и демократизма работы парламентариев принятый Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Закон очень многогранен. Он регламентирует вопросы, связанные с предоставлением гражданам информации о деятельности органов власти. Это весь комплекс сведений, который позволяет гражданам иметь полную информацию о работе законодательного органа в Коми, в том числе знакомиться через сайт Государственного Совета с проектами законов, находящихся на рассмотрении депутатов и пояснительными записками к ним. Доступ населения к информации о деятельности законодательного органа и получение обратной связи от граждан определяет, насколько эффективны законодательные решения парламентариев и в правильном ли направлении реализуется законотворческий процесс. В связи с этим становится очевидной актуальность постановления Государственного Совета о порядке присутствия граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях республиканского парламента. В Государственном Совете Республики Коми организована телетрансляция непосредственно из зала заседания в специально оборудованном помещении.

В 2010 г. был принят один важный закон - "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете Республики Коми, при освещении их деятельности общедоступным телеканалом и радиоканалом". В соответствии с указанным Законом учёт объёма эфирного времени осуществляется Избирательной комиссией Республики Коми; для установления результатов учёта объёма эфирного времени создана Рабочая группа, в состав которой вошли представители четырёх парламентских партий, Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, телеканала "Юрган" и "Коми народного радио".

Правовыми основами деятельности Государственного Совета РК являются Конституция Республики Коми, Закон Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми"; Закон Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми", Регламент Государственного Совета Республики Коми.

В статье 71 Конституции РК сказано, что Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет. Порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 72 Конституция Республики Коми определяет, что Государственный Совет Республики Коми осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета. Заседания Государственного Совета Республики Коми являются открытыми за исключением случаев, установленных федеральными законами, законодательством Республики Коми и Регламентом Государственного Совета Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми образует комитеты, иные органы Государственного Совета Республики Коми. Образование, формирование, деятельность Государственного Совета Республики Коми, его полномочия и ответственность основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми. Порядок деятельности органов Государственного Совета Республики Коми определяется законами Республики Коми, Регламентом Государственного Совета Республики Коми, а также может определяться положениями об этих органах.

В статье 75 Конституция Республики Коми определено, что право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета Республики Коми, комитетам Государственного Совета Республики Коми, Председателю Государственного Совета Республики Коми, Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми, прокурору Республики Коми, Конституционному Суду Республики Коми, представительным органам муниципальных образований, межрегиональному общественному движению "Коми войтыр", членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми. Президиум, постоянные, временные комиссии Государственного Совета Республики Коми обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

В Законе Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми" выделяются три основные функции Государственного Совета: законодательная, представительная и контрольная.

Законодательная деятельность - один из основополагающих видов государственной деятельности при осуществлении государством своих функций. Государственный Совет имеет существенное значение для социально-экономического и политического развития региона. Анализ законодательства свидетельствует о том, что самые главные законы, принятые Государственным Советом IV созыва, связаны с людьми, их жизнью, бытом, здоровьем, второе направление - с созданием условий для развития экономики и социальной сферы республики.

Деятельность Государственного Совета направлена на формирование законодательства, определяющего приоритетные направления развития инвестиционной сферы региона. Законодательной базой республики определены государственные формы поддержки инвестиционной деятельности. Депутаты работают над совершенствованием мер, направленных на снижение инвестиционных рисков, формирование эффективной системы льготного налогообложения, на подготовку кадастра инвестиционных площадок республики.

Государственный Совет созыва принял ряд общественно значимых законов: "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Коми", "Об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции". Перед принятием этих законов проводились общественные слушания в различных форматах. Государственный Совет оперативно реагировал на мнение общественности при доработке проектов законов.

Таким образом, ключевыми направлениями законотворческой деятельности Госсовета Республики Коми являются: качество жизни, семейная политика, развитие местного самоуправления, вопросы природопользования и экологии, эффективность работы органов власти и институтов гражданского общества.

Контрольная функция Парламента республики сегодня - это довольно широкий круг полномочий, утверждение кандидатуры на пост Главы республики, министров Правительства республики, подотчётность Парламенту Правительства республики, других государственных исполнительных органов власти республики. Новое в контрольной деятельности Госсовета - это ежегодный отчёт Главы Республики Коми. Наличие такой контрольной функции, которая сегодня активно подкреплена организационно-правовым механизмом, позволяет Госсовету республики быть полноценной и полноправной ветвью государственной власти.

Заметные положительные сдвиги произошли в работе Государственного Совета республики в представительской деятельности. Эффективное осуществление представительских функций Парламента осуществлялось в работе Госсовета, депутатского корпуса с избирателями. Был принят ряд законов. Закон об участии населения республики в заседаниях Госсовета республики, Закон об информационной деятельности Госсовета республики. Прочно вошли в практику Госсовета республики выездные заседания Президиума Госсовета, "День депутата", Парламентские слушания, "круглые столы", отчёты депутатов перед избирателями, депутатские приёмы избирателей по личным вопросам. Существующая в Парламенте практика работы депутатского корпуса, Госсовета с избирателями позволяет принимать более значимые республиканские законы по решению проблем жителей республики.

В ст. 8 Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми" определены полномочия Государственного Совета. Полномочия Государственного Совета устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми, настоящим Законом и иными законами Республики Коми.

Законом Республики Коми: утверждается республиканский бюджет Республики Коми и отчет о его исполнении, представленные Главой Республики Коми; в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Коми; утверждается программа социально-экономического развития Республики Коми, представленная Главой Республики Коми; устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Коми, а также порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Коми и отчеты об их исполнении; устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Республики Коми, в том числе долями (паями, акциями) Республики Коми в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; утверждаются заключение и расторжение договоров Республики Коми; устанавливается порядок проведения выборов в Государственный Совет, а также порядок назначения и проведения референдума Республики Коми; устанавливаются порядок проведения выборов Главы Республики Коми и порядок отзыва Главы Республики Коми; устанавливается административно-территориальное устройство Республики Коми и порядок его изменения; устанавливается система органов исполнительной власти Республики Коми; распускается представительный орган муниципального образования в случаях и порядке, установленных федеральным законом; устанавливается порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Коми; устанавливаются государственные награды и почетные звания Республики Коми; регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми к ведению и полномочиям Республики Коми.

Постановлением Государственного Совета: принимается Регламент и решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета; оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Главы Республики Коми; оформляется избрание представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Государственного Совета, а также рассмотрение вопросов, связанных с назначением представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Коми; назначаются на должность судьи Конституционного Суда Республики Коми; назначаются на должность мировые судьи Республики Коми; назначаются представители общественности в квалификационную коллегию судей Республики Коми, половина членов Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса и десять членов Общественной палаты Республики Коми; назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Республике Коми; оформляется избрание Председателя Государственного Совета Республики Коми, заместителей Председателя Государственного Совета Республики Коми, председателей или руководителей комитетов, иных органов Государственного Совета и их заместителей, а также назначение Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми, его заместителя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Коми; согласовываются предложения, внесенные Главой Республики Коми по назначению на должность Председателя Правительства Республики Коми, министра финансов Республики Коми, представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в международных организациях и на территориях иностранных государств; оформляются решения, связанные с кадрами судебных и правоохранительных органов, назначением прокурора Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначаются выборы в Государственный Совет; назначаются выборы Главы Республики Коми, голосование по отзыву Главы Республики Коми; назначается референдум Республики Коми; оформляется решение о недоверии (доверии) Главе Республики Коми, министру финансов Республики Коми на основаниях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми; утверждается соглашение об изменении границ Республики Коми одобряется проект договора о разграничении полномочий; оформляется решение об обращении к Главе Республики Коми или в органы исполнительной власти Республики Коми с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в издаваемые ими акты либо об их отмене, либо об обжаловании указанных актов в судебном порядке; оформляется решение об обращении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; оформляется решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми; принимается решение по вопросам, связанным с депутатской этикой; осуществляется толкование законов Республики Коми; утверждается примерная программа нормотворческой и контрольной деятельности Государственного Совета; оформляется решение о принятии закона, а также о принятии либо отклонении проекта закона; оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми к ведению и полномочиям Государственного Совета.

В Законе "О Государственном Совете Республики Коми" закрепляются полномочия органов Государственного Совета при проведении контрольных мероприятий. Предусматриваются основные формы контрольной деятельности Государственного Совета: заслушивание (рассмотрение) и утверждение отчётов; направление запросов Государственного Совета; рассмотрение информации об исполнении законов и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Советом; осуществление государственного финансового контроля Контрольно-счётной палатой Республики Коми, образуемой Государственным Советом.

Закрепляются основы взаимодействия Государственного Совета с Главой Республики Коми, Правительством Республики Коми, иными органами исполнительной власти Республики Коми, территориальными федеральными органами власти, органами местного самоуправления в Республике Коми, общественными объединениями. Закрепляется право участия Государственного Совета в межпарламентских ассоциациях и иных объединениях.

Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, а также заседаний Комитетов. Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей.

Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" определяет права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми, предусматривает основные правовые, социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности и порядок обеспечения депутатской деятельности.

Закон Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и в референдумах Республики Коми, местных референдумах.

Регламент Государственного Совета Республики Коми - нормативный правовой акт, определяющий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми порядок деятельности Государственного Совета Республики Коми, его органов, должностных лиц, а также порядок реализации в Государственном Совете Республики Коми права законодательной инициативы органами и лицами, обладающими таким правом.

В соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Структура государственного совета представлена в приложении 1.

В состав Государственного совета входит Аппарат Государственного совета РК. Структура Аппарата Государственного Совета представлена в приложении 2.

Аппарат является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, расчетные и текущие счета в банках, круглую печать с изображением Государственного герба Республики Коми.

Основными задачами Аппарата в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Коми "О положении об Аппарате Государственного Совета Республики Коми" определены основные задачи и функции Аппарата Государственного Совета Республики Коми: правовое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Государственного Совета, его органов и депутатов Государственного Совета; документационное, организационное и информационно-технологическое обеспечение деятельности Государственного Совета, его органов и депутатов Государственного Совета; финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности Государственного Совета; обеспечение защиты государственной тайны, персональных данных и конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации

В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми, федеральными законами и законами Республики Коми, Регламентом и иными правовыми актами Государственного Совета и Положением об Аппарате Государственного Совета Республики Коми.

Общее руководство деятельностью Аппарата осуществляют Председатель Государственного Совета Республики Коми, в его отсутствие - один из заместителей Председателя Государственного Совета Республики Коми в соответствии с распределением обязанностей, а непосредственное руководство деятельностью Аппарата - Руководитель Аппарата Государственного Совета Республики Коми.

Аппарат в своей деятельности подотчетен Государственному Совету. Аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми и иными органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Государственный Совет Республики Коми способствует формированию современного парламента нового типа, имеющего реальные властные полномочия для решения социальных и экономических задач, стоящих перед Республикой Коми. Государственный Совет Республики Коми - неотъемлемая часть политической системы региона, площадка для выработки и принятия важнейших решений развития республики.

.2 Система деятельности органов исполнительной власти

На основании ст.80 Конституции исполнительную власть в Республике Коми осуществляют Глава Республики Коми и возглавляемое им Правительство. Таким образом, законодатель выделил, дистанцировал Главу Республики Коми от Правительства. Это несколько напоминает американский вариант организации исполнительной власти в стране.

В статье 1 Конституции РК сказано, что Главой государства Коми является Глава Республики Коми. Он избирается гражданами Республики Коми на 5 лет путем народного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Голосование является тайным. Главой может быть избран гражданин Республики Коми, достигший 30-летнего возраста и обладающий избирательным правом.

Полномочия Главы Республики Коми изложены в ст. 85 Конституции Республики Коми. Политическая роль Главы Республики Коми сформулирована в п. 1 этой статьи, который гласит: "Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории". Как высший представитель Республики Коми вовне он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений и в отношениях между субъектами Российской Федерации.

Закон Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" в соответствии с Конституцией Республики Коми определяет правовую основу деятельности Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми и органов исполнительной власти Республики Коми, а также устанавливает систему органов исполнительной власти Республики Коми.

Статья 1 Закона определяет, что Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и органы исполнительной власти Республики Коми осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми, настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Коми.

В Статье 2 сказано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами деятельность Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми и органов исполнительной власти Республики Коми осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми; самостоятельное осуществление органами государственной власти Республики Коми принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления в Республике Коми.

В статье 3 указано, что Должностными лицами, замещающими государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми являются: Глава Республики Коми; Председатель Правительства Республики Коми; заместитель Главы Республики Коми; заместители Председателя Правительства Республики Коми; Руководитель Администрации Главы Республики Коми; Руководитель Аппарата Правительства Республики Коми; постоянный представитель Республики Коми при Президенте Российской Федерации; представитель Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации; руководители иных органов исполнительной власти Республики Коми - министерств, служб, агентств, комитетов, управлений, инспекций; руководители государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми; руководители государственных органов Республики Коми, образованных Правительством Республики Коми; член Правительства Республики Коми, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе; главный советник Председателя Правительства Республики Коми; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми; Уполномоченный по правам человека в Республике Коми.

В Статье 5 указано, что в систему органов исполнительной власти Республики Коми входят: Правительство Республики Коми, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми; Администрация Главы Республики Коми; Аппарат Правительства Республики Коми; представительства Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, на территориях иностранных государств, образованные в качестве органов исполнительной власти Республики Коми; иные органы исполнительной власти Республики Коми - министерства, службы, агентства, комитеты, управления, инспекции (Полная структура исполнительной власти представлена в приложении 3).

В Статье 6 определено, что Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми.

В соответствии с Постановлением правительства РК "Об Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми" Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, оказывающим содействие Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми в реализации их полномочий и обеспечивающим организацию контроля за исполнением органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, решений (поручений) Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми.

Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми, а также Положением "Об Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми".

В соответствии с Положением о Постоянном Представительстве Республики Коми при Президенте Российской федерации Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов социально-экономического, общественно-политического, культурного, научно-технического развития республики. Представительство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, а также Положением "о Постоянном Представительстве Республики Коми при Президенте Российской федерации".

В соответствии с Положением о Представительстве Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации - государственный орган Республики Коми, учреждаемый для представления интересов Республики Коми, обеспечения постоянного и оперативного взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с федеральными органами государственной власти Северо-Западного федерального округа, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, по вопросам, представляющим интерес для Республики Коми.

Министерства осуществляют руководство порученными им сферами деятельности, несут ответственность за решение задач, отнесенных к их компетенции. В пределах своей компетенции они издают акты (приказы, инструкции) на основе и во исполнение законов Российской Федерации и Республики Коми, актов Президента Российской Федерации, Главы Республики Коми, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты министерств Республики Коми могут быть отменены Главой Республики Коми в случае их противоречия Конституции Республики Коми, законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми.

Кроме министерств, в систему органов исполнительной власти Республики Коми входят: Службы Республики Коми; Агентства Республики Коми; Комитеты Республики Коми; Управления Республики Коми

Образование, формирование, порядок деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, их полномочия и ответственность основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

При осуществлении своих полномочий органы исполнительной власти Республики Коми тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти Российской Федерации. Они входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам: находящимся в ведении Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми; находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми; переданным Республикой Коми в ведение Российской Федерации в соответствии с договорами (соглашениями); переданным Российской Федерацией в ведение Республики Коми в соответствии с договорами (соглашениями).

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также их территориальные структуры в Республике Коми, осуществляя на территории Республики Коми собственные функции по руководству конкретной отраслью управления, межотраслевого регулирования, контрольные, разрешительные или надзорные функции, действуют в соответствии с законами и положениями об этих органах, а также в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, договорами (соглашениями) Российской Федерации к Республики Коми, касающимися вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Коми. Правительство Российской Федерации и подведомственные ему органы не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органов исполнительной власти Республики Коми. Разногласия, возникающие между органами исполнительной власти Республики Коми и федеральными органами исполнительной власти, разрешаются путем согласительных процедур или в судебных органах в установленном законом порядке.

.3 Деятельность Администрации МО ГО "Сыктывкар"

Законом Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" образовано единое муниципальное образование городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией, имеющее статус городского округа (в редакции решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 24.04.2007 г. №1/04-21).

Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар" является самостоятельным муниципальным образованием в составе Республики Коми и не входит в состав других муниципальных образований. На территории городского округа местное самоуправление осуществляется в объеме, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим Уставом, исходя из интересов жителей города, исторических и иных местных традиций.

В состав единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией входят город республиканского значения Сыктывкар, поселки городского типа Верхняя Максаковка, Краснозатонский, Седкыркещ, поселки сельского типа Верхний Мыртыю, Выльтыдор, Трехозерка. Муниципальное образование городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией имеет статус городского округа. В целях наиболее эффективной организации муниципального управления на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" выделен Эжвинский район.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Коми, законы и иные нормативные правовые акты Республики Коми, настоящий Устав, решения принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

Формами участия населения городского округа в решении вопросов местного значения являются местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления городского округа (в редакции решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 24.04.2007 №1/04-21).

Структуру органов местного самоуправления составляют: Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - председатель Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата городского округа. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Коми, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Республики Коми. В систему муниципальных правовых актов входят: Устав муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; правовые акты, принятые на местном референдуме; решения Совета городского округа; постановления и распоряжения главы городского округа - председателя Совета городского округа; постановления и распоряжения администрации городского округа (в редакции решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 04.06.2010 №32/06 - 571); предписания Контрольно-счетной палаты городского округа; распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты городского округа; правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принимаемые в форме распоряжений и (или) приказов; Устав городского округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа; иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является представительным органом муниципального образования городского округа "Сыктывкар". Срок полномочий Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - четыре года.

Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обладает правами юридического лица, имеет печать и штампы со своим наименованием, бланки со своими реквизитами, счет в соответствующем уполномоченном органе и является получателем бюджетных средств (в редакции решения Совета МО ГО "Сыктывкар" от 06.10.2006 №30/10 - 490).

Основанием для государственной регистрации Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является протокол заседания Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", содержащий решение о наделении Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" правами юридического лица.

Совет городского округа является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет аппарат для обеспечения своей деятельности.

Структуру Совета города составляют: председатель Совета города; заместители председателя Совета города; секретарь Совета города; президиум Совета города; счетная комиссия; постоянные комиссии; аппарат Совета города. Временные комиссии утверждаются решениями Совета города.

Глава городского округа - председатель Совета городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава городского округа - председатель Совета городского округа избирается на первом заседании Совета из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета городского округа.

Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрацией городского округа на принципах единоначалия руководит глава администрации городского округа.

Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, настоящим Уставом, решениями Совета городского округа, постановлениями и распоряжениями главы городского округа - председателя Совета городского округа и иными правовыми актами муниципального образования.

Структура администрации городского округа состоит из: главы администрации городского округа; первых заместителей главы администрации городского округа; заместителей главы администрации городского округа; отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа и их подразделений. Структура администрации городского округа утверждается Советом городского округа по представлению главы администрации городского округа.

Избирательная комиссия городского округа "Сыктывкар" является коллегиальным органом, формируемым в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Коми в целях обеспечения, реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в городском округе. Избирательная комиссия городского округа организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов Совета городского округа, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Полномочия и порядок деятельности муниципальной избирательной комиссии определяются законодательством и положением, утверждаемым Советом городского округа.

Контрольно-счетная палата городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом городского округа и подотчетна ему. Контрольно-счетная палата городского округа является юридическим лицом и действует на основании Положения о Контрольно-счетной палате городского округа, утвержденного Советом городского округа. В пределах своей компетенции Контрольно-счетная палата городского округа обладает организационной и функциональной независимостью. В своей деятельности Контрольно-счетная палата городского округа руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и республиканским законодательством, настоящим Уставом, правовыми актами Совета городского округа и Положением о Контрольно-счетной палате городского округа. Контрольно-счетная палата городского округа состоит из председателя, заместителя председателя и аппарата Контрольно-счетной палаты. Структура и штатная численность Контрольно-счетной палаты городского округа утверждаются Советом городского округа

Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МО ГО "Сыктывкар" и иными правовыми актами муниципального образования. Работа администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар охватывает стратегические сферы жизнедеятельности города.

На территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" реализуется административная реформа, нацеленная на следующие результаты.

Предоставление полной и достоверной информации о государственных и муниципальных услугах, а также предоставление данных услуг в электронном виде и систематизация информации.

Развитие службы "одного окна" с целью упрощения получения населением услуг, повышения скорости обслуживания, возможности получения одновременно несколько взаимосвязанных услуг.

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общества, а также общественных институтов.

Повышение качества предоставления услуг, а именно:

минимизация затрат времени и иных ресурсов получателей муниципальной услуги;

минимизация действий и количества документов, требуемых от получателей муниципальной услуги;

возможности виртуального (заочного) обращения для получения услуги.

Повышение эффективности работы органов местного самоуправления, отраслевых, функциональных органов администрации за счет внедрения системы электронного документооборота. Противодействие коррупции/

.4 Характеристика деятельности Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Республике Коми

Управление по недропользованию по Республике Коми, сокращенное наименование - Коминедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Республики Коми и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Республике Коми приказом Федерального агентства по недропользованию от 13.08.2004 №45.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 №58 переименовано в Управление по недропользованию по Республике Коми. Структура представлена в приложении 4.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию и Положением об управлении по недропользованию по Республике Коми

Управление осуществляет свою деятельность на территории Республики Коми во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром природных ресурсов Российской Феде­рации по представлению Руководителя Федерального агентства по недропользованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Коминедра организует: государственное геологическое изучение недр; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Коминедра осуществляет:

предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застрой­ки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользо­вания участками недр.

принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукцио­нов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти Республики Коми.

принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование не­драми.

внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых в соответствии с компетенцией.

ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, пре­доставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.

выдачу свидетельств об установлении факта открытия месторождений полезных ископаемых в установленном порядке.

участвует в осуществлении ведения государственного мониторинга состояния недр.

участвует в подготовке программ геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы и организует их выполнение.

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций.

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные законодательством сроки.

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

обеспечивает мобилизационную подготовку Управления, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке.

организует профессиональную подготовку государственных служащих, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в результате деятельности Управления.

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Управления.

Управление осуществляет представление в установленном порядке в федеральное агентство по недропользованию различных материалов

Управление направляет в ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу" на хранение, обработку и систематизацию информацию, связанную с геологическим изучением, использованием и экономической оценкой участков недр.

Практика проходила в отделе геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Северо-Западному округу по РК. Положение об отделе и должностной регламент начальника отдела представлены в приложении 5 и 6.

2. Организация контроля за исполнением управленческих решений

.1 Особенности государственной контрольной политики Департаментом недропользования

В настоящее время полномочия регионов по управлению недрами, включая и участие их в геологическом изучении своих территорий, кроме общераспространенных полезных ископаемых переданы на федеральный уровень. В связи с перманентной реорганизацией системы управления и контроля недропользования и отстранением от этого процесса региональных органов власти создается опасность снижения уровня администрирования законодательства и управляемости в области недропользования.

Конкурсная система доступа к недрам заменена преимущественно аукционной формой. В итоге существенно изменена концепция недропользования. Надо признать в область недропользования пришел бизнес, обладающий только финансовыми средствами. При этом он не имеет никакого представления о недропользовании, нормативно-правовых актах регламентирующих эту область деятельности, что ставит под угрозу выполнение задач по обеспечению рационального, комплексного использования и охраны недр.

Проведя исследование по фактам нарушений в сфере недропользования по Северно-Западному округу было выяснено, что к административному штрафу привлечено 23 предприятий. Общая сумма наложенных штрафов составила 417 тыс. руб. в том числе на: ООО СПК "Темп-Дорстрой", ОАО "Северная нефть", ООО "Лукойл-Коми и др.

Характер нарушений, установленный при проверках: не выполнение обязательств перед государством по уровням объёмов добычи полезного ископаемого и по срокам начала геологоразведочных работ, подготовки проектных документов и проведению экспертизы запасов, срокам ввода месторождений в эксплуатацию и др.

Серьезные нарушения выявлены при анализе выполнения технологических показателей проектов разработки месторождений: по объёмам эксплуатационного бурения, по действующему фонду эксплуатационных и нагнетательных скважин, по срокам начала системы поддержания пластового давления, по вводу новых скважин и др. (ООО "Экотех", ООО "Мичаюнефть", ООО "ВиК", ООО "Севергазпром", ООО "Нефтегазпромтех").

Более радикальной мерой административного воздействия к нарушителям является решение о приостановке, ограничении производственной деятельности предприятий-недропользователей. Досрочно прекращено право пользования недрами предприятий ООО "Тэбук-УНГ" и ООО "ЮС".

Приведенные факты свидетельствуют о том, что нарушения в сфере недропользования выражаются не получением конкретных объемов минерально-сырьевых ресурсов, не предоставлением дополнительных рабочих мест, не зачислением финансовых средств во все уровни бюджетов и т.д., что негативно влияют на результаты решения социальных, экономических и экологических задач.

В связи с этим было проведен анализ государственной контрольной политики недропользования

Важным средообразующим институтом контрольной политики недропользования является структура и внутренняя организация отношений органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования.

Органы контрольно-надзорной деятельности являются институтами государства, которые, реализуя свои полномочия на основе взаимодействия, добиваются решения важной задачи - повышения эффективности недропользования. Это достигается путем обеспечения соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Из этого следует, что все субъекты отношений недропользования и, прежде всего, институты контрольно-надзорной деятельности должны отвечать требованию решаемых задач с точки зрения структурной и организационной их составляющей. К сожалению, сегодня, данные требования не в полной мере отвечают истинному положению.

Рассмотрим действующую структуру и внутреннюю организацию отношений институтов контрольно-надзорной деятельности на территории Республики Коми. Как проиллюстрировано на схеме (рис. 2), действующая структура институтов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования представлена на всех уровнях - на федеральном, окружном (межрегиональном), региональном (субъект Российской Федерации) и муниципальном уровнях, это четырехзвенная структура (Приложение 4).

На федеральном уровне - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роприроднадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.

В пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства (МПР России), осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы.

На окружном (межрегиональном) уровне - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-западному федеральному округу, который контролирует и координирует деятельность Управления Росприроднадзора по Республике Коми.

На региональном уровне - Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Коми и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды РК). С точки зрения реалистичности это наиболее важный для решения социально-экономических и экологических задач уровень контрольно-надзорной деятельности.

Более 71% проверок недропользователей проведенных Коминедрами были совместными с иными федеральными и республиканскими органами исполнительной власти и правоохранительными органами (Печорское межрегиональное управление Ростехнадзора, УФНС России по Республике Коми, Минприроды Республики Коми и др.).

На муниципальном уровне - комитеты по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее Комитеты). Комитет является территориальным органом Минприроды Республики Коми и осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции деятельность по реализации полномочий в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, иных природных объектов и охраны окружающей среды на территории муниципального образования.

Таким образом, действующая структура органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования тяжеловесная и не отвечает Концепции административных реформ проводимых в России, с точки зрения, ее оптимальности на всех уровнях контрольной вертикали. Это объясняется тем, что в структуре органов контрольно-надзорной деятельности подведомственной МПР России имеется Департамент Росприроднадзора по федеральному округу, который является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющий свои полномочия на территории соответствующего федерального округа. Таких органов в целом по Российской Федерации семь (около 300 человек).

В соответствии с полномочиями Департамент, осуществляет общее руководство и координирует взаимодействие Управлений Росприроднадзора по субъектам Федерации в федеральном округе, координирует и контролирует деятельность управлений Росприроднадзора, осуществляющих контроль и надзор. Однако реализация указанных полномочий сводятся в переадресации информации о состоянии контрольно-надзорной деятельности Управлений по субъектам федерации в центральный аппарат Росприроднадзора и в обратном порядке.

Принимая во внимание, что сегодня существует система электронных технологий по передаче сведений, существование Департамента, как структуры дублирующей передачу информации в центр ничем не оправдано. Причем на практике Росприроднадзор направляет запросы о состоянии контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне непосредственно в Управления. Департамент, как территориальная подконтрольная структура Росприроднадзора, также требует от Управлений предоставления той же информации, при этом существенно сокращается время исполнения. Такая внутренняя организация взаимодействия подведомственных территориальных структур Росприроднадзора не позволяет государственным инспекторам Управления более качественно готовить запрашиваемую информацию. повышать действенность контрольно-надзорной деятельности, через увеличение количества проверок недропользователей на местах, значительно больше выделять времени для анализа материалов проверок, принятия организационных мер и квалифицированных решений, направленных на устранение нарушений и причин их вызывающих.

Более того, на "обслуживание" деятельности Департамента тратятся немалые материальные и финансовые ресурсы Управления Росприроднадзора по субъекту федерации, которые жестко лимитированы на год. Из выше изложенного, напрашивается очевидный вывод - в структуре органов Росприроднадзора действует территориальное подразделение межрегионального уровня - Департамент, в котором нет необходимости.

Вместе с тем, на муниципальном уровне отсутствует служба контроля в области природопользования и охраны окружающей среды местного самоуправления. А именно на поднадзорной муниципальной власти территории происходит процесс недропользования и защищаются конституционные права граждан на благоприятную для проживания окружающую природную среду.

Проблемы несовершенства структуры органов контрольно-надзорной деятельности и внутренней их организации не новы. На протяжении последних лет они обсуждалась на различных уровнях научно-практических форумов и совещаниях специалистов, однако практических шагов по решению этих назревших проблем так и не последовало.

Из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

несовершенство структуры и организации взаимодействия институтов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования на каждом определенном уровне вызывает комплекс проблем в достижении законности и эффективности недропользования, которые негативно оцениваются обществом и приводят к социальным и эколого-экономическим потерям;

оптимизация института контрольно-надзорной деятельности предполагает упразднение Департамента на окружном (межрегиональном) уровне и создание службы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды местного самоуправления на муниципальном уровне;

для достижения более значимых социальных и эколого-экономических результатов, необходимо повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий предварительного (упреждающего) и оперативного этапов, за счет сокращения времени затрачиваемого инспекторами на подготовку ответов по "дублирующим" запросам Департамента;

закрепление за органами федерального уровня функций стратегического планирования контроля недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также полномочий по осуществлению федерального надзора за исполнением недропользователями, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов в области недропользования является важнейшей задачей времени.

Серьезные проблемы в контрольно-надзорной деятельности в области недропользования связаны, по сути, отсутствием методик и инструкций по организации и проведению контроля и надзора. До настоящего времени не разработаны методики по расчету ущерба наносимого компонентам природной среде в результате эксплуатации недр. Отсутствуют полноформатные рекомендации по оформлению результатов контроля и надзора. Действующая форма отчетности контрольно-надзорной деятельности в области природопользования не отражает весь спектр полномочий Департамента по недропользованию. Так, отсутствует отчетность о государственном земельном контроле и порядке предоставления информации от недропользователей о состоянии геологического изучения недр. Все это не способствует формированию реальной контрольной политики недропользования, вследствие чего нарушаются права граждан и юридических лиц, снижается эффективность управления и контроля недропользования.

Таким образом, совершенствование правового обеспечения контрольной политики недропользования по-прежнему задача актуальная. При этом состояние общей стратегической неопределенности, несогласованности, противоречивости и неурегулированности в развитии государственной политики по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы России на долгосрочную перспективу осложняет процесс совершенствования законодательства.

2.2 Совершенствование контрольной политики

Центральное место при совершенствовании законодательства должны занять аспекты, касающиеся:

сохранения преемственности базовых принципов недропользования, на которых сформировался и развивается современный минерально-сырьевой комплекс, исходя из его ведущей роли в экономическом развитии страны;

закрепления концептуального положения в отношении государственной собственности на недра; платности и срочности пользования недрами; состязательности за право пользования недрами (аукционы, конкурсы); оценки минерально-сырьевых ресурсов и запасов полезных ископаемых и постановки их на государственный учет, создания и ведения единой системы информации о минерально-сырьевых ресурсах;

полноты, комплексности и рациональности использования недр;

оптимизации способов и форм предоставления права на пользование недрами на основе сочетания административно-правовых и гражданско-правовых отношений (лицензии и договора-аренды), требований к содержанию лицензий на различные виды пользования недрами. Конкретизацией исчерпывающего перечня лицензионных и договорных условий (освободить их от излишних условий), при соблюдении основных гарантий государства, действовавших на момент выдачи лицензии;

содержания критериев применения аукционных и конкурсных форм предоставления права пользования недрами и выявления победителей, на заключение соглашений о разделе продукции, установления критерий допуска недропользователей к участию в конкурсах и аукционах на право пользования недрами, в зависимости от показателя обеспеченности ресурсами и выполнения исчерпывающего перечня условий по ранее выданным лицензиям;

усиления системы государственного управления, регулирования и контроля, включая регламентацию отчетности, установленных технологических нормативов недропользования и др.;

установления системы административных и экономических стимулов, направленных на восполнение минерально-сырьевой базы, применения ресурсосберегающих технологий, рационального и комплексного использования недр;

закрепления участия в управлении и контроле недропользования трех уровней власти: федерального, регионального, местного;

уточнения порядка приостановки, ограничения и досрочного прекращения права пользования недрами;

в области учета и мониторинга недропользования уточнения объема показателей и периодичности государственной и отраслевой статистической отчетности.

Важным шагом по созданию действенной правовой среды контрольной политики недропользования является оперативная разработка подзаконных актов, необходимых для реализации положений закона о недрах, корректировка действующих стандартов, норм и правил в области недропользования и охраны окружающей среды.

Необходимо разработать и внедрить регламенты, обеспечивающие тесное взаимодействие субъектов отношений в сфере контроля недропользования на федеральном, региональном и местном уровнях, что позволит повысить результативность принимаемых мер в защиту окружающей природной среды и обеспечения рационального недропользования

Важным моментом является формирование и введение в банк данных сведения о предприятиях-нарушителях в сфере недропользования для осуществления мониторинга за выполнением взятых ими обязательств перед государством, исполнением предписаний контрольно-надзорных органов и своевременным устранением нарушений, что повысит эффективность недропользования.

Необходимо также создать систему информационных потоков о состоянии пользования недрами охватывающей все уровни структуры контроля и надзора, для обеспечения исполнительной власти, гражданских институтов достоверными и своевременными данными, что позволит последним принимать правильные решения по реализации государственной контрольной политики недропользования и понимать суть проводимой политики недропользования бизнесом.

Учитывая природно-ресурсную особенность Республики Коми необходимо рассмотреть вопрос о создании единого института контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, который бы вырабатывал и реализовал контрольную политику с учетом региональных особенностей.

Необходимо преобразовать четырехзвенную систему структуры органов контрольно-надзорной деятельности в трехзвенную, упразднив структуру на межрегиональном уровне, как не оказывающей положительного действия на контрольно-надзорную деятельность, выполняющей "посредническую" миссию связанную с передачей информации о деятельности территориальных Управлений Росприроднадзора по субъектам федерации в центральный аппарат Росприроднадзора.

Государственная контрольная политика недропользования должна вырабатываться на основе научно обоснованной государственной политики недропользования и развития минерально-сырьевой базы России, разработка которой является важнейшей задачей органов государственной власти.

Заключение

В результате написания отчета по учебной практике был проведен анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также исследованы особенности процесса особенности государственной контрольной политики Департаментом недропользования, выявлены проблемы и определены пути решения данных проблем

Анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления показал, что законодательный орган государственной власти в РК формируется с учетом основополагающих конституционных требований, принимает законы и другие правовые акты, реально обеспечивающие интересы граждан, контролирует соблюдение законов и деятельность исполнительной власти и имеет достаточные полномочия в осуществлении своих задач.

Исполнительную власть в Республике Коми осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им Правительство, а также органы исполнительной власти Республики Коми, подчинённым Главе Республики Коми: Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации; Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации; Министерства Республики Коми; Службы Республики Коми; Агентства Республики Коми; Комитеты Республики Коми; Управления Республики Коми. При осуществлении своих полномочий органы исполнительной власти Республики Коми тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти Российской Федерации.

Местные представительные органы власти осуществляют функции в объеме собственной компетенции в соответствии с законом. Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар" является самостоятельным муниципальным образованием в составе Республики Коми и не входит в состав других муниципальных образований. Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования. Избирательная комиссия городского округа "Сыктывкар" является коллегиальным органом, формируемым в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Коми в целях обеспечения, реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в городском округе.

Управление по недропользованию по Республике Коми, сокращенное наименование - Коминедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Республики Коми и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Республике Коми

Коминедра организует: государственное геологическое изучение недр; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Проведя исследование по фактам нарушений в сфере недропользования по Северно-Западному округу было выяснено, что многие предприятия нарушают правила недропользования, в связи с этим было проведен анализ государственной контрольной политики недропользования

В ходе анализа были сделаны следующие выводы:

несовершенство структуры и организации взаимодействия институтов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования на каждом определенном уровне вызывает комплекс проблем в достижении законности и эффективности недропользования, которые негативно оцениваются обществом и приводят к социальным и эколого-экономическим потерям;

оптимизация института контрольно-надзорной деятельности предполагает упразднение Департамента на окружном (межрегиональном) уровне и создание службы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды местного самоуправления на муниципальном уровне;

для достижения более значимых социальных и эколого-экономических результатов, необходимо повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий предварительного (упреждающего) и оперативного этапов, за счет сокращения времени затрачиваемого инспекторами на подготовку ответов по "дублирующим" запросам Департамента;

закрепление за органами федерального уровня функций стратегического планирования контроля недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также полномочий по осуществлению федерального надзора за исполнением недропользователями, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов в области недропользования является важнейшей задачей времени.

Важным шагом по созданию действенной правовой среды контрольной политики недропользования является оперативная разработка подзаконных актов. Необходимо разработать и внедрить регламенты, обеспечивающие тесное взаимодействие субъектов отношений в сфере контроля недропользования на федеральном, региональном и местном уровнях. Важным моментом является формирование и введение в банк данных сведения о предприятиях-нарушителях в сфере недропользования. Необходимо также создать систему информационных потоков о состоянии пользования недрами охватывающей все уровни структуры контроля и надзора, для обеспечения исполнительной власти, гражданских институтов достоверными и своевременными данными. Учитывая природно-ресурсную особенность Республики Коми необходимо рассмотреть вопрос о создании единого института контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды. Необходимо преобразовать четырехзвенную систему структуры органов контрольно-надзорной деятельности в трехзвенную, упразднив структуру на межрегиональном уровне, как не оказывающей положительного действия на контрольно-надзорную деятельность, выполняющей "посредническую" миссию связанную с передачей информации о деятельности территориальных Управлений Росприроднадзора по субъектам федерации в центральный аппарат Росприроднадзора.

Библиографический список

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. - 1993. - №237.

.        Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999. №184-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №20.

.        О государственной службе Республики Коми: Закон Республики Коми от 25.03.96 г. №12-РЗ (ред. от 06.10.2006) // Республика. - 2006. - №62.

.        Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми: Закон Республики Коми от 08.02.2002. №24-РЗ (ред. от 07.10.2013 №94-РЗ) // Республика. - 2013. - №22.

.        О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми: Закон Республики Коми от 05.03.2005 года №11-РЗ // Региональное законодательство

.        О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми: Закон Республики Коми от 27.12.2006. №140-РЗ (ред. от 24.06.2013 №43-РЗ) // Республика. - 2013. - №7.

.        О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете Республики Коми, при освещении их деятельности общедоступным телеканалом и радиоканалом: Закон Республики коми от 1 июля 2010 г. №70-ФЗ // Региональное законодательство

.        О выборах и референдумах в Республике Коми: Закон Республики Коми от 23.09.2010. №88-РЗ (в ред. от 26.09.2014 г. №112-РЗ) // Республика. - 2014. - №10.

.        О Государственном Совете Республики Коми: Закон Республики Коми от 11.11.2010 года (в ред. от 26.09.2014 г. №105-РЗ) // Ведомости органов государственной власти РК. - 2014. - №10.

.        О государственном совете Республики Коми: Закон Республики Коми от 17 ноября 2010 года №129-РЗ //СПС ГАРАНТ

.        О Контрольно - счетной палате Республики Коми: Закон Республики Коми от 21.09.2011. №73-РЗ // Республика. - 2011. - №11.

.        Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Коми: Закон Республики Коми от 18.06.2013. №60-РЗ // Республика. - 2013. - №7.

.        О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми: Закон Республики Коми от 25 декабря 2013 года №140-РЗ // Российская газета. - 2013. - №79

.        Об утверждении положения о Комитете по поддержке и развитию предпринимательства Республики Коми: Указ Главы Республики Коми от 30.06.1999 г. №238 // Республика. - 1999. - №144

.        О Правительстве Республики Коми: Указ Главы Республики Коми от 08.02.2002. №78 // Республика. - 2002. - №27.

.        Положение о Представительстве Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации: Указ Главы Республики Коми от 12 октября 2005 года №132 // Региональное законодательство

.        Положение об Управлении государственной гражданской службы Республики Коми: Указ Главы Республики Коми от 10 ноября 2008 г. №113 // Региональное законодательство

.        О структуре органов исполнительной власти: Указ Главы Республики Коми от 22 сентября 2014 года №96 // Региональное законодательство

.        О реформировании органов исполнительной власти Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 02.11.2004 г. №191// Республика. - 2004. - №92.

21.    О Положении об Аппарате Государственного Совета РК: Постановление Госсовета от 17.02.2011. №IV-9/38 // Респуб. - 2011. - №10.

22.    Об Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 13.05. 2011. NQ200 (ред. от 25.04.2014 №165)// Республика. - 2014. - №11.

23.    Положение о Постоянном Представительстве Республики Коми при Президенте Российской федерации: Постановление Правительства Республики Коми от 25 декабря 2012 г. №580 // Региональное законодательство

24.    Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Положение от 03.02.2010. №17 // Республика. - 2010. - №6

.        Регламент Государственного Совета Республики Коми от 18.12.2002. NII-10/98 (в ред. от 19.09.2014 г. №V-8/3) // Республика. - 2014. - №23.

.        Гаврюсов Ю.В. Проблемы становления конституционного права в Республике Коми / Ю.В. Гаврюсов - Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2000 г.

.        Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н.И. Гдазунова. - М.: Изд-во "Проспект", 2010. - 550 с.

.        Журавлев А.Л. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период / А.Л. Журавлев // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №1. - С. 2-9.

.        Залятов М.М. Территориальное общественное самоуправление как эффективная форма возрождения гражданской активности населения городских микрорайонов / М.М. Залятов // Проблемы современной экономики. - 2013. - №2(6) - С. 24-31.

.        Официальный сайт Правительства Республики Коми // www.gov.rkomi.ru

.        Департамент по недропользованию по Северо-Западному // sevzapnedra.nw.ru

Приложение 1. Структура государственного совета



Приложение 2. Структура Аппарата Государственного совета

Руководитель Аппарата

Заместитель Руководителя Аппарата

Правовое управление

Отдел конституционного законодательства и государственного строительства

Отдел экономического законодательства

Отдел социального законодательства

Организационное управление

Отдел по обеспечению деятельности комитета по законодательству и местному самоуправлению

Отдел по обеспечению деятельности комитета по бюджету, налогам и экономической политике

Отдел по обеспечению деятельности комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Отдел по обеспечению деятельности комитета по социальной политике

Организационный отдел

Управление документационного и информационного обеспечения

Общий отдел

Протокольный отдел

Сектор информационных технологий

Финансово-экономическое управление

Финансовый отдел

Отдел государственных закупок

Сектор материально-технического обеспечения

Секретариат Председателя ГСРК и его заместителей

Отдел по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

Сектор кадров и государственной службы

Секретариат депутатских объединений

Приложение 3. Структура органов исполнительной власти Республики Коми

Правительство Республики Коми. Органы исполнительной власти Республики Коми, подчинённые Главе Республики Коми

Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми

Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации

Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Министерства Республики Коми

Министерство финансов Республики Коми

Министерство экономического развития Республики Коми

Министерство здравоохранения Республики Коми

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

Министерство культуры Республики Коми

Министерство образования Республики Коми

Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми

Министерство архитектуры и строительства Республики Коми

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми

Министерство труда и социальной защиты Республики Коми. Службы Республики Коми

Служба Республики Коми по тарифам

Служба Республики Коми по лицензированию

Служба Республики Коми по техническому надзору

Служба Республики Коми по ветеринарному надзору. Агентства Республики Коми

Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям

Агентство Республики Коми по управлению имуществом

Архивное Агентство Республики Коми

Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту

Дорожное Агентство Республики Коми

Агентство Республики Коми по туризму

Агентство инвестиционного развития Республики Коми

Агентство Республики Коми по делам молодёжи. Комитеты Республики Коми

Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми

Комитет лесов Республики Коми

Комитет информатизации и связи Республики Коми

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Управления Республики Коми

Управление записи актов гражданского состояния Республики Коми

Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей

Управление Республики Коми по занятости населения

Приложение 4. Схема структуры органов контрольно-надзорной деятельности в области недропользования на территории Республики Коми


Похожие работы на - Основы деятельности Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Коми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!