Принцип свободы труда. Средства массовой информации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принцип свободы труда. Средства массовой информации

План

Вопрос 1. Свобода труда - как качественная характеристика гражданского общества

Библиографический список

Вопрос 2. Средства массовой информации как институт гражданского общества

Библиографический список

Вопрос 1. Свобода труда - как качественная характеристика гражданского общества

Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну правовым государством, а такое государство не может существовать без гражданского общества. Теория гражданского общества как идеала социального устройства основывается, прежде всего, на достижениях естественно-правовой школы Нового времени. В основу данной школы легло учение Джона Локка о естественном состоянии общества, под которым понималось «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью». Анализируя абстракцию естественного состояния, Локк выделил ряд первичных прав человека, которые, в свою очередь, легли в основу учения о гражданском обществе и определили его основные признаки. Одним из таких обязательных признаков гражданского общества выступает принцип свободы труда.

При этом стоит отметить, что свобода труда не является только лишь теоретическим явлением или правовым принципом отдельно взятой страны или группы стран. Со времен окончательного утверждения системы норм международного публичного права, данная конструкция является его общепризнанным принципом. Так, в силу части 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». При этом уже на уровне данного международного акта наблюдается разграничение понятий «право на труд» и «свобода труда», что будет более подробно рассмотрено нами ниже.

Декларация не является единственным универсальным документом, регулирующим рассматриваемый нами принцип. Так, согласно части 1 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, каждый человек имеет «право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». Данная норма не только включает в себя гарантии свободного распоряжения человеком своими трудовыми способностями, но и содержит запрет в отношении принудительного труда, о чем свидетельствует формулировка «на который он свободно соглашается». Стоит отметить, что рассматриваемая нами в рамках данного ответа свобода всегда сочетается с указанным запретом. При этом также важным является указание на то, что свобода труда по своей сути является составным элементом права на труд как более широкого понятия.

Исследуемый нами принцип, как одна из важнейших характеристик гражданского общества, включен в конституции практически всех демократических государств. Соответствующее положение содержится и в нашей Конституции. В соответствие с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд является свободным, «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Рассмотрим указанную норму более подробно.

Само понятие «свободы труда» заключается в том, что в России не существует обязанности трудиться, как это имело место, например, в Советском Союзе. Согласно статье 40 Конституции СССР 1977 года, «граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». Данное положение полностью удовлетворяло требованиям международного права. Однако положение статьи 60 указанной Конституции фактически не соответствовало общеупотребимому пониманию принципа свободы труда. В силу норм указанной статьи добросовестный труд гражданина Советского союза в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, являлся его обязанностью и делом чести, а уклонение от соблюдения такой обязанности было «несовместимо с принципами социалистического общества». Таким образом, принцип свободы труда в советском праве не предполагал наличия так называемой «свободы от труда», то есть возможности вообще не осуществлять трудовую деятельность.

Подтверждением этому выступала также знаменитая статья 209 Уголовного кодекса РФСР 1960 года, в которой помимо бродяжничества и попрошайничества преступными признавались также «ведение иного паразитического образа жизни», под которым в свою очередь понималось тунеядство - «длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда». В данной области 4 мая 1961 года также был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

Указанное положение вещей просуществовало около тридцати лет, и, хотя судебная практика того периода свидетельствовала о необходимости более тщательной проверки причин тунеядства, в действительности это не всегда реализовывалось в полной мере. Кроме того, рассматриваемые положения действовали в нарушение принципа свободы труда, что являлось недопустимым для демократического общества.

Современное российское законодательство не содержит в себе таких недостатков. В настоящее время человек вправе как осуществлять какую-либо свободно выбранную им трудовую деятельность, так и не осуществлять никакой. Административное и уголовное законодательство России не содержит статей, содержащих ответственность за такие деяния, как тунеядство, бродяжничество и другие. При этом свобода труда подразумевает под собой определенный комплекс трудовых прав, к которым, в частности, относятся:

право свободно поступать на постоянную работу;

право свободно увольняться с такой работы по собственному желанию;

право переходить на другое место работы, исходя из личных предпочтений, соображений выгодности и других. При этом при осуществлении данного права его носитель не обязан указывать причины такого перехода;

право осуществлять трудовую деятельность в двух и более областях одновременно.

В процессе осуществления указанных прав, лицо вправе самостоятельно определять форму их реализации. Это может быть индивидуальная трудовая деятельность, творчество, занятие предпринимательской деятельностью и так далее. При этом не существует наиболее или наименее значимых с точки зрения права форм реализации трудовой деятельности.

Гарантии вышеуказанных прав и свобод, входящих в комплекс рассматриваемого нами принципа, содержатся также в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно части 1 статьи 12 данного Закона, гражданам Российской Федерации гарантируется «свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда».

Принудительный труд запрещен в соответствии с частью 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации. При этом под таким трудом понимаются «любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания». Указанный запрет представляет исключительную важность для существования и эффективного функционирования принципа свободы труда, что подтверждается его закреплением и на международном уровне.

Так, в статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года содержится особое указание на то, что «никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду». При этом случаи, когда фактический принудительный труд не охватывается указанным запретом, полностью отражены в российском действующем законодательстве и будут рассмотрены нами позже.

Статья 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года также содержит аналогичный запрет, равно как и статья 5 Конвенции относительно рабства, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года.

Важным документом в области запрета принудительного труда явилась Конвенция Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 года. Статья 2 указанной Конвенции определяет принудительный труд как «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно». Рассматриваемый документ также закрепляет исключительные обстоятельства, при которых возможен принудительный труд и устанавливает при этом ряд важных положений. К ним относятся, в частности, положения о соответствующем возрасте трудоспособных мужчин, о продолжительности использования такого труда в течение года (60 дней в году), об оплате и условиях применения этого труда. Закрепление указанных положений предоставляет дополнительные гарантии личности в рамках исключительного использования принудительного труда.

На уровне отраслевого законодательства запрет принудительного труда закреплен в абзаце 3 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, однако, принудительным трудом во всяком случае не может быть признаны:

) работа или служба, требуемая в силу законов об обязательной воинской службе и применяемую для работ чисто военного характера;

) работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

) работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

) работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или стихийного бедствия или угрозы бедствия;

) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами такого коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Некоторые ученые, в частности, М.В. Баглай, считают рабский труд одним из проявлений или видов принудительного труда. В силу части 1 статьи 127.2 Уголовного кодекса России, рабский труд представляет собой «использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)». Данное преступление относится к преступлениям средней тяжести, а при наличии отягчающих обстоятельств - к тяжким и особо тяжким деяниям. Указанное обстоятельство подчеркивает важность запрета рабского труда для любого цивилизованного общества и для российского общества в частности. В заключение ответа на данный вопрос контрольной работы можно сделать вывод о том, что свобода труда является важнейшим конституционным правом граждан, в силу чего закрепляется не только на национальном, но и на международном уровне. Здесь стоит отметить, что свобода всегда состоит в возможности выбора поведения. Свобода труда проявляется в добровольном, сознательном избрании конкретных форм применения труда. При этом должны учитываться личные качества человека: призвание, способность, профессиональная подготовленность, образование, а также общественная потребность. Также стоит отметить необходимость разделения понятий «свободы труда» и «права на труд», которые наделяются различным набором гарантий. Признание рассматриваемого принципа неотделимо от запрета принудительного труда, содержащегося как в важнейших универсальных международных документах, так и в Конвенциях Международной организации труда, и в национальном законодательстве. При этом фактически принудительный труд в исключительных обстоятельствах может быть разрешено, на что содержатся прямые указания в упомянутых выше актах.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) от 04.11.1950 : с изм. от 13.05.2004. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Об упразднении принудительного труда : конвенция МОТ № 105 1957 года. - Режим доступа : Официальный сайт МОТ - www ilo.org.

. О занятости населения в Российской Федерации : закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 : в ред. от 02.07.2013: с изм. от 01.09.2013. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ : в ред. от 02.04.2014. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конституция СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Вопрос 2. Средства массовой информации как институт гражданского общества

Средства массовой информации изначально позиционировались в качестве важнейшего института гражданского общества, играющего важную роль в обеспечении законных прав граждан на получение и распространение информации, сохранение и развитие российского государства, его многонациональных культурных традиций. При этом СМИ не должны иметь отношение к властным структурам и коммерческим организациям, что, в свою очередь, не исключает возможности наличия у указанных субъектов своих собственных средств массовой информации. Это значит, что СМИ являются одним из основных инструментов интеграции общества, которая в современном мире неотделима от демократического прогресса.

Существование средств массовой информации в указанном нами качестве особо подчеркивалось и в Докладе «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год», подготовленного Общественной палатой Российской Федерации. Развитие глобальных сетей цифровых телекоммуникаций значительно усилило влияние средств массовой коммуникации на формирование мировоззренческих установок, ценностных ориентаций российских граждан. В конечном итоге, именно СМИ формируют информационную картину происходящего в стране. Объективность такой картины в первую очередь зависит от разнообразия СМИ, наличия в информационном поле различных точек зрения. Важным требованием выступает независимость средств массовой информации. По данным Общественной палаты РФ, «доля независимых СМИ в информационном поле за последние годы значительно уменьшилась». Эта проблема также будет рассмотрена нами в дальнейшем.

Рассмотрим характеристику института средств массовой информации с точки зрения законодателя. В соответствие с абзацем 3 статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1, под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». Под массовой информацией в данном отношении следует понимать предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Представленное понятие является более узким по сравнению с общим понятием информации, зафиксированным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Стоит отметить, что основными типами СМИ являются: печатные издания, программы теле- и радиовещания. Нововведением является понятие сетевого издания, которое определяется как «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации». Таким образом, дополнениями в Закон № 2124-1 от 14 июня 2011 года законодателем была осуществлена попытка хотя бы частично урегулировать при помощи права отношения в сети Интернет, которые в настоящее время регламентированы достаточно слабо. Здесь стоит сделать особое указание на то, что Интернет-сайт сам по себе не признан средством массовой информации. Он лишь может быть приравнен к таковому при соблюдении определенных условий.

Учреждение и функционирование средств массовой информации является свободным на территории Российской Федерации с соблюдением предусмотренных Законом № 2124-1 ограничений, что в полной мере удовлетворяет принципу свободы массовой информации, закрепленному в статье 1 указанного Закона. Закон «О СМИ» в данном отношении вторично закрепляет соответствующий конституционный принцип, содержащийся в части 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации. Согласно данному принципу «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Запрет цензуры также дополнительно содержится в статье 3 рассматриваемого Закона. При этом под цензурой массовой информации понимается «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Гарантии защиты свободы массовой информации и информации вообще содержатся и в других нормах Конституции России.

Содержание принципа свободы массовой информации в российском конституционном праве в целом удовлетворяет нормам международного права. Кроме того, в силу части 4 статьи 15 Конституции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В силу части 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору». Данное право может быть ограничено только в случае, если это является необходимым для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что средства массовой информации существуют в обществе как субъект реализации принципа свободы массовой информации и как способ осуществления соответствующего конституционного права человека и гражданина.

Рассмотрим особенности учреждения средств массовой информации в соответствии с Законом № 2124-1. В соответствие со статьей 7 указанного Закона, учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Данные положения в целом отвечают принципу свободы массовой информации, так как отражают общепринятые в международной практике условия ограничения указанного принципа.

Деятельность средств массовой информации возможна только после их регистрации в установленном порядке. Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующей заявки либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (в настоящее время - это Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия), либо в территориальное отделение этого органа (в зависимости от масштабов распространения массовой информации данным СМИ). В случае принятия указанным органом решения о регистрации средства массовой информации, СМИ вправе осуществлять свою деятельность. Его учредителю выдается свидетельство установленной формы, а данные о средстве массовой информации включаются в реестр, сведения из которого в дальнейшем также поступают в Государственную информационную систему в области средств массовой информации для обеспечения общего доступа к ним. Право на осуществление учредителем деятельности по изданию СМИ на основе выданного свидетельства сохраняется в течение года со дня его выдачи.

Некоторые средства массовой информации освобождены от необходимости прохождения процедуры регистрации. В силу статьи 12 Закона к таким СМИ относятся:

) средства массовой информации, учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

) периодические печатные издания тиражом менее 1 000 экземпляров;

) радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

В ряде случаев учредителю может быть отказано в регистрации. Это возможно, если учредитель не является носителем права на регистрацию СМИ, предоставил ложные сведения, а также в случае существования такого же средства массовой информации или если его регистрация будет являться злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части 1 статьи 4 Закона «О СМИ».

Также, при нарушении указанной статьи Закона, деятельность СМИ может быть приостановлена или даже прекращена в судебном порядке. Стоит отметить, что Закон 1991 года содержит достаточно большой перечень ограничений в отношении деятельности СМИ, а также оснований признания недействительными свидетельств об их регистрации. При этом такие ограничения не всегда находятся в рамках принципа свободы массовой информации. Так, в силу пункта 2 статьи 15 Закона, свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным в случае, если оно «не выходит в свет (в эфир) более одного года». Не совсем понятно временное ограничение деятельности СМИ с точки зрения указанного принципа.

В соответствие с абзацем 1 статьи 18 Закона № 2124-1, учредитель средства массовой информации заключает договор с редакцией, которая «осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности». Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Она также может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя и собственника имущества.

Средство массовой информации и редакция имеют свои уставы, утверждаемые в установленном порядке. Особые ограничения в данном отношении предусмотрены для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Доля финансовых вложений таких субъектов не может превышать пятидесяти процентов от уставного капитала СМИ.

Также отдельные требования, предусмотренные законодательством, адресованы организациям теле- и радиовещания, которые должны получать лицензию на вещание. При этом получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание данного канала.

В целях обеспечения информационных прав граждан, частью 1 статьи 38 Закона «О СМИ» предусмотрено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Указанные субъекты предоставляют сведения о себе по запросам редакций средств массовых информаций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Здесь принцип свободы массовой информации перекликается с гласностью деятельности указанных выше субъектов и принципом открытого доступа к информации об их деятельности.

Для сохранения баланса частных и публичных интересов в исследуемой области, статьей 41 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрена конфиденциальность информации. Редакция СМИ обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

В целом, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации, является сбалансированным и отвечает принципу свободы массовой информации. Совсем иная ситуация складывается в сфере практического применения данного законодательства.

Некоторые исследователи, в частности, В.В. Гриб, считают независимые СМИ правовой фикцией: «СМИ в любом случае зависят от собственника, учредителя, который назначает главного редактора, от доступности источников информации, давления правоохранительных органов или криминала и так далее». В современном обществе рынок средств массовой информации воспринимается владельцами СМИ не как институт гражданского общества, и даже не как бизнес, а как инструмент достижения своих целей. Полная власть владельца над средством массовой информации, превращает СМИ из института гражданского общества в собственность. Здесь прослеживается значительная степень огосударствления российских СМИ. Так, по данным Общественной палаты Российской Федерации, учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет выступают органы муниципальной и региональной власти, что отражается на редакционной политике этих изданий и на их экономической независимости, поскольку, так или иначе, все они субсидируются из средств региональных и местных бюджетов. Из этого делается вывод о том, что сегодня средства массовой информации как институт гражданского общества пока еще находятся на начальной стадии своего становления.

Из всего вышесказанного, следует, что, не смотря на то, что средства массовой информации имеют достаточно разработанную нормативную базу, их практическая деятельность нуждается в существенных доработках. На повестке дня - постепенное разгосударствление средств массовой информации, необходимое как обществу для реализации своих конституционных прав, добровольной концентрации интеллектуальных ресурсов, так и государству, которое может опереться на кадровые, экспертные и другие ресурсы общественности, транслируемые через телевидение и прессу. Также стоит отметить, что современные средства массовой информации в достаточно скромных объемах освещают гражданскую активность населения страны, что не является допустимым для гражданского общества. Указанный недостаток в настоящее время частично компенсируется посредством сети «Интернет», которая, в свою очередь, не является средством массовой информации. Однако этого все же недостаточно.

В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что российские средства массовой информации как важнейший институт гражданского общества направлены на реализацию принципа свободы массовой информации и осуществление информационных прав граждан. При этом правовая база СМИ в части регулирования их видов, порядка и особенностей регистрации, ограничений деятельности и так далее, является на настоящей момент достаточно разработанной, хотя гражданско-правовая сторона рассматриваемых отношений все же рамочна и не конкретизирована в соответствие со спецификой деятельности средств массовой информации. Практика же деятельности СМИ свидетельствует о том, что требование об их независимости на данный момент неосуществимо, что в свою очередь ставит задачи разгосударствления средств массовой информации, ослабления контроля за их деятельностью и увеличения общего объема освещения ими актов гражданской активности населения.

свобода труд правовой информация

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966. Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 : в ред. 02.07.2013: с изм. от 01.09.2013. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ : в ред. от 28.12.2013 : с изм. от 01.02.2014. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год : доклад Общественной палаты РФ. - Москва, 2010. - 225 с.

Специальная литература

. Васильева, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М. : Эксмо, 2010. - 560 с.

. Зиновьев, А.В. Конституционное право России : учебник / А.В. Зиновьев. - СПб. : Юридический центр «Пресс», 2010. - 624 с.

. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - М. : Проспект, 2011. - 816 с.

Похожие работы на - Принцип свободы труда. Средства массовой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!