Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации














РЕФЕРАТ

Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации


Введение

информация закон правонарушение

За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, преобразования и потребления информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право».

Конституция РФ является базовым законом, формирующим информационное законодательство. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ. Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию. Право на информацию получило развитие и в иных нормах Конституции РФ. В целом, право на информацию можно охарактеризовать как гарантию полной реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан.

Одним из важнейших законодательных актов в системе информационного права России является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации, Закон 2006 г.).

Важно отметить, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства.

1. Предмет регулирования Закона об информации и субъекты правоотношений в сфере информации

Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:

) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);

) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);

) отношения, возникающие при защите информации (например, связанные с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).

Первая область отношений, регулируемых Законом об информации, определена ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вторая область отношений, регулируемых Законом об информации, ограничивается применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 Закона об информации, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12 Закона об информации, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает следующие отношения:

поиск информации;

сбор информации;

хранение информации;

обработка информации;

передача информации;

предоставление информации (получение и передача);

распространение информации (получение и передача);

производство информации;

развитие информационных систем (совокупности информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств) для обеспечения информацией, в том числе:

создание информационных систем;

ввод в эксплуатацию информационных систем;

эксплуатация информационных систем;

обеспечение взаимодействия информационных систем;

создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей.

Третья область отношений, регулируемых Законом об информации, связана с обеспечением защиты информации, что согласно ст. 16 этого же Закона включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

реализацию права на доступ к информации. Сравнительно-правовой анализ данных положений в контексте других норм указанного Закона позволяет сделать вывод о наличии в нем большого числа правовых коллизий.

Так, например, в одном случае если в ст. ст. 1, 12 Закона об информации указываются как самостоятельные информационные процессы - получение информации, передача информации и распространение информации, то в ст. 2 этого же Закона распространение информации, так же как и предоставление информации, раскрывается через получение и передачу такой информации.

В другом случае если в ст. 2 Закона об информации доступ к информации раскрывается через получение и использование информации, то в ст. 8 доступ к информации определяется уже как ее поиск и получение. При этом использование информации согласно ст. ст. 6, 7 Закона об информации включает в себя уже и ее распространение.

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.

Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия «информация». Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого сопровождения все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д.

Закону об информации присущ более взвешенный подход к регулированию сущности информации, нежели его предшественнику: отказавшись от употребления понятия «информационный ресурс», законодатель заменил его понятием «документированная информация» (информация, зафиксированная на материальном носителе). Таким образом, документирование стало одним из свойств информации.

В законодательстве наконец-то появилось определение электронного сообщения: «информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети». Из данного определения следует, что электронное сообщение представляет собой способ фиксации информации, подобный документированию (п. 1 ст. 149 ГК РФ о так называемых бездокументарных ценных бумагах), факсимильному или иному копированию.

В Законе об информации также назван особый субъект правоотношений в сфере информации - оператор информационной системы. Это лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных. По общему правилу, оператором считается собственник используемых при этом технических средств, но им может быть и лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. Если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (ч. 6 ст. 13 Закона 2006 г.). Поэтому, прежде чем привлечь оператора к оказанию услуг по эксплуатации информационной системы и заключить с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или положениями (которые обычно включаются в условия договора и поэтому имеют юридическую силу для сторон).

2. Доступ к информации. Предоставление и распространение информации

В правовом регулировании «информационных» отношений одной из центральных является проблема доступа к информации. В соответствии с Законом 1995 г. возможность доступа к информации была: 1) согласно ст. 10, критерием для выделения отдельных видов информации - открытой / общедоступной и ограниченной в доступе (государственная тайна и конфиденциальная информация); 2) согласно ст. 12, одним из субъективных прав ее собственников (владельцев).

Положения Закона 2006 г., по сути, аналогичны описанным: ч. 2 ст. 5 исходит из того же деления информации на общедоступную и на ограниченную в доступе, а ст. 8 прямо определяет доступ к информации как субъективное право ее обладателя. На последнем остановимся более подробно, поскольку регулирование права на доступ к информации, как уже отмечалось, центральный вопрос любого «информационного» законодательства.

П. 6 ст. 2 Закона об информации определяет доступ к информации как возможность ее получения и использования. Данная дефиниция выглядит сомнительной с точки зрения законодательной техники. Представляется, что доступ - это всегда вопрос факта, тогда как возможность получения и использования информации - это в действительности лишь право на доступ к ней. Наиболее ярко это непонимание проявляется в ч. 4 ст. 8 Закона 2006 г., где устанавливается перечень видов информации, доступ к которой не может быть ограничен (на самом деле ограничить, в используемом в Законе смысле этого слова, можно не сам доступ, а право на него), а также в ч. 6 той же статьи, где предоставляется право обжаловать решения и действия (бездействие) органов власти, нарушающие уже право на доступ к информации.

Новеллой является утвержденный в ч. 8 ст. 8 Закона об информации перечень информации, которая предоставляется бесплатно. Указанный перечень содержит три пункта: 1) информация о деятельности органов власти, размещенная в информационно-телекоммуникационных сетях (имеется в виду Интернет), 2) информация, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица и 3) иная установленная законом информация (в качестве примера можно привести положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» о предоставлении определенной информации акционерам). В области платного предоставления информации органами власти все осталось по-прежнему: сделана отсылка к иным законам (например, к ст. 75 старого Лесного кодекса РФ).

Под предоставлением информации понимаются действия, направленные на ее получение определенным кругом лиц или на передачу такому же кругу лиц, а под распространением - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц и на ее передачу такому же кругу лиц (ч. 8, 9 ст. 2 Закона об информации). Более понятными эти определения становятся при ознакомлении со ст. 10 Закона об информации, из которой, в частности, следует, что предоставление информации осуществляется только во исполнение соглашения сторон (ч. 4), в иных случаях информация распространяется. К сожалению, Закон об информации не устанавливает даже основ правового регулирования договоров, направленных на предоставление информации, в том числе конфиденциальной, хотя на практике их заключение достаточно распространено.

Распространение информации осуществляется, по общему правилу, свободно, за отдельными исключениями, которые указаны в Законе об информации. В частности, в Законе об информации требование об ограничении распространения информации действует только в отношении информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также на информацию, за распространение которой установлена уголовная или административная ответственность (имеется в виду государственная тайна и различные виды конфиденциальной информации). Однако, безусловно, ограничить распространение информации возможно также и соглашением сторон о ее предоставлении, о чем важно помнить при заключении подобных соглашений.

В ч. 5 ст. 9 Закона об информации впервые появилось понятие профессиональной тайны: информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности. Но в законодательстве на тот момент уже было и до сих пор существует понятие служебной тайны (ст. 139 ГК РФ), которое, как представляется, имеет тот же самый смысл. Адвокатская тайна (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), аудиторская (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»), банковская (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»), нотариальная (ст. 16, 28 Основ законодательства о нотариате), врачебная - все это виды служебной тайны.

3. Ответственность за правонарушения в сфере информации и защита информации

Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Закона об информации. В указанной статье используется термин «разглашение информации», который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также существуют определенные нормы. Во-первых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ. Таким образом, ч. 2 ст. 17 Закона об информации позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя.

Во-вторых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации закреплено основание для освобождения от ответственности в виде взыскания убытков: такое требование не подлежит удовлетворению, если оно заявлено лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица. Представляется, что законодатель воспользовался смыслом положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ об учете грубой неосторожности потерпевшего, хотя там право по собственной инициативе ограничивать ответственность причинителя вреда предоставлено не законодателю, а суду. Тем не менее, полагаем, что судебная практика будет руководствоваться положениями специального Закона об информации.

И, наконец, с точки зрения Закона об информации от ответственности освобождаются лица, оказывающие услуги: 1) по передаче информации при условии ее передачи без внесения изменений и исправлений (на данное правило в первую очередь следует обращать внимание тем, кто работает в средствах массовой информации) и 2) по хранению информации и обеспечению доступа к ней, если лицо, оказывающее такие услуги, не могло знать о незаконности распространения информации (данное правило, в частности, касается различного рода компаний, предоставляющих услуги хостинга).

Вопросам защиты информации в Законе об информации посвящена одна статья. В рамках данной нормы происходит законодательное закрепление обязанностей обладателя информации (или оператора информационной системы) по обеспечению защиты информации (только в случаях, установленных законом), среди которых, например, предотвращение несанкционированного доступа или передачи информации, а также возможность незамедлительного восстановления модифицированной или уничтоженной информации.


Список литературы

1.Ковалева, Н.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный) / Н.Н. Ковалева, Е.В. Холодная [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс. 2007

2.Лебедько, З. Комментарий к принятию поправок к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» / З. Лебедько // Административное право. - 2012. - №3.

.Лопатин, В.Н. Область применения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» / В.Н. Лопатин // Информационное право. - 2006. - №4.

.Нестеров, А.В. Закон принят. Проблемы остались / А.В. Нестеров // Информационное право. - 2006. - №4.

Похожие работы на - Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!