Основные направления реформирования ЖКХ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,59 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления реформирования ЖКХ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова»)

Кафедра «История российской государственности»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ


Студент Б07-461-1з,

Кулышева Л.А.






Ижевск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность структура жилищно-коммунального хозяйства

.1 История развития жилищно-коммунального хозяйств

1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства

.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства

.4 Структура жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства

2.1 Реформа жилищно-коммунального хозяйства

2.2 Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Глава 3. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов

3.1 Перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность изучаемой темы обусловлена, уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, - поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления - должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКХ. Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором должно гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений, а так же грамотно поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразований в этой жизненно важной сфере.

Степень изученности. Исследовались основные направление реформирования ЖКХ в РФ, в частности, проблемы не освоенности рыночных механизмов саморазвития, отсутствия накопления материальной базы для непрерывной модернизации, изношенности очистительных систем, большой неучтённый расход ресурсов (например, воды), а так же проблемы задолженности местных бюджетов. Объект исследования - является основные направления реформирования ЖКХ.

Цель курсовой работы - выявление особенностей путей совершенствования и реформирования системы ЖКХ.

Задачи данной курсовой работы заключаются в:

раскрыть основные принципы функционирования комплекса ЖКХ;

проанализировать достигнутый уровень развития ЖКХ;

выявить текущие проблемы комплекса ЖКХ;

определить потребности в жилищной обеспеченности и жилищно-коммунальном обслуживании населения;

изучить основные составляющие проводимой реформы ЖКХ, ее достоинства и недостатки;

- исследовать основные направления совершенствования системы ЖКХ;

Источниковая база были изучены и проанализированы следующие нормативные документы: Конституция РФ от 12.12.1993, Жилищный кодекс РФ, распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», а так же следующие работы ведущих ученых в данной области: Галямова Ю.Ю., Зотова В.Б., Мухаева Р.Т., Попова В.К., Смирнова Е.Б., Чернышева Л.Н. и др. Из периодической литературы использовались журналы «ЖКХ-Журнал руководителя и главного бухгалтера».

Методологическую основу данной курсовой работы вступают: метод аналогии; системный анализ, системный подход, теория систем

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства

1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйства

Процесс развития жилищно-коммунального хозяйства очень бурно шел на рубеже XIX-XX веков, но революция и последующая за ней гражданская война прервала этот процесс. Многие города пришли в упадок, многие системы городского хозяйства были разрушены. В это время происходило заселение в квартиры бедных граждан, стали преобладать коммунальные заселения. Квартплаты не было, так как практически никакие услуги жителям не предоставлялись. Жилой фонд был оставлен без внимания.

В 20-е годы прошлого века был осуществлен переход к новой рыночной экономике, произошло восстановление твердой российской валюты. Это позволило произвести определенные реформы в сфере жилищного хозяйства, частично восстановить жилищный фонд и коммунальные системы. Для решения хозяйственных вопросов было создано управление коммунального хозяйства, которое восстановило квартплату за пользование различными жилищно-коммунальными услугами. Населению допускалось приобретать жилье в различные формы собственности. В конце 20-х годов управление жилищно-коммунального хозяйства строилось на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам, которые представляли соответствующие исполкомы городов и районов. Основные ресурсы находились у государства, которое в свою очередь распределяло их между ведомствами, находящимися под контролем Коммунистической партии.

К 1940 году численность городского населения выросла до 33% от всего населения страны. В связи с этим основное развитие жилищно-коммунального хозяйства происходило в крупных городах.

Также период 40-х годов характеризовался сильными разрушениями, причиненными Великой Отечественной войной. После ее окончания начался длительный процесс восстановления разрушенного хозяйства. К 1950 году уровень жилищно-коммунального обслуживания оставался низким и не отвечал потребностям граждан.

Самый длительный этап развития жилищного хозяйства начался в 50-е годы и завершился вместе с функционированием советского государства. В это время возникали новые города, возводились объекты городского хозяйства. О неблагополучном состоянии жилищной сферы свидетельствовали нехватка квалифицированных кадров, отсутствие взаимоотношений между производителями и потребителями в жилищной сфере.

В начале 90-х годов жилищная сфера вступила в переходный период. Его основными чертами являлось:

существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предприятия и организации;

изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

Таким образом, к концу XX в. положение жилищной сферы можно оценить как неудовлетворительное, с тенденциями к ухудшению. Возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг. На поддержание жилищно-коммунальных услуг. На поддержание жилищно-коммунальной сферы расходовалось около 4% ВВП, т.е. больше чем на многие другие сферы жизнедеятельности. Несмотря на это, выделяемых средств не хватала по причине их неэффективного использования

.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства

Управляющая организация - юридическое лицо, созданное для управления, эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов. Доверенное лицо собственников помещений в многоквартирном доме, их полномочный представитель в отношениях с третьими лицами, осуществляющими оказание работ и услуг.

ТСЖ (товариществом собственников жилья) - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

Управление многоквартирным домом - процесс обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Жилищно-коммунальные услуги - услуги управляющей компании по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу твердых бытовых отходов и КГМ, подаче потребителям ресурсов (электрическая энергия, питьевая вода, тепловая энергия, горячая вода). Под объектами жилищно-коммунального назначения понимают объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, пешеходные дорожки, объекты инженерной защиты территории, а именно, водоотводные и дренажные системы, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории.

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Содержание и техническое обслуживание/эксплуатация здания - комплекс услуг по содержанию, техническому обслуживанию, уборке (санитарная очистка здания и придомовой территории), диагностике здания, техническому надзору за его состоянием, комплекс операций по поддержанию его работоспособности.

Диспетчерское обслуживание здания - комплекс операций по приему, регистрации, учету заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контроль их качественного и своевременного исполнения.

Аварийное обслуживание здания - комплекс первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей.

Собственник жилого помещения - лицо, осуществляющее право владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом РФ.

Жилое помещение - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Совет многоквартирного дома - это орган, выступающий в роли уполномоченного представителя интересов собственников помещений в многоквартирном доме и оказывающий содействие деятельности управляющей организации. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Совет многоквартирного дома представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе. Более подробную информацию по созданию совета многоквартирного дома жители могут получить у специалистов управляющей компании.

Инициативная группа многоквартирного дома - группа собственников, объединенная на основании «общих интересов».

.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства

Основные технологические фонды ЖКХ служат непосредственному удовлетворению потребностей в услугах ЖКХ и формируют инженерную инфраструктуру.

Целью создания и назначения ЖКХ является обеспечение соответствующего уровню экономического развития качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов ЖКХ, поддержания необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов.

ЖКХ, исходя из функциональных особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:

строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений, озеленение улиц и дорог, содержание лесопаркового хозяйства, уличное освещение - обеспечивающих благоустройство населенных пунктов;

содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство, уборку и благоустройство придомовых территорий - по обслуживанию жилищного фонда;

бани, прачечные, гостиницы, учет недвижимости;

транспортные услуги (трамвай, троллейбус)

1.4 Структура жилищно-коммунального хозяйства

В настоящее время структура ЖКХ России включает более 30 видов деятельности.

В системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн.человек. Не смотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах - на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В тоже время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на тепло энергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

Глава 2. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства

2.1 Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса.

Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса, является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер, которые носят в основном краткосрочный и среднесрочный характер:

реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения;

принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения.

обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:

применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

повсеместное введение полной оплаты за жилищно-коммунальные услуги второго жилья и жилья, превышающего социальные нормативы;

включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах;

направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования средств областного и местного бюджетов;

реализацию мероприятий по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг;

введение платы за наем муниципального жилья, позволяющей дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения);

постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг;

согласованность сроков действия тарифов на муниципальном уровне с периодами регулирования, установленными Федерацией и областью;

проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования;

разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения;

организацию работы комиссий на областном и муниципальном уровнях, осуществляющих:

рассмотрение финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления;

выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности.

повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

.Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в редакции от 06.05.2003 № 52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной политики" действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг - жилищные субсидии.

Компенсация расходов на предоставление жилищных субсидий будет производиться за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.

Для повышения эффективности социальной поддержки населения целесообразно внедрить системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства.

3.Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно - коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг совершенствование системы управления.

Одно из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства - это создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями.

Разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Муниципальное образование как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) заключает с управляющей организацией договор на управление жилищным фондом. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в многоквартирном доме муниципальной и частной форм собственности.

Основное требование при формировании или выборе управляющей организации - это ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, при этом функции управляющей компании могут выполняться организацией любой организационно-правовой формы.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности возможно при формировании муниципального заказа, размещаемого на конкурсной основе.

Необходимо проведение конкурсов на выполнение специализированных работ: обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и других приборов учета на уровне жилого дома, проведение капитального ремонта. Организаторами конкурсов могут выступать управляющие организации на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления.

Необходимо создание центров для проведения расчетов по платежам населения, которые будут собирать всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности несколько отличается от городского варианта.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах передавались в муниципальную собственность, как правило, в ненадлежащем техническом состоянии, так как за годы реформ на селе капитальный ремонт зачастую не проводился. В муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства в большинстве случаев были переданы с большим техническим износом, без материально-технического обеспечения и финансовых средств.

Учитывая специфику села, организация эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельском поселении может осуществляться по трем направлениям:

создание производственных участков многоотраслевых предприятий (филиалы, представительства) по содержанию и технической эксплуатации объектов ЖКХ и социальной сферы. Учитывая малый объем коммунальных услуг в обязанности участков можно включить техническое оборудование объектов коммунального назначения и оказание услуг бюджетной сферы, а также оказание ритуальных услуг и проведение работ по благоустройству поселка;

привлечение по договорам технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы организаций любых форм собственности, а также участие предпринимателей без образования юридического лица для выполнения отдельных видов работ.

Для эффективной работы данного направления необходимо:

проведение разъяснительной работы среди населения с целью добровольного объединения граждан в некоммерческие товарищества;

решение вопросов, связанных с дополнительным целевым финансированием за счет бюджетных средств;

обеспечение надлежащего контроля со стороны муниципалитета и других контролирующих органов за качественным предоставлением услуг населению;

предоставление льготного налогообложения.

Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством сельских населенных пунктов должна организовываться при наличии четкого взаимодействия с органами местного самоуправления (сельскими администрациями).

При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:

проведению органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования коммунального хозяйства;

формированию структур (управляющие организации, товарищества собственников жилья и др.), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

совершенствованию договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг;

завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов коммунального хозяйства.

Таким образом, в основу системы управления коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна создавать условия к развитию конкуренции в двух направлениях:

) в сфере управления недвижимостью - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

) между подрядными организациями - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации.

Основой для развития конкуренции послужит формирование объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума) является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Для активизации процесса создания ТСЖ и их успешного развития необходимо решение следующих вопросов:

упрощение процедуры оформления кондоминиума и товариществ собственников жилья;

оформление договоров ТСЖ с органами местного самоуправления на предоставление субсидий, дотаций и льгот;

создание механизма передачи прав гражданам распоряжаться предназначенными для них бюджетными средствами;

формирование в муниципальных образованиях методических центров для оказания соответствующей помощи гражданам в организации и функционировании ТСЖ;

поддержка деятельности областной ассоциации ТСЖ.

На развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом может оказать существенное влияние установка приборов учета в жилых домах и возможность рассматривать альтернативные варианты по затратам на содержание, текущий и капитальный ремонт и обслуживание жилищного фонда.

Учитывая целесообразность сохранения объектов сетевой коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности, одновременно необходимо использовать концессионные механизмы управления. Посредством заключения концессионных соглашений возможно предоставление хозяйствующему субъекту (управляющей компании, частному инвестору) исключительных прав на пользование, эксплуатацию и управление государственной или муниципальной собственностью. Реализация данного механизма позволит более эффективно использовать имущество, находящееся в муниципальной собственности, предотвращая его отчуждение в результате приватизации.

Переход на использование новых форм хозяйственных отношений будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость органов местного самоуправления в отношениях с концессионерами, создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон.

В настоящее время в отсутствие законодательства о концессиях наиболее жизнеспособной формой партнерства государства и частного бизнеса в сфере ЖКХ является аренда. На переходном этапе договор аренды, как способ взаимодействия с потенциальными инвесторами, позволяет с наибольшей полнотой учесть те преимущества, которые могла бы дать система концессионных соглашений государства и частного сектора.

В связи с этим, в настоящее время особое значение приобретает вопрос сотрудничества органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления, как в части социальной защиты малообеспеченных слоев населения, так и в части усиления контроля за исполнением на территории муниципального образования действующего законодательства по вопросам организации и проведения жилищно-коммунальной реформы, контроля качества жилищно-коммунального обслуживания и социальной защиты населения.

В муниципальных образованиях области целесообразно также ввести в практику широкое привлечение общественности к обеспечению всех видов эффективного содержания жилищного фонда (старшие по дому и подъезду, домовые комитеты, другие общественные объединения) и социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также создание института общественных жилищных инспекторов.

Одновременно с этим помощь органов территориального общественного самоуправления необходима при проведении информационно-разъяснительной работы среди населения области по основным проблемам и вопросам проведения жилищно-коммунальной реформы:

1) о порядке и условиях перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг населением Ростовской области;

2) о стандартах социальной нормы площади жилья, нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, других социальных гарантиях и льготах для населения области;

) о необходимости учета потребления населением коммунальных услуг на уровне жилого дома, индивидуального (поквартирного) учета и регулирования потребляемых энергоресурсов;

.Рекорукция, модернизация и развития, жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения и привлечение инвестиций

Приоритетными направлениями на первом этапе реформирования жилищно-коммунального комплекса являются восстановление жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в эксплуатационном режиме, что требует проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ.

С целью повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат предлагается:

использовать при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественные, равные по долговечности строительные материалы и конструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы, пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы, и др.), ограничить (запретить) применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты при эксплуатации зданий;

повысить энергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта по устаревшим технологиям из-за высоких тепло потерь в ходе эксплуатации приводит к существенным затратам на вынужденные дотации для компенсации удорожания стоимости топлива и созданию дополнительных мощностей по производству тепловой энергии;

использовать автономные системы отопления. При проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможности использования автономных систем теплоснабжения;

использовать при модернизации котельных высокоэффективное теплоэнергетическое оборудование (котлы с КПД 92% и более, насосы с частотно-регулируемыми электроприводами, пластинчатые теплообменники). Запретить внедрение котлов с КПД менее 92% и кожуховых теплообменников;

при строительстве и реконструкции сетей использовать в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, санацию трубопроводов, а также применение труб из полимерных материалов;

применять для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей новые материалы (пенополиуритановое покрытие);

осуществлять внедрение новых перспективных и энерго- ресурсосберегающих технологий.

Реконструкцию, модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса Ростовской области предполагается осуществить за счет комплексного использования средств областного и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, населения и инвестиций.

Мероприятия по развитию (увеличение мощности и техническое перевооружение) систем жизнеобеспечения с использованием современных технологий и оборудования должны финансироваться с привлечением всех возможных источников, причем на втором этапе осуществления программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства наибольшее значение будут иметь внебюджетные источники средств и инвестиции.

Возможность привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство долгосрочных инвестиционных ресурсов будет определяться в значительной степени тем огромным потенциалом энергоресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс.

На территории области необходимо разработать программу энергосбережения, в результате осуществления мероприятий которой предполагается:

)повысить эффективность использования энергетических ресурсов;

)снизить финансовую нагрузку на бюджет за счет уменьшения объемов потребления топлива, электрической и тепловой энергии и сокращения платежей бюджетных учреждений, населения и предприятий жилищно-коммунального хозяйства за энергоресурсы;

)улучшить финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса, что будет способствовать дополнительному пополнению бюджета за счет налоговых поступлений;

)создать условия для повсеместного внедрения систем учета и регулирования потребления тепловой энергии, горячей, холодной воды и природного газа;

)разработать эффективные финансово-экономические механизмы производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов;

)одновременно, по мере установки приборов учета и регулирования на уровне жилого дома и индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг обеспечить условия для последующего перехода от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета;

)разработать с учетом результатов энергетических обследований схемы комплексного теплоэнергоснабжения ряда муниципальных образований с целью получения достоверной информации о реальном состоянии и оценки возможных вариантов развития систем их энергоснабжения на ближайшую и долгосрочную перспективу;

)продолжить создание системы сбора и анализа информации о потреблении топливно-энергетических ресурсов в населенных пунктах области;

)обеспечить разработку и государственную поддержку осуществления пилотных проектов по применению энергоэффективных технологий, реализация которых необходима для накопления, обобщения и дальнейшего распространения положительного опыта и отработки нормативно-правовых основ энергосбережения;

)разработка генеральных схем теплоснабжения и программ по модернизации на долгосрочную перспективу.

Для реализации имеющегося потенциала также необходимы разработка и реализация муниципальных программ по энергосбережению в жилищно-коммунальной сфере с обязательным включением мероприятий по организации водно-химического режима систем энергоснабжения, утеплению домов, одновременному введению систем учета расходов энергоресурсов с организацией регулирования их расходов, созданию систем поквартирного отопления, переходу на закрытые схемы теплоснабжения, тепловизорное обследование жилого сектора и повышение теплозащитных свойств ограждающих конструкций с использованием современных теплоизоляционных материалов.

Экономическая привлекательность энергоресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения энергоресурсосберегающих технологий.

Повышение энергоэффективности будет способствовать привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

2.2 Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности или введения процедуры банкротства, а также постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию малообеспеченных семей; в ходе процедуры банкротства возможны различные варианты решения проблемы восстановления платежеспособности предприятия, в том числе создание новых акционерных обществ, не обремененных долгами;

) снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

) обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств;

) внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома.

) формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечение частного бизнеса.

управление жилищный коммунальный

Глава 3. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов

.1 Перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России

В новых экономических условиях формируется новая экономическая система - региональное хозяйство. Для прежней экономики, для которой был характерен отраслевой подход, региональное хозяйство не играло сколько существенной роли. Возможность его формирования как самостоятельного субъекта экономики появилась только с переходом на рыночные отношения. Под региональным хозяйством следует понимать конституционно закрепленный территориально-хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность организаций и домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Взаимодействие структурного и функционального резервов позволяет говорить о региональном хозяйстве как о системе, т.е саморегулирующемся комплексе. Причем структурный аспект регионального хозяйства представляет собой не только организации, но и совокупность взаимодействующих объектов различных форм собственности и базирующихся на них форм хозяйствования. Функциональный разрез регионального хозяйства находит свое воплощение в экономическом механизме его функционирования, в управлении собственностью с учетом особенностей его организации.

Одним из главных условий устойчивого развития любого экономического субъекта является рациональное использование ресурсов (материальных, труда, капитала, других ресурсов). Решению этой задачи во многом может помочь уточнение видов, форм и содержания таких организационно- экономических отношений и связей между экономическими субъектами, которые отвечали бы требованиям устойчивого функционирования предприятий всех форм собственности в рыночных условиях, обеспечивали их гибкость и жизнеспособность, и способствовали развитию национальной и региональной экономики. На наш взгляд, важнейшее место в системе регионального хозяйства в современных условиях занимает жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - комплекс отраслей экономики, связанный с созданием и обслуживанием жилищного фонда. Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий и сооружений населенных пунктов, создает удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Для жилищно-коммунального хозяйства характерны следующие особенности: принадлежность к группе жизнеобеспечения; социальная значимость; низкая заменяемость другими услугами. Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня и качества жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

Деятельность жилищно-коммунального хозяйства регламентируется различными нормативными и подзаконными актами административного, гражданского, жилищного, финансового, градостроительного законодательства. Эффективное функционирование сложного и многофакторного механизма жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от того, кто и каким образом управляет им, а также регулирует его деятельность. Сфера ЖКХ находится в непосредственном ведении Министерства регионального развития России. Суть проводимой в сфере ЖКХ государственной политики заключается в ограничении роста тарифов при одновременном ускорении реформирования отрасли. Это неотъемлемая часть стратегической программы развития страны, направленной на повышение жизненного уровня людей, обеспечение их качественным и комфортным жильем. Это касается не только действующего, но и строящегося жилого фонда. Характерной чертой управленческого и регулирующего воздействия является объединение в единый предмет такого воздействия сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Процесс строительства жилья и его последующей эксплуатации должен быть консолидирован.

Управление и регулирование охватывает широкий диапазон - от предоставления земельного участка и выбора подрядчика до завершения строительства жилья и его последующей эксплуатации. В специализированной литературе, в соответствующем законодательстве практически нет разницы между понятиями жилищно-коммунальное хозяйство и жилищно-коммунальный комплекс. Оба эти понятия подразумевают комплекс, систему отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность человека в населенном пункте и между населенными пунктами. Следовательно, можно предположить, что жилищно-коммунальный комплекс, как система, построенная на различных методологических, информационных и технологических принципах, охватывает отдельные виды работ и способы их обеспечения. При этом не гарантируется организационно-экономическое единство и до сих пор, практически не осуществляется должное влияние на результативность жесткого взаимодействия отдельных субъектов.

Важнейшей составной частью государственной политики в сфере ЖКХ является реформирование отрасли. Это не самоцель, а средство, позволяющее оптимизировать масштабы «государственного присутствия» в данной сфере. Назревшая практическая необходимость реформирования обусловлена комплексом причин. Их истоки берут свое начало в 1992 г., когда была разрешена приватизация жилья, т.е. его бесплатная передача в частную собственность. В результате население России разделилось на нанимателей жилья и его собственников. Тогда процедура приватизации квартир не сильно отразилась на квартирной плате тех и других. И наниматели, и собственники в равной степени оплачивали коммунальные услуги: тепло, горячую и холодную воду, газ и т.п. В сумму квартплаты также входила оплата текущего ремонта дома, содержание и обслуживание общего имущества дома (чердаков, подвалов, лестничных клеток, лифтов и т.п.). Все это был жилищный фонд, находящийся на балансе города, района или поселка в лице ЖЭКов, ЖЭУ и прочих организаций, которым население ежемесячно перечисляло квартирную плату. Причем коммунальные платежи покрывали только 20-40% реальных затрат. Все остальное поставщикам ресурсов (тепла, воды, энергии и т.п.) компенсировалось из бюджетов различных уровней. Однако в последние годы в отрасли произошли большие перемены: во-первых, реорганизована система органов ЖКХ, во-вторых, предприятия ЖКХ передаются из муниципальной собственности в частную. В результате в системе управления сферой ЖКХ разделены организационные и хозяйственные функции, а сама система ЖКХ воссоздана в новом обличии.

Первый компонент реформирования означает выделение нынешних ЖКХ из системы органов районной власти и создание муниципальных учреждений по управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Его сущность - перевод системы местного самоуправления с районного на поселенческий, а именно в городские или сельские поселения, муниципальные округа, внутригородские территории городов федерального значения. Таким образом, ЖКХ становится основной отраслью регионального хозяйства в целом. Законодательство устанавливает характер функций, выполняемых учреждениями ЖКХ. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соответственно, учреждения ЖКХ выполняют такие функции, как заключение от имени собственников многоквартирных домов договоров с обслуживающими организациями, целевое использование бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ.

Результатом практического осуществления второго компонента реформирования являются: ликвидация муниципальных предприятий ЖКХ, определение объекта управленческого воздействия и субъектов, осуществляющих это воздействие, а также способов управления.

В современной России, вставшей на путь демократического развития и формирования гражданского общества, произошло резкое увеличение числа общественных организаций. Появились принципиально новые объединения граждан, основой для которых послужила частная собственность, товарищества собственников жилья (ТСЖ). Ст. 161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) теперь обязывает собственника выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом. По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном дома , объектом управленческого воздействия считается имущество, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме. Сюда относятся: лестницы, лифты, чердаки, подвалы, ограждения, конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование. Это также земельный участок, на котором расположен жилой дом с элементами благоустройства и озеленения. Управление указанным имуществом означает поддержание его в исправном техническом состоянии путем технического обслуживания, текущего и капитального ремонта. На общем собрании выбирается способ управления многоквартирным домом. Утверждаются тарифы на содержание и ремонт общедолевого имущества многоквартирного дома, а также форма договора на управление многоквартирным домом.

Актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения, независимо от способа управления домом, является оформление собственниками квартир права собственности на земельный участок, где расположен их дом, соответственно, и их квартиры. Ввиду того, что в ряде многоквартирных домов сделать это технически нереально, представляется своевременным и правильным предложение ввести в юридический оборот понятие «право ограниченного владения». Смысл его введения заключается в следующем.

Владение - это фактическое, т.е. реальное обладание вещью (в данном случае земельным участком). Это неотъемлемая часть «триады» правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение). Ограниченное же владение носит виртуальный характер. Однако на нынешнем этапе оно могло бы заполнить существующий вакуум. То есть вполне подходит для ситуаций, когда в силу отсутствия технической возможности земельный участок под жилым домом реально не может быть выделен собственнику квартиры в этом доме. Успешная реализация программы преобразований жилищно-коммунальной сферы, ее вывод на современный уровень требуют значительных средств и новаторских инженерных решений. Таким образом, приоритетное значение имеют промышленный и технический аспекты проводимой государственной политики.

Сущность промышленной политики - привлечение в отрасль материальных, технологических, финансовых и иных ресурсов. Не меньшую значимость имеет целенаправленная техническая, и в частности, градостроительная политика. В отношении существующего жилого фонда - это его модернизация, реконструкция, продление срока службы. В отношении нового строительства - повышение прочности и надежности строительных материалов, широкое внедрение ресурсосберегающих систем теплоснабжения жилых домов и т.п. Таким образом, понимая под реформированием преобразованием, изменением, переустройство какой либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей структуры, под реформированием жилищно-коммунального комплекса мы предлагаем понимать механизм реализации стратегических целей развития данной отрасли, преобразование ее деятельности таким образом, чтобы ЖКК стал одним из передовых и наиболее стабильных, устойчиво развивающихся секторов российской экономики.

Реформирование по В. Далю - это «новизна, преобразование в порядках, устройстве...». При проведении реформ могут кардинально изменяться цели экономической политики, что отличает реформы от, например механизма корректировки экономической политики, когда стратегический курс не меняется.

В современной российской практике государственного управления экономикой термин «реформа» используется с 1990 г. (законы о земельной реформе, налоговой реформе, Постановления Правительства РФ об аграрной реформе (приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов), об экономической реформе, жилищной реформе и т.д.). Какая-либо система в употреблении понятия «реформа» в российской законотворческой практике отсутствует. На уровне управления частным сектором экономики данным термином в РФ не пользуются. А в развитых странах, где общество стремится жить спокойно, без перемен, при проведении экономической политики избегают слова «реформа», большое значение имеет понятие устойчивости как состояния экономики, которое необходимо поддерживать при корректировке экономической политики.

Приоритетным организационно-экономическим фактором, соответствующим проводимой в отрасли промышленной и технической политике, является формирование системы инвестирования строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Это требует широкого комплекса мер: поощрение добросовестной конкуренции, пресечение монополизма, совершенствование механизма финансового оздоровления, поддержка малого и среднего предпринимательства и т.п. Наличие системы инвестирования призвано обеспечить целенаправленное движение инвестиционных потоков и решить такие актуальные задачи: выявить и вовлечь в указанную сферу разнообразные источники всех без исключения инвесторов; придать стабильность и ритмичность поступлению инвестиций, причем в требуемых объемах. Названные меры должны в итоге «переломить» сегодняшнюю ситуацию, при которой инвестирование остается вероятностным явлением. Более того, они должны минимизировать, предотвратить возможные злоупотребления в данной сфере. Сказанное непосредственно касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Здесь создаются новые компании, идут слияния и поглощения, закупаются и распродаются активы и т.п.

Интерес частных инвесторов к этому сектору обусловлен тем, что за последние годы предприятия ЖКХ практически доведены до банкротства, хотя население оплачивает почти 100% коммунальных услуг. Первое обстоятельство свидетельствует, что предприятия ЖКХ можно приобрести за бесценок или забрать за долги, второе означает безубыточность предпринимательской деятельности в этой сфер. Не менее привлекательна для инвестирования сфера жилищного строительства, чья продукция не дешевеет и всегда востребована.

Инвестирование в жилищное строительство включает различные компоненты: инструменты и технологии накопления, финансовые источники, ипотечное кредитование, эмиссионные институты. Инвестиции, по существу, являются связующим звеном между всеми участниками строительства жилья и его последующей эксплуатацией. Учитывая неразрывную связь инвестиционной и строительной деятельности, целесообразно поручить выполнение управленческих и регулирующих функций в этой сфере Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и переименовать его в Федеральное агентство по строительству, инвестициям и жилищно-коммунальному хозяйству.

Жилищное строительство финансировалось до 2008 г. в основном из внебюджетных источников, один из которых - средства (как собственные, так и заемные) нуждающихся в жилье граждан. Ряд потенциальных заказчиков не владеют достаточными средствами для приобретения жилья. Они должны иметь возможность свободно определять порядок и сроки оплаты (аванс, предварительные платежи, рассрочка и отсрочка платежа и т.п.). Если заказчик выполнил свои обязательства по участию в финансировании строительства, у него возникает право требования к застройщику на предоставление квартиры. Данное право может быть передано третьему лицу путем уступки права требования. Такая уступка оформляется лишь в случае, если основной инвестор выполнил свои обязательства по внесению инвестиционного взноса. Вместе с тем застройщики (подрядные организации) являются, как правило, самодостаточными хозяйствующими субъектами. Они способны вести масштабное жилищное строительство, оснащать застраиваемые территории объектами инженерной и социальной инфраструктуры. При этом они в состоянии выполнять функции инвестора, т.е. привлекать и аккумулировать необходимые средства, а затем на взаимовыгодных условиях оказывать содействие клиентам, не имеющим достаточных средств для приобретения жилья.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности неразрывно связано с ценообразованием. Проводимый курс на сокращение расходов, включая расходы федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов влечет существенное сокращение бюджетного финансирования в данной сфере. Между тем за последние несколько лет резко (в разы) выросли размеры коммунальных платежей, что ухудшило материальное положение населения, особенно тех его слоев, которые имеют низкие доходы. Местные органы власти предлагают таким лицам переходить в более скромное жилье. Однако, как правило, делать этого они не собираются, надеясь, что все «авось обойдется». Это вполне резонно, поскольку выселить (переселить) всех неплательщиков с соблюдением предусмотренных в подобных случаях гарантий практически невозможно. Видя такую картину, ряд платежеспособных граждан тоже перестают платить за квартиру (либо платят в неполном объеме или нерегулярно). В итоге размер задолженности становится на порядок выше. Чтобы переломить данную негативную тенденцию, требуются целенаправленные усилия макроэкономического и организационно-технического характера. Это, прежде всего, уменьшение инфляции до уровня, не превышающего 4-5% в год. Именно при таких параметрах идет устойчивый экономический рост. Однако в 2010 г., например, при прогнозе 6-7% инфляция составит не мене 7-8% . Не менее важен технический аспект проблемы. Дело в том, что преобладающий удельный вес в структуре и без того высоких коммунальных платежей составляет оплата теплоуслуг, т.е. топлива, которое постоянно дорожает.

Адекватным инженерным решением может быть перевод системы отопления жилых домов с углеводородных источников топлива (мазут, солярка и т.п.) на альтернативные и возобновляемые виды энергии (энергия солнца, ветра, волн, а также гидроэлектрическая энергия и тепловая энергия океана). Но практические возможности реализации этих мероприятий следует оценивать весьма сдержанно. Достаточно сказать, что в настоящее время существует много трудностей, связанных с производством и запуском альтернативных источников энергии. Работы по созданию таких источников в России практически не ведутся. Промышленное производство за постсоветский период упало во всех отраслях, кроме тех, которые связанны с добычей сырья.

Сохранение привычного текущего уровня жизни, несмотря на кризис, было почти полностью профинансировано за счет сокращений вложений в будущее. Некоторые признаки упадка сегодня видны невооруженным глазом. Не увеличивается железнодорожная сеть, почти не строятся новые автомобильные дороги, остановлены многие крупные предприятия обрабатывающей промышленности. Глубина падения объемов выпуска в различных отраслях в условиях кризиса оказалась прямо пропорциональной сложности производства. Прошедшее лето показало, в каком состоянии находится инфраструктура борьбы с природным катастрофами, а каждая зима становится новым испытанием на прочность энергетического и коммунального хозяйства. Следовательно, наряду с реализацией указанных и иных долговременных задач, надо принимать незамедлительные меры, позволяющие уже сейчас минимизировать непроизводительные потери в системе ЖКХ.

Предпринимаемые усилия по сдерживанию роста цен на коммунальные услуги неразрывно связаны с обеспечением их надлежащего качества. Таковым является совокупность технических, художественных, эстетических и иных свойств продукции (услуг).

Приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по отношению к возводимому жилью был выдвинут критерий комфортности. Он предполагает как качество и обеспечение его нормативными коммунальными услугами, так и своевременный ремонт жилых помещений, а также порядок на придомовой территории. Диапазон необходимых для этого экономических рычагов и правовых стимулов достаточно широк - гарантии качества, наличие дифференцированных мер ответственности за некачественные услуги и т.п.

Немаловажное значение имеют меры, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Это право потребителя на достоверную информацию о товаре (услугах), дифференцированные способы защиты прав и интересов потребителей: широкое участие общественности в реализации потребителями своих прав. Проблема обеспечения качества и комфортности проживания требует комплексного решения в силу особенностей существующего жилого фонда. К примеру, многоквартирные дома в кирпичном и панельном исполнении, построенные во второй половине прошлого столетия, являются типовыми. Массовая квартальная застройка велась по серийным проектам. Причем строительство велось с высокой степенью индустриальности, т.е. поточным методом с жестким суточно-часовым графиком производственно-технологической комплектации объектов. Это позволило в те годы в значительной степени ускорить решение жилищной проблемы. Однако квартиры в таких домах являются, как правило, малогабаритными и имеют стандартные технические характеристики (планировка, расположение комнат, подсобных помещений, балконов, лоджий и т.п.). Чтобы сегодня обеспечить фирменное обслуживание подобной квартиры или, например, сделать евроремонт, должна быть техническая возможность, обеспечивающая конструктивную целостность такого дома. Также думается, что одной из важнейших проблем функционирования ЖКХ является информационная «закрытость» отрасли. Восходящие информационные потоки, закрепленные законодательно, для обеспечения функций по управлению жилищно-коммунальным комплексом отсутствуют. Потенциальным инвесторам практически невозможно получить достоверную информацию из открытых источников о состоянии дел в отрасли и на ее отдельных объектах. Гражданам также не предоставляется всесторонняя информация о порядке оказания, качестве, структуре цены на предоставляемые услуги. Для выяснения оснований, содержащихся в квитанции платежей за услуги, потребуются существенные дополнительные затраты времени. При этом создание единого информационного пространства в сфере ЖКХ не является сейчас приоритетной управленческой задачей, даже, несмотря на принятие Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В то же время развитие ЖКХ в кризис - это проверенный временем экономический рецепт. Реформа ЖКХ ставилась во главу угла и президентом США Теодором Рузвельтом с его «новым курсом» в преодолении последствий Великой депрессии в 30-х годах прошлого века. Именно благодаря политике Рузвельта в США было создано огромное количество рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а вчерашние безработные направлены на строительство дорог, мостов, школ и больниц. Нынешний американский президент Барак Обама в масштабном «Плане реинвестирования и возрождения Америки» также среди прочего предполагает сделать акцент на ремонт транспортных и инженерных коммуникаций и развитие энергосберегающих технологий. Обновление комплекса ЖКХ создает крупный пул рабочих мест, как для квалифицированных специалистов, так и для рабочих. Фронт работ большой: это и облагораживание фасадов, и рытье канав и траншей, и вывоз, переработка отходов, и сооружение дорог и мостов, и прокладка новых инженерных сетей. Для всего этого нужны рабочие руки и профессионализм. Специалистов, оставшихся без работы в связи с кризисом, государство могло бы бесплатно переучивать и направлять на ремонт и строительство городской и поселковой инфраструктуры.

Строительные и другие материалы, которые в большом объеме понадобятся для реализации этой грандиозной программы, также выпускаются или могут выпускаться отечественными предприятиями. Таким образом, обновляя ЖКХ, государство создает спрос на российскую продукцию, что также является важнейшим антикризисным инструментом. Развитие ЖКХ - долгосрочный стратегический инфраструктурный проект, в который государство должно направить крупные финансовые средства. Жилищный фонд, дороги и мосты, водопровод и канализация, благоустройство и озеленение, вывоз и переработка мусора - все эти составляющие махины жилищно-коммунального хозяйства должны получить качественно новое развитие. В этой связи вполне могут быть созданы условия и предпосылки для формирования инновационного заказа самим жилищно-коммунальным комплексом.

Заключение

Проведённое исследование позволило сделать следующие теоретические и практические выводы.

На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных отраслей ЖКХ, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

Ситуация в сфере ЖКХ стала сложной уже в середине 90-х гг. Тогда же были выработаны и концептуальные основы ее реформирования, основной которых является повышение качества обслуживания населения. Общие ее положения сводятся к необходимости изменения системы управления, к демонополизации отрасли и созданию конкурентной среды, снижению издержек, комплексному изменению системы финансирования и ценообразования в ЖКХ, а также к уходу от дотаций с применением мер социальной защиты малоимущих.

Реформирование ЖКХ в России осуществляется уже более двух десятилетий, однако реформы проходят достаточно тяжело. Одной из главных причин этого является недостаток финансирования отрасли, что, в свою очередь приводит к высокой степени изношенности объектов ЖКХ. В последние годы перед Россией стоит уникальная задача формирования новой жилищной политики и жилищных отношений применительно к принципам рыночной экономики с учетом интересов всех слоев населения. Соответственно, главная задача при реформировании данной отрасли в определении форм и размеров государственного регулирования процессов рыночного механизма при проведении реформы.

Реформирование и технологическая модернизация ЖКХ, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере. В немалой степени все это реализуется в рамках проводимой реформы ЖКХ.

Главная цель реформы ЖКХ - перевод отрасли на самофинансирование за счет технической и структурной перестройки; реорганизация хозяйственного механизма организаций и предприятий ЖКХ; демонополизация сферы ЖКХ; снижение издержек производства и совершенствование ценообразования при обеспечении качественного жилищно-коммунального обслуживания, соответствующего современным стандартам; социальная защита населения. Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Для реализации поставленных целей подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообеспечения муниципальных образований:

изменение тарифной политики,

переход от оплаты ресурсов по нормативам потребления к оплате по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета,

создание конкурентной среды в сфере ресурсообеспечения поселений,

привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфраструктуры муниципальных образований,

внедрение энергоэффективных технологий в систему ЖКХ.

Последнее из перечисленных направлений является одним из наиболее перспективных: многие предприятия уже сейчас занимаются активным внедрением различных энергосберегающих программ. Однако существует целый ряд препятствий, создающих определённые проблемы при реализации данных проектов: это и финансовая нестабильность страны, и отстутствие полноценного опыта, что проявляется как при оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков, так и просто в отсутствии компетентного персонала по данному вопросу.

Если рассуждать о финансовой стороне реформы системы ЖКХ, то хотелось бы так же отметить, что Минрегионом России разработан план мероприятий по реализации комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, включающий в себя мероприятия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизации или передачи в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, финансирование подготовки инвестиционных проектов с учетом банковских требований, предоставление долгосрочных бюджетных гарантий. Разработку бизнес-планов инвестиционных проектов на основе моделей тарифного регулирования (инвестиционных надбавок) можно выполнить только с использованием специальных информационных технологий проектного менеджмента, экономико-математического и имитационного моделирования и при наличии соответствующих специалистов, а также с привлечением информационных ресурсов ЕМБИР.

В целом представляется целесообразным внедрение перечисленных в курсовой работе способов повышения эффективности в практику управления муниципальных образований, что позволит не только оптимизировать управление жилищно-коммунальной сферой, но и существенно повысить качество.

Список источников и литературы

Список источников

. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер пресс, 2009

. Абдуллина А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А.Р. Абдуллина, И.А. Владимиров // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заочн. науч. конф.; 3. Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» № 3, 2011

. Ю.Ф. Симионов Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник / 2010, 286с

. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2008 г. № 675 «О федераль-ной целевой программе «Жилище» на 2009-2010 годы» // Российская газета. 2008. 27 сентября

. Тимчук О.Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.) // М.: РИОР, 2011

Похожие работы на - Основные направления реформирования ЖКХ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!