Особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста

Содержание

Введение

. Теоретические основы изучение группы в социальной психологии

.1 Содержание понятия "группа"

.2 Классификация групп

.3 Методы изучения групп в социальной психологии

. Экспериментальное исследование особенностей формирования и функционирования социальной группы

.1 Организация и проведение исследования

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В первобытных племенах общими ритуальными действиями и танцами отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, обращались к групповой форме философствования, для того, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, чтобы очистить душу и постигнуть Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже имели в себе зачатки тенденции к работе в группе, которые наблюдаются в современной социальной психологии. Однако, при том, что тяготение к разному роду групп было присуще людям в течение всей истории человечества, связь давних походов с современными методами умышленного использования групп, которые имеют задачу целеустремленного влияния на личность, лишь недавно стала предметом научно - психологического исследования.

В структуре проблем социальной психологии проблемы исследования группы, принципов ее формирования и ее особенностей, бесспорно занимают особенное место, это не только самая старая, но без преувеличения можно сказать, наиболее интенсивно развивающаяся область социальной психологии.

Стремительный рост изучения группы и группового поведения объясняется следующими причинами:

Логика развития социально-психологической науки подвела научных работников к необходимости признания того бесспорного факта, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие ее сложных жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой является именно социальная группа.

. Выявление закономерностей функционирования малых и больших групп способствует лучшему пониманию процессов, которые гораздо менее доступны непосредственному эмпирическому изучению. Ведь социальные группы - это не просто микросистемы. В значительной степени они являются сутью микросхемы больших организаций.

. Исследование социальных групп ориентировано на разнообразные сферы социальной практики и проблемы эффективности организации и управления людьми.

. Изучение социальных групп позволяет раскрыть механизмы социальной регуляции поведения человека и на этой основе разработать адекватные целям и задачам общественного развития социальные технологии управления.

Объектом данного исследования является социальная группа на примере классного коллектива старшеклассников.

Предметом данной курсовой работы являются особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста.

Цель курсовой работы: на теоретическом и практическом уровне исследовать особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

. Рассмотреть содержание понятия "группа".

. Сформулировать классификацию групп.

. Проанализировать методы изучения групп в социальной психологии.

. Провести экспериментальное исследование конкретной социальной группы на примере классного коллектива с целью выявления особенностей ее формирования и функционирования.

. Проанализировать полученные данные.

. Сделать выводы и описать результаты исследования.

Методы исследования:

метод систематизации и обобщения теоретического материала;

метод наблюдения;

метод анкетирования;

метод самоанализа;

метод изучения продуктов деятельности;

социометрический метод.

База исследования: общеобразовательная школа №122 г. Москвы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 29 источников, приложений. Основной текст работы изложен на страницах.

группа социальный классный коллектив

1. Теоретические основы изучение группы в социальной психологии

.1 Содержание понятия "группа"

Общение и межличностное взаимодействие происходят в социальном контексте, т.е. в конкретных социально-исторической и социокультурной средах, в различных формированиях и объединениях. Существование таких группировок и их влияние на психику индивида является естественным и объективным результатом исторического развития человеческой цивилизации.

Объединение людей в группы происходит по разным признакам, в том числе и статусным - властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д.

Особенности их влияния на индивида в разные эпохи исследователи осознавали и оценивали неодинаково. То, что одни признавали как природный феномен, другие квалифицировали как явление, которое унижает индивидуальное достоинство.

Разнообразные совокупности индивидов социальная психология обозначает понятиями "общность" и "группа".

Социальная общность - совокупность индивидов, объединенных социальными связями и причастностью друг к другу по определенному признаку. Социальная общность предполагает общение индивидов, их духовную солидарность, взаимопонимание.

Социально-психологической основой общности являются феномены "Мы" и "Они". При этом "Мы" - универсальная психологическая форма самосознания любой совокупности людей, всегда противоположна феномену "Они". Она является предпосылкой общения и продуктом развития личностей. Общности как целостности присущи особое психическое состояние, социальное настроение, виды деятельности (экономической, политической, профессиональной), ее характеризуют момент уподобления (индивид идентифицирует себя с ее целями, нормами, ценностями) и обособленность человека (ограничение сферы индивидуального общения в конкретной общине или даже прекращение контакта в ней). Обособленность указывает на индивидуальную неповторимость личности, свидетельствует и об ее принадлежности к другим социальным общностям, разнообразным социальным отношениям и социальным ролям.

Социальными признаками, которые объединяют людей в общности, есть общие цели, интересы, условия жизнедеятельности, возраст, пол, принадлежность группы к единой культуре, религии, способ, качеств и стиль жизни, социальный статус, отношения собственности. Это дает основания рассматривать социальную общность как совокупность людей, характеризующуюся общими условиями жизнедеятельности, интересами; принадлежности к территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к исторически сложившимся социальным организациям и институтам.

Примером общности является общины, основанные на кровном родстве, соседстве, дружбе и др. В современном обществе общинные связи существенно ослаблены. Ходит даже утверждение, что община как социальная общность себя исчерпала, поскольку она как атрибут доклассового общества рудиментарно сохранялась кое-где в последующие социальные эпохи. В противоположность им приводят аргументы о возрождении и большом будущем общины, направляя взгляды скептиков на факты самоуправления во многих современных развитых государствах.

Относительно постоянным объединением людей является группа. Совокупность людей, которая претендует называться группой, объединена не только общностью условий и средств социальной жизнедеятельности, но и взаимовлияниями индивидов.

Существует много подходов к определению понятия "группа".

Группой в социальной психологии называется двое или больше лиц, между которыми существует выразительная социальная связь; другими словами - группа существует тогда, когда ее члены тесно связаны друг с другом на социальной основе.

Группой называется определенное количество людей, связанных между собой социальными связями.

Социальная группа - это по меньшей мере три лица, которые связаны между собой урегулированными, институциональными связями, которые отличаются от других общими чертами и общими ценностями.

Чтобы о двух или больше лицах можно было сказать, что они являются группой, необходимы:

наличие тесной социальной связи;

определенность какой-то социальной цели;

соблюдения соответствующих общих норм, правил;

объединения в четко определенную структуру;

осознание, что они являются группой, а не конгломератом индивидов.

Группа - это совокупность индивидов, которые совместно действуют в решении каких-то общих проблем, задач и которые связаны между собой рационально и эмоционально.

Существует огромное количество определений этого понятия, но все социологи и психологи сходятся на том, что группой можно назвать определенное количество людей, которое отличается от других характерными для нее социальными признаками.

Социальная группа - относительно устойчивая совокупность людей, связанных между собой общими ценностями, целями, системой взаимоотношений, взаимовлияний и включенных в типовых форм деятельности.

К основным признакам социальной группы относятся:

. Включение их в широкий социальный контекст;

. Наличие общей личностно значимой основы для пребывания индивидов в рамках группы;

. Достаточная продолжительность существования, что является предпосылкой создания предметов и феноменов групповой культуры, истории;

. Внешняя и внутренняя организация;

. Определенные типы воздействия и отношений между индивидами, общепринятые нормы и ценности;

. Осознание индивидами своей принадлежности к группе и возникновение на этой основе "Мы-чувства";

. Наличие групповых атрибутов (название, символы и т.д.).

Исследователи указывают на определенные различия в сущности и объеме понятий "социальная общность" и "социальная группа". Если понятие "социальная группа" в основном обозначает функционирование определенной группировки, общества, объединенных общими целями людей, то понятие "социальная общность" акцентирует внимание на результатах этого функционирования - возникновении определенного социального переживания, которое становится достоянием каждого принадлежащего ей индивида. Кроме того, понятие "социальная общность" шире по объему и содержит понятие "социальная группа". Одновременно они по многим признакам сходны между собой. Раскрытие каждым из этих понятий своего аспекта человеческой коммуникации и взаимодействия в различных социальных группировках и в разных социальных пространствах создает целостную их картину.

Чаще всего объектом изучения социальной психологии является социальная группа.

Речь идет о реальных группах, участники которых взаимосвязаны общими ценностями, действиями, взаимосвязаны образом жизни, влияют друг на друга с целью удовлетворения значимых потребностей, целей и интересов. Рассмотрение их с разных точек зрения, в разных измерениях обеспечивает целостное и всестороннее познание социальной группы как феномена.

В целом социальную группу характеризуют следующие сущностные особенности:

. Посредничество между обществом и конкретным человеком. Через социальную группу общественные явления влияют на личность, формируются ее социально значимые качества, убеждения, установки, ценностные ориентации и др. Личность также имеет возможность повлиять на общественные процессы, общественное мнение и представления, пытается изменить или скорректировать их, находясь в определенной группе.

. Статус самостоятельного субъекта жизнедеятельности и развития. Группа как номинальное сообщество индивидов является в социальном взаимодействии реальной психологической группировкой. В этом контексте социальная психология исследует феномены и механизмы, которые свидетельствуют о рождении социальной группы; особенности проявления групповой сплоченности, продолжительность цикла жизнедеятельности группы от момента ее создания до распада; воздействия, которые обусловливают переход группы из одного качественного состояния в другое.

. Важный для индивида социальный институт. Находясь в группе, индивид социализируется, приобретает опыт межличностных отношений. Социальную психологию интересуют изменения, происходящие с ним (речь идет об изменении взглядов, ценностей, привычек, поведения) после вхождения в группу, а также связанные с этим фактом процессы в группе, которая, как известно, аккумулирует в себе индивидуально-психологические особенности ее участников.

. Сфера концентрации различных групповых влияний на личность. Человек, выполняя различные социальные функции, одновременно принадлежит к разным социальным группам. С одной стороны, это способствует определению места личности в системе социальной деятельности, а с другой - сказывается на формировании сознания личности, поскольку она включена в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многих групп.

Таким образом, социальная психология рассматривает группу как пространство, в котором функционирует отдельный индивид, как самостоятельный субъект активности и как важный институт социализации личности.

.2 Классификация групп

Одним из главных критериев типологии групп является их численность. В социальной психологии различают малые, средние и большие группы. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные отношения. Разница между малыми, средними и большими группами заключается прежде всего в характере коммуникационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах позволяет вырабатывать нормы и ценности, образцы поведения, а также осуществлять социальный контроль эффективнее, чем в средних, а особенно - в больших группах. Более того, крупные и средние группы только тогда могут демонстрировать образцы организованного поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают малые группы как элементы своей структуры.

Однако критерий численности - это лишь формальный индикатор разницы между большими, малыми и средними группами. Именно из-за его формальность невозможно точно указать, где именно пролегает численная граница между этими группами. Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах различной численности, в частности, различные возможности обратной связи.

Малая группа - это социальная группа, где индивиды находятся в непосредственном взаимодействии и каждый член группы имеет опыт общения со всеми другими. Именно совокупность малых групп, которые функционируют в разных сферах жизнедеятельности общества, представляет социальную микросреду, которая непосредственно влияет на формирование и развитие личности. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

Впервые к систематическому исследованию малых групп приступил в начале XX ст. Ч. Пули. Именно он выделил в социальной структуре так называемые первичные группы (семья, соседская община и др.), где между людьми происходит непосредственный психологический контакт. Дальнейшие исследования малых групп развивались в пределах влиятельных направлений западной социологии и социальной психологии (микросоциология, интеракционизм, социометрия, теория социального обмена, теория групповой динамики). Были открыты ряд феноменов группового сознания и взаимодействия: эффект присутствия группы и влияние его на индивидуальную деятельность, групповое давление и конформизм, социометрическая и ролевая структура группы, динамика внутригруппового взаимодействия и формирования сплоченности малых групп и тому подобное.

Тот факт, что деятельность индивида в пределах группы отличается от осуществляемой им вне группы, нашел подтверждение в многочисленных исследованиях по проблемам группового давления. Изучая эти проблемы, американский социальный психолог Р. Зайонц выделяет три основных аспекта:

анализ изменения поведения, которое происходит в присутствии других лиц, которые исполняют роль зрителей (публичный эффект);

изучения изменения поведения в присутствии других индивидов, которые активно участвуют в этой деятельности (эффект взаимодействия);

изучения мотивации индивидов, от которой зависят позитивные или негативные изменения текущей деятельности группы.

Малые группы можно классифицировать по таким критериями:

по способу организации - внешнеорганизованные и саморганизованные, формально фиксированные и неформальные группы;

по основным сферам функционирования - производственные, учебные, семейные, дружественные и тому подобное;

по сроку функционирования - кратковременные и постоянные;

по составу - элементарные (не больше 7-10 членов) и сложные (до 40-50 членов), что объединяют несколько элементарных групп;

по социально-психологическим критериям - типы малых групп с разными уровнями сплоченности, разной внутренне-групповой атмосферой (демократическая, авторитарная, стихийная) и тому подобное.

Структура малой группы определяется спецификой групповой деятельности. Именно от нее зависит распределение ролей в группе, информационных потоков, межличностных отношений. Различают формальную и неформальную, статистическую и динамическую, внутреннюю и внешнюю структуры. Последняя предопределена связями и взаимоотношениями малой группы с внешней социальной средой и по существу является структурой видов деятельности группы. Чем больше развита эта структура, тем более широкие общественные связи малой группы, тем больше предпосылок для привлечения ее членов к активной общественной деятельности. Эффективность такой деятельности зависит от меры идентификации личности с группой, то есть от совпадения индивидуальных и общих для группы целей, социальных установок и ценностных ориентаций.

Социальный механизм внутригрупповой идентификации основывается на ценностно-нормативной регуляции поведения членов группы. Выполнение или невыполнение ими определенных групповых требований несет за собой соответствующие поощрения или санкции. В качестве средств идентификации выступают разные способы общения: внушение, убеждение, неосознанное наследование и сознательное принятие влияния группы.

Основным аспектом социологического исследования малых групп является анализ функции социальной среды как посредника в процессе взаимодействия личности и общества. Эта функция связана с трансформацией требований общества, больших социальных групп в конкретные образцы поведения.

Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.

Первичные группы - это малые группы, образующиеся по следующим причинам: брачно-семейные связи, симпатия, эмоциональная привязанность т.д.

Американский социолог Эдвард Шиллз (род. 1911 г.) выделяет три типа малых первичных групп:

. "Начальные группы", которые имеют прочные, многолетние связи и традиции. К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний. Примером такой группы является семья.

. "Личностные группы" - группы друзей. Основанием для формирования таких групп является взаимная симпатия.

. "Идеологические группы", которые объединяют людей с общими ценностями.

Отношения в первичных группах является эмоционально окрашенными и обычно не имеют для их участников утилитарной ценности (мы дружим с кем-то не потому, что это принесет нам какую-то выгоду, а потому, что этот человек нам симпатичен, близок по духу). Первичные группы формируют личность, ее нравственные принципы, вкусы.

Вторичные группы включают в себя некоторое количество первичных групп. Скажем, академическая студенческая группа или спортивная команда всегда внутренне разделены на меньшие группы лиц, контакты между которыми происходят чаще, имеют эмоциональный характер. В первичных группах отношения между людьми индивидуальные (одним людям мы симпатизируем больше, другим - меньше, никто не заставит нас полюбить человека, которая нам не симпатичен), а вторичные группы объединяют людей, связанных между собой в связи с выполнением ими определенных функций, статусов, ролей, а не из-за симпатии. В таких группах социальные контакты обезличены и имеют утилитарный характер. Например, отношения бригадира и подчиненных ему рабочих обезличены, а их функции должны выполняться, независимо от дружественных или враждебных отношений между ними.

Средние группы - это такие группы, в которых каждый член может знать каждого другого человека, входящего в группу, но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения, поскольку для этого группа слишком велика (например, студенты факультета, рабочие цеха и т.п.).

Большие группы - это такие группы, в которых отдельные их члены могут не быть лично знакомы друг с другом (жители Москвы, россияне, члены конфессиональной группы). Это многотысячные группы людей, рассеянные на больших пространствах, и для которых свойственны косвенные социальные взаимодействия (классовые, территориальные, этнические сообщества).

Большие группы разделяют на номинальные (их выделяют только для нужд статистики, например: потребители стирального порошка "Ариэль"; пассажиры пригородных поездов; стоящие на учете в больнице и др.) и реальные (критерием их выделения являются реальные признаки - пол, доход, раса, национальность, место жительства, образование, профессия и др.).

Выделяют три главных типа реальных групп:

стратификационные группы - касты, сословия, классы;

этнические группы - расы, нации, народы, племена, кланы;

территориальные группы - выходцы из одной местности, горожане, крестьяне.

Большие группы являются носителями основных черт культуры. Именно группа (этническая, профессиональная, городская и др.) осуществляет отбор и утверждает основные обычаи, традиции, ценности и через посредство малой группы "доносит" этот отбор в каждого индивида.

Из сказанного понятно, почему численность сама по себе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней. Взаимодействие в группе численностью в 6-20 человек можно организовать таким образом, что она будет функционировать как малая группа. То есть каждый индивид, который входит в нее сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член этой группы. С другой стороны, если в группе численностью 10 лиц не наладить эффективного механизма межличностного общения, вполне может оказаться, что она будет вести себя как средняя по численности группа, когда, например, индивид будет реагировать скорее на некое усредненное мнение группы, чем на мнение каждого отдельного ее члена.

Известный американский социолог Гриффин В. Рикки на основе анализа характера деятельности разных групп в организациях сделал их классификацию, которая признана в социологической литературе учеными из разных стран Запада и которую здесь рассмотрим.

. Функциональная группа. Это группа, которая формируется с целью реализации конкретных задач в организации. Она может существовать месяц, год, два, а иногда и значительно более длинное время.

Например, группа преподавателей кафедры в составе двух-трех лиц работает над разработкой методики применения современных компьютерных технологий в учебном процессе. Когда такая методика разработана, деятельность группы практически прекращается, тем временем деятельность группы профессоров и доцентов, которая занимается подготовкой аспирантов и соискателей к сдаче экзамена по кандидатскому минимуму, действует столько, сколько этого требуют потребности организации (год, два и пр.).

. Совещательная группа. Это группа, которая создается организацией для реализации определенных задач, которые возникли неожиданно.

Например, на кафедру менеджмента пришло официальное письмо с просьбой дать рецензию на только что изданный учебник. Создается группа из трех-четырех высококвалифицированных преподавателей кафедры, которая рецензирует труд, подает его на рассмотрение кафедры. На этом деятельность группы прекращается.

. Временная группа. В производственных фирмах время от времени возникают какие-то одни и те же проблемы. Формируется на определенное время группа специалистов, которые решают конкретную проблему, однако спустя некоторое время последняя в том же или немного модифицированном виде возникают опять. Эта же группа опять приступает к ее решению. Практически группа действует на временно-постоянном принципе, но поскольку проблемы возникают время от времени, ее можно классифицировать как временную.

. Группа по интересам. Например, 3-4 лица во время обеденного перерыва сидят за одним и тем же столом. Сначала кроме разговоров о качестве блюд их ничего не объединяет, но спустя некоторое время они обсуждают вопросы, связанные с зарплатой, порядками на фирме, этикой поведения и т. д. У людей возникают не только какие-то общие интересы, но и желание их реализовать. Даже если позже обедов за общим столом уже и не будет, например, кафе закрылось на ремонт, члены группы продолжают тесно контактировать друг с другом. Это может быть на работе, во время перерыва или после работы по телефону. Они обмениваются новостями, вырабатывают какие-то общие планы, определяют способы их реализации и тому подобное.

.3 Методы изучения групп в социальной психологии

Конкретные методы (метод исследования - способ, путь получения необходимой информации о социально-психологическую реальность) в социальной психологии направлены на изучение социально-психологических проявлений личности в межличностных отношениях, групповых процессах и др. Совокупность научных методов сбора, обработки и анализа социально-психологических фактов позволяет реализовать цели и задачи социально-психологического исследования.

Основными источниками информации о социально-психологическом явлении являются параметры реальных поступков и поведения личности и группы, особенности индивидуального и группового сознания, характеристики продуктов материальной и духовной деятельности участников коммуникативного процесса, ситуации социального взаимодействия и др. Полученная в процессе исследования социально-психологическая информация должна быть качественной, т.е. соответствовать требованиям надежности (стабильности результатов при повторных экспериментах разных исследователей), обоснованности (пригодность метода исследовать именно те качества объекта, которые изучаются), точности (чувствительность использованных методик к измерению исследуемых качеств).

К главным методам социально-психологического исследования относятся: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.

. Метод наблюдения. Его значение и ценность обусловлена черпанием материала непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью индивидов во взаимодействии с другими, которая проявляется в их движениях, действиях, поступках, высказываниях, оценках. Он является одним из эмпирических методов социально-психологического исследования, который проявляется в чувственном познании явления или исследуемого предмета. Сущность его заключается в систематическом и целенаправленном восприятии, фиксации психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях, анализа и использования в практической деятельности. Этот метод широко используется в социальной психологии для изучения процессов восприятия и взаимовлияния, анализа социально-психологической среды, социокультурной программы поведения партнеров по взаимодействию и тому подобное.

Научное наблюдение должно происходить за соблюдением таких правил и требований:

любое социально-психологическое исследование, стремящийся к объективности, заключается в определении круга исследуемых фактов и их наблюдении;

выбор способа наблюдения;

составление плана и программы исследования;

направленность наблюдения на важные явления, обособление существенного от несущественного, главного от второстепенного;

объективная и точная регистрация фактов социально-психологической реальности, формулировка из них выводов;

ведение журнала наблюдений и регистрации событий, стенограмм, протоколов и др., в которых необходимо фиксировать не только факты, характеризующие действия, поступки, поведение индивидов, но и условия, в которых они происходили;

проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует прибегнуть к повторным аналогичным наблюдениям (на том же объекте и в тех же условиях);

наблюдение необходимо по возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.

Преимущество метода наблюдения по сравнению с другими состоит в том, что психика проявляется в естественных условиях, т.е. наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на "желаемое", "утверждаемое" поведение.

Учитывая статус наблюдателя психологическое наблюдение подразделяют на следующие виды: включенное наблюдение (предполагает, что исследователь на время становится участником группы - объекта исследования); исключенные наблюдения (наблюдения "со стороны": наблюдатель не является участником группы - объекта наблюдения). В зависимости от функциональных позиций наблюдателя относительно объектов наблюдения выделяют открытое (исследуемые знают, что они являются объектом наблюдения) и скрытое (испытуемые не подозревают о наблюдении за их поведением и деятельностью) наблюдение. По факторам регулярности наблюдения разделяют на систематическое (исследователь посещает исследуемый объект в течение определенного времени) и эпизодическое. Наблюдение может быть также сплошным, когда фиксируются все проявления психологической деятельности на протяжении определенного времени и выборочным, когда регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается.

. Метод опроса. Этот метод является чрезвычайно распространенным в социально-психологических исследованиях и используется для выяснения, понимания изучаемых конкретных задач, жизненных ситуаций, а также с целью получения информации об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. Опрос основан на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Беседа позволяет получить информацию на основе вербальной (словесной) коммуникации. При анкетном методе, в отличие от метода беседы, не обязателен личный контакт. Используется опросный лист, который является совокупностью упорядоченных по содержанию и форме вопросов.

Метод анкетирования позволяет собрать много материала, изучить большое количество человек. Недостаток его - в зависимости информации от наличия или отсутствия установки в опрошенных на искренность в ответах, способности респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других.

. Метод тестирования. С его помощью устанавливают психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Главным инструментом при использовании этого метода является тест.

Тест (англ. test - проба, экзамен, испытание) - специально разработанные задания и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности.

Современная психодиагностика использует такие основные виды тестов:

тесты интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);

тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);

личностные тесты (с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств);

проективные тесты (используется в процессе исследования свойств и характеристик, в существовании которых человек полностью не уверен, не осознает или не хочет признавать у себя, например, черты, мотивы);

тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей).

По форме тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные, Эффективность их зависит от правильности использования тестов, соблюдения условий психологического тестирования: правильно примененный тест позволяет собрать за короткий срок много ценного материала для качественного психологического анализа, что повышает производительность исследовательской работы.

. Метод групповой оценки личности. Построен он на феномене групповых представлений о каждом участнике группы в результате познания людей в процессе их совместной деятельности и общения. Предусматривает получение характеристики человека во время взаимных оценок с использованием приемов непосредственного оценивания по n-балльной шкале, ранжирования (последовательное размещение) качеств, попарного их сравнения и др..

. Метод эксперимента. Его преимущество заключается в том, что исследователь сам инициирует явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Эксперимент реализуется как организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и переменных, от которых она зависит. Психологический эксперимент может быть естественным (базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях, то есть в специальных экспериментальных условиях, которые не нарушают обычного хода событий) и лабораторным (исследование в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала).

Правильно организованный и всесторонне проанализированный эксперимент позволяет максимально предусмотреть развитие ситуации в, так сказать, штатных условиях.

. Метод изучения документов. Традиционно документами считают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации. Ими может быть любая информация, содержащая данные об отношениях в группе, влияние трудовой деятельности на человека и т.д. В психологической литературе документы подразделяют на типы:

по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.) и неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитные записи, пластинки, лазерные диски); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опроса) и вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы).

Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки.

Особенно важны умение определить достоверность представленной в документах информации (выяснить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, передал его со слов других или составил документ на основании данных, полученных от других лиц и т.д.).

. Метод социометрии. Этот метод основан американским социальным психологом Джекобом (Якобом) Морено (1892-1974) для исследования эмоционально-психологических отношений в малой социальной группе. Его процедура направлена на опрос каждого участника малой группы с целью установления возможности его участия (неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Конечные результаты использования социометрии могут быть представлены в форме социоматрицы, социограммы, которые графически воспроизводят структуру отношений в группе или социометрических индексов, количественно отражают психологические взаимоотношения в группе. Метод социометрии имеет и определенные недостатки, поскольку при его применении невозможно узнать о мотивах межличностных предпочтений или возражений. Нередко его результаты искажаются неискренними ответами.

В социальной психологии используют и другие методы и методики для исследования социальных групп: шкалы измерения социальных установок, аппаратурный метод т.д.

Для получения достоверных сведений целесообразно одновременно использовать несколько методов: если их результаты совпадают, это повышает уверенность в правильности сделанных выводов.

2. Экспериментальное исследование особенностей формирования и функционирования социальной группы

.1 Организация и проведение исследования

Исследование процесса формирования малой социальной группы и межличностных отношений в ней было проведено в классном коллективе старшеклассников, состоящим из 18 человек на базе общеобразовательная школа №122 г. Москвы в 10-А классе, с помощью методик:

анкетирование;

"Закончи предложение";

самооценка состояния сформированности коллектива;

социометрия;

наблюдение.

В ходе анкетирования нужно изучить взаимоотношения в классе. Для этого ученикам предлагают ответить самостоятельно, ни с кем не советуясь, на вопросы. На чистом листе бумаги ученик записывает номер вопроса и рядом один из предложенных ответов, с которым совпадает его мысль (Приложение 1).

Анализируя ответы, нужно подсчитать количество учеников, которые выбрали определенный ответ, определить процент тех, которые свидетельствуют о хороших взаимоотношениях с одноклассниками, неблагоприятные отношения и неопределенные.

Во время проведения методики "Закончи предложение" нужно выявить мнения учеников о классе, событиях, которые происходят в школьной жизни, и тому подобное.

Ученикам раздаются листы с предложениями, которые следует дописать (Приложение 2).

Анализируя ответы, нужно определить количество учеников, которые использовали предложения, направленные на определенный вид дружественности класса. Определить процент тех, которые свидетельствуют о хороших взаимоотношениях с одноклассниками, неблагоприятных отношений и неопределенных.

Во время проведения методики "Преобладающая мысль о дружбе и приемлемости в классе" нужно выявить уровень самооценки групповой сплоченности классного коллектива.

Ученикам раздаются листы бумаги, в которых они указывают ответы на заданные вопросы (Приложение 3).

Анализируя ответы нужно определить преобладающую мысль об уровне сплоченности класса, с помощью определения вопроса, на который дало ответ наибольшее количество учеников.

В ходе социометрического исследования необходимо определить структуру неформальных отношений малой социальной группы по критерию симпатии - антипатии, установить степень психологической совместимости отдельных членов группы, выявить внутригрупповые подсистемы (микрогруппы) и их неформальных лидеров. Для этого ученикам выдается индивидуальная социометрическая карточка. На карточке фиксируется основная информация об исследуемом, а также проводится регистрация его индивидуальных выборов. Для этого карточка содержит и соответствующие критерии выбора, сформулированные в виде вопросов.

Поскольку межличностные отношения всегда разворачиваются в группе на двух уровнях - формальном и неформальном, то исследуемый должен осуществить выбор относительно двух сфер - сферы совместной деятельности и сферы досуга.

Следовательно, индивидуальная социометрическая карточка содержит 4 вопроса и имеет вид, приведенный в Приложении 2.

Важным условием проведения социометрии является налаживание контакта исследователя с исследуемыми. Эффективность исследования улучшается, если экспериментатор держится уверенно и ведет себя доброжелательно. Инструкция дается в популярной форме. Исследуемых не посвящают во все тонкости проведения процедуры и анализа результатов. Можно дать приблизительно такую инструкцию:

"Предлагаем Вам участвовать в исследовании, которое направлено на улучшение психологического климата в Вашей группе. Вся информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Она не будет разглашена в группе, каждый из Вас сможет узнать о своих результатах индивидуально. Для заполнения карточки Вам необходимо:

в соответствующих строках бланку указать свою фамилию и имя, класс, школу и дату проведения исследования;

внимательно прочитать первый вопрос и в соответствии с ним выбрать и записать фамилии и имена трех членов Вашей группы;

аналогично дать ответ на второй, третий и четвертый вопрос.

Время заполнения карточки - 10-15 минут".

После того, как экспериментатор собрал заполненные карточки, начинается обработка данных. Она состоит из трех этапов:

табличного;

графического;

индексологического.

Табличный этап обработки данных предусматривает построение социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. Поскольку межличностные отношения в группе изучались в двух сферах (сфере совместной учебной деятельности и сфере досуга), то необходимо построить 2 социоматрицы.

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

На первом этапе исследования была проведена социометрия, по которой было выявлено, что в классе есть один ученик который получил лишь позитивные выборы - это Вадим К., а также одна ученица которая получила лишь негативные выборы - это Ирина В. Все другие ученики получили как позитивные так и негативные выборы. Полученные социометрические матрицы приведены в Приложении 5.

Во время анализа социометрического исследования в классе было выявлено двух социометрических "звезд" в сфере учебной деятельности, а именно Вадим К. и Оксана П. (староста класса - официальный лидер), а в сфере досуговой деятельности статус социометрической "звезды" только Вадим К.

В сфере учебной деятельности статус "которым предоставляют преимущество" получили шесть учеников, а в сфере досуговой деятельности -десять учеников. В сфере досуговой деятельности был выявлен один изолированный ученик - это Ирина В., однако в сфере учебной деятельности она получила социометрический статус "пренебреженной", как и большинство класса.

В классе во время исследования не было выявлено ни одной микрогруппы как в сфере учебной, так и досуговой деятельности, однако выявлено девять взаимовыборов в сфере учебы и восемь в сфере досуга.

Дети со статусом "пренебреженные" и "изолированные", как правило, направляют свои выборы на учеников с социометрическим статусом "которым предоставляют преимущество" и ученикам со статусом социометрических "звезд" в сферах учебной и досуговой деятельности. Ученики, которые получили статус социометрических "звезд", и которым предоставляют преимущество, отдают социометрические выборы ученикам всех статусных групп. Ученики в своих выборах проявляют относительную стойкость, так как почти все ученики сохраняют свои социометрические выборы в исследованиях, однако во многих случаях, в сферах учебной и досуговой деятельности они изменяются в выборах, в то же время почти не наблюдается противоположность выборов в вышеупомянутых сферах. При анализе социометрического исследования были выявлены ученики, которые делали взаимообратные выборы в исследуемых сферах.

Во время анализа социометрического исследования было выявлено, что у учеников индекс групповой сплоченности более высок в сфере учебной деятельности. Его показатель в этой сфере представляет 0,346, а в сфере досуговой деятельности - 0,301. Следовательно, общий уровень сплоченности классного коллектива сохраняет за собой приоритет учебной деятельности.

По социометрическим показателям сплоченность классного коллектива можно оценить как среднюю, поскольку в нем сохраняются стойкие связи между его членами. При работе в данном классном коллективе нужно обратить внимание на улучшение отношений в коллективе, объединение и укрепление как единого коллектива в полном понимании этого определения. Для этого можно использовать разные психолого-педагогические средства которые предназначены для сплочения коллектива, а именно психолого-коррекционная работа, проведение воспитательных мероприятий в которых будут участвовать все ученики вне зависимости от статуса в группе и уровня развития учеников.

На втором этапе исследования ученикам была предложенная методика самоанализа "Преобладающая мысль о дружбе и приемлемости в классе", цель которой заключалась в изучении отношения учеников к своему классу и их мнение об уровне его сплоченности. Во время анализа проведенного исследования было выявлено, что ученики в большей мере избирают ответ среднего уровня сплоченности, "в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе" - шесть учеников, однако другие выборы учеников представляют также значимую цифру, например вариант "наш класс очень дружный и сплоченный" выбрали трое учеников, "наш класс дружный" выбрали трое учеников, "в нашем классе возникают ссоры, но конфликтным его назвать трудно" выбрали четыре ученика, и только один ученик отметил то, что класс является не дружным и в нем трудно учиться (рис. 2.1).

По данным ответам мы видим, что самооценка уровня дружественности класса является достаточно невысокой в понимании учеников. Большая часть класса выбрала средние и негативные выборы относительно дружественности коллектива. В этом случае нужна активная работа по сплочению коллектива, так как, во-первых, такой уровень самооценки может активно снижать действительный уровень сплоченности класса, а, во-вторых, в нем будет трудно формировать полноценный коллектив.

Рис. 2.1. Результаты методики "Преобладающая мысль о дружбе и приемлемости в классе"

Процесс формирования коллектива в классе на данном этапе для классного руководителя и школьного психолога должен стать неотложным вопросом, так как в классе возникает возможность порчи отношений в коллективе. Результаты приведены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты методики самоанализа

Номер ученика


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.










+

+






+


2.

+



+





+










3.


+



+


+

+





+

+





4.






+






+



+

+



5.


















+

6.



+
















На третьем этапе исследования ученикам была предложена методика творческой мысли о классе, цель которой заключалась в изучении мнений учеников относительно их класса (таблица 2.2).

Во время анализа результатов исследование было выявлено, что ученики по-разному относятся к тем или другим вопросам.

Таблица 2.2.

Результаты методики "Закончи предложения"

Номер ученика


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

+

+

0

-

-

+

+

0

+

0

-

-

-

0

+

+

+

-

2.

+

0

+

0

0

+

+

-

+

0

+


+

+

+

-

+

-

3.

+

+

+

+




-

+

0

+


+

+

+


+

-

4.


+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

-

-

+


+


-

5.

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+


+

+

+

-


-

6.


+

-

0


+

+

-

+

0

+


-

+

-

-

+

-

7.

0

+

-

-

+

+

+

-

+

0


+

0

+

+

-

+

-

Условные обозначения: + позитивная мысль о классе; 0 нейтральная мысль; - негативная мысль.

Ответы учеников, которые оказались позитивными по отношению к классу и становлению полноценного коллектива, были оценены как позитивные, ответы, которые не касались класса, или отношений в нем, были оценены как нейтральные, а ответы, которые описывали позитивные стороны класса, получили позитивные стремления относительно построения классного коллектива, оценены положительно.

Как видим, позитивных ответов намного больше, чем нейтральных или негативных. В целом учеников, которые выразили свое мнение в большей мере положительно в классе одиннадцать, учеников, которые выдвигали нейтральные идеи, было двое, учеников, которые проявляли негативные мысли - пять (рис. 2.2).

Из качественного анализа данных было выявлено, что ученики видят возможную перспективу для улучшения развития взаимоотношений в классе, поскольку в ответах они предлагали идеи по сплочению классного коллектива, обращали внимание на события, которые объединяют их как классный коллектив. Ученики, в некоторых аспектах понимают, что нужно сделать, чтобы класс стал коллективом: например, никого не обсуждать, не сплетничать, не драться, не устраивать ссор, проводить больше воспитательных мероприятий.

Рис. 2.2. Результаты методики "Закончи предложения"

Ученикам нравится, когда в классе все дружат, все хорошо, все мирятся, общие празднования дней рождения и праздников именинников, проведения воспитательных мероприятий. Старшеклассникам не нравится, когда в классе драки и ссоры, когда классный руководитель относится к ним плохо, когда кого-то обсуждают. Ученики стремятся к сплочению классного коллектива, и в этом им должны помочь классный руководитель и школьный психолог.

На четвертом этапе исследования ученикам была предложенная анкета с целью изучения взаимоотношений в классном коллективе. Результаты приведены в таблице 2.3.

Следовательно мы видим, что и в этом исследовании позитивные намерения учеников (47) превышают число нейтральных (38) и негативных (23) (рис. 2.3).

Таблица 2.3.

Результаты анкетирования учащихся

Номер ученика


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

+

+

+

+

+

0

+

+

+

+

+

0

+

+

+

+

0

-

2.

0

0

0

-

-

0

0

0

0

0

-

0

-

-

-

-

-

0

3.

0

-

0

+

+

-

0

0

0

0

+

-

-

0

0

+

+

-

4.

0

-

+

+

+

0

+

0

+

+

0

0

0

+

+

+

+

+

5.

+

-

0

+

+

0

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

0

6.

0

0

0

-

+

0

0

-

0

+

0

0

-

+

+

+

+

-

Условные обозначения: + позитивный ответ на вопрос анкеты; 0 нейтральный или посредственный ответ; - негативный ответ.

Рис. 2.3. Результаты анкетирования учащихся

Если проанализировать ответы на отдельные вопросы, то можно увидеть, что в большинстве случаев ученики исследуемого класса имеют в нем друзей или близких людей, а, следовательно, и класс можно назвать достаточно сплоченным хотя бы на уровне отдельных его членов.

Во втором вопросе мы видим, что большее количество учеников выбрали одного ученика класса, с которым у него возникают неурядицы в межличностном отношении, что по нашему мнению является нормальным.

По следующему вопросу мы видим, что мнения старшеклассников совпадают нечасто, однако же есть пять учеников, которые считают, что мнения класса и их личные мнения совпадают намного чаще, чем считает большинство класса.

В следующем вопросе ученики, в большинстве своего состава, дают позитивный ответ на вопрос обсуждения досуговой деятельности. Большинство учеников оценивают взаимоотношения в классе как хорошие. В последнем вопросе ученики, с преимуществом в два выбора, проявляют самостоятельность в решении сложных ситуаций, так как ответили, что только иногда советуются по поводу этих вопросов. По данным исследования можно оценить уровень взаимоотношений в классе как хороший.

Завершающим этапом исследования стало наблюдение. Во время уроков и перемен было проведено наблюдение за взаимоотношениями учеников в классе и за процессом формирования классного коллектива.

Во время учебы и на переменах ученики активно общаются между собой, советуются по тем или другим вопросам, обсуждают те или другие аспекты учебной и досуговой деятельности, общение проходит в доброжелательном духе и на неформальном уровне в достаточно позитивных тонах. Вместе решают вопрос об организации оформления стенгазет и участия в постановках воспитательных мероприятий. В конфликтные ситуации пытаются не вступать, когда же они возникают, пытаются всем классом их решать.

Некоторые ученики класса пытаются доминировать над другими, а некоторые отдают им руководящие позиции, хотя явной борьбы за руководящие позиции в классе нет. Иногда в ходе совместной учебной деятельности, ученики решают определенные вопросы самостоятельно, не руководствуясь коллективной мыслью, или общими интересами, однако чаще в учебной и досуговой деятельности они прибегают к решению вопросов коллективным путем. Следовательно можно утверждать, что уровень сплоченности класса является достаточно высоким.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что к главным методам социально-психологического исследования социальных групп относятся: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.

В социальной психологии используют и другие методы и методики для исследования социальных групп: шкалы измерения социальных установок, аппаратурный метод т.д. При этом для получения достоверных сведений целесообразно одновременно использовать несколько методов: если их результаты совпадают, это повышает уверенность в правильности сделанных выводов.

Мотивами объединения людей в группы является потребность в общении, других формах взаимодействия с конкретными индивидами; важность задач, которые решает определенная группа; действие внешних факторов, которые вознаграждают за участие в группе.

В настоящее время принадлежность к группе - это не только необходимость, которой не избежать, но и внутренняя потребность поиска оптимального сочетания одиночества и коллективной жизни. Действительно, много ценностей и благ, в которых мы нуждаемся, становятся доступными лишь при условии взаимодействия с другими людьми, а временами и общего выступления на защиту своих прав. Но идя на подобное взаимодействие, мы сознательно уступаем часть своей суверенности, признаем над собой еще одну (групповую) власть и должны считаться с возможностью, что за некоторых, например экстремальных, обстоятельств группа будет требовать конкретных проявлений лояльности, подчиненности ее власти вплоть до отказа от собственной индивидуальности.

В исследовании было рассмотрено с теоретических позиций понятие, классификацию и закономерности функционирования и развития социальных групп на примере учебного коллектива старшеклассников.

В проведенном экспериментальном исследовании серьезное внимание уделено уровню сформированности межличностных отношений в классе. Можно отметить, что структуризация малой группы возможна двумя путями: во-первых на основе эмоциональных преимуществ, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Преимущества выражают выборочность выбора, референтные отношения основаны на значимости, которая связывает субъекта с другим человеком или группой лиц и является показателем ценностных ориентаций лица. Другими словами, кто привлекателен для старшеклассника, тот и влияет на формирование его личности. Практика показывает, что в классе всегда одни дети являются референтными для других. Таким образом, одноклассники влияют на развитие друг друга.

Если для выявления структуры класса хватает социометрического исследования, то анализ взаимоотношений в данном классе возможен только с использованием модифицированных методов психологических исследований, которые учитывают разные аспекты становления коллективного сознания.

В результате психологического исследования, проведенного в 10-А классе общеобразовательной школы №122 г. Москвы, было выявлено, что уровень сформированности классного коллектива стоит на достаточно высоком уровне, а, следовательно, имеет большой воспитательный потенциал и перспективу для своего дальнейшего развития. Исследование показало, что высокий уровень развития классного коллектива обеспечивает полноценное формирование гармонично развитой личности.

Исследование особенностей формирования классного коллектива может быть использовано классным руководителем и школьным психологом для правильного формирования у учеников понимания необходимости коллективной деятельности. Особенно в условиях современного общества когда коллективизм отходит на задний план, а появляется вопрос о формировании индивидуальных черт личности, проблема формирования малой группы как возможности вхождения старшеклассника в общество нуждается дальнейшего развития. Учитель, классный руководитель и школьный психолог должны понимать, что значение классного коллектива для старшеклассника очень важно, оно связано с полноценным формированием его личности, и становление его в обществе как полноценного его члена.

Список использованной литературы

1.      Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Наука, 2010. - 240 с.

2.      Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 2010. - 176 с.

.        Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.- 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 365 с.

.        Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.

.        Аширов Д.А. Организационное поведение. - Издательство "Велби", 2011. - 360 с.

.        Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2005. - 301 с.

.        Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией [Текст] / А.В. Булгаков. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Психологические науки", 2011. - №1. - С. 45-53.

.        Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.

.        Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2011. - 256 с.

.        Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич: учебное пособие. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 432 с.

.        Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга: КИСИ, 2010. - 232 с.

.        Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: БГУ имени В.И. Ленина.,2006. - 654 с.

.        Кричевский Н.Г., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Москва: МГУ., 2006. - 433 с.

.        Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.

.        Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 368 с.

.        Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 752 с.

.        Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг; [пер. с англ. Д. Раевской; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

.        Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. КН.1. Общин вопросы психологи. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 450 с.

.        Пайне Е., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: издательства "Питер", 2009. - 528 с.

.        Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.

.        Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.

.        Социальная психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Педагогика, 2011. - 453 с.

.        Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2010. - 397 с.

.        Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2010. - 408 с.

.        Столяренко Л.Д. Основы психологи. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2009. - 603 с.

.        Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 240 с.

.        Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 448 с.

.        Харитонова Т.А. Управление конфликтами в трудовом коллективе: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.08. - М.: 2002. - 218 с.

.        Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 544 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета для учащихся

. Имеешь ли ты в классе близких друзей? (да, несколько, одного, нет);

. Есть ли в классе люди, с которыми у тебя недоразумение? (да, несколько, один, нет);

. Насколько твое мнение совпадает с мнением одноклассников? (совпадает по всем понятием, иногда совпадает, иногда нет, не совпадает, не могу сказать);

. Обсуждаешь ли ты с одноклассниками свои интересы и увлечения, то, чем занимаешься в свободное время? (да, часто, редко, нет, никогда)

. Как ты оцениваешь свои отношения с одноклассниками? (хорошие, нормальные, плохие);

. Если ты не знаешь, как сделать в сложной ситуации, советуешься ли ты с одноклассниками? (всегда советуюсь, иногда, нет)

Приложение 2

Методика "Закончи предложения"

. Мой класс - это ……...;

. Мне нравится, когда в классе ………..;

. Наиболее мне запомнилось, когда в классе……..;

. Я хотел бы попасть в класс, в котором………;

. Если бы я был классным руководителем нашего класса, то………..;

. У меня каждый раз портится настроение, когда в классе……...

Приложение 3

Методика "Преобладающая мысль о дружбе и приемлемости в классе"

. Наш класс очень дружный и сплоченный.

. Наш класс дружный.

. В нашем классе нет ссор, но каждый существует все по себе.

. В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать трудно.

. Наш класс не дружен, часто возникают ссоры.

. Наш класс очень не дружен, трудно учиться в таком классе.

Приложение 4

Индивидуальная социометрическая карточка

  Фамилия, имя исследуемого Дата исследования

Класс (группа)

Образовательное заведение

№1.

Сфера

Вопрос

Выборы




в 1 очередь

в 2 очередь

в 3 очередь

2.

Учеба

С кем из Вашей группы Вы хотели бы учиться в одном классе?




3.


С кем из Вашей группы Вы не хотели бы учиться в одном классе?




4.

Досуг

Кого из Вашей группы Вы бы пригласили к себе на день рождения?




5.


Кого из Вашей группы Вы бы не пригласили к себе на день рождения?





Приложение 5

Социометрическая матрица "Учебная деятельность"

Статусная группа

Выборы

"Звезды"

Вадим К.; Оксана П.

"Предоставляется преимущество"

Елена Б.; Катя Г.; Игорь С.; Олег Р.; Ольга С.; Юра Г.

"Принятые"

Дима Б.; Настя А.; Катя К.; Диана А.; Дана П.; Женя А.; Саша А.; Алина К.; Кирилл Н.; Слава Р.

"Пренебреженные"

Ирина В.

"Изолированные"

-


Социометрическая матрица "Досуговая деятельность"

Статусная группаВыборы


"Звезды"

Вадим К.

"Предоставляется преимущество"

Дима Б.; Слава Р.; Елена Б.; Игорь С.; Женя А

"Принятые"

Настя А.; Катя Г.; Оля С.; Катя К.; Диана А.; Саша Д.; Кирилл Н.

"Пренебреженные"

Олег Р.; Юра Г.; Дана П.; Алина К.; Слава Р.

"Изолированные"

Ирина В.


Похожие работы на - Особенности формирования и функционирования социальной группы на примере классного коллектива учеников старшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!