Особенности узнавания у людей с прозопагнозией

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    658,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности узнавания у людей с прозопагнозией













Курсовая работа

«Особенности узнавания у людей с прозопагнозией»

Оглавление

Введение

.        Теоретическо-обзорные материалы      

.1      Теоретический аспект узнавания

.2 Теоретические аспекты восприятия

.3 Понятие нарушения восприятия. Зрительные агнозии

.4 Прозопагнозия

.        Обзорно прикладные материалы

.1 Природа прозопагнозии

.2 Диагностика прозопагнозии

.3      Механизм узнавания других людей у больных с прозопагнозией

Заключение

Список литературы

Введение

Прозопагнозия (от греческого prósōpon - лицо + agnōsía - неузнавание) или лицевая агнозия - это расстройство восприятия лица <#"794068.files/image001.gif">

Рисунок 1

Механизм узнавания других людей у больных с прозопагнозией.

За последний десяток лет некоторые специалисты выдвинули предположение, что пациенты с прозопагнозией могут обладать необычными «ресурсами узнавания». Возможно, этими «ресурсами» обладаем все мы, но лишь некоторые вынуждены прибегать к ним из-за повреждений мозга.

Другая теория касается необычных «способностей мозга», которые у пациентов с агнозией на лица проявляются «ситуативно». Такие пациенты обладают «скрытыми» возможностями обработки данных, которая длится дольше, чем у здорового человека.

Исследования Б. Дьюшейна ((B. Duchaine) показывают, что больные с прозопагнозией способны узнавать родственников и друзей по волосам и прическе, которые для них при восприятии не являются неотъемлемой частью лица.

Один из феномеов прозопагнозии заключается в худшем запоминании людей, с которыми больной контактирует в повседневной жизни, нежели дальних родственников. Вероятнее всего, это связано с тем, что в повседневной жизни люди постоянно меняют одежду - больному трудно адаптироваться и запоминать эти мелочи; с дальними родственниками и далёкими друзьями больной зачастую контактирует по телефону - это способствует лучшему запоминанию тембра голоса, манер разговора.

В помощь людям, страдающим прозопагнозией, были разработаны успешные терапии, помогающие им учиться узнавать людей по таким особенностям, как походка, прическа, голос, склад фигуры, манера одеваться и т. п. Поскольку обычно лицо является самой индивидуальной особенностью и самым важным отличительным фактором в памяти, для людей с этим состоянием бывает трудно правильно соотносить информацию о людях и жить нормальной социальной жизнью.

Мне бы хотелось привести примеры того, как сами больные прозопагнозией рассказывают о том, как они узнают других людей и ориентируются в этом мире.

Оливер Сакс, невролог, автор научно-популярных книг о различный неврологических и психиатрических заболеваниях: «Я и сам не умею различать лица. Вероятно, это и сделало меня довольно наблюдательным. У меня, например, отлично развито обоняние, и, хоть это и может показаться странным, я хорошо различаю людей по запаху. Есть и другие способы разобраться, кто есть кто - по голосу или манере одеваться. Но главное, я всегда пытаюсь запомнить, как мой собеседник двигается, как жестикулирует, очень внимательно слежу за его мимикой и манерой одеваться, и я крайне чуток к любым особенностям походки или жестов людей. Это называется кинетической мелодией, и у каждого человека она своя. Тут я не оригинален: описанные в моих книгах «Человек, который принял свою жену за шляпу» и «Антрополог на Марсе» пациенты с зрительной агнозией<http://esquire.ru/sacks> - профессор П. и пациентка Н. - тоже использовали для распознавания людей кинетическую мелодию.<…>

Я до сих пор веду прием пациентов: мой офис расположен в 50 метрах от моего дома, так что у меня нет ни малейшей возможности заблудиться. Моя ассистентка Кейт Эдгар, работающая со мной уже 25 лет, прекрасно знает о том, что я не различаю лица. Она предложила мне отличную идею: она прикрепляет именные бирки к одежде пациентов и коллег. Эта система отлично работает, хотя со стороны выглядит несколько странно.» [14]

Джоэль Смит, автор статей по вопросам аутизма, аутист: «Я узнаю людей с помощью трех основных методов - общий размер/форма тела, волосы и звук их голоса. Эти три метода далеко не так эффективны как обычный способ различать людей - по их лицам. Поэтому я часто принимаю людей, которых я не знаю, за своих знакомых или не могу узнать человека, которого я знаю. Например, много раз я был неспособен узнать собственного отца, поскольку у него ничем не примечательные размеры и форма тела и короткие и ничем не примечательные волосы.<…>

Когда я смотрю на лицо, то, полагаю, я вижу то же самое, что и вы. Мое зрение работает прекрасно (за исключением нескольких чисто аутичных трудностей, которые не имеют значения для данной дискуссии). Мой мозг воспринимает лицо человека точно так же, как и любой другой предмет. Проблема в ассоциации лица с конкретным человеком, которого я знаю. За эту ассоциацию отвечает конкретный участок мозга, отдельный от обычного зрительного центра. Похоже, что этот процесс осуществляется крайне специализированной областью мозга, которая в моем случае не работает должным образом. Этот участок мозга не отвечает за то, что я «вижу», а только за ассоциацию лиц со знакомыми людьми. Таким образом, нарушения в этой области мозга не влияют на зрение человека, но у человека есть трудности с тем, чтобы узнавать людей. <…>

Мне также трудно распознавать пол человека. Большинство людей, включая большинство людей с лицевой слепотой, могут определить пол, просто глядя на лицо человека. Я этого не могу. Я полагаюсь на другие подсказки, в том числе форму тела, волосы, бороду/усы и голос. Тем не менее, без распознавания лица эти методы могут привести к ошибке. У меня просто нет всей информации, которая есть у нейротипичных людей. Иногда встречаются люди без стереотипной формы тела или волос, и я не всегда могу слышать чужой голос до того как попытаться определить пол.

Мне также сложно определить сколько кому лет. Обычно я могу определить возраст человека с точностью до десяти лет или больше. Получается, что я определяю возраст в радиусе 20 лет. Это часто приводило к меня к неудобным ситуациям. [10]»

Заключение

Прозопагнозия - заболевание гораздо более распространенное, чем мы привыкли думать. Как правило, люди с прозопагнозией вообще не обращаются к врачу. Это расстройство не считалось отдельной болезнью, и  хотя даже в XIX веке ученые отмечали случаи прозопагнозии, а само расстройство было подробно описано в 1947 году Иоахимом Бодамером, формально изучение прозапогназии занялись сравнительно недавно. Мы мало что можем сказать о механизме узнавания у больных с прозопагнозией, и можем пока что утверждать, что они ориентируются на такие особенности, как походка, прическа, голос, склад фигуры, манера одеваться и т. п. Они ориентируюся на «кинестетическую мелодию» человека.

Некоторые специалисты выдвинули предполагают, что пациенты с прозопагнозией могут обладать необычными «ресурсами узнавания».

В одной теории утверждается, что у больных агнозией на лица существуют «островки резервной способности к узнаванию», доказательством чему является уровень электрической активности кожи, который значительно меняется, когда такие пациенты видят «знакомое», но «неузнаваемое» лицо. Точные места коры головного мозга, связанные с прозопагнозией, можно обнаружить благодаря компьютерной томографии.

Поскольку обычно лицо является самой индивидуальной особенностью и самым важным отличительным фактором в памяти, для людей с этим состоянием бывает трудно правильно соотносить информацию о людях и жить нормальной социальной жизнью.

Список литературы

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 2004. - 216 с.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Логос, 2005. - 232 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 453 с.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной / 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004. - 377 с.

Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, испр. и доп. - М: НОРМА, 2005. - 494с.

Репина Н.В. Основы клинической психологии. - М.: Инфра-М, 2005. - 348 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т. II. - М.: Владос, 2005. - 463 с.

Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология-- М.: МОДЭК, 2000 г. - 608 с.

 Macrae D., Trolle E. The defect of function in visual agnosia // Brain. 1956. Vol. 79. P. 94-110.

Tranel D., Damasio A. Knowledge without awareness: An autonomic index of facial recognition by prosopagnosics // Science. 1985. Vol. 228. P. 1453-1454.

Похожие работы на - Особенности узнавания у людей с прозопагнозией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!