Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях

ФГАОУ ВПО

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Факультет психологии

Кафедра общей психологии







КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа по психологии

Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования семейных конфликтов

1.1. Определение и сущность понятия «семья»

1.2. Природа и разрешение конфликтов в молодой семье

Глава 2. Экспериментальное исследование конфликтов в молодых семьях

2.1. Организация и методы исследования изучения конфликтов в семье

2.2. Анализ причин возникновения конфликтов в молодых семьях

2.3. Анализ психологических особенностей конфликтов в молодых семьях

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Проблемы молодой семьи: теоретический и эмпирический аспекты - представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта. В настоящее время наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет, т. е. на молодую семью [1, C. 19]. Молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения в обществе.

Современная семья испытывает существенные трудности. Имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, освоением ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта.

Семейные конфликты стали широко распространенным явлением, что свидетельствует о дисгармонии в семейных отношениях. Проблема выявления сущности, причин, форм проявления конфликтов является на сегодня особенно актуальной для науки, так как в период трансформации общества возрос показатель разводимости, особенно среди молодых семей.

Вопросам семейных конфликтов посвящены труды В.А. Сысенко, И.С. Голода, Н.Г. Юркевича, М.Я. Соловьева, Н.В. Гришиной, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности, развод, причины конфликтов, формы конфликтного взаимодействия и т.д.

Несмотря на издание значительного числа работ по данной проблеме, в психологии, по-прежнему, остается мало изученной тема особенностей семейного конфликта в период трансформации общества, так как во многом меняются причины, истоки его возникновения, формы проявления, отношение к нему, способы урегулирования и разрешения.

Объект исследования - молодые семьи г. Якутска.

Предмет исследования - особенности семейных конфликтов и пути их предупреждения и разрешения в условиях современного российского общества.

Цель исследования - выявление содержания семейных конфликтов, причин и условий их возникновения и способов разрешения.

Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:

1.      Определение понятия «семейный конфликт»;

2.      Выявление основных причин конфликтов и анализ их воздействия на конфликтность в семье;

.        Раскрытие форм конфликтов в различных ситуациях семейной жизни;

.        Анализ основных причин и особенностей конфликтов в молодых семьях.

База исследования: г. Якутск, выборка состоит из 40 молодых семей.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, , заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования семейных конфликтов

 

.1 Определение и сущность понятия «семья»


Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [5, C. 44].

Семьей также называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию

Семья, как считает В.Н. Дружинин, для человека - главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности [11, C. 86]. семья конфликт молодой

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и к разводу.

В связи с понятием «брак» рассматривается понятие «супружество». С.И. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном определении подчеркиваются следующие характерные признаки супружества:

·        неинституциональный характер связи, свойственный супружеству;

·        равноправие нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [11, C. 92].

Понятие «семья» (в отличие от понятия брака) предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия.

Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере - любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.

В.М. Целуйко считает, что «семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:

1.      Родственные или брачные связи между ее членами.

2.      Общность быта.

.        Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.

.        Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).

.        Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.

.        Повышенная эмоциональная значимость семейных событий [7, C. 97].

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части - элементы, а также схема связей или отношений между элементами - структура. Семью, как и всякую систему, характеризует следующий ряд признаков:

·        взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;

·        холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от индивидуальных характеристик;

·        структурная организация, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры, наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды, сплоченность и ролевая структура;

·        специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные);

·        динамичность или способность развиваться;

·        диалектика гомеостаза и развития [7, C. 112].

Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:

·        это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

·        это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

·        чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности:

·        Репродуктивная.

·        Воспитательная.

·        Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).

·        Экономическая (получение материальных средств).

·        Сфера первичного социального контроля.

·        Сфера духовного общения.

·        Социально-статусная.

·        Досуговая.

·        Эмоциональная.

·        Сексуальная.

·        Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом:

·        Порождение и воспитание детей.

·        Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества [15, C. 123].

Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

Создание условий для развития личности всех членов семьи.

Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей.

Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях.

Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

Рекреативная - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний.

По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются:

Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.

Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.

Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.

Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.

1.2 Природа и разрешение конфликтов в молодой семье


Проблематика конфликтов имеет огромное значение для решения психологических и социально-психологических проблем семьи. Конфликты представляют собой неизбежное явление в разных сферах жизни и деятельности человека и особенно, как свидетельствуют психологические исследования, - в семейной жизни.

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между супругами, родителями и детьми, супругами и другими членами семьи. При этом сам по себе конфликт нельзя считать отрицательным феноменом: он может играть и положительную, конструктивную роль (эуконфликт), способствуя личностному росту, укреплению и благоприятному развитию супружеских взаимоотношений, тогда как деструктивный конфликт разрушительно действует на них. Однако при всех обстоятельствах любой конфликт требует умения управлять его развитием и правильного, адекватного в каждом случае разрешения. Для достижения этих целей необходимо знать причины возникновения и механизмы развития конфликтов, детерминирующие их факторы.

В психологии конфликт изучается в трех формах:

1.      внутриличностный конфликт, представляющий собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями личности;

2.      межличностный конфликт, когда действующие лица либо группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности либо одновременно стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;

.        межгрупповой конфликт, когда в качестве конфликтующих выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути к их достижению [15, C. 144].

Супружеский конфликт один из видов межличностного конфликта, который очень часто лежит в основе формирования такого негативного и распространенного явления, как супружеская дезадаптация.

В литературе, посвященной психологии семьи, предложены различные их классификации. Чаще всего их разделяют на конструктивные и деструктивные. Критериями конструктивности служат нахождение взаимоприемлемого разрешения конфликтной ситуации и отсутствие у супругов ощущения неудовлетворенности; о деструктивном характере конфликта свидетельствуют недовольство его исходом, ощущение неизбежности новых столкновений и остающееся у супругов эмоциональное напряжение.

Деструктивные конфликты вызывают чувства непонятости, раздражения, досады и снижают удовлетворенность браком в целом. Отрицательные эмоции могут закрепиться и, приводя к развитию у супругов неприятия и отчуждения, обусловить распад семьи.

С. М. Емельянов различает конфликты по их динамике:

·        актуальные конфликты, вызванные какой-либо сиюминутной причиной;

·        прогрессирующие конфликты, характеризующиеся неуклонным ростом напряженности;

·        привычные конфликты, связанные с постоянными противоречиями, которые в силу сложившихся стереотипов поведения супругов уже невозможно устранить без посторонней помощи.

По своему характеру семейные конфликты могут быть явными и скрытыми. В первом случае супруги вступают в открытое противоборство, проявляя вербальную и невербальную агрессию; во втором - конфликты носят затяжной характер, проявляются в уходе и длительном плохом настроении, такие конфликты труднее идентифицировать и разрешить.

Причины возникновения супружеских конфликтов, внутрисемейные и внешние, разнообразны. Они могут возникать, в частности, с появлением детей, их может вызывать расхождение желаний в проведении досуга, особенно у молодых супружеских пар, материальные факторы. По некоторым данным, в более обеспеченных семьях конфликты чаще связаны с нарушением супружеских взаимоотношений, а в семьях, недостаточно обеспеченных, больше конфликтов возникает изза денежных проблем.

Поводом для обращения к психотерапевту в конфликтных ситуациях обычно служат незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена, угроза развода и др. При этом обнаруживаются нарушения взаимопонимания и наличие у одного или обоих супругов таких черт, как эгоцентризм, конфликтность и т. п.

В попытках самостоятельно справиться с проблемами обычно используют следующие виды семейной защиты: выделение «козла отпущения»; формирование внутрисемейной коалиции; эмоциональный уход; попытки восстановить отношения с помощью авторитетного лица; снижение значимости партнера за счет установления внебрачной связи; разрядка фрустрированной потребности в эмпатии путем агрессивного поведения; отказ от удовлетворения своих эмоциональных и сексуальных потребностей; создание семейных мифов, в том числе о сексуальной или психической болезни супруга [16, C. 108].

В возникновении и развитии супружеских конфликтов большую роль играют личностные особенности супругов и распределение внутрисемейных ролей. Так, было обнаружено, что менее конфликтными являются мягкие, фемининные мужчины, а среди женщин - те, кто отличается богатым воображением, творческим складом ума; отмечено также, что конфликтной является такая черта, как пренебрежительное отношение к нуждам и интересам других людей.

Проведенные опросы показали, что у конфликтных супружеских пар, в отличие от бесконфликтных, имеются расхождения во взглядах и в понимании общечеловеческих и внутрисемейных проблем.

Поведение супругов может и поддерживать конфликты, и нивелировать их. Конфликт разгорается, если партнеры неадекватно реагируют на возникающее противоречие, фиксируются на нем и пытаются доказать свою правоту; если же спорная ситуация обсуждается спокойно, супруги не пытаются установить, кто виноват, и каждый готов пойти на примирение, а не ждет, чтобы это сделал другой, то частота и «накал» конфликтов идут на убыль. В тех случаях, когда супруги понимают, что в любом конфликте виноваты обе стороны, и не стремятся во что бы то ни стало обвинять другого, конфликты, как правило, носят конструктивный, а не деструктивный характер.

Считается, что конфликты между супругами чаще всего возникают из-за неудовлетворенности их потребностей. Исходя из этого, А. И. Тащева выделила в качестве основных причин супружеских конфликтов психосексуальную несовместимость; неудовлетворенность потребности в значимости своего Я, потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания); чрезмерное удовлетворение одним из супругов своих потребностей (алкоголь, наркотики, расходы только на себя и т. д.); неудовлетворенность потребности во взаимопомощи по домашним проблемам (ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и т. д.); различие потребностей в проведении досуга, увлечениях.

Конфликтность отношений связывают, кроме того, с кризисными периодами развития семьи. В первый год супружеской жизни наблюдаются так называемые конфликты адаптации. Известно, что в это время наиболее велика вероятность развода, достигающая 30 %. Второй кризисный период связан с появлением детей, когда ухудшаются возможности профессионального роста супругов, привлекательной для них деятельности (увлечения, хобби) и возможно временное снижение сексуальной активности. Наступление среднего возраста супругов знаменует третий кризисный период, характеризующийся конфликтами однообразия, пресыщения. наконец, после 18-24 лет совместной жизни наступает четвертый период отношений супругов, когда у них часто возникает чувство одиночества из-за ухода детей, мужчины нередко стремятся сексуально проявить себя на стороне и т. п [17, C. 118].

В работе выделены два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятных случаях около года. его характеризуют исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; учащение ситуаций, когда супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях.

Второй кризисный период имеет место примерно между 17-м и 25-м годами брака и может продолжаться несколько лет. Часто его возникновение совпадает с приближением периода инволюции, появлением эмоциональной неустойчивости, страхов, различных соматических расстройств; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа к внебрачным сексуальным контактам («пока еще не поздно»).

Среди факторов, способствующих конфликтам, можно отметить ухудшение материального положения семьи, чрезмерную занятость одного или обоих супругов на работе, длительное отсутствие собственного жилья и т. п. на конфликтность семьи влияют не только микросоциальные факторы, но и изменения, происходящие в обществе. В частности, ее развитию способствуют наблюдающиеся в настоящее время рост социального отчуждения, ориентация на культ потребления, девальвация материальных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения, кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Конфликт, понимаемый как противоречие в непосредственном взаимодействии между людьми, можно рассматривать и как одну из форм межличностного общения. В структуре последнего обычно выделяют три компонента: познавательный, аффективный, поведенческий. Однако при таком делении выпадает личностный компонент коммуникации, хотя именно этот компонент объединяет потребностно-мотивационные и ценностно-смысловые (нравственные) аспекты межличностного общения. Следует учитывать также, что все перечисленные компоненты существуют в тесной взаимосвязи, как единое целое. Одним из необходимых условий успешной коммуникации и конструктивного разрешения конфликтов является равноправие собеседников.

В зависимости от частоты и характера конфликтов различают кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

К кризисным относят семьи, в которых конфликты захватывают важные сферы их жизнедеятельности, семьи, находящиеся на грани распада или распадающиеся. В конфликтной семье у супругов в определенных сферах общения возникают отрицательные эмоциональные состояния, но брак может сохраняться благодаря другим, положительным факторам и компромиссному разрешению конфликтных ситуаций. Для проблемной семьи характерно длительное существование трудностей, способных ослабить стабильность брака, например, отсутствие жилья, средств на содержание семьи и т. п. В невротической семье основную роль играет накопление психологических трудностей, с которыми семья встречается на своем жизненном пути. Семейные конфликты могут быть скрытыми и открытыми. Скрытый конфликт проявляется демонстративным молчанием, бойкотом взаимодействия в какой-либо сфере семейной жизни, подчеркнутой холодностью в отношениях супругов. Открытый конфликт может проявляться либо разговорами в подчеркнуто корректной форме, либо в словесной агрессии, оскорблениях действием, хлопаньем дверью, битьем посуды и т. п.

Выделяют шесть типов супружеских конфликтов: подлинный, который существует объективно и воспринимается адекватно; условный, когда возможность разрешения конфликта не осознается супругами; смещенный - маскирующий другой конфликт; неверно приписанный - без осознания собственной роли в происхождении конфликта; латентный, представляющий собой неосознаваемое противоречие; ложный, как следствие неправильного восприятия супруга [17, C. 162].

С конфликтами тесно связана дезадаптация супругов на разных уровнях взаимодействия. Причинами нарушения супружеской гармонии (в том числе и сексуальной) являются отсутствие взаимной любви, таких характеристик общения, как открытость, интимность, взаимное доверие, эмпатия, конструктивность и т. п.; расхождение физиологических, коммуникативных потребностей, несовпадение ценностных ориентаций и ролевого поведения супругов и их отношения к супружескому долгу. Имеет значение также, насколько самооценка одного из супругов близка к оценке его другим супругом.

Г. В. Старшенбаум называет в числе факторов, обусловливающих дезадаптацию супругов, расхождение культурного уровня, их психической и социальной зрелости, несовпадение системы ценностей и взглядов на жизнь; несоответствие моделей общения и поведенческих особенностей; разные представления супругов о себе и партнере; низкую степень привязанности; недостаточную сексуальную и вообще психологическую совместимость; неудовлетворенность потребностей; недостаточное или неудовлетворительное подкрепление, а также положение, когда вместо позитивного подкрепления используется аверсивный контроль (критика, угрозы, требования, бойкот и т. п.). Все эти обстоятельства могут быть причиной или способствовать возникновению супружеских конфликтов.

А. Н. Харитонов рассматривает супружеские конфликты как один из типов трудных ситуаций и выделяет три группы их причин: биофизические, социальные и психологические. Последние он классифицирует следующим образом.

Личностные факторы - это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов; фиксации на прошлом, на ранних стадиях психосексуального развития; неадекватная идентичность, негативные особенности личности - недоверчивость, зависть, чувство вины, ревность, тревога, ненависть, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, а также внутриличностный конфликт, психотравмы раннего детства и подросткового возраста, завышенный уровень притязаний [17, C. 176].

Межличностные факторы - рассогласование неосознаваемых ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба за лидерство; взаимные переносы, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; противоречивое воспитание в родительских семьях; неполное/полное неприятие партнера либо собственного ребенка; конфликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затрудненность общения; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различия взглядов на семью, работу; различные подходы к решению трудных семейных ситуаций. Объективные ситуативно-деятельностные факторы - напряженный характер деятельности, жесткий распорядок, вынужденные разлуки с родными; смена работы жен, учебы детей, недостаточное материально-бытовое обеспечение семьи и т. д.

Субъективные ситуативно-деятельностные факторы - неблагоприятный характер коллектива, отношений доминирования - подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и др.

Под семейными трудностями понимаются негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования [21, C. 204]. Нарастание трудных ситуаций может повлечь за собой психотравмирующие последствия. Среди них автор называет состояние полной семейной неудовлетворенности; семейную тревогу, возникающую после крупного семейного конфликта; нервно-психическое напряжение как результат создания ситуаций постоянного психологического давления или препятствий для проявления чувств, удовлетворения потребностей; состояние вины, когда человек чувствует себя виновником любого конфликта и воспринимает отношение других к себе как обвиняющее. Развитие этих процессов имеет определенную динамику, в которой А. Н. Харитонов выделяет три основные варианта: позитивный, негативный, застревающе- перманентный.

При позитивном варианте семейные трудности развиваются по следующим этапам: первый - возникновение в результате группы причин, воздействия запускающей причины неудовлетворенности одного или двух членов семьи; второй - усиление неудовлетворенности в отношениях двух членов семьи, вовлечение в них других; третий - высшая точка в выраженности основных признаков семейных трудностей; четвертый - открытое обсуждение причин трудной семейной ситуации, поиск путей преодоления; пятый - выбор пути и методов психологической помощи, принятие их и преодоление семейных трудностей [22, C. 128]. Негативный вариант развития семейных трудностей приводит к конфликтному взаимодействию. На первых трех этапах он протекает аналогично предыдущему варианту, далее наступает четвертый этап - неудавшаяся попытка или уход от обсуждения ситуации, поиска причин, путей преодоления; пятый этап - разрыв отношений или новый виток усиления трудностей, переход в семейное нарушение и застревание на данном уровне или, после усиления семейных трудностей и перехода их в конфликт - разрыв, прекращение отношений, распад семьи.

При застревающе-перманентном варианте динамики семейные трудности развиваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, затем на четвертом этапе происходит фиксация проявления признаков семейных трудностей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, появление у членов семьи ощущения отсутствия выхода, выбора пути преодоления; на пятом этапе семейные трудности нередко переходят в латентное состояние, приобретая неконструктивное течение.

Длительное существование семейных трудностей приводит к образованию дисфункционального брака. В таких семьях чаще всего действует механизм супружеской защиты расщепления, который по наблюдениям Г. С. Кочаряна, а. С. Кочаряна встречается в двух вариантах. В одном случае у супругов имеются сходные личностные проблемы и они проецируют отвергаемые стороны своей личности вне семьи. При втором варианте подавляемые стороны своей личности с тревогой воспринимаются у супруга и в то же время неосознанно провоцируются как форма поведения, которую опасно реализовывать самому (например, высокоморальная жена алкоголика с подавленными гедонистическими, эгоистическими и садистскими потребностями).

Взаимное дополнение несхожих между собой супругов, при котором они удовлетворяют невротические потребности друг друга, называют комплементарностью. В подобных случаях наблюдаются три типа патологического взаимного дополнения супругов:

·        соперничество - с борьбой за лидерство, открытой конфронтацией, взаимными обвинениями, драками;

·        псевдосотрудничество - с игнорированием проблем во взаимоотношениях, отсутствием подлинного взаимопонимания;

·        изоляция - инерция взаимоотношений с инкапсуляцией чувства любви, которое подавляется вытесненными негативными эмоциями [22, C. 184].

Семейный конфликт, как уже упоминалось выше, очень часто приводит к развитию межличностной и сексуальной дезадаптации супружеской пары. Эта проблема, привлекающая к себе все больше внимания психологов и медицинских психологов, является, однако, темой отдельного, специального исследования.

Глава 2. Экспериментальное исследование конфликтов в молодых семьях

 

.1 Организация и методы исследования изучения конфликтов в семье


Актуальность исследования состоит в том, что для решения проблем, присущих молодым семьям необходимо выяснить действительное их наличие, причины их возникновения для проведения дальнейшей работы с молодыми семьями.

Целью проведенного исследования явилось изучение причин, особенностей и проблем молодых семей.

Объект исследования - молодые семьи г. Якутска.

Предмет - особенности и проблемы молодых семей.

Задачи исследования: выявить особенности и проблемы молодых семей, проживающих в г. Якутске; установить отношение молодых семей к данным проблемам и к социально-психологической поддержке молодых семей.

Исследование включило в себя два блока.

Первый блок включал анкетный опрос (Приложение 1.), включающий 40 вопросов. Участие в исследовании приняли 40 молодых семей г. Якутск, в возрасте от 19 до 29 лет. Выборка носила случайный характер.

Второй блок исследования включал такие методики как: опросник «Анализ семейной тревоги (АСТ)», методика «Семейно-обусловленное состояние», тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях».

Методика «Семейно-обусловленное состояние» Р. В. Овчаровой представляет собой план интервью, специально направленного на выяснение состояний. Методика включает 12 оценочных шкал, по которым индивид характеризует свое самочувствие в семье. Эти шкалы отражают изучаемые состояния. Так, напряженность отражают 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности и расслабленности. Такими же 4 субшкалами характеризуются и другие состояния. Для выявления семейно-обусловленных состояний используется то обстоятельство, что как показывает клинический опыт, оно чаще всего проявляется одной своей стороной. Методика обеспечивает последовательное углубление исследования, движение от хорошо осознаваемых к не до конца осознаваемым состояниям. Она позволяет так же получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния (Приложение 2).

Опросник «Анализ семейной тревоги (АСТ)» Р. В. Овчаровой

С помощью данной методики, можно продиагностировать семейную тревожность по таким характеристикам как: напряженность, тревога, вина. Методика представляет собой ранжирование по 3 субшкалам, испытуемым предлагается ответить на вопросы содержащие утверждения о их самочувствии дома, в семье (Приложение 3).

Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции. Методика представляет собой тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер. В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте) (Приложение 4).

2.2 Анализ причин возникновения конфликтов в молодых семьях


Основные результаты исследования выглядят следующим образом.

По характеру семейной жизни респонденты распределились таким образом: 50% - брак зарегистрирован, 50% - совместное проживание без регистрации брака.

1.      Родительство.

32,5% опрошенных молодых семей имеют одного (27,5%) или двух детей (5%). Респонденты отмечали, что при появлении ребенка в семье необходимо отказаться от прежнего образа жизни, многое себе уже нельзя будет позволить, именно поэтому они планируют рождение детей позднее (Рис. 2.1).

Рис. 2.1. Наличие детей у молодых семей

Из семей, имеющих детей, 17,5% молодых семей указывают на наличие трудностей во взаимоотношениях с детьми:

·        отсутствие взаимопонимания,

·        нехватка времени на воспитание детей,

·        отсутствие жизненного опыта по воспитанию детей,

·        отсутствие отдельной комнаты для ребенка.

Родительство является важным событием в жизни молодых семей. Как правило, молодые супруги осознают всю ответственность данного шага. Родителем человек остается всегда, даже когда жизненные обстоятельства меняются. Родительство требует существенных перемен и ограничений в жизни. Данные перемены принято классифицировать в соответствии с тем, как они влияют на конкретные сферы личной и семейной жизни:

·        изменения в идентичности и внутренней жизни (изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни);

·        перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях (связано с физиологическими особенностями женщины в период беременности и после родов, невозможность продолжения близкого интимного общения супругов, также неизбежное разделение труда);

·        перемены в ролях и отношениях старшего поколения (привлечение к уходу за детьми бабушек и дедушек);

·        изменение ролей и отношений вне семьи (в основном касаются матери - оставление работы, уменьшение количества социальных связей);

·        возникновение новых родительских ролей и отношений (новые обязанности и ответственность) [1, C. 76].

2.      Образование.

Развитие рыночных отношений в обществе предполагает конкуренцию в обществе. Для успешного развития человека сейчас необходимо наличие качественно хорошего образования. 50% опрошенных респондентов имеют высшее образование, 30% - неоконченное высшее, 20% - среднее специальное. Данные показатели говорят большом потенциале молодых семей на рынке труда, т. к. для большинства высокооплачиваемой работы требуется наличие высокой квалификации, которую практически невозможно получить без необходимого образования.

3.      Трудоустройство.

Неотъемлемой частью жизни каждого человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет жизненный уклад, систему ценностей, перспективы индивида. Работа создает «социальный фон» жизни людей. Работа - та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодых семей их сегодняшнее материальное положение.

На данный момент трудоустроены 85% респондентов. Столько же респондентов ответили, что хотели бы сменить работу, т. к. их не устраивает материальное вознаграждение (85%) и содержание работы (64%). Респонденты отмечают, что при устройстве на работу могут возникать определенные трудности: отсутствие необходимого опыта работы и рекомендаций, для мужчин - проблемы с армией, для женщин - с рождением детей. 71,25% респондентов ответили, что их не устраивает работа супруга/и по следующим причинам: удаленность от места проживания, низкая заработная плата, ненормированный рабочий график.

4.      Материально-бытовая устроенность.

Данное понятие включает в себя материальный достаток молодой семьи, источники дохода, направленность расходов и обеспеченность жильем.

Особенностью молодой семьи можно назвать недостаточный уровень финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые люди не добились еще высокой квалификации и карьерного продвижения. Материальные проблемы беспокоят 100% опрошенных респондентов; из них 45% - полностью не устраивает доход семьи, 55% - не совсем устраивает доход семьи (Рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Отношение молодых семей к своему доходу

Количественная характеристика личного дохода составляет от 0 до 30 тысяч рублей. Средний доход мужчин составил 13 тысяч рублей, у женщин - около 7 тысяч рублей. Средний общесемейный доход составил приблизительно 15 тысяч рублей (61% семей), 24% опрошенных имеют доход около 8 тысяч, 15% - более 15 тысяч (Рис. 2.3).

Рис. 2.3. Средний общесемейный доход

Основным источником дохода для большинства опрошенных является зарплата по месту основной работы (81%), а также заработок по совместительству (52%), что указывает на двойную занятость. Выявлено, что 82% респондентов расходуют большую часть дохода на питание. Что говорит о невозможности качественного удовлетворения других потребностей (покупка бытовой техники, мебели, отдых, досуг и т. п.) за не имением достаточных средств. Низкие доходы молодых семей затрудняют выполнение ими репродуктивной, досуговой и иных социальных функций.

Как показало проведенное исследование, материальное положение молодых семей достаточно далеко от уровня их современной жизни среднего класса. Но все же молодые семьи оптимистично смотрят на свое будущее благосостояние, это связано с тем, что основная масса молодежи профессионально, психологически и организационно легче адаптируется к новым общественно-экономическим отношениям и быстрее находит способы зарабатывать на жизнь, в отличии от иных групп населения.

Особое значение для молодых семей имеет жилищная проблема. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Якутска - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей. Только 12,5% респондентов имеют собственное жилье, в котором проживают. 87,5% - не имеют собственного жилья; из них - 67,5% проживают с другими родственниками, 32,5% снимают жилье. 100% опрошенных молодых семей заявили, что их полностью не устраивают жилищные условия.

Проблема приобретения собственного отдельного жилья вызвана свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством, недоступностью из-за дороговизны жилья на свободном рынке, а также большими процентами по выплатам ипотечных кредитов.

5.      Психологическая атмосфера.

Следующая особенность молодой семьи заключается в том, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни. Первые год-два совместной жизни - это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на данной стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворил бы обоих. При это перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения ролей между членами семьи.

По результатам исследования, 72,5% респондентов считают благоприятной атмосферу в своей семье. В целом респонденты оценивают свои сексуальные отношения с супругом «хорошо» (45%) и «отлично» (55%). Всего лишь 5% опрошенных заявили о наличии серьезных конфликтов в семье. Причинами конфликтов респонденты назвали следующее (Рис. 2.4):

·        бытовая неустроенность (75,5%),

·        нехватка материальных средств (47,5%),

·        отсутствие взаимопонимания (32,5).

Отсутствие серьезных конфликтов говорит о слаженности в семье. В вопросе принятия решений ответы распределились следующим образом: 80% - совместно, 12,5% - решения принимает муж, 7,5% - жена. Данные говорят о преобладании демократического стиля отношений в семьях.

Рис. 2.4. Причины конфликтов молодых семей

Для наиболее благополучного осуществления взаимной адаптации супругов необходима совместимость их представлений о следующих параметрах:

·        обеспечение единства членов семьи;

·        распределение ролей (какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру);

·        семейный ценности (установки супругов по поводу того, для чего существует семья, что она должна им приносить).

Идеальным бы было полное совпадение данных параметров, но в реальной жизни это практически невозможно. Поэтому супруги должны уметь конструктивно при необходимости решать возникающие конфликты.

6.      Состояние здоровья.

Заботятся о своем здоровье только 52,5% опрошенных: 65% имеют зависимости (никотиновую, алкогольную), столько же респондентов имеют хронические заболевания, что неблагоприятно сказывается на качестве продолжения рода (Рис. 2.5).

- никотиновая

- алкогольная

- компьютерная

- наркотическая

- азартные игры

- другая

- нет

Рис. 2.5. Наличие различных форм зависимостей у молодых людей

Молодым людям необходимо больше обращать внимание на состояние своего здоровья. Молодым семьям необходимо придерживаться системы здорового образа жизни.

7.      Досуг.

Для сплочения молодой семьи важно, как супруги проводят свободное внутреннее время. Совместно проводят досуг 80% респондентов. Молодые семьи проводят свое свободное время следующим образом: 100% - встречи с друзьями и родственниками, 55% - походы в кино, театр и т. п., 35% - занимаются активным отдыхом (спорт, общественная деятельность, хобби), 35% - проводят время дома. При организации досуга возникают следующие трудности: 45% - нехватка времени, 45% - нехватка денежных средств, 30% - отсутствие интересных вариантов.

Можно сделать вывод, что молодые семьи достаточно активно заняты свое свободное время, а при наличии свободного времени и средств, вариантов его проведения было бы еще больше.

8.      Ценностные ориентации и планы на будущее.

Ценности во много определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностей участвует весь прошлый жизненный опыт индивида.

По шкале жизненных ценностей молодой семьи можно сделать следующие выводы. Первое место занимает семья, второе - здоровье, третье - уверенность в себе. На четвертое место в целом поставлена любовь, на пятом - самореализация. Последние три места занимают счастье людей, стабильность в мире и религия. Таким образом, молодежи больше свойственны ценности эгоистического характера, а в целом ей присущи как духовно-нравственные, так и прагматичные ценности. Молодые семьи высоко оценивают свои возможности.

В ближайшие три года молодые семьи планируют родить ребенка, обрести стабильный заработок, получить дополнительное образование. Через десять лет молодые семьи хотят купить квартиру, машину, дачу. Это говорит о позитивном настрое молодых семей, несмотря на материальные и социальные препятствия.

9.      Социальный блок.

У респондентов достаточно слабая осведомленность о программах и национальных проектах по поддержке молодых семей: 40% - ничего неизвестно, только 2,5% - полностью владеют информацией. Никто из опрошенных семей не участвует в подобных программах. 100% молодых семей не довольны социальной политикой государства в сфере поддержки семьи.

По-мнению молодых семей, для них наиболее остро сейчас стоят проблемы: 1 - низкой материальной обеспеченности (100%), 2 - отсутствие доступного жилья (100%), 3 - неустроенность быта (50%), 4 - нехватка жизненного опыта для решения возникающих проблем (37,5%), 5 - социальная напряженность в обществе (10%). Молодежь считает, что данные проблемы должны решаться государством (95%), самостоятельно (90%), при помощи родителей и родственников (17,5%). При наличии всех проблем 100% респондентов ответили, что счастливы в семейной жизни (Рис. 2.6).

Рис. 2.6. Наличие проблем у молодых семей

Таким образом, в целом по исследованию можно сделать вывод, что среди респондентов преобладают благополучные молодые семьи. Они обладают образованием, профессией, стабильным заработком, некоторые собственным жильем, широким кругом общения. Молодые семьи стремятся к лучшему будущему, они пытаются добиться в жизни определенных результатов. Жизнь современных молодых семей адаптированы к условиям жизни общества. На практике молодые семьи опираются только на собственные силы, не участвуют в каких-либо формах государственной поддержки, хотя в исследовании заявляли о необходимости помощи государства. Семейная жизнь молодых людей достаточно замкнута. В целом можно сказать, что молодым семьям присущи проблемы материально-бытового характера: невысокая материальная обеспеченность, низкая обеспеченность собственным жильем, низкая забота о своем здоровье. Но данные проблемы молодые семьи не в силах решить сами полностью, это зависит от современного состояния экономики в государстве, от уровня заработной платы и т. д. Специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения ее в качестве особого объекта при реализации государственной политики.

2.3 Анализ психологических особенностей конфликтов в молодых семьях


На разных стадиях развития семьи существуют специфические особенности в протекании конфликтов, характерных для большинства супружеских пар.

По результатам 2 блока исследования - опросника «Анализ семейной тревоги (АСТ)», можно сделать вывод, что как у женщин (56% - 22 респондентов), так и мужчин (50% - 20 респондентов) преобладает шкала «напряженности». По этой шкале можно сделать вывод, что член семьи постоянно напряжен, насторожен, прилагает слишком много сил даже для обычных семейных дел, нервничает.

Рис. 2.3. Результаты исследования по опроснику «Анализ семейной тревоги (АСТ)»

Анализируя шкалу «тревога», можно сделать вывод, что данная шкала часто отмечалась женщинами, что составило 43% (17 респондентов). Следуя интерпретации методики можно сделать вывод, что член семьи постоянно опасается, что не успеет, не справится, не заметит, не сделает или неправильно сделает.

Что касается шкалы «вина», которая свидетельствует о том, что член семьи постоянно чувствует себя не в порядке - медлительный, неуклюжий, всем только мешающий, отметили 2% женщин, и 7% мужчин.

Рассматривая результаты данной методики можно выделить, что напряженность отмечается парами, которые проходят такие стадии супружества, как конфронтация. Что касается шкалы «тревога», следует отметить ответы респондентов, которые проходят стадию компромиссов, экспериментирование с независимостью. Испытуемые, находящиеся в стадии «ренессанса», отмечают состояние вины.

Таким образом, из результатов данной анкеты, можно сделать вывод, что большинство женщин и мужчин дома, в семье чувствуют себя тревожно.

Следуя инструкции обработки методики «семейно-обусловленное состояние», при анализе субшкал, было выявлено, что у 60% женщин (24 респондентов) преобладает шкала «общей неудовлетворенности» (У), у мужчин же составило 40% (16 респондентов). Высокий процент у мужчин показала шкала «семейная тревожность», которая составляет 53% (21 респондентов), у женщин эта шкала составила 30 % (12 респондентов). Шкала «нервно-психическое напряжение», в обоих случаях показала незначительные результаты: мужчины 7 %, женщины 10 %.

Что касается семейно-обусловленного состояния на разных стадиях супружества, шкала «общая неудовлетворенность», отмечается у респондентов, находящихся в стадиях экспериментирования с независимостью.

Рис. 2.4. Диаграмма результатов по методике «Семейно-обусловленное состояние»

При интерпретации теста взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях, были получены результаты, что 77 % мужчин считают, что в конфликте виноваты супруги и наиболее конфликтогенными сферами супружеских отношений являются проблемы отношений с родственниками и друзьями, вопросы, связанные с воспитанием детей, проявления ревности. Что касается женщин, то 60 % отметили, конфликтные ситуации случаются по вине супруга, а наиболее конфликтогенными сферами супружеских отношений являются проблемы отношений с родственниками и друзьями, вопросы, связанные с воспитанием детей, нарушение ролевых ожиданий, расхождение в отношении к деньгам.

Рис. 2.5. Результатов по тесту «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Данная методика дала возможность охарактеризовать обследуемые пары по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в парах.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования было выяснено, что на разных стадиях развития семьи существуют специфические особенности в протекании конфликтов, характерных для большинства супружеских пар на данной стадии.

Заключение


В данной курсовой работе основной задачей стояло рассмотреть понятие семьи, экспериментально изучить типы конфликтов в семье, проанализировать результаты. Для исследования было протестировано 40 семейных пар.

В теоретических аспектах особенностей конфликтов в семье рассматривались: проблемы возникновения конфликтов, предупреждение конфликтов в семье.

Анализ работ зарубежных и российских исследователей выявил, что чаще всего сущность конфликта ими связывается с источниками его происхождения, в качестве которых могут выступать: конкуренция, стресс, осознание несовместимости позиций или действий, борьба, спор, напряженность, противоречивость. Подобное разнообразие в определениях данного понятия обусловлено сложностью самого феномена конфликта, множественностью причин и факторов его обуславливающих, неоднозначным пониманием механизма его формирования и развития, спецификой авторского подхода к исследованию данного явления.

К психологическим причинам можно отнести: разные взгляды на организацию совместной жизни; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; грубость, неуважительное отношение друг к другу; различия в духовных интересах и потребностях; несовместимость интересов и потребностей; наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов.

Работа завершена получением научных данных об объектах, процессах, явлениях; получением качественных и количественных характеристик; получением результатов; подтверждением гипотезы.

Список использованных источников и литературы


1.   Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. - 2012. - № 9.- С. 17-22.

2.      Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: речь, 2010. - 244 с.

.        Андреева Т. В., Кононов А. В. распределение ролей в молодой семье / ананьевские чтения. - СПб.: изд-во СПб. университета. - 2002. - С. 25-30.

.        Варга А. Я. Семейные мифы в практике семейной психотерапии // журн. практ. психолога. - 2011. - №2. - С. 65-76.

.        Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследование // Психол. конфликта / Сост. и общ. ред. н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2011. - С. 173-198.

.        Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: ОЛМа-Пресс, 2008. - 200 с.

.        Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 2011. - №4. - С. 55 - 62.

.        Климантова Г.И. Проблемы молодой семьи в условиях модернизации общества (материалы V Всероссийского социально-педагогического конгресса, М. 15.06.2008).

.        Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2002. - 217 с.

.        Кочетов А.И. Начало семейной жизни/ А.И. Кочетов. Мужчина и женщина, отношение полов/ А.А. Логинов - Мн.: Полымя, 2013. - 121 с.

.        Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. / Под ред. Г. С. Васильченко. - М.: Медицина, 1992. - 310 с.

.        Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М.: Владос-Пресс, 2009. - 279 с.

.        Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия: Учеб. пособие по психол. консультированию. - Самара: Бахрах-М, 2010. - 784 с.

.        Райгородский Д.Я. Психология семьи.-Самара:«БАХРАХ-М», 2010.-752 с.

.        Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы: Пер. с англ.- М.: Прогресс, Универс, 2012. - 480 с.

.        Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 192 с.

.        Сысенко В. А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 155 с.

.        Харитонов А. Н. Семейный психоанализ как научно-практическое направление // Психол. вестник.- 2002. - №10. - С. 62-78.

.        Харитонов А. Н., Тимченко Г. Г. Психологическая помощь семьям. - М.: Военный ун-т, 2012. - 302 с.

.        Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2012. - 928 с.

.        Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. - изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: речь, 2006. - 352 с.

.        Яковлева В.Г. Причины возникновения конфликтов в современной семье // Вестник Бурятского университета. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. №.12. - С. 185-195.

Приложение 1

Анкета «Особенности и проблемы молодых семей»

Опрос проводится с целью выявления особенностей и проблем молодых семей

1.      Пол: _________

2.      Возраст: _________

3.      Образование: □ среднее, □ среднее-специальное /неоконченное высшее, □ высшее.

4. Ваша профессия в настоящее время: ____________________________

. Ваш брак официально зарегистрирован: □ да, □ нет.

. Если Ваш брак официально зарегистрирован, укажите его продолжительность с

. Какой Вы имеете личный доход ежемесячно (приблизительно):____________________

. Укажите источник вашего дохода (возможно несколько вариантов):

□ зарплата по месту основной работы, □ случайный заработок,

□ заработок по совместительству, □ пособия, социальные выплаты, стипендия,

□ помощь от родителей/ др. родственников,

□ другое______________________________________________________

. Что является основным источником Вашего дохода (из вышеперечисленного):________

. На какую из групп товаров Вы тратите больше средств (выберите 1 вариант):

□ оплата коммунальных услуг, телефона, транспорта,

□ питание,

□ лечение, лекарства,

□ покупка одежды, обуви,

□ покупка бытовой техники, мебели,

□ отдых, досуг,

□ выплата кредитов,

□ другое_____________________________________________________

. Вас устраивает доход Вашей семьи:

□ да, полностью, □ скорее да, □ не совсем, □ полностью не устраивает.

. Укажите Ваши жилищные условия:

□ имеем собственное жилье, в нем и проживаем,

□ не имеем собственного жилья, при этом: □ проживаем с другими родственниками,

□ снимаем жилье,

□ взяли ипотечный кредит,

□ другое _____________________________________________________

. Насколько Вас устраивают жилищные условия:

□ полностью устраивают, □ не совсем, □ полностью не устраивают.

. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье:

□ благоприятная, □ удовлетворительная, □ крайне неблагоприятная.

□ дискомфортная, □ конфликтная,

. Как Вы оцениваете сексуальную совместимость с супругом:

□ отлично, □ удовлетворительно, □ у нас нет сексуальных отношений.

□ хорошо, □ неудовлетворительно,

. У Вас с супругом(й) есть общие интересы, если да укажите какие:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Кто в семье в основном принимает решения: □ муж, □ жена, □ вместе.

. У Вас происходят серьезные конфликты в семье: □ да, □ нет.

.Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье (возможно несколько вариантов):

□ нехватка материальных средств, □ отсутствие взаимопонимания,

□ бытовая неустроенность, □ неверность, ревность,

□ разный уровень развития, □ пьянство, наркотики, другие вредные привычки,

□ другое______________________________________________________

. Вы изменяете / изменяли супругу(е): □ да, □ нет.

. Расставьте иерархию ценностей лично для Вас (по местам с 1 по 16):

___ уверенность в себе,

___ власть,

___ любовь,

___ самореализация,

___ религия,

___ счастье других людей,

___ образование,

___ уважение окружающих,

___ материальное благосостояние,

___ семья,

___ здоровье,

___ интересная работа,

___ саморазвитие,

___ стабильность в мире,

___ стремление к успеху,

___ свобода.

. У Вас есть дети (если есть, то сколько, их возраст ):

□ нет, □ Мы с супругом(й) ожидаем ребенка в данный момент (беременность),

□ да_________________________________________________________

. Если у Вас есть дети, укажите, какие возникают трудности во взаимоотношениях с ними:

□ трудностей не возникает,

□ у нас возникают следующие трудности_________________________

_____________________________________________________________

. Вы сейчас получаете образование:

□ нет, □ да, учусь на дневном отделении, □ да, учусь на вечернем отделении,

□ да, учусь на заочном отделении, □ да, повышаю квалификацию,

□ другое _____________________________________________________

Если Вы отрицательно ответили на вопрос №25, переходите к вопросу №28.

. Вас устраивает в работе:

материальное вознаграждение □ да, □ нет.

содержание (Ваши функции и обязанности) □ да, □ нет.

. Вы бы хотели сменить работу, если да, укажите, почему и кем бы Вы хотели работать: □ нет,

□ да______________________________________________________

_____________________________________________________________

. Вас устраивает работа супруга(и), если нет укажите причины:

□ он/ она не работает, □ да, устраивает,

□ нет________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Как Вы оцениваете свое здоровье:

□ отлично, □ удовлетворительно,           □ крайне плохое.

□ хорошо, □ неудовлетворительно,

. Вы заботитесь о своем здоровье: □ да, □ нет, □ планирую начать.

. Как Вы организуете свой досуг (возможно несколько вариантов ответов):

□ активный отдых, □ хожу в кино, театр, музей, □ сижу дома,

□ встречи с друзьями, родственниками, □ занимаюсь хобби,

□ занимаюсь общественной деятельностью,

□ другое______________________________________________________

_____________________________________________________________

. Как Вы проводите досуг с супругом(й) в большинстве случаев:

□ совместно, □ раздельно, □ и то, и другое.

. Какие трудности возникают при организации досуга (возможно несколько вариантов):

□ нет трудностей, □ нехватка денег, □ нехватка времени, □ отсутствие интересных вариантов,

□ другое_________________________________________________________

. По-Вашему мнению, какие проблемы стоят наиболее остро перед молодыми семьями:

_____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Какова Ваша степень осведомленности о национальных проектах / программах, поддерживающих семью:

□ полностью владею информацией, □ частично владею информацией,

□ имею смутное представление, □ ничего неизвестно.

. Вы участвуете в каких либо государственных программах / проектах в поддержку семей, если да, укажите в каких именно:

□ нет,

□ да ________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Как вы относитесь к государственной социальной политике в сфере поддержке молодой семьи:

□ считаю ее эффективной, □ считаю ее не эффективной,

□ другое __________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей (возможно несколько):

□ самостоятельно,

□ родители, другие родственники,

□ государство,

□ другое_____________________________________________________

_____________________________________________________________

. Какие у Вас планы на будущее:

□ через 3 года________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________

□ через 10 лет_________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Вы счастливы в семье:_______________________________________

Приложение 2

 

Бланк к методике «Семейно-обусловленное состояние» Р.В. Овчаровой

Довольный 0 ______________________________7 Недовольный У

Спокойный 0 ______________________________ 7 Встревоженный Т

Напряженный 0 ___________________________ 7 Расслабленный Н

Радостный 0 ______________________________ 7 Огорченный У

Нужный 0 ______________________________ 7 Лишний Т

Отдохнувший 0 ____________________________ 7 Уставший Н

Здоровый 0 _______________________________ 7 Больной У

Смелый 0 _________________________________7 Робкий Т

Беззаботный 0 _____________________________7 Озабоченный Н

Плохой 0 _______________________________7 Хороший У

Ловкий 0 __________________________________7 Неуклюжий Т

Свободный 0 ________________________________7 Занятый Н

Т_____; У_____; Н_____

Ф.И.О._____________________________________________________

Приложение 3

 

Инструкция: предлагаемый опросник содержит утверждения о вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке опросника. Ваша задача прочитать по очереди все утверждения опросника и отметить номер утверждения в бланке, если Вы с ним согласны. Если трудно выбрать ответ, поставьте знак вопроса, но постарайтесь, чтобы таких случаев было не больше трех. Помните, что Вы характеризуете свое самочувствие в семье. Отмечайте утверждения, которые соответствуют вашим чувствам.

Текст опросника.

1.   Знаю, что члены семьи часто бывают недовольны мной.

2.      Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно будет не так.

.        Я многое не успеваю сделать.

.        Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.

.        Часто я чувствую себя беспомощным.

.        Дома мне часто приходится нервничать.

.        Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим и неловким.

.        Некоторые члены семьи считают меня бестолковым.

.        Когда я дома, я все время из-за чего-нибудь переживаю.

.        Часто я чувствую на себе критические взгляды членов своей семьи.

.        Иду домой и с тревогой думаю, что еще что-то случилось в мое отсутствие.

.        Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сделать.

.        Нередко я чувствую себя лишним.

.        Дома у меня такое положение, что просто руки опускаются.

.        Мне кажется, что если бы я исчез, то никто бы этого не заметил.

.        Дома мне постоянно приходится сдерживать эмоции.

.        Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но как правило, приходится делать совсем другое.

.        Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

.        Некоторым членам семьи бывает неудобно за меня перед друзьями или знакомыми.

.        Часто бывает, что хочу сделать хорошо, но получается плохо.

.        Многое в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

Бланк опросника АСТ

Номера вопросов

Шкала

Диагностическое значение

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

В Т Н

5 5 6


Обозначения: «В» - чувство вины в семье, «Т» - тревога, «Н» - нервно-психическое напряжение.

Приложение 4

 

Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Инструкция к тесту

В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у Вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу ответов), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях. Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов «правильных» и «неправильных». Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам наиболее подходящим и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут конфиденциальны.

Шкала ответов:

: категорически не согласен(на) с тем, что он(а) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогласие и настаиваю на своем.

: не согласен(на) с тем, что он(а) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.

: ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий.

: в целом согласен(на) с тем, что говорит он(а), но не считаю необходимым выражать свое отношение.

: полностью согласен(на) с тем, что он(а) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его(ее) и одобряю.

Приложение 5

 

Методика «Семейно-обусловленное состояние»

№ п/п

Стаж супружества

Общая неудовлетворенность (у)

Семейная тревожность (т)

Нервно-психическое напряжение (н)

1

1,2

25

20

18

2

1,1

18

10

10

3

2,3

24

12

12

4

5,3

25

25

11

5

4,2

20

26

15

6

4

21

10

26

7

3

20

16

25

8

1,2

26

21

18

9

1,3

25

20

20

10

18

18

25

12

11

2,5

25

18

10

12

3

25

13

13

13

2,5

24

10

15

14

2

25

26

18

15

1

16

24

21

16

2

24

25

15

17

2

25

18

14

18

2

18

17

12

19

4

19

25

10

20

7

16

24

15

21

4

25

25

16

22

4

16

25

20

23

5

18

26

18

24

3

15

25

17

25

2

20

26

12

26

6

22

26

14

27

8

21

24

15

28

8

25

25

11

29

5

20

10

10

30

4,5

18

18

12

31

1,2

26

15

18

32

1,1

25

18

19

33

2,3

26

17

18

34

1,2

25

15

19

35

1,3

26

16

19

36

18

24

18

18

37

2,5

25

19

15

38

3

26

15

16

39

2,5

24

16

16

40

12

25

19

15


Похожие работы на - Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!