Гражданство Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданство Российской Федерации

Содержание

Введение

. Принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства

. Принцип равного гражданства

. Принцип единства российского гражданства

. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации за ее пределами

. Принцип сохранения российского гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации

. Принцип защиты и покровительства государством граждан России за границей. Невозможность выдачи или высылки

. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством

. Принцип поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

. Принцип двойного гражданства

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Гражданство Российской Федерации - устойчивая политико-правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В вопросах гражданства не имеет значения "стаж", т. е. исключено установление льгот и преимуществ, обусловленных длительностью (пожизненностью) состояния в российском гражданстве.

Находящиеся на территории РФ физические лица могут относиться к одной из следующих категорий:

- российские граждане - ими являются те лица, которые имеют документальное подтверждение их принадлежности к гражданству РФ;

- иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

- лицо без гражданства (апатрид) - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

Основными правовыми источниками, регулирующими вопросы гражданства, являются:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями от 31 мая 2002 г.).

4. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2003 г.).

Исходные принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, находятся в ст. 6 Конституции РФ и ст. 4 закона о гражданстве.

1. Вопросы гражданства не связаны с социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностью;

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Единство и равенство гражданства означает, что все лица, имеющие гражданство РФ, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере базовыми, конституционными правами, свободами и несут равные обязанности;

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом от 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной истории. Акты РСФСР о гражданстве 1918-1921 годов, положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 годов, законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 годов предусматривали такую возможность, нередко встречающуюся и в законодательстве многих зарубежных государств. Конституционное (государственное) право России. Учебник. А.Ю. Ларин - М.: Книжный мир, 2006. - 400с с 121-122

В данной контрольной работе будут рассмотрены вопросы гражданства:

развитие законодательства о гражданстве

понятие и принципы гражданства

сущность и функции гражданства

приобретение российского гражданства

прекращение гражданства

Развитие отечественного законодательства о гражданстве.

В Российской империи монархическая форма правления обусловливала наличие не гражданства, а подданства. Соответственно, в законодательстве Российской империи понятие гражданства отсутствовало.

Понятие "подданство" пришло в Россию, вероятнее всего, из Польши, о чем свидетельствует переписка между Московией и Польшей конца XVI - начала XVII вв. В письмах со стороны Польши говорится о подданных короля и подданных великого князя Руси. В русских же письмах царь и великий князь говорит о своих людях и людях польского короля.

Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом.

) Природные подданные, в состав которых, в свою очередь, входили:

а) дворяне (потомственные и личные);

б) духовные лица (делились по вероисповеданиям);

в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);

г) сельские обыватели.

) Инородцы (евреи и восточные народы).

) Финляндские обыватели.

Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Дворяне и почетные граждане как лица неподатного состояния имели бессрочные паспорта, пользовались свободой передвижения и могли проживать в любом месте империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.

Начало ХХ столетия в России ознаменовалось процессом перехода от абсолютной монархии к монархии конституционной, созданию парламентских учреждений, провозглашению многих основных прав и свобод граждан. В Манифесте от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" Императором были дарованы населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности".

В ст. 2 проекта Основного закона Российской империи 1905 г. содержалось определение гражданства, а не подданства, а также дана ссылка на законы, определяющие порядок приобретения такового. Терминологически были использованы понятия "русские граждане", "лицо". Глава III была посвящена вопросам предоставления прав гражданам государства, в ст. 6 закреплялось равенство граждан перед законом.

Временное правительство не отменило сословного деления общества, хотя практически оно потеряло смысл. Полностью многочисленные пережитки феодализма были устранены лишь новой властью.

Первым официальным документом, в котором подданные бывшей Российской империи именовались гражданами, было обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов "К гражданам России", обнародованное 7 ноября 1917 г.

Советской властью уже 25 (10) ноября 1917 г. был издан декрет, утвержденный Всероссийским центральным исполнительным комитетом "Об уничтожении сословий и гражданских чинов"1 (1СУ РСФСР. 1917. 13. №. 31.), которым упразднялись все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Одновременно уничтожались всякие звания (дворянина, купца, крестьянина), титулы (княжеские, графские), и наименования гражданских чинов (тайные, светские и иные советники). Для всего населения России устанавливалось одно общее правовое положение - граждане Российской Республики.

Первым правовым актом, непосредственно регулирующим вопросы гражданства Российской республики, стал декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства"2 (2 СУ РСФСР. 1918. 3. №. 405).

Закон "О гражданстве РСФСР" 1991 г., главной особенностью которого являлась возможность упрощенного получения российского гражданства соотечественниками, разрабатывался в условиях переходного периода распада СССР. В силу этого он не мог учитывать особенностей последующего развития России, ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами, населенными гражданами бывшего единого государства. Поскольку он был принят ранее Конституции РФ, отдельные его пункты вошли в противоречие с ее положениями, а также с положениями федерального законодательства и международными правовыми актами.

В июне 2001 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ были внесены два проекта федеральных законов о гражданстве: "О гражданстве Российской Федерации", внесенный группой депутатов Государственной Думы и "О гражданстве РФ", внесенный Президентом РФ. Главное различие между этими вариантами законопроектов заключалось в отношении к оставшимся за рубежом соотечественникам.

Новый Закон "О гражданстве Российской Федерации" был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении 19 апреля 2002 г., одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 г., подписан Президентом РФ 31 мая 2002 г. Опубликован в Российской газете от 5 июня 2002 г. Вступил Закон в силу 1 июля 2002 г.

Понятие и принципы гражданства.

В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:

гражданство определяется как принадлежность лица к государству;

гражданство рассматривается в виде правовой или политико-правовой связи лица с государством;

третье направление объединяет предыдущие, то есть гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству;

гражданство также определяется как состояние лица в государстве.

Впервые понятие гражданства было сформулировано в Законе о гражданстве СССР 1990 г., при этом предпочтение было отдано определению гражданства как правовой связи лица с государством (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1990. ¹ 23. Ст.435).

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. трактует гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (СЗ РФ. 2002. ¹ 22. Ст. 2031).

Как видно из определения, наряду с правами и обязанностями граждан в качестве правовых последствий обладания гражданством называются также права и обязанности самого государства. Это есть проявление правовой связи лица и государства, так как гражданин постоянно находится под юрисдикцией государства, гражданством которого он обладает, и всякая попытка извне прекратить, нарушить эту связь обязательно вызовет реакцию данного государства. Во взаимных правах и обязанностях лица и государства выражена сущность института гражданства. Однако необходимо иметь в виду, что в правовой связи (взаимоотношениях) с государством находятся не только граждане данного государства, но также иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории этого государства, а иной раз проживающие на территории своего государства, но подавшие заявление о приеме их в гражданство данного государства или о предоставлении им политического убежища. Другими словами, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, проживающих на территории России. В силу этого российские законы обязательны не только для российских граждан, но и для находящихся на территории Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, за исключением лиц, пользующихся правом экстерриториальности.

"Под принципами российского гражданства понимаются исходные положения, общие правила, лежащие в основе российского гражданства как института конституционного права, в которых находит выражение сущность данного явления.

Первостепенное значение принципов российского гражданства проявляется в следующем:

принципы отражают сущность института гражданства;

являются исходными началами;

действуют непосредственно;

установлены Конституцией Российской Федерации;

выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;

являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Для принципов российского гражданства характерна тесная взаимосвязь и взаимопроникновение. Во-первых, осуществление одних принципов служит основанием для реализации других. Так, осуществление на практике принципа самостоятельного решения лицом вопросов гражданства является основанием для возможности иметь гражданство другого государства (множественное или двойное гражданство). Во-вторых, нарушение государством одних принципов, их умаление не может не повлечь за собой тех или иных последствий по отношению к другим принципам. Например, нарушение принципа сохранения российского гражданства при браке указывает на прекращение гражданства либо его изменение без волеизъявления лица, и тем самым нарушается принцип свободного (самостоятельного) решения лицом вопросов гражданства.

Необходимо подчеркнуть, что в науке конституционного права нет единства относительно точного количества принципов российского гражданства и их классификации, поэтому остановимся на характеристике лишь наиболее значимых из них.

1. Принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства

Гражданство является субъективным правом человека и соответственно, решение вопроса о выборе гражданства является правом самого человека. Никто не вправе принудить полностью дееспособное лицо как к принятию гражданства какого-либо государства, так и к выходу из гражданства.

В статье 6 ч. 3 Конституции России устанавливается: "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. (ст. 4).

. Принцип равного гражданства

индивид гражданство власть избирательный

Гражданство приобретается человеком по различным основаниям и разными способами: по рождению, в порядке приема, восстановления. Принцип равного гражданства означает, что все граждане России независимо от оснований, сроков и условий приобретения гражданства обладают равными правами и обязанностями.

Данный принцип закреплен в Конституции России (ст. 6) и в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. Так, норма Закона гласит: "Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения" (ч. 2, ст. 4).

Согласно Конституции России: "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации" (ч. 2 ст. 6). 1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. 49. Ст. 861. 2 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. ¹ 23. Ст. 435

. Принцип единства российского гражданства

Российская Федерация - федеративное государство. Федеративная природа России сказывается и на гражданстве, что находит свое выражение в принципе единства российского гражданства.

Во-первых, Российская Федерация - суверенное федеративное государство, которое осуществляет юрисдикцию над всем населением Федерации, вследствие чего в ней имеется единое российское гражданство и гражданством этим обладают все граждане России.

Во-вторых, Конституция РФ и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г., в отличие от прежних законодательных актов не предусматривает гражданства республик. Более того, п. "в" ст. 71 Конституции РФ относит гражданство к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, институт гражданства может быть регламентирован только федеральным законом. Данная правовая позиция основана на отказе от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации, что одновременно означает и отказ от закрепления права выхода субъектов из состава Федерации.

В-третьих, основой единства российского гражданства является закрепленное в Конституции РФ равноправие субъектов. Введение института гражданства в республиках ведет к нарушению этого равенства и создает угрозу государственной целостности Российской Федерации.

В-четвертых, единое российское гражданство является фактором обеспечения равенства прав и свобод российских граждан на всей территории Российской Федерации. Принадлежность к народу, а не к отдельной нации или народности - вот суть гражданства Российской Федерации.

. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации за ее пределами

Изменение во внешней политике нашей страны, развитие международных связей и международного сотрудничества привело к значительному увеличению числа граждан, выезжающих из России на время - в командировку, по контрактам. Некоторые российские граждане по семейным или другим обстоятельствам постоянно проживают в других государствах, имея российское гражданство, состоя на консульском учете. "Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. четко сформулировал, что "проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации" (ч. 3 ст. 4).

. Принцип сохранения российского гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации

Российское законодательство обеспечивает правовые гарантии сохранения лицом российского гражданства в различных ситуациях. Так, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. предусматривает, что "заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга" (ст.8).

Российское гражданство сохраняется при усыновлении детей - граждан России. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Данная норма указывает на неотъемлемость гражданства, недопустимость увеличения количества лиц без гражданства.

. Принцип защиты и покровительства государством граждан России за границей. Невозможность выдачи или высылки

Россия обеспечивает постоянную поддержку своим гражданам, находящимся за ее пределами, подтверждением этого является наличие конституционной нормы, закрепляющей:

. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами" (ст. 61). Государство охраняет личные и имущественные права граждан Российской Федерации, оказывает содействие в удовлетворении их законных интересов. В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. (ст. 7) предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция России содержит важное правило об уважении норм международного права, общепринятых международных обычаев во взаимоотношениях между государствами. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, указывается в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

. Принцип поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

Согласно российскому законодательству под лицом без гражданства подразумевается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Правовое положение этой категории лиц является весьма сложным, поскольку во всех правовых системах они ограничены в определенных правах (в первую очередь в политических), не могут надеяться на защиту какого-либо государства.

Государства принимают как внутригосударственные, так и международно-правовые меры для предотвращения и устранения случаев безгражданства. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. содержит специальную норму, согласно которой "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4).

Существенную роль в устранении безгражданства играют положения закона, направленные на предупреждение возможности возникновения безгражданства у детей. Например, ребенок, родившейся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации.

. Принцип двойного гражданства

Родившись, человек в большинстве случаев обретает гражданство, при этом от самого лица не зависит, на какой государственной территории он родился или гражданами какого государства являются его родители. Однако для признания у родившегося лица гражданства эти обстоятельства важны. Это так называемые принципы "права почвы" и "права крови"", использование которых в законодательстве разных государств в качестве основы при решении вопросов гражданства ведет к появлению коллизий и возможности возникновения такого явления, как множественное гражданство.

Сущность и функции гражданства.

Гражданство выполняет двойственную социально-юридическую функцию: с одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты государством прав своих граждан, а с другой - как средство и способ защиты прав и интересов государства и общества (народа, нации).

Как социальное и государственно-правовое явление гражданство реализуется в установлении политико-правового состояния основной части населения государства. В этом смысле гражданство представляет собой юридическую форму общественной связи большой группы населения в государстве. Постоянная политико-правовая связь лица с государством возникает и существует лишь на основе принадлежности лица к правовой общности людей, но не вне этой правовой общности и не ранее нее. Гражданство определяет круг лиц, находящихся под постоянной юрисдикцией государства, независимо от места их пребывания. Этот круг составляет не одно лицо и не группа лиц, а основная часть населения государства, образующая народ, нацию.

Содержательно гражданство заключает в себе как индивидуальные, так и коллективные начала. Коллективность выражается в установлении политико-правового состояния совокупности лиц, а индивидуальность проявляется в установлении политико-правового состояния отдельного лица. Гражданство индивида соотносится с гражданством в государственно-правовой форме как часть и целое.

В случае трансферта осуществляется переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. В этом случае население одновременно и коллективно приобретает другое гражданство.

Однако, по общему правилу, в соответствии с законодательством государств гражданство предоставляется и утрачивается по различным основаниям строго индивидуально. Для этого, как известно, необходимы личное волеизъявление лица и предусмотренная законом процедура оформления дел о гражданстве.

Сущность гражданства, как и подданства, при этом определяется сущностью государства. В рабовладельческих государствах гражданство выражало положение лично свободного населения, обладавшего собственностью, находившегося в привилегированном положении, в феодальных государствах - принадлежность населения к главе государства, в буржуазных - формальное равенство населения, дающее обладателю гражданства возможность участия в делах управления государством.

Ответственность государства перед гражданином выражается в том, что, провозглашая права и свободы, оно берет на себя юридическую обязанность гарантировать их, независимо от того, находится ли российский гражданин внутри государства или же за его пределами.

Ответственность гражданина перед государством проявляется, прежде всего, в обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации, ее законы, платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и нести военную службу.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это подчеркивает, что на первое место в демократическом правовом государстве ставятся интересы человека, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т.д.).

Функции гражданства.

Гражданство как правовое оформление состояния народа или нации выполняет по отношению к государству государство образующую функцию, по отношению к обществу этнообразующую функцию. Это внутренние функции гражданства. Внешнюю функцию гражданство выполняет в качестве средства разграничения и распределения населения между различными государствами.

На индивидуальном уровне - как связь индивида и государства- гражданство выполняет функцию указания на принадлежность индивида к тому или иному государству и функционально является основой (частью) правового положения личности в государстве.

Поскольку как целостное явление гражданство шире правового института гражданства и включает в себя также социальные, политические, моральные и психологические аспекты, это определяет многообразие его функций:

социальная функция: человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;

политическая функция указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция также подразумевает принятие и признание политических идеалов государства;

моральная функция неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни. Понятие "гражданин" в этом смысле тождественно понятию "патриот". В рамках соотношения регулятивных свойств (функций) права и морали уместно ставить вопрос о корреляции политических представлений и этических позиций таких фигур, как "гражданин государства" и "клиент государства".

психологическая функция гражданства проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой. В идеале человек должен быть гражданином той страны, с которой он себя отождествляет психологически. Все функции гражданства действуют в совокупности, хотя их действие в разных странах различно.

Приобретение российского гражданства.

Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 №62-ФЗ

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства РФ по рождению. Согласно ст. 12 Закона ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения.

В случае разного гражданства родителей ребенок является гражданином Росси если:

) один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является лицом без гражданства или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство;

) ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Приобретение гражданства в результате приема в гражданство осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Статья 13 Закона определяет порядок приема в общем порядке (по ходатайству или заявлению).

Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18-ти лет, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в общем порядке при условии, если они:

) проживают на территории России со дня получения вида на жительство в течение пяти лет непрерывно. Проживание считается непрерывным, если выезд за пределы России был не более чем на 3 месяца в течение года;

) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

) имеют законный источник средств к существованию;

) отказались от имеющегося у них иного гражданства. Отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или если отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин;

) владеют русским языком;

Срок проживания на территории России сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, или профессии, представляющей интерес для РФ;

) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

) признание лица беженцем.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий.

Статья 14 Закона определяет прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (в порядке регистрации).

Дееспособные и совершеннолетние иностранцы и лица без гражданства, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке (без учета пяти лет проживания), если указанные лица:

а) имеют хотя бы одного родителя - гражданина РФ, проживающего на территории России;

) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в СССР, не получили гражданства этих государств;

в) являются гражданами государств, входивших в СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года;

г) родились на территории РСФСР и имели гражданство СССР;

д) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

е) являются нетрудоспособными и имеют совершеннолетних и дееспособных сына или дочь - граждан РФ;

ж) нетрудоспособные иностранцы и апатриды, прибывшие в РФ из государств, входивших в СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года и без представления вида на жительство;

з) иностранцы и апатриды, имевшие гражданство СССР, прибывшие из государств, входивших в СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание, принимаются в гражданство в упрощенном порядке и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

и) в упрощенном порядке принимаются без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

В упрощенном порядке принимаются дети и недееспособные, если:

а) ребенок, один из родителей которого гражданин РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению родителя;

в) лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

Восстановление в гражданстве РФ ст. 15 Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве России в общем порядке приема, но при сокращении срока проживания на территории РФ до трех лет.

К иным основаниям можно отнести выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ ст. 17 Закона - оптация.

При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные данным договором.

При включении какой-то территории в состав РФ, проживающие там граждане в установленный компетентным органом срок должны определиться и заявить, не отказываются ли они от российского гражданства. Если отказа не последовало в течение данного срока, значит они согласны быть гражданами РФ. И по окончании срока они будут считаться гражданами РФ (с выдачей соответствующих документов) или иностранными гражданами. В последнем случае это не означает необходимости покинуть территорию РФ.

Прекращение гражданства РФ.

Гражданство РФ прекращается: вследствие выхода из гражданства; по причине отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории.

Выход из российского гражданства ст. 19 Закона.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления в общем порядке. Ходатайство подается на имя Президента РФ через органы внутренних дел внутри РФ или консульские учреждения РФ за границей.

Выход из гражданства оформляется указом Президента РФ. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется в упрощенном порядке.

Отмена решения о приеме в гражданство ст. 22 Закона.

Решение о приеме в гражданство РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений о лице, претендующем на получение гражданства РФ. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается судом.

Однако отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей "обманщика", приобретших гражданство РФ вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство РФ было приобретено незаконным путем.

Территориальные изменения. Если часть территории РФ отходит другому государству, проживающим на ней лицам разрешается в течение установленного срока определиться - остаются ли они в гражданстве РФ или приобретают новое. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства (оптацию).

Отказ в выходе из гражданства РФ. На основании статьи 20 Закона ходатайство о выходе из гражданства РФ отклоняется, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, то есть гражданин намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договором о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, определяемых законом РФ (служба в армии).

б) привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Говоря о выходе из гражданства, следует различать его с понятием выезда из РФ. О выходе из гражданства можно просить, оставаясь в России. Соответственно можно выезжать из РФ, не выходя из российского гражданства. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. 2004 г.).

По этому Закону российскому гражданину может быть временно ограничено право на выезд из РФ по ряду оснований: при допуске к секретным сведениям - на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на 10 лет; при призыве на военную службу - до ее окончания; при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; при осуждении за совершение преступления - до отбытия наказания или до освобождения от отбытия наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств; при сообщении о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Для иностранного гражданина выезд из РФ может быть ограничен: если он задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; если осужден за совершение преступления на территории РФ - до освобождения; если уклоняется от исполнения обязательств, предусмотренных законодательством РФ - до выполнения обязательств.

Заключение

Гражданство представляет собой правовое оформление состояния сложившегося устойчивого сообщества людей, образующих государство.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство предоставляет личности возможность принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

В данной контрольной работе рассмотрены вопросы:

развитие законодательства о гражданстве

понятие и принципы гражданства

сущность и функции гражданства

приобретение российского гражданства

прекращение гражданства.

Список используемой литературы

. Конституция Российской Федерации http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html

. Федеральный закон " О гражданстве РФ" от 31.05.2002 №62 Ф - З http://www.consultant.ru/popular/civic/

. Конституционное право России: учебник для студентов вузов [Андриченко и др.]; под ред. В.А. Виноградова.- М.:ЮНТИ-ДАНА, 2010.-551с

Конституционное (государственное) право России. Учебник. А.Ю. Ларин - М.: Книжный мир, 2006. - 400с

. Государственно - правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учеб. пособие под ред. А.С. Прудникова, М.Л. Тюркина - М.: ЮНТИ-ДАНА, Закон и право, 2012-480с.

. Правовые основы Российского гражданства: учеб. пособие [Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова. - М.: ЮНТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.-231с.

. Российское гражданство: учеб. пособие для студентов вузов под.ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. - 4-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНТИ-ДАНА, 2010.-383с.

Похожие работы на - Гражданство Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!