Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»










Контрольная работа по дисциплине

«Транспортное право»

Студент: 2 курса,

Форма обучения: Дистанционная дата: 21.12.2014

Самсонов Б.Г.

преподаватель:

Иванова Елизавета Викторовна




Санкт-Петербург

г.

Оглавление

Основания освобождения перевозчика от ответственности

Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

Библиографический список

Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

Основания освобождения перевозчика от ответственности

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение договора перевозки, которое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, в том числе любых событий чрезвычайного и непредотвратимого характера (землетрясения, наводнения, эпидемии, введение чрезвычайного положения и другие обстоятельства чрезвычайного и непреодолимого характера) и решений органов государственной власти при условии, что данные обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение условий заключенного договора. В этом случае срок действия договора продлевается на время действия указанных обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся события, наступление которых в большинстве случаев невозможно предвидеть, а их последствия невозможно предотвратить никакими усилиями. Именно непреодолимость является определяющим признаком такого рода событий. Например: взрыв танкера от попадания молнии, землетрясение или цунами в период стоянки судна в порту и т.д. Обычные, даже очень тяжелые, гидрометеорологические условия, к форс-мажорным обстоятельствам не относятся.

Пожар на транспорте рассматривается как случай порчи транспорта. Для определения ответственности сторон и источника возмещения материального ущерба проводится в установленном порядке комиссионное расследование.

Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно уведомляет другую сторону об этом, но не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты начала их действия. Факты, изложенные в уведомлении, должны быть документально подтверждены компетентными органами.

Статья 116 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" содержит перечень оснований, которые освобождают отправителя от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки. Это обстоятельства непреодолимой силы, военные действия; прекращение или ограничение погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ"; обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности грузоотправителя; неиспользование вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх указанных в принятой заявке, без предварительного согласия грузоотправителя; выполнение заявки (в тоннах).

Абзац 2 статьи 116 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" освобождает грузоотправителя от ответственности за неиспользование части вагонов, если он в результате уплотненной загрузки выполнил заявку в тоннах.

Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, если:

груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;

недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;

недостача груза не превышает норму естественной убыли и погрешность измерений массы нетто;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной.

В этих случаях перевозчик несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика. Аналогичные по сути правила содержатся и в ст. 168 КТМ, и в п. 2 ст. 118 КВВТ.

В пункте 1 статьи 795 Гражданского кодекса РФ в качестве оснований, исключающих уплату неустойки, названо, помимо непреодолимой силы, устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности в случае, если исполнению обязательства препятствовала непреодолимая сила либо задержка произошла по вине потребителя.

Согласно статьи 167 КТМ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана (навигационная ошибка).

Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

Законодательство предусматривает предельный размер ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза (п. 2 ст. 796 ГК):

в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

при повреждении (порче) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления - в размере его стоимости;

если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объявленной стоимости груза.

Аналогичные правила закреплены в ст. 96 УЖТ, ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК.

Наряду с возмещением указанного ущерба перевозчик должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора перевозки несут ответственность, предусмотренную ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации), транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Для охраны интересов грузовладельцев ГК РФ придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика не действительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК РФ). Такая возможность допускается лишь КТМ (Кодекс торгового мореплавания) в исключительных случаях, при перевозках вне рамок обычных коммерческих операций, а также на период с момента принятия груза перевозчиком до его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи грузополучателю (ст. 175).

Устанавливая для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, повышенную (независимую от вины) ответственность (п. 3 ст. 401), ГК РФ предусматривает, что ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки возникает при наличии его вины, которая предполагается, пока не доказано обратное. Законодательством вводятся также определенные ограничения по объему ответственности перевозчика. Интересы грузовладельцев в этих случаях призвано обеспечить страхование грузов.

Что касается нарушений иных условий договора перевозки (например, невыполнение указаний грузовладельца по переадресовке груза, выдача груза не в пункте его назначения, утрата перевозочных документов, несоблюдение дополнительных обязательств по договору), то, поскольку специальных указаний на этот счет ни в ГК РФ, ни в транспортных уставах и кодексах не содержится, они должны влечь за собой ответственность перевозчика в форме возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК РФ), основанную на общих началах предпринимательского риска (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В развитие этого положения транспортные уставы и кодексы предусматривают перечень таких обстоятельств. К ним кроме непреодолимой силы относятся особые, естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств, недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в ходе приема груза к перевозке, сдача к перевозке груза с превышением норм влажности или без указания в накладной его особых свойств (ст. 166 КТМ, ст. 95 УЖТ, ст. 132 УАТ, ст. 118 КВВТ (Кодекс внутреннего водного транспорта)).

Статья 118 УЖТ (Устав железнодорожного транспорта), ст. 168 КТМ, ст. 133 УАТ (Устав автомобильного транспорта) предусматривают ряд случаев, когда перевозчику достаточно лишь определенных обстоятельств для того, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза. В этих случаях доказывание вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. К таким обстоятельствам, в частности, относится сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя и др. В названных ситуациях имеются достаточные основания считать, что перевозчик к несохранности груза непричастен. Специальное правило КТМ (ст. 167) освобождает перевозчика от ответственности, если тот докажет, что утрата, повреждение груза произошли вследствие ошибок капитана, членов экипажа судна либо лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационная ошибка).

ГК РФ не содержит указаний об основаниях ответственности перевозчика на случай, если груз не был доставлен в пункт назначения в установленный или в разумный срок. Транспортные уставы и кодексы за просрочку доставки груза, как и при несохранности груза, предусматривают возложение на перевозчика ответственности при наличии его вины (ст. 97 и 29 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 137 УАТ, ст. 120 Воздушного кодекса, ст. 116 КВВТ), которая презюмируется. Среди обстоятельств, освобождающих от ответственности за просрочку воздушного перевозчика, ст. 120 Воздушного кодекса называет устранение неисправности судна.

Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Это правило ст. 796 ГК также является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК РФ.

Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость несохранного груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии такого указания - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК).

Воздушный кодекс (ст. 119) помимо этого устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 2 МРОТ за каждый килограмм веса несохранного груза. Практически это означает дополнительное ограничение ответственности по сравнению с ГК, однако сам подход отражает опыт международно-правовой регламентации и способствует более оперативному урегулированию претензий грузовладельца.

КТМ, следуя правилам международных конвенций, устанавливает иные пределы ответственности перевозчика, которые не распространяются на перевозки в каботаже. Согласно ст. 170 КТМ ответственность морского перевозчика не может превышать 666,67 расчетных единиц за место либо 2 расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза (в зависимости от того, какая сумма выше).

При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, перевозчик согласно п. 2 ст. 796 ГК отвечает в размере объявленной стоимости. Объявление стоимости груза освобождает грузовладельца от необходимости доказывать ее размер. При этом перевозчик не может быть лишен права доказывать превышение объявленной ценности над действительной стоимостью груза (ст. 138 УАТ).

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает грузовладельцу провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК). По правилам перевозок виновный в несохранности груза перевозчик должен также оплатить стоимость экспертизы и иные расходы, связанные с определением размера причиненного грузу ущерба.

Судебной практикой учитывается и стоимость возвратной тары многократного пользования, а также дополнительные провозные платежи, когда экспертиза дает заключение о том, что несохранный груз может быть восстановлен только в производственных условиях изготовителя.

За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных уставов и кодексов предусматривают штраф. На автомобильном транспорте он равен 15%, на железнодорожном и внутреннем водном - 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, а на воздушном - 25% МРОТ за каждый час просрочки. Согласно УЖТ этот штраф ограничивается размером платы за перевозку, по УАТ - 90%, а по КВВТ и Воздушному кодексу - 50% провозной платы (ст. 97 УЖТ, ст. 137 УАТ, ст. 116 КВВТ, ст. 120 Воздушного кодекса).

На морском транспорте такая санкция не предусмотрена и грузовладельцу возмещаются убытки, возникшие в результате просрочки доставки груза, в пределах провозной платы (п. 2 ст. 170 КТМ). Поскольку уставы и кодексы на всех видах транспорта, кроме автомобильного (ст. 152 УАТ), специально не оговаривают исключительный характер предусмотренных неустоек (штрафов), то в силу п. 1 ст. 394 ГК соответствующие грузовладельцы также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой.

Груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней с момента, когда он должен был прибыть, считается утраченным, и у грузополучателя возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК РФ. На воздушном транспорте право на предъявление претензии об утрате груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 Воздушного кодекса). При смешанном сообщении установлен особый срок - груз считается утраченным, если он не прибыл через 4 месяца со дня его приема к перевозке (ст. 45 УЖТ, ст. 139 УАТ).

Библиографический список

договор перевозка груз ответственность

1."ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (действующая редакция от 14.10.2014)

."ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 30.01.2014).

.Гражданское право. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. Е. А. Суханова. М., 2009.

."Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

.Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов: Практическое пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2006.

."Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

."Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Похожие работы на - Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!