Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Курсовая
работа
Особенности
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Введение
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его
успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной
психолого-педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению
ребенка в начальной школе - значимая ступень его детства. Начало обучения в
школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и
предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью,
подготовленности в целом [6].
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом
этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной
жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с
учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе
обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок
оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него
повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению
[40].
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и
практике работы образовательных учреждений складывается особая культура
поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе -
психолого-педагогическое сопровождение.
Основными задачами психолого - педагогического сопровождения
детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в
преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений
эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками,
педагогами, родителями [12].
Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать
ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей
школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его
успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной
школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень
эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не
способны оказать им психологическую поддержку.
Авторы Битянова М.Р., Овчарова Р.В., Фридман Л.М., и др.
занимающиеся проблемой сопровождения детей в процессе подготовки и адаптации их
к школе, говорят о необходимости включения в процесс сопровождения родителей,
«сопровождения сопровождающих» [45]. Но в большинстве психолого-педагогических
работ определяются особенности сопровождения родителей первоклассников только
группы риска.
Объектом нашего исследования является процесс
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Предмет исследования - особенности психолого -
педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Цель нашего исследования заключается в определении
особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
Гипотеза: мы полагаем, что именно психолого - педагогическое
сопровождение всех родителей первоклассников, осуществляющееся за счет
групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских
собраниях и индивидуальных консультациях, поможет повысить их психологическую
компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско - родительские
отношения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
2. Выявить особенности психолого - педагогического
сопровождения родителей первоклассников;
. Выявить уровень готовности родителей к школьному
обучению первоклассников;
. Разработать программу психолого-педагогического
сопровождения родителей первоклассников;
База исследования: МОУ Алексеевской СОШ Омской области
Москаленского района. В нем принимали участие 16 родителей первоклассников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической
литературы;
Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ
диагностик;
Методы обработки результатов: методы математической обработки
данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы,
заключение, таблицы, список используемой в процессе подготовки теоретического
материала литературы и приложения.
В первой главе нами рассмотрены основные теоретические
положения особенностей психолого-педагогического сопровождения родителей
первоклассников.
Во второй главе раскрыты диагностика и проект
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников.
первоклассник
психологический педагогический
1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
родителей первоклассников
1.1
Система психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного
процесса
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная,
системно организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и
развития каждого ребенка в школьной среде [40, Соколова].
Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются
дети, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, их родители (законные
представители), педагогические работники, принимающие участие в воспитании и
развитии ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание
психологических условий для формирования общей культуры обучающихся, их
духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Систематическое отслеживание уровня развития и
обучения каждого школьника;
2. Создание социально-психологических условий для
развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения;
3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в
психологическом развитии и обучении;
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для
родителей первоклассников.
К основным направлениям психолого-педагогического
сопровождения относятся [40]:
· психолого-педагогическое
консультирование - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину
(группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии
решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на
развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на
преодоление последствий кризисных ситуаций;
· психолого-педагогическая
коррекция - комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку)
особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим
проблемам;
· педагогическая
(дефектологическая) коррекция - комплекс мероприятий, направленных на развитие
способностей к обучению;
· психолого-педагогическая
профилактика - комплекс мероприятий, направленных на своевременное
предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка и
межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния его
душевного равновесия;
· психолого-педагогическое
просвещение - комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических
знаний, повышение степени информированности участников образовательного
процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения
уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи
может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке
индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление
проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения [23]:
I. Поступление ребёнка в школу.
. Проведение групповых (родительское собрание) и
индивидуальных консультаций родителей первоклассников.
. Групповая консультация педагогов первоклассников.
II. Первичная адаптация детей в школе.
1. Консультативная и просветительская работа с родителями
первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и
трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
. Групповые и индивидуальные консультации педагогов по
выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к
классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
. Организация методической работы педагогов, направленной на
построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми
в первые недели обучения.
. Организация групповой развивающей работы с детьми,
направленная на повышение уровня их школьной готовности,
социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Система
занятий с фиксированной мини-группой школьников.
. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов
деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации
первоклассников.
III. Психолого-педагогическая работа со школьниками,
испытывающими трудности в школьной адаптации.
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на
выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении,
общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение
родителей по результатам диагностики.
. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам
обучения и общения с отдельными учениками и детьми данного возраста в целом.
. Организация психокоррекционной работы и педагогической
помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом
данных психодиагностики.
. Аналитическая работа, направленная на осмысление
результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
Психолого - педагогическое сопровождение участников
образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и
рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью
оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит
сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
1.2
Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе
процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и
предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии,
способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения
в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению,
развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании
желания и умения учиться, развития творческих способностей [30].
Вместе с тем многие родители, принявшие решение отдать
ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей
школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его
успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной
школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень
эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не
способны оказать им психологическую поддержку.
Исследование Березиной Т.А. и Ворониной О.И. показало, что
для родителей первоклассников характерны, как правило, две полярные
педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления
максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в
самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не
готов. Но большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля,
не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки
самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка
как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в
процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание
трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции - принятием
роли школьника.
Достаточно большое число родителей первоклассников не могут
понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно
готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить
ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Таким
родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует
успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и
правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное -
стремиться к обучению в школе.
1.3
Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников
Казакова Е.И. считает, что психолого-педагогическое
сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как
процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных
ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия
оптимальных решений в различных ситуациях [12].
Важно учитывать, что под педагогическим сопровождением
понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется
максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения
актуальной проблемы процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого
[40]. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о
педагогическом сопровождении родителей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения
родителей:
· Подготовить родителей к принятию новой
социальной позиции ребенка - позиции школьника.
· Повысить ответственность родителей за
воспитание и развитие детей.
· Способствовать снижению уровня тревожности
родителей перед поступлением детей в школу.
· Познакомить родителей с элементами
педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному
обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов
готовности к школе в условиях семьи.
· Научить родителей решать психологические и
педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в
школе.
При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей
решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного
воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения
родители могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать,
что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые
стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю
заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной
поддержке.
Этапы психолого-педагогическое сопровождение родителей
первоклассников:
. Диагностический этап - педагог-психолог образовательного
учреждения выявляет уровень готовности родителей к школьному обучению детей,
используя методы анкетирования и тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы
отдать своего ребенка в школу?», анкета «Готовы ли к школе родители?» На этом
этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах
деятельности и заполняется карта наблюдения.
По результатам проведенной диагностики педагог-психолог
разрабатывает психолого - педагогические программу сопровождения родителей
первоклассников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе
сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы
готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
. На этапе знакомства и установления контактов с родителями
осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между
родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения, партнерских
отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и
родителей.
Педагог - психолог выясняет круг родительских проблем,
связанных с будущим обучением детей в школе. Родители подробнее знакомятся с
современной школой, спецификой обучения детей в первом классе.
. Основной этап психолого-педагогического сопровождения
направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области
подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать
возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
. Этап подведения итогов - в ходе совместных встреч педагога
- психолога образовательного учреждения и родителей выясняются удовлетворенность
результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты.
Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении
детей, их готовности к школьному обучению.
Для выявления изменения позиции родителей по отношению
к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная
диагностика, в ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками
могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила
поведения мамы первоклассника», «Готовы ли мы к школе?», «Не мешай мне
учиться» (Приложение 4) и др. После чего родители получают конкретные
рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей
подготовки к школьному обучению (Приложение 5).
Процесс поэтапного психолого-педагогического
сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и
дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины,
тормозящие этот процесс.
Главным условием осуществления программы
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой
результативности является совместная работа педагога - психолога
образовательного учреждения и родителей, их активность и
заинтересованность в школьных успехах детей.
Анализ научно - методической литературы показал необходимость
включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих».
Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять,
почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили
ребенка к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на
основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в
принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для
развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение - не любая форма
помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и
ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс
взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [40].
2. Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогического сопровождения
родителей первоклассников в образовательной практике
2.1
Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей
первоклассников необходима для выявления уровня готовности родителей к
школьному обучению детей.
Исследовательская работа проводилась в период с 10 - 17
ноября 2012 года на базе МОУ Алексеевской СОШ Омской области Москаленского
района.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
. Метод теоретического анализа научно - методической
литературы.
2. Метод тестирования.
3. Метод анкетирования.
. Метод математической обработки данных.
1. Теоретический анализ и обобщение психолого -
педагогической литературы. Проводился путем изучения учебно -
методических пособий, статей, периодической печати. Проанализировано 45
литературных источников.
В ходе изучения литературы мы столкнулись с проблемой необходимости
реализации психолого - педагогического сопровождения родителей первоклассников.
. Метод тестирования. Тест для родителей «Готовы ли мы
отдать своего ребенка в школу?» - Н.Н. Серова.
. Метод анкетирования. Анкета «Готовы ли к школе
родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.
. Метод математической обработки данных.
При обработке и анализе данных исследования применялись
общепринятые методы математических расчетов.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе
сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы
готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
По результатам проведенной диагностики мы разработали
психолого - педагогическую программу сопровождения родителей первоклассников.
На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе
сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы
готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.
Анализ
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Наше исследование началось с анализа научно-методической
литературы по вопросу - особенности психолого-педагогического сопровождения
родителей первоклассников. Мы выяснили, что семья остро нуждается в помощи
специалистов на всех этапах детства, особенно при подготовке ребенка к школе.
Для входной диагностики использовался метод тестирования. Тест
для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» - Н.Н. Серова.
Анкета «Готовы ли к школе родители?» - Ковалева Е.С.,
Синицына Е.И.
Таблица 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы
отдать своего ребенка в школу?»
№
|
Готовы к школьной жизни - до 4б.
|
Подготовиться к возможным трудностям - 5-10б.
|
Посоветоваться с детским педагогом - психологом
- 10 и более б.
|
1
|
4
|
|
|
2
|
4
|
|
|
3
|
|
6
|
|
4
|
4
|
|
|
5
|
|
8
|
|
6
|
|
|
12
|
7
|
2
|
|
|
8
|
4
|
|
|
9
|
3
|
|
|
10
|
3
|
|
|
11
|
|
8
|
|
12
|
4
|
|
|
13
|
|
5
|
|
14
|
|
5
|
|
15
|
|
|
11
|
2
|
|
|
В результате исследования мы выявили, что 9 родителей (56,5
%) могут оптимистично ждать 1 сентября и сами вполне готовы к школьной жизни
своего ребенка; 5 родителям (31,5 %) лучше подготовиться к возможным трудностям
заранее; и двум родителям (12 %) было бы неплохо посоветоваться с детским
педагогом - психологом, что можно наглядно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Результаты тестирования родителей «Готовы ли мы отдать
своего ребенка в школу?»
Таблица 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе
родители?» - Ковалева Е.С., Синицына Е.И.
|
помочь, не
рассердившись
|
не кричать, принимать спокойно все так, как
есть
|
не унижать
|
не обижать
|
не сравнивать с другими своего ребенка
|
не наказывать без явной причины, а лишь потому,
что Вы не в духе
|
1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
3
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
6
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
8
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
10
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
11
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
12
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
13
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
14
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
15
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
16
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
В результате анкетирования родителей мы выяснили, что 13 (81
%) родителей готовы помочь своему ребенку не рассердившись; 15 (93 %) - готовы
не кричать и воспринимать все так, как есть; все родители (100 %)
готовы не унижать своего ребенка, не обижать и не наказывать
без явной причины, а лишь потому, что они не в духе. Что можно наглядно увидеть
на рис. 2.
Рис. 2. Результаты анкетирования «Готовы ли к школе родители?» -
Ковалева Е.С., Синицына Е.И.
Исходя из результатов тестирования и анкетирования родителей,
можно сделать вывод, что многие родители, принявшие решение отдать ребенка в
школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников:
испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи,
возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со
сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально
реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать
им психологическую поддержку. Что еще раз доказывает необходимость включения в
процесс сопровождения родителей первоклассников.
.2
Проект психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников
Казакова Е.И. утверждает, что психолого-педагогическое
сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как
процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных
ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия
оптимальных решений в различных ситуациях.
Главной целью процесса психолого-педагогического
сопровождения родителей первоклассников является развитие готовности родителей
к школьному обучению их детей.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения
родителей:
1. Подготовить родителей к принятию новой социальной
позиции ребенка - позиции школьника;
2. Повысить ответственность родителей за воспитание и
развитие детей;
3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей
перед поступлением детей в школу;
4. Познакомить родителей с элементами педагогической
диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать
знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в
условиях семьи;
5. Развивать осознанность педагогического воздействия
родителей на детей в процессе повседневного общения;
6. Научить родителей решать психологические и
педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в
школе.
При этом важно, чтобы в ходе сопровождения родителей решались
и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания,
сплочению детей и родителей. В ходе педагогического сопровождения родители
могут и должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что
недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны
ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю
заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной
поддержке.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей
первоклассников предполагает несколько этапов:
1. Диагностический этап;
2. Этап знакомства и установления контактов;
4. Этап подведения итогов.
На диагностическом этапе нами был выявлен уровень готовности
родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования и
тестирования (тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
(прил. 3). Анкета «Готовы ли к школе родители?» (прил. 2).
По результатам проведенной диагностики разработана
психолого-педагогическая программа сопровождения родителей первоклассников.
На этом этапе определена тематика встреч в ходе сопровождения
родителей, которая включает проблемы готовности родителей к школьному обучению
детей, выявленные в ходе диагностики.
На этапе знакомства и установления контактов с родителями
осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта
между родителями, педагогами, специалистами образовательного учреждения,
партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных
навыков детей и родителей.
Основной этап психолого-педагогического сопровождения
направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области
подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать
возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
С этой целью разработана программа психолого -
педагогического сопровождения родителей первоклассников, включающая цикл
встреч, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение
теоретического материала, решение педагогических задач и проблемных ситуаций,
выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей
(Приложение 3).
В программу встреч включены такие темы, как «Что такое
готовность к школе?», «Хочу ли я в школу?», «Что могут и что не могут наши
дети» (психофизические особенности первоклассников), «Как развивать интеллект
ребенка», «Играем пальчиками», «Учимся мыслить логично», «Что важно знать о
внимании ребенка», «Как научить ребенка запоминать», «Что такое детское «Я» и
как с ним ладить», «В доме первоклассник» (Приложение 6), «Ребенок в обществе
одноклассников» и др.
Так, например, встреча на тему «Что такое готовность к
школе?» помогает родителям понять, что скрывается за понятием «готовность к
школе», почему она важна. Входе встречи внимание родителей обращается на
важность мотивационной стороны готовности ребенка к школе, обсуждаются принципы
организации занятий с детьми дома, необходимость их игрового характера и опоры
на интерес детей.
В ходе встречи «Играем пальчиками» обсуждается необходимость
развития мелких мышц руки ребенка для его общего развития и успешного
формирования навыка письма. Родители знакомятся с играми и игровыми приемами,
развивающими мелкие мышцы руки зрительно-моторную координацию ребенка, узнают,
как самим определить готовность руки ребенка к письму.
Решая проблемные ситуации, родители получают возможность в
доверительной атмосфере и в игровом, непринужденном общении отработать навыки
своего поведения в трудных ситуациях. Проигрываются такие ситуации, как ребенок
принес первую двойку; его не любят одноклассники; он не хочет идти в школу; у
него опять не получается вовремя выполнить домашнее задание; учитель считает,
что ребенок не такой способный, как думали родители.
Работа с родителями включает использование следующих форм и
методов:
· Традиционные родительские
собрания
· Семинары
· Круглые столы
· Индивидуальные
и групповые консультации
· Устный журнал
· Творческая
лаборатория
На этапе подведения итогов выясняются удовлетворенность
результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое
внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их
готовности к школьному обучению.
Для выявления изменения позиции родителей по отношению к
детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в
ходе которой наряду с традиционными тестами и опросниками могут использоваться
анкеты «Что я знаю о своем ребенке?», «Правила поведения мамы первоклассника» и
др. После чего родители получают рекомендации по оптимизации воспитания ребенка
дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению.
Главным условием осуществления программы
психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников и ее высокой
результативности является совместная работа педагога - психолога
образовательного учреждения и родителей, их активность и заинтересованность в
школьных успехах детей.
Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения
родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации
детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Заключение
Анализ научно-методической литературы показал необходимость
включения в процесс сопровождения родителей, «сопровождения сопровождающих».
Так как достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять,
почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка
к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей строиться на
основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в
принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для
развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.
Психолого - педагогическое сопровождение - не любая форма
помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и
ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы процесс
взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого [40].
В ходе психолого - педагогического сопровождения родителей
решаются и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного
воспитания, сплочению детей и родителей. В ходе сопровождения родители могут и
должны научиться относиться к ребенку как к равному, понимать, что недопустимо
сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и
учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность
в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Именно психолого - педагогическое сопровождение всех
родителей первоклассников, осуществляющееся за счет групповых занятий с
родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях и
индивидуальных консультациях, повышает их психологическую компетентность,
выстраивает эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.
Библиография
1. Александровская Э.М. и др. Психологическое
сопровождение школьников: учебное пособие - Москва: Издательский центр
«Академия», 2002. - 208 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе. - Москва: 2008 г. - 129 с.
. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе.
/ Народный университет. Педагогический факультет № 5/ - Москва: Знание, 1985. -
95 с.
. Безруких М., Ефимова С. Знаете ли Вы
своего ученика? // Москва: Просвещение, 1991 г. - 141 с.
. Безруких М.М. Почему не сбываются
большие ожидания? «Школьный психолог», 2000 г., № 20
. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для
педагогов и родителей. Москва, 2001 г. - 217 с.
. Безруких М.М. Трудности обучения в
начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. - Москва: 2009 г. -
263 с.
. Белов А. Первое знакомство со школой: радость или
слезы? / Александр Белов // Обучение & карьера в России и за рубежом. - 2007. - № 9. - С. 72-77.
9. Березина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.П., Ромашкина
А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Под ред. Т.А. Березиной.
Санкт - Петербург, 1997.
10. Битянова М.Р. Организация психологической
работы в школе. - Москва: 2002. - 312 с.
11. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной
школе. - Москва: 1998 г. - 248 с.
. Булгакова Н.Ф., Гузикова Н.А. Этапы и
содержание психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса
в условиях периода на новые стандарты образования.
. Вайнер М.Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни /
М.Э. Вайнер // Начальная
школа. - 2007. - № 4. - С. 15-19.
. Венгер А.Л. Психологическое
консультирование и диагностика. Часть1, 2. - Москва: 2001 г. - 304 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти
томах, Т. 4 - М.: «Педагогика», 1984.
. Гайдаенко Е. Первое сентября: советы детям и родителям / Елена
Гайдаенко // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - № 4. -
С. 17-18
17. Где будем учиться? // Мой ребенок. - 2006. - № 3. - с. 102-104.
. Домашняя работа: чему можно научиться
дома? // Домашний Очаг. -
2009. - № 5. - С. 100-103
. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова
Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ под редакцией И.В. Дубровиной.
Москва: Просвещение, 1991 г. - 275 с.
20. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка
семьи в воспитании дошкольника. Москва: Просвещение, 2005 г. - 163 с.
21. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе / Ирина Ермакова,
Ольга Даниленко // Народное образование. - 2008. -
№ 5. - с. 157-165.
22. Есикова Е. Левый марш / Екатерина Есикова // Российская
газета. - 2008. - 28 авг. - 3 сент. (№ 182) - с. 23
23. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к
школьному обучению. Учебная деятельность младших школьников // Психологическая
служба школы, Омск 1992 г.
. Змерзлая Т. Школьная жизнь. Как все начинается? / Татьяна
Змерзлая // Куда пойти учиться. - 2007 г. -
№ 8. - с. 30-33.
25. Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации
первоклассников // Начальная школа, № 7, 1996 г.
. Колесник Н.Т. Влияние особенностей
семейного воспитания на социальную адаптированность детей. - Москва, 1999 г. -
188 с.
. Лосев П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей
адаптации первоклассников к школе: из опыта
работы учителей начальных классов / П.Н. Лосев, С.В. Дейс // Начальная школа. - 2005. -
№ 8. - С. 51-55.
. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия
родителей с детьми. - Санкт-Петербург: Речь, 2005 г. - 250 с.
. Мартынова Е. Цена знаний / Екатерина
Мартынова // Мой кроха и я. - 2006. - № 4. - С. 94-96: фот.
30. Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение
к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16
//http://cfo.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp? DocumID=121881.
31. Мягкова Т. Идеальный ученик / Татьяна Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66-69. О психологической
готовности к
поступлению
в школу будущего
первоклассника.
32. Наволоцкая Я. 1 сентября - пора за парту / Янина Наволоцкая
// Мой ребенок. - 2006. -
№ 8. - С. 102-104
. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе - Москва: ТЦ «Сфера», 1998 г. - 322 с.
. Порецких Т. «Первоклассные» трудности
/ Татьяна Порецких // Мой кроха и я. -
2006. - № 3. - С. 92-94.
. Порецких Т. Ученик и родители: море проблем /
Татьяна Порецких // Мой кроха и я. -
2005. - № 11. - С. 98-100.
. Порецких Т. Ученица и ученик: разный подход /
Татьяна Порецких // Мой кроха и я. -
2007. - № 3. - С. 96-98. О психологических
особенностях первоклассников.
. Пятибратова Н. Мама всегда с тобой / Наталия
Пятибратова // Мой ребенок. - 2009. - № 4. - С. 142-144
38. Расташанская Т.В. Методические рекомендации
по формированию содержания и организации образовательного процесса. - Томск:
ТОИПКРО, 2010 г. - 84 с.
. Слободяник Н.П. Психологическая помощь
школьникам с проблемами в обучении // Айрис Пресс, Москва, 2004 г.
40. Соколова Н.Г. Система психолого-педагогического
сопровождения адаптации первоклассников // http://hghltd.yandex.com.
41. Титова Т.Е. Мотивация успеха: советы родителям
первоклассников / Т.Е. Титова
// Начальная школа. -
2007. - № 10. - С. 11-12. Советы родителям
первоклассников по формированию
у детей стойкой мотивации к
учению.
. Хухлаева О.В. Школьная психологическая
служба, Москва, 2008 г.
. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в
школьную жизнь - Томск: Пеленг, 1992. - 133 с.
45. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение
детей дошкольного возраста. Санкт - Петербург: Речь, 2003 г.