Органы государственного управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Органы государственного управления

Введение

государственный управление законодательный

В своей курсовой работе я бы хотел разобраться и показать, что такое органы государственного управления, из чего они состоят, какие функции они выполняют, а также на какие виды делятся, ведь это немаловажно в сегодняшней жизни. Органы государственного управления, выступая носителями властных полномочий, призваны, руководствуясь определёнными методами, установить стабильность в своём государстве и обеспечить своим гражданам соответствующие условия для проживания в нём. Ведь именно от того, как органы государственного управления будут выполнять возложенные на них функции, будет зависеть развитие государства и жизнь граждан данного государства. Действие органов государственного управления изучает административное право и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы как, влияние органов государственного управления на общественные отношения, способы взаимоконтроля органов государственного управления и общества, эффективность работы органов государственного управления и общественное мнение, и ряд других.

Итак, основными задачами курсовой работы являются:

изучение понятия органа государственного управления

исследование его основных функций

определение его основных свойств, черт и признаков

изучение его структуры и выявление основных принципов деятельности

осмотр видов органов государственного управления и выявление критериев их деления

Моя курсовая работа состоит из: введения, двух глав, четырёх параграфов и заключения.

В своей курсовой работе я использовал Конституцию Республики Беларусь, законы, а также литературу авторов Крамника А.Н., Гавриленко Д.А., Бахраха Д.Н. и других авторов.

Исследуя данную литературу и используя определённые методы, я постараюсь изложить весь материал таким образом, чтобы дать чёткое представление об органах государственного управления, их видах, а также об их сущности, назначении и компетенции.

Именно от того, как и какими методами будут руководствоваться в своей работе органы государственного управления, зависит идеология граждан данного государства, их отношение к власти.

Глава 1. Понятие органа государственного управления

1.1Определение органа государственного управления, его черты и признаки

Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены, миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления. Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления:

государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.).

Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д., в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

- государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Безусловно, основная задача государственно-управленческой деятельности в условиях демократии должна быть направлена на обеспечение общего блага граждан, защиту их конституционных прав и свобод. Именно поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основе и во исполнение закона.

Закон, а не акты ведомственного, подзаконного характера должен регулировать всю деятельность органов публичной администрации. Именно на это указывает п. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».

Особая роль в деле осуществления государственного управления отводится изданию актов управления, которые, по сути, и являются одной из форм реализации государственно-властных полномочий. Точнее, государственное управление выражается главным образом в издании государственных актов управления, которые и указывают на наличие у органа данных полномочий.

Государство путем законодательного закрепления (как правило, в Конституции) определяет возможность издания таких актов органами публичной администрации. В частности, ст. 108 Конституции закрепляет право издания актов управления Правительством Республики Беларусь в виде постановлений, имеющих обязательную силу на всей территории страны, а также распоряжений. Право издания актов управления административными органами закреплено и Законом «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь».

Государственное управление призваны осуществлять специально создаваемые для этих целей органы. Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присущи основные черты, свойственные всем другим государственным органам. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы государственного управления одновременно обладают также специфическими свойствами, обособляющими их в отдельную систему органов.

Итак, государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделённую собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Действующее законодательство не содержит чёткого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной. Из статьи 106 Конституции следует, что единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь, является - Совет Министров Республики Беларусь. Между тем, в части 2 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» говорится о том, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов государственного управления.

Учитывая это, орган государственного управления - это государственный орган (организация), призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов.

Существует другое более широкое определение органа исполнительной власти, где он представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объём функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления - хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только приводят в жизнь требования законов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Для органа государственного управления характерны следующие черты:

- орган государственного управления - это, в первую очередь, государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный;

орган государства - это звено, часть государственного аппарата[6, с. 61];

- основной целью, предназначением такого коллектива служащих является осуществление задач и функций государства;

- указанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида государственной деятельности - государственного управления;

-он наделен государственной властью, которая закрепляется во властных полномочиях;

-каждый; орган имеет масштаб деятельности;

-каждый орган имеет внутреннюю структуру;

-государственного управления обладает определённой самостоятельностью;

- орган государственного управления соответствующим образом учреждается

1.2Свойства органов государственного управления и виды организации органов государственного управления

государственный управление законодательный

Органы государственного управления обладают следующими специальными свойствами:

- основным и наиболее важным специальным свойством органов государственного управления является то, что они специально предназначены для осуществления государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти).

- органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной территориальной единице (районе, городе, области) их может быть несколько десятков, в то же время - один орган прокуратуры, один-два судебных органа. Органы государственного управления образуются с учетом особых принципов - отраслевого, функционального, линейного, которые не могут применяться при образовании органов прокуратуры и судебных органов, не говоря уже о законодательном органе.

- в построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная; б) горизонтальная; в) смешанная, горизонтально-вертикальная.

Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру (например, органы железнодорожного, воздушного транспорта, налоговые органы). Вероятно, вертикальная организация действует и в так называемой президентской вертикали.

Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-территориальной единице, подчиняются только соответствующему местному исполнительному и распорядительному Органу. К ним следует отнести юридическую службу исполнительных комитетов, отделы записи актов гражданского состояния (загсы), отделы (управления) по учету и распределению жилой площади, отделы (управления) капитального строительства, отделы организаторской и кадровой работы.

Наиболее широко распространены смешанные организации. В такую организацию входят органы, находящиеся в так называемом двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали. К ним относятся органы культуры, по труду и социальной защите, по делам молодежи, внутренних дел, образования, торговли, сферы обслуживания и др. Все названные органы находятся в подчинении местных исполкомов, структурными единицами которых являются, а также аналогичных вышестоящих органов, включая соответствующие органы в центре.

Иерархическая организация тесно связана с принципами централизации и децентрализации. В вертикальной организации преобладает принцип централизации и в меньшей степени - принцип децентрализации. В организации горизонтального характера господствующим является принцип децентрализации. В смешанной организации должен преобладать принцип децентрализации. Децентрализация предназначена для того, чтобы на основе интересов центра учитывались местные условия и особенности, больше проявлялась местная инициатива, существовало разнообразие приемов и средств движения к общей цели.

Смешанная организация предполагает четкое нормативно-правовое разграничение полномочий органов на горизонтальном и вертикальном уровнях. В случае отсутствия такой регламентации нередко превалирует централизация, что является нежелательным.

Без централизации не может быть государственного управления. Преимущества ее заключаются в придании управлению единства, в недопущении местничества, т.е. соблюдения только своих узкоместных интересов в ущерб общему делу.

Между тем централизация содержит в себе и негативные моменты: удаляет органы управления от объектов управления, от населения, следовательно, от досконального знания его потребностей и надежд. Кроме того, она может вести к бюрократическому централизму, авторитаризму в управлении.

Децентрализация, не допускает подобных негативных моментов в управлении. До этой причине иерархическая организация должна строиться на разумном сочетании централизации и децентрализации.

Значимым специальным признаком органов государственного управления является и то, что они воздействуют на управляемых квазисудебным, административным путем, в том числе и нормотворчеством. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными возможностями. При этом можно спорить о пределах применения таких средств. Однако полностью лишить органы государственного управления квазисудебного порядка невозможно. Они просто перестанут быть органами государственного управления.

1.3Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления

Органы государственного управления образуются на основании соответствующих принципов. Под принципами понимаются определенные требования, правила, имеющие обязательный характер, поскольку они находят правовое закрепление. При создании органа необходимо опираться на определенные принципы. Только при соблюдении этого условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов. Принципы построения (образования) органов государственного управления относятся к специальному виду, в который входят и принципы деятельности аппарата управления.

Специальные принципы тесно связаны с основными принципами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер государственного управления и превалируют над специальными. Последние соответствуют основным принципам и являются как бы логическим их развитием и продолжением.

Основные принципы не могут в достаточной мере отразить организацию (построение) государственных органов, системы механизма государственного управления. Для этой цели существуют специальные принципы.

В административно-правовой литературе нет единого подхода в трактовке принципов и их классификации. Нередко все принципы сводят к одному виду - только государственного управления и называют принципами организации (построения) и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) или административного права.

Некоторые учёные обходят молчанием вопрос о рассматриваемых принципах и анализируют лишь принципы административного права. Ю. М. Козлов говорит о существовании общих принципов, как для административного права, так и для практической реализации исполнительной власти[5, с.39]. Нельзя не согласиться с подобным мнением. Ведь административное право предназначено для государственного управления, и не может быть отдельных принципов, присущих ему.

Ю.М. Козлов называет следующие принципы: приоритет личности и её интересов, разделение властей, федерализм, законность, гласность, ответственность.

Б.Н. Габричидзе указывает 12 принципов: федерализма; правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти; системности этих органов; централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий; профессионализма и компетентности; законности; гласности; чередования функций и полномочий и передачи одной частью (подсистемой) органов исполнительной власти другой её части; взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; участие граждан в формировании (избрании) органов исполнительной власти; контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.

Вместе с тем не все перечисленные принципы подходят для белорусской системы государственного управления (например, федерализм), а также не все являются принципами, приемлемыми для рассматриваемой системы, т. е. органов государственного управления (например, системность). Они или вообще не могут рассматриваться в качестве принципов, или являются функциями органов государственного управления.

Принципами построения органов государственного управления в первую очередь являются отраслевой, линейный, функциональный, территориальный.

Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных звеньев. Подобные начала - основа для образования органа, они определяют его задачи и функции.

Отраслевой принцип используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью. Этот орган осуществляет управление ими, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственных организаций (объектов). При таком построении аппарата существуют нижестоящие и вышестоящие органы. Одинаковые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестоящему органу по всем вопросам.

Построение государственного управления по отраслевому принципу подобно линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчинённых, но подчинённый имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчинёнными могут быть организации, органы управления.

Функциональный принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определённого вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый - только в части реализуемой им функции.

Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчинённости и уровневой значимости. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способствует, кроме того, координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определённых вопросов.

Функциональный принцип организации не имеет количественных пределов, Он способствует созданию множества органов государственного управления с целью унификации, координации деятельности других органов, организаций по тем или иным функциям (вопросам).

Отраслевой, функциональный и территориальный принципы построения аппарата управления предполагают образование в каждом конкретном случае органов, которые бы осуществляли строго определённую деятельность отраслевого, функционального или территориального порядка.

Указанные принципы в чистом виде, самостоятельно и независимо друг от друга не применяются. Они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Такой процесс создаёт различные сочетания, отраслевого, функционального и территориального принципов. Однако во всех случаях при образовании органа государственного управления один из этих принципов является основным, определяющим сущность этого органа, другие - вспомогательными, дополняющими основной. По этой причине любой орган интегрирует в себе все принципы построения аппарата управления. Так, орган отраслевого управления одновременно является и территориальным, поскольку его деятельность (полномочия) распространяется на однородные органы, находящиеся на соответствующей территории - района, города, области и т. д. По существу, в каждом отраслевом органе присутствует и функциональный принцип. Во-первых, в построении внутренней структуры применятся ограниченный функционализм; во-вторых, он проявляется нередко и во внешней деятельности как полный функционализм.

В функциональных органах также существуют и другие виды принципов. Функциональные органы, как правило, действуют в пределах какой-либо территории.

В органах построенных по территориальному принципу, формируются подразделения функционального и отраслевого назначения.

Образование органов государственного управления с использованием различных комбинаций принципов построения аппарата управления помогает в определённой мере нивелировать проявление негативных качеств того или иного принципа. Сочетание принципов построения аппарата управления обусловлено также характером взаимоотношений между структурны звеньями механизма государственного управления.

Предложенные виды принципов отражают наиболее существенные моменты процесса управления. Этим объясняется её стабильность.

Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее использовать управленческий персонал.

Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.

Дисциплина - это строгое подчинение установленному порядку, правилам, а также их выполнение. Подобное относится как к простым служащим, так и к руководящему составу.

Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым и отчитывается.

Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала.

Личные, частные интересы должны подчиняться общим интересам организации, поскольку они имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управленческий центр. Лучшие результаты достигаются при соблюдении правильной пропорций между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь (иерархия - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своем определенном месте (речь идет о соответствии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы).

Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны проводиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность (устойчивость) персонала предполагает установку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.

Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативно-правовыми актами.

Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:

- обоснования потребности, необходимости подобного органа;

- определения названия (наименования) органа;

определения, кем он может быть создан;

определения его места в системе механизма государственного управления;

установления его компетенции;

установлении его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;

определение источников финансирования;

определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;

определения территориального масштаба деятельности;

подбора и зачисления работников - государственных служащих

Все названные требования обусловлены самой сущностью и назначением органа государственного управления. По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования. Коллегиальные органы формируются, а единоначальные - образуются

.4 Организационная структура и штаты органов государственного управления

Организационная структура органов государственного управления имеет значительное воздействие на эффективность осуществления государственного управления. Она влияет на рациональность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач.

Под организационной структурой органов государственного управления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа.

Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев - органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоящим по отношению к другому.

Внутренняя структура состоит из его частей, структурных подразделений, каждое из которых имеет свои задачи, компетенцию, производную от компетенции органа и по существу является равным среди других.

Следовательно, организационную структуру органов государственного управления следует рассматривать в двух аспектах: как организационную структуру системы управления - строение системы и как внутреннее строение самого органа.

Между этими двумя аспектами организационной структуры существует определённая связь. Во-первых, звенья внутренней структуры нижестоящих органов повторяют структуру вышестоящих органов, во-вторых, между большинством одинаковых звеньев вышестоящих и нижестоящих органов существует определённая подчинённость, а между некоторыми - и субординация, в-третьих, их обусловливает само название, сущность, то, что оба они представляют совокупность структурных подразделений.

Организационная структура системы управления выражает звенность, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчинённых. Рассматриваемая организационная структура выражает форму связи органов, находящихся на более высокой ступени с органами, организациями более низкого уровня. Связь может быть непосредственной или опосредованной. Непосредственная связь существует там, где за одним органом следует другой, т. е. вышестоящий орган может воздействовать на нижестоящий без всяких промежуточных звеньев. При опосредованной связи между органами существует одно или несколько структурных образований.

Звенность существует в основном в отраслевых и функциональных системах государственного управления.

В настоящее время действует одно-, двух-, трёх-, четырёхзвенная системы.

Организационная внутренняя структура органов государственного управления представляет собой состав его подразделений. Таким образом, орган состоит из частей, организационных ячеек. Каждая ячейка представляет собой специализированную группу служащих, личный состав органа, обособленную часть органа в организационном и правовом отношении. В организационном аспекте - это группа служащих со своим начальником, руководителем. Она также представляет орган. Каждое такое подразделение выражает собой своего рода штаб специалистов при руководителе. Все они, вместе взятые, образуют аппарат органа.

Разделение органа на части производится для того, чтобы распределить задачи, функции и полномочия органа между специалистами, находящимися в структурных подразделениях с целью наилучшей и эффективной их реализации и повышения ответственности за выполнение порученного дела.

На построение внутренней структуры оказывают влияние многие факторы. Среди них наиболее важным являются задачи и функции, которые возлагаются на орган и служат основой для создания внутренней структуры. Задачи и функции разнообразны и не могут осуществляться одним служащим - руководителем. Для их осуществления требуются различные специалисты. Задачи и функции определяются основным предназначением органа. Ими обусловливаются и компетенция органа, и отличие его от других органов, т. е. одну или несколько родственных функций поручается осуществлять одному структурному подразделению - группе служащих.

В настоящее время организационная структура органа строится с ограниченным функционализмом, т. е. внутренние структуры, как правило, не обладают полномочиями внешнего характера. Они воздействуют на управляемые объекты непосредственно. Этому способствует линейный принцип.

В порядке исключения в некоторых органах создаются структурные подразделения с полным проявлением функционального принципа, т. н. они наделяются полномочиями внешнего характера, прямого воздействия на объекты управления с целью реализации функции. Подобные подразделения могут образовывать свою систему органов. Например, ГАИ в органах внутренних дел имеет свою систему органов и необходимые полномочия для выполнения функции - обеспечения безопасности дорожного движения, санитарный надзор органы при органах здравоохранения с подобной самостоятельностью. Такой правовой статус имеют в основном внутренние структурные подразделения в виде государственных инспекций.

Структурные подразделения органов одной системы (вышестоящих и нижестоящих) по задачам и функциям (полномочиям) могут быть одинаковыми. Различия у них существуют лишь в масштабах деятельности. У органов разных систем повторение возможно только в подразделениях общего характера. Одинаковых структурных подразделений у органов разных систем не бывает.

Таким образом, основными звеньями внутренней организационной структуры являются функционально-отраслевые (производственные) структурные подразделения типа комитета, главного управления, отдела, департамента, сектора, группы.

Внутренняя организационная структура утверждается, как правило, руководителем органа и строится с учётом штатов, т. е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата того или иного органа.

Штаты установлены для каждого органа государственного управления. Под штатом обычно понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество государственных служащих, занятых в аппарате управления. Такое толкование понятия штатов не совсем точное. Штаты - это прежде всего количество необходимых должностей, их наличие. Если они заполнены, тогда говорят о количественном составе государственных служащих в том или ином органе. Незаполненные единицы (должности) являются вакантными, свободными.

По каждой штатной единице устанавливается определённый размер заработной платы (оклад), т. е. денежное вознаграждение тому, кто будет занимать эту должность. Следовательно, штаты связаны в первую очередь с деньгами, предусмотренными для заработной платы. Выделяются такие деньги из государственного бюджета и предусматриваются в нём отдельной статьёй, т. е. обособляются от иных бюджетных средств.

Штаты каждого органа имеют официальное правовое закрепление - штатное расписание. В нём даются перечень структурных подразделений, название и количество должностей как в целом, так и по каждой отдельной должности с указанием должностных окладов. Штатное расписание является юридическим документом, который составляется по определённой форме и утверждается, как правило, руководителем органа в пределах вышестоящим органом численности расходов на содержание данного органа.

Штатное расписание предназначено для того, чтобы юридически точно определить организационную структуру органа и, исходя из общей компетенции органа, распределить полномочия среди структурных подразделений и их личного состава, установить размеры средств на их содержание и оклады каждого работника. Этот документ служит основанием для оплаты труда служащих органов.

Штатные расписания разрабатываются на основании типовых штатов, если они существуют, или общего количественного состава (финансовых средств), выделенных для органа, отрасли отдельного структурного подразделения.

Глава 2.Виды органов государственного управления

Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется разнообразными органами управления, которые можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, организационно-правовых форм, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.

Все органы публичной администрации можно разделить на несколько групп. Приведем наиболее распространенные классификации.

По порядку образования:

- органы, образование которых предусмотрено Конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы);

- органы, образованные по распоряжению других государственных органов (ведомства, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций).

По территориальному масштабу деятельности:

- центральные органы государственного управления, полномочия которых распространяются на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и некоторые другие ведомства);

местные исполнительные и распорядительные органы, распространяющие свою деятельность на определенную административно-территориальную единицу(органы некоторых министерств и ведомств, не подчиняющиеся местным исполнительным и распорядительным органам, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций);

- межтерриториальные органы государственного уп-равления, охватывающие несколько административно-территориальных единиц (управление железной дороги, гражданской авиации, государственной безопасности и др.).

По характеру и объему полномочий:

- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);

- органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов);

органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики и анализа).

По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);

По источникам финансирования:

- госбюджетные, то есть не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета;

- хозрасчетные, то есть наделенные основными и оборотными средствами, имеющими самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг.

Заключение

Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности государственного управления выступает социальность - насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Если нет соответствия государственного управления и его основного проявления - управляющих воздействий - потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.

Добросовестное выполнение органами государственного управления возложенных на них функций, основанных на правовой основе, приведёт к общественному согласию, разрушит дисбаланс между обществом и государством. Общество же в свою очередь будет добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, исчезнет правовой нигилизм, граждане будут принимать большее участие в политической жизни страны.

Нельзя сказать, что действующие органы не надлежащим образом выполняют свои функции. Конечно, политическая обстановка в Республике Беларусь соответствует всем требованиям правового государства, но существуют некоторые пробелы в функционировании органов государственного аппарата, которые необходимо исправить. Идеального государства не существует и нельзя резко осуждать и критиковать работу органов государственного управления.

Подводя итог, необходимо сделать вывод о проделанной работе. Итак, органы государственного управления призваны защищать свои граждан и предоставлять каждому необходимые условия для жизни. Работа органов строится на согласовании интересов гражданина, общества и государства.

Список используемой литературы

1.Конституция Республики Беларусь. - 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996г. - Мн., - 1996. - 91С.

2.О нормативно-правовых актах: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-3

.О местном управлении и самоуправлении: Закон Республики Беларусь, от 20 февраля 1991 г., № 617-12

.Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. - Мн., 2004 г. - 416 с.

.Козлов Ю.М., Л.Л. Попов. Административное право. - М., 2002 г., - 358 с.

.Корнев А.П. Административное право. - М., 1986 г., 254 с.

.Крамник А.Н. Административное право Республики Беларусь. - Мн.: Тесей, 2002.- 608 с.

.Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: учеб. пособие./ Под ред. доктора юридических наук, проф. Гавриленко Д.А. - Мн.: Амалфея, 2002 г. - 768 с.

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - Мн.: Норма, 2004 г. - 768 с.

.Габричидзе Б.Н. Административное право. - М., 2003 г. - 396 с.

Похожие работы на - Органы государственного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!