Организация социального обслуживания на муниципальном уровне

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация социального обслуживания на муниципальном уровне

Оглавление

Введение

Государственная политика организации социальной защиты населения

Организация социального обслуживания на муниципальном уровне

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема контрольной работы очень актуальна «Организация социального обслуживания на муниципальном уровне». Ведь именно в районные учреждения, центры и т.д. идут граждане, нуждающиеся в социальной защите и, как следствие, в социальном обслуживании.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания. Цель управления муниципальным сообществом - налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением, предпринимателями в целях повышения качества жизни населения.

В последнее время в связи с увеличением числа слабозащищенных категорий населения возросла нагрузка на систему социальной защиты населения, данное обстоятельство обосновывает необходимость разработки государственной политики совершенствования организации системы социальной защиты.

Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях. Объектом работы является организация работы на муниципальном уровне социального обслуживания, а также социальной защиты и социальной работы. Предметом - социальное обслуживание на местном уровне управления.

Государственная политика организации социальной защиты населения

В состав центрального аппарата Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью решения вопросов, касающихся социальной защиты населения, входят Департамент организации социальной защиты населения и Департамент по делам инвалидов.

Департамент организации социальной защиты населения обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, ветеранов и других незащищенных групп населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты, включая социальное обслуживание граждан пожилого возраста, семьи, женщин, детей и инвалидов. Департамент имеет следующую структуру: отдел семейной политики; отдел организации социальной защиты семей с детьми; отдел развития социального обслуживания населения; отдел политики в сфере социальной защиты населения; отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки ветеранов; отдел по взаимодействию с региональными органами.

Помимо вышеназванных департаментов Министерство включает Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляющую непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В каждом субъекте РФ в сфере социальной защиты населения функционируют органы исполнительной власти субъектов, например, Министерства социальной защиты населения (труда и социального развития), Департаменты социального развития (по труду и социальной защите населения), Главные управления социальной защиты населения. Совместно с федеральными органами исполнительной власти они образуют единую систему исполнительной власти в РФ по вопросам социальной защиты.

Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности».

На сегодняшний день не все муниципальные образования РФ осуществляют дополнительные мероприятия социальной защиты за счет собственных средств. Соответственно данные муниципальные образования не имеют муниципальных учреждений социальной защиты населения, а полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания реализуются на областном уровне.

Передача части полномочий по осуществлению социальной защиты населения на уровень региона в значительной степени способствует повышению эффективности и качества результатов деятельности органов государственной власти по данному вопросу.

В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.

Также желательна финансовая поддержка муниципальных образований по вопросам социальной защиты населения со стороны органов управления субъектов РФ на безвозвратной основе в виде субсидий и субвенций на условиях долевого финансирования, что позволит активизировать деятельность муниципальных образований в привлечении дополнительных источников дохода. Это относится, в первую очередь, к выделяемым из федерального бюджета субсидиям, которые предлагается направлять не только на муниципальные образования, но и на структуры бизнеса, занимающиеся вопросами социальной защиты населения.

Предложенные меры по совершенствованию организации социальной защиты населения позволяют осуществлять высокоэффективное управление данной системой и обеспечить удовлетворение гарантированных минимально достаточных условий существования и жизнедеятельности уязвимых групп населения. Что имеет особую актуальность для нового, находящегося в стадии разработки законодательства, предусматривающего: пересмотр нормативов количества социальных учреждений на определенную численность населения; изменения в порядке софинансирования социальных программ субъектов; проведение конкурса на получение государственного заказа на оказание государственных услуг в регионах; а также изменение статуса государственных учреждений на статус автономных, бюджетных или казенных.

Организация социального обслуживания на муниципальном уровне

Институт местного самоуправления и ресурсное обеспечение его полномочий требуют существенного совершенствования, чтобы он мог успешно решать задачи в сфере социального обслуживания.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания. Цель управления муниципальным сообществом - налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением, предпринимателями в целях повышения качества жизни населения. Организация защиты социально-экономических интересов населения, совершенствования социального обслуживания, привлечение средств граждан, выступающих в этом случае в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий, является важнейшей функцией муниципального управления.

Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества социального обслуживания. В этой связи муниципальные образования - сфера совместного существования людей, характеризующаяся тем, что социальные отношения составляют единую систему, целью которой является повышение качества жизни каждого из жителей. Управление общественными делами на разных уровнях организации общества (федеральном, региональном, местном) имеет много особенностей, без учета которых нельзя квалифицированно и рационально организовывать управление. Сегодня в России насчитывается свыше 14 тыс. муниципальных образований, и из них лишь немногие являются донорами, а остальные, дотационные, хотя располагают большими резервами и ресурсами, необходимыми для существенного обновления. Вопросы местной экономики, социального обслуживания граждан, их личной безопасности, здоровья, культуры, науки и образования на этом уровне организации общества приобретают особую актуальность и требуют управленческого решения.

Местное самоуправление в России находится в начальной стадии своего становления. Этот процесс длителен, требует учета многих социальных, политических, экономических условий, готовности общественного сознания. С начала 90-х гг. в ходе реализации государственной политики в сфере местного самоуправления стала возрождаться российская муниципальная научная школа. Сейчас рано говорить о сформировавшейся системе научно-методического обеспечения местного самоуправления, но следует выделить определенный этап ее становления. Существует перечень функций, которые в европейских странах предоставлены органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения, среди которых: общее управление и муниципальные нормы; социальное обслуживание и помощь на дому; социальное страхование.

Европейские тенденции позволяют раскрыть смысл муниципального управления: не только политико-правовой и организационно-управленческий, но и сущностный - социальной защиты населения, в том числе и социального обслуживания населения.

Граница между государственной властью и местным самоуправлением проводится в силу специфики задач и социально-экономических функций этих систем управления.

Сегодняшняя Россия - федеративное государство, в котором действуют три уровня власти, обладающие соответствующей компетенцией: федеральная власть, обеспечивающая единство конституционного строя, территориальную целостность страны, гарантии прав человека и хозяйствующих субъектов, функционирование объектов федеральной собственности и т.п.; государственная власть субъектов Российской Федерации, обладающих полномочиями власти и управления в соответствии с разделением предметов ведения с федеральными органами; реализация совместных интересов населения территориальных образований, решение вопросов, имеющих местное значение. Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением, обладает всеми признаками власти, и прежде всего, обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниципального образования и нуждающегося в социальном обслуживании. Муниципальное управление - это организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории, в том числе качеством социального обслуживания. Государственное и муниципальное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям, управленческим технологиям и процедурам. В муниципальном образовании управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на территории определенного муниципального образования.

Муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: они выполняют общую для всех функцию - обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, в особенности тех, которые оказались в социально опасном положении.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Проанализировав нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социального обслуживания населения , выделим основные формы социального обслуживания населения в населенных пунктах регионов Российской Федерации: стационарное социальное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты, и др.) путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Нестационарное социальное обслуживание включает в себя: социальное обслуживание на дому; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и др. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, клиентам социальной службы могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих различными расстройствами, тяжелыми заболеваниями, за исключением требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законодательство, регулирующее отношения по социальному обслуживанию, охватывает большое количество актов, принятых различными государственными органами, которые часто дублируют друг друга. Анализ состояния регионального, муниципального и локального регулирования в сфере социального обслуживания свидетельствует о том, что соответствующая законодательная база субъектов Федерации сложилась и непрерывно развивается. Органами местного самоуправления пока предпринимаются лишь попытки улучшения качества и расширения объема предоставляемых населению социальных услуг. Локальное регулирование отношений по социальному обслуживанию заключается в закреплении локальными актами дополнительных гарантий качества социального обслуживания.

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важной составляющей частью муниципального управления. Целесообразность повышения эффективности управления социальным обслуживанием в муниципальном образовании объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

) решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированное на удовлетворение социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;

) процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;

) наблюдается усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;

) дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов.

Управление социальным обслуживанием на муниципальном уровне для руководителей муниципальных образований имеет ряд положительных сторон: социальное обслуживание муниципальный защита

. Ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ.

. Решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем.

. Исследовательские технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу для подготовки концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы.

. При рациональном использовании социального управления возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества.

. Создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества.

. Формируются гарантии соблюдения прав граждан в области социальной защиты.

Управление в сфере социального обслуживания муниципального образования позволяет рассматривать этот процесс как особый инструмент планирования развития муниципального образования. В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, которая целесообразна как для социального, так и для экономического развития.

К числу факторов, мешающих местному населению активно участвовать в решении социальных проблем, относятся неуверенность в успехе собственного участия, отсутствие времени, знаний, информации, противодействие должностных лиц. Преодолеть эти трудности призваны компетентные сотрудники, определяющие потенциал повышения эффективности социального обслуживания населения, проживающего в российских регионах.

Заключение

В завершении, можно сделать некоторые выводы:

В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.

Местное самоуправление в России находится в начальной стадии своего становления. Этот процесс длителен, требует учета многих социальных, политических, экономических условий, готовности общественного сознания.

Муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: они выполняют общую для всех функцию - обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, в особенности тех, которые оказались в социально опасном положении.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

При работе в муниципальном учреждении следует разрабатывать методическое обеспечение социального обслуживания населения; организовывать повышения квалификации социальных работников республиканских и муниципальных учреждений; учитывать конфиденциальности; придерживаться профилактической направленности.

Список используемой литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - вступил в силу в 2006 г.

Гладышев А., Иванов В. Муниципальное управление / А. Гладышев, В. Иванов - М.: Муниципальный мир, 2012. - 356 с.

Козбаненко В. Государственное управление: основы теории и организации / В. Козабенко - М.: Статут, 2012. - 449 с.

Миронова Т. Право и социальная защита / Т. Миронова- М.: Права человека, 2006. - 336 с.

Похожие работы на - Организация социального обслуживания на муниципальном уровне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!