Особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации
Курсовая работа
Особенности восприятия агрессивных
стимулов в зависимости от предоставляемой информации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1
Восприятие.
Сущность восприятия
2
Свойства
восприятия
3
Факторы
восприятия
4
Эффекты
восприятии
5
Понятие
«агрессия»
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ
СТИМУЛОВ
2.1 Описание исследования
2.2 Сравнительное исследование особенностей восприятия в
зависимости от предоставляемой информации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
восприятие агрессивный
стимул
Актуальность. Вопросы восприятия как раньше, так и в современном мире
вызывают огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и
число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, зрительного
восприятия, восприятия человеком человека, то можно убедиться, что все данные
тематики являются актуальными на сегодняшний момент. Но наиболее важным
вопросом, которым в современном мире занимаются не только отечественные исследователи,
но и зарубежные, является вопрос восприятия человеком человека. Множество
исследований, монографий и теоретических трудов написано и проведено по данной
темамике, что, несомненно, доказывает актуальность данной темы.
Цель - изучить особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости
от предоставляемой информации.
Объектом исследования являются студенты ВУЗ.
Предметом исследования стало восприятие студентами агрессивных стимулов в
зависимости от предоставляемой им информации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие исследовательские
задачи:
- рассмотреть актуальность данной темы;
- изучить особенности
восприятия, представленные в отечественной и зарубежной литературе;
- изученить сущность,
виды, свойства, эффекты восприятия;
- изучить свойства и функции зрительного восприятия;
- провести исследование среди студентов для выявления
особенностей восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставленной
информации;
- проанализировать полученные данные;
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии (13 наименований) и 1 приложения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1 Восприятие. Сущность восприятия
Процесс восприятия - формирование с помощью различной активности образа
наблюдаемого предмета субъективного образа и дальнейшее воздействие целостного
образа на анализаторы организма.
Более обще можно дать такое определение восприятия, как совокупность
ощущений человека на воспринимаемый им объект.
Восприятие - это отражение предмета или явления при воздействии его на
органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, с анализаторами человека,
через которые окружающая среда воздействует на нервную систему человека.
По мнению А.Н. Леонтьева, процесс восприятия возник в филогенезе в связи
с переходом живых существ от гомогенной среды к среде оформленной предметно. В
зависимости от приоритетности воспринимаемой информации, формы или образа
предмета, нервная система реагирует различными по интенсивности нервными
импульсами, создавая тем самым ответную реакцию организма в окружающий мир.
В процессе восприятия формируется образ целостного предмета - отражение
совокупности всех свойств предмета.
В процессе восприятия объект приобретает определенное обобщенное
значение, выступает в определенном отношении с другими предметами.
В процессе восприятия организм индивида проявляет взаимосвязь мыслей и
чувств индивида.
В организме человека существует несколько видов анализаторов, которые
воспринимают полученную информацию извне и производят процесс «раскодировки»
данных видов информации. Данные анализаторы состоят из комплекса различных
раздражителей и в представляют собой целостную структуру. У человека в
организме несколько анализаторов, позволяющих успешно воспринимать и
распознавать информацию извне, из окружающей среды: зрительные, слуховые,
моторные, осязательные анализаторы.
Зрительные - то, что человек видит, слуховые - слышит, моторные -
распознает путем двигательной активности, осязательные - распознает путем
тактильных ощущения, прикосновений к изучаемому предмету. В зависимости от вида
анализатора различать можно и вид восприятия человеком предмета - каждый
процесс восприятия - комплексная работа нескольких рецепторов, нескольких
цепочек анализаторов, позволяющих составить целостный образ воспринимаемого
предмета. Но значение каждого анализатора может быть неравнозначным- информация
с какого-либо анализатора может оказаться важнее, чем с другого, более
второстепенного. Следовательно, можно говорить о том, что в различных ситуациях
один анализатор может быть доминантным, а другой - второстепенным.
Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные
перцептивные образы, становясь акцепторами (получателями) действия,
обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной
деятельности.
В исследованиях было установлено, что акт восприятия начинается
управлением действия. Процесс восприятия - перцептивная деятельность организма,
любое восприятие включает в себя движение (моторный аспект).
И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в трудоемком
процессе получения опыта суммируются в единую отражательную систему.
На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных
компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа
совершается в соответствии с поставленной задачей.
.2 Свойства восприятия
Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия:
1. Целостность
2. Константность - предметы воспринимаются индивидом как постоянные
по форме, цвету, размеру и т.п.
. Структурность
. Осмысленность
. Избирательность
1.3 Факторы
восприятия
Существует два фактора восприятия: внутренние и внешние. На процесс
восприятия влияет огромное множество различных факторов, которые оказывают
влияние на восприятие человеком окружающей действительности, но, в целом, всех
их можно разделить на несколько обширных категории:
· Внутренние
· Внешние
Сpеди внутpенних по отношению к человеку фактоpов выделяются следующие:
· люди быстpее
воспpинимают знакомые им сигналы, чем
незнакомые;
· люди быстpее
воспpинимают сигналы, по oтношению к кoторым у них есть сильное чувствo, как пoзитивного,
так и негативнoго хаpактера;
· люди по-pазному
мoгут вoспринимать сигнал в зависимoсти oт тогo, чтo предшествoвало
этoму вoсприятию и какoе сoстояние (пoтребности и oжидания)
oни имеют вo вpемя вoсприятия сигнала.
Внешними фактoрами, влияющими
на вoсприятие челoвеком действительнoсти, являются следующие:
· интенсивнoсть
пеpедаваемого сигнала (светлoе и грoмкое вoспринимается
быстpее);
· пoдвижность сигнала;
· pазмер (бoльшие
oбъекты вoспринимаются прoще,
чем маленькие);
· сoстояние oкружения, в кoтором нахoдится
человек .
Внутренние:
· Установка восприятия
· Потребности и мотивация
· Опыт
· Я-концепция
· Личностные особенности
Следует отметить ,что немаловажным является и тот факт, что на восприятия
окружающих, то есть на межличностное восприятие влияет не только внутренний мир
человека, но и его окружающая действительность. Окружающая действительность
может искажаться, восприниматься разными людьми по- разному, в зависимости не
только от человека, с которым общаешься, но и от окружающих факторов, таких
как- освещение, настроение, уровень загруженности, уровень утомленности и т.д.
Для обеспечения прогнозирования ситуаций межличностного восприятия,
необходимо принять учитывать, что выделяют различные "эффекты", возникающие
при восприятии людьми друг друга. Более всего известны такие
"эффекты":
· эффект ореола ("гало-эффект"),
· эффект новизны и первичности,
· явление стереотипизации.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке
в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и
неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное
впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и
"новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка
предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления
особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно
процесса стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ
какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным
"сокращением" при взаимодействии с этим явлением.
По мимо этих эффектов существуют следующие:
· Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем
лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
· Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие
приписываемых ранее несуществующих достоинств.
· Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует
позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для
руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
· Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку
приписывается больше положительных черт.
· Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы
провоцируем его на неё.
· Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
· Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во
времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
.5 Понятие «агрессия»
В переводе с латинского языка "агрессия" означает
"нападение". В современном мире термин «агрессия» один из самых
распространенных в употреблении. Вопрос агрессии изучен достаточно хорошо,
исследования имеют широкое применение в различных сферах человеческой
деятельности, особенно популярен данный термин при разговоре о такой возрастной
категории, как молодежь. Термин «агрессия» связывают не только с негативными
эмоциями, такими как гнев или непряительсткие отношения, но и с мотивами,
несущими негативный характер окружающим, с негативными установками,
направленными на окружающих, с различными физическими действиями, наносящими
вред окружающим и себе в том числе.
В психoлогии пoд агрессией пoнимают
тенденцию (стpемление), пp оявляющуюся в pеальном
пoведении или фантазиpовании, с целью пoдчинить себе дpугих или доминиpовать над ними.
Агрессия может принимать самые разнообразные формы - явные или скрытые.
Кроме этого, стоит учитывать, что агрессия не всегда носит отрицательный
или деструктивный характер, агрессия может имеет позитивнее проявления, к
примеру, проявления честолюбия при достижении намеченной цели. Действия данного
характера подчеркиваются не враждебной мотиваций, следовательно ,не несут
агрессивно-негативного характера. Это проявление конкурентоспособности,
стремления к достижению поставленной цели.
По Гнеденко существует множество теорий, объясняющих агрессивное
поведение, которые можно разделить на две основные категории:
Психолого-биологические теории:
· Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
· Теория инстинтка (К.Лоренц)
· Теория фрустрации (Д.Доллард)
· Теория социального научения (А.Бандура, Д.Роттер)
· Теория влечения (З.Фрейд)
· Теория развития (Б.Ниссен)
Социологические теории:
· Теория аномии (Э.Дюркгейм)
· Теория субкультур (С.Ламнек)
· Теория стигматизации (Т.Д.Шефф)
· Теория индивидуальности (А.Адлер)
· Теория деятельности (Р.Додж, С.Крик)
· Теория социализации (Б.Ф.Скиннер)
· Ролевая теория (Д.Майерс)
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ СТИМУЛОВ
В нашем исследовании принимали участие 2 группы студентов (от 18 до 22
лет):
группа студентов, к которым в качестве эксперимента приводили незнакомого
им молодого человека и в описании уточняли, что данный молодой человек-
хулиган, имеет неблагополучное прошлое;
В данной группе 25 человек:
юношей,
девушек
группа студентов, к которым в качестве эксперимента приводили того же
молодого человека, что и в группу №1, ничего о социальном статусе или прошлом
молодого человека не уточняли, никакой информации о нем у группы заранее не
имелось;
В данной группе 28 человек:
девушек,
юношей.
Характеристика методик исследования
Для измерения полученных результатов была использована методика - тест
руки Вагнера.
Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика
может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.
Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году.
Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что
развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки
в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия.
Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая
обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные
действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том,
что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного
в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не
несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента
в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности
происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным
состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Проведя сравнительный анализ представленных групп можно сделать несколько
выводов. По половому признаку все участники групп разделились неодназначно
(результаты представлены в диаграмме 1).
Диаграмма
1
Разделение
участников по гендерному признаку
В
указанной диаграмме четко видно, что молодых людей, в целом, оказалось на
одного человека больше, чем в представленной выборке женщин.
Диаграмма
2
Разделение
участников по возрастным категориям
В
диаграмме №2 указано разделение опрашиваемых по возрастным категориям. 14
человек в возрастной категории от 18 до 19, 17 человек в возрастной категории
от 20 до 21, 20 человек в категории от 22 до 23. В исследовании представлены
различный возраст участников, что делает исследование более актуальным и
полноценным.
Результаты
исследования.
При
обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относился к одной из
11 категорий.
· Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая
повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное
действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и
т.п.).
· Указание (у). Рука участвует в действии императивного
характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми
(дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику:
«выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
· Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных
проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических
воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе.
В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию
агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука;
рука, отвращающая удар и т.п.).
· Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные
эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем
привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское
рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы;
обнимающая рука и т.п.).
· Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии:
обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты.
Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре,
язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
· Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам:
участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех
которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат
отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за
милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
· Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна,
неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего,
сломанный палец и т.п.).
· Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не
связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое
местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет
машину, плывет и т.п.).
· Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается
появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия
другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического
положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол;
свесилась во время сна; и т.п.).
· Описание (о). В эту категорию входят описания руки без
указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка,
рука больного человека т.п.).
Каждому испытуемому предлагалось пройти методику - тест руки Вагнера,
картиночная методика, состоящая изображение руки человека в различных позициях.
Каждому участнику, посмотрев на каждое изображение, предлагалось дать описание
того, что происходить на изображении, ограничений по времени или описании
действий участникам не давалось.
Участники заполняли заранее предложенные бланки с изображением руки с
одной стороны и с пустым полем, предназначенным для описания - другом. В
результате, в ходе интерпретации полученных результатов, каждому ответу,
относящемуся к той или иной категории, указанной выше, присваивался 1 балл,
далее было вычислено процентное соотношение, исходя из максимума всех ответов
группы. В таблице 2 указаны процентные результаты ответов по каждой группе, что
позволило произвести сравнительный анализ двух групп и сделать соответствующие
выводы о различиях результатов.
В таблице 1 указан бланк подсчета полученных данных.
Таблица 1.
карточка
|
Время начала ответа
|
Ответ испытуемого
|
Категория
|
1
|
2 мин
|
Рука приказывает
остановиться, не двигаться, прекратить все действия.
|
(у)
|
2
|
6 мин
|
|
|
….
|
…
|
|
|
10
|
…
|
|
|
После присвоения каждому ответу категории производится подсчет
высказываний в каждой категории. После того, кок подсчитано количество ответов,
относящихся к каждой категории подсчитывается процент ответов каждой категории
по отношению к общему количеству ответов в группе.
Полученные данные можно представить в виде таблицы:
Таблица 2
№
|
Категория
|
Группа № 1
|
Группа № 2
|
Примечания
|
1
|
Агрессия (а)
|
45%
|
22%
|
Группа №1 показала более
агрессивные ответы, чем группа №2. Описания более агрессивные, имеют
агрессивные нотки
|
2
|
Указание (у)
|
65%
|
45%
|
Группа №1 в описании
проявила больше ответов описательного характера
|
3
|
Страх (с)
|
78%
|
60%
|
Группа №1 в описании
проявила больше опасений и скрытых страхов, чем группа №2
|
4
|
Эмоциональность (э)
|
60%
|
25%
|
Группа №1 более
эмоциональная, чем группа №2
|
5
|
Коммуникация (к)
|
50%
|
45%
|
В коммуникативных описаниях
группы, в целом, не отличаются
|
6
|
Зависимость (з)
|
22%
|
20%
|
|
7
|
Демонстративность (д)
|
38%
|
16%
|
Группа №1 более
демонстративная, открыта в своих высказываниях, описаниях позиций
|
8
|
Увечность (ув).
|
12%
|
16%
|
Результаты двух групп мало
чем отличаются
|
9
|
56%
|
45%
|
Ответы группы №1 более
активно обезличены
|
10
|
Пассивная безличность (пб).
|
23%
|
12%
|
Ответы группы №2 более
пассивно обезличены
|
11
|
Описание (о)
|
45%
|
16%
|
Более обширные и
развернутые ответы в группе №1, описания более четкие и развернуте
|
Выводы:
Группа, в которую был приглашен человек с «сомнительным» прошлым повлиял
на результаты данных опрашиваемых;
На результаты ответов группы, в которую пришел незнакомый человек, ничего
не повлияло;
Группа, где к студентам пришел незнакомый человек с «сомнительным»
прошлым, оказалась более агрессивной в своих ответах, проявила больше страхов и
опасений, была более эмоциональна и более развернуто давала описания, нежели
вторая группа, куда пришел незнакомый человек без каких-либо негативных
предысторий;
В целом, можно сделать вывод ,что на особенности восприятия агрессивных
стимулов явно прослеживаются при предоставлении информации, что
продемонстрировало наше исследование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий
субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на
анализаторы. На процесс восприятия может влиять множество факторов, как
снаружи, так и извне. Информация может быть представлена как в прямом, так и в
искаженном виде, от чего, в последствии, будет меняться и образ воспринимаемого
объекта. В нашем исследовании доказано, что агрессивные стимулы, направленные
на человека виде словесной информации имеют непосредственное влияние на
восприятие человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анoхин П.К. Очерки по физиологии
функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 447.
2. Ананьев
Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение,1964
. Бернштейн
Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина,
1966.
. Грегори
Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.: «Прогресс», 1970,
223 с.
. Гиппенрейтер
Ю.Б., Любимов В.В., Михалевская М. Б. Психология ощущения и восприятия. Изд.:
АСТ, 2009
. М.В.
Гамезо, И.А. Домашенко Информационно методическое пособие по курсу `Психология
человека. Издат.: Педагогическое общество России, 2004
. К.
Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. /
А.Р. Лурия.. - М.: Прогресс, 1975. - 464 с
. Платонов
К. К. Краткий словарь системы психологических понятий - М.: «Высшая школа»,
1984, 174 с.
. Стефаненко
Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация
социальной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.
. Соловьева
О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
. Столяренко
Л. Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008, 671 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по
Вашему мнению, делает эта рука?»
Если испытуемый затpудняется
с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек,
которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все
варианты, которые можете себе представить».
Примечание
Стимульный материал - стандаpтные 9 изобpажений кисти pуки и одна без изобpажения (подобно пустой каpточке в Тематическом Тесте Аппеpцепции), при показе которой просят
представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают:
«Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если
экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление,
рекомендуется перейти к другой карточке.
Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется
так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре
варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще
что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при
единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е.
этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо
одного.
Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста)
максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания
типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется
положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента
предъявления стимула до начала ответа.