Особенности взаимосвязей креативности и черт личности старшеклассников в связи с полом

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности взаимосвязей креативности и черт личности старшеклассников в связи с полом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Кафедра психологии развития







особенности взаимосвязей креативности и черт личности старшеклассников в связи с полом

Выпускная квалификационная работа

студентки 6 курса ФСФ

специальности «Психология»

заочной формы обучения Красносельских К.С.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры психологии развития

Дудорова Екатерина Валерьевна

Рецензент:

д.п.н., доцент кафедры

психологии развития

Жданова Светлана Юрьевна

ПЕРМЬ 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ В СВЯЗИ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНЯМИ ЛИЧНОСТИ

.1 Современное состояние проблемы креативности

.2 Биологические предпосылки креативности.

.3 Креативность в контексте исследований личности

.3.1 Креативность как особенность личности

.3.2 Шизотипические проявления личности

.3.3 Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Характеристика выборки

.2 Методы и методики исследования

2.3 Методы статистической обработки данных       

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

.1 Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у девушек

.2 Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у юношей

.3 Исследование факторных структур параметров креативности и черт личности у девушек

.4 Исследование факторных структур параметров креативности и черт личности у юношей

ВЫВОДЫ

Заключение

список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследования креативности имеют богатую традицию в отечественной психологии (например, Богоявленская Д.Б., 1995; Выготский Л.С., 1997; Дьяченко О.М., 1997; Мелик-Пашаев А.А., 1981; Рубинштейн С.Л., 1973; Дружинин В.Н., 1995; Торшина К.А., 1998 и др., Аверина И.С., Щебланова Е.И., 1996; Богоявленская Д.Б., 2002; Валуева Е.А., 2007; Воронин А.Н., 2006; Гасимова В.А., 2004; Дорфман Л.Я., 2000 - 2008; Ковалева Г.В., 1996, 2001, 2002; Порошина Т.И., 2000; Разумникова О.М., 1999, 2002; Соснина И.Г., 2000; Таллибулина М.Т., 2003; Торшина К.А., 1998; Ушаков Д.В., 2004; Юркевич В.С., 2002) и зарубежной психологической науке (например, Guilford J.P., 1950; Mednick S.A., 1962; Torrance E.P., 1971; Eysenck H.J., 1993, 1995; Wiggins J.S., 1995; Csikszentmihalyi M. 1997; Sternberg R.J., 2002). Однако, несмотря на большой объем исследований, ряд фундаментальных проблем креативности остается недостаточно изученным как теоретически, так и эмпирически.

Креативность является сложным и многомерным феноменом, который проявляется также в плане индивидуальности (личности). В последнее время в этой области исследований наметились интегративные тенденции, но этих работ весьма немного, а потому проблема интеграции личностного плана изучения креативности остается актуальной, требует новых и дополнительных исследований.

Проблема вкладов пола в креативность является наименее изученной и наиболее запутанной. В исследованиях креативности в связи с полом выделяются две независимые традиции: прямые сравнения креативности у женщин и мужчин (J. Baer, 1999) и исследования возможных предикторов креативности у женщин и мужчин по отдельности (О.М. Разумникова, 2004; О.М. Разумникова, О.С. Шемелина, 1999; И.В. Смирнова, 2002; F. Ваег, 1998; Н.J. Eysenck, 1995; С. Martindale & О. Vartanian, 2000; О.М. Razumnikova, 2005; О.М. Razumnikova, 2007). Данные, полученные в русле этих разных традиций, являются мало связанными и противоречивыми, поэтому необходимы дальнейшие исследования половых особенностей креативности.

Анализ научных исследований показывает необходимость дальнейшего изучения значимых вопросов, касающихся взаимосвязи креативности и черт личности в связи с полом. Изучение этого вопроса является актуальным для понимания половых различий и полового сходства по креативности.

Цель исследования: анализ взаимосвязей креативности и личностных характеристик у юношей и девушек.

Объект исследования: сферы личности и креативности у юношей и девушек.

Предмет исследования: взаимосвязь креативности и черт личности юношей и девушек.

Гипотеза исследования: взаимосвязи креативности и черт личности у юношей и девушек специфичны.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

. Выявить взаимосвязи креативности и личностных характеристик личности у девушек.

. Выявить взаимосвязи креативности и личностных характеристик личности у юношей.

. Выяснить образуют ли факторные структуры параметры креативности и личностных характеристик у девушек.

. Выяснить образуют ли факторные структуры параметры креативности и личностных характеристик у юношей.

Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов: идеи системно-деятельностного подхода в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, A.Н. Леонтьев, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.); концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, креативности, творческой активности и творческой уникальности личности (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Е.П. Варламова, А.А. Голованова, Б.М. Кедров, С.Ю. Степанов, Б.М. Теплов и др.); интегральный подход к изучению креативности (Д.Б. Богоявленская, B.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Н.В. Хазратова); представления о регуляции и саморегуляции творческой деятельности (А.В. Брушлинский, Л.Л. Гурова, К. Дункер, В.Н. Лушкин, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: для выявления значимых различий применен Т-критерий Стьюдента, выявления взаимосвязей переменных и их структур применялся корреляционный анализ по Ч. Пирсону, а также факторный анализ по (метод главных компонент с последующим Varimax-вращением). Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета «STATISTICA 7.0».

Методики, использованные в эмпирической части исследования:

1)  Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI);

2)      Короткие шкалы для измерения шизотипии (Short scales for measuring schizotypy) О. Мэйсон, И. Линней, Г. Клэридж;

)        Тест вербальной креативности «Необычное использование» Дж. Гилфорда.

Теоретическая значимость исследования: В научном плане работа продолжает линию системного изучения креативности, тем самым внося вклад в разработку таких разделов психологии, как психология личности, психология творчества, дифференциальная психология. Полученные в ходе исследования результаты расширяют общие представления о связи параметров вербальной креативности и черт личности в группах, различающихся по полу.

Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов: «Психология творчества», и «Дифференциальная психология», «Психология личности».

Структура дипломного исследования. В работу входят введение, три главы, выводы, заключение, список литературы, 4 таблицы и 2 рисунка.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ В СВЯЗИ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНЯМИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

.1 Современное состояние проблемы креативности

Креативность (от английского слова «creativity») - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир.

Изучение креативности как самостоятельной психологической характеристики связано, прежде всего, с Дж. Гилфордом, его кубообразной факторной моделью структуры интеллекта и выявленными им различиями между конвергентным и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими способностями. По Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей. В ряде статей Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и усвоения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление. [9]

В своих последних работах выделяет шесть параметров креативности:

) способность к обнаружению и постановке проблем;

) способность к генерированию большого числа идей;

) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность);

) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

) способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

Исследования в области креативности проводили К. Ямамото, Д. Хардгривс, И. Болтон, которые ввели гипотезу «нижнего порога» [11]: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого «порога» творческие достижения от интеллекта не зависят.

По мнению М. Коган и Н. Воллах [24] для получения достоверных данных о креативности нужно кардинально изменить процедуру исследования. Они выказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все тесты креативности по сути своей вновь окажутся тестами диагностики IQ. Многие исследования показали, что наличие у испытуемого мотивации достижений, соревновательной мотивации, а также мотивации социального одобрения затрудняют проявления творческих способностей личности, в целом блокируют ее самоактуализацию. Учитывая это, Воллах и Коган проводили свое тестирование детей и подростков в виде игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Воллах и Коган, изучая связь между креативностью и интеллектом, пытались проверит утверждение исследований в которых с высоким уровнем креативности связывают слабую приспособляемость человека к социальному окружению. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем. Наиболее адаптивными являются дети с высоким уровнем интеллекта и креативности, далее идут дети также с высоким уровнем интеллекта, но с низкой креативностью. Наименее социально адаптивными становятся дети с высокой креативностью, но при низком уровне интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем, как интеллекта, так и креативности.

Т.В. Галкина и Л.Г. Хуснутдинова [6] исследовали поведение высококреативных низкокреативных людей со снятием ограничения времени. Было установлено, что при снятии лимита времени эффективность выполнения тестов креативности повышается у большинства испытуемых (причем влияние отсутствия ограничения времени на высококреативных детей значительно больше). Оригинальные ответы проявляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время: нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».

В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова [27] провели исследования, касающиеся адаптационных особенностей детей с разной степенью выраженности интеллекта и креативности. Согласно данным Хазратовой, повышение креативности может способствовать повышению тревожности и невротических реакций, поскольку в эксперименте по повышению креативности у дошкольников отмечен существенный рост тревожности. Дружинин считает, что «тревожность - побочный результат креативности, а вовсе не ее следствие». Эмоциональная дезадаптация или невроз являются чаще всего следствием насильственного подавления интеллектуальных и выразительных потребностей креативности, что может привести к бегству в воображение. Бегство в воображение может стереть границу между реальностью и фантазией. [28]

Исследование Е.Л. Григоренко привело к выводу о взаимодополняемости творческих способностей при решении познавательных задач. [10] Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.П. Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Д. Векслеру. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Т.В. Галкиной, Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронина, Л.И. Шрагина проводили экспериментальные исследования вербальной (речемыслительной) креативности. Они подходят к ассоциации как к одному из возможных механизмов вербальной креативности. [6]

Феномен креативности плохо укладывается в какие-либо привычные концептуальные схемы, перекрывает их границы и остается большой загадкой с точки зрения его психологических механизмов. Поскольку психологи изучают креативность с позиций все же определенных направлений и концепций, это приводит к большому разбросу подходов и мнений в понимании креативности.

Согласно Торшиной [20], в 1960-х гг. имелось более 60 определений креативности, и к настоящему времени их количество значительно возросло. Торшина свела все это разнообразие к 6 типам дефиниций креативности:

(1) гештальтистские (креативность сводится к разрушению существующего гештальта для построения более лучшего),

(2) инновационные (креативность оценивается по новизне конечного продукта),

(3) эстетические, или экспрессивные (о креативности судят по самовыражению творца),

(4) психоаналитические, или психодинамические (креативность описывается в терминах взаимоотношений «Оно» с «Я» и «Сверх-Я»),

(5) проблемные (креативность определяется как процесс решения проблемных задач).

К шестому типу были отнесены определения, которые не укладываются ни в один из перечисленных выше типов дефиниций креативности (Торшина, 1998).

Понятно, что суть дела заключается не столько в дефинициях креативности как таковых, сколько в том, что они направляют исследования креативности по определенному руслу. Принимая во внимание это обстоятельство, следует заметить, что в классификации Торшиной акцент сделан на дифференцирующих тенденциях в исследованиях креативности.

Зарубежные (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Р. Стернберг, А. Баррон, Д. Харрингтон, А. Воллах, Н. Роджерс) и отечественные исследователи (В.Н. Дунчев, В.Н. Дружинин, И.Ю. Хрящева) определяли «креативность» с точки зрения культурно-исторического аспекта. Креативность личности возникает в результате деятельности в социальном контексте.

Несмотря на различные исследования креативности, подход к ней остается полимодальный. Креативность рассматривают как креативный процесс, креативный продукт, креативную личность, креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте.

1.2 Биологические предпосылки креативности

креативность шизотипический личность биологический

В исследованиях биологических предпосылок креативности ставятся прежде всего два вопроса. Индивидуальные различия в креативности наследуются? Креативность связана со свойствами нервной системы?

Обобщив результаты 211 близнецовых исследований, в десяти из которых диагностировалось дивергентное мышление, Nichols (1976) сделал вывод о том, что вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню дивергентного мышления весьма незначителен. Исследуя влияние генотипа и средовых факторов на развитие креативности у МЗ и ДЗ близнецов, Григоренко и Кочубей (1989) обнаружили, что индивидуальные различия в креативности определяются средовыми факторами. Предположение о наследуемости признаков креативности не подтвердилось. [5]

Martindale (1999) предположил, что креативность связана с общим уровнем коркового возбуждения. При высоком уровне возбуждения поведение человека или его ответы становятся более стереотипными, тогда как при уменьшении уровня возбуждения поведение человека и его ответы более вариативны. Иначе говоря, креативность находится в связи с уменьшением коркового возбуждения. Dentler and Mackler (1964), Krop, Alegre, and Williams (1969) пока-зали, что напряжение уменьшает новизну. Возбуждение, вызванное наградой, уменьшает креативность (Amabile, 1983).and Hasenfus (1978) показали, что креативные и некреативные люди отличаются друг от друга по уровню корковой активации на стадии зарождения замысла и в состоянии творческого вдохновения. В таком состоянии внимание расфокусируется, мышление становится ассоциативным, одновременно активизируется большое количество идей. Эти эффекты возникают благодаря пониженной общей корковой активации, большей активации правого полушария, чем левого, пониженной активации лобных долей. [14]

Бирюков (1988) предположил, что креативность может быть связана с пластичностью как свойством нервной системы. Антонова (1966) исследовала у младших школьников соотношение гибкости мышления с подвижностью нервных процессов. О гибкости мышления она судила по перестройке знаний и навыков при переключении с одного способа действия на другой. Подвижность нервных процессов определялась по времени двигательных реакций на положительные и тормозные стимулы. Были выделены две группы учеников: подвижные и инертные. В группе продуктивных было больше учеников с инертными нервными процессами, а в группе малопродуктивных, наоборот, соотношение складывалось в пользу подвижных. Эти данные косвенно свидетельствуют о том, что креативность может быть положительно связана с инертностью нервных процессов. [17]

В лаборатории Стреляу (Стреляу, 1982) также изучались беглость и гибкость мышления в связи с подвижностью нервной системы, но подвижность нервной системы измерялась вопросником Стреляу. Анализ результатов показал, что имеется положительная связь между беглостью и гибкостью мышления и подвижностью нервной системы. [18]

Основной задачей коллектива под руководством Голубевой (1989) было изучение особенностей влияния свойств нервной системы на проявление музыкальности, а также динамику успешности музыкальной деятельности у детей и взрослых. Исследование проводилось с детьми и взрослыми. Были получены следующие основные результаты. (1) Более лабильные дети показали более высокую успешность выполнения музыкальных заданий. (2) Лабильность проявлялась в разных видах музыкальной деятельности, на разных возрастах, что позволило рассматривать лабильность нервной системы в качестве важной природной предпосылки музыкальности. (3) На нескольких выборках обнаружены связи показателей свойств нервной системы с успешностью музыкальной деятельности. Эти данные косвенно свидетельствуют о возможных связях между свойствами нервной системы и креативностью. [18]

Eysenck (1947) построил модель личности, опираясь на теорию Павлова, и утверждал, что выделенные им факторы личности являются биологически обусловленными. Eysenck (1947) предположил, что черты личности зависят от вариации в активации порогов, которыми кортикальные системы тормозят «возбуждающие» сигналы, исходящие из восходящей ретикулярной системы (экстраверсия) и «активирующие» сигналы, исходящие из лимбической системы (нейротизм).

Согласно Eysenck (1993, 1995) кортикальное торможение лежит в основе и психотизма, и креативности; поэтому психотизм положительно связан с креативностью. Креативные люди имеют тенденцию быть сосредоточенными на себе. Сосредоточенность на себе связана с кортикальным торможением (Eysenck & Eysenck, 1985). [19]

Опираясь на поведенческий закон Hull (1943), Martindale (1999) отмечает, что высокий уровень возбуждения способствует тому, что поведение человека стереотипизируется; при уменьшении уровня возбуждения, напротив, поведение становится вариативным. Простые задачи могут эффективно выполняться при относительно высоком уровне возбуждения, решение более сложных задач требует более низкого уровня кортикального возбуждения. Такие признаки креативности, как расфокусированное внимание, ассоциативное мышление, активизация большого количества идей, могут возникать благодаря именно низкому уровню корковой активации.

.3 Креативность в контексте исследования личности

.3.1 Креативность как особенность личности

В исследованиях личностных особенностей творчески проявивших себя лиц можно выделить, в свою очередь, несколько подходов. К. Мартиндэйл утверждает, что креативность является скорее генеральной чертой личности, чем когнитивным навыком. С другой стороны, креативность есть общая черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт.

Однако большинство авторов все же склонны выделять некоторое множество черт личности, присущих креативным людям. Например, М. Чикжентмихалий отмечает, что креативные личности содержат в себе одновременно на первый взгляд взаимоисключающие особенности: 1. Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха. 2. В одно и то же время они суровы и наивны. 3. В их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. 4. У креативных личностей перемежаются представления, фантазии, чувство реальности. 5. Креативные люди проявляют особенности как экстравертов, так и интровертов. 6. Креативные люди скромны и горды одновременно. 7. Они избегают стереотипов в области половых ролей. 8. Они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. 9. Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе. Также они могут в высшей степени объективно оценивать свой труд. 10. Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли. Но также они очень любят удовольствия.

Т. Амабайл и М. Коллинз приводят несколько иной перечень черт креативных личностей. В набор их характеристик включены: самодисциплина в части работы, способность отсрочить удовольствие, персеверативность в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, отсутствие половых стереотипов, интернальный локус контроля, склонность к риску, высокий уровень самоинициации и стремление выполнять задания наилучшим образом.

Согласно Р. Кеттеллу, наиболее доказанными чертами личности креативных людей в области науки и искусства являются шизотимия, радикализм, интроверсия, доминирование

1.3.2 Шизотипические проявления личности

Следуя традиции, имеющей место, наверное, со времен Э. Кречмера, обнаружившего сходство типичных психических качеств, характеризующих шизофрению, с характерологическими особенностями нормальных людей, шизотипические проявления, мы рассматриваем как присущие и здоровым, и больным людям. При этом у здоровых людей шизотипические проявления менее выражены [Васенина О.Е. Дудорова Е.В. Взаимосвязь шизотипических проявлений и ангедонии // Психология и социология №7. Общая психология. - Пермь, 2013.].

Вслед за О. Мэйсон, И. Линней, Г.Клэридж [5], в настоящем исследовании к проявлениям шизотипии относятся характеристики, связанные с выраженностью или наличием необычных переживаний, когнитивной дезорганизации, интровертивной ангедонии и импульсивной нонконформности. Кроме того, шизоидность, понимаемая как характеристика, связанная с неадекватностью эмоциональных реакций, эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях, также относится к шизотипическим проявлениям [6].

Термин «ангедония» (греч.), указывает на отсутствие гедонизма, желания испытывать удовольствие и избегать боли. Он был введен в 1896 г. Т. Рибо для обозначения отсутствия эмоций при заболеваниях печени. Уильям Джеймс считал ангедонию типом патологической депрессии или меланхолии, располагающимся в том же континууме, что и тревога, но являющимся менее серьезным нарушением. В настоящем исследовании под ангедонией понимается пониженная выраженность склонности получать удовольствие. Причем, равнодушие к удовольствию может быть связано с физическими ощущениями и/или с взаимоотношениями в социуме [9].

Исследуя феномен шизотипии и ее проявлений, J. Claridge, C. McCreery, O. Mason [6] включают в ее структуру ангедонию. В других исследованиях [7], [10], [14] ангедония анализируется как самостоятельный феномен. Следовательно, природа шизотипии и ее взаимоотношений с ангедонией не вполне ясна. В настоящей работе был сформулирован исследовательский вопрос: шизотипия и ангедония связаны? В рамках тестирования этого вопроса была выдвинута гипотеза о том, что параметры шизотипии (шизоидность, необычные переживания, когнитивная дезорганизация) и ангедонии (физической и социальной) коррелируют.

Хотя для шизотипического расстройства личности характерны социальная изоляция, ограниченные или неадекватные эмоции и необычное поведение, наиболее замечательная его особенность - причудливость когнитивной сферы. Когнитивные искажения при этом расстройстве более серьезны, чем при всех других расстройствах личности. Они в целом делятся на четыре вида. Во-первых, у этих людей часто отмечаются подозрительность или параноидные идеи. Во-вторых, они испытывают идеи отношения, такие как уверенность в том, что события, на самом деле не имеющие к ним никакого отношения, значимо с ними связаны. Третий вид когнитивных искажений касается странных убеждений и мыслей о сверхъестественном. Например, они могут полагать, что рядом с ними находится мертвый родственник или что окружающие читают их мысли. Наконец, люди с этим расстройством часто испытывают иллюзии - например, полагая, что они видят людей среди теней или в рисунке обоев.

Эти типы когнитивных структур также отражены в странной речи. Хотя их речь последовательна и нет никаких случайных ассоциаций, шизотипические личности часто отклоняются от темы, обстоятельны, рассеянны или слишком скрупулезны. Как можно было ожидать, нередко эмоции такого человека также своеобразны, ограниченны или неадекватны ситуации.

В соответствии с этим набором особенностей шизотипический человек часто ведет себя неадекватно. Например, один шизотипический пациент каждый день тратил часы на то, чтобы навести порядок в шкафах. Неадекватное поведение приводит к предельной социальной изоляции, связанной с этим расстройством. Искаженные когнитивные структуры пациентов, касающиеся других людей, и их трудности и стесненность при социальных взаимодействиях ведут к развитию социальной тревоги. Хотя у шизоидов могут отмечаться недостаток желания или низкая оценка отношений, гораздо более вероятно, что они избегают отношений из-за тревоги.

Как и при любом расстройстве, один из первых шагов в когнитивной психотерапии шизотипического расстройства личности - идентификация типичных автоматических мыслей. Хотя в конкретной форме этих когнитивных структур существует множество индивидуальных различий, они находятся в пределах вышеупомянутых тем. В дополнение к подозрительности, идеям отношения, мыслям о сверхъестественном и иллюзиям, другие типичные автоматические мысли описывают страхи и беспокойства социального характера. Что касается содержания автоматических мыслей, то в нем имеются индивидуальные различия в когнитивном стиле. Некоторые шизотипические личности могут сосредоточиваться на деталях и терять из виду ситуацию в целом, тогда как другие могут не обращать внимания на детали. Многие шизотипические личности имеют такие когнитивные искажения, как эмоциональное мышление и персонализация. При эмоциональном мышлении человек полагает, что, поскольку он испытывает негативную эмоцию, должна существовать соответствующая негативная внешняя ситуация. При персонализации человек полагает, что он ответственен за внешние ситуации, когда в действительности дело обстоит не так. Эти пациенты часто очень конкретны и неспособны точно оценить вероятность предполагаемого результата (Stone, 1985).

Что касается других характеристик этого расстройства, то отмечается причудливость основных установок и допущений. Некоторые типичные темы могли бы включать идеи о том, что люди в основном ненадежны или что за ними всегда нужно следить. Но по большей части темы индивидуальны. Например, убеждения типа «Я могу предсказывать будущее» или «Я имею шестое чувство» должны определяться в каждом конкретном случае.

Кендлер, Грюнберг и Штраус (Kendler, Gruenberg, & Strauss, 1981) обнаружили, что шизотипическое расстройство личности среди биологических родственников приемных детей, страдающих шизофренией, распространено больше, чем среди биологических родственников испытуемых контрольной группы или приемных родственников испытуемых контрольной группы и шизофреников. Другие исследования показали, что «пограничная шизофрения», наиболее близкая к современному шизотипическому расстройству личности, была наследственно связана с шизофренией (Kety et al., 1968, 1971). Райдер (Reider, 1979), однако применил критерии шизотипического расстройства личности по DSM-III к результатам проведенных в прошлом исследований, которые использовали диагноз «пограничная шизофрения», так же как и к своим собственным данным. Он обнаружил, что из 73 % тех, кто мог бы иметь диагноз шизотипического расстройства личности, лишь один человек также соответствовал критериям шизофрении по DSM-III-R. Кроме того, как отмечено ранее, не обнаружено никаких твердых доказательств наличия какого-то одного типа личности, который приводит к шизофрении.

Такие пациенты могут иметь сопутствующий диагноз шизофрении. Фактически шизотипическое расстройство личности часто рассматривается как противоположный по отношению к шизофрении конец континуума. Шизофрения может проявляться в результате комбинации генетической предрасположенности и давления окружающей среды. У пациентов с шизотипическим расстройством личности может начаться психотическая дезинтеграция, особенно при социальной изоляции или усилении стресса. Когда эти люди еще больше теряют возможность проверить реальность с помощью других, возрастает вероятность того, что они обратятся к фантазии. Странное поведение и социальная изоляция создают замкнутый круг, так как чем более эксцентрично поведение, тем больше они испытывают насмешек и социального отвержения; эти переживания еще больше усиливают социальную тревогу и неадекватное поведение, все больше приводят к отдалению от людей.

Различают несколько теоретических моделей шизотипичной личности. Согласно клинической модели, шизотипия увязывается с шизофренией и рассматривается как область психической болезни (Meehl, 1962, 1990; Rado, 1953). Вторая модель отталкивается от психологической теории личности и не проводит различий между устойчивыми чертами личности и признаками психической ненормальности (Eysenck, 1947; Eysenck & Eysenck, 1977). Третья модель также опирается на психологическую теорию личности, но все же проводит демаркационную границу между психологическим здоровьем и абнормальностью или психической болезнью (Claridge, 1985, 1997). Айзенк и Клэридж относят шизотипию к области функционирования нормальной / здоровой личности. Исторически, этот подход возник из исследований личности и темперамента в рамках экспериментальной психологии. Будучи оппонентом концепции болезни в психиатрии, Айзенк (Eysenck, 1960) нашел место для шизотипических проявлений на полюсе крайних проявлений психотизма.

Согласно современным данным, шизотипия (под углом зрения психометрических измерений) является многомерным конструктом (Burch et al., 2005; Claridge et al., 1996; Kerns, 2006). Fisher et al. (2004) приводят свидетельства в пользу двух измерений шизотипии - позитивной и негативной. Miller and Tal (2007) также выделили в шизотипии 2 фактора - позитивной и негативной шизотипии. Kerns (2006) установил, что шизотипия распадается на 3 фактора, которые подобны симптомам шизофрении: позитивная шизотипия (например, мании и галлюцинации), дезорганизованная шизотипия (дезорганизация речи и поведения, ослабленный когнитивный контроль), негативная шизотипия (сильный аффект, уход от социальных контактов).et al. (2005) приводят свидетельства в пользу 4-х факторной структуры шизотипии: позитивная шизотипия (отражает позитивную симптоматику шизофрении, в том числе необычные переживания), негативная шизотипия (отражает негативную симптоматику шизофрении, в том числе интровертированная ангедония), асоциальная шизотипия (отражает антисоциальное и расчетливое поведение; в этот же фактор входит психотизм), когнитивно-дезорганизованная шизотипия (отражает трудности с концентрацией внимания и принятием решений).et al. (1996) выделяют следующие 4 шизотипические факторы: перцептивное искажение (магическое мышление, параноидальная идеация - субклинические формы психотических мании и галлюцинаций), когнитивная дезорганизация (субклинические формы блокирования мыслей, дезорганизации речи, трудности с организацией внимания типа отвлечений, смешанные формы беспокойства и социальной тревоги), интровертированная ангедония (субклинические переживания, связанные с уходом от социальных контактов, и неспособность испытывать удовольствие), импульсивная нон-конформность (агрессивная сторона психоза, субклинические формы асоциального поведения, такие как потребление наркотиков, жестокость, склонность ко лжи).

В значительной степени эти классификации шизотипии пересекаются; тем не менее между ними наблюдаются определенные различия.

Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности - если проблема лично значима, и эмоциональной холодности, непробиваемости в плане чужих проблем («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, его жизнь направлена на максимальное самоудовлетворение без стремления к славе и материальному благополучию. Увлечения его необычны, оригинальны, «нестандартны». Среди них много лиц, занимающихся искусством, музыкой, теоретическими науками. В жизни их обычно называют чудаками, оригиналами. Их суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. На работе они часто неуправляемы, так как трудятся, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, они могут достичь многого. У них нет постоянных привязанностей, семейная жизнь обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов. Однако, они готовы к самопожертвованию ради каких-то отвлеченных концепций, воображаемых идей. Такой человек может быть абсолютно безразличен к больной матери, но в то же время будет призывать к оказанию помощи голодающим на другом конце света. Пассивность и бездеятельность в решении бытовых проблем сочетается у шизоидных личностей с изобретательностью, предприимчивостью и упорством в достижении особо значимых для них целей (например, научная работа, коллекционирование).

Следует заметить, что не всегда наблюдается подобная клиническая картина, так материальное благополучие и власть, как средство самоудовлетворения, может стать основной задачей шизоида. В некоторых случаях находясь там у себя, в своем мире и категорически не признавая абсолютную бесцельность данного мира, с присущей ему бестолковой жестокостью и излишней эмоциональностью, шизоид способен использовать свои (хотя и порой не замечаемые другими) уникальные способности воздействовать на внешний для него мир.

В отношении же деятельности шизоида на рабочем месте, следует отметить, что наиболее удачная комбинация наблюдается тогда, когда эффективность работы приносит ему удовлетворение, причем не важно, какого типа деятельностью он занимается (естественно только в том случае, если она связана с созиданием или, по крайней мере, с восстановлением чего-либо).

1.3.3 Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности

Креативность, согласно Е. Торренсу, представляет собой «способность» к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности - в широком смысле; и дивергентные способности - в узком смысле. Также одним из критериев криативности И.А. Малахова называет мышление (дивергентное и конвергентное).

В исследованиях связей шизотипии с дивергентным мышлением, разные авторы обращаются к разным психометрическим (основанным на данных факторного анализа) классификациям шизотипии.

Обычно приводятся данные о связях позитивной шизотипии с дивергентным мышлением (Fisher et al., 2004). Согласно другим данным, не только позитивная, но и негативная шизотипия имеет значение для дивергентного мышления (Schuldberg, 2000-2001).et al. (2005) установили положительные корреляции импульсивной нон-конформности с дивергентным мышлением. Однако von Stumm, Chung, & Furnham (2011) не обнаружили значимых корреляций шкал шизотипии (необычные переживания, когнитивная дезорганизация, интровертированная ангедония, импульсивная нон-конформность) с дивергентным мышлением. Claridge and McDonald (2009) получили сходные результаты, включая отсутствие значимых корреляций позитивной шизотипии (необычных переживаний) с дивергентным мышлением. Когда же они исследовали эти связи у мужчин и женщин по отдельности, выявились значимые положительные корреляции импульсивной нон-конформности с дивергентным мышлением у женщин; у мужчин они не наблюдались.

Гипомания проявляется в раздражительности, скачкообразных мыслях, высоком самоуважении, иллюзиях собственного величия, рискованном поведении и пониженной потребностью в сне (American Psychiatric Association, 2000). Гипомания проявляется также в полете идей, безудержной активности и энергии, эйфории и чрезмерном стремлении к успеху (Eckblad & Chapman, 1986). Гипомания характеризуется повышенным позитивным аффектом, который в некоторых отношениях сближает ее с экстраверсией. Хотя гипоманию связывают с биполярными расстройствами II типа, ее симптомы обнаруживаются также в популяции здоровых людей (Murray & Johnson, 2010).

Полагается, что личности, которые не классифицируются как психически больные, психически здоровые, но показывающие субклинические симптомы гипомании, могут быть креативными (Batey, & Furnham, 2006; Furnham et al., 2008). Schuldberg (1990) изучал связи гипомании с дивергентным мышлением на выборке людей, извлеченной из здоровой (психически нормальной) популяции. Было установлено, что показатель шкалы гипомании (измеряющей аффективные симптомы) положительно коррелирует с дивергентным мышлением. В более поздней работе, Schuldberg (2000-2001) также приводит данные о положительных корреляциях гипомании с дивергентным мышлением. Хотя дивергентное мышление положительно коррелировало с симптомами позитивной шизотипии и импульсивности, наиболее выраженной была его положительная корреляция с гипоманией.et al. (2008) приводят эмпирические свидетельства в пользу положительных корреляций показателей гипомании с дивергентным мышлением. При этом гипомания в комбинации с флюидным интеллектом в наибольшей степени сопрягались с беглостью дивергентного мышления. Авторы полагают, что влияние гипомании на дивергентное мышление совершается через поиск ощущений и склонность к риску, которые являются элементами мании. В исследовании von Stumm, Chung, & Furnham (2011), однако, значимые положительные корреляции между гипоманией и дивергентным мышлением не прослеживались. Но их сопряженность обнаруживалась на уровне латентных факторов. В конечном итоге, эмпирические данные, считают авторы, свидетельствуют о том, что гипомания способствует дивергентному мышлению.

Таким образом, рассмотрены современное состояние проблемы креативности, анализ которой показал, что, несмотря на различные исследования креативности, подход к ней остается полимодальный. Креативность рассматривают как креативный процесс, креативный продукт, креативную личность, креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте.

В ходе исследований выявлены биологические предпосылки креативности. Так, например, Айзенк построил модель личности, опираясь на теорию Павлова, и утверждал, что выделенные им факторы личности являются биологически обусловленными.

При изучении шизотипических проявлений личности выявлено, что согласно современным данным, шизотипия (под углом зрения психометрических измерений) является многомерным конструктом, приводят свидетельства в пользу двух измерений шизотипии - позитивной и негативной.

Исследования связи шизотипического типа личности с дивергентным мышлением показали, что приводятся данные о связях позитивной шизотипии с дивергентным мышлением.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Характеристика выборки

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №119, МОУ СОШ №27 в октябре - ноябре 2013 г.

Выборку составили 82 учащихся старших классов (41 девушка и 41 юноша), средний возраст которых - 18 лет.

К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Исследователем гарантировалась конфиденциальность и предоставление обратной связи.

Сформулированная в настоящем исследовании цель была конкретизирована в следующих задачах:

1. Выявить взаимосвязи креативности и черт личности у девушек.

. Выявить взаимосвязи креативности и черт личности у юношей.

. Выяснить образуют ли факторные структуры параметры креативности и черт личности у девушек.

. Выяснить образуют ли факторные структуры параметры креативности и черт личности у юношей.

В соответствии с задачами, поставленными при проведении исследования, были выбраны следующие методики и методы:

1. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI);

. Короткие шкалы для измерения шизотипии (Short scales for measuring schizotypy) О. Мэйсон, И. Линней, Г. Клэридж;

. Тест вербальной креативности «Необычное использование» Дж. Гилфорда.

Остановимся более подробно на обосновании выбора данных методик и процедуре исследования.

2.2 Методы и методики исследования

С целью изучения черт личности в данном исследовании применены: Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) и Короткие шкалы для измерения шизотипии (Short scales for measuring schizotypy) О. Мэйсон, И. Линней, Г. Клэридж. С целью изучения вербальной креативности в данном исследовании применен тест вербальной креативности «Необычное использование» Дж. Гилфорда. Полученные результаты подвергнуты статистическим методам анализа данных: для выявления значимых взаимосвязей переменных и их структур применялся корреляционный анализ по Ч. Пирсону, а также факторный анализ по (метод главных компонент с последующим Varimax-вращением). Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета «STATISTICA 7.0».

. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI). [3] [4] [13, с. 118-123.] [25]

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл.

Шкалы MMPI:

.        Шкала ипохондрии (HS) - определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;

.        Шкала депрессии (D) - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

.        Шкала истерии (Hy) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

.        Шкала психопатии (Pd) - направлена на диагностику социопатического типа личности;

.        Шкала маскулинности - феминности (Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

.        Шкала паранойи (Pa) - позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

.        Шкала психастении (Pt) - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

.        Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

.        Шкала гипомании (Ma) - определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;

.        Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

. Короткие шкалы для измерения шизотипии (Short scales for measuring schizotypy) О.Мэйсон, И.Линней, Г.Клэридж.

Для исследования шизотипических проявлений использовался опросник «Короткие шкалы для измерения шизотипии» (Short scales for measuring schizotypy) О. Мэйсон, И. Линней, Г.Клэридж . Mason, O., Linney, Y., Claridge, G. Short scales for measuring schizotypy. www.sciencedirect.com. Перевод Л.Я. Дорфман, М.В. Балева (не опубликовано).

Собраны первичные данные о надежности шкал шизотипии (Васенина О.Е., Дудорова Е.В., 2014). Величина стандартизированного коэффициента альфа по пунктам шкалы «необычные переживания» составила 0,72; по пунктам шкалы «когнитивная дезорганизация» составила 0,64; по пунктам шкалы «интровертивная ангедония» составила 0,50.

Содержательная валидность определялась 3 экспертами, имеющими ученое звание.

. Тест вербальной креативности «Необычное использование» Дж. Гилфорда. [23, с 171-172] [1]

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. XX в. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности (Divergent Productive tests), измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным. Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях. Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование; 3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. [11, с. 79]

Всего в батарее тестов Дж.Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Дж.Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом. [2, с. 396] Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшим развитием этой программы стали исследования Е.П. Торранса. Под креативностью Е.П. Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торрансу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торранс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Испытуемому предлагались разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно.

Вербальный тест творческого мышления может использоваться психологами для выявления творческой одаренности школьников. Задания, аналогичные тестовым, могут использоваться для развития (тренинга) творческого мышления детей психологами, учителями, родителями и даже самими учащимися.

Тест креативности Дж. Гилфорда успешно используется при тестировании кандидатов на работу в творческих и художественных областях деятельности, менеджеров различного звена, руководителей среднего и высшего звена в государственных и международных организациях.

2.3 Методы статистической обработки данных

В работе используются методы теоретического и эмпирического исследования. Теоретический обзор литературы представляет собой анализ, сопоставление, обобщение и систематизацию данных по изучаемой проблематике. Эмпирическое исследование проводилось с использованием психологического тестирования.

Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: для выявления значимых взаимосвязей переменных и их структур применялся корреляционный анализ по Ч. Пирсону, а также факторный анализ по (метод главных компонент с последующим Varimax-вращением), критерий Стьюдента. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета «STATISTICA 7.0».

Корреляционный анализ

Основное назначение корреляционного анализа в данном исследовании - выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик. Данная изменчивость обладает тремя основными характериcтиками: формой, направлением и силой.

Для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке, применяется коэффициент корреляции r-Пирсона. Сам коэффициент характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Коэффициент линейной корреляции является параметрическим методом и его корректное применение возможно только в том случае, если результаты измерений представлены в шкале интервалов, а само распределение значений в анализируемых переменных отличается от нормального в незначительной степени.

Факторный анализ

Факторный анализ используется в данном исследовании при обработке массива экспериментальных данных как комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые латентные признаки, а так же причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи.

Задачами факторного анализа являются:

сокращение числа переменных,

определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных.

Главное понятие факторного анализа - фактор. Это искусственный статистический показатель, возникающий в результате специальных преобразований таблицы коэффициентов корреляции между изучаемыми психологическими признаками, или матрицы корреляций. В результате факторизации из корреляционной матрицы может быть извлечено разное количество факторов вплоть до числа, равного количеству исходных переменных. Однако факторы, выделяемые в результате факторизации, как правило, неравноценны по своему значению.

Факторный анализ позволяет установить для большого числа признаков узкий набор свойств, характеризующих связь между признаками и факторами.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица первичных данных тестирования респондентов представлена в приложении 1.

3.1 Анализ взаимосвязей креативности и черт личности у девушек

Результаты корреляционного анализа показателей по всем методикам в группе девушек представлены в приложении 2.

Корреляционная матрица значимых и высоко значимых связей между показателями креативности и черт личности в группе девушек представлена в приложении 3 (см. таблицу 1, рисунок 1).

Таблица 1.

Значимые корреляции креативности и черт личности в группе девушек


В ячейках, выделенных серым цветом, располагаются коэффициенты корреляции, значимые на уровне р < 0,001

Жирным шрифтом обозначены коэффициенты корреляции, значимые на уровне р < 0,01

Курсивом обозначены коэффициенты корреляции, значимые на уровне р < 0,05

коэффициенты на уровне значимости р < 0,001;

коэффициенты на уровне значимости р < 0,01;

коэффициенты на уровне значимости р < 0,05;

прямая связь обратная связь

Рисунок 1. Схема значимых взаимосвязей между показателями креативности и черт личности в группе девушек

Анализируя рисунок 1 можно видеть, что отдельным блоком выступают обратные корреляции шкалы шизофрении, шкалы социальной интроверсии и необычные переживания.

Социальная интроверсия - интровертированность в мышлении, эмоциональной сфере и социальной жизни.

Необычные переживания - это вера в телепатию и паранормальные явления.

Таким образом, можно видеть, что у девушек это взаимоисключающие характеристики. Тем не менее, эта взаимосвязь видимо во многом определяет их личностные характеристики.

Если рассматривать корреляции личностных характеристики и показателей креативности, то можно видеть на рисунке 1, что шкала гипомании положительно взаимосвязана с интровертивной ангедонией и опосредованно через шкалу паранойи отрицательно коррелирует с беглостью.

Для лиц с высокими оценками по шкале гипомании характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Интровертивная ангедония - потеря чувства радости, наслаждения. Важный симптом деперсонализации. Чаще всего наблюдается при депрессиях, особенно эндогенных, иногда при тяжелых неврозах, шизофрении.

Таким образом, можно предположить, что для девушек характерно «маскирование» внутреннего состояния за внешними проявлениями «веселости» и беззаботности. То есть чем острее проявления депрессивных состояний, тем выше потребность в контактах с людьми и активности. При этом их интерес к другим поверхностный, т.к. определяется уровнем деперсонализации.

Основная черта людей с высокими показателями по шкале паранойяльности - склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

Таким образом, можно сказать, что чем выше у девушек показатель интровертивной ангедонии, тем ниже показатели по шкале паранойяльности. И, наоборот. То есть при высоком уровне деперсонализации девушки недоверчивы и осторожны, боятся неприятных последствий своих действий, у них гибкое мышление и они быстро меняют точку зрения. А при низком уровне деперсонализации девушки отличаются ригидностью, склонностью к систематизации накопленного опыта, подозрительностью, обидчивостью, упорством в достижении цели, педантизмом, склонностью обвинять других в недружелюбии, враждебностью и ригидностью аффекта. Черты личности: сочетание сензитивности и обидчивости с жалобами на недостатки окружающих, их враждебные действия, утверждение моральных устоев, склонность к идеаторной разработке ситуации. Ригидность аффекта обычно связана с эгоистическими побуждениями. Сопровождается интенсивной разработкой концепции, которая призвана объяснить его возникновение и в то же время сохранить приемлемое для индивида представление о собственной личности. Эта вторичная идеаторная разработка создает впечатление независимой позиции, верности своим критериям. Однако в действительности поступки определяются внешним воздействием, так как они являются ответом на действия окружающих, воспринимаемых аффективно, как ущемляющие личность испытуемого. Рассуждения их внутренне логичны. С ригидностью аффекта связано также длительное переживание собственных успехов, причем это переживание включает гордость своей ценностью, повышенное себялюбие и недовольство отсутствием признания со стороны окружающих. Для личности свойственно упрямство, рациональная житейская платформа, выраженное чувство соперничества, прямолинейность.

Показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

Таким образом, проявления паранойяльности как бы «тормозят» продуктивность «рождения» идей как характеристики креативности. То есть такие личностные характеристики, как недоверчивость и осторожность, боязнь неприятных последствий своих действий, гибкость мышление и быстрая смена точки зрения соотносятся активностью и продуктивностью в скорости порождения большого числа идей, выраженных в словесных формулировках. Можно предположить, что девушки, обладающие гибкостью мышления и природной осторожность, стараются как можно точнее вербализовать свою точку зрения, что сопутствует высокой беглости как показателю креативности.

Таким образом, рассмотрев специфические взаимосвязи можно обобщить:

. Девушки с высокими показателями беглости как показателя креативности, а также обладающие гибкостью мышления и природной осторожность, стараются как можно точнее вербализовать свою точку зрения, что сопровождается гипоманией и деперсонализацией.

3.2 Анализ взаимосвязей креативности и черт личности у юношей

Результаты корреляционного анализа показателей по всем методикам в группе девушек представлены в приложении 4.

Корреляционная матрица значимых и высоко значимых связей между показателями креативности и черт личности в группе юношей представлена в приложении 5 (см. таблицу 2, рисунок 2).

На основании сделанного анализа можно сказать, что наибольшее количество связей имеет показатель оригинальности (4). У показателя «оригинальность» выявлены отрицательные корреляционные связи с показателями «паранойей» (r = -0,35), «психастенией» (r = -0,33), а также положительные взаимосвязи с показателями «гипомания» (r = 0,35) и «интровертивная ангедония» (r = 0,34).

Таблица 2.

Значимые корреляции креативности и черт личности в группе юношей


Курсивом обозначены коэффициенты корреляции, значимые на уровне р < 0,05

коэффициенты на уровне значимости р < 0,05;

прямая связь обратная связь

Рисунок 2. Схема значимых взаимосвязей между показателями креативности и черт личности в группе юношей

Таким образом, на основании сделанного анализа можно предположить, что при высоких показателях паранойи и психастении юноши характеризуются низкими показателями оригинальности и интровертивной ангедонии.

Основная черта людей с высокими показателями по шкале паранойяльности - склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

Шкала психастении диагностирует лиц с тревожномнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

Интровертивная ангедония - потеря чувства радости, наслаждения. Важный симптом деперсонализации. Чаще всего наблюдается при депрессиях, особенно эндогенных, иногда при тяжелых неврозах, шизофрении.

Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

Таким образом, можно сказать, что юноши, отличающиеся ригидностью, склонностью к систематизации накопленного опыта, подозрительностью, обидчивостью, упорством в достижении цели, педантизмом, склонностью обвинять других в недружелюбии, враждебностью и ригидностью аффекта, а также сензитивностью, страхом, тревогой, немотивированными опасениями, неуверенностью в себе и в своей компетентности, пониженной самооценкой, навязчивостью не могут быть оригинальными в своих идеях.

А вот юноши при высоких показателях деперсонализации и характеризующиеся повышенным настроением, чрезмерной активностью, большим количеством и легкостью возникновения планов и идей, которые часто не осуществляются в силу повышенной отвлекаемости и переоценки своих возможностей, разнообразием интересов, широкими и поверхностными контактами показывают высокие результаты оригинальности идей.

Рассмотрим «второй блок» корреляций, где показатель «шизофрения» отрицательно коррелирует с показателем «необычные переживания» (r = -0,36) и положительно коррелирует с показателем «гибкость» (r = 0,31).

Лицам с высокими показателями по шкале шизофрении свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

Необычные переживания - это вера в телепатию и паранормальные явления.

Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

Таким образом, можно сказать, что если даже незначительные фрустрации ведут к возникновению у юношей стойких и длительных отрицательных эмоций, а компенсация достигается путем ухода из окружающей среды во внутренний мир, если для них характерна эмоциональная холодность, своеобразие восприятия и суждений, необычность мыслей и поступков, избирательность или поверхностность контактов, ориентировка на внутренние критерии, утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и в связи с этим нарушение адекватного эмоционального реагирования, то они способны выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Для таких юношей трудно, а порой невозможно взглянуть на себя со стороны и включить себя в окружающий мир. Поведение часто эксцентрично, лишенное эмоциональной окраски или надменное. Хотя отрицательные сигналы и не доходят до них, но если сигнал дошел, то он неожиданно вызывает большую ранимость. Поскольку в силу неудовлетворенности и ранимости четко сформированное представление о социальной ситуации у этих юношей часто оказывается источником напряженности, длительных и интенсивных отрицательных эмоций, они избегают ясных и четких формулировок и у них отсутствует четкое представление о том, как именно они должны вести себя в той или иной ситуации или чего именно ждут от них окружающие. Хотя высказывания таких юношей логичны и правильно построены грамматически, у окружающих они могут создать впечатление двусмысленности или недостаточной понятности. Причина может скрываться в том, что они теряют контроль над понятийностью в результате нарушений социальной коммуникации. Затруднение социализации все больше может усилить ощущение внутренней напряженности, отсюда усиливающиеся затруднения в реальной оценке ситуации и общей картины мира. Поэтому их активная деятельность обычно протекает вне ситуации, поскольку эти юноши нередко ощущают свою отчужденность и непонятность, неспособность стать действительным членом группы, к которой они принадлежат формально. Как следствие этого - амбивалентность в отношениях: ожидание внимания со стороны окружающих и боязнь холодности с их стороны. Они проявляют то чрезмерное дружелюбие, то непонятную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. Недостаточность контактов приводит также к аутистическому фантазированию и формированию аффективно насыщенных идей.

Таким образом, рассмотрев специфические взаимосвязи можно обобщить:

. У юношей высокие показатели оригинальности идей соотносятся с деперсонализацией, повышенной гипоманией.

. Юноши с шизоидным типом поведения отличаются высокой гибкостью, т.е. способностью выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Также важно подчеркнуть, что выявлена общая корреляция: как у девушек, так и у юношей показатель «шизофрения» отрицательно коррелирует с показателем «необычное переживание». Можно предположить, что данная личностная характеристика характерна для всех молодых людей.

Также выявлен интересный нюанс: если у девушек взаимосвязь гипомании и интровертивной ангедонии опосредованно сопровождается повышением беглости. То у юношей такая взаимосвязь сопровождается оригинальностью как показателем креативности. Можно предположить, что для молодых людей свойственно «прятать» деперсонализацию за внешним проявлением жизнерадостности. Но у девушек это сопровождается активизацией беглости для вербализации своих идей. А у юношей в оригинальности своих идей.

3.3 Анализ факторных структур параметров креативности и черт личности у девушек

Результаты факторного анализа параметров креативности и черт личности в группе девушек представлены в приложении 6.

Факторный анализ параметров креативности и черт личности выявил следующую структуру (таблица 3).

Таблица 3.

Факторная структура параметров креативности и черт личности в группе девушек


Первый фактор с удельным весом 2,32 и с долей объяснимой дисперсии 14 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Шкала истерии (-0,70), Шкала психопатии (-0,60), а с противоположным знаком на другом полюсе: Шкала социальной интроверсии (0,69), Шкала депрессии (0,50), Необычные переживания (0,50). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Шкала истерии. Фактор 1 получил название «Защитные реакции конверсионного типа и социальная дезадаптация».

Второй фактор с удельным весом 2,03 и с долей объяснимой дисперсии 12 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Когнитивная дезорганизация (-0,68), Шкала ипохондрии (-0,59), а с противоположным знаком на другом полюсе: Шкала маскулинности - феминности (0,66), Шкала гипомании (0,49). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Когнитивная дезорганизация. Фактор 2 получил название «Перескакиванию с темы на тему при склонности к астеноневротическому типу».

Третий фактор с удельным весом 1,87 и с долей объяснимой дисперсии 11 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Интровертивная ангедония (0,77), Шкала гипомании (0,65), Оригинальность (0,52), а с противоположным знаком на другом полюсе: Шкала психастении (-0,59). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Интровертивная ангедония. Фактор 3 получил название «Деперсонализация при гипомании, определяющие оригинальность».

Четвертый фактор с удельным весом 1,82 и с долей объяснимой дисперсии 11 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Шкала шизофрении (0,78), Гибкость (0,51), а с противоположным знаком на другом полюсе: Необычные переживания (-0,69). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Шкала шизофрении. Фактор 4 получил название «Шизоидный тип поведения в сочетании с гибкостью».

Пятый фактор с удельным весом 1,78 и с долей объяснимой дисперсии 10 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Беглость (-0,68), Импульсивная нонконформность (-0,58), а с противоположным знаком на другом полюсе: Шкала паранойи (0,60). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Беглость. Фактор 5 получил название «Беглость при тенденции к импульсивному поведению и в противовес склонности формированию сверхценных идей.

Таким образом, на основе результатов факторного анализа можно сказать, что структура корреляционных взаимосвязей параметров креативности и черт личности у девушек обусловлена 5 факторами: 1. «Защитные реакции конверсионного типа и социальная дезадаптация»; 2. «Перескакиванию с темы на тему при склонности к астеноневротическому типу»; 3. «Деперсонализация при гипомании, определяющие оригинальность»; 4. «Шизоидный тип поведения в сочетании с гибкостью»; 5. «Беглость при тенденции к импульсивному поведению и в противовес склонности к формированию сверхценных идей».

На основании проведенного анализа можно сказать, что оригинальность у девушек сопровождается сочетанием деперсонализации и гипомании, гибкости сопутствует шизоидный тип поведения, а беглости сопутствует импульсивное поведение.

3.4 Анализ факторных структур параметров креативности и черт личности у юношей

Результаты факторного анализа параметров креативности и черт личности в группе юношей представлены в приложении 7.

Факторный анализ параметров креативности и черт личности выявил следующую структуру (таблица 4).

Таблица 4.

Факторная структура параметров креативности и черт личности в группе юношей

Первый фактор с удельным весом 2,01 и с долей объяснимой дисперсии 12 % определил следующие характеристики: Оригинальность (0,68), Шкала гипомании (0,66), Интровертивная ангедония (0,52). Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Оригинальность. Фактор 1 получил название «Деперсонализация при гипомании, определяющие оригинальность».

Второй фактор с удельным весом 1,86 и с долей объяснимой дисперсии 11 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Шкала социальной интроверсии (-0,71), а с противоположным знаком на другом полюсе: Шкала истерии (0,63), Шкала психопатии (0,58). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Шкала социальной интроверсии. Фактор 2 получил название «Интровертированность в мышлении, эмоциональной сфере и социальной жизни».

Третий фактор с удельным весом 1,74 и с долей объяснимой дисперсии 10 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Шкала шизофрении (-0,88), а с противоположным знаком на другом полюсе: Беглость (0,54). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Когнитивная дезорганизация. Фактор 3 получил название «Отсутствие шизоидных черт характера (эмоциональной холодности и отчужденности), определяющих высокие показатели беглости».

Четвертый фактор с удельным весом 1,67 и с долей объяснимой дисперсии 10 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Когнитивная дезорганизация (0,67), а с противоположным знаком на другом полюсе: Импульсивная нонконформность (-0,57), Необычные переживания (-0,56). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Когнитивная дезорганизация. Фактор 4 получил название «Склонность к перескакиванию с темы на тему, но не импульсивность поведения».

Пятый фактор с удельным весом 1,62 и с долей объяснимой дисперсии 10 % определил следующие характеристики: на одном полюсе: Шкала паранойи (-0,85), а с противоположным знаком на другом полюсе: Беглость (0,51). Фактор является биполярным. Ядром фактора, имеющим максимальную факторную нагрузку, является показатель: Шкала паранойи. Фактор 5 получил название «Беглость в противовес склонности к формированию сверхценных идей».

Таким образом, на основе результатов факторного анализа можно сказать, что структура корреляционных взаимосвязей параметров креативности и черт личности у юношей обусловлена 5 факторами: 1. «Деперсонализация при гипомании, определяющие оригинальность»; 2. «Интровертированность в мышлении, эмоциональной сфере и социальной жизни»; 3. «Отсутствие шизоидных черт характера (эмоциональной холодности и отчужденности), определяющих высокие показатели беглости»; 4. «Склонность к перескакиванию с темы на тему, но не импульсивность поведения»; 5. «Беглость в противовес склонности к формированию сверхценных идей».

На основании проведенного анализа можно сказать, что оригинальность у юношей сопровождается сочетанием деперсонализации и гипомании. Высоким показателям беглости сопутствует отсутствие шизоидных черт характера (эмоциональной холодности и отчужденности) и низкой склонности к формированию сверхценных идей.

Таким образом, выявлены общие взаимосвязи:

. Как у девушек, так и у юношей оригинальность соотносится с сочетанием деперсонализации и гипомании.

. Если у девушек беглости сопутствуют высокие показатели шизофрении, то у юношей наоборот.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы:

1. Установлено, что у девушек повышение показателя параметра вербальной креативности «беглость» характеризуется снижением выраженности проявления паранойяльности, что позволяет предположить, что девушки, обладающие природной осторожностью и гибкостью мышления, стараются как можно точнее вербализовать свою точку зрения.

. Установлено, что у юношей повышение показателя параметра вербальной креативности «оригинальность» характеризуется снижением выраженности проявления паранойи и психастении, а также, повышением проявлений гипомании и интровертивной ангедонии. Повышению показателя параметра вербальной креативности «гибкость» сопутствует повышение выраженности проявления шизофрении. Можно предположить, что для молодых людей свойственно «прятать» свои переживания за внешним проявлением жизнерадостности.

. В выборке девушек обнаружено две совместных структуры парамаетров креативности и черт личности. Одна из них отражает связи параметра креативности «беглость», импульсивной нонконформности и паранояльные проявления, другая − описывает взаимосвязи гибкости и шизофрении.

. У юношей общие структуры взаимосвязей образовали параметр креативности «беглость» и паронояльные личностные проявления, а также, «беглость» и шизоидные личностные проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги анализу данного исследования, считаем целесообразным, обобщить основные результаты и сформулировать выводы, к которым он привел. Основным предметом анализа явилось изучение особенностей взаимосвязей креативности и шизотипиических проявлений личности у юношей и девушек.

Рассмотрено современное состояние проблемы креативности, анализ которой показал, что, несмотря на различные исследования креативности, подход к ней остается полимодальный. Креативность рассматривают как креативный процесс, креативный продукт, креативную личность, креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте.

В ходе исследований выявлены биологические предпосылки креативности. Так, например, Айзенк построил модель личности, опираясь на теорию Павлова, и утверждал, что выделенные им факторы личности являются биологически обусловленными.

При изучении шизотипических проявлений личности выявлено, что согласно современным данным, шизотипия (под углом зрения психометрических измерений) является многомерным конструктом, приводят свидетельства в пользу двух измерений шизотипии - позитивной и негативной.

Исследования связи шизотипического типа личности с креативностью показали, что приводятся данные о связях позитивной шизотипии с дивергентным мышлением.

В результате анализа обоснована необходимость систематизации, обобщения имеющихся данных, в связи с ее высокой теоретической и практической значимостью.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что гипотеза о том, что взаимосвязи креативности и черт личности у юношей и девушек специфичны доказана и нашла свое эмпирическое подтверждение.

Рассмотрев полученные в работе результаты, можно сказать, что поставленные в работе цели и задачи выполнены.

Надеемся, что полученные результаты послужат стимулом для дальнейших исследований данной проблематики, которые возможны как в теоретическом, так и практическом плане.

Список литературы

1.      Аверина И.С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова. - М.: Соборъ. - 1996. - 60 с.

2.      Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах / А. Анастази - М., 1982., т.1.

.        Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). - М.: «Фолиум», 1994. - 175 С.

.        Блейхер В.М., Крук И. В., Патопсихологическая диагностика. - К.: Здоровя, 1986 - 280 с.

.        Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000.

.        Галкина Т.В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики / Т.В. Галкина, Л.Г. Алексеев. - Вып. № 2. - М.: ИП РАН, 1995.

.        Гасимова В.А. Креативность, психотизм, экстраверсия, нейротизм / В. А. Гасимова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества», Москва 13 - 15 декабря 2011. - М., 2011. − С. 67-68 (0,1 п. л.).

.        Гасимова В.А. Роль полимодального Я и перцептивного внимания в интеграции креативного мышления и психометрического интеллекта / Л. Я. Дорфман, В. А. Гасимова, // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва 14 - 18 февраля 2012. Т. I, - М.: Российское психологическое общество, 2012. - C. 368-369 (Авторские не разделены) (0,1 п. л.).

.        Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1969.

.        Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. - М., 1989.

.        Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).

.        Жарикова А.С. Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом возрастах // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С. 32-37.

.        Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult. - Психол. ж., 1981, № 3/

.        Когнитивные исследования: Проблема развития / Под редакцией Д.В. Ушакова. - М., Издательство «Институт психологии РАН», 2009.

.        Кон И.С. Психология ранней юности - М. Просвещеиие, 1980.

.        Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980.

.        Кыштымова И.М. Научные подходы к развитию креативности // Педагогические системы развития творчества: Материалы 6-й Междунар. научно-практ. конференции. - Екатеринбург, 2007. С. 109 - 118 (0,8 п.л.)

.        Кыштымова И.М. Психосемиотическая модель креативности // Личность и деятельность педагога: история, традиции, инновации: материалы научно - практ. конференции, посв. 200-летию Я.А. Болдонова и 175-летию Н.С. Болдонова. Улан - Удэ, 30-31 октября 2008 г. Улан - Удэ, 2008. С. 68 - 85 (1,1 п.л.).

.        Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М., 2001.

.        Наумова Е.Г. Творчество и творческая личность в современной репрезентативной культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2 [электронный ресурс] // www.hses-online.ru- 0,5 п.л.

.        Пищулина Л.В. Модель службы адаптации и развития креативных младших школьников: материалы научно-методических чтений ПГЛУ / Л.В. Пищулина // Университетские чтения - 2011. - Часть X. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - С. 168-171. (0,2 пл.)

.        Пищулина Л.В. Развитие творческого потенциала личности младших школьников в условиях инновационного образования: коллективная монография. - Глава 5 / Л.В. Пищулина, Н.М. Швалева // Гуманистическая парадигма построения развивающей психологической практики в образовании, социальной сфере / Под ред. Д.В. Тырсикова, Н.М. Швалевой. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С. 82-121.(1,6 пл.)

.        Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - Спб.: Питер - 2008. - 652 с.: ил., с 253-256/

.        Пузеп Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Омск, 2006.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/643

.        Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. - М.: Речь, 2007. - 224 с.

.        Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006.

.        Халифаева О.А. Влияние психологических условий на развитие креативности подростков/ О.А. Халифаева // Образование и наука: Изв. Уральского отделения Российской академии образования. - 2007. - № 2. (рецензируемый ВАК).

.        Халифаева О.А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении / О. А. Халифаева // Психологическая наука и образование - периодическое специализированное научно-практическое издание по проблемам психологии и образования. - М.: МГППУ, 2007. - № 2. (рецензируемый ВАК).

Приложение 1

Сводная таблица первичных эмпирических данных


Приложение 2

Результаты корреляционного анализа (Группа девушек)

Приложение 3

Результаты корреляционного анализа (Группа девушек)

Приложение 4

Результаты корреляционного анализа (Группа юношей)

Приложение 5

Результаты корреляционного анализа (Группа юношей)


Приложение 6

Результаты факторного анализа (Группа девушек)


Приложение 7

Результаты факторного анализа (Группа юношей)

Похожие работы на - Особенности взаимосвязей креативности и черт личности старшеклассников в связи с полом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!