Государственный аппарат

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный аппарат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономнее образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

Кафедра права






Курсовая работа

По дисциплине: «Теория государства и права»









Екатеринбург 2014

ВВЕДЕНИЕ

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата).

В курсовой работе исследуется тема «Государственный аппарат: особенности, структура, принципы организации и функционирования» актуальность темы курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.

В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и другие. Иногда между ними проводят грань. Какие-то несущественные несовпадения можно установить, но по существу они похожи.

Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение аппарата государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

В работе используется термин «государственный аппарат», под которым понимается система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия.

Степень разработанности темы курсовой работы. Необходимо сказать, что отдельные вопросы государственного аппарата подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе.

Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам государственного аппарата можно назвать труды: Бляхман Б.Я. Корельский В.М., Перевалова В.Д. Матузова Н.И., Малько А.В. Малахова В.П., Казакова В.Н. Морозова Л.А. и другие.

В то же время, следует отметить, что большинство исследователей перечисленных авторов основано на иных социально - экономических условиях, что свидетельствует о необходимости дальнейшего, более тщательного исследования государственного аппарата, что имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер, позволяет глубже понять природу государственного аппарата, его структуру, принципы организации и функционирования. Исходя из вышеизложенного:

Объектом исследования структура государственного аппарата и его функции по осуществлению государственной власти.

Предметом исследования является законодательство РФ регулирующее данную сферу.

Целью исследования курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть тему данной курсовой работы «Государственный аппарат: структура и функционирование».

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

Рассмотреть общие закономерности государственного аппарата, проанализировать его особенности.

Раскрыть государственный аппарат историческими и социально - экономическими факторами.

Исследовать понятие государственного аппарата, характерные черты, модель построения, формы деятельности, а также принципы организации и функционирования.

Раскрыть сущность и особенности структуры государственного аппарата.

Методологической основой исследования послужили различные общенаучные и специальные методы исследования, а именно: сравнительно-правовой, формально-юридический, проблемно-теоретический, исторический методы, а также метод системного анализа.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приводится список использованных источников при написании работы.

В первой главе раскрываются понятия о характерных чертах государственного аппарата, описывается модель построения государственного аппарата и формы деятельности государственного аппарата.

Во второй главе рассматриваются такие темы, как Президент Российской Федерации, органы представительной и законодательной власти, органы исполнительной власти, судебная власть, прокуратура Российской Федерации.

В третьей главе анализируются принципы организации и функционирования государственного аппарата.

В заключении отражен вывод и предложения автора по проведенному исследованию.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ЕГО ОСОБЕНОСТИ

Аппарат государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.

Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Различают два вида государственных организаций:

Осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения).

Реализующие экономическую и социально - культурную функции (образовательные, научно - исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и другие).

Понятие аппарата государства раскрывается через характерные черты и признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственные органов.

Построение и деятельность аппарата государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления.

В отличие от государственных организаций, орган государства характеризуется следующими признаками:

Представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законном порядке (посредством выборов, назначения и другие)

Наделен властными полномочиями, определенное содержание и объём которых закреплен в нормативно - правовых актах.

Имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативно - правовые и правоприменительные).

Вправе применять принуждения в случаях и в объёме устанавливаемых в законодательном порядке.

Действует от имени государства.

Наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно - правовых формах.

Состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

1.1 Характерные черты государственного аппарата

Государственный аппарат - система органов государства, через которые осуществляются государственная власть, функции соответствующего государства, является составной частью механизма государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты:

Во-первых, аппарат государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных, в Конституции Российской Федерации.

Во-вторых государственный аппарат - характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного аппарата в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституции СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о советах как политической основе государства. В статье 10 Конституции Российской Федерации в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В развитии данного положения в статье 11 Конституции Российской Федерации определено, что государственная власть в России осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации, государственная власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органами государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих между государственным аппаратом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляется, получает свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, по средствам деятельности всей системы объединённых и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного аппарата, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, государственный аппарат - для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимым материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенности этих придатков в том, что они выделяется в государственный аппарат, не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» к ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, а так же предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. «Вещественные придатки» государственного аппарата не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения.

На аппарат государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.

Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

1.2 Модель построения государственного аппарата

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

Централизованная модель построения государственного аппарата -сегментарная, в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (Президент Российской Федерации, Парламент, Правительство). Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране.

Моноцефальная модель построения государственного аппарата, в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора.

Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов.

Монотеократическая модель построения государственного аппарата, в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах и длительное сохранение родовых порядков. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и другие. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Среди организаций и учреждений, относящихся к числу государственных, есть и неспецифическая часть организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально - культурную деятельность.

1.3 Формы деятельности государственного аппарата

Организационная форма деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы.

Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой разрабатываются, устанавливаются нормы права, посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.

Правоохранительная деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

Государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату.

Основными формами и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Обобщение анализируемого позволяет прийти к выводу что «аппарат современного Российского государства» это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Тесная взаимосвязь функций государства и его аппарата обуславливает необходимость структурно - функционального подхода к изучению государственного аппарата.

«Структурно - функциональный подход» - одно из направлений общего системного анализа основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с эти структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

«Структурно - функциональный» анализ аппарата современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов в их системных образований, как они закреплены в Конституции Российской Федерации (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного аппарата и учитывая выполняемые составляющими их органами функциями, то есть исходя из структурно - функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих аппарат современного Российского государства.

2.1 Президент Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации Президент не относится непосредственно к какой - либо одной из трех основных ветвей.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства). Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе Российской Федерации.

2.2 Органы представительной и законодательной власти

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.

В процессе обсуждения проекта новой Конституции Российской Федерации его противники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Данное право закреплено в конституциях многих демократических государств, а так же право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В тоже время Федеральное Собрание наделяется правом в указанных в Конституции случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента от должности. Конституция Российской Федерации предусматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктатуры парламента.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть аппарата Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

2.3 Органы исполнительной власти

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

Федеральные министерства - по делам внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и другие.

Государственные комитеты российской Федерации - по делам кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодежной политике и другие.

Федеральные комиссии России - по делам рынка ценных бумаг.

Федеральные службы России - по делам безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, по валютному и экспортному контролю и другие.

Российские агентства - по боеприпасам, по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам и другие.

Федеральные надзоры России - по делам ядерной и радиационной безопасности.

Иные федеральные органы исполнительной власти.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.

2.4 Судебная власть

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно Конституции и Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом по средствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

«Судебная система Российской Федерации» охватывает три разновидности органов судебной власти:

Конституционный Суд России;

Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации - является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд Российской Федерации - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

2.5 Прокуратура Российской Федерации

государственный аппарат суд президент

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции Российской Федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятые в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <#"justify">ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом.

Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Принцип организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, согласно которому органы прокуратуры осуществляют в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и другие.

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает аппарат государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой- либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно статье 15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности аппарата Российского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пересечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности аппарата государства, выраженные в Конституции Российской Федерации, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах.

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно - правовом акте сформулированы следующие принципы:

Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно - правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

Гласность в осуществлении государственной службы;

Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

Стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного аппарата как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают аппарату государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе исследовалась тема «Государственный аппарат: особенности, структура, принципы организации и функционирования», актуальность темы заключается в следующем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Аппарат государства, как система органов и учреждений, посредством, которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм.

Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и так далее. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.

Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и так далее.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно - распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности.

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и так далее.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, то есть они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно- распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12.12.93г.// с изменениями на 5 февраля 2014 года.

2.ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года).

.Федеральный Закон «Об обороне» с изменениями на 3 февраля 2014 года).

.Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» с изменениями на 3 февраля 2014 года.

5.Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон "О прокуратуре РФ» <#"justify">10.Малахова В.П., Казакова В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов. М.: 2007. - 574 с.

11.Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: 2002. - 414с.

Похожие работы на - Государственный аппарат

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!