Организация государственной власти в Тверской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация государственной власти в Тверской области

Содержание

Введение

Глава 1. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации

.1 Общие принципы и основы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ

.2 Система органов государственной власти в РФ

.3 Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов

.4 Понятия, используемые в органах государственной власти

Глава 2. Организация государственной власти в Тверской области

.1 Органы государственной власти в Тверской области

.2 Органы власти, функционирующие на территории Тверской области, но не входящие в структуру органов власти субъекта федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Федеральный характер российского государства предполагает, что государственная власть осуществляется как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение властей происходит как по горизонтали (три ветви) и по вертикали (между федеральным правительством и регионами). Федерализм предполагает сложный характер отношений между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в её значимости. В организации государственной власти существует принцип разделения властей и других гарантии от произвола властей. Таким образом, признание демократических ценностей в Конституции и законах недостаточно. Возникает потребность в правильной организации государственной власти. А для её создания - правовой базы, которая в свою очередь зависит от уровня теоретических разработок проблем, понимания организации системы органов власти и механизмов их деятельности и взаимодействия. Другой аспект - энергетическая эффективность в решении их проблем. Также для этого требуется понимание организации государственного аппарата.

Если федеральные уровень организации государственной власти привлекает постоянное внимание научных кругов и общественности, и хорошо теоретически разработан, то о региональном уровне подобного утверждать нельзя. В то время это важно для отдельного гражданина в связи с тем, что решения, принятые здесь, оказывают непосредственное влияние на главные интересы граждан.

Объектом исследования курсовой будет выступать организация государственной власти в субъекте РФ. Предмет исследования - система органов государственной власти, полномочия, структура, особенности органов власти данного региона.

Цель данной курсовой работы состоит в подробном рассмотрении системы органов государственной власти в субъекте Российской Федерации на примере Тверской области. Что детерминирует постановку следующих задач:

.Определить общие принципы и основы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ;

.Исследовать ветви власть в Российской Федерации и её субъектах;

.Определить систему органов государственной власти в РФ;

.Определить органы государственной власти в Тверской области;

.Определить органы власти, функционирующие на территории Тверской области, но не входящие в структуру органов власти субъекта федерации

Итак, рассмотрим подробнее организацию, сферу деятельности, полномочия и особенности органов государственной власти региона.

Глава 1. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации

.1 Общие принципы и основы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ

Система органов государственной власти - необходимый атрибут государственного образования. Конституция России дает четкое разграничение между государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации - система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации.

Прежде чем приступить к рассмотрению власти субъектов Российской Федерации, необходимо определить основное определение данного института. Государственный орган - это составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовое формы деятельности.[1]

В части. 2 ст. 11 Конституции России Федерации государственную власть в регионах, осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следует отметить, необходимость принципов организации органов государственной власти на всех уровнях.

Система власти в субъектах и в Российской Федерации, стоится, исходя из принципа разделения властей. Законодательная (представительная), исполнительная и судебная. Общие принципы организации государственных органов и органов местного самоуправления определяются как самой Российской Федерацией, так и ее субъектами. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Ч. 1, ст. 77 Конституции Российской Федерации предусматривает, что система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливается Федеральным Законом.

Ч. 2 ст. 77 Конституции РФ устанавливает, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

сентября 1999 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Этот закон устанавливает общие положения, устанавливающие принципы организации власти субъекта Российской Федерации, которые определяют систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуются федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.

.2 Система органов государственной власти в РФ

Одной из главных целей Конституции Российской Федерации является организация государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, с помощью которых осуществляются властные полномочия, но и большое количество других органов и учреждений, созданных по вертикали и горизонтали, которые, в той или иной степени соподчиняются. Комбинация этих органов и учреждений государственной власти формирует механизм, который должен действовать как единая и эффективная системы.

Государственный сектор - самая важная часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь управленческую роль государства в обществе. Таким образом, орган государственной власти имеет свой собственный набор задач и полномочий, соответствующий функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и осуществляет свои полномочия от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, давая им ряд особых полномочий, за рамки которых они не должны выходить, определяет их права, обязанности и ответственность в случае их несоблюдения.

Каждый орган государственной власти имеет свою собственную структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все вместе они образуют единое целое, как единый государственный орган для выполнения функций государства. Следовательно, орган государственной власти - неотъемлемая, относительно изолированная и независимая часть государственного механизма, который участвует в осуществлении функций государства, действуя от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет организационно-правовые формы деятельности, которые ей присущи.

Органу государственной власти передается от государства определенные правовые, материально-технические и финансовые ресурсы для выполнения определенных задач и функций государственной власти Российской Федерации.

Конституционная и правовая форма государственного органа не могут быть описаны рядом важных особенностей, которые делают его отличимым от многих других учреждений и организаций, которые могут быть включены в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. В первую очередь, орган государственной власти устанавливается только государством в особом порядке. Он создается в соответствии с положениями Конституции, законов и иных нормативных актов. Это означает, что орган не может быть создан и функционировать вне установленного порядка. Конституция РФ гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что в Российской Федерации никто не может присваивать власть. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция определяет способ и порядок формирования государственного сектора. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы не будут устранены или изменены без изменения Конституции. Тем не менее, Конституция предусматривает, что формирование этих органов должно осуществляться в соответствии со специальным законом, поскольку Конституция не может выполнять все функции формирования и функционирования власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К примеру, Президент РФ и Государственная дума избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президентом его кандидатуры Государственной Думе; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую часть состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.

Органы государственной власти могут быть созданы, частично или полностью устранены не только законы, но и подзаконными актами, например, указами Президента Российской Федерации или главы субъекта Российской Федерации. В основном это касается структуры и полномочий органов исполнительной власти.

Для органа государственной власти характерным является то, что он создан для выполнения задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Например, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство реализует исполнительные функции. Функции и задачи государственной власти субъектов России Федерации определены в Уставах, Конституциях и иных законах

Характерным признаком органа государственной власти являются его полномочия. Это означает, что его решения носят обязательный характер, и для их осуществления, при необходимости, может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти способны издавать нормативные акты, регулирующие использование гражданами, организациями и должностными лицами их прав и обязанностей, а также регулирование отношений между государством и гражданином в указанной сфере общественной жизни.

Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, также имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Это установлено для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

Как правило, объем компетенций органа устанавливается при его создании нормативно-правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые затем изменят или дополнят в соответствии с законом. Орган государственной власти имеет независимую компетенцию, которой, как правило, лишены внутренние подразделения, поэтому они не могут рассматриваться в качестве самостоятельных государственных органов.

Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простой (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).

Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в порядке, установленном законом, государственных служащих, которые осуществляют от имени государства определенные полномочия. Государственный орган также может быть представлен в лице лишь одного человека. Примером может послужить Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ. В силу конституционных норм или на основе закона данные должностные лица действуют и несут ответственность исключительно перед теми, кто их избрал или назначил.

В зависимости от того, какой был порядок принятия властных решений, государственные органы могут быть основаны на принципах коллегиальности, например, как Правительство РФ или на принципах единоначалия, как Президент РФ.

Наряду с государственными органами, Конституция устанавливает создание и обеспечение функционирования местных органов власти, которые, в соответствии с Конституцией, не включены в систему органов государственной власти. Эти органы имеют особый правовой статус, но они также характеризуются основными чертами власти - принятый законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

Местное самоуправление не является государственной властью, но оно не способно функционировать без надлежащих органов, снабженными соответствующими полномочиями, объемом ответственности, привилегией прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д.

Система органов государственной власти Российской Федерации стоит на базисных принципах, с помощью которых государственный механизм осуществляет свои непосредственные функции. Во-первых, органы государственной власти действуют в соответствии с принципом суверенитета государственной власти, т.е. полной независимости власти внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти формируется на принципе суверенитета народа и реализуется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

Еще одним важным принципом государственного сектора является единство государственных органов. Это означает, что вся система власти должна действовать как единый организм в пределах единого государства. Президент, как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы субъектов Российской Федерации образуют единую, построенную на основе иерархии, структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция России предусматривает создание в определенных пределах такой системы для исполнительных и судебных органов государственной власти. Но подобная система, основанная на иерархии, исключена законодательных орган власти. Данные органы действуют на основе полной самостоятельности и решения, которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, как прокуратура, к примеру, не способны в смысле полной самостоятельности быть поделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации. Это невозможно, так как система прокуратуры строится на основе жесткой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ крайне важен для системы государственных органов Российской Федерации. Как уже упоминалось выше, Конституция определяет полномочия самой Федерации и совокупную компетенцию Федерации и субъектов. Так называемые "остаточные" полномочия содержатся в предметах ведения нигде кроме субъектов Федерации. В данном случае субъекты наделены всей полнотой государственной власти. Но в вопросах распределения полномочий между федеральным правительством и субъектами еще много проблем. В частности, нет четкого определения обязанностей в органах исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, разделения обязанностей и в других сферах общественной жизни.

Основной принцип сектора государственной власти - принцип выборности. Этот принцип относится и к образованию высших представительных учреждений Российской Федерации и ее субъектов - Президента Российской Федерации и других высших должностных лиц субъектов федерации.

Принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти тесно связан с принципом выборности ряда органов государственной власти. Граждане участвуют в выборах представительных органов государственной власти и местных выборах. Более того, законодательством субъектов Федерации может быть постановлено формирование и других государственных органов. Стоит заметить, что деятельность граждан в органах государственной власти регистрируется как государственная служба со всеми свойственными ей привилегиями, обязанностями и требованиями. Занимать должности в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо того, основывается на принципах профессионализма.

Принципом функционирования системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Такое конституционное право граждан на оспаривание действий государственных органов и должностных лиц обращено на усиление правомерности и эффективности работы органов государственной власти, охрану конституционного строя РФ и защиту конституционных прав граждан.

Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип подразумевает освещение информации о деятельности властей в СМИ общественности. Принцип гласности требует более тесного сотрудничества между государственными органами и общественностью, контроль населения за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.

Наконец, важно подчеркнуть принцип разделения властей, опираясь на систему власти в Российской Федерации и ее субъектов. Согласно этому принципу, органы государственной власти Российской Федерации в законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, которые подразделяются в соответствии выполнения основных функций государства (законодательную, исполнительно - распорядительную и правоохранительную). Эти органы являются основой конституционного строя Российского государства. Наряду с этим ожидается, что три ветви власти должны обоюдно дополнять, контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", проработанной всемирным конституционным опытом. Принцип разделения властей подразумевает и влияние на любую из них со стороны прокуратуры, которая должна осуществлять меры к ликвидации несоблюдения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни брали основу. Наиболее важная роль в защите основных прав и свобод российских граждан от произвольных действий со стороны органов государственной власти должна относиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Единая система государственных учреждений должна быть согласована ясно и четко. Сложную координационную работу по деятельности государственных органов осуществляет Президент РФ.

.3 Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов

Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.

Первое и главное значение согласовано с обозначением данной категории вопросов управления Российской Федерации и ее субъектов. Их перечень зафиксирован в главе 3 Конституции РФ - «Федеративное устройство», притом ст. 71 и 72 посвящены сугубо данной задаче. В нынешнее время в юридической науке предметы ведения подвергаются анализу именно в этой плоскости.

Кроме того, категория «предметы ведения» рассматривается и с другой стороны. Связано это с их обозначением их как составной части термина «компетенция» органа государственной власти.

Компетенция государственного органа описывается при помощи двух её компонентов: предмета ведения и полномочий. Под компетенцией государственного органа понимается множество его властных полномочий по установленным предметам ведения.

Определенное полномочие органа государственной власти означает юридическое зафиксированное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и реализация других властных мер, обращенных на решение реально существующих задач и функций данного органа.

Разграничение предметов ведения - это тема отношений между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о дифференциации компетенции и полномочий затрагивает взаимоотношения между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.

Суть предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов происходит от функций государства, под которыми подразумеваются основные тенденции его деятельности, отображающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в характерных ему формах и свойственными ему методами.

Здесь обнаруживается один из наиболее сложных вопросов государственного строительства - оптимальность разделения предметов ведения межу Российской Федерацией и ее субъектами.

Впоследствии принятия Конституции РФ 1993 г. возникало и возникает целый ряд сложностей с воплощением в жизнь предметов ведения как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Со всей остротой эти проблемы встают и при осуществлении в последнее время укрепления вертикали государственной власти[4, Стр.- 101].

Трудность установления компетенции федеральных органов власти является ведущей и наиболее непростой в том или ином федеративном государстве. Федерация не способна обладать неисчерпаемыми полномочиями по регулированию страной, она должна распределять этими полномочия между собой и субъектами Федерации, помимо чего государственная власть не может нести демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это - объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

В мировой практике была выработана формула решений данной проблемы, которая устанавливает:

исключительную компетенцию федеральных органов власти;

совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов;

исключительную компетенцию субъектов федерации.

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ. Австралии и других федераций[5, Стр.- 137 ].

Российская Федерация использует данное распределение компетенций (хотя термин "исключительная компетенция" в ней не употребляется). Ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации. Ст. 72содержит информацию и компетенциях, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов. А ст. 73 закрепляет (без перечня вопросов) все остаточные (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенции субъектов Федерации.

Только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров возможно разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Федерации и субъектами Федерации. Это одно из главных положений, которые являются основой конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции. Оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в формах неправового характера или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти.

Если Конституция относит те или иные предметы ведения к Федерации, то это означает исключительную компетенцию федеральных (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Таким образом, предметы ведения - это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

По способу структурирования предметов ведения по уровням власти, российская конституционная модель использует признание предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В тексте самой Конституции представлен перечень двух видов предметов ведения: предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и её субъектов.

Предметы ведения Российской Федерации - это круг вопросов, которые были отнесены Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

федеративное устройство и территория Российской Федерации,

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная собственность и управление сю;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право;

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

федеральная государственная служба.

Юридические источники отмечают, что при определении предметов ведения Российской Федерации имеют место неточности и противоречия. Так например, перечень предметов ведения РФ включает вопросы, которые отнесены одновременно к предметам ведения Федерации и к предметам совместного ведения. Так, в соответствии с пунктом «в» ст. 71 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Одновременно эти же вопросы в пункте «б» ст. 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В ст. 71 перечень предметов ведения Российской Федерации неполон. Согласно содержанию ряда других статей Конституции РФ следует, что к ведению Федерации относятся вопросы установления государственных символов: государственного флага, герба, гимна (ст. 70 Конституции РФ); введения чрезвычайного положения (ст. 56, 88 Конституции РФ); введения военного положения на отдельных территориях РФ (ст. 87 Конституции РФ). Вместе с тем установленные вопросы не включены в круг предметов ведения Российской Федерации в ст. 71.

В мировой практике можно встретить два способа структурирования предметов совместного ведения. Первый способ заключается в том, что предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов закрепляются (ФРГ, Австрия, Бразилия, Пакистан, Нигерия).

Второй - определяются предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации (Индия, Малайзия, Россия)[6, Стр. 191 - 192].

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

И хотя перечень предметов совместного ведения Российской Федерации, данный в ст. 72 Конституции, является закрытым, но, как отмечается в юридической литературе, фактически он неточен и неполон. Например, вопросы социального обслуживания, которые по своему характеру явно должны относиться к предметам совместного ведения в перечне вопросов, установленных в ст. 72 Конституции РФ, отсутствуют. Согласно пункту «е» данной статьи, к совместному ведению отнесены лишь вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение. Социальное обслуживание - это категория, которая по смыслу значительно шире, нежели социальная защита. Социальное обслуживание подразумевает и предоставление разных социальных услуг, спектр которых чрезвычайно многообразен[4].

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Если федеральный закон отсутствует, то действует закон субъекта РФ. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, которые были приняты Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения замечаний и предложений сроком в месяц. Представленные предложения и замечания должны обязательно рассмотрены соответствующим комитетом Государственной Думы и приняты. Если этого не происходит, они отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. Если же органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До того момента как федеральный закон по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, будет принят, субъекты РФ правомочны осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. Но после принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов[7, Стр. 29-51 ].

При этом следует различать:

предметы ведения субъектов Федерации;

предметы исключительного ведения субъектов Федерации.

Во-первых, в сферу ведения субъекта Федерации входит то, что им реализуется совместно с Федерацией, и, во-вторых, все то, что не было отнесено к ведению Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.

Для того чтобы определить предметы ведения, принадлежащих исключительно субъекту РФ, необходимо оставить только те предметы ведения, которые не относятся ни к предметам ведения Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Приоритет правовых актов субъектов Федерации перед правовыми актами Федерации существует только по предметам исключительного ведения субъекта Федерации. По предметам своего исключительного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществляют их исполнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и её субъектов РФ является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма.

.4 Понятия, используемые в государственных органах власти

Для дальнейшей работы с темой курсовой работы, необходимо ввести основные термины и понятия, которые используются государственными органами власти РФ.

Государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. [8, Стр.- 120]

Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое. [8, Стр.- 174]

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды. [9, Стр.- 362]

Аппарат управления - органы, подразделения и службы, наделенные

правами координации деятельности подразделений.[10, Стр. - 2]

Субъект Федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. [11, Стр. - 68]

Предметы ведения - это те сферы (области) общественных отношений, в которых вправе и должен действовать субъект. [13, Стр.- 154]

Полномочия государственного органа - это права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. [14, Стр. - 31]

Министерство-центральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. [11, Стр. - 32]

Главное управление - орган исполнительной власти отраслевой компетенции. [16, Стр. - 354]

Комитет - центральный орган федеральной исполнительной власти осуществляющий регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении. [17, Стр. - 119]

Отдел - исполнительный орган государственной власти субъекта, осуществляющий деятельность в определенной сфере государственного управления. [18, Стр. - 119]

Представительство - орган государственной власти, представляющий субъект на федеральном уровне. [19, Стр. - 274]

Глава 2. Организация государственной власти в Тверской области

.1 Органы государственной власти в Тверской области

Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.

Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.

Систему органов государственной власти Тверской области составляют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти области - Законодательное Собрание Тверской области;

Исполнительные органы государственной власти Тверской области - Правительство Тверской области;

Иные исполнительные органы государственной власти области;

Уставный суд Тверской области;

Мировые судьи;

Губернатор Тверской области является высшим должностным лицом области, возглавляет Правительство Тверской области и руководит его работой.[2,гл.5]

Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.

Согласно Уставу Тверской области «Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Тверской области».

Законодательное Собрание Тверской области избирается сроком на пять лет, состоит из 40 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Законодательный орган области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Он самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение его деятельности предусматриваются в бюджете субъекта отдельно от других расходов. Законодательное собрание Тверской области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта. Заседания являются открытыми.

Основные полномочия:

1) принимает конституцию (устав) субъекта и поправки к ней;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта;

3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами РФ, конституцией (уставом) и законами субъекта.

Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта принадлежит: депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления, общественным объединениям, гражданам, проживающим на территории данного субъекта.

Законы субъекта принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного органа субъекта принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов. Проект закона субъекта рассматривается не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа.

Полномочия законодательного органа субъекта могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия этим органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта;

2) роспуска этого органа высшим должностным лицом субъекта;

3) вступления в силу решения соответственно верховного суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа;

4) если соответствующим судом установлено, что этим органом приняты конституция (устав), закон субъекта или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции и законам РФ, а законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Правительство Тверской области возглавляет губернатор, который избирается гражданами РФ, проживающими на территории области, всеобщим народным голосованием сроком на 5 лет. До 2005 года в России губернаторов выбирали народным голосованием, но затем эту процедуру заменили, по сути, президентским назначением. В 2012 году к выборам решили вернуться вновь.

Губернатор подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:

определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;

представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения;

согласование решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных министров и ведомств, назначения их руководителей;

утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначение и об освобождение от должности руководителей отраслевых и территориальных органов субъектов Федерации и др. государственная власть субъект губернатор

Существует ряд причин, согласно которым, полномочия губернатора могут прекратиться досрочно, а именно в случае:

его смерти;

его отставки по собственному желанию;

отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении Губернатора фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», либо установление в отношении Губернатора фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда Губернатор являлся зарегистрированным кандидатом на данную должность;

признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием Тверской области;

его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Тверской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом области.

Как указано в 104 статье Устава Тверской области: «Правительство Тверской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Тверской области, областные исполнительные органы государственной власти Тверской области, представительства Правительства Тверской области, территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области.» [устав области,ст.104]

В состав Правительства Тверской области входят:

Губернатор Тверской области, являющийся Председателем Правительства Тверской области;

Первый заместитель Председателя Правительства Тверской области;

Заместитель Председателя Правительства Тверской области;

Заместитель Председателя Правительства Тверской области,

представитель Правительства Тверской области в городе Москве;

Руководитель аппарата Правительства Тверской области.

Правительство Тверской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области. Также Правительство обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование Правительства Тверской области и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти Тверской области осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных отдельной статьей.

Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Тверской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Правительство Тверской области:

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

организует составление проекта закона Тверской области об областном бюджете;

вносит на рассмотрение и утверждение Законодательному Собранию Тверской области проекты законов об областном бюджете, о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда, о внесении изменений в указанные законы, проекты законов об исполнении областного бюджета и бюджета внебюджетного фонда за отчетный финансовый год;

обеспечивает исполнение областного бюджета Тверской области;

разрабатывает ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием области; формирует иные органы исполнительной власти Тверской области;

управляет и распоряжается собственностью Тверской области в соответствии с законами Тверской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Тверской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Тверской области, законам и иным нормативным правовым актам Тверской области, а также вправе обратиться в суд;

Правительство Тверской области, иные исполнительные органы государственной власти Тверской области в пределах своей компетенции принимают правовые акты. Виды нормативных правовых актов Правительства Тверской области определяются законом области. Виды нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Тверской области устанавливаются Правительством Тверской области.

Правительство области организует учет имущества, находящегося в собственности области, составление реестра этого имущества и своевременное внесение в него изменений.

К иным органам государственной власти области относятся министерства, главные управления, комитеты, отделы и представительства Тверской области.

Правосудие в Тверской области осуществляется Уставным судом и мировыми судьями.

В соответствии со ст. 27 Закона о судебной системе РФ Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В соответствии с Законом "О мировых судьях в РФ" мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. На них распространяются гарантии статуса судей, установленные Законом "О статусе судей в РФ". В то же время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом субъекта РФ, но он не должен превышать пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Таким образом представлена государственная власть в Тверской области.

.2 Органы власти, функционирующие на территории Тверской области, но не входящие в структуру органов власти субъекта федерации

Такими органами власти являются:

Тверской областной суд - орган среднего звена, который по отношению к районным судам осуществляет функцию надзора за их судебной деятельностью, но не является органом власти субъекта федерации, т.к. имеет вышестоящую инстанцию - Верховный суд.

Выше всех в структуре областного суда находятся Председатель и его помощник, затем заместитель председателя и судьи. Помощник председателя осуществляет свои полномочия или по распоряжению председателя, или по его согласию.

Управление Судебного департамента в Тверской области - государственный орган, осуществляющий организацию деятельности областного суда в кадровом, финансовом, материально-техническом и ином характерах. Судебный департамент руководствуется в первую очередь Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими нормативными актами.

Судебный департамент обеспечивает деятельность областных судов, разрабатывает проекты федеральных законов и нормативных актов в своей компетенции, изучает организацию деятельности суда, ведет статистику судей и прочее.

Выше всех находится Генеральный директор Судебного департамента, назначается и снимается с должности Председателем Верхового суда РФ с согласия Совета судей РФ, дальше следуют его заместители, которые также назначаются на должность Верховным Судом по преставлению Генерального директора. Начальник управления Судебного департамента назначается Генеральным директором по согласованию с Верховным судом и, наконец, администратор суда - человек, напрямую работающий с нормативно - правовыми актами и предоставляющий их суду.

Арбитражный суд - В соответствии со ст.36 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" <#"justify">Список литературы:

Конституция Российской Федерации,1993.

Устав Тверской области

Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,1999

Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Боброва Н.А., Лучин В.О.. - М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 101.

Теория современной конституции / Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. - М.; Норма, 2010. С. 137.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма - М„ 2009.

Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права // Северо-кавказский юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 2003. - № 1. - с.29-51

Проблемы теории государства и права: Учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2011.

Конституционное право России : Учебник / А. В. Безруков, И. В. Выдрин, В. Б. Исаков - М.:Юристъ, 2009.

Терминологический словарь по дисциплине «Управление персоналом в социальных учреждениях» / Ерина Е.Л. - Екатеринбург, 2012.

Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова. - М.: Инфра-М, 2010.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. 2010. № 10.

Кокотов А.Н., Соломаткин А.Н. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2013.

Теория государства и права: Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2012.

Указ Президента №649 от 20 мая 2004 г

Конспект лекций по теории государства и права: Учебное пособие. Теория права. Ч. 1 / Федотов А.В., Веденеев Ю.А.. - М.; Изд-во ИНЭП, 2012.

Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Бахрах Д.Н., Заячковский О.А., Ковалева Т.М. и др.. - Калининград; Изд-во КГУ, 2013.

Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Раянов Ф.М., Бобылев А.И.. - М.; Право и государство, 2009.

Охотский В. Е. Государственное управление в современной России / В.Е. Охотский. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2008.

Похожие работы на - Организация государственной власти в Тверской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!