10
|
честный (5,413)
|
эрудированный (6,452)
|
усердный (6,739)
Наименее выраженные качества в Я-концепции студентов
№
|
Я-реальное
|
Я-идеальное
|
Идеальный врач
|
1
|
эмоционально сдержанный
(4,561)
|
скромный (4,656)
|
скромный (4,796)
|
2
|
инициативный (4,561)
|
самокритичный (5,127)
|
самокритичный (5,535)
|
3
|
скромный (4,672)
|
требовательный к другим
(5,268)
|
открытый (5,631)
|
4
|
творческий (4,748)
|
бескорыстный (5,439)
|
требовательный к другим
(5,72)
|
5
|
открытый (4,787)
|
открытый (5,446)
|
творческий (5,745)
|
6
|
терпимый (4,794)
|
искренний (5,745)
|
искренний (5,93)
|
7
|
независимый (4,800)
|
эмоционально сдержанный
(5,809)
|
инициативный (6,051)
|
8
|
компетентный (4,806)
|
инициативный (5,904)
|
совестливый (6,121)
|
9
|
решительный (4,813)
|
совестливый (5,924)
|
бескорыстный (6,146)
|
10
|
усердный (4,916)
|
творческий (5,936)
|
обаятельный (6,178)
|
Часто и почти всегда проявляющиеся у студентов качества Я-реального следующие:
стремление к самосовершенствованию, отзывчивость, дружелюбие,
целеустремленность, требовательность к другим, совестливость, отзывчивость,
любознательность, понимание других, честность. Можно заметить, что среди
наиболее выраженных качеств в Я-реальном студентами выделяются качества
связанные с эмоциональной сферой (дружелюбие), волевой сферой
(целеустремленность), выражающие отношение к себе (стремление к
самосовершенствованию) и к другим людям (отзывчивость, требовательность к
другим, понимание других, честность) и качества, которые связаны с обучением,
ориентиром на развитие личности (стремление к самосовершенствованию,
любознательность). Эти качества можно считать адекватными тому возрастному
периоду и той ситуации обучения, в которой находятся испытуемые (И.С.Кон, В.И.
Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.В. Кайгородов). Обучение, развитие личности,
выстраивание отношений с окружающими людьми, в том числе близких и
доверительных, есть приоритетные задачи юношеского возраста. Студенты 2 курса с
одной стороны уже адаптировались к обучению в вузе, с другой стороны -
продолжают узнавать друг друга, узнавать себя. Ситуация общения и обучения для
них является приоритетной и основной в настоящее время.
Как менее выраженные качества выделяются: эмоциональная сдержанность,
скромность, творчество, открытость, терпимость, независимость, компетентность,
решительность, усердие. Это в первую очередь качества, отражающие оценку
волевой (терпимость, усердие, решительность, независимость) и интеллектуальной
сферы (творчество, компетентность), а также эмоциональной сферы личности
(открытость, эмоциональная сдержанность). Можно говорить, о том, что по оценке
испытуемых волевые и интеллектуальные качества у них развиты слабо. В большей
степени преобладают качества связанные с эмоциональной сферой и выражающие
отношение к себе и другим людям.
В Я-идеальном в качестве наиболее выраженных оцениваются следующие
качества: целеустремленность, ответственность, ум, быстрообучаемость,
стремление к самосовершенствованию, работоспособность, усердие, внимание,
уверенность в себе, эрудированность. В большей степени преобладают качества,
связанные с волевой сферой личности (целеустремленность, ответственность,
работоспособность, усердие, внимание), интеллектуальной сферой (ум,
быстрообучаемость, эрудированность), и качества, выражающие отношение к себе и
личностное развитие (стремление к самосовершенствованию, уверенность в себе).
Как наиболее значимые в «желаемом образе себя» чаще всего выделяются те
качества, развитие которых оценивается как недостаточное в настоящий момент. В
целом предпочтение именно этих качеств может быть связано с ситуацией обучения,
в которой студенты будут находиться еще 4-5 лет. Возможно, в данный момент есть
трудности связанные с обучением, которые могут быть успешно решены только при
наличии и развитии данных качеств.
Наименее значимые и получившие наименьшую степень выраженности качества в
характеристике Я-идеального: скромный, самокритичный, требовательный к другим,
бескорыстный, открытый, искренний, эмоционально сдержанный, инициативный,
совестливый, творческий. Эти качества выделяются как не приоритетные и не
требующие высокого развития в будущем. Бескорыстие, искренность, открытость,
совестливость - качества, которые связанные с взаимодействием с другими людьми,
оцениваются как не требующие своего развития. В качестве возможного варианта
объяснения можно предположить, что именно эти качества могут нести негативный
опыт и последствия для человека ими обладающего.
В качестве идеального образа себя студенты видят волевого, уверенного в
себе, умного, эрудированного, успешного человека, который умеет ставить цели и
их воплощать.
Идеальный образ врача (предполагаемая будущая профессия) по оценке
студентов характеризуется следующими наиболее значимыми качествами: идеальный
врач внимательный, целеустремленный, умный, аккуратный, стремящийся к
самосовершенствованию, работоспособный, наблюдательный, предусмотрительный,
понимающий других, усердный. Выражены качества волевой (внимательный,
целеустремленный, работоспособный, наблюдательный, усердный), интеллектуальной
сферы (умный), качества выражающие отношения к труду (аккуратность,
предусмотрительный), к другим (понимающий других) и к себе (стремящийся к
самосовершенствованию). И как наименее значимые выделяются: скромность, самокритичность,
требовательность к другим, творчество, искренность, инициативность,
совестливость, бескорыстие, обаяние.
Оцененные студентами качества, как наиболее значимые для профессии врача
и профессиограма врача совпадают по следующим качествам: внимательность,
аккуратность. Другие качества, безусловно, можно считать важными и значимыми
для врача, но образ, который представлен студентами, является идеализированным
и обобщенным, он немного отличается от реальных требований к специалисту данной
профессии. Идеальный врач в большей степени ориентирован, по оценкам студентов,
на достижение определенных профессиональных целей и успеха в профессиональной
деятельности (целеустремленный, работоспособный, усердный, стремящийся к
самосовершенствованию, умный). Эти качества, могут характеризовать успешность в
любом виде профессиональной деятельности. В профессиограмме врача в качестве
базовых выделяются качества, связанные с оказанием медицинской помощи людям,
связанные с самим процессом взаимодействия (терпеливость, доброжелательность,
тактичность, внимательность, бескорыстность). Такая рассогласованность может
объясняться, во-первых, тем, что для оценки предлагался «образ идеального
врача», соответственно вероятность получить «идеализированный образ» была
достаточно велика, во-вторых, студенты на втором курсе еще видят образ будущей
профессиональной деятельности достаточно нечетко, по большей степени они еще не
сталкивались с врачебной практикой и в их представлении образ врача достаточно
обобщенный.
Как можно заметить, большинство качеств в оценке образа идеального врача
во многом повторяют качества Я-идеального (целеустремленный, умный, стремящийся
к самосовершенствованию, работоспособный, усердный). Но при этом все же есть
ряд качеств, которые выделяются как наиболее значимые для выбранной профессии,
но не оцениваются как таковые для Я-идеального (аккуратный, предусмотрительный,
наблюдательный). Качества, которые были оценены как наиболее выраженные в
образе Я-реального, Я-идеального и образе идеального врача, это стремящийся к
самосовершенствованию и целеустремленный. Можно отметить, что именно эти
качества являются самыми значимыми для студентов - важным является процесс
самосовершенствования, развития личности, а также умение ставить и достигать
определенных целей.
В целом можно говорить, что образы Я - идеального и образ идеального
врача во многом сходны. При этом есть качества, которые отличают эти образы
друг от друга, но эти различия не значительны. Что может свидетельствовать об
общей согласованности составляющих Я-концепции студентов.
Рассмотрим получившиеся профили выраженности качеств Я-идеального,
Я-реального и образа идеального врача (рис. 2).
Рис. 2.
Соотношение составляющих Я-концепции студентов (Я-реальное, Я-идеальное,
идеальный образ врача)
В образе идеального врача большинство качеств имеет наибольшую степень
выраженности практически по всем предложенным качествам. Я-идеальное приближено
к этому образу. Есть качества, которые по своему цифровому значению совпадают:
быстрообучаемый, жизнерадостный, обаятельный, общительный, самостоятельный,
целеустремленный. Можно говорить, что эти качества оцениваются студентами как
универсально значимые для успешного овладения профессиональными знаниями,
умениями и навыками и в целом достижения успеха в той или иной деятельности.
Идеальный врач оценивается студентами как более активный, бескорыстный,
внимательный, заботливый, компетентный, наблюдательный, понимающий,
предусмотрительный, тактичный, терпимый, более требовательный к другим и к
себе, эмоционально сдержанный. Эти качества уже более специфичны для профессии
врача. Работа с людьми, тем более врачебная помощь, предполагает, что врач
должен быть бескорыстным, понимающим, заботливым, внимательным. Но так как речь
идет о жизни и здоровье другого человека, то ему необходимо быть компетентным,
требовательным не только к себе, но и требовательным к другим, а так же брать
ответственность за жизнь и здоровье другого человека. Помимо этого очень важно
быть тактичным и терпимым, так как речь идет о болезни и лечении человека, а
именно правильная работа с человеком во многом определяет сам ход лечения,
отношение пациента к этой ситуации и его выздоровление.
Все эти качества на данный момент оцениваются студентами в Я-реальном
гораздо ниже, чем при оценке образа идеального врача и Я-идеального. При этом
Я-идеальное, немного ниже, того профессионального идеала, который мы выше
описали. Возможно, это объясняется тем, что студенты обучаются только на втором
курсе и в самом начале пути овладения профессией. Они понимают, что очень
быстро стать хорошим врачом не получится. Образ идеального врача для них
кажется пока недостижимым, но высокая оценка практически всех качеств может
свидетельствовать о положительном отношении к данной профессиональной деятельности
и человеку, который ею занимается. На данном этапе идеальный образ врача может
являться ориентиром, к которому впоследствии приблизится идеальный образ Я.
Совпадение Я-идеального и образа идеального врача может свидетельствовать о
том, что большинство студентов Медицинской академии видят путь своего
индивидуального личностного развития неотрывно от профессионального развития.
В качестве ориентира в нашем исследовании мы будем рассматривать
соотношения между Я-реальным и Я-идеальным испытуемых. Я-идеальное более
актуальное и является опосредующим звеном между Я-реальным и профессиональным Я
студентов.
.3.3 Изучение осмысленности жизни в связи с особенностями Я-концепции
студентов
Рассмотрим особенности осмысленности жизни в связи с соотношением компонентов
Я-концепции.
Оценка качеств Я-идеального во многом схож с оценкой качеств образа
идеального врача. Я. Мы можем предположить, что соотношение между Я-реальным и
Я-идеальным может определять уровень осмысленности жизни. Представление о том,
что «Я есть в данный момент» может совпадать с тем, каким «Я хотел бы быть в
идеале», а может отличаться, как в сторону увеличения показателей второго, так
и в сторону уменьшения. При этом осмысленность жизни, субъективная оценка
событий происходящих в жизни человека, понимания их значения для себя, может
различаться.
Для определения соотношения Я-реального и Я-идеального была вычислена
разница между оценками Я-реального и Я-идеального для каждого испытуемого по
каждому качеству. Полученные данные являются числовым значением расстояния
между оценкой качеств Я-реального и Я-идеального. На основании расстояния между
Я-реальным и Я-идеальным предполагалось поделить испытуемых на кластеры,
определив группы испытуемых обладающих схожими особенностями соотношения оценок
качеств Я-реального и Я-идеального.
Иерархический кластерный анализ показал, что наиболее значимые изменения
произошли на 154 шаге из 156. Следовательно, наиболее целесообразно в данном
случае разделение выборки на 2 кластера.
При помощи кластерного анализа методом среднего были выделены 2 кластера.
В первый кластер вошли 109 испытуемых, во второй - 48. В первый кластер вошли
испытуемые, у которых расстояние между Я-идеальным и Я-реальным меньше, а во
второй испытуемые у которых это расстояние больше.
Различия в уровне рассогласованности оценок и их значимость определялись
при помощи критерия Манна-Уитни. Почему именно этот критерий здесь?
Испытуемые первого кластера отличаются от испытуемых второго кластера
степенью рассогласованности между Я-реальным и Я-идеальным по следующим
качествам, представленным в таблице 4. Во втором кластере рассогласованность
между Я-реальным и Я-идеальным больше, чем в первом. Кластеры значимо
отличаются друг от друга степенью рассогласования практически по всем
предложенным испытуемым для оценки качествам (35 из 41) (табл.4).
Таблица 4
Значимые различия в уровне рассогласования характеристик Я-реального и
Я-идеального между испытуемыми 1 и 2 кластера
№
|
Качества
|
U-критерий
|
Уровень значимости (p)
|
Mean Rank
|
|
|
|
|
1 кластер
|
2 кластер
|
1. 1
|
аккуратный
|
1311
|
0,000
|
67,03
|
106,19
|
2. 2
|
быстрообучаемый
|
1636,5
|
0,000
|
70,01
|
99,42
|
3. 3
|
внимательный
|
1825,5
|
0,001
|
71,75
|
95,47
|
4. 4
|
дружелюбный
|
2093,5
|
0,032
|
74,21
|
89,89
|
5. 5
|
жизнерадостный
|
2005,5
|
0,015
|
73,40
|
91,72
|
6. 6
|
заботливый
|
1657,5
|
0,000
|
70,21
|
98,97
|
7. 7
|
инициативный
|
1823,5
|
0,002
|
71,73
|
95,51
|
8. 8
|
компетентный
|
1808
|
0,001
|
71,59
|
95,83
|
9. 9
|
любознательный
|
1564,5
|
0,000
|
75,33
|
87,32
|
10. 10
|
наблюдательный
|
1564,5
|
0,000
|
69,35
|
100,91
|
11. 11
|
независимый
|
1683
|
0,000
|
70,44
|
98,44
|
12. 12
|
обаятельный
|
1655
|
0,000
|
70,18
|
99,02
|
13. 13
|
объективный
|
1736
|
0,000
|
70,93
|
97,33
|
14. 14
|
ответственный
|
985,5
|
0,000
|
64,04
|
112,97
|
15. 15
|
отзывчивый
|
1824
|
0,000
|
71,73
|
95,50
|
16. 16
|
понимающий других
|
1853
|
0,002
|
72,00
|
94,90
|
17. 17
|
предусмотрительный
|
1281,5
|
0,000
|
66,76
|
106,80
|
18. 18
|
работоспособный
|
1081,5
|
0,000
|
64,92
|
110,97
|
19. 19
|
рассудительный
|
1465,5
|
0,000
|
68,44
|
102,97
|
20. 20
|
решительный
|
1571,5
|
0,000
|
69,42
|
100,76
|
21. 21
|
самокритичный
|
2049
|
0,024
|
73,80
|
90,81
|
22. 22
|
самостоятельный
|
1299,5
|
0,000
|
66,92
|
106,43
|
23. 23
|
совестливый
|
1586,5
|
0,000
|
69,56
|
100,54
|
24. 24
|
стремящийся к
совершенствованию
|
1254
|
0,000
|
66,50
|
107,38
|
25. 25
|
тактичный
|
1474
|
0,000
|
68,50
|
102,79
|
26. 26
|
творческий
|
1882
|
0,000
|
72,27
|
94,28
|
27. 27
|
терпимый
|
965
|
0,000
|
63,85
|
113,40
|
28. 28
|
требовательный к себе
|
1638,5
|
0,000
|
70,03
|
99,36
|
29. 29
|
уверенный в себе
|
1577
|
0,000
|
69,47
|
100,65
|
30. 30
|
умный
|
1512
|
0,000
|
68,87
|
102,00
|
31. 31
|
усердный
|
826
|
0,000
|
62,58
|
116,28
|
32. 32
|
целеустремленный
|
1530
|
0,000
|
69,04
|
101,63
|
33. 33
|
честный
|
1867,5
|
0,002
|
72,13
|
94,59
|
34. 34
|
эмоционально сдержанный
|
1033
|
0,000
|
64,48
|
111,98
|
35. 35
|
эрудированный
|
1200
|
0,000
|
66,01
|
108,50
|
Рассмотрим и опишем особенности оценки качеств Я-реального, Я-идеального
и идеального образа врача у испытуемых 1 и 2 кластера. Средние значения оценки
качеств личности испытуемых представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Средние значения оценки выраженности качеств Я-реального у
испытуемых 1 и 2 кластера
Можно отметить, что оценки испытуемых относительно выраженности качеств
совпадают по следующим качествам: бескорыстность, искренность, отзывчивость,
честность. Это качества, которые отражают отношения к другим людям,
взаимодействие с ними. Испытуемые и 1 и 2 кластера совпадают в оценках именно
этих качеств. Эти качества способствуют выстраиванию дружеских, близких,
доверительных отношений, что является важным человека в любом возрасте, а в
юношеском возрасте является актуальным.
В качестве наиболее выраженных качеств испытуемые 1 кластера выделяют:
стремление к самосовершенствованию, ответственность, дружелюбие,
требовательность к другим, четность. Остальные качества находятся в
относительно одинаковом диапазоне. По оценкам испытуемых 1 кластера часто и
почти всегда проявляются качества, связанные с личным развитием, с
ответственным отношением к делам и ситуациям. При взаимодействии с людьми
проявляется честность и дружелюбие, но при этом требовательность.
У испытуемых 2 кластера высокие значения в оценке получили качества:
дружелюбный, отзывчивый, общительный, любознательный. Это качества, в первую
очередь связанные с отношением к другим людям. Можно говорить, что именно эти
качества значимы в плане установления взаимоотношений с людьми, а это в свою
очередь важно для любого человека, живущего в социальной ситуации.
Обратимся к качествам, которые оцениваются испытуемыми как слабо
выраженные и редко проявляющиеся. К этим качествам относятся: инициативность,
компетентность, творчество, уверенность в себе, усердие, и самые низкие
значения имеет эмоциональная сдержанность. Испытуемые, вошедшие во 2 кластер
низко оценивают качества, относящиеся к интеллектуальной, волевой и
эмоциональной сферам. Эти качества во многом определяют умение планировать,
решать различные ситуации, брать ответственность за реализацию своих планов и
поведения в целом. Именно эта, важная задача юношеского возраста, ими по
определенным причинам может быть не реализована, что ведет к неуверенности в
себе, своих силах, соответственно появляется страх инициативы, страх не удачи,
дискомфорт.
Обратимся к анализу различий между кластерами по оценкам качеств
Я-реального. Данные, полученные в результате оценки испытуемыми предложенных
качеств, отличаются от нормального распределения и относятся к порядковой
шкале. Следовательно, для проведения анализа различий между кластерами был
использован критерий различий Манна-Уитни.
Значимые различия оценки качеств Я-реального у испытуемых 1 и 2 кластера
представлены в таблице 5. Значимые различия между кластерами отмечаются по
большинству предложенных для оценки качеств (31 из 41).
Качества Я-реального испытуемыми 1-го кластера оцениваются выше, чем у
испытуемых 2-го кластера. Можно предполагать, что это либо адекватная оценка
высокого развития своих качеств, либо завышение и не адекватная их оценка. Но
при этом можно говорить в целом об относительно высокой самооценке качеств
испытуемых, вошедших в 1-ый кластер.
Испытуемыми 2-го кластера качества Я-реального оцениваются ниже, чем
испытуемыми 1-го кластера. Испытуемые 2-го кластера оценивают себя ниже
относительно интеллектуальных, волевых качеств, качеств отражающих отношение к
себе, труду и другим людям.
Таблица 5
Значимые различия в оценках качеств Я-реального испытуемыми 1 и 2
кластера
№
|
Качества
|
U-критерий
|
Уровень значимости (p)
|
Mean Rank
|
|
|
|
|
1 кластер
|
2 кластер
|
1
|
аккуратный
|
1375,5
|
0,000
|
90,38
|
53,16
|
2
|
быстрообучаемый
|
1809
|
0,001
|
86,40
|
62,19
|
3
|
внимательный
|
1693,5
|
0,000
|
87,46
|
59,78
|
4
|
дружелюбный
|
2114
|
0,045
|
83,61
|
68,54
|
5
|
жизнерадостный
|
1985
|
0,013
|
84,79
|
65,85
|
6
|
заботливый
|
1849
|
0,002
|
86,03
|
63,03
|
7
|
инициативный
|
1967
|
0,01
|
84,95
|
65,48
|
8
|
компетентный
|
0,003
|
85,88
|
63,39
|
8
|
наблюдательный
|
1624
|
0,000
|
88,10
|
58,33
|
9
|
независимый
|
1928
|
0,007
|
85,31
|
64,68
|
10
|
обаятельный
|
1801,5
|
0,001
|
86,47
|
62,03
|
11
|
объективный
|
1857
|
0,003
|
85,96
|
63,19
|
12
|
ответственный
|
1079
|
0,000
|
93,10
|
46,98
|
13
|
понимающий других
|
1753,5
|
0,001
|
86,91
|
61,03
|
14
|
предусмотрительный
|
1257,5
|
0,000
|
91,46
|
50,70
|
15
|
работоспособный
|
1224,5
|
0,000
|
91,77
|
50,01
|
16
|
рассудительный
|
1624
|
0,000
|
88,10
|
58,33
|
17
|
решительный
|
1885
|
0,004
|
85,71
|
63,77
|
18
|
самостоятельный
|
1348,5
|
0,000
|
90,63
|
52,59
|
19
|
скромный
|
2053,5
|
0,028
|
84,16
|
67.28
|
20
|
стремящийся к
совершенствованию
|
1464,5
|
0,000
|
89,56
|
55,01
|
21
|
тактичный
|
1618
|
0,000
|
88,16
|
58,33
|
22
|
творческий
|
2006,5
|
0,017
|
84,59
|
66,30
|
23
|
терпимый
|
1390
|
0,000
|
90,25
|
53,46
|
24
|
требовательный к себе
|
1740,5
|
0,001
|
87,03
|
60,76
|
25
|
уверенный в себе
|
1805
|
0,001
|
86,44
|
62,10
|
26
|
умный
|
1860
|
0,002
|
85,94
|
63,25
|
27
|
усердный
|
1107,5
|
0,000
|
92,84
|
47,57
|
28
|
целеустремленный
|
1647,5
|
0,000
|
87,85
|
58,82
|
29
|
эмоционально сдержанный
|
1417
|
0,000
|
90,00
|
54,02
|
30
|
эрудированный
|
1514
|
0,000
|
89,11
|
56,05
|
Рассмотрим особенности оценки испытуемыми качеств Я-идеального (рис.4).
Рис. 4. Средние значения выраженности качеств Я-идеального у испытуемых 1
и 2 кластера
Можно отметить, что профили оценки качеств Я-идеального у испытуемых
практически совпадают, но есть все же тенденция более высокой оценки качеств у
испытуемых 2 кластера. Большее количество качеств оценивается ими выше, чем у
испытуемых 1 кластера.
Анализ различий в оценке качеств Я-идеального между испытуемыми разных кластеров
представлен в таблице 6. Получены значимые различия между кластерами всего по 3
качествам.
Испытуемые, вошедшие в 1 кластер, оценивают ниже в образе Я-идеального
такие качества как «решительный», «терпимый», «умный» (волевая и когнитивная
сфера) в отличие от испытуемых 2 кластера.
Таблица 6
Значимые различия в оценке качеств Я-идеального между испытуемыми 1 и 2
кластера
№
|
Качества
|
U-критерий
|
Уровень значимости (p)
|
Mean Rank
|
|
|
|
|
1 кластер
|
2 кластер
|
1
|
решительный
|
2124
|
0,039
|
74,49
|
89,25
|
2
|
терпимый
|
2103
|
0,037
|
74,29
|
89,69
|
3
|
умный
|
2048
|
0,008
|
73,79
|
90,83
|
Качество личности «решительность» - означает умение принимать решение в
ограниченные сроки, выбор, активность; «терпимость» - отображает особенности
отношения к другим людям, а «ум» - характеристика интеллектуальной сферы
личности. Все эти качества в той или иной степени связаны с задачами юношеского
возраста и могут считаться ключевыми для испытуемых данной выборки: умение
принимать самостоятельные решения, воплощать их в жизнь, умение выстраивать взаимоотношения
с людьми, а так же умение решать интеллектуальные задачи, которые ставит перед
испытуемыми ситуация обучения, в которой они находятся.
Соответственно, испытуемые 1 кластера имеют высокую оценку качеств
Я-реального и относительно низкую оценку ключевых для данного возраста качеств
Я-идеального (решительный, терпимый умный). Мы можем предполагать, что именно
эти качества (решительный, терпимый, умный) имеют небольшую рассогласованность,
либо достаточную степень выраженности у испытуемых 1 кластера. И, наоборот, у
испытуемых 2 кластера при относительно низкой оценке качеств Я-реального,
присутствует относительно высокая оценка качеств Я-идеального, а именно качеств
«решительный», «терпимый», «умный». Рассогласованность в оценке этих качеств у
испытуемых 2 кластера достаточно большая, а желаемый уровень развития высокий.
Испытуемые 2 кластера отмечают необходимость большего развития у себя именно
этих качеств. Качеств, которые во многом определяют успешность личности и
решения ею важных для возраста задач. Именно эти качества в образе Я-идеального
отличают испытуемых 1 кластера от испытуемых 2 кластера.
Значимых различий в оценке образа идеального врача между испытуемыми 1 и
2 кластера не было выявлено. Это может свидетельствовать о том, что образ идеального
врача для испытуемых обоих кластеров одинаков. Представления о том, каким
должен быть врач у студентов сходны. Это может объясняться тем, что они
обучаются в одном учебном заведении, их учебная программа, преподаватели в
целом одинаковы. На данном этапе обучения их представления об идеальном враче
не рассогласованы между собой.
Можно отметить в целом, что испытуемые 1 кластера оценивают относительно
высокое развитие у себя практически всех качеств, предложенных в списке
(эмоциональная, волевая, интеллектуальная сфера; отношение к труду, к другим
людям и к себе) в отличие от испытуемых, вошедших во 2 кластер. Оценка качеств
Я-идеального в целом не значительно различается, лишь по трем качествам,
которые относятся к волевой и когнитивной сфере.
Итак, испытуемые 1 кластера относительно высоко оценивают качества
Я-реального и приближенно к этим значениям, либо с небольшой разницей
Я-идеальное. Соответственно, разница между Я-реальным и Я-идеальным не столь
велика. Можно предположить, что испытуемые 1 кластера не ставят для себя не
реальные, «максимальные» цели, которые могут создавать дискомфорт. Я-идеальное,
не обладая высокими показателями и большой разницей относительно Я-реального,
может рассматриваться как вполне достижимое.
Испытуемые 2 кластера относительно низко оценивают качества Я-реального и
достаточно высоко качества Я-идеального. В итоге рассогласование между
Я-реальным и Я-идеальным достаточно велико. Можно предположить, что испытуемые,
вошедшие в данный кластер, ставят перед собой масштабные цели, в качестве
своего идеала видят максимальные, предельные значения, которые на много
отличаются от того, что есть на данный момент. Это в свою очередь может
вызывать беспокойство, ощущение нехватки возможностей и недостаточности
собственных способностей достичь идеала.
.3.4 Изучение осмысленности жизни студентов с различным соотношением
Я-реального и Я-идеального
Рассмотрим общий уровень осмысленности жизни и показатели по шкалам СЖО у
испытуемых каждого кластера. Анализ различий показал значимые различия по всем
шкалам опросника. В таблице 7 отображены результаты анализа различий,
проведенного с помощью Т-критерия Стьюдента, так как полученные данные по всем
шкалам имеют нормальное распределение и относятся к интервальной шкале.
Таблица 7
Уровень осмысленности жизни у испытуемых 1 и 2 кластера
№
|
Шкалы СЖО
|
Т-критерий Стьюдента
|
Уровень значимости
|
Средние значения
|
|
|
|
|
1 кластер
|
2 кластер
|
1
|
ОЖ
|
4,430
|
0,000
|
113,5
|
101,98
|
2
|
Цели
|
3,590
|
0,001
|
36,41
|
32,46
|
3
|
Процесс
|
3,890
|
0,000
|
33,07
|
29,02
|
4
|
Результат
|
3,348
|
0,001
|
27,69
|
25
|
5
|
ЛК - Я
|
3,530
|
0,001
|
23,69
|
20,97
|
6
|
ЛК - Ж
|
3,214
|
0,002
|
35,34
|
31,94
|
Можно отметить, что средние значения по всем шкалам опросника у
испытуемых 1 кластера выше, чем у испытуемых 2 кластера.
Испытуемые 1-го кластера имеют высокую степень выраженности показателя по
шкале «Осмысленность жизни». Испытуемые 2-го кластера по степени выраженности
находятся в среднем диапазоне. По остальным шкалам опросника у испытуемых 1 и 2
кластера отмечается средняя выраженность показателей относительно статистических
норм. Осмысленность жизни в целом выше у испытуемых, вошедших в 1 кластер.
Высокая оценка собственных качеств и постановка реальных целей, то есть
небольшая разница между качествами Я-реального и Я-идеального, может определять
более высокий уровень осмысленности жизни.
Уверенность в себе, в своих силах, сильная позиция «Я», достаточно
реалистичное представление о желаемом образе «Я» сочетается с высоким уровнем
осмысленности жизни, пониманием значения событий происходящий в жизни,
насыщенностью и интересом к жизни в целом, планированием и построением своего
будущего и интернальным локус контролем, принятием на себя ответственности за
те события, которые происходят в жизни, принятием решений и воплощением их в
жизнь.
И, соответственно, большая рассогласованность между компонентами
Я-концепции, неконгруэнтность Я-концепции сочетается с более низкими
показателями по шкалам СЖО. Низкая оценка себя в настоящем характеризуется
неверием в свои силы, страхами, недооцениванием своих возможностей. Идеальный образ
обладает нереалистичными, идеализированными высокими значениями. Это порождает
дискомфорт, неуверенность в себе и соответственно может быть причиной низкого
уровня осмысленности жизни. Отсутствие четкой нацеленности на будущее, человек
не знает, чего он хочет. Неудовлетворенность в настоящем и прошлым. Неверие
свои силы и фатализм, избежание ответственности и принятия самостоятельных
решений. Все это может считаться результатом неконгруэнтности Я-концепции.
Выводы по II главе
Итак, по результатам проведенного на выборке студентов Медицинской
академии исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Испытуемые в выборке имеют средневысокие показатели осмысленности
жизни. Большая их часть имеет определенные планы относительно своего будущего,
считает свою жизнь вполне осмысленной, считает себя способными самостоятельно
принимать решения, брать ответственность за те события, которые происходят в их
жизни, воплощать свои цели и отвечать за полученные результаты.
2. В образе Я-реального испытуемых наиболее высоко оцениваются
качества, связанные с эмоциональной, волевой сферой и качества, выражающие
отношение к себе и другим людям, к труду (например: стремящийся к
самосовершенствованию, отзывчивый, дружелюбный, понимающий других,
требовательный к себе, дружелюбный, целеустремленный, ответственный).
. В образе Я-идеального наиболее выражены качества, связанные с
волевой и интеллектуальной сферой личности, а так же качества связанные с
отношением к труду (целеустремленный, ответственный, умный, быстрообучаемый, усердный,
внимательный, работоспособный).
. Образ идеального врача, в целом практически по всем предложенным
качествам оценен максимальным количеством баллов, что говорит о
идеализированном образе будущей профессиональной деятельности. Образ идеального
врача во многом схож с образом Я-идеального. Идеальный образ врача отличается
от образа Я-идеального более высокой оценкой следующих качеств: бескорыстный,
внимательный, заботливый, компетентный, наблюдательный, понимающий,
предусмотрительный, тактичный, терпимый, более требовательный к другим и к
себе, эмоционально сдержанный.
. Большинство испытуемых по выборке характеризуются наименьшей
рассогласованностью в оценке качеств Я-идеального и Я-реального. Около трети
испытуемых характеризуются большей рассогласованностью в оценке образа
Я-реального и Я-идеального.
. Испытуемым с относительно высокой самооценкой, реалистичностью
идеального образа Я и приближенностью его к реальному образу Я свойственен
высокий уровень осмысленности жизни. Небольшая рассогласованность или
когруэнтность Я-реального и Я-идеального, создают благоприятные условия для
развития личности, принятия себя, психологического здоровья в целом. А это в
свою очередь напрямую связано с высоким уровнем осмысленности жизни и
благополучием личности.
7. Испытуемым с относительно невысокой оценкой характеристик Я-реального,
но высокой оценкой Я-идеального и с большей рассогласованностью между этими
компонентами свойственен невысокий уровень осмысленности жизни.
Таким образом, гипотеза о том, что чем меньше степень рассогласования
между составляющими Я-концепции, тем выше уровень осмысленности жизни, в ходе
исследования была полностью подтверждена.
Заключение
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию
уровня осмысленности жизни в связи с особенностями Я-концепции студентов.
Полученные в результате исследования данные могут являться материалом для
работы как самих студентов, которые способны сознательно регулировать, изменять
свое поведение и ситуацию самосовершенствования и развития личности, а так же
для преподавателей и психологов, работающих со старшими школьниками, стоящими
на «возрастной ступени» ниже, чем исследуемые нами студенты. Знание о
закономерностях соотношения между собой уровня осмысленности жизни и сочетания
компонентов Я-концепции, могут позволить прогнозировать и в связи с этим
корректировать варианты развития личности.
Разработанная для изучения компонентов Я-концепции методика субъективной
оценки выраженности качеств Я-реального, Я-идеального и образа идеального врача
(Я-профессионального) может так же являться инструментом для изучения
Я-концепции личности. Она может корректироваться за счёт расширения списка
качеств, исходя из задач исследования, возможно использование повторяющихся
качеств, для проверки искренности испытуемых. Получаемые в итоге профили, могут
отображать субъективную оценку выраженности качеств личности в настоящем,
желаемом будущем и оцениваться их соотношение с характеристиками
профессиональной деятельностью. Если испытуемые, уже занимаются профессиональной
деятельностью, то возможно добавление «Я-профессионального в настоящем» и
соотнесение его с идеальным профессиональным образом.
В целом можно отметить, что данное исследование может быть продолжено на
данной выборки в связи развитием личностного и профессионального самосознания
студентов, с целью рассмотрения динамики изменения Я-концепции и уровня
осмысленности жизни. Могут привлекаться для участия в исследовании также группы
студентов других факультетов, других учебных заведений.
Список литературы
1. Абульханова-Славская
К.А. Стратегия жизни. - М. Мысль 1991. - , 299,[2] с.
. Ананьев Б.
Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия
«Мастера психологии»)
3. Асмолов
А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Из-во Моск.
ун-та, 1984. - 105 с.
4. Бернс Р.
Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: «Прогресс», 1986, - 422.
. Болотова
А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект //Вопросы психологии.
2006. №2.-С 116.- 120
6. Вайзер Г.А. Проблема
смысла жизни и акме -
<http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107780803&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&>
. Вайзер Г.А. Смысл
жизни и «двойной кризис» в жизни человека// Психологический журнал. 1998. Т.
19., № 5, С 3-14
8. Выготский
Л.С. Проблема возраста// Собр. соч.- М.: Педагогика, 1984.-Т.4
9. Гиппенрейтер
Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: ЧеРо, при участии
издательства «Райт», 2003. -336с.
. Головин
С.Ю. Словарь практического психолога (около 2000 слов). - М. Издательство «
Феникс», 1998 г.-589 с.
11. Жукова И.Г.
Направленность личности как фундамент становления смысложизненных ориентаций в
юношеском возрасте// Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI
симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е.Вахрошова, 2006 -
<http://hpsy.ru/public/x2733.htm>
12. Зеер
Э.Ф., Психология профессионального образования: Учебное пособие.- 2-е изд.,
перераб.- М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003.-480 с. (Серия «Библиотека психолога»)
13. Иващенко
А.В., Агапов В.С., Баршинникова И.В. Я - концепция личности в отечественной
психологии. Монография. - М.: МГСА, 2000. - 155 с.
. Кайгородов
Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте. -
Мир психологии. - 1999. - № 3 (19). - С.155 - 159
. Калинин
И.В. Осмысленность жизни как показатель социальной компетентности в юношеском
возрасте// Социальная компетентность детей и подростков: тенденция
формирования/ под ред. И.В. Калинина, Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. -
Уляновск: СКНЦ, 2002 - С.55-62.
16. Колядин А.П. Подходы к
изучению «Я-концепции» в психологической науке// Сборник научных трудов
Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные
науки», № 1 (13), 2005. - <http://science.ncstu.ru/articles/hs/13>
. Кон И.С. Психология
ранней юности: Кн. для учителя
18. Кон И.С.
Открытие Я. - М., Политиздат, 1978 г.-367 с.
. Кон И.С. В
поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335.
20. Конопкин
О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития//
Вопросы психологии №2-2004.- 128-133.
. Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
22. Леонтьев
Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии// Проблема смысла в науках о
человеке (к 100 летию Виктора Франкла): материалы международной конференции/
Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36-49
23. Леонтьев
Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е,
испр.изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
. Леонтьев
Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - 2-е изд. - М: Смысл, 2006. - 18 с.
25. Моросанова
В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека//Вопросы
психологии.-2000.-№2.-С. 118-127.
26. Психологический
словарь. Под. Ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. -
М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»,
2004. - 479, [1] c.: ил.
27. Психология
самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672.
28. Роджерс
К. Клиентоцентрированная терапия. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. - 317.
29. Романова
Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е
изд. Спб: Питер,2004. - 464 с. Врач (профессиограмма)- с 97-100
. Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.: ил. - (Серия
«Мастера психологии»)
. Рубинштейн
С.Л. Человек и мир. - М.: «Наука», 1997, - 190с.
. Сахакиян
У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./Ред. и сост.
У.С.Сахикиян. Пер.с анг. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-624 с.
(Серия «Мир психологии»)
. Серый
А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике
актуальных смысловых состояний (новая концепция)// «Сибирская психология
сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 г.
34. Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. психология развития
человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для
вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.:ил.
. Смысл жизни
и акме: 10 лет поиска. В 2 ч/ Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А.
Карповой, В.Э. Чудновского. Часть 1. - М.: Смысл, 2004. - 328 с.
. Столин В.В.
Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983 г. -
284.
37. Фесенко
П.А. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности/ автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологический наук//
институт психологии им. Л.С. Выготского, Российский гос. гум.-го университета.
- Москва, 2005. - С 10-11
38. Франкл В. Человек в
поисках смысла. - М.: Прогресс
<http://www.ozon.ru/context/detail/id/856063/>, 1990. - 368 с.
. Фрейджер Р.,
Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. - М.: 2002. - 690 с.
40. Холл
Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. - М.: «КСА+»,1997,720 с.,илл.
. Хъелл Л.,
Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.: ил. -
(Серия «Мастера Психологии»)
42. Чеснокова
И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство «Наука», 1977. -143.
43. Чудновский
В.Э К проблеме адекватности смысла жизни// Мир психологии.1999. № 2. - С. 74-80
44. Чудновский
В.Э Оптимальный смысл жизни// Психологический журнал. - 2004. № 6. Том 25. - С.
4-7
45. Чудновский В.Э Смысл
жизни и судьба человека // Общественные науки и современность.1998. №1. -
С.175-183. - <http://www.management.edu.ru/ons/msg/165713.html>
. Шакуров Р.X.
Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. - 2003. № 5. -
С.18-33
. Шрейбер Т.В. Особенности
саморегуляции старшеклассников с различным уровнем осмысленности жизни. -
http://www.vestnik.udsu.ru/2005/2005-09/vuu_05_09_06.pdf
. Эриксон Э.
Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. (Серия:
Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.
Приложение 1
Субъективная оценка характеристик Я-реального, Я-идеального и образа
идеального врача
Оцените по 7 бальной шкале степень проявления всех перечисленных ниже
качеств:
· в 1 столбце оценивая их в соответствие с вашим представлением о себе («Я
реальное»);
· во 2 столбце давая оценку себе идеальному, желаемому («Я
идеальное»);
· в 3 - вашему представлению об идеальном враче (Идеальный
врач).
1 - никогда
2 - редко
- скорее не проявляется
4 - иногда проявляется, а иногда нет
- скорее проявляется, чем нет
6- часто
- всегда
Качества
|
«Я реальное»
|
«Я идеальное»
|
Идеальный врач
|
Аккуратный
|
|
|
|
Бескорыстный
|
|
|
|
Быстрообучаемый
|
|
|
|
Внимательный
|
|
|
|
Дружелюбный
|
|
|
|
Жизнерадостный
|
|
|
|
Заботливый
|
|
|
|
Инициативный
|
|
|
|
Искренний
|
|
|
|
Компетентный
|
|
|
|
Любознательный
|
|
|
|
Наблюдательный
|
|
|
|
Независимый
|
|
|
|
Обаятельный
|
|
|
|
Общительный
|
|
|
|
Объективный
|
|
|
|
Ответственный
|
|
|
|
Отзывчивый
|
|
|
|
Открытый
|
|
|
|
Понимающий других
|
|
|
|
Предусмотрительный
|
|
|
|
Работоспособный
|
|
|
|
Рассудительный
|
|
|
|
Решительный
|
|
|
|
Самокритичный
|
|
|
|
Самостоятельный
|
|
|
|
Скромный
|
|
|
|
Совестливый
|
|
|
|
Стремящийся к
самосовершенствованию
|
|
|
|
Тактичный
|
|
|
|
Творческий
|
|
|
|
Терпимый
|
|
|
|
Требовательный к другим
|
|
|
|
Требовательный к себе
|
|
|
|
Уверенный в себе
|
|
|
|
Умный
|
|
|
|
Усердный
|
|
|
|
Целеустремленный
|
|
|
|
Честный
|
|
|
|
Эрудированный
|
|
|
|
Приложение 2
Профессиограмма «врач»
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной
деятельности
Способности:
. высокий уровень произвольного внимания (способность обнаруживать
даже незначительные проявления симптомов заболевания);
2. хорошо развития словестно-логическая долговременная память
(способность в нужный момент оказать своевременную помощь, порекомендовать
лекарственное средство, необходимое для данного заболевания);
. способность анализировать факты и логически мыслить;
. ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур;
. быстрота реакции;
. психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие
физические нагрузки;
. вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно
для пациента излагать свои мысли).
Личностные качества, интересы и склонности:
. терпеливость и выдержанность;
2. доброжелательность и приветливость;
. ответственность;
. аккуратность;
. тактичность;
. оптимистичность;
. внимательность;
. готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь;
. бескорыстность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
. безответственность;
2. невнимательность;
. эгоистичность;
. эмоциональная не сдержанность;
. жесткость
Приложение 3
Кластерный анализ по средним значениям
Case Number
|
Cluster
|
Distance
|
1
|
1
|
6,434
|
2
|
1
|
6,852
|
3
|
2
|
10,995
|
4
|
2
|
9,501
|
5
|
1
|
4,949
|
6
|
2
|
8,163
|
7
|
2
|
9,479
|
8
|
1
|
3,967
|
9
|
1
|
6,478
|
10
|
2
|
8,627
|
11
|
1
|
7,755
|
12
|
1
|
5,281
|
13
|
1
|
5,077
|
14
|
1
|
6,230
|
15
|
1
|
5,885
|
16
|
1
|
10,556
|
17
|
1
|
5,303
|
18
|
2
|
8,040
|
19
|
2
|
6,362
|
20
|
1
|
4,320
|
21
|
1
|
3,971
|
22
|
1
|
12,742
|
23
|
1
|
5,855
|
24
|
1
|
5,248
|
25
|
1
|
5,084
|
26
|
1
|
5,339
|
27
|
1
|
5,225
|
28
|
2
|
6,890
|
29
|
1
|
7,069
|
30
|
1
|
8,484
|
31
|
2
|
12,725
|
32
|
1
|
5,319
|
33
|
2
|
8,407
|
34
|
2
|
6,762
|
35
|
1
|
7,446
|
36
|
1
|
4,597
|
37
|
1
|
5,460
|
38
|
1
|
4,651
|
39
|
1
|
4,363
|
40
|
2
|
7,655
|
41
|
1
|
4,388
|
42
|
1
|
5,193
|
43
|
1
|
5,661
|
44
|
1
|
4,983
|
45
|
1
|
7,368
|
46
|
2
|
5,914
|
47
|
1
|
6,425
|
48
|
2
|
10,264
|
49
|
2
|
4,939
|
50
|
1
|
8,375
|
51
|
1
|
4,908
|
52
|
2
|
7,909
|
53
|
1
|
5,434
|
54
|
1
|
5,184
|
55
|
1
|
4,887
|
56
|
1
|
4,058
|
57
|
1
|
6,691
|
58
|
2
|
8,922
|
59
|
1
|
7,681
|
60
|
1
|
7,174
|
61
|
1
|
3,713
|
62
|
2
|
11,910
|
63
|
2
|
4,841
|
64
|
2
|
5,313
|
65
|
1
|
4,661
|
66
|
1
|
4,262
|
67
|
2
|
5,371
|
68
|
2
|
6,616
|
69
|
1
|
6,210
|
70
|
2
|
7,779
|
71
|
1
|
6,545
|
72
|
2
|
8,637
|
73
|
1
|
5,300
|
74
|
1
|
5,308
|
75
|
1
|
6,689
|
76
|
1
|
4,566
|
77
|
1
|
8,846
|
78
|
2
|
10,109
|
79
|
1
|
5,021
|
80
|
1
|
4,430
|
81
|
1
|
5,831
|
82
|
2
|
7,620
|
83
|
2
|
6,890
|
84
|
1
|
5,978
|
85
|
1
|
5,095
|
86
|
2
|
7,358
|
87
|
1
|
7,760
|
88
|
1
|
6,581
|
89
|
2
|
12,481
|
90
|
2
|
7,509
|
91
|
1
|
5,239
|
92
|
1
|
5,416
|
93
|
1
|
8,472
|
94
|
1
|
5,031
|
95
|
1
|
5,207
|
96
|
1
|
7,205
|
97
|
1
|
5,490
|
98
|
1
|
5,037
|
99
|
1
|
6,053
|
100
|
1
|
5,093
|
101
|
2
|
8,163
|
102
|
1
|
11,974
|
103
|
1
|
3,210
|
104
|
2
|
6,536
|
105
|
1
|
7,218
|
106
|
1
|
107
|
1
|
4,687
|
108
|
1
|
7,622
|
109
|
1
|
6,550
|
110
|
2
|
7,712
|
111
|
1
|
8,411
|
112
|
2
|
5,706
|
113
|
2
|
9,545
|
114
|
1
|
6,185
|
115
|
1
|
5,333
|
116
|
1
|
6,860
|
117
|
1
|
6,379
|
118
|
1
|
6,959
|
119
|
1
|
9,414
|
120
|
1
|
5,650
|
121
|
2
|
4,534
|
122
|
1
|
5,856
|
123
|
2
|
6,036
|
124
|
1
|
4,838
|
125
|
1
|
5,326
|
126
|
1
|
5,458
|
127
|
1
|
5,140
|
128
|
2
|
16,125
|
129
|
1
|
5,404
|
130
|
1
|
4,569
|
131
|
1
|
3,734
|
132
|
1
|
5,596
|
133
|
1
|
11,020
|
134
|
1
|
4,491
|
135
|
1
|
10,647
|
136
|
2
|
7,917
|
137
|
2
|
5,778
|
138
|
1
|
3,800
|
139
|
1
|
4,166
|
140
|
1
|
4,671
|
141
|
1
|
6,228
|
142
|
1
|
8,466
|
143
|
1
|
5,292
|
144
|
2
|
8,290
|
145
|
1
|
4,683
|
146
|
2
|
7,556
|
147
|
2
|
6,094
|
148
|
2
|
7,347
|
149
|
1
|
6,455
|
150
|
1
|
5,429
|
151
|
2
|
8,579
|
152
|
1
|
5,451
|
153
|
2
|
9,100
|
154
|
2
|
13,302
|
155
|
1
|
5,732
|
156
|
1
|
4,430
|
157
|
2
|
5,169
|
Cluster Centers
|
Cluster
|
|
1
|
2
|
VAR00001
|
,92
|
1,88
|
VAR00002
|
,57
|
,29
|
VAR00003
|
1,39
|
2,25
|
VAR00004
|
1,39
|
2,02
|
VAR00005
|
,51
|
,83
|
VAR00006
|
,86
|
1,21
|
VAR00007
|
,72
|
1,48
|
VAR00008
|
1,17
|
1,69
|
VAR00009
|
,63
|
,92
|
VAR00010
|
1,17
|
1,71
|
VAR00011
|
,54
|
,79
|
VAR00012
|
,98
|
1,73
|
VAR00013
|
1,11
|
2,04
|
VAR00014
|
,98
|
1,65
|
VAR00015
|
1,00
|
1,08
|
VAR00016
|
1,01
|
1,56
|
VAR00017
|
,74
|
1,98
|
VAR00018
|
,47
|
,98
|
VAR00019
|
,60
|
,79
|
VAR00020
|
,68
|
1,17
|
VAR00021
|
,95
|
2,04
|
VAR00022
|
,83
|
2,13
|
VAR00023
|
,82
|
1,69
|
VAR00024
|
1,22
|
2,13
|
VAR00025
|
-,19
|
,54
|
VAR00026
|
,81
|
1,83
|
VAR00027
|
-,23
|
,40
|
VAR00028
|
,16
|
,98
|
VAR00029
|
,50
|
1,52
|
VAR00030
|
,83
|
1,60
|
VAR00031
|
,97
|
1,73
|
VAR00032
|
,61
|
2,42
|
VAR00033
|
-,01
|
,19
|
VAR00034
|
,42
|
1,19
|
VAR00035
|
1,21
|
2,21
|
VAR00036
|
1,20
|
1,98
|
VAR00037
|
1,14
|
2,65
|
VAR00038
|
,81
|
1,73
|
VAR00039
|
,58
|
1,08
|
VAR00040
|
,73
|
2,42
|
VAR00041
|
1,13
|
2,33
|
Number of Cases in each Cluster
Cluster
|
1
|
109,000
|
|
2
|
48,000
|
Valid
|
157,000
|
Missing
|
,000
|
Приложение 4
Анализ различий в уровне рассогласования оценок качеств Я-реального и Я-идеального
между испытуемыми 1 и 2 кластера
|
Cluster Number of Case
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
VAR00001
|
1
|
109
|
67,03
|
7306,00
|
|
2
|
48
|
106,19
|
5097,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00002
|
1
|
109
|
80,17
|
8738,50
|
|
2
|
48
|
76,34
|
3664,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00003
|
1
|
109
|
70,01
|
7631,00
|
|
2
|
48
|
99,42
|
4772,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00004
|
1
|
109
|
71,75
|
7820,50
|
2
|
48
|
95,47
|
4582,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00005
|
1
|
109
|
74,21
|
8088,50
|
|
2
|
48
|
89,89
|
4314,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00006
|
1
|
109
|
73,40
|
8000,50
|
|
2
|
48
|
91,72
|
4402,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00007
|
1
|
109
|
70,21
|
7652,50
|
|
2
|
48
|
98,97
|
4750,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00008
|
1
|
109
|
71,73
|
7818,50
|
|
2
|
48
|
95,51
|
4584,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00009
|
1
|
109
|
75,89
|
8271,50
|
|
2
|
48
|
86,07
|
4131,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00010
|
1
|
109
|
71,59
|
7803,00
|
|
2
|
48
|
95,83
|
4600,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00011
|
1
|
109
|
75,33
|
8211,50
|
|
2
|
48
|
87,32
|
4191,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00012
|
1
|
109
|
69,35
|
7559,50
|
|
2
|
48
|
100,91
|
4843,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00013
|
1
|
109
|
70,44
|
7678,00
|
|
2
|
48
|
98,44
|
4725,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00014
|
1
|
109
|
70,18
|
7650,00
|
|
2
|
48
|
99,02
|
4753,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00015
|
1
|
109
|
78,89
|
8599,50
|
|
2
|
48
|
79,24
|
3803,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00016
|
1
|
109
|
70,93
|
7731,00
|
|
2
|
48
|
97,33
|
4672,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00017
|
1
|
109
|
64,04
|
6980,50
|
|
2
|
48
|
112,97
|
5422,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00018
|
1
|
109
|
71,73
|
7819,00
|
|
2
|
48
|
95,50
|
4584,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00019
|
1
|
109
|
75,65
|
8245,50
|
|
2
|
48
|
86,61
|
4157,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00020
|
1
|
109
|
72,00
|
7848,00
|
|
2
|
48
|
94,90
|
4555,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00021
|
1
|
109
|
66,76
|
7276,50
|
|
2
|
48
|
106,80
|
5126,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00022
|
1
|
109
|
64,92
|
7076,50
|
|
2
|
48
|
110,97
|
5326,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00023
|
1
|
109
|
68,44
|
7460,50
|
|
2
|
48
|
102,97
|
4942,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00024
|
1
|
109
|
69,42
|
7566,50
|
|
2
|
48
|
100,76
|
4836,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00025
|
1
|
109
|
73,80
|
8044,00
|
|
2
|
48
|
90,81
|
4359,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00026
|
1
|
109
|
66,92
|
7294,50
|
|
2
|
48
|
106,43
|
5108,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00027
|
1
|
109
|
75,91
|
8274,50
|
|
2
|
48
|
86,01
|
4128,50
|
|
157
|
|
|
VAR00028
|
1
|
109
|
69,56
|
7581,50
|
|
2
|
48
|
100,45
|
4821,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00029
|
1
|
109
|
66,50
|
7249,00
|
|
2
|
48
|
107,38
|
5154,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00030
|
1
|
109
|
68,52
|
7469,00
|
|
2
|
48
|
102,79
|
4934,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00031
|
1
|
109
|
72,27
|
7877,50
|
|
2
|
48
|
94,28
|
4525,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00032
|
1
|
109
|
63,85
|
6960,00
|
|
2
|
48
|
113,40
|
5443,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00033
|
1
|
109
|
77,17
|
8411,00
|
|
2
|
48
|
83,17
|
3992,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00034
|
1
|
109
|
70,03
|
7633,50
|
|
2
|
48
|
99,36
|
4769,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00035
|
1
|
109
|
69,47
|
7572,00
|
|
2
|
48
|
100,65
|
4831,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00036
|
1
|
109
|
68,87
|
7507,00
|
|
2
|
48
|
102,00
|
4896,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00037
|
1
|
109
|
62,58
|
6821,50
|
|
2
|
48
|
116,28
|
5581,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00038
|
1
|
109
|
69,04
|
7525,00
|
|
2
|
48
|
101,63
|
4878,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00039
|
1
|
109
|
72,13
|
7862,50
|
|
2
|
48
|
94,59
|
4540,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00040
|
1
|
109
|
64,48
|
7028,00
|
|
2
|
48
|
111,98
|
5375,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00041
|
1
|
109
|
66,01
|
7195,00
|
|
2
|
48
|
108,50
|
5208,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
Приложение 5
Анализ различий в оценке качеств Я-реального между испытуемыми 1 и 2
кластера
|
VAR00042
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
VAR00001
|
1,00
|
109
|
90,38
|
9851,50
|
|
2,00
|
48
|
53,16
|
2551,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00002
|
1,00
|
109
|
80,64
|
8790,00
|
|
2,00
|
48
|
75,27
|
3613,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00003
|
1,00
|
109
|
86,40
|
9418,00
|
|
2,00
|
48
|
62,19
|
2985,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00004
|
1,00
|
109
|
87,46
|
9533,50
|
|
2,00
|
48
|
59,78
|
2869,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00005
|
1,00
|
109
|
83,61
|
9113,00
|
|
2,00
|
48
|
68,54
|
3290,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00006
|
1,00
|
109
|
84,79
|
9242,00
|
|
2,00
|
48
|
65,85
|
3161,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00007
|
1,00
|
109
|
86,03
|
9377,50
|
|
2,00
|
48
|
63,03
|
3025,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00008
|
1,00
|
109
|
84,95
|
9260,00
|
|
2,00
|
48
|
65,48
|
3143,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00009
|
1,00
|
109
|
80,30
|
8752,50
|
|
2,00
|
48
|
76,05
|
3650,50
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00010
|
1,00
|
109
|
85,88
|
9360,50
|
|
2,00
|
48
|
63,39
|
3042,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00011
|
1,00
|
109
|
83,04
|
9051,00
|
|
2,00
|
48
|
69,83
|
3352,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00012
|
1,00
|
109
|
88,10
|
9603,00
|
|
2,00
|
48
|
58,33
|
2800,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00013
|
1,00
|
109
|
85,31
|
9298,50
|
|
2,00
|
48
|
64,68
|
3104,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00014
|
1,00
|
109
|
86,47
|
9425,50
|
|
2,00
|
48
|
62,03
|
2977,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00015
|
1,00
|
109
|
81,36
|
8868,00
|
|
2,00
|
48
|
73,65
|
3535,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00016
|
1,00
|
109
|
85,96
|
9370,00
|
|
2,00
|
48
|
63,19
|
3033,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00017
|
1,00
|
109
|
93,10
|
10148,00
|
|
2,00
|
48
|
46,98
|
2255,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00018
|
1,00
|
109
|
82,75
|
9020,00
|
|
2,00
|
48
|
70,48
|
3383,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00019
|
1,00
|
109
|
82,66
|
9010,00
|
|
2,00
|
48
|
70,69
|
3393,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00020
|
1,00
|
109
|
86,91
|
9473,50
|
|
2,00
|
48
|
61,03
|
2929,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00021
|
1,00
|
109
|
91,46
|
9969,50
|
|
2,00
|
48
|
50,70
|
2433,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00022
|
1,00
|
109
|
91,77
|
10002,50
|
|
2,00
|
48
|
50,01
|
2400,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00023
|
1,00
|
109
|
88,10
|
9603,00
|
|
2,00
|
48
|
58,33
|
2800,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00024
|
1,00
|
109
|
85,71
|
9342,00
|
|
2,00
|
48
|
63,77
|
3061,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00025
|
1,00
|
109
|
81,84
|
8921,00
|
|
2,00
|
48
|
72,54
|
3482,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00026
|
1,00
|
109
|
90,63
|
9878,50
|
|
2,00
|
48
|
52,59
|
2524,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00027
|
1,00
|
109
|
84,16
|
9173,50
|
|
2,00
|
48
|
67,28
|
3229,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00028
|
1,00
|
109
|
86,15
|
9390,50
|
|
2,00
|
48
|
62,76
|
3012,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00029
|
1,00
|
109
|
89,56
|
9762,50
|
|
2,00
|
48
|
55,01
|
2640,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00030
|
1,00
|
109
|
88,16
|
9609,00
|
|
2,00
|
48
|
58,21
|
2794,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00031
|
1,00
|
109
|
84,59
|
9220,50
|
|
2,00
|
48
|
66,30
|
3182,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00032
|
1,00
|
109
|
90,25
|
9837,00
|
|
2,00
|
48
|
53,46
|
2566,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00033
|
109
|
82,83
|
9028,50
|
|
2,00
|
48
|
70,30
|
3374,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00034
|
1,00
|
109
|
87,03
|
9486,50
|
|
2,00
|
48
|
60,76
|
2916,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00035
|
1,00
|
109
|
86,44
|
9422,00
|
|
2,00
|
48
|
62,10
|
2981,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00036
|
1,00
|
109
|
85,94
|
9367,00
|
|
2,00
|
48
|
63,25
|
3036,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00037
|
1,00
|
109
|
92,84
|
10119,50
|
|
2,00
|
48
|
47,57
|
2283,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00038
|
1,00
|
109
|
87,89
|
9579,50
|
|
2,00
|
48
|
58,82
|
2823,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00039
|
1,00
|
109
|
83,16
|
9064,50
|
|
2,00
|
48
|
69,55
|
3338,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00040
|
1,00
|
109
|
90,00
|
9810,00
|
|
2,00
|
48
|
54,02
|
2593,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00041
|
1,00
|
109
|
89,11
|
9712,50
|
|
2,00
|
48
|
56,05
|
2690,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
Приложение 6
Анализ различий в оценке качеств Я-идеального между испытуемыми 1 и 2
кластера
|
VAR00042
|
N
|
Mean Rank
|
Sum of Ranks
|
VAR00001
|
1,00
|
109
|
78,90
|
8600,00
|
|
2,00
|
48
|
79,23
|
3803,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00002
|
1,00
|
109
|
81,00
|
8829,00
|
|
2,00
|
48
|
74,46
|
3574,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00003
|
1,00
|
109
|
75,74
|
8256,00
|
|
2,00
|
48
|
86,40
|
4147,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00004
|
1,00
|
109
|
81,79
|
8915,00
|
|
2,00
|
48
|
72,67
|
3488,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00005
|
1,00
|
109
|
80,03
|
8723,50
|
|
2,00
|
48
|
76,66
|
3679,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00006
|
1,00
|
109
|
81,53
|
8886,50
|
|
2,00
|
48
|
73,26
|
3516,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00007
|
1,00
|
109
|
76,90
|
8382,50
|
|
2,00
|
48
|
83,76
|
4020,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00008
|
1,00
|
109
|
79,26
|
8639,00
|
|
2,00
|
48
|
78,42
|
3764,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00009
|
1,00
|
109
|
78,56
|
8562,50
|
|
2,00
|
48
|
80,01
|
3840,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00010
|
1,00
|
109
|
78,71
|
8579,00
|
|
2,00
|
48
|
79,67
|
3824,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00011
|
1,00
|
109
|
80,49
|
8773,00
|
|
2,00
|
48
|
75,63
|
3630,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00012
|
1,00
|
109
|
79,34
|
8648,00
|
|
2,00
|
48
|
78,23
|
3755,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00013
|
1,00
|
109
|
74,73
|
8145,50
|
|
2,00
|
48
|
88,70
|
4257,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00014
|
1,00
|
109
|
78,41
|
8546,50
|
|
2,00
|
48
|
80,34
|
3856,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
1,00
|
109
|
81,91
|
8928,50
|
|
2,00
|
48
|
72,39
|
3474,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00016
|
1,00
|
109
|
77,59
|
8457,50
|
|
2,00
|
48
|
82,20
|
3945,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00017
|
1,00
|
109
|
80,36
|
8759,50
|
|
2,00
|
48
|
75,91
|
3643,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00018
|
1,00
|
109
|
76,45
|
8333,00
|
|
2,00
|
48
|
84,79
|
4070,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00019
|
1,00
|
109
|
80,96
|
8824,50
|
|
2,00
|
48
|
74,55
|
3578,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00020
|
1,00
|
109
|
80,27
|
8749,50
|
|
2,00
|
48
|
76,11
|
3653,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00021
|
1,00
|
109
|
79,80
|
8698,50
|
|
2,00
|
48
|
77,18
|
3704,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00022
|
1,00
|
109
|
77,19
|
8413,50
|
|
2,00
|
48
|
83,11
|
3989,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00023
|
1,00
|
109
|
77,57
|
8455,50
|
|
2,00
|
48
|
82,24
|
3947,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00024
|
1,00
|
109
|
74,49
|
8119,00
|
|
2,00
|
48
|
89,25
|
4284,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00025
|
1,00
|
109
|
75,27
|
8204,50
|
|
2,00
|
48
|
87,47
|
4198,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00026
|
1,00
|
109
|
77,14
|
8408,50
|
|
2,00
|
48
|
83,22
|
3994,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00027
|
1,00
|
109
|
77,79
|
8479,00
|
|
2,00
|
48
|
81,75
|
3924,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00028
|
1,00
|
109
|
76,05
|
8289,50
|
|
2,00
|
48
|
85,70
|
4113,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00029
|
1,00
|
109
|
77,55
|
8453,00
|
|
2,00
|
48
|
82,29
|
3950,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00030
|
1,00
|
109
|
78,67
|
8575,00
|
|
2,00
|
48
|
79,75
|
3828,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00031
|
1,00
|
109
|
77,17
|
8411,00
|
|
2,00
|
48
|
83,17
|
3992,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00032
|
1,00
|
109
|
74,29
|
8098,00
|
|
2,00
|
48
|
89,69
|
4305,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00033
|
1,00
|
109
|
81,34
|
8866,50
|
|
2,00
|
48
|
73,68
|
3536,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00034
|
1,00
|
109
|
78,27
|
8531,00
|
|
2,00
|
48
|
80,67
|
3872,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00035
|
1,00
|
109
|
76,27
|
8313,50
|
|
2,00
|
48
|
85,20
|
4089,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00036
|
1,00
|
109
|
73,79
|
8043,00
|
|
2,00
|
48
|
90,83
|
4360,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00037
|
1,00
|
109
|
77,48
|
8445,50
|
|
2,00
|
48
|
82,45
|
3957,50
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00038
|
1,00
|
109
|
77,86
|
8487,00
|
|
48
|
81,58
|
3916,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00039
|
1,00
|
109
|
76,14
|
8299,00
|
|
2,00
|
48
|
85,50
|
4104,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00040
|
1,00
|
109
|
75,68
|
8249,00
|
|
2,00
|
48
|
86,54
|
4154,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
VAR00041
|
1,00
|
109
|
74,97
|
8172,00
|
|
2,00
|
48
|
88,15
|
4231,00
|
|
Total
|
157
|
|
|
Приложение 7
Анализ различий в уровне осмысленности жизни студентов с различным
соотношением Я-реального и Я-идеального (t-критерий Стьюдента)
Statistics
|
Cluster Number of Case
|
N
|
Mean
|
Std. Deviation
|
Std. Error Mean
|
ОЖ
|
1
|
109
|
113,4954
|
12,11949
|
1,16084
|
|
2
|
48
|
101,9792
|
16,11724
|
2,32632
|
Цели
|
1
|
109
|
36,4128
|
5,40269
|
,51748
|
|
2
|
48
|
32,4583
|
6,73814
|
,97257
|
Процесс
|
1
|
109
|
33,0734
|
5,16883
|
,49508
|
|
2
|
48
|
29,0208
|
6,34970
|
,91650
|
Результат
|
1
|
109
|
27,6881
|
3,58933
|
,34380
|
|
2
|
48
|
25,0000
|
5,02758
|
,72567
|
ЛК-Я
|
1
|
109
|
23,2661
|
2,86305
|
,27423
|
|
2
|
48
|
20,9792
|
4,06589
|
,58686
|
ЛК-жизнь
|
1
|
109
|
35,3394
|
5,26382
|
,50418
|
|
2
|
48
|
31,9375
|
6,44917
|
,93086
|
Independent Samples Test
|
Levene's Test
for Equality of Variances
|
t-test for
Equality of Means
|
|
|
F
|
Sig.
|
t
|
df
|
Sig. (2-tailed)
|
Mean Difference
|
ОЖ
|
4,666
|
,032
|
4,940
|
155
|
,000
|
11,5162
|
|
|
|
4,430
|
71,394
|
,000
|
11,5162
|
Цели
|
3,539
|
,062
|
3,909
|
155
|
,000
|
3,9545
|
|
|
|
3,590
|
74,771
|
,001
|
3,9545
|
Процесс
|
,865
|
,354
|
4,213
|
155
|
,000
|
4,0526
|
|
|
|
3,890
|
75,629
|
,000
|
4,0526
|
Результат
|
5,390
|
,022
|
3,804
|
155
|
,000
|
2,6881
|
|
|
|
3,348
|
68,954
|
,001
|
2,6881
|
ЛК-Я
|
6,216
|
,014
|
4,031
|
155
|
,000
|
2,2869
|
|
|
|
3,530
|
68,348
|
,001
|
2,2869
|
ЛК-жизнь
|
2,448
|
,120
|
3,476
|
155
|
,001
|
3,4019
|
|
|
|
3,214
|
75,783
|
,002
|
3,4019
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Похожие работы на - Осмысленность жизни в связи с особенностями Я-концепции студентов
|