Социализация зрелости - зрелость (18-60 лет)
Однако многие авторы не разделяют процессы вторичной и последующих социализаций, объединяя их в общий вид вторичной социализации, происходящую со взрослым человеком.
Содержание каждого этапа мы рассмотрим в заключительных главах.
А.И. Кравченко отмечает, что существует также понятие "содержания социализации", которое включает не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности, становление социального "Я". Это понятие включает в себя процесс интернализации: превращение внешних форм во внутренние правила поведения. Т.е. когда общение с себе подобными заставляет индивидуума перенимать их взгляды, устои и поведение.
Многие ученые сегодня приходят к выводу, что современное общество настолько динамично меняется, что процесс социализации происходит всю жизнь: человеку всегда есть что осваивать.
Агенты и институты социализации
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.
Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Социализация на различных этапах жизни человека
Первичная социализация.
С самого рождения ребенок взаимодействует не только со своим телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Его опыт общения с ними имеет решающее значение для всего приобретаемого опыта в целом.
Биография индивида с момента его рождения - это предпосылки его отношений с другими людьми. Именно через эти паттерны организм устанавливает стабильные связи с внешним миром, причем как социальным, так и физическим. Эти паттерны пронизывают даже организм на физиологическом уровне - ведь ребенок очень зависим от окружающих его людей, и они решают когда ему принимать пищу, будет ли он в безопасности и сколько будет спать. В этом аспекте в разные исторические периоды и в разных национальных культурах складываются свои представления, которые зависят от социального положения человека и устоявшихся представлений в обществе. Таким образом социальный фактор является одним из основополагающих при формировании интеллекта ребенка. Удовлетворение не только эмоциональных и интеллектуальных, но даже физических потребностей (например, кормление грудью) может напрямую зависеть от него.
Типовая социальная ситуация "неравенство возможностей - неравный старт" проявляется уже в первые годы жизни ребенка [1, стр.369]
Существует мнение, что в ходе индивидуального развития ребенка существует критический период - от 7 до 9 лет, перейдя который дети не получившие опыт социализации в человеческом обществе, уже не смогут его получить. Эта возможность утрачивается для них, и им становится практически невозможно полноценно жить в обществе. Это подтверждают многочисленные факты существования детей-маугли или "феральных людей".
Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается в работе Р. Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем-пяти годам, 80% - к 8 года, 92% - до 13 лет. Считается, что уже в этом возрасте можно с достаточно высокой вероятностью предсказать как сферу так и "поток" будущих возможных достижений. [1, стр.375]
Вторичная социализация.
Совпадает по времени с получением формального образования, и во многом зависит от квалификации педагогов, качества педагогических методик, условий образовательного процесса. Как разумеющееся социальное происхождение и культурно-материальный уровень семьи становится определяющим фактором.
Таким образом, явной функций вторичной социализации является интеллектуализация личности, выработка навыков логического мышления. Скрытой функций становится выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок существовал в малых неформальных группах - семье, компании сверстников, для них он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь за парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика ли воспитанника.
Практически все школы и другие организации в сфере образовательных институтов имеют формальный учебный план, охватывающий определенные области академического знания для освоения учениками. Однако помимо него существует ряд ценностей и принципов, передаваемых в неявном виде. Этот план призван поддерживать социальный контроль в школе, что, в конечном счете, приучает людей приспосабливаться к реально функционирующей государственной власти, а также господствующей идеологии, заставляет воспринимать социальное неравенство как естественное состояние и обеспечивает, таким образом, культурное воспроизводство в данном обществе.
Нередко это откладывает отпечаток на интеллект. Можно наблюдать что, как правило, творческие и независимые ученики относительно слабо успевают в школе, в то время как преуспевают школьники, обладающие такими качествами как пунктуальность, дисциплина, повиновение и прилежание.
Уровень и качество образования, само его наличие выступает важнейшим фактором формирование индивидуального интеллекта. Зависимость между образованием и уровнем психометрического интеллекта неоднократно подтверждались разными исследованиями. Например, Л.Н. Борисова проанализировала результаты эксперимента по определению уровня интеллекта в пяти группах с различными уровнями образования. Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивается. [1, стр.384]
Социализация зрелости.
Большинство авторов сосредоточивают практически все свое внимание лишь на первых двух фазах, иногда не упоминая о двух последующих. В этом есть смысл: предполагается, что социализация завершается с наступлением биологической и социальной зрелости. Однако, если мы рассматриваем социализацию в широком смысле - как освоение норм и ценностей общества в котором живет индивид, - мы должны согласиться что она продолжается почти всю жизнь. Правда, учитывая огромное разнообразие общественных практик и различие включенности в них разных членов общества, довольно трудно выделить типовые паттерны социализации зрелого возраста.
Можно выделить два типовых момента:
Освоение роли самостоятельного экономического агента. Завершая вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.
Обзаведение собственной семьей. Это означает не только прямое участие в продолжении его рода в биологическом смысле. С наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей - мужа, жены, отца, матери, воспитателя, опекуна, наставника.
Социализация старости.
Появление этого этапа возможно только в индустриальном обществе, причем на высоких уровнях его развития.
В дописьменные обществах старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. К тому же в то время мало кто доживал до преклонного возраста, и это само по себе выделяло его среди соплеменников.
Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Постепенный или резкий - в связи с выходом на пенсию - уход с рынка труда означает одновременное снижение значимости всех параметров в системе профессиональной стратификации - как для самого человека, так и для окружающих его людей. Эти потери становятся особенно чувствительными в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов и состояния здоровья. И, конечно же, приходится адаптироваться к ощущению социальной и профессиональной невостребованности.
Однако, в развитых странах система социального обеспечения по старости позволяет обеспечить пожилым людям уровень жизни, который намного выше в сравнение с тем, что имело место даже всего полвека назад. Кроме того у пенсионеров часто встречается превышение доходов над расходами, в связи с тем, что их запросы с возрастом становят меньше, и предыдущий период жизни дал определенные накопления (выплачены все крупные приобретения, имеется счет в банке). По сравнению со своими детьми пожилые люди обладают неограниченным запасом свободного времени.
Период старости означает выход на заключительный этап социализации, в котором тоже необходимо осваивать новые социальные роли (бабушка, дедушка, пенсионер, иждивенец), и который требует определенной психологической адаптации к новому социальному положению.
Заключение
Мы рассмотрели, что такое социализация, раскрыли ее понятие и содержание. Социализация - один из важнейших процессов в жизни человека и одна из самых значительных тем в социологии. Она раскрывает нам процесс формирования личности, ее адаптации к обществу.
Социализация присуща только человеку. Несмотря на то, что некоторые насекомые имеют социальные организации, их поведение продиктовано инстинктами. В поведении человека значительную роль играют социально приобретенные знания и навыки.
Мы убедились, что социализация в широком смысле проходит на протяжении всей жизни человека. На каждом ее этапе есть определенные моменты, которые человеку необходимо освоить: новые социальные роли, адаптация к изменению социального положения.
Социализация имеет свои виды и структуру. В этот процесс включены не только люди ее проходящие, но и люди которые влияют на нее. Агенты и институты социализации являются необходимыми инструментами, сопровождающие человека всю его жизнь.
В целом без социализации невозможно было бы представить полноценное общество, таким, какое оно есть.
Список использованной литературы
1.Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. Питер, 2003г. - 863с.
2.Ковалева А.И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004год - №1 - с.139-143.
.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001г.
.Социализация личности // Социологический словарь: [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Социализация личности // Студенту вуза: [Электронный ресурс] URL: http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/sotsializatsiya-lichnosti.html (Дата обращения 13.01.2015)