Мышление и воображение в деятельности юриста

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мышление и воображение в деятельности юриста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

.ХАРАКТЕРИСТИКА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

.РОЛЬ ВООБРОЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Юридическая психология является прикладной дисциплиной и включает в себя различные области знаний. Она в равной степени относится как к психологии, так и к юриспруденции. Профессия судьи, следователя или прокурора формирует определенные представления о психике человека, вынуждая оперировать положениями практической психологии и быть в определенной мере осведомленным в этой сфере знаний. Для наиболее эффективного, объективного и квалифицированного решения большого круга вопросов и нестандартных ситуаций, постоянно встающих перед судебно-следственными работниками, вместе с юридическими и общими знаниями, а так же профессиональным опытом, необходимы так же и психологические знания.

На современном этапе развития юридическая психология является наукой, которая изучает разные психические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Совмещение юриспруденции и психологии в одной научной дисциплине должно привести к решению одной из актуальных проблем - проблемы повышения эффективности правоохранительной деятельности.

Целью написания данного реферата является изучение роли мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста, а так же рассмотрение характеристики мыслительной деятельности юриста и приемов ее активизации.

.РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Мышление является высшим и наиболее сложным процессом среди других познавательных процессов, отражающих в сознании человека объективную реальность. Мышление оказывает активное влияние на формирование личности человека.

Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Среди других психических процессов мышление является самым сложным познавательным процессом. Мышление помогает отражать в сознании человека формы и сущности различных объектов, их связи и закономерности развития. Например, следователь, осматривая место преступления и еще не зная, кто его совершил, по следам преступной деятельности может составить мнение о предполагаемых свойствах личности человека, совершившего преступление, а так же определяет круг лиц, который может быть причастен к совершению данного преступления.

Процесс мышления не исключает и перцептивных процессов. В большинстве случаев чувственное познание может стать неким толчком к активизации мышления, которое начинает свою деятельность, когда необходимо выйти за границы чувственного познания и решить более сложную задачу, а так же найти ответы на более сложные вопросы, имеющие несколько альтернативных вариантов решения.

Исходя из этого, мышление, так же, является процессом решения задач, поиском выхода из сложной ситуации, который устраняет неопределенность в деятельности субъекта познания. Именно ситуация неопределенности ведет к активизации мыслительной деятельности как следователя, так и преступника.

Неопределенные и нестандартные задачи и ситуации, которые могут иметь разные варианты решений, а также выбор оптимального пути достижения поставленной цели, ведет к активизации творческого мышления. В мышлении участников судопроизводства в основном проявляется социальный опыт людей. Из-за этого их мышление приобретает социальный характер.

В психологии мышление подразделяется на несколько видов:

. Наглядное, практическое мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное). Такое мышление в основном проявляется в практической деятельности людей. Исходя из приобретенных знаний, навыков и опыта мышление способствует принятию решений о том, как следует поступать в определенных ситуациях. Этот вид мышления является основой большинства репродуктивных действий, совершаемых человеком. К примеру следователь, который имеет некий социальный и профессиональный опыт, применяет свои знания для поиска при помощи разных технических средств криминалистики следов на месте преступления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что субъект познания чаще применяет образное представление окружающего мира, мыслит образами. Наглядно-образное мышление играет большую роль в процессе обучения.

Этот вид мышления является главным средством познавательной деятельности человека, в частности и юриста. Исходя из того, что вербально-логическое мышление играет важную роль в деятельности человека, необходимо подчеркнуть, что оно всегда связано с языком, речью, понятиями, имеющими различные смысловые связи. Поэтому, наблюдая за тем, как и что говорит человек, мы, в большинстве случаев, составляем мнение об уровне развития его мышления, а так же о характере его мыслительной деятельности.

Применяя этот вид мышления, мы пользуемся отвлеченными понятиями и общими категориями. Рассуждая, строя разные логические схемы, выявляя закономерности различных явлений и отношений между объектами, мы можем спрогнозировать возможное развитие событий, тем самым выходя за границы непосредственного, чувственного познания окружающей среды.

Дискурсивное мышление играет важную роль при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступления, а также при решении вопросов, которые требуют глубокого анализа, определения связей и противоречий в исследуемых фактах и явлениях.

В следственной практике дискурсивное мышление проявляется в рефлекторных рассуждениях. Рефлекторные рассуждения базируются на анализе следователем собственных мыслей, в которых он имитирует процесс рассуждения и действия свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. «Следователь отражает в динамической модели конфликтной ситуации и себя самого, и подследственного, имитирует ход его мыслей и его поведение и, оперируя этой моделью, принимает решение. При этом он должен представить не только самого себя с точки зрения подследственного, но и представления самого подследственного о себе в понимании следователя». Рефлексивные рассуждения помогают следователю влиять на процесс принятия своих решений и решений подозреваемого. Но следует помнить и о том, что подозреваемый, в свою очередь также прибегает к рефлекторным рассуждениям. И задачей следователя в данной ситуации является превзойти его в этих рассуждениях.

Таким образом, хорошо развитые указанные выше виды мышления помогают творчески решать следователю сложные вопросы и ситуации, возникающие в процессе уголовного дела. Если специалист решает нестандартные вопросы более коротким и оптимальным способом, хотя при этом присутствуют и другие возможные варианты, можно говорить о его творческом умении мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении. К примеру, рассмотрим процесс расследования преступления, когда обнаружен труп со следами насильственной смерти. Имеется минимум исходной информации, и при такой ситуации к причастности к преступлению можно заподозрить достаточно большой круг лиц. Для того чтобы проверить всех подозреваемых потребуется много сил и времени. Но это время можно сильно сократить посредством определения наиболее рациональной последовательности проведения следственно-розыскных действий.

Д.П. Котов и Н.Л. Гранат в своих исследованиях показали, что наиболее опытные следователи сильно сокращают время следственно-розыскных действий и при этом не применяют механический перебор всех возможных вариантов.

А.В. Петровский в своей работе пишет: «мышление никогда не работает по способу такого слепого, случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Остальные же свойства просто не замечаются и исчезают из поля зрения... Следовательно, хотя бы минимальное, самое приблизительное и совсем предварительное предвосхищение неизвестного в процессе его поисков делает излишним слепой, механический перебор всех подряд или многих свойств рассматриваемого объекта».

Такое же мнение высказывает А.Р. Ратинов: «Концепция механического перебора вариантов по методу «проб и ошибок» не оправдывает себя, - считает он, - ибо полный перебор всех возможностей в сложных случаях неосуществим, неэффективен и не соответствует реальному процессу решения мыслительных задач человеком... Исследование методом перебора применимо

лишь в процессе ориентировки в ходе первоначальных следственных действий при чрезвычайно ограниченном объеме информации».

Так проявляет себя способность разума человека сворачивать мыслительные операции, когда долгие и длинные рассуждения заменяются одной обобщающей операцией.

Некоторые ученые считают, что в процессе познания мысль исследователя должна углубляться в предмет познания, а так же скользить по его поверхности, задерживаясь и на нем и около него. В таких случаях принято говорить о боковом мышлении, как об одном из видов творческого мышления. Это мышление отводит нас от привычных суждений, имеющих догматические формы, и помогает извлекать из нашей памяти ассоциации, ведущие нас в новом направлении и подсказывающие новые решения.

Немаловажную роль в процессе творческого мышления играет интуиция. Интуицией принято считать, знание, которое возникает неосознанно за границами привычного мышления. В большинстве случаев интуиции проявляется в ситуациях, требующих нестандартных решений.

Мышление обычно проявляется, когда в нестандартной ситуации возникает задача, которая не имеет готового решения. Такой задачей может являться цель деятельности, например задача - раскрыть преступление. Для того чтобы активизировать мышление необходима мотивация мыслительной деятельности. И чем сильнее мотивация, тем продуктивнее мышление.

Мыслительный процесс проходит в несколько этапов. На подготовительном этапе определяется цель деятельности, формулируются задачи и ставятся вопросы, которые предстоит решить. Для следователя подготовительному этапу в основном предшествует возбуждение уголовного дела. За подготовительным этапом следует этап ориентирования в условиях задачи, то есть анализ ситуации, ее составных частей и связей. На этом этапе предпринимаются первые шаги к объяснению причин возникшей проблемной ситуации. Так как в большинстве случаев исходных данных бывает мало, то объяснения носят в основном гипотетический характер. Третьим этапом является этап определения путей, средств и методов решения задачи. На этом этапе обозначаются направления поисков, составляется подробный план расследования уголовного дела. Четвертый этап - этап решения задачи. Решение поставленной задачи продолжается на всем протяжении следствия. Следователь использует новую информацию, поступающую к нему, а так же результаты всей свой деятельности в процессе расследования преступления. Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи является следующим этапом. Если полученные результаты соответствуют поставленным условиям задачи и получают доказательное подтверждение, мыслительный процесс завершается. В обратном случае мыслительный процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен, нужный результат.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

мышление юрист воображение познавательный

Юристы принимают участие во многих конфликтных ситуациях, что оказывает определенное влияние на характер их мышления. Существуют основные качества, которыми должно характеризоваться мышление юриста:

. Познавательная активность, легкость генерирования идей. Это свойство отражает поисковую активность сознания. К примеру, расследуя преступление, следователь активно ищет необходимые доказательства, выдвигает идеи, которые могут объяснить происходящее. Основное место в этом процессе занимает желание и умение посмотреть на исследуемое событие под различными углами зрения, проанализировать разные варианты объяснения этого явления. Так же познавательная активность мышления может проявляться в способности объединять различную, иногда ничем внешне не связанную информацию, и благодаря этому находить новые объяснения происшедшего.

. Глубина, широта мышления. Глубина мышления - это степень проникновения в суть изучаемого явления, широта мышления - это охват границ изучаемого явления, а так же смежных с ним областей познания. Две эти категории дополняют друг друга. Если юрист не имеет привычки глубоко вникать в исследуемое событие, то со временем у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. Если же отсутствует широта мышления, то в процессе изучения отдельных частных вопросов, затратив при этом много сил и времени, можно упустить главное.

. Прогностичность, рефлексивность мышления. Это качество неотрывно связано с активностью, глубиной и широтой мышления. Опытный юрист в ходе принятия решения по любому делу. Всегда может предвидеть последствия своих действий и спрогнозировать поведения участников процесса, имеет наготове соответствующие контрдоводы и аргументы, на основе которых может отстоять свою точку зрения, или же отказаться от нее, подготовив заранее альтернативные варианты.

. Самостоятельность мышления. Такое качество мышления проявляется в самостоятельном и критичном отношении юриста к любого рода явлениям, а так же в его умении не взирая на чужое мнение или иную точку зрения в процессе расследования преступления или же рассмотрения дела в суде увидеть неизученные вопросы и по другому взглянуть на установленные факты, при этом дать им правовую оценку.

И наоборот, желание в своих поступках и суждения не отличаться от других из-за боязни прослыть неквалифицированным специалистом - качество, сильно снижающее эффективность мыслительной деятельности юриста, которое свидетельствует о конформности его мышления.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность любой личности, в частности юриста существует несколько способов. К ним относятся:

Стимуляция мотивов мыслительной деятельности. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо сильное желание, а так же четкое осознание потребности в достижении поставленной цели. Понимание того, что без активизации мышления не может быть решена поставленная задача, не может быть достигнута цель, является основным стимулом мыслительного процесса.

Активное включение в поисковую деятельность. Очевидно, что плодотворные мысли и идеи появляются когда человек увлечен своей деятельностью. Поэтому, начинающим следователям, ведущим сложные уголовные дела, рекомендуют активно включаться в процесс расследования преступления, какими бы трудными не казались следственные действия. Это принесет свои результаты, начнут вырисовывать факты, появляться новые детали, что повлечет за собой первые успехи. А это принесет удовлетворение своей работой и активизирует мышление.

Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации. Размышления вслух и обмен мнениями по вопросу изучаемого явления во многих случаях обостряет проблему, показывает имеющиеся в ней неизученные стороны и нераскрытые противоречия. Систематизации полученной информации так же помогает данному процессу.

Метод проигрывания ролей. Мысленно проигрывая роли различных сторон, следователь старается понять мотивы и поведение преступника или потерпевшего. Эффективность данного метода повышается, если при мысленном моделировании ситуации присутствует собеседник.

Отсрочка. Иногда возникают такие ситуации, при которых, несмотря на все приложенные усилия, задача так и не находит своего решения. В таких случаях часто бывает полезным отложить поиски решения и переключится на другую деятельность, или же отвлечься. Наше подсознание само вернет мысли к нерешенному вопросу и неожиданно могут появиться нестандартные решения и новые подходы.

Метод группового стимулирования мыслительных процессов. В сложных случаях, когда следствие заходит в тупик, бывает целесообразным передать дело другому более опытному следователю для того чтобы он, изучив это дело, поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу с тем следователем, который расследует уголовное дело. Бывают ситуации, когда для обсуждения уголовного дела привлекаются другие работники прокуратуры. Эффективность этого подхода зависит в основном от методики проведения обсуждения. Процесс обсуждения должен способствовать раскрепощению мыслительной деятельности всех его участников. В литературе существует так называемый метод мозговой атаки, который применяется при решении сложных задач. В процессе проведения этого метода исключаются все категорические суждения и поощряется свободное ассоциирование идей. В таких случаях выносятся любые предложения. Участники делятся на две группы: одна группа генерирует идея, другая группа их оценивает. Руководитель данного обсуждения играет роль доброжелательного собеседника и одинаково проявляет интерес к идеям и рассуждениям каждого участника, невзирая на его служебное положение и опыт.

Некоторые приемы данной методики были бы полезны в работе юристов, особенно при групповом методе расследования преступления.

. РОЛЬ ВООБРОЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Воображение - это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Положение воображения является промежуточным между восприятием, мышлением и памятью. Воображение всегда является спутником творческой, поисковой мыслительной деятельности юриста. Так же как и мышление, воображение возникает в сложной ситуации, когда существует острая необходимость решить творческую задачу или же выразить свое отношение к фактам или явлениям. Из-за этого процесс воображения сопровождается различными эмоциями и переживаниями человека.

Огромную роль воображение играет в деятельности юриста. В процессе раскрытия преступления, когда отсутствует необходимая исчерпывающая информация, неопределенность ситуации побуждает следователя к мысленному моделированию механизма совершения преступления. А так же образа разыскиваемого преступника. При помощи воображения, которое в какой-то степени может компенсировать отсутствие информации, следователь активизирует мышление и находит правильные решения, а так же предполагает конечные результаты своей деятельности.

Юристам, участвующим в уголовном или гражданском процессе, необходимо помнить, что воображение и склонность к фантазированию может оказать огромное влияние на процесс формирования и искажения свидетельских показаний.

Воображение бывает активным (воссоздающим, творческим) и пассивным. В юридической деятельности у разных лиц в большинстве случаев проявляется активное, воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, представлений, фактов и явлений, которые они могли наблюдать в прошлом. И если эти образы соответствуют воспринятым объектам, показания свидетелей имеют огромную ценность и служат доказательством по делу.

В иных случаях воображение бывает слишком активным и у свидетелей начинает проявляться склонность к фантазированию. Юридическая психология определяет эту категорию как непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, которые не соответствуют воспринятым ими ранее объектам. Такое фантазирование характерно для детей в силу особенности развития их психики. Но иногда оно проявляется и у взрослых свидетелей, которые искренне стремятся помочь следствию или суду.

Искажение информации как результат аналитико-синтетического характера может проявиться в различных формах синтезирования образов. Самой распространенной формой искажения у потерпевших, которые пережили страх, аффект и находятся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого. Она выражается в преувеличении, изменении формы, размеров и других качеств объекта. К примеру, лица, на которых совершено нападение, часто преувеличивают рост и силу преступника, а так же другие его особенности.

Так же искаженные представления возникают у людей впечатлительных и эмоционально подвижных, что объясняется активностью их воображения. Слишком живое воображение в некоторых случаях способствует расстройствам психической деятельности, особенно при психотравматических обстоятельствах.

Активное, творческое воображение является профессионально важным качеством личности юриста. Для следователей оно особо необходимо, так как их познавательная деятельность связана с прогнозированием ее результатов, поведения участников процесса в неопределенных ситуациях.

Например, при осмотре места происшествия, следователь должен представить, что могло случиться, и как вели себя участника преступного события. В ситуации, когда виновный неизвестен, следователь по отдельным следам, должен представить себе его образ, для того чтобы потом целенаправленно вести его поиск.

Активно воображение проявляется и при подготовке к обыску, а так же в процессе его проведения. В этой ситуации следователь по отдельным данным пытается составить себе картину обыскиваемого помещения и в соответствии со своими представлениями спланировать необходимые мероприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек является активным членом общества и совершает поступки и действия, подчиняющиеся определенным правилам. Правила, являющиеся обязательными для какого-либо сообщества, называются нормами поведения. Они устанавливаются самими людьми и поддерживают интересы всего сообщества, группы или класса.

Нормы поведения людей подразделяются на два вида: технические и социальные. Технические нормы регулируют деятельность людей в сфере использования ресурсов - электроэнергии, воды. Социальные нормы регулируют отношения между людьми, к ним относятся мораль, обычаи, право.

Главная особенность юридической психологии заключается в том, что в отличие от права, задачей которого является выделить в человеке правонарушителя, юридическая психология изучает человека в правонарушителе, потерпевшем, свидетеле и т.п.

Занимаясь изучением и исследованием различных сторон жизни людей, порой в самых неприятных ее проявлениях, следователям и судьям необходимо сохранять личную невосприимчивость к отрицательным влияниям и стараться избегать искажений собственной личности - профессиональной деформации - подозрительности или самоуверенности.

Поэтому психологическая культура юриста включает в себя определенный комплекс психологических знаний - психологию личности и деятельности, психологию юридического труда, а так же психологические характеристики определенных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в процессе общения и в нестандартных ситуациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 488 с.

.Лурия А.Р. Речь и мышление. С. 19.

.Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике. Правовая кибернетика. М., 1970. С. 189.

.Гранат Н.Л. О механизмах следственного мышления // Вопросы судебной психологии: Материалы Всесоюзной конференции по судебной психологии. М., 1971. С.79-81.

.Петровский А.В. Введение в психологию. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

6.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. С. 120.

.Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник - М.:Питер, 2005 г. - 655с.

8.Юридическая психология. Чуфаровский Ю.В. М.: Право и Закон, 1997. - 320 с.

9.Юридическая психология. Краткий учебный курс. Еникеев М.И. М.: Норма, 2003. - 256 с.

.Юридическая психология. Петруня О.Э. М.: ЕАОИ, 2007. - 171 с.

Похожие работы на - Мышление и воображение в деятельности юриста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!