Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    407,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи















«Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

.1. СМИ как социальный институт: понятие, виды, особенности

.2 Роль СМИ в социализации индивида

.3 Эффективность воздействия СМИ на аудиторию

ГЛАВА 2. МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ

.1 Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации

.2 Формирование системы ценностных ориентаций молодежи под влиянием телевидения

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

.1 Программа исследования

.2 Анализ полученных результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В течение многих веков вопросы становления человека как личности и его нравственного воспитания являются важными для самого индивида и социума в целом. Изменения во всех сферах жизни общества неминуемо влекут изменения в ценностных ориентациях, психологии и поступках людей. Особую актуальность сегодня приобретает вопрос ценностных ориентиров, идеалов и потребностей молодежи, поскольку молодежь является наиболее мобильным слоем общества и принимает участие в социальных и культурных процессах.

В настоящее время велико количество и влияние социальных институтов на становление личности, моральных и нравственных ценностей. В курсовой работе мы рассмотрим средства массовой информации в качестве социального института.

В информационном обществе развитие медиа-системы происходит стремительными темпами. Разнообразие видов СМИ, технологий в этой области заметно усиливают их влияние и способствуют проникновению во все сферы нашей жизни. Что обуславливает актуальность темы и определяет необходимость выявления влияния СМИ, в частности, на молодежь и становление ее ценностных ориентиров.

Коммерциализация СМИ ведет к преобладанию на страницах периодической печати и телевизионных экранах асоциальной информации, вниманию молодых умов предлагается большой объем неотфильтрованной информации, «переработка» которого ведет к проявлению некоторых отклонений в виде: агрессивного поведения, формирования «патологических» ценностей и девиаций.

Вместе с тем существуют информационные, познавательные и образовательные программы, помогающие расширить кругозор, выходят издания, публикующие материалы на темы, актуальные именно для молодого поколения. В этих условиях необходимо понять, какие ценностные ориентации формируют разные виды современных СМИ у молодого поколения, для оптимального использования их потенциала.

Проблемы деятельности СМИ, их влияние на аудиторию привлекали внимание ученых на протяжении всего XX века и рассматривались различными науками: социологией, политологией, психологией, лингвистикой, философией.

Объектом исследования курсовой работы выступает телевидение, как частный случай общественного института СМИ. Предметом - степень усвоения молодым поколением транслируемых через СМИ (на примере телевидения) моральных ценностей и норм, то есть воздействие телевидения на формирование морально-ценностной базы молодого поколения. Актуальность темы обусловлена тем, что позиция в решении этого вопроса влияет на формирование мировоззрения человека и его менталитет.

Целей исследования несколько: выявление особенностей влияния СМИ на процесс формирования ценностных ориентаций молодежи, а также, установление факта формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием телевидения.

Обозначенные цели исследования предполагают решение следующих задач:

.        рассмотреть средства массовой информации как институт и его функции;

.        изучить современное состояние проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи и историю этого вопроса;

.        определить наличие влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций молодежи и его характер, в случае наличия; ценностный молодежь массовая информация телевидение

.        определить степень его влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

Гипотеза предстоящего исследования такова: телевидение является инструментом формирования ценностных ориентаций молодежи.

При проведения исследования применялись методы: теоретического анализа источников литературы; беседа; анкетирование; анализ данных количественным и качественным способами.

В последнее время все более масштабный характер приобретает проблема информационного воздействия на массовую аудиторию. Определим гипотезу исследования как предположение о том, что современные средства массовой информации являются одним из преобладающих факторов формирования ценностных ориентаций молодежи.

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

.1 СМИ как социальный институт: понятие, виды, особенности

Средства массовой информации являют собой комплекс организационно-технических средств, которые позволяют осуществлять передачу и тиражирование информации различных видов в больших объемах.

Современная система СМИ структурирована следующим образом:

•        печатная пресса (газеты, дайджесты, журналы, еженедельники и пр.);

•        электронные аудиовизуальные СМИ (радио, Интернет, телевидение, телетексты, документальные фильмы и пр.);

•        информационные службы (рекламные и PR-агентства, телеграфные агентства, профессиональные журналистские сообщества).

Печать имеет в системе СМИ особое место, в связи с особенностями передачи информации: фиксация информации в виде текстов и изображений на бумажном носителе при помощи типографской техники. Печатная продукция доносит информацию в форме печатного текста в знаковой системе, изобразительно-графических форм - иллюстраций: фотографии, рисунки, плакаты, схемы, графики и др., которые затем воспринимаются без помощи каких-либо специальных средств. Чтобы получить радио- или телевизионную информацию необходимы специальные технические средства - приемники-дешифраторы: радиоприемник, телевизор, магнитофон и т.п.

Есть свойства печати, по которым она уступает другим средствам массовой информации: оперативность информирования; дискретность выпуска информации, ввиду особенностей технологии.

По времени появления следующим средством массовой коммуникации стало радиовещание. Главная характерная черта этого СМИ - носитель информации - звук, способ передачи - радиоволны (при эфирном вещании) или провода (при проводном вещании) - позволяют передавать информацию мгновенно на неограниченные расстояния, передача и получение сигнала происходят одномоментно, что и обеспечивает оперативность получения информационного сообщения. Сейчас возможна передача звука всех типов: шум, речь, музыка; в различных режимах воспроизведения звука: стерео» и «квадро», обогащая восприятие информации. Этого удалось достичь в процессе совершенствования передающей и принимающей сигнал аппаратуры.

В 30-е годы в жизнь людей вошло еще одно средство массовой информации - телевидение, и к 60-м годам XX столетия стало равноправным членом классификации СМИ и СМК. Телевидение довольно быстро заняло лидирующие позиции по скорости информирования, событийности и зрелищности.

Телевидение приобрело свою специфику, совместив возможности радио (передача сигнала на дальние расстояния посредством радиоволн) и кино (изобразительность, художественность, развлекательный и кинематографический характер). Есть, конечно, и существенные отличия: сигнал несет звуковую и видеоинформацию одновременно.

И на радио, и на телевидении возможны организация и проведение оперативных трансляций из студии или непосредственно с места событий. Преимущества такой «живой» передачи, транслирующейся в прямой эфир, на телевидении ощущается в «эффекте присутствия» значительно большем, чем на радио, так как в гармоничном единстве прибывают звуко- и видеоряд для восприятия задействованы два важнейших типа рецепторов, что обеспечивает более прочные связи аудитории и информационного канала.

Особенности телевещания определяют специфику всех видов программ: научно-популярных, публицистических, художественных, развлекательных. Необходимо учитывать также особенности восприятия передач аудиторией. Просмотры чаще всего коллективные, а именно семейные, в домашних условиях, за редкими исключениями.

Это является важным обстоятельством. Например, печатные СМИ предназначены изначально для индивидуального восприятия, радиотрансляции в силу современных технологий тоже преимущественно индивидуально, а вот, телевидение, одновременно направлено на огромную аудиторию и лично к каждому зрителю, что создает некую доверительность отношений с аудиторией.

Есть определенное время - «прайм-тайм» - когда телевидение собирает массовую аудиторию у экранов, преимущественно в вечернее время или выходные дни. Для удержания внимания аудитории программы должны быть информационно-насыщенными и увлекательными, чтобы способствовать релаксации аудитории после рабочего дня и подготовить к следующему.

Пресса, радио и телевидение формируют совокупность средств массовой информации. Каждое из них имеет особенности по способу и характеру информирования аудитории. При наличии различий есть и общие черты: способность оперативного донесения информации до массовой аудитории.

Говоря о средствах массовой информации и коммуникации нельзя не сказать еще об одном канале, который получил широкое распространение и быстрое развитие - Интернет. Он совмещает в себе все три перечисленных и охарактеризованных СМИ: электронные версии газет, трансляции радиопрограмм в любое удобное время и месте, телевизионные трансляции и записи, просмотр кинофильмов и многое другое, и все это в режиме он-лайн - реального времени. Особенности передачи-приема информации заключаются в технических особенностях и коммуникационных технических средствах, но в данном случае, каждый представитель аудитории может ориентироваться на свои предпочтения в выборе «приемника» информационных сообщений: компьютер, планшет, мобильный телефон или что-то еще, включая языковые предпочтения.

Когда читатель обращается к прессе, он руководствуется стремлением глубже ориентироваться в происходящих событиях, почерпнуть полезную информацию, провести время с пользой.

Радио направлено на удовлетворение стремления получить оперативную или практически применимую информацию и интересно провести время. При выборе телевидения мотивация совпадает с радийной, разница заключается в том, что на первом плане - развлекательная составляющая, а информирование отходит на второй. Пользователей всемирной сети настроены, прежде всего, на получение новой информации, однако она может носить различный характер: развлекательный, информационный, познавательный, обучающий, социализирующий.

.2 Роль СМИ в социализации индивида

Сегодня средства массовой информации выступают одним из сильнейших инструментов по формированию социального пространства в современном обществе и являются одним из важнейших социальных институтов. Недаром СМИ назвали четвертой властью, название соответствует силе влияния на общество в целом и каждого его члена в отдельности.

По мере развития информатизации общества РФ средства массовой информации оказывают все более заметное воздействие на все сферы жизни и деятельности: образование, науку, политику, культуру, медицину, религию и др.

С утилитарной точки зрения, с помощью СМИ люди получают необходимую информацию, обмениваются опытом, социализируются. В настоящее время взаимоотношения средств массовой информации и общества приобрели особое значение, так как информация, ее качество, оперативность и другие характеристики, являются определяющими в жизни общества.

Средства массовой информации, как обобщенная категория, играют различные социально-политические роли и общественную значимость в деятельности социума. Это может быть организующая, объединяющая, консолидирующая или просветительская роль. Также они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль .

Несмотря на типовые и индивидуальные различия между средствами массовой информации, они формируют единую систему массовой коммуникации благодаря общей направленности на информирование, единству функций и особой структуре коммуникативного процесса.

.3 Эффективность воздействия СМИ на аудиторию

Показатель эффективности СМИ отражает соотношение намеченной цели с достигнутым результатом.

В случае если в результате деятельности СМИ существует продвижение к заранее определенной цели, положительная динамика в направлении результата, то можно делать выводы об их эффективности.

Средства массовой информации будут выступать в качестве адресантов, и их целями являются:

возможность воздействия на общественные процессы;

способность формировать общественное мнение и соответствующие взгляды на социальную действительность;

влияние на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения;

участие в социальном саморегулировании;

информирование общественности;

мобилизация своей аудитории при необходимости каких-либо действий;

социализация молодежи.

Выделяются следующие главные группы критериев эффективности деятельности СМИ:

критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);

критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

СМИ влияют на различные компоненты сознания и поведения человека, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМИ в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов - через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные средства массовой информации, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

СМИ обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:

распространяемая СМИ информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМИ, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;

СМИ могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;

используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМИ могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;

СМИ влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.

Результатами, которых обычно добиваются средства массовой информации, являются эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;

переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Эффективность СМИ - явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффективность СМИ необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

Прямо или косвенно средства массовой информации изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

ГЛАВА 2. МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ

.1 Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации

Средства массовой информации отражают цели, поставленные обществом и средства их достижения. Через СМИ мы видим изменение ценностных ориентаций отдельных социальных групп, общества в целом, перемены в идеологической политике государства. При этом, средства массовой информации являются не только инструментом по транслированию информации, мнений и т.п., а еще и оказывает непосредственное влияние на формирование ориентаций и ценностной базы общества. Современные исследователи по-разному характеризуют СМИ и их влияние на жизнедеятельность современного общества. Например, социолог Э. Гидденс так характеризует значение средств массовой информации: «СМИ - газеты, журналы, телевидение и кино - часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются людьми как нечто второстепенное в жизни. Подобная точка зрения является ошибочной. Массовая коммуникация через ее средства затрагивает все аспекты нашей жизни… Даже «расслабляющие» средства информации, например, газеты и телевидение, оказывают сильное влияние на наше мировосприятие. Это происходит по ряду вполне объективных причин: они оказывают специфическое воздействие на жизненную позицию и являются средством доступа к знаниям, от которых зависит дальнейшее развитие общественной жизни.

Процесс по формированию социальных ценностей общества с помощью средств массовой информации условно делится на три этапа:

Процесс синтезирования конкретной ценности, в основе которого лежит наблюдение за какими-то фактами общественной жизни и освещение этих фактов.

Процесс популяризации или включения в систему уже действующих общественных ценностей, опираясь на анализ разработанного отрицательного или положительного явления.

И собственно, процесс включения или инклюзии с использованием пропаганды в обществе «разработанной» ценности.

Рассмотрим перечисленные выше этапы подробнее. На первом этапе традиционно происходит когнитивное отражение реальности в средствах массовой информации. Этот этап состоит из нескольких стадий: всеобщий охват происходящих социальных явлений (в связи с чем, стадия обусловлена мозаичностью, разноплановостью, разнозначимостью, в большинстве своем инертностью публикаций в печати и теле- радиопередач); документальность и достоверность публикаций, воспроизводимость обновлений отбираемых или транслируемых (пропагандируемых) ценностных ориентиров в сочетании с повторяемостью их отражения; динамика, которую обуславливает ускорение социального времени и факторы познания; опора на имеющиеся научные знания; включенность в систему исторических знаний.

Таким образом, отбираются и формируются основополагающие ценности общества, при этом, важное значение в процессе их формирования имеет подтвержденность фактами. Восприятие фактов, полученных сознанием людей через СМИ, всегда воспринимаются как более весомые и оказывают более сильное влияние на выбор ценностей, чем факты, которые получены каким-либо другим путем. Возможно, подобное восприятие возникло из-за первоначального значения средств массовой информации в жизни общества - первые печатные тексты несли в себе какую-то сакрализацию знаний, учитывая, что сам текст с древности считался носителем сакрального знания, занимая особое место и вызывая веру и уважение. Следующим шагом стала, если так можно назвать «мирская сакрализация», то есть подобное восприятие наложилось на все факты, знания и пр., транслируемое через каналы масс-медиа на членов общества.

В процессе анализа, включающем опубликование аналитических материалов в печатной прессе, создания и трансляции теле- и радиопередач, идет дальше выработка ценностной ориентации как проблемы, идеи, гипотезы, версии, подталкивающих общество к осознанию новой ценности. Через слияние чувственных и рациональных составляющих анализа формируется определенное отношение (положительное, отрицательное, нейтральное) к новой ценности, то есть сама возможность ее существования в действующей системе ценностей выбранного общества и его культуры. П.В. Копнин отмечает следующее: «…это единство означает не следование одно за другим, а непременное участие того и другого в нашем познании».

Современные СМИ обладают каналами моментальной доставки и тиражирования информации в массы, что являясь одним из условий группового и массового общения в рамках данного общества, этим определяет процесс аксиологической социорегуляции, при этом СМИ имеют способы сохранения («консервации») информационного продукта, что создает предпосылки к передаче ценностей будущим поколениям. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что масс-медиа представляют собой объективно-исторический процесс трансляции и ретрансляции культурных ценностей, осуществляемые тремя основными методами:

. Метод материального воплощения информации, то есть печатные средства массовой информации.

. Метод вербального и аудиовизуального воплощения, то есть радио и телевидение.

. Метод тиражирования информации с помощью технических средств.

Как бы мы формально не подразделяли элементы процесса культуронаследования, на практике они неразрывно объединены диалектическим взаимодействием. В целом все перечисленные методы трансляции образуют единую культурно-коммуникативную систему, влияющую на ценностные ориентации общества при помощи различных форм сообщений: печатных, радиотрансляционных, телевизионных, которые включают ценности различных сфер жизни - моральные, социальные, экономические, эстетические и т.п., исполненные в разных культурных жанрах: публицистика, беллетристика, фотография, музыка, изобразительное искусство, кинопродукты, театральные постановки.

При исследовании функций и методов формирования ценностей и их последующего транслирования через средства массовой информации нужно принимать во внимание особенности характера общения аудиторией - для СМИ любого вида, «реципиент» анонимный, обезличенный, статистически усредненный индивид, который не являются конечным адресатом транслируемой ценностной информации, так как она предназначена ему ровно на столько, на сколько он считает себя включенным в процесс получения этой информации, то есть, будучи или не являясь читателем, слушателем либо зрителем. Необходимо учитывать, что на стадии приема «реципиентом» посыла ценностной установки, его реакция непредсказуема, так как изучение адресата затруднено чрезвычайно большим количеством и разнообразием факторов.

Роль СМИ в процессе формирования ценностных ориентаций общества и индивида определяется тремя связанными компонентами: аккумулятивной способностью СМИ вбирать лучшие достижения мировой культуры, делать их жизнеспособными и жизнеутверждающими, поэтому в ходе приобщения общественных масс к ценностям, ничто с ними не может соперничать.

Трансляция ценностей массовым аудиториям является одной из форм влияния на общество. Второй - после репродуктивных элементов выступают творческие аспекты СМИ. Третьей, возможно, самой фундаментальной, которая определяет влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества и личности, выступает массовый охват больших аудиторий, документальная фиксация ценностей и демонстрация их влияния, а также, создание новых эстетических качеств, влияющих на процесс формирования ценностных ориентиров.

.2 Формирование системы ценностных ориентаций молодежи под влиянием телевидения

В 60-х годах XX века главенствующую роль среди средств массовой информации заняло телевидение.

Поскольку оно располагает широким спектром воздействия на общественное мнение и доступно для получении информации. Этот вид массовой информации используется одновременно для воспитания и просвещения, и осуществления манипулирования в интересах определенных, заинтересованных в этом групп людей.

Информационный бум, характеризующий жизнь нашего общества в последние годы, с одной стороны, включил Россию в глобальное информационное пространство, которое является одним из важнейших атрибутов современной цивилизации и в частности необратимого процесса глобализации; с другой - стал одним из определяющих факторов влияния на формирование личностных характеристик подростов и молодых людей. Среди характеристик важное место занимают эстетические представления и ценностные ориентиры.

Отсюда возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности, телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций молодежи как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложной структурой элементов составляющих их.

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, познавательных видеоматериалов, развивающих игр и передач, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

К проблеме «масс-медиа - молодежь» неоднократно обращались отечественные и западные исследователи. Поскольку на данный момент телевидение главенствует среди остальных СМИ, то целесообразно обратиться именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа канала, и проанализировать некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей современной молодежи.

В нашей литературе уже появилась определенная тенденция рассматривать телевидение в непосредственной связи с идеологической борьбой, пропагандой и контрпропагандой, что привело к редукционизму в теории массовой коммуникации. Тем не менее, в 70-е-80-е гг. появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМК, рассматривающие последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.).

Анализ телевидения в рамках современной критической теории основан на положении об обусловленности репрезентации: все наши попытки репрезентировать реальность обусловлены языком, культурой и идеологией. Если согласиться с тем, что мы познаем мир через системы репрезентаций, то сама постановка проблемы объективности или субъективности телевидения изменится и на место вопроса: «Узнаем ли мы из телевидения правду о мире?» встанет вопрос: «Каким образом оно репрезентирует мир?».

При такой постановке проблемы истинность или ложность телевизионной репрезентации обуславливается не истинностью или «фикциональностью» репрезентируемого материала, а самой природой продуцирования значения, которое является контекстуально обусловленным.

В том смысле, в каком телевидение является знаковой системой оно всегда может быть использовано для «производства лжи» (Умберто Эко). Так, если зритель увидит в перерыве между программами внутри фильма новости, он никогда не сможет понять по ТВ-знаку, относятся ли они к истинным или вымышленным событиям.

Коммуникативная природа телевидения обладает своей спецификой. К. Метц выделяет пять каналов телекоммуникации: образ, письменный текст, голос, музыка и звуковые эффекты. Он считает, что телевидение и кино - это две сходные языковые системы, которые характеризуются крайней открытостью.

Влияние телевидения на повседневную жизнь, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе двойственен и по-разному оценивается исследователями.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни.

Телевидение сводит до минимума межличностное общение как в семье, так и в обществе. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

По мнению Дж. Мейровитца, коммерческое телевидение порождает новизну, чтобы выжить. Именно поэтому телевидение выставляет напоказ то, что в других медиаструктурах остается скрытым или малоизвестным.

Интересно отметить, что такое «всеприсутствие» телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Чаще всего наше отношение с телевидением - это отношение аудитора, то есть слушателя, а не зрителя. Звуковые эффекты - аплодисменты, музыкальные заставки передач или рекламных роликов, лейтмотивы и т.д. - приобретают, по терминологии Ч. Пирса, характер знаков - интерпретантов.

Безусловно, существует связь между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние видеокультуры на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация, как отмечалось выше, приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм (таких как, к примеру, «виртуальная реальность») помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Кроме того, телевидение обладает мощным потенциалом знакомства молодежи с другими культурами и жизненными стилями, отличными от их собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену «авторитарности» 4 образовательного канала пришла подвижная множественность развивающих/образовательных программ коммерческого телевидения.

Ранее существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи «Спокойной ночи, малыши»).

Этот кризис наиболее очевиден при анализе программ независимых телестанций, которые практически все эфирное время отдают музыкальным клипам и программам по заявкам. Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса.

Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Именно разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство, как со стороны институтов государства, так и широкой общественности.

Наша видеопродукция приближается к этой ситуации по причине весьма тенденциозного отбора программ и фильмов, неразборчивого копирования далеко не первоклассной продукции.

Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы.

Трудно отрицать формирующую роль видеокультуры в современном мире с его избыточной медиатизацией. Количество времени, затрачиваемого человеком конца XX века на потребление медиапродукции видеокультуры (так, утверждают, что средний американец смотрит телевизор около 7 часов в день) и резкое увеличение потребления медиа-технологий за последние годы дает возможность прийти к определенным выводам относительно тенденций в видеокультуре.

По мнению ряда американских культурологов, телевидение является первым культурным медиумом во всей истории. Телевидение вобрало в себя художественные достижения прошлого как коллаж равноценных и одновременно существующих феноменов, в основном потерявших связь с географией и материальной историей и перенесенных в телестудии и в квартиры.

Создается новый тип телезрителя, который разделяет отношение видеосреды к событиям прошлого и настоящего как к бесконечному резервуару равнозначимых событий.

Эра массового телевидения, видеокультуры привела формированию привязанности к поверхностному, скорее, чем к поиску «корней», к коллажу, а не к глубинному восприятию, к преобладанию цитирования над работой созидания, к крушению чувства времени и пространства.

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

.1 Программа исследования

Объект исследования - отношение студентов к различным тематическим телепередачам.

Предмет исследования - предпочтения молодежи из студенческой среды в выборе СМИ и роль СМИ как инструмента формирования ценностной структуры молодежи.

Цель исследования - изучение факторов воздействия СМИ на молодежную студенческую аудиторию, а также, исследование влияния СМИ, телевидения в частности, на формирование ценностных ориентаций у молодежи и усвоение ею моральных ценностей

Методы исследования:

анализ научной литературы;

опрос путем анкетирования;

проведение анализа полученных при анкетировании данных.

Гипотеза - предположим, что СМИ, в частности телевидение, в настоящее время является основным инструментом формирования ценностной ориентации молодежи.

Экспериментальной базой служит студенческая молодежь.

В исследовании (для оптимизации подсчета и выведения процентного соотношения) приняли участие 100 человек.

.2 Анализ данных, полученных в результате исследования

В исследовании участвовали 100 респондентов. Распределение по половому составу отражено в Приложении 1.

Основную группу респондентов представляют молодые люди, относящиеся к возрастной группе от 19 до 21 года.

Таблица 1. Возрастной состав респондентов

Возрастная группа

до 18 лет

от 19 до 21

старше 21 года

Количество респондентов

5

70

25


Социальный статус опрашиваемых - студенты ВУЗов.

Анализировать данные анкет и интерпретировать результаты начнем с анализа восприятия важности источников информации для опрашиваемой группы (Приложение 2).

Приведенные в Приложении 2 данные ранжированы по обобщенному показателю важности источников информации. Из результатов следует, что наиболее важными источниками информации являются друзья. Третье место занимает телевидение, на последнем - радио.

Для проведения контрольного измерения и установления состоятельности опроса, то есть, действительно ли телевидение превалирует над остальными видами средств массовой информации в молодежной среде, был задан вопрос: «Какому СМИ Вы отдаете предпочтение». Мнения распределились следующим образом (Приложение 3):

Из данной диаграммы следует, что наиболее популярный у современной молодежи вид СМИ - телевидение, но хорошо прослеживается возрастание роли Интернета, предпочтения печатных изданий и радио менее значительны.

Большинство молодых людей, из опрошенной группы, отдают предпочтение развлекательным и информационно-аналитическим передачам. Тематика передач отражена в Приложении 3, где хорошо прослеживается интерес молодежи к развлечениям, политической и экономической тематикам, также стабилен интерес к категории «фильмы и сериалы», молодежным проблемам.

Для молодых людей сегодня СМИ является основным источником информации, что следует из ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы используете информацию СМИ» - большинство ответили - часто.

Качество информации, транслируемой СМИ (часто оказывающейся недостоверной или неинформативной), сказывается на уровне культуры молодых людей. По данным анкетирования, уровень ценностной культуры молодежи можно оценить как средний.

Для выявления причин был задан следующий вопрос: «Что именно Вы считаете причиной невысокого уровня ценностной культуры молодежи» из предложенных вариантов респонденты выбрали следующие:

Как следует из Приложения 5 наиболее важной ценностью молодые люди и девушки считает семью, однако, семья является главной жизненной ценностью для 21,6% девушек и только для 9,3% юношей, находясь по их шкале жизненных ценностей только на 6-ой позиции.

Анализ ответов позволяет предположить, что молодые ориентированы на доминирование в определенных областях жизни и нацелены в перспективе на работу и карьеру, при этом категория «высокооплачиваемая работа» расположилась в их шорт-листе на 7 месте, тогда как у девушек - на 4-ом. Из чего можно заключить, что девушки строят более долгосрочные жизненные планы, а молодые люди более ориентированы на развитие и достижение определенных факторов, которые позволят им добиться конкретного социального статуса.

Юноши больше обращают внимание на успехи в спорте (12%) и умственном развитии (6,7%). В то время как девушки больше следят за модой (17,6%) и умением быть культурным (11,8%). Однако представляется интересным факт, что и молодые люди и девушки на третье место поставили умение выглядеть современным, под чем подразумеваются: определенная манера общаться, слушать определенную музыку, смотреть конкретные фильмы, определенным образом проводить свободное время и т.д. (12% у юношей и 13,7% у девушек).

Теперь перейдем к анализу факторов, формирующих рассмотренные выше жизненные установки, т.е. информационные темы которые интересуют студенческую молодежь (Приложение 6).

Желание быть современным преобладает у данной группы и определяет социокультурную установку представителя молодежи. Необходимость соответствовать кругу общения, который в свою очередь, является главным источником информации, определяет и социокультурные потребности молодого человека: информация о современных музыке, кино, спорте, моде и т.д. Более глобальные вещи такие, как экономика, политика, право в меньшей степени тревожат представителя студенческой молодежи. Стоит также рассмотреть ранжирование телевизионных информационных каналов, характерное для молодежного сообщества (Приложение 6).

Из Приложения 6 следует, что молодые люди предпочитают смотреть развлекательные каналы, в первую очередь: «МУЗ ТВ», «MTV», «Спорт», «ТНТ». Наименьший интерес представляют каналы «Культура», «Домашний», «Пятый канал» (Приложение 7).

На выбранных каналах молодежь предпочитает смотреть музыкальные программы, что объясняется спецификой каналов стоящих на высших строчках рейтинга предпочтений и формирующих социокультурное развитие молодежи. Из других телепрограмм наибольший интерес представляют новости и развлекательные телепрограммы (15,1%). Затем следуют различные виды познавательных передач, в том числе и научно-популярные программы. Наименьший интерес для молодежи представляют программы, связанные с политикой и экологией.

Из кино- и видеофильмов опрошенная молодежь предпочитает комедии и боевики, естественным переставляется и то, что первые предпочитают смотреть девушки - 19,6% и 13,3%, а последние юноши - 18,7%, девушек только - 11,8%. Затем следуют фантастика и приключения, что можно объяснить процессом познания и возможностью расширения кругозора. Мелодрамы и эротические фильмы предпочитают смотреть девушки, что связано с развитием их чувственного восприятия окружающего мира (Приложение 7).

Теперь определим свойства, которыми должны обладать телепрограммы и кинофильмы, чтобы заинтересовать представителей молодежи и участвовать в их социокультурном развитии. На первом месте для них - «интересность», при этом на вопрос, что именно понимается под словом «интересность», ответы были весьма разнообразными, что можно объяснить субъективностью данного понятия (данный вопрос в опросный лист анкеты не входил и задавался некоторым респондентам уже по окончании анкетирования). Большинство респондентов указывали на то, что им интересна адекватность общения с ними: использование сленга, и других специфических социокультурных особенности современной молодежи. Программы и кинофильмы, которые смотрит молодежь, носят развлекательный характер. Точность и доступность информации интересуют только молодых людей, по крайней мере, из числа опрошенных. Под категорию «другие», девушки в основном указали чувственности или чувственные переживания, а также, информацию с оттенком скандальности, например, личную жизнь кинозвезд, актеров, певцов и т.п.

Однако, при просмотре телевизионных передач, чтении газет и журналов, современная молодежь скептически относятся к правдивости получаемой информации - Приложение 7. Молодые люди прекрасно осознают, что информация, поступающая из СМИ в какой-то степени неправдива. То, что информация, передаваемая по каналам СМИ, в большинстве случаев ложна, и относиться к ней с полным доверием не следует, считают 16,7% молодежи. Однако 4,8% респондентов верят, что информация СМИ может не содержать лжи.

Респонденты соглашаются с тем, что внедрение большего количества высоконравственных передач на телевидении станет наиболее действенной мерой для поднятия уровня ценностной культуры молодежи, в частности, студенческой.

Выводы: На основании проделанной работы и проведенного исследования, можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия телевидения на формирование ценностных установок, духовную жизнь, эстетический мир современной студенческой молодежи:

. Статус образовательных программ в нашей стране имеет тенденцию к понижению. Предпочтения молодежной аудитории за последние 20-30 лет изменялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим, экономическим и нравственным причинам. В результате сегодня мы наблюдаем эффект под названием «дорвались», то есть происходит перенасыщение развлекательного сегмента телевещания, значительная часть которого адресована непосредственно молодежи. Можно проследить общую динамику ценностных позиций: плюрализм становится явным и происходит на фоне роста удельного веса общечеловеческих ценностей над условно классовыми.

Все более явно обнаруживается тенденция к приватизации жизни человека, все большее значение приобретают ценности благосостояния, «общества потребления», которые трудно однозначно определить как относящиеся к духовной или материальной сферам.

Отмеченное возрастание потребительских тенденций в среде молодежи отражает определенные формообразующие моменты ее духовной культуры. Данные социологических исследований показывают, что уровень духовной культуры, интерес к ней достаточно низок у значительной части молодых людей, в то время как преобладает ориентация на материальные ценности.

. Происходит снижение популярности традиционных видов СМИ. В последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к различным каналам (пресса, радио, телевидение) массовой информации, но несмотря на это, можно говорить о двоякой ориентации запросов в области телевидения: с одной стороны - обращение к информационному поиску, с другой - устойчивый интерес к развлекательным программам.

. Инновации в видеокультуре и модернизация технологий: Происходят:

а) Стирание границ, амортизация жанров. Тенденцией в подаче материала на телевидении, является «смешение» жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Молодежная аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. На западе этот процесс идет также в направлении слияния новостей и развлекательных программ.

б) Технологическая модернизация среды. В последние годы наблюдается тенденция к нарастанию скорости распространения видеопродукции, что отражает динамику изменений в технологиях видеокультуры, особенно ярко проявляющуюся в контексте так называемых либеральных демократий западного мира.

. Изменение структуры досуга и проблемы воспитания. Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в социализации, так и в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то с середины 80-х гг. стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях, а ко второй половине 80-хгг. изменившиеся жизненные условия придали свободному времени рекреационный характер.

В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Новые формы жизни, новый опыт общения и общежития во многом связаны и с развитием средств массовой информации и коммуникации, которые играют огромную, можно сказать, даже определяющую роль в формировании ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения.

Современная молодежь, которая живет в эру новых технологий, это не только потребители, делающие выбор из предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автором рассматривались теоретические и практические аспекты формирования ценностных представлений молодежи, а также, различные исследования о ценностях современного студенчества и информационных запросах молодежной аудитории, на основании чего определяются основные ценностные ориентиры современной молодежи, в частности студенчества.

Ценностные ориентации студенческой молодежи, процесс их формирования и факторы, влияющие на него, являются важным предметом современных исследований, проводимых в различных отраслях гуманитарного знания: социологии, культурологии, психологии, философии, педагогике и других.

Это связано с тем, что, во-первых, ценностная система студента через некоторое время становится ценностной системой молодого специалиста, а в масштабах студенчества - целого поколения специалистов, которые в дальнейшем определяют пути развития страны; во-вторых, ценностные ориентации молодежи во многом отражают принятые в обществе жизненные ориентиры, поскольку молодые люди, имеющие лишь некоторый уровень социализированности и обладающие довольно ограниченным жизненным опытом, являются в некотором роде индикатором социальной ситуации; в-третьих, ценностные ориентации студенчества сами по себе представляют научный интерес, например, с точки зрения формирования учебного процесса в вузах. Все это обуславливает ориентацию на ценности современной студенческой молодежи при формировании информационной политики телевизионного канала.

На ценностные ориентиры современной студенческой молодежи влияет общественно-политическая обстановка, культурные традиции, исторический процесс. Поэтому в современном российском обществе ценности и стереотипы старшего поколения входят в острое противоречие с реалиями настоящего времени и не являются доминирующими в молодежной среде.

Спецификой современного студенчества стало то, что оно потеряло присущую ему однородность и стало резко различаться по ряду параметров: уровень материальной обеспеченности и социальный статус семьи; неоднородность политических взглядов; регион происхождения; отношение к религии и т.д.

После рассмотрения и исследования темы «Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи», можно с уверенностью сказать, что воздействие этого средства массовой информации на молодое поколение существует и оно достаточно ощутимо.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

. Проведенный анализ предпочтений студенческой молодежи относительно различных видов СМИ позволяет сделать вывод о высокой популярности у респондентов телевидения и низкой - печатных СМИ. В целом, цели обращения опрошенных студентов к СМИ связаны с развлечением, а не с информированием, что отразилось в анализе предпочтений в выборе телеканалов и отдельных телевизионных программ. Все большее распространение в молодежной среде получает такой источник информации, как Интернет. Значительная часть опрошенных пользуется им ежедневно, в большинстве случаев молодые люди прибегают к нему в поисках полезной информации и за развлечениями.

. В целом для российских СМИ, особенно для телевидения, становятся преобладающими развлекательные тенденции, а традиционные функции СМИ - информационная и просветительская - постепенно отходят на второй план, либо вовсе игнорируются. Более того, современная отечественная пресса, а частности телевидение часто дезинформирует население, отдаваясь на откуп низкокачественному информационному или рекламному продукту, что приводит к недоверию со стороны молодых людей. Современные российские СМИ также утрачивают и воспитательные моменты, а чрезмерная привязанность представителей молодого поколения к телевизионным и электронным СМИ приводит к негативным последствиям психологического, нравственного и физиологического характера.

. Конечно, политика российских СМИ на сегодняшний день во многом нуждается в корректировке и совершенствовании. С этим соглашаются и наши респонденты и считают, что под влиянием произвола, попустительства, а иногда и провокационных влияний со стороны СМИ в сознании современных молодых людей складываются искаженные и легкомысленные представления о моральном и гражданском долге, семейных ценностях. Вопрос о повышении моральной ответственности работников и руководителей средств массовой информации, а также совершенствовании качественной структуры их информационного поля представляет довольно серьезную проблему, решение которой возможно только путем активного внедрения и увеличения числа высоконравственных передач на телевидении.

Таким образом, мы подтверждаем гипотезу, что телевидение является инструментом формирования ценностных ориентаций молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие новых информационных возможностей в процесс производства, обучения, и повседневной жизни молодежи играет неотъемлемую роль и несет дополнительную ответственность за воспитание и благополучное развитие молодого поколения.

Соответственно, задачи, поставленные во введении, выполнены, и цель работы достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика. 1999, № 4. С.82.

Бритков В.Б., Дубовской С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии// Общественные науки и современность. № 1. 2000. - С. 21-23.

Ворошилов В. В. Журналистика, С. - Пб, 2010. - 360 с.

Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. - 2002. - № 2. - С. 47-63.

Гидденс Э. Социология. М., 2010. - 632 с.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М, 2008. - 125 с.

Грачев Г.В. Манипулирование личностью: Принуждение личности; Слухи и провокации; Технологии обмана; Алгоритмы самозащиты / Г.В. Грачёв /под редакцией И.К. Мельника - М: Алгоритм-книга, 2008. - 384 с.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 2009. - 523 с.

Жилавская, И.В. От медиаобразовательной среды - к образованным медиа / И.В. Жилавская. - Белгород: Изд-во БГУ, 2009. - 454 с.

Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика, 2001, № 4. С.70.

Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе. Как выжить в мире СМИ. М., 2011. - 312 с.

Засурский Я. Н. Система СМИ в России. М.: Аспект-Пресс, 2012. - 618 с.

Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1971. - 342 с.

Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007. - 390 с.

Лисеев Р.П. Молодежный журнал как субкультурный феномен: автореф. дис. … канд. филол. наук. - СПб. 2005. - С. 15.

Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 246 с.

Носова Ю.А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 2007. С. 4.

Основы теории коммуникации [Текст]: / под ред. М.А. Василика. - М: Гардарики, 2011. - 412 с.

Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. М.,2012. - 318 с.

Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - №2. - С. 82.

Понукалина О.В. Молодежь и СМИ: конструирование представлений о досуге // Информационное поле современной России: практики и эффекты: мат-лы Шестой Международной научно-практической конференции 22-24 октября 2009 года / под ред. В.З. Гарифулина. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2009. - С. 209.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: 2012. - 488 с.

Простов А.Ф. Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи // Вопросы культурологии. - 2006. - № 9. - С. 55.

Прохоров Е.П. Свобода СМИ в журналистской деятельности. - М., 2011. - 580 с.

Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - М.,1995. - 205 с.

Сергеев В.К. Молодёжная культура и СМИ / В.К. Сергеев. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2012. - 188 с.

Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скриптунова, А.А. Морозов // Социс. - 2002. - № 10. - С. 24-31.

Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980 - 90-х //Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования Т. 5. Вып.7 / Под ред В.С. Собкина, М., 2000. - С. 50.

Тарасов К.А. К поискам выхода из ловушки экранного насилия // Мир психологии. 2000, №2. - С. 44.

Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.2000., №1. - С. 70.

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 2011. - 368 с.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика [Текст]: / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М: Дело, 2012. - 684 с.

Шаламова Л.Ф., Хорвин А.Ю. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4. С. 118.

Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. М., 2007. - С.120.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций [Текст]: / Ф.И. Шаров. - М: РиП-Холдинг, 2011. - 572 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк анкетирования с инструкцией

Бланк анкетирования

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в исследовании на тему: «Телевидение как инструмент формирования ценностной ориентации студенческой молодежи». Его целью является выявление предпочтений каналов получения информации представителями студенческой молодежи, их характеристик и влияния на формирование ценностных ориентаций.

Анкетирование является анонимным и не предполагает опубличивания его результатов.

Для ответа на вопросы Вам необходимо:

внимательно ознакомиться с вопросами и вариантами ответов на них;

выбрать один из них, наиболее близко соответствующий вашему мнению и отметить его любым удобным для Вас значком или символом;

если ответ не предлагает вариантов или у Вас есть собственное мнение, которое не отражено в предложенных, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь его дать, поставьте прочерк.

Вся процедура займет у Вас 10-15 минут.

. Укажите Ваш пол:

Мужской

Женский

. Укажите Ваш возраст _____________________

. Проранжируйте источники информации в порядке возрастания их значимости для Вас, по шкале от 1 до 9, при оценке необходимо каждую цифру использовать не более 1 раз.

Категория

Шкала

Друзья


Родители


Телевидение


Педагоги


Газеты


Журналы


Книги


Интернет


Радио



. Какому СМИ Вы отдаете предпочтение для получения информации? Необходимо выбрать из предложенных вариантов не более одного.

Телевидение

Интернет

Печатные издания

Радио

. Укажите Ваши информационные предпочтения.

Из предложенных вариантов необходимо отметить не более одного.

Развлечения, отдых, досуг, спорт

Передачи молодежной тематики

Политика, экономика, финансовая сфера

Программы о катастрофах, криминальных происшествиях

Программы эротического, интимного характера

Передачи о моде и стиле

Телефильмы и телесериалы

. Как часто Вы используете информацию, полученную из СМИ?

Необходимо отметить не более одного варианта из предложенных

Никогда

Редко

Часто

. Как Вы оцениваете уровень ценностной культуры студенческой молодежи на сегодняшний день?

Низкий

Средний

Высокий

. Что именно Вы считаете причиной сложившейся ситуации с уровнем ценностной культуры молодежи?

Из предложенных вариантов необходимо выбрать не более одного.

Причина


Усиление влияния Западной культуры


Уменьшение количества телепередач на серьезные и актуальные темы


Изменение семейных ценностей и ослабление их влияния на молодую личность



. Проранжируйте Ваши жизненные ценности в соответствии с предложенными вариантами, в порядке возрастания по шкале от 1 до 10 (11). Если какая-либо характеристика отсутствует, занесите ее в графу «Другое» и отметьте, какое место она занимает в шкале Ваших ценностей.

Ценность

Шкала

Семья


Быть современным


Коммуникабельность


Умение использовать технику


Высокооплачиваемая работа


Умение хорошо выглядеть, следить за модой


Профессиональные знания


Спортивные успехи


Культура человека


Научные знания


Другое



. отметьте тематику программ, интересующую Вас.

Необходимо произвести ранжирование в порядке возрастания интереса по шкале от 0 до 13 (не интересуют - интересуют), при этом каждую цифру нужно использовать не более одного раза.

Тематика

Шкала

Современная музыка


Кино


Развлечения


Спорт


Здоровье


Мода


Техника


Классическая культура


Наука


Право


Секс


Политика


Классическая музыка


Другое



. Проранжируйте предложенные телевизионные каналы в соответствии с Вашими предпочтениями в порядке возрастания интереса по шкале от 1 до 13.

Каждую цифру нужно использовать не более одного раза.

Телевизионный канал

Шкала

МУЗ ТВ


MTV


Спорт


СТС


РТР


ТНТ


Euronews


1 канал (бывшее ОРТ)


НТВ


Культура


ТВЦ


Новая Россия


Домашний



. Проранжируйте предложенные тематические телепрограммы в соответствии с Вашими предпочтениями, в порядке возрастания по шкале от 1 до 10.

Каждую цифру нужно использовать не более одного раза.

Виды телепрограмм

Шкала

Музыка


Новости


Развлекательные шоу


Передачи о животных


Эротические шоу


Спорт


Научно-популярные


Политические шоу


Экологические



. Проранжируйте предложенные виды кинофильмов в соответствии с Вашими предпочтениями, в порядке возрастания по шкале от 1 до 10.

Каждую цифру нужно использовать не более одного раза.

Виды кинофильмов

Шкала

Комедии


Боевики


Фантастика


Приключения


Мелодрамы


Эротика


Триллеры


Мультипликационные


Вестерны


Другое



14. Какие свойства телепрограмм и кинофильмов привлекают Вас к просмотру.

Поставьте отметку в графе «+», в том случае, если данной свойство Вас привлекает, и в графе «-», если наоборот не привлекает.

Свойства

+

-

Интересность



Использование молодежного сленга



Развлекательность



Эмоциональная окраска



Точность информации



Доступность



Использование научных терминов



Другое




. Дайте оценку правдивости информации, транслируемой через телевизионные СМИ.

Из предложенных вариантов необходимо выбрать не более одного.

Оценка правдивости

Оценка

Да может


Иногда


Практически всегда


Никогда


Всегда



. Какой метод из предложенных кажется вам наиболее действенной мерой для поднятия уровня ценностной культуры студенческой молодежи.

Отметьте не более одного варианта из предложенных ниже.

Внедрение большего количества нравственных программ на телевидении

Трансляция телевыступлений религиозных деятелей

Внедрение через телеэфир патриотического воспитания

Благодарим Вас за участие в исследовании!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Распределение респондентов по половому составу


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Важность источников информации

Категория

Общее

Юноши

Девушки

Друзья

18,3%

18,7%

17,6%

Родители

15,9%

16,0%

15,7%

Телевидение

15,1%

17,3%

11,8%

Педагоги

14,3%

16,0%

11,8%

Газеты

10,3%

8,0%

13,7%

Журналы

8,7%

8,0%

9,8%

Книги

6,3%

2,7%

11,8%

Интернет

14,3%

6,7%

5,6%

Радио

5,6%

6,7%

3,9%


Популярность видов СМИ в молодежной студенческой среде


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тематические информационные предпочтения студенческой молодежи


ПРИЛОЖЕНИЕ 5



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Причины низкого уровня ценностной культуры молодежи

Ответы респондентов, в %

Причина

48 %

Усиление влияния Западной культуры

27 %

Уменьшение количества телепередач на серьезные  и актуальные темы

25 %

Изменение семейных ценностей и ослабление их влияния на молодую личность


Ранжирование жизненных ценностей

Общее

Юноши

Девушки

Семья

14,3%

Умение использовать технику

16,0%

Семья

21,6%

Быть современным

12,7%

Коммуникабельность

14,7%

Умение хорошо выглядеть, следить за модой

17,6%

Коммуникабельность

11,1%

Быть современным

12,0%

Быть современным

13,7%

Умение использовать технику

11,1%

Спортивные успехи

12,0%

Высокооплачиваемая работа

11,8%

Высокооплачиваемая работа

10,3%

Профессиональные знания

10,7%

Культура человека

11,8%

Умение хорошо выглядеть, следить за модой

10,3%

Семья

9,3%

Коммуникабельность

5,9%

Профессиональные знания

8,7%

Высокооплачиваемая работа

9,3%

Профессиональные знания

5,9%

Спортивные успехи

8,7%

Научные знания

6,7%

Умение использовать технику

3,9%

Культура человека

7,1%

Умение хорошо выглядеть, следить за модой

5,3%

Спортивные успехи

3,9%

Научные знания

4,8%

Культура человека

4,0%

Научные знания

2,0%

Другое

0,8%

Другое

0,0%

Другое

2,0%


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тематика передач, интересующая молодых людей

Тематика

Общее

Юноши

Девушки

Современная музыка

15,1%

13,3%

17,6%

Кино

10,3%

13,3%

5,9%

Развлечения

11,1%

6,7%

17,6%

Спорт

9,5%

13,3%

3,9%

Здоровье

7,9%

5,3%

11,8%

Другое

7,9%

9,3%

5,9%

Мода

7,1%

4,0%

11,8%

Техника

5,6%

8,0%

2,0%

Классическая культура

4,8%

2,7%

7,8%

Наука

4,0%

5,3%

2,0%

Право

4,0%

4,0%

3,9%

Секс

4,0%

5,3%

2,0%

Политика

3,2%

4,0%

2,0%

Классическая музыка

2,4%

1,3%

3,9%


Рейтинг информационных каналов

Телевизионный канал

Общее

Юноши

Девушки

МУЗ ТВ

23,8%

22,7%

25,5%

MTV

19,0%

17,3%

21,6%

Спорт

12,7%

12,0%

13,7%

СТС

7,1%

6,7%

7,8%

РТР

7,1%

6,7%

7,8%

ТНТ

7,1%

8,0%

5,9%

Euronews

7,1%

8,0%

5,9%

1 канал (бывшее ОРТ)

6,3%

8,0%

3,9%

НТВ

5,6%

5,3%

5,9%

Культура

1,6%

1,3%

2,0%

ТВЦ

0,8%

1,3%

0,8%

Новая Россия

0,8%

1,3%

0,0%

Домашний

0,8%

0,0%

1,3%


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рейтинг просмотра телепрограмм и кинофильмов

Виды телепрограмм

Общее

Юноши

Девушки

Виды кинофильмов

Общее

Юноши

Девушки

Музыка

24,6%

24,0%

25,5%

Комедии

15,9%

13,3%

19,6%

Новости

15,1%

16,0%

13,7%

Боевики

15,9%

18,7%

11,8%

Развлекательные шоу

15,1%

12,0%

19,6%

Фантастика

11,9%

13,3%

9,8%

Передачи о животных

9,5%

6,7%

13,7%

Приключения

11,9%

12,0%

11,8%

Эротические шоу

9,5%

9,3%

9,8%

Мелодрамы

9,5%

5,3%

15,7%

Путешествия

8,7%

9,3%

Эротика

7,9%

6,7%

9,8%

Спорт

8,7%

13,3%

2,0%

Триллеры

7,9%

12,0%

2,0%

Научно-популярные

4,8%

4,0%

5,9%

Мультипликационные

7,9%

5,3%

11,8%

Политические шоу

3,2%

4,0%

2,0%

Вестерны

7,1%

9,3%

3,9%

Экологические

0,8%

1,3%

0,0%

Другое

4,0%

4,0%

3,9%


Рейтинг свойств телепрограмм и кинофильмов

Свойства

Общее

Юноши

Девушки

Интересность

42,86%

44,00%

41,18%

Использование молодежного сленга

21,43%

20,00%

23,53%

Развлекательность

19,05%

16,00%

23,53%

Эмоциональная окраска

7,14%

8,00%

5,88%

Точность информации

4,76%

8,00%

0,00%

Доступность

2,38%

4,00%

0,00%

Использование научных терминов

0,00%

0,00%

0,00%

Другое

2,38%

0,00%

5,88%


Оценка правдивости получаемой информации

Оценка правдивости

Юноши

Девушки

Общее

Да может

48,0%

41,2%

45,2%

Иногда

32,0%

35,3%

33,3%

Практически всегда

12,0%

23,5%

16,7%

Никогда

8,0%

0,0%

4,8%

Всегда

0,0%

0,0%

0,0%


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Мероприятия по повышению уровня ценностной культуры молодежи

Похожие работы на - Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!