Мотивация учебной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мотивация учебной деятельности

Министерство образования Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии профессионального развития








Курсовая работа по дисциплине

«Психология профессионального образования»

На тему: «Мотивация учебной деятельности»


Выполнила:

студентка гр. ПС-

Проверила:

преподаватель кафедры ППР




Екатеринбург 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности

.1 Проблема определения мотивов

.2 Основные трактовки мотива у различных авторов

.3 Проблема соотношения мотива и мотивации

ГЛАВА 2. Мотивы учебной деятельности

1.2.1 Сущность учебных мотивов и мотивации

.2.2 Классификация учебных мотивов

.2.3 Характеристики и функции учебной мотивации и мотивов

.2.4 Рекомендации по повышению мотивации к обучению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

мотив учебный студент

Тема данной курсовой работы: «Мотивация учебной деятельности». Основными составляющими этой работы является теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения.

На сегодняшний день изучение мотивов поведения и деятельности является традиционной проблемой для психологии и ее отраслей, т.к. в современных условиях вопрос об обусловленности человеческой активности занимает особое место.

Общество переживает серьёзные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые сопровождаются значительными переменами в образовании. Взаимодействие человека и общества в периоды радикальных перемен сопровождается напряжённостью и противоречивостью. Поэтому актуальной потребностью сегодняшнего общества становится необходимость психологического сопровождения личности на всех этапах её становления, развития и деятельности. Одним из таких этапов является обучение в ВУЗе. Важнейшей предпосылкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в области педагогики и психологии является формирование устойчивой системы мотивов учения, мотивационной сферы в целом, от которых зависит личная активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности [2,7].

Повышение качества профессиональной вузовской подготовки требует уточнения научных представлений о содержательной и динамической специфике мотивации учебной деятельности современного студенчества в ее связи с индивидуальной жизненной активностью. Чтобы понять индивидуальную активность студентов в процессе обучения, требуется изучить их мотивацию.

Рассмотрение проблемы мотивации и мотивов активно ведется отечественными и зарубежными психологами в разных направлениях: выявляются условия формирования мотивации, устанавливается взаимосвязь, динамика и функции отдельных побудителей, структурирующих мотивацию, и т.д. Так, в отечественной психологии мотивацией и мотивами занимались В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев <#"justify">Объектом исследования в работе выступают мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов вуза.

Предметом исследования - особенности мотивов учебно-профессиональной деятельности.

Цель исследования - изучение структуры мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов и ее особенностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать теоретические аспекты проблемы мотивов учебно-профессиональной деятельности;

2.изучить основные методологические подходы измерения мотивов учебной деятельности;

.определить особенности мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов на начальном, промежуточном и заключительном этапах профессиональной подготовки в высшем учебном заведении;

4.рассмотреть практические рекомендации по оптимизации воспитательно-образовательного процесса для учебного заведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принцип системно-личностного подхода в изучении психических явлений (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.), деятельностный подход и положение о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), теоретические и методологические положения по проблеме мотивации, сформулированные в трудах Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, В.Г. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, А.К. Марковой, A.M. Матюшкина, B.C. Мерлина, В.А. Якунина, М.В. Матюхиной и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыты структура мотивов учебно-профессиональной деятельности и ее особенности у студентов-психологов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области мотивации учения, в учебно-воспитательной работе преподавателями, администрацией вузов, практическими психологами при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

ГЛАВА 1. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности

.1 Проблема определения мотивов

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии, но на сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива.

Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев <#"justify">Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

1.2 Основные трактовки мотива у различных авторов

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям - смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев <#"justify">ГЛАВА 2. Мотивы учебной деятельности

.1 Сущность учебных мотивов и мотивации

Побудителем учебной деятельности является система мотивов <javascript:void(0);>, органично включающая в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы и мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации <javascript:void(0);>, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова <#"justify">oсодержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);

oдинамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:

oхарактером образовательной системы;

oорганизацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

oособенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);

oличностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

oспецификой учебного предмета.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние и личные [9, 10].

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).

Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

.2 Классификация учебных мотивов

На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

oпознавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);

oличностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов (Матюхина М.В., 1984. С. 15-16 <javascript:void(0);>).

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.

) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

·II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1.Широкие социальные мотивы:

- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2.Узколичные мотивы:

- стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);

желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

3.Отрицательные мотивы:

- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

По мнению Марковой А.К. <#"justify">oучеба как вынужденное поведение;

oпроцесс учебы как привычное функционирование;

oучеба ради лидерства и престижа;

oстремление оказаться в центре внимания.

Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

1.Уровни познавательных мотивов <javascript:void(0);>:

-широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми

знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);

-учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов

добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

-мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных

знаний и затем на построение специальной программы

самосовершенствования).

2.Уровни социальных мотивов <javascript:void(0);>:

-широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание

социальной значимости учения);

-узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять

определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их

одобрение);

-мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы

взаимодействия с другим человеком) [9].

Как указывает А.К. Маркова <#"justify">.3 Характеристики и функции учебной мотивации и мотивов

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов <javascript:void(0);>. Качества мотивов учения делятся на содержательные и динамические характеристики. К содержательным относят: осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др. Динамическими характеристиками являются: устойчивость мотива, сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов и др.

Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того, сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

В свое время Дж. Аткинсон <#"justify">·Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [1].

Наряду с указанными, выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин) [7], структурирующую (О.К. Тихомиров <#"justify">·Смешные истории позволяют иллюстрировать и драматизировать отдельные положения учебного материала.

·Забавные комментарии, ирония, самоирония, шутки позволяют "подкормить" самоуважение учащихся и предупреждают стрессовые реакции в ситуациях, угрожающих самооценке, представлению о себе. Это повышает восприимчивость слушателей к учебному материалу, делает их более открытыми для общения с другими членами учебной группы и для обратной связи.

·Юмор повышает уровень творческой активности слушателей, снижает страх ошибки или неодобрения со стороны окружающих. Это позволяет найти новые и нетривиальные решения.

·Шутка, вовремя рассказанная забавная история служат противоядием против скуки, переутомления, являются дополнительным источником энергии для учащихся, особенно в моменты снижения интереса к учебе.

·Смех улучшает психологический климат в учебной группе, делает обучение приятным для учащихся, повышает доверие к преподавателю.

·Умение преподавателя увидеть в серьезных проблемах забавные моменты повышает доступность материала.

. Повышение степени включенности слушателей в процесс обучения. Мотивация обучающихся зависит от степени их включенности в учебный процесс. Задача повышения включенности решается тем лучше, чем большую активность слушателей предполагают используемые формы обучения. Активные методы обучения (семинары, деловые игры, тренинги, групповые обсуждения, анализ опыта работы отечественных и зарубежных компаний и т.п.) в высшей степени эффективно решают задачу повышения включенности слушателей в процесс обучения и повышения уровня их заинтересованности в достижении учебных целей!. Использование методов активного обучения усиливает включенность слушателей в процесс обучения за счет таких факторов, как соревновательность, обращение к личному опыту, работа в группе. Работа в группе повышает самоуважение участников, уверенность в себе, дает им ощущение защищенности и поддержки со стороны других членов группы. Групповая (командная) работа, является, пожалуй, самым действенным средством для решения задачи повышения включенности слушателей в процесс обучения.

. Доброжелательная обстановка во время занятий. Мотивация к обучению повышается, если обучение протекает в доброжелательной обстановке. Доброжелательная обстановка снижает угрозы самоуважению слушателей и поощряет их к активному участию в учебных процедурах. Тревога, боязнь неудачи и неуверенность в собственных силах негативно отражаются на мотивации к обучению, вызывают агрессивные (нападки, обвинения) или защитные (оправдания, отказы от выполнения заданий, преждевременный уход с занятия, пропуски занятий) реакции обучающихся.

. Успешность усвоения слушателями учебного материала. От успешности усвоения учебного материала или освоения требуемых навыков зависит и мотивация слушателей к обучению. Обучающийся должен иметь возможность добиваться успеха (для некоторых особо неуверенных в себе слушателей такие возможности следует создавать специально!), оценивать свой прогресс и сравнивать его с установленными стандартами и успехами, достигнутыми другими обучающимися. Даже небольшие успехи слушателей должны быть замечены и одобрены со стороны преподавателя, инструктора или наставника (своевременная обратная связь).

. Значимость изучаемого материала. Задачи, которые ставятся перед слушателями в ходе обучения, должны быть значимыми. Чем большее значение имеют результаты обучения для слушателей, тем выше степень их заинтересованности в овладении данными знаниями и навыками. Бесполезный, с точки зрения слушателей, материал, никак не связанный с их работой, может вызвать у них скуку и раздражение. Однако следует иметь в виду, что слушатели могут ошибаться относительно практической полезности изучаемого материала, поэтому важной задачей преподавателя является разъяснение и демонстрация того, как именно изучаемый материал может быть использован на практике, в решении каких важных для слушателей проблем он может быть полезен.

. Условия обучения. Если хорошие условия обучения (температура в аудитории, освещенность и др.) и наличие современной материально-технической базы (средства оргтехники, проекционная аппаратура, современные станки и оборудование и др.) повышают мотивацию слушателей к овладению предлагаемыми учебной программой знаниями и навыками, то плохие условия (теснота, духота или холод, действие отвлекающих факторов), напротив, отбивают у них всякое желание учиться.

. Использование наглядных и вспомогательных средств. Наглядные средства играют незаменимую роль в тех случаях, когда обучающимся в процессе обучения необходимо воспринимать сложный материал или большие объемы информации. Наглядные средства облегчают слушателям восприятие, понимание и запоминание изучаемого материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрели структуру мотивов учебно-профессиональной деятельности и ее динамику в процессе обучения.

Каждая из глав дала нам возможность подробного анализа различных аспектов, неразрывно связанных с нашей темой, позволила нам взглянуть на интересующие нас вопросы, разобраться в основных моментах, без которых не возможен дальнейший анализ проблемы.

В первой главе раскрываются основные теоретические положения в области мотивации и мотивов. На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу) и др.

Во второй главе рассматривается учебная мотивация. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Учебная деятельность всегда полимотивирована. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние и личные. На их основе выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные и личностные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: Электр. учебник // Институт международных программ РУДН: [сайт]. URL: #"justify">2.Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов ВУЗа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. (спец. 19.00.07). М., 2005. 23 с.

3.Бородкин В.И. Взаимосвязь мотивов и представлений в структуре учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: тезисы доклада. URL: http://method-modern.livejournal.com/5266.html.

.Бринько И.И. Структура мотивации учебной деятельности курсантов военного высшего учебного заведения и ее динамика в процессе обучения: дисс. к. психол. наук (спец. 19.00.07). Иркутск, 1997. 155 с.

.Будрейка Н.Н. Непараметрические методы исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 40 - 48.

.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 528 с.

.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2000. 512 с.

.Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2003. 296 с.

.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129 -138.

.Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс] // Современная гуманитарная академия: [сайт]. URL: <http://www.sga.su/.Docs/ 071016_conf/071025_ovchinnikov.htm>.

.Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2010 №1 // Психологическая наука и образование: [сайт]. URL: www.psyedu.ru <http://www.psyedu.ru>.

.Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 288 с.

.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с. (Серия «Мастера психологии»)

.Руссу Е. Динамика мотивов в учебно-познавательной деятельности у современных студентов // Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» (25.06.2007 г.) / Под ред. И.В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2007. 200 с.]

.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность . 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с: ил. (Серия «Мастера психологии»),

.Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Электронный ресурс]: Журнал «Вопросы психологии», 1996 // Вопросы психологии: [сайт]. URL: <http://www.voppsy.ru/journals_all /issues/1996/963/963116.htm>.

Похожие работы на - Мотивация учебной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!