Развитие системы социального обслуживания семей группы риска в Ростовской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие системы социального обслуживания семей группы риска в Ростовской области

1. Социальное обслуживание семьи группы риска

1.1 Понятие семьи «группы риска»

Изменения в социальной и экономической политике государства в значительной степени сказались и на ухудшении внутрисемейных отношений российской семьи. В научно-исследовательской литературе С.А. Беличева, А.Н. Елизаров, М.А. Галагузова, Е.А. Черняк и др. определяются негативные тенденции, имеющие место в жизни современного российского общества и обеспечивающие появление семей «группы риска»:

- высокая занятость родителей,

рост числа малообеспеченных семей,

- социальная дифференциация семей по материальному признаку,

рост числа неполных и разводящихся семей,

- рост числа семей с аморальным и противоправным поведением родителей (семьи наркоманов, алкоголиков и пр.);

низкий уровень защищенности (социально-экономической, правовой) семьи как социального института;

нестабильность нормального социального функционирования, отчего проявление негативных факторов социализации членов семьи.

Все это позволяет определить факторы социального риска, которые, прежде всего, отрицательно сказываются на основных функциях семьи, то есть на способности семьи создавать благоприятные условия для социализации детей и воспитывать здоровых в физическом и психическом плане детей.

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, неудовлетворительные жилищные условия. Парадоксом времени является и то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей, среди которых также очень высок процент дезадаптации.

Медико-социальные факторы: неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейное насилие, проявление жестокости, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры, пренебрежение родительскими обязанностями по содержанию и воспитанию детей.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.

Наряду с неполной семьей комплексная социально-экономическая, медико-социальная и социально-психологическая помощь требуется многодетным семьям. Так, например, исследования современных многодетных семей показывают, что несмотря на серьезные трудности экономического характера на первом месте у этих семей с большим отрывом выступает потребность в психологической и психолого-педагогической помощи.

Создающаяся в последнее время сеть социальных учреждений, прежде всего, обслуживает категории семей «группы риска»: многодетные, неполные, материально необеспеченные, семьи, где родители больны или имеют инвалидность.

В современной психолого-педагогической литературе существуют несколько подходов к классификации семей «группы риска».

Социально-правовой (О.В. Морозова): неблагоприятные социальные условия, нарушение прав, требующие социальной помощи и поддержки. Работа социального педагога с этим типом семей направлена на защиту прав членов семьи и обеспечение достойного образа жизни.

Психого-педагогический подход (в исследованиях М.И. Буянова, И.В. Гребенникова, А.И. Захарова, Л.И. Маленковой, В.Я. Титаренко и др.). Признаки:

неблагоприятный морально-психологический климат в семье,

- снижение социализирующего потенциала семьи,

- деструктивные варианты поведения членов семьи,

- формирование асоциальных норм и ценностей, противоречащих общественно принятым.

В данном случае работа социального педагога носит психолого-педагогический характер, направленный на коррекцию взаимоотношений в семье и повышение воспитательного потенциала семьи.

Классификация семей «группы риска» по уровню воспитательного потенциала, обусловленного субъективными и объективными факторами (О.В. Морозова):

семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку;

семьи, допускающие безнадзорность детей, расширяющие сферу «социального сиротства»;

семьи с жестоким обращением по отношению к детям;

семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью (разводящиеся семьи);

семьи с низким материальным обеспечением, находящиеся за чертой бедности, провоцирующие и стимулирующие безнравственный образ жизни и поведение;

семьи, ведущие аморальный образ жизни;

семьи безработных, не имеющие возможность обеспечить детям достойный образ жизни;

семьи, попавшие в экстремальную ситуацию (беженцев, вынужденных переселенцев и пр.);

семьи, проживающие в неблагоприятных условиях (экономических, жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических и пр.).

По степени реализации своих функций семьи делятся на семьи функционально состоятельные и семьи функционально несостоятельные (» группы риска»). До 60% таких семей - это семьи с неблагоприятными социально-психологическими факторами (Л.В. Мардахаев, А.А. Галагузова).

Кроме того, в «группу риска» попадают и семьи с недееспособными по разным причинам родителями, а также семьи, где имеются хронически больные или нетрудоспособные родители, семьи, где родители несовершеннолетние - все эти семьи нуждаются социально-педагогической, психологической и материальной помощи.

Вышеизложенное позволило определить высокую степень необходимости социально-педагогической работы с молодой семьей «группы риска».

Семьи группы риска или неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы.

. Семьи, где низкая педагогическая культура.

Когда родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с ребенком, возникают риски протеста и непослушания детей. В семье не принято доверительные отношения между родителями и детьми.

В результате чего, выбранные средства, формы и методы воспитания детей «выливаются» в большие семейные проблемы.

. Семьи, где допускается беспризорность детей в силу занятости родителей.

Бесконтрольные, с неорганизованным досугом дети, часто предоставленные сами себе, попадают под негативное влияние.

. Семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей.

Где образ жизни и моральное поведение родителей не являются достойным примером.

Все эти семьи характеризуются тем, что они не видят проблемы с детьми достаточно долгое время, пока не возникает криминального факта с ребенком. Чаще в таких семьях проблемы не пытаются решать потому, что их:

. Не замечают сами родители,

. Словесно решать не умеют, не умеют обсуждать зачатки проблем,

. Диалог заменяется авторитарной агрессивностью.

В неблагополучные семьи могут попасть семьи после трагических последствий, когда семья несет утрату и долгое время не может наладить жизнь «по-новому».

В семьи группы риска могут попасть неполные семьи, пережившие развод, если родители, закончив выяснять свои разногласия, не гуманно без внимания относятся к ребенку.

Крайне сложные проблемы возникают в неблагополучных семьях, где положение усугубляется пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам.

1.2 Основные формы и методы работы с семьей группы риска

В начале работы с проблемной семьей необходимо осознать тот факт, что можно оказать помощь далеко не всем семьям, о которых становится известно. Основным критерием при принятии решения об открытии случая (или о «не открытии») будет понимание того, может ли семья, с которой мы сталкиваемся, измениться или нет, есть ли в семье внутренний потенциал для положительных перемен.

На первом этапе ключевым является способность социального работника совместно с семьей выделить так называемую «ключевую проблему». Затем предстоит наметить «путь движения» к решению этой проблемы, что означает формулирование первоочередных проблем, их решение и движение дальше.

Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная система. Сложившийся уклад в семье надо расценивать как результат поведения каждого из членов семьи, и как следствие - системы взаимоотношений между всеми членами семьи. Проблему жестокого обращения с детьми нельзя правильно понять и оценить, если при определении форм помощи или вмешательства пытаться расчленить семью.

Вмешательство в семью должно четко обосновываться и строиться на союзе с родителями во имя защиты, безопасности и развития их ребенка, а не на союзе с ребенком с целью защиты его от родителей.

В процессе работы следует четко различать цели и средства. Сохранение семьи, воссоединение семьи, передача ребенка в замещающую семью или отдельное его проживание - все это лишь средства достижения цели. Целью же является обеспечение физической и психологической безопасности ребенка.

При работе с проблемной семьей основная роль социального работника заключается в помощи семье сформулировать свою проблему, признать ее и понять, как ее решить.

Т.е. от негативной формулировки проблемы перейти к позитивному движению по ее решению.

Цели должны быть ясными, понятными и важными для семьи, семья должна принимать поставленные цели, они должны относиться к тому, чего хотят члены семьи, к тому, что их тревожит.

Основная задача социального работника на первом этапе - это наладить контакт с семьей и выявить ее сильные стороны, которые помогут семье измениться. В дальнейшем требуется пошаговое профессиональное сопровождение семьи. Очевидно, что для проведения дальнейшего реабилитационного вмешательства требуется согласие семьи и признание местным органом власти наличие у семьи проблемы, которую следует решать при помощи социальной службы (так как семья сама не справится).

По результатам первичного обследования составляется План по защите прав ребенка, который утверждается главой органа опеки. План подписывается также родителями, что означает их согласие на вмешательство и признание ими их проблемы. План рассчитан на определенный срок и подлежит пересмотру, после чего может быть принят новый план.

Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы:

Первичное вмешательство: является ли данная семья потенциальным объектом социальной службы?

. Выявление семей, которые могут нуждаться в мерах по защите детей.

. Определение обоснованности обращения.

. Определение типа необходимых мер.

По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка.

Предварительная оценка семьи: кто будет объектом помощи социальной службы? (Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней). За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают.

Оценивается:

. характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком;

. возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми;

обеспечение безопасности ребенка;

необходимость продолжения оказания помощи.

В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.

Составление плана обеспечения безопасности ребенка: как обеспечить безопасность ребенка?

9. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка;

. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома;

. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности;

. выявление способа обеспечения безопасности.

Цели Плана обеспечения безопасности:

определить угрозу безопасности ребенка;

оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома;

определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности;

принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция невосстановима;

по возможности, обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности;

уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи.

Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель.

Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности.

Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы - разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений - это синоним таких терминов в других моделях, как план услуг, план помощи, план случая.

Стратегия изменений: каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней).

. Совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы.

. Назначение определенного времени для достижения целей.

. Определение ролей и обязанностей

. Включение в план помощи пункта

об обеспечении безопасности, если это необходимо.

Предоставление помощи: какие действия следует предпринять?

. Предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели.

. Оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи.

Оценка динамики семьи: действительно ли происходят изменения?

. Сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье.

. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции. Оценка и обеспечение безопасности ребенка.

. Выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи.

Закрытие случая.

Процедура закрытия случая является достаточно важной в процессе сопровождения проблемной семьи. Для эффективной работы необходимо иметь четкие критерии для закрытия случая, необходимо ответить, достигнуты ли цели, определенные в плане, какие цели достигнуты, стабильны ли изменения, может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией, существует ли поддерживающая социальная сетка, выражает ли семья потребность в помощи.

Решение о закрытии подтверждается следующими моментами:

-достижение конечной цели;

-безопасность ребенка;

-функционирование семьи;

-стабильность положения ребенка.

После окончания такой работы назначается социальный патронат семьи.

Текущая оценка семьи: каковы основания для оказания помощи? Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат).

. Привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству.

. Выявление имеющегося положительного потенциала.

. Выявление основных проблем и потребностей.

. Выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить.

. Оценка и обеспечение безопасности

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая.

Прежде всего, осуществляется информационный обмен между его участниками.

Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от педагога-психолога, он и начинает обсуждение, если от воспитателя - начинает он.

В случае если все участники относят воспитанника к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с воспитателя, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка.

Вторая и итоговая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая, - разработка стратегии сопровождения данного ребенка.

Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов.

Каков психологический, педагогический статус воспитанника на момент обследования?

Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?

Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе воспитания и обучения?

В каких формах и в какие сроки в сопровождении ребенка примут участие психолог, воспитатель, специалист?

Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная помощь участников консилиума педагогическому коллективу или отдельным воспитателям, родителям ребенка?

Как управлять процессом реализации психолого-педагогического сопровождения воспитанника?

Как будет представлена система мониторинга, будет ли меняться диагностический комплекс?

Таким образом, участники консилиума получают возможность увидеть воспитанника во всем разнообразии его поведения, а также понять причины его проблем, уже, не будучи ограниченными своими профессиональными задачами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-первых, построить действительно системное, «объемное» сопровождение воспитанника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в-третьих, обладает большим психологическим развивающим эффектом.

2. Развитие системы социального обслуживания семей группы риска в Ростовской области

2.1 Центр помощи семье и детям как основное учреждение социального обслуживания семей группы риска

Социальный педагог - лицо, уполномоченное государством, действует от имени семьи, устанавливая контакт с ее окружением и компетентными органами, общественными организациями.

Традиционно, социально-педагогическая помощь семье «группы риска» осуществляется в следующих аспектах.

Социально-правовой: защита прав всех членов семьи, обеспечение социальных гарантий, необходимых условий для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей, помощь в получении финансовой поддержки и социальной помощи.

Психологический: работа по обеспечению благоприятного морально-психологического климата в семье, решение проблем семейных дисгармоний, конфликтных взаимоотношений, коррекция негативных личностных проявлений членов семьи (неадекватная самооценка, агрессивность), помощь в организации лечения неврозов, алкоголизма, наркомании, связь с центрами психологической поддержки и реабилитации.

Педагогический: работа по повышению педагогической культуры семьи, педагогическое просвещение, коррекция неадекватного поведения и воспитательной деятельности родителей, обеспечение тесной связи и координации профессиональной деятельности учителей школы, школьного психолога, других воспитательно-образовательных учреждений, и центров социальной помощи в работе с семьей.

В последнее время в Российской Федерации появляются различные учреждения социального обслуживания населения: комплексные центры социальной помощи населению, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи и др., предоставляющие широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых услуг детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям и другим гражданам, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

Достаточно большим опытом и возможностями социально-педагогической, профилактической и реабилитационной работы с семьей «группы риска» обладают Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) - государственные учреждения, относящиеся к системе социального обслуживания, призванные содействовать реализации семейной политики государства.

В Центрах оказывается комплексная социальная помощь в виде экономических, юридических, медицинских, психолого-педагогических услуг различным категориям семей с детьми; непосредственно ведётся работа с детьми и подростками в специальных Отделениях дневного пребывания. Эти Центры стали появляться сравнительно недавно, поэтому сфера их деятельности и потенциал не достаточно ещё изучены. Главной особенностью работы центров является оказание адресной помощи различным категориям семей и граждан.

Для оказания комплексной и многоаспектной социальной помощи семьям, детям и подросткам в Центрах созданы отдельные структурные подразделения.

Отделение приёма граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования предназначено для выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории в конкретных видах социальных услуг, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями - для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-трудовой, социально-медицинской) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также для обучения родителей особенностям их воспитания в семье и методикам реабилитации.

В структуре Центров социальной помощи семье и детям существует Отделение срочного социального обслуживания - для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних служит для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска»; социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Специалисты, в лице социальных работников, социальных педагогов и психологов непосредственно осуществляют деятельность по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних (в основном работа ведётся с неблагополучными семьями), разрабатывают индивидуальные групповые программы социальной реабилитации семей и детей, проводят открытые мероприятия и акции, ориентированные на профилактику безнадзорности детей и подростков и т.д.

Отделение психолого-педагогической помощи семье. Целью работы отделения является обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.

Центры оказывают социальные услуги всем гражданам, в том числе детям и подросткам, как обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов и учреждений системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др. Большой популярностью у населения пользуется отделение дневного пребывания несовершеннолетних (ОДП). Это отделение предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания детей, реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних детей и детей с ограниченными возможностями, организации досуга, семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов, привлечения к посильной трудовой деятельности несовершеннолетних. Как правило, в ОДП принимаются дети и подростки из категории семей «группы риска». Продолжительность их пребывания может соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами реабилитации.

Работники Центров организуют досуговую деятельность детей и подростков, проводят реабилитационную, реадаптационную и разного рода профилактическую работу. Социальное обслуживание семей, детей и отдельных граждан структурными подразделениями Центров может осуществляться на разовой, временной или постоянной основе.

Технологии и конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей «группы риска» в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с семьей имеют много общего.

Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь в необходимый для полноценного развития уровень жизни. В практике работы Центров помощи семье и детям сложились следующие направления деятельности с семьями «группы риска»: профилактической, диагностической, коррекционной и реабилитационной работы.

Профилактическая работа - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи в центрах психолого-педагогической помощи семье и детям. На данном этапе деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При Центрах социальной помощи семье и детям создаются курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха, для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. Педагогическое просвещение включает деятельность информационного в обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей в базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.

Диагностическая работа в условиях Центров помощи семье и детям предполагает два варианта деятельности социального педагога:

при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

сбор информации;

анализ информации;

постановка социального диагноза.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы: конфиденциальность; степень открытости - право клиента; невмешательство в частную жизнь.

Одним из важнейших направлений в работе с семьей является реабилитационно-коррекционная работа, так как проводится она на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационная работа состоит из индивидуальной, групповой и общинной форм работы с семьями. В индивидуальной работе с родителями или ребенком используются несколько технологий.

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Групповая работа включает:

беседы (диалог между двумя участвующими сторонами);

лекции (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышение уровня информированности клиента);

диспуты (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

дискуссии (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

собрания (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников).

В ходе занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, мозгового штурма и т.д.

Технологии общинной реабилитационной работы включают лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники, благотворительные акции, спортивные состязания и пр.). Для их проведения нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

Одна из базовых технологий социальной педагогики - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных). Основной инструмент связи с общественностью - средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).

Специфика работы социального педагога с семьями «группы риска» в условиях Центров помощи семье и детям определила принципы его работы:

гуманный подход в работе со всеми членами семьи;

педагогический оптимизм, приоритет семьи и семейного воспитания;

обеспечение государственных гарантий социальной помощи и защиты семье;

индивидуализация и адресность социальной работы, системность и последовательность;

формирование основ здорового образа жизни;

обеспечение добровольности и автономности семьи в выборе путей социального развития, педагогический такт и конфиденциальность.

Таким образом, выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.

2.2 Прогнозное исследование развитие центров помощи семьи и детям в Ростовской области

риск группа семья социальный

Развитие сети центров социальной помощи семье и детям позволит оказывать должное внимание благополучным семьям из категорий риска, и приведет к снижению семейного неблагополучия в Ростовской области.

Данные центры предназначены для осуществления полного комплекса социальных услуг семье, внедрения в практику новых форм и технологий, направленных на своевременное и эффективное решение вопросов профилактики семейного неблагополучия. И это доказывает положительный опыт работы центров социальной помощи семье и детям Аксайского района, г. Азова, г. Донецка и других городов, которые были созданы ранее.

В Ростовской области таких учреждений уже 49, они есть почти в каждом районе области, их необходимость обуславливает социальная, экономическая и др. ситуация.

В настоящее время в области действуют 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей разных видов:

социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних c приютами;

социальных приютов для детей;

центров социальной помощи семье и детям;

реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

центр психолого-педагогической помощи;

комплексный центр социального обслуживания населения с приютом;

детских дома-интерната.

Виды учреждений200820092010социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних c приютами202728социальных приютов для детей517центров социальной помощи семье и детям356реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями333центр психолого-педагогической помощи111комплексный центр социального обслуживания населения с приютом-11детские дома-интернаты333

Из приведенной таблицы мы видим тенденцию увеличения центров социальной помощи семьи и детям, данный приоритет направленности способствовали реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как, социального института, улучшению социально экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основные задачи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних - профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи приюта - обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и решению вопросов дальнейшего жизнеустройства ребенка.

Основные задачи реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями - оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, а также оказание помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях; социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии.

Основные задачи детского дома-интерната - материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи; осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию воспитанников.

Основные задачи центра социальной помощи семье и детям - оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.

На сегодняшний день в центрах открыты и работают семь отделений, в том числе отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия. В работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия Вельского центра используются различные методы и формы работы, созданы специальные службы. Например, детский телефон доверия, служба социальных участковых, раннее выявление социального неблагополучия (целевая группа - одинокие матери и семьи группы риска по социальному сиротству с момента беременности до рождения ребенка).

Для оказания помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций семьям с несовершеннолетними детьми из центра в места проживания семей выезжает бригада специалистов (мобильный экспресс). Также центры организовывают работу клубов. В «Школе семейного общения - родительском клубе» оказывается квалифицированная помощь родителям в организации режима дня, общения, обучения и воспитания ребенка.

Практические навыки по формированию отношений, поиску путей выхода из конфликтной ситуации дают специалисты центра в клубе для молодых семей «Семейный калейдоскоп». Для подростков группы социального риска в центре существует клуб «СемьЯ». В центре созданы и функционируют две группы дневного пребывания несовершеннолетних. В отделении создаются условия, приближённые к домашним, способствующие психологической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, коррекция их поведения и общения.

Приведем пример работы Центра помощи семье и детям в ростовской области г. Донецка.

За 9 месяцев 2011 года количество социальных услуг с обеспечением проживания, предоставляемые детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, составило 7950 койко-дней (выполнение плана на 100%), количество социальных услуг без обеспечения проживания, предоставляемые детям, в том числе детям с ограниченными возможностями, в условиях дневного пребывания - 2760 койко-дней (выполнение на 100%), количество социальных услуг без обеспечения проживания для оказания помощи детям, семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - 5793 (выполнение плана на 100%).

Общее количество социальных услуг, оказанных специалистами учреждения за 9 месяцев 2011 года, составило 12350, что соответствует программе деятельности учреждения.

Количество семей, охваченных нестационарными формами обслуживания за 9 месяцев 2011 года - 1875, что соответствует программе.

В настоящее время на учете в учреждении состоит 2516 семей, в которых воспитываются 4035 несовершеннолетних детей. Из общего количества семей многодетных - 230, с детьми-инвалидами - 124, одиноких матерей - 338, семей с детьми, находящимися по опекой - 79, приемных - 3, семей несовершеннолетних родителей - 1.

На патронаже за 9 месяцев 2011 года году находилось 96 семей группы социального риска (выполнение программы на 100%), 26 из которых имели нарушения детско-родительских отношений, 25 - асоциальное поведение родителей, 15 - ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, 2 - наличие факторов, связанных с моральным или физическим насилием, 8 - медико-социальные проблемы (семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями), 17 - молодые семьи, испытывающие социально-экономические и психолого-педагогические трудности. По результатам реабилитационной работы специалистов 81 семья снята с патронажа с положительным результатом, что составляет 84,4%.

Из общего количества патронируемых семей в «Областном банке семей, находящихся в социально опасном положении в г. Донецке» состояла 21 семья, 17 из которых по результатам реабилитационной работы сняты с положительным результатом.

За отчетный период выездными бригадами специалистов обслужено 67 семей, что на 7 семей больше запланированного количества. По сигналам сотрудников ПДН ОВД по г. Донецку, КДН и ЗП при администрации города, органа опеки и попечительства в семьи были проведены 23 выезда мобильных групп специалистов (МГС).

Для улучшения положения в семьях, нуждающихся в социальной помощи, специалистами оказано содействие в регистрации по месту жительства, решении вопросов трудоустройства, содействии получения адресной помощи, налаживании конфликтных детско-родительских отношений.

В III квартале в целях оздоровления и организации досуга детей, нуждающихся в социальной поддержке, в дни школьных каникул было оказано содействие в сборе необходимых документов и направлению в пансионат «Донецкий» и загородные оздоровительные лагеря «Солнечная поляна», «Котлостроитель», «Шахтинский текстильщик» 218 несовершеннолетних. Специалистами были даны консультации родителям, оказана помощь в сборе документов для подтверждения статуса малообеспеченности семей и оформлении медицинских документов для детей.

На постоянном контроле в учреждении находятся 2 семьи, в которых выявлены факты жестокого обращения с детьми. По поводу одной из них в настоящее время в суде решается вопрос о лишении родительских прав и помещении ребенка-инвалида в специализированное образовательное учреждение. Для защиты прав и интересов ребенка специалистами для консультации был приглашен врач-психиатр О.Ю. Джилиев, составлены ходатайства в органы опеки и попечительства муниципального учреждения отдел образования администрации г. Донецка, социальный педагог принимала участие в судебном заседании. В другой семье после выявления факта жестокого обращения с детьми и проведенной работы с родителями (матерью и отчимом) по предотвращению подобных случаев, в настоящее время родители и старшая сестра отрицают продолжение жестокого физического наказания младших детей, хотя находящаяся в стационарном отделении 8-летняя дочь утверждает обратное. Специалисты продолжают контролировать положение в семье, собирают информацию, посещают бабушку детей, общаются с классным руководителем.

27.07.2011 прошло заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Донецка, на котором был заслушан доклад «О комплексном подходе в организации профилактической работы с несовершеннолетними и их с семьями в ЦСПСД г. Донецка». Комиссия положительно оценила деятельность центра и приняла решение руководителям органов и учреждений системы профилактики г. Донецка активнее привлекать специалистов Центра помощи семье и детям в проведение собственных профилактических мероприятий, муниципальному учреждению отделу образования администрации г. Донецка провести на базе ЦСПСД г. Донецка обучающие семинары со специалистами, занимающимися профилактической работой с семьями, с привлечением сотрудников центра.

В связи с проведением с 12 сентября по 26 сентября текущего года на территории города Донецка Ростовской области межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети Юга», цель которой - предупреждение распространения наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, выявление фактов вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, специалистами проведен рейд по семьям, состоящим в «Областном банке семей, находящихся в социально опасном положении в г. Донецке», поставленным на учет по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками - всего 37 семей. По результатам рейда составлены отчет в КДН и ЗП и ходатайства о снятии 7 семей с учета в связи с улучшением и стабилизацией обстановки в семьях.

Для ознакомления обслуживаемых семей с положениями законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и выявления их мнения специалистами при посещении семей проводилась специальная разъяснительная работа. В подавляющем большинстве в качестве дополнений к законопроекту семьи указывали включение в перечень социальных услуг бесплатные материальные блага («дайте жилье, топливо, денег»). По результатам коллективного обсуждения законопроекта специалистами учреждения было предложено пункт 1 статьи 15 «Типы учреждений социального обслуживания населения» дополнить абзацем 6 «стационарные отделения центров социальной помощи семье и детям», так как согласно данной статье учреждения социальной помощи семье и детям не имеют права оказывать стационарные услуги.

За отчетный период количество несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации в стационарном отделении - 158 человек, при плане 150, количество несовершеннолетних, получивших услуги дневного отделения - 49 человека, при плане - 45 человек. Причиной увеличения обслуженных потребителей сверх контингента, установленного государственным заданием, на 12 человек являются ходатайства администрации города Донецка, МУЗ «Центральная городская больница г. Донецка» о дополнительном приеме несовершеннолетних из семей, попавших в трудную ситуацию.

Основными задачами, поставленными перед специалистами стационарного отделения в III квартале, были:

- разработка методов определения результативности реабилитационных мероприятий;

- увеличение количества и расширение видов предоставляемых медицинских и психологических услуг;

При проведении статистического анализа работы стационарного отделения за отчетный период специалистами выявлена зависимость степени результативности реабилитационно-воспитательной работы от социального статуса воспитанников и динамики развития познавательных процессов и социальных навыков в течение реабилитационного периода. Сравнение статистических данных 3-х заездов (6-ти месяцев) показало явную связь социального статуса и уровня развития детей с результатами реабилитационных мероприятий. Сравнивалось количество детей из различных категорий семей - многодетные, дети-инвалиды, дети одиноких родителей, выявленные уровни развития социальных навыков, познавательных процессов в начале и в конце реабилитационного периода (высокий, средний, низкий), степень результативности реабилитационных мероприятий (положительная динамика, без изменений, отрицательная). У детей из многодетных семей и детей с низким уровнем развития социальных навыков и познавательных процессов выявлена значительная положительная динамика по результатам курса реабилитации. Мы считаем, что это обусловлено тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание воспитанию и развитию таких детей по сравнению с той целенаправленной комплексной реабилитационной работой, проводимой в стационарном отделении с каждым воспитанником. Исходя из этого решено было в дальнейшем большее внимание уделять работе с родителями. За отчетный период для них были организованы и проведены:

1) родительское собрание «Глобальные проблемы маленьких детей» - приняло участие 12 родителей, 5 специалистов;

2) родительское собрание по результатам диагностики воспитанников «Психолого-педагогические рекомендации родителям» - 20 родителей, 6 специалистов.

3) индивидуальные консультации родителям логопедом, психологом, воспитателями, медицинскими работниками - 24 консультации;

4) разработаны и распространены памятки для родителей «Как помочь первоклассникам» (25 экз.), информационные листки об услугах, предоставляемых стационарным отделением (30 шт.)

Значительное место в структуре реабилитационно-воспитательной работы в стационарном отделении и в отделении дневного пребывания отведено оздоровлению и охране жизни и здоровья детей. В отчетный период ежедневно проводились мероприятия по укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни, которые включали утреннюю зарядку на площадке, прогулки и экскурсии в места отдыха (лесопарковая зона, городской парк), посещение аквапарка «Водолей», бассейна городского спорткомплекса, физкультурно-массовые мероприятия «Здоровые дети - будущее планеты», «День Нептуна», «Если хочешь быть здоров», «Физкульт - УРА!», игры на местности «Остров сокровищ», «Мы - веселые туристы», профилактические мероприятия «Я здоровье сберегу - сам себя уберегу», «Курить - здоровью вредить», беседы «Не погибай по неведению», «Токсикомания - новые жертвы», просмотр и обсуждение презентаций «Дорога в жизнь», «Наркотики - охотники за здоровьем», анкетирование «Что вы знаете о наркотиках?», «Как я отношусь к курению?»; конкурс рисунков и плакатов «Мы - против наркотиков», конкурс-проект для воспитанников старшего возраста «Здоровое поколение».

Медицинским персоналом проводилась санитарно-просветительская работа: беседы с детьми «Осторожно, клещи!», «Причины и последствия вирусных заболеваний», «Как правильно одеваться», лекции для сотрудников и родителей «Значение физкультуры в развитии организма ребенка», «Эффективность массажа при стрессовых ситуациях», мероприятие для воспитанников «День здоровья».

В рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности детей были организованы и проведены тренировочные эвакуации, викторины «Знает каждый гражданин этот номер 01», конкурс плакатов «Огонь - друг, огонь - враг», экскурсия в 14 ОФПС 43 пожарную часть.

С целью обучения детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах были проведены: занятия по социально-педагогической программе «Юные инспекторы движения» «Знаки дорожного движения», «Красный, желтый, зеленый», «Безопасная дорога», игровая программа «Внимание - перекресток», в время которой школьники получили памятки о правильном поведении на дороге, совместное с МДОУ ЦРР д/с №7 «Соловушка» развлечение для воспитанников младшего возраста «Мой друг - Светофор», конкурс рисунков «У светофора нет каникул», организована встреча детей с инспектором ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения А.И. Скляровым.

Ежедневно воспитатели проводили инструктажи по правилам безопасности на дороге, при пожаре, во время массовых мероприятий, в транспорте, антитеррористической направленности.

Формирование навыков законопослушного поведения детей одно из приоритетных направлений воспитательно-реабилитационного процесса. За отчетный период юрисконсультом учреждения проводились занятия по программе «Занимательное правоведение», для подростков был проведен правовой диспут «Гражданская ответственность», организована встреча старших воспитанников с участковым инспектором ПДН ОМВД по г. Донецку А.Н. Глазуновым.

Гражданско-патриотическое воспитание было реализовано через проведение тематических мероприятий «День России», «День памяти и скорби» в честь 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны, посещение воспитанниками «Зала боевой славы» городского краеведческого музея, просмотра видеозаписей хроники военных действий, викторины «Российский флаг».

Решению задач нравственно-эстетического воспитания способствовали календарные мероприятия познавательно-развлекательной и культурно-досуговой направленности: праздники «Детство - это я и ты», «Праздник ромашек», посвященный Дню семьи, любви и верности, «День бантиков и веснушек», «Дни именинников», «В гости к Царице знаний», конкурс рисунков и плакатов «Моя семья», конкурс «асфальтовой живописи» «Планета детства», экскурсии в городской краеведческий музей «Кто такие казаки?», библиотеку им. Погодина, «Акватеррариум», посещение кинотеатра «Кинолюкс», циркового представления в ГДК «Шахтер», представления театра кукол и гигантов «Аватар», лунопарка. 2 коллективные декоративно-прикладные работы воспитанников, изготовленные под руководством педагогов, выставлены на сайте интернет-конкурса «300 лет М.В. Ломоносову» /www/lomonosov300.ru/.

В августе в рамках сотрудничества с Храмом во Имя Державной иконы Божией Матери и по желанию родителей в учреждении прошел обряд крещения четырех воспитанников.

Продолжая работу по повышению квалификации специалистов администрация учреждения организовала прохождение курсов по теме «Новое в трудовом праве» для 3-х специалистов.

Непрерывная профессиональная подготовка специалистов в системе методической работы в течение отчетного периода заключалась в организации и проведении:

- семинара «Современные подходы к проблеме профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- методических советов «Организация системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения», «Методы воздействия, стимулирующие детей к творчеству», «Инновационные технологии воспитательной работы с детьми школьного возраста».

В ходе проведения методических советов педагогическими работниками проанализированы и рекомендованы для использования молодым специалистам наиболее удачные сценарии мероприятий, соответствующие требованиям, доступные для организации и проведения с учетом специфики и условий учреждения:

по физическому воспитанию - развлекательное мероприятие «Морской круиз», «Путешествие в страну здоровья», спортивные эстафеты «Мы зарядку делали, прыгали и бегали», «Мой веселый, звонкий мяч»;

по гражданско-правовому воспитанию - викторина «Москва. Московский кремль», презентация «Государственные символы», познавательное мероприятие «Право на любовь и здоровье», сюжетно-ролевая игра «Семейный паровозик»;

по трудовому воспитанию, профориентации - игровое занятие «Юный пожарный», беседа «Кто построил этот дом», «Праздник профессий», познавательное мероприятие «Все работы хороши»;

по воспитанию нравственного поведения: игра «Большая семейная фотография», познавательно-развлекательное мероприятие «Поищем и найдем волшебные слова», беседа «Дружба живет среди нас;

по экологическому воспитанию - познавательные мероприятия «Волшебная вода», «Экологическая пирамида», презентация «Живая и неживая природа»;

по эстетическому воспитанию - беседа «Гончарный промысел», презентация «7 чудес света».

Проведенный в конце августа анализ воспитательной работы в летний оздоровительный период показал, что запланированные мероприятия выполнены в полном объеме и соответствовали поставленной цели - создание условий для полноценного отдыха и оздоровления воспитанников в летний период. Была разработана программа деятельности стационарного и дневного отделений в летний оздоровительный период «Солнечный круг», в которой предусмотрены мероприятия по всем основным направлениям воспитательно-реабилитационной работы.

Положительным можно признать то, что все мероприятия были разработаны с учетом комплексности и индивидуального подхода, включали большее количество разнообразных форм преподнесения информации и участия детей - слайд-шоу, музыкальные загадки, конкурсы, элементы агитбригад, блиц-опросы, чтение стихотворений, вокальные и хореографические композиции, театрализованные мини-постановки, костюмированные представления, соревнования, многоэтапные игры, чаепития и т.д.

Определенные проблемы, возникшие при проведении летнего оздоровительного периода 2011 года, связаны в основном с невозможностью приобретения учреждением достаточного количества спортивного инвентаря для организации физкультурных мероприятий (футбольных, волейбольных мячей, волейбольной сетки, резиновых мячей, скакалок, бадминтона и т.д.) по причине крайне низкой благотворительной активности граждан нашего города. Решение мы видим в целенаправленном привлечении благотворительных средств городских предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей.

В течение III квартала специалисты принимали участие в общегородских мероприятиях - выставке цветов, плодов и овощей, городском туристическом слете, где завоевали I место в конкурсе художественной самодеятельности.

Деятельность учреждения за отчетный период освещалась в статьях городских СМИ:

«Вот оно какое - лето!»;

«Снова в поход нас зовет турслет»;

«Крестины в центре помощи семье и детям»;

«Главное - стремление к сотрудничеству».

Информация о проведенном в учреждении «Дне Нептуна» размещена на сайте минтруда РО в разделе «Новости».

Авторские разработки специалиста по социальной работе Е.Л. Пархоменко «Мастер-класс от старого рояля» опубликованы в журнале «Обруч» №3 2011 стр. 40-41.

Информация о деятельности учреждения размещается на постоянно действующей странице официального сайта администрации города.

Итак, из всего вышесказанного следует, что центры являются эффективным инструментом по реализации политики Администрации Ростовской области в отношении преодоления социального сиротства, профилактики семейного неблагополучия.

Целями создания Центра социальной помощи семье и детям являются: оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении социального и материального положения, а также психологического статуса.

Заключение

На основании анализа и обобщения опыта работы Центров помощи семье и детям можно заключить, что правильно выбранные технологии работы с семьями «группы риска» позволяют решить самые актуальные проблемы семьи, и обеспечить максимальную эффективность социально-педагогической работы, а для этого необходимо:

раннее выявление неблагополучия в семье, особенно, когда есть возможность наладить стабильную связь с дошкольными и школьными учреждениями;

связь с общественными организациями и родственниками семьи, формирование общественного мнения;

информирование ЖЭКов в интересах ребенка с целью защиты его имущественных прав (не допустить никаких сделок с жильем) в отношении выявленных семей;

тщательное обследование условий жизни ребенка, составление акта с целью определения возможностей сохранения за родителями родительских прав;

оказание семье как гуманитарной помощи, так и медицинской (помещение членов семьи на лечение и пр.);

помощь в трудоустройстве, восстановлении социальных связей, бытовом устройстве (санитарная обработка квартиры, косметический ремонт и пр.);

определение детей-дошкольников в социальные группы детских дошкольных учреждений;

помощь в восстановлении утраченных документов, ходатайства в погашении задолженностей по квартплате, за электроэнергию и пр.;

Таким образом, главным в организации работы с семьями «группы риска» является системность работы, ее комплексный характер (с учетом разносторонней помощи).

Список литературы

1.Аббасова А.А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. №2.

2.Аналитическая справка за 9 месяцев 2011 года «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка» за 9 месяцев 2011 года [электронный ресурс] // #"justify">3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003

.Беличева С.А. Социально - педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2006

5.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

6.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988

7.Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций/под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

.Гребенников И.В. Социально-педагогические особенности детей из неполных семей // Педагогика. 2011. - №1.

9.Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подход // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2002. №1

10.Ефимов С.Г. Современные аспекты благополучия и неблагополучия современной семьи // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №5.

11.Захаров А.И. Детские неврозы - СПб., 2005

12.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье // Социальная педагогика. 2010. №6

.Караваева Е.В. Организация полифункциональной профилактической помощи детям из семей социального риска // Вестник Самарского муниципального института управления. 2010. №2.

14.Конева О.Б. Неблагополучная семья на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №14

.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Л.И. Маленкова; М.: Педагогическое общество России, 2002.

16.Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии: Учеб. пособ. - Рязань, 1999.

17.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям.-СПб.: Речь, 2008.-

18.Морозова О.В. Педагогика семьи: Учеб. пособ. - Омск, 2007

19.Скидан Е.И.В области действуют 49 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов и видов [электронный ресурс] //#"justify">.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009

21.Титаренко В.Я. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. №2.

22.Учреждения социального обслуживания семьи и детей Ростовской области [электронный ресурс] //donland.ru/Default.aspx? pageid=593

.Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособ. - М.: Дашков и К, 2008.

.Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьи группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. №4

.Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. 2009. №7.

Похожие работы на - Развитие системы социального обслуживания семей группы риска в Ростовской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!