Проблема обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа людей с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры Москвы
ГБОУ ВПО
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет
социального управления и социологии
Кафедра
государственного, муниципального управления и социальной инженерии.
Тема:
«Проблема обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа людей с
ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры Москвы».
Дисциплина:
«Исследование в системе государственного и муниципального управления».
Выполнила: Михайлова Анна
Руководитель: Сеничева Людмила Викторовна
МОСКВА 2014 г.
Оглавление
1. Методологический
раздел
.1 Описание
проблемной ситуации
1.2 Уточнение
и интерпретация основных понятий
1.3
Определение объекта и предмета исследования
.4
Определение цели и постановка задач исследования
1.5 Факторная
операционализация
.6 Гипотезы
2. Процедурный
раздел
2.1 Принципиальный
план исследования
.2 Обоснование
системы выборки единиц наблюдения
.3 Набросок
основных процедур сбора и анализа исходных данных
.5 Оформление
результатов
1. Методологический раздел
.1 Описание проблемной ситуации
В европейской практике уже на протяжении многих лет существуют программы
адаптации городской среды для лиц с ограниченными возможностями с целью их
активного включения в такие сферы общественной жизни как образование, трудовая
деятельность, путешествия. Кроме того, возможности самообслуживания,
самообеспечения и поддержки их семейной и социальной значимости в обществе в
первую очередь зависят от того, насколько городская среда и объекты транспортной,
жилищно-коммунальной, социальной, рекреационно-досуговой,
физкультурно-оздоровительной инфраструктуры отвечают требованию «доступно и
удобно для всех».
Обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными
возможностями к объектам социальной инфраструктуры в последнее время стало
одной из приоритетных и значимых задач в развитии не только Москвы, но и всей
России. Тем не менее, в этой области существует масса проблем и противоречий, в
том числе и то, что большинство людей с ограниченными возможностями в интервью
заявляют, что лучше практически не стало. Мы решили разобраться, почему
инвалиды недовольны сегодняшним положением дел и почему людям с ограниченными
возможностями все равно тяжело или невозможно самостоятельно передвигаться по
пешеходным зонам Москвы, посещать общественные места, социальные учреждения и
т.д.
Утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Доступная
среда» на 2011 - 2015 годы, которая направлена на создание равных возможностей
для инвалидов во всех сферах жизни. В программе указано, что будет увеличено
количество школ с универсальной безбарьерной средой, позволяющей обучаться
совместно инвалидам и здоровым детям (к 2015 г. показатель планируют поднять до
20%). Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов.
Большее число телепрограмм будут иметь субтитры. В программе также написано,
что будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены
условия главных бюро медико-социальной экспертизы. Правительство Москвы обещает
в ближайшие годы сделать мегаполис удобным для всех без исключения его жителей
и гостей. Действительно, данная программа это необходимость для современного
государства, политика которого направлена в первую очередь на социально
незащищенные слои населения. Однако мы нашли проводимый сравнительный анализ
целевых индикаторов и показателей программы с аналогичной программой «Северной
социальной политики» в отношении людей с ограниченными возможностями,
проводимой в Финляндии. К сожалению, результаты позволяют говорить, о
демонстративно-формальном характере «доступности среды» для лиц с ограниченными
возможностями в России. Разница концептуальных подходов к формированию
безбарьерной среды в России и Финляндии очевидна: незначительное число
объективных показателей по оценке безбарьерной среды в Финляндии, связано с
тем, что в основе концепции «доступной среды» лежит принцип доступности всего
городского пространства и всех объектов инфраструктуры, а в России концепция
формирования «доступной среды» для инвалидов и маломобильных граждан
ограничивается только частью «приоритетных» городских объектов. Особенно важно,
что результатами мер (индикаторами «Северной социальной политики», проводимой в
Финляндии) по формированию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями
являются субъективные оценки самих инвалидов: «удовлетворенность жизнью»,
«субъективное благополучие», «самооценка здоровья», «возможность к творческому
развитию» и др.
Также, на сайте ФОМа (Фонд Общественное Мнение),где 12 апреля 2013 года
опубликован опрос «Об условиях для инвалидов», мы нашли неутешительные данные
опроса, в ходе которого выяснилось, что лишь 22% россиян сказали, что там, где
они живут, есть пандусы для инвалидов. По словам 14% респондентов, в их
населенном пункте есть звуковые сигналы для слабовидящих людей на пешеходных
переходах. Но большинство опрошенных утверждают, что, там, где они живут, нет
никаких условий, необходимых для комфортного перемещения инвалидов. И 54%
россиян считают, что в последнее время в этом отношении ничего не меняется, а
среди инвалидов не видят никаких изменений 70%. В Москве проживает около 1,7
миллионов человек с ограниченными физическими возможностями. Таких людей немало
их и среди туристов, приезжающих в столицу. Конечно, по сравнению с другими регионами,
в Москве число доступных объектов городской инфраструктуры для людей с
ограниченными возможностями намного больше, что мы увидели на сайте
#"793062.files/image001.gif">
Какие
объекты, по Вашему мнению, должны быть приспособлены в первую очередь?
Ведется
ли приспособление объектов социального и иного назначения для доступа к ним
людей с ограниченными возможностями?