Расчет параметров привода
Введение
редуктор вал передача электродвигатель
Цель курсового проектирования - систематизировать, закрепить,
расширить теоретические знания, а так же развить расчетно-графические навыки
студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая
производительность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в
эксплуатации и экономичность.
Винтовые конвейеры (шнеки, транспортеры) получили большое
распространение в различных отраслях промышленности. Винтовые конвейеры
предназначены для горизонтального, наклонного и вертикального перемещения
непрерывным потоком сыпучих (цемента, гипса, извести, шлака, песка и т.д.), а
также влажных и тестообразных (мокрая глина, строительные растворы и бетонные
смеси) материалов на расстояние 5-40 м.
Проектируемый привод состоит из электродвигателя,
клиноременной передачи и конического редуктора.
Исходные
данные
Рис. 1. Схема привода.
1 - электродвигатель;
- клиноременная передача;
- конический редуктор.
Исходные данные:
Мощность: Pт = 6 кВт;
Частота вращения: nт = 80 об/мин;
1. Кинематический расчет
привода. Выбор электродвигателя.
Требуемая мощность электродвигателя , кВт определяется по формуле
,
где - общий КПД привода.
,
где - КПД конической зубчатой передачи, ;
- КПД клиноременной передачи, ;
- КПД пары подшипников, .
;
кВт.
Общее передаточное число привода равно произведению передаточных
чисел отдельных передач:
,
где - передаточное число редуктора;
- передаточное клиноременной передачи.
Выбирается среднее значение передаточных чисел: , .
.
Затем определяется частота вращения двигателя:
,
где - частота вращения ведущей звездочки
конвейера.
мин-1.
Принимается мин-1.
Выбирается асинхронный двигатель АИР160S8 мощностью 7,5 кВт, с частотой вращения n=750 мин-1.
;
.
По фактическому уточненному передаточному числу окончательно
выбираются передаточные числа всех ступеней привода, потери должны
соответствовать рядам предпочтительных чисел по ГОСТ 2185-66. Рассчитываются
оптимальные передаточные числа.
;
;
По ГОСТ 2185-66, ГОСТ 19325-73 принимается , .
После уточнения общее передаточное отношение привода
,
Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота
вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитываются на валах привода
по формулам:
;
кВт;
,
где - КПД клиноременной передачи.
кВт;
,
где - КПД зубчатой передачи;
кВт.
Рассчитывается частота вращения на валах привода по формулам:
;
мин-1;
;
мин-1;
;
мин-1;
Рассчитывается угловая скорость на валах привода по формулам:
;
с-1;
;
с-1;
;
с-1;
Рассчитывается вращающий момент на валах привода по формулам:
;
H×м;
;
H×м;
H×м;
2.
Выбор материалов зубчатых колес. Определение допускаемых напряжений
Выбор
материалов зубчатых колес
Материалы и термообработка
Шестерня: сталь 40ХН ГОСТ 4543-71 улучшение до 196…241 HB +
ТВЧ до 52…56 HRC.
Колесо: сталь 40 ГОСТ 1050-88 улучшение 150…187 HB.
Определение
допускаемых напряжений.
Допускаемые
контактные напряжения при расчете зубчатых передач на усталость.
Напряжения определяются раздельно для шестерни и колеса:
,
где - базовый предел контактной выносливости;
- коэффициент долговечности, принимается ;
- коэффициент безопасности, принимается .
;
МПа;
МПа;
МПа; МПа;
Принимается Мпа.
Допускаемые
напряжения на изгиб при расчете на усталость зубчатых передач.
Допускаемые напряжения на изгиб зубьев
,
где - предел выносливости зубьев по
напряжениям изгиба;
- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения
нагрузки, при односторонней нагрузке принимается ;
- коэффициент долговечности, принимается ;
- коэффициент безопасности, принимается .
Предел выносливости
;
МПа;
МПа;
МПа; МПа;
Принимается Мпа.
3.
Расчет зубчатой передачи
Внешний делительный диаметр колеса:
,
где - крутящий момент на колесе, H×мм.
Коэффициент определяется в зависимости от , который вычисляется по формуле:
,
где - коэффициент ширины венца колеса, для
прямозубых колес .
;
Тогда .
мм.
После уточнения по ГОСТ 6636-69 принимается мм.
Угол делительного конуса шестерни и колеса определяется:
;
;
;
.
Число зубьев шестерни:
;
;
.
Число зубьев колеса:
;
.
Внешний окружной модуль:
;
.
Внешнее конусное расстояние и длина зубьев:
;
;
мм;
мм;
мм.
Определяются фактические внешние диаметры шестерни и колеса.
Делительный диаметр шестерни:
;
мм.
Делительный диаметр колеса:
;
мм.
Диаметр вершин зубьев шестерни:
;
мм.
Диаметр вершин зубьев колеса:
;
мм.
;
мм.
Диаметр впадин зубьев колеса:
;
мм.
Дальнейшие расчеты и конструирование ведутся по фактическим
внешним диаметрам передачи .
Средний делительный диаметр шестерни и колеса определяется:
; ;
мм;
мм.
Ширина венца шестерни и колеса:
;
мм;
;
мм.
Определение усилий в конической передаче:
окружная сила:
;
H;
радиальная сила:
;
H.
осевая сила:
;
H.
Расчет на контактную прочность осуществляется по формуле:
,
где - коэффициент нагрузки.
,
где - коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
между зубьями;
- динамический коэффициент.
Для прямозубых колес . Коэффициент =1,2 для консольного расположения колес относительно опор.
Коэффициент определяется в зависимости от точности,
которая определяется на основе анализа окружных скоростей:
;
м/с.
При скорости 1,8 м/с и твердости HB≤350 назначается 8-я степень точности, следовательно, .
.
МПа;
МПа< МПа.
При проверочном расчете на изгиб зубьев конических прямозубых
передач используется формула:
,
где - коэффициент нагрузки при расчете на
изгиб;
.
Коэффициент определяется в зависимости от твердости HB4<350 при 8-й степени точности и значении , принимается .
При скорости 1,8 м/с и твердости HB<350 назначается 8 степень точности, следовательно, коэффициент
.
.
- коэффициент формы зуба, ;
- опытный коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной
способности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической.
МПа;
МПа< МПа.
4.
Расчет клиноременной передачи
По номограмме по известным значениям числа оборотов и
мощности определяем сечение ремня.
Выбираем сечение С(В).
Определяем диаметр ведущего шкива:
,
где - вращающий момент на валу
электродвигателя; Нм.
мм.
Округляем до стандартного значения в соответствии с ГОСТ 20889-88:мм.
Диаметр ведомого шкива определяем с учетом относительного
скольжения:
,
мм.
Полученный диаметр шкива округляем до стандартного значения:мм.
Уточняем передаточное число:
,
.
Отклонение фактического передаточного числа от требуемого значения
не должно превышать 2%.
.
Зададим предварительно межосевое расстояние:
мм.
Угол обхвата малого шкива:
.
.
Длина ремня рассчитывается по формуле:
мм.
Выбираем ремень из стандартного ряда: мм.
Вычисляем количество ремней:
,
где - мощность, допускаемая для передачи одним
ремнем, кВт.
- коэффициент, учитывающий влияние длины ремня, .
- коэффициент угла обхвата, .
.
Округляем в большую сторону до целого значения. .
Рассчитываем скорость ремня:
.
м/с.
Рассчитываем предварительное натяжение ветвей клинового ремня:
,
где - коэффициент, учитывающий центробежную
силу, .
Н.
Нагрузка на вал со стороны ременной передачи при
периодическом способе регулирования натяжения ремня рассчитывают по формуле:
.
Н.
Рассчитываем напряжение в
ремнях.
Сначала определим окружную силу:
Н.
Натяжение ведущей ветви:
Н.
Тогда напряжение от растяжения:
,
где - площадь поперечного сечения ремня, мм2.
МПа.
Напряжения изгиба рассчитываются по формуле:
МПа.
Напряжение от центробежной силы:
МПа.
Рассчитываем максимальное напряжение:
Мпа.
Рассчитываем долговечность ремня и сравниваем с рекомендуемой:
,
где- коэффициент, учитывающий влияние
передаточного числа.
.
чч.
5.
Проектный расчет валов
Диаметр вала определяется по формуле:
,
где - крутящий момент, H×мм;
- допускаемое напряжение на кручение, H/мм2.
При определении диаметров валов принимается H/мм2.
Ведущий вал редуктора.
Диаметр вала под шкив:
мм;
Принимается диаметр выходного участка под шкив 45 мм.
Диаметр участка под подшипник 60 мм.
Диаметр участка под шестерню 60 мм.
Ведомый вал редуктора.
Диаметр выходного участка:
мм;
Принимается диаметр выходного участка 60 мм.
Диаметр вала под подшипник 65 мм.
Диаметр вала под колесом 70 мм.
6.
Определение конструктивных размеров деталей передач
Расчет размеров колес производится по формулам:
диаметр ступицы колеса
где - диаметр вала под колесом.
Шестерня на первом валу выполняется заодно с валом.
мм;
длина ступицы
,
мм;
Принимается мм;
толщина обода колеса
,
;
мм.
7.
Определение конструктивных размеров корпуса редуктора
Определяется толщина стенки корпуса редуктора:
d = 0,05Re +1,
d = 0,05х243,4+1 = 13,7 мм.
Принимается d = 14 мм.
Определяется толщина стенки крышки редуктора:
d1 =0,04Re+1,
d1 = 0,04х243,4+1=10,7 мм.
Принимается d1 =11 мм.
Определяется толщина пояса корпуса:
в = 1,5d,
в =1,5х14=21 мм.
Определяется толщина пояса крышки:
в1 = 1,5d,
в1 =1,5х14=21 мм.
Определяется толщина пояса основания корпуса:
р = 2,35d,
р = 2,35х14=32,9 мм.
Принимается р =33 мм.
Определяются диаметры болтов фундаментальных:
d1 =0,055Re+12,
d1 = 0,055х243,4+12=25,3
мм.
Принимается М26.
Определяются диаметры болтов, крепящих крышки к корпусу.
d2 = (0,6…0,75) d1,
d2 = 15,6…19,5 мм.
Принимается М18.
8.
Первый этап компоновки редуктора
Проводим посередине листа горизонтальную осевую линию - ось
ведущего вала. Намечаем положение вертикальной осевой линии - оси ведомого
вала. Из точки пересечения проводим под d1 = 22° осевые линии делительных
конусов и откладываем на них отрезки Re = 243,4 мм.
Конструктивно оформляем по найденным выше размерам шестерню и
колесо. Вычерчиваем их в зацеплении.
Предварительно намечаем для валов роликоподшипники конические
однорядные.
Условное
обозначение подшипника
|
d, мм
|
D, мм
|
B, мм
|
C, кН
|
Co, кН
|
7312А
|
60
|
130
|
33,5
|
161
|
120
|
7313А
|
65
|
140
|
36
|
183
|
Наносим габариты подшипников ведущего вала, наметив
предварительно внутреннюю стенку корпуса на расстоянии 10 мм от торца шестерни
и отложив зазор между стенкой корпуса и центром подшипника 10 мм (для
размещения мазе удерживающего кольца). Второй подшипник размещаем на расстоянии
от первого равном 2.5*dв1=2,5*45=112,5 мм [2], где dв1 - диаметр выходного
конца ведущего вала.