Общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями террористической направленности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,05 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями террористической направленности

Введение

В настоящее время разрешение проблем, связанных с преступлениями против общественной безопасности, становится задачей исключительной важности для Российского государства.

Актуальность данных проблем объясняется тем, что в современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.

Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, направленных на создание нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан, охрану государственного и общественного порядка.

Реализация данных прав нашла отражение в нормах главы 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за посягательства, направленные на общественную безопасность. Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир.

Начиная примерно с последней трети прошлого столетия проблема борьбы с терроризмом заметно обострилась, а в последнее двадцатилетие эта проблема приобрела особую актуальность как для всего мирового сообщества, включая Европу, так и для России.

Современное международное сообщество пока так и не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом.

Причин тому несколько - различные подходы разных государств к понятию "терроризм", большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением преступлений террористической направленности.

В России в конце XX - начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения.

Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Буденновске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.

Именно этим и обусловлена актуальность выбранной мною темы дипломного исследования.

В условиях современной России она из абстрактной научной и теоретической конструкции превратилась в угрожающую всем и каждому реальность.

Степень научной разработанности проблемы.

Уголовно-правовые проблемы терроризма освещались в работах Ю.М. Антоняна, И.И. Артамонова, Л.Д. Гаухмана, С.Д. Гринько, Ю.Н. Дерюгиной, А.И. Долговой, С.У. Дикаева.

Продолжают оставаться открытыми вопросы, связанные с толкованием признаков террористического акта, преступлений, содействующих террористической деятельности, и их квалификацией.

Объект исследования данной работы - общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями террористической направленности.

Предмет исследования - уголовно-правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за террористический акт.

Цель дипломного исследования заключается в изучении понятия террористического акта и ответственности за террористический акт по уголовному российскому законодательству.

Методологической основой дипломного исследования являются следующие методы: анализ научной литературы и действующего законодательства по проблеме исследования; исторический; сравнительно-правовой;

В соответствии с вышесказанным определены следующие задачи исследования:

.Изучить исторически существовавшее, а равно - ныне действующее зарубежное и российское законодательство по вопросам борьбы с преступлениями террористической направленности; Определить место террористического акта в системе преступлений против общественной безопасности;

.Дать уголовно-правовую характеристику террористического акта, определив его объект, субъект, а также объективную и субъективную стороны, выделить их особенности.

.Выделить квалифицирующие признаки террористического акта, выделенные российским законодателем. Дать характеристику каждого из признаков; указать на сложности, которые могут возникнуть при квалификации деяния в качестве террористического акта.

1. Правовые основы уголовной ответственности за террористический акт

.1 Понятие террористического акта и развитие ответственности за него по законодательству РФ и зарубежных стран

Согласно статье 205 Уголовного кодекса РФ 1996 года под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Вышеуказанные действия и их общественно опасные последствия, составляющие объективную сторону террористического акта подвергались изменениям с течением времени и развивались одновременно с общественными отношениями и общегосударственным прогрессом.

Уже в Русской Правде (XI-XII вв.) можно усмотреть зачатки уголовно-правовой регламентации ответственности за террористический акт. Русская Правда (краткая редакция) предусматривала ответственность за убийство представителя княжеской администрации (ст. 19) и людей, находящихся в зависимости от князя (ст. ст. 22, 23, 24, 25, 26, 27). Аналогичные статьи имелись также в Пространной редакции данного правового акта (ст. ст. 3 - 8, 11 - 17). Русская Правда тягчайшим преступлением признавала также поджог.а

В Псковской и Новгородской судных грамотах (XIII-XV вв.) в основном развивались положения Русской Правды. В Псковской судной грамоте преступлением признавалось посягательство на запрещенное законом деяние, направленное против органов власти, что являлось важным шагом в законодательном регулировании антигосударственных проявлений (государственных преступлений). Государственная измена ("перевет") и поджог были наиболее опасными преступлениями.

В Судебнике 1497 г. также выделялись государственные преступления. Статья 9 предусматривала ответственность за особо опасные преступления против государства, разграничивая виновных лиц по видам преступной деятельности: "государский убойца" (убийца своего господина), "коромолник" (боярин, совершивший крамолу, т.е. отъезд к другому князю), "головной" (похититель людей), "подымщик" (поджигатель дома, двора, помещения), "зажигалник" (поджигатель укреплений или города).

Судебник 1497 г. установил ответственность за новое преступление - "лихое дело", т.е. любое деяние, посягавшее на установленный в государстве порядок.

В Судебнике 1550 г. (Судебник Ивана IV) государственные преступления подверглись детальной разработке, появились новые составы преступлений. Тяжким преступлением считался поджог.

Именно к XVI в., когда формировалось понятие "хитрости" (аналог "прямого умысла" в современном праве), следует отнести первые попытки определения террористических по своему содержанию проявлений. Появление этого признака "предумышления" было весьма важно для развития объективной оценки сущности и содержательной стороны актов терроризма, так как последние предполагают наличие ясной цели и "злого умысла" и не могут совершаться случайно, по неосторожности. Судебник 1550 г. весьма широко использует термин "хитрость".

Таким образом, в Судебниках 1497 и 1550 гг. не было законодательно закреплено посягательство на жизнь монарха, которое, по сути, можно расценивать как деяние террористического характера. Основную нагрузку в защите особы царя в доопричный период несли нормы идеологии и морали.

В Судебнике 1589 г. наметились признаки формирования субъекта террористической деятельности. Именно в этом правовом акте виновные лица более детально разграничиваются по видам преступной деятельности: тать, разбойник, зажигальник, грабитель, миропродавец, душегубец, государский убойца, крамольник, проводчик, головной, градский сдавец, церковный тать, коневой тать, подметчик, лихой истец.

В Соборном уложении 1649 г. (Уложение царя Алексея Михайловича) ответственность за государственные преступления (главы II и III) регламентировалась достаточно подробно.

В Уложении впервые была выделена глава об уголовно-правовой защите личности монарха (глава II), нормы которой предусматривали ответственность за "голый умысел", направленный против жизни и здоровья государя (ст. 1), крамолу (измену) и подмет (ст. ст. 2 - 4), поджог города с целью сдачи врагу (ст. 4), недоносительство о преступлениях (ст. ст. 18 - 19), "скоп и заговор" против должностных лиц центрального и местного управления (ст. ст. 20 - 22).

Замечу, что деяния, предусмотренные ст. ст. 20 - 21, были направлены не против государства, а против государя и должностных лиц. В данном толковании усматривается наличие признаков террористического акта.

Некоторые уголовно-правовые нормы главы III также были направлены на охрану царя и его власти. Так, ст. ст. 4, 5, 6 и 7 устанавливали ответственность за обнажение и ношение оружия на государевом дворе.

Уложение в ст. 228 предусматривало ответственность за поджог двора.

Трактовка в Соборном уложении 1649 г. государственных преступлений, и особенно посягательств против государя (монарха), позволяет говорить о начале правового регулирования террористических проявлений в средневековье.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало ответственность за государственные преступления в главах I ("О преступлениях против священной особы государя императора и членов императорского дома") и II ("О бунте против власти верховной и о государственной измене") раздела III "О преступлениях государственных".

Революционная ситуация 1879 - 1880 гг. обусловила принятие фундаментального правового акта Российской империи - Уголовного уложения 1903 г., в котором государственные преступления были распределены по трем главам: "О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома" (глава третья), "О государственной измене" (глава четвертая) и "О смуте" (глава пятая).

Так, ст. 99 предусматривала уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, свободу или вообще на неприкосновенность священной особы царствующего императора, императрицы или наследника престола.

Посягательством признавалось как совершение данного преступления, так и покушение на него (ч. 2 ст. 99) и приготовление к нему (ч. 3 ст. 101). Части 3 и 4 ст. 102 уголовно наказуемыми деяниями признавали участие в сообществе, составившемся для учинения тяжкого преступления, предусмотренного ст. 99, и подговор составить сообщество для учинения тяжкого преступления, предусмотренного ст. 99, или принять участие в таком сообществе, если последнее не составилось.

Статья 105 устанавливала ответственность за посягательство на жизнь члена императорского дома (ч. 1), учинение иного насильственного посягательства на особу члена императорского дома (ч. 2) и приготовление к посягательству на жизнь члена императорского дома или участие в сообществе, составившемся для учинения такого посягательства (ч. 4).

Следует отметить, что в Уголовном уложении 1903 г. довольно часто использовались понятия "взрыв", "взрывчатое вещество", "снаряд" и т.п., а за преступления, связанные с применением взрывчатых веществ и угрозой (опасностью) осуществления взрыва, предусматривались строгие наказания. Это было обусловлено не только повышенной общественной опасностью таких преступлений, но и тем, что в тот период террор становился основным средством достижения политических целей для противников власти, располагавших значительным по тем временам вооружением и взрывчатыми веществами (например, боевые организации партии эсеров). Так, только эсерами в 1902 - 1908 гг. в России было совершено 232 террористических акта (в 1905 г. - 55; в 1906 г. - 82; в 1907 г. - 71).

УК РСФСР 1922 г., будучи первым кодифицированным правовым актом Советского государства, в части первой ("О контрреволюционных преступлениях") в главе первой Особенной части ("О государственных преступлениях") среди прочих контрреволюционных преступлений содержал несколько статей о запрете совершения террористических актов.

Статья 64 УК РСФСР предусматривала ответственность за организацию в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно за участие в выполнении таких актов, даже если отдельный участник совершения такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации.

УК РСФСР 1926 г. установил ответственность за отдельные контрреволюционные преступления в ст. 58 части первой ("Контрреволюционные преступления") в главе первой Особенной части ("Преступления государственные").

Ст. 58 УК устанавливала ответственность за совершение террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежавшими к контрреволюционной организации.

Совершение террористических актов УК РСФСР 1926 г., как и УК РСФСР 1922 г., относил к опасным государственным (контрреволюционным) преступлениям. Как видно, диспозиция ст. ст. 58 - 58.1 УК РСФСР 1926 г. практически не претерпела изменений по сравнению со ст. 64 УК РСФСР 1922 г. Верно, в ст. 64 УК РСФСР 1922 г. имелось прямое указание на контрреволюционные цели организации и участия в совершении террористических актов. В ст. 58 УК РСФСР 1926 г. такого указания не было, однако подобная цель подразумевалась и логически вытекала из содержания нормы.

Таким образом, одним из существенных признаков террористического акта, предусмотренного ст. 58.8 УК, позволяющих отграничивать его от смежных преступлений (например, ст. ст. 73, 73.1 УК), являлась контрреволюционная цель.

УК РСФСР 1960 г. в части первой ("Особо опасные государственные преступления") в главе первой Особенной части ("Государственные преступления") среди прочих особо опасных государственных преступлений предусмотрел нормы об ответственности за террористический акт. Статья 66 УК ("Террористический акт") предусматривала две формы террористического акта: убийство государственного, общественного деятеля или представителя власти (ч. 1) и причинение указанным лицам тяжкого телесного повреждения (ч. 2).

Целью террористического акта были названы подрыв или ослабление советской власти.

Сравнительный анализ соответствующих статей УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. выявляет тенденцию к ужесточению наказаний за совершение террористических актов, что, по нашему мнению, связано с возрастанием и усилением их реальной угрозы для безопасности общества и государства. Существенные изменения в ст. 66 УК РСФСР 1960 г. были внесены Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР". В ч. 1 была установлена уголовная ответственность за убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти, совершенное по политическим мотивам; в ч. 2 - за тяжкое телесное повреждение, причиненное по тем же мотивам государственному или общественному деятелю либо представителю власти. Полагаем, что данные изменения были прогрессивны.

Федеральный закон N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" в главе 10 УК РСФСР 1960 г. ввел ст. 213.3 ("Терроризм") и ст. 213.4 ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"), которые по содержанию отличались от других статей террористической направленности УК 1960 г. Статьи 213.3 и 213.4 были нововведениями УК 1960 г. и не имели аналогов-предшественников в УК РСФСР 1922 и 1926 гг.

Введение в УК довольно насыщенной по содержанию ст. 213.3 стало позитивным шагом в регулировании ответственности за терроризм.

Таким образом, термин "терроризм" в современном его понимании появился в уголовном законодательстве России с введением ст. 213.3 в УК РСФСР 1960 г.

Терроризм как преступление, безусловно, нашел закрепление и в законодательствах зарубежных стран. Рассмотрим некоторые их них.

Нормативная правовая база США, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом, включает законодательные акты двух уровней: действующие на всей территории США (общефедеральные) и действующие на территории конкретного штата как самостоятельная система.

При этом терроризм определяется как незаконное использование силы или насилия против лиц или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для достижения политических или социальных целей.

Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий, заложников, зданий посольств. Все эти действия караются Федеральным законом или законами штатов и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов.

Закон США 1996 г. «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» подробно регламентирует правовые и организационные вопросы борьбы с международным и внутренним терроризмом.

Через два месяца после теракта 11 сентября 2001 года и введения в стране чрезвычайного положения Президент США издал указ (President Issues Military Order) от 13 ноября 2001 г. "О задержании, обращении и рассмотрении дел в отношении неграждан в ходе войны с терроризмом".

В пункте "д" ст. 1 данного указа отмечается, что способность американского государства защитить себя и своих граждан от дальнейших террористических актов в значительной степени зависит от использования вооруженных сил в процессе поимки и установления личности террористов и тех, кто стоит за ними.

Развитие уголовного законодательства по борьбе с терроризмом в Великобритании, имеющей значительный опыт в этой области, шло по двум основным направлениям. К первому направлению относилось издание уголовных законов, применяемых только на территории Северной Ирландии: Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.; законы 1975 и 1977 г.г., внесшие изменения в Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.; Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.

В 1978 г. в связи с присоединением Великобритании к Европейской конвенции по борьбе с терроризмом были изданы Закон о борьбе с терроризмом и Закон о лицах, подлежащих защите в соответствии с международным правом, содержащие ряд важных положений уголовно-правового характера.

Английский законодатель в процессуальной области готов идти на ограничение отдельных гражданских прав и свобод, когда речь идет о борьбе с терроризмом. Так, Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. предусматривал широкие полномочия полиции, расследующей террористическую деятельность. Например, полицейский мог арестовать и обыскать без приказа любого человека, подозреваемого в причастности к террористической деятельности, связанной с Северной Ирландией или с другой территорией.

В 2000 г. в Великобритании был принят новый Закон о терроризме, которым прежнее законодательство было реформировано и значительно дополнено. Закон 1989 г. был отменен, однако значительная часть его предписаний (с определенной модификацией) вошла в новый Закон. В Законе 2000 г. предусмотрено, что его основные положения впредь будут носить постоянный характер, хотя ежегодно министр внутренних дел обязан отчитываться перед парламентом о ходе его применения.

Если же при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели повлиять на правительство или запугать общество.

Под действие данного закона подпадают террористические акты, совершенные не только на территории Великобритании, но и за ее пределами в отношении любых лиц и любого имущества.

Французскими законодателями принят целый ряд законов и декретов, направленных на борьбу с терроризмом.

В Уголовном кодексе Франции терроризму уделено большое внимание, ему посвящен специальный раздел «О терроризме».

Под террористическими преступлениями признаются умышленные посягательства на жизнь, на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении, а также угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства, хищение, вымогательство, уничтожение, повреждение или порча, а также деяния в области информатики и т.д., совершенные умышленно одним исполнителем или организованной группой, которая имеет цель серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора.

Отмечается, что в чистом виде террористических преступлений не существует, есть общеуголовные, направленные на достижение особой цели и совершаемые иными методами, чем просто общеуголовные или политические преступления. И в этом случае за их совершение законом предусматривается более строгое наказание по сравнению с аналогичными преступлениями.

В Германии вопросы борьбы с терроризмом регулируются в нескольких законодательных актах. Основными источниками правовых норм по борьбе с терроризмом в Германии являются Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1998 г.) и Закон о судоустройстве с вводным к нему законом.

Борьба с терроризмом в Италии регулируется рядом нормативных актов. Среди них итальянские юристы выделяют Закон 15/1980, многие положения которого инкорпорированы впоследствии Уголовным кодексом Италии. Итальянское уголовное законодательство относит террористические преступления к одному из проявлений организованной преступности.

В уголовно-правовой области для эффективной борьбы с террористической и мафиозной преступностью итальянский законодатель при разработке законодательства по этому вопросу следует двум главным тенденциям.

С одной стороны, в Уголовный кодекс вводится ряд новых составов уголовных деликтов с тем, чтобы интенсифицировать уголовную репрессию в отношении криминальных объединений. С этой целью новые законы создают новые составы уголовных деликтов в отношении преступных объединений, а также новые отягчающие вину обстоятельства, к которым относятся: создание и участие в объединениях, ставящих террористические цели и цели нарушения конституционного порядка.

.2 Место террористического акта среди преступлений против общественной безопасности

Уголовный кодекс РФ рассматривает общественную безопасность в качестве составного элемента большой группы общественных отношений, обеспечивающих не только общественную безопасность в узком смысле, но также общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта. Вся совокупность этих общественных отношений именуется в УК общественной безопасностью (в широком смысле) и общественным порядком, которые выступают в качестве родового объекта преступлений, входящих в раздел IX Уголовного кодекса.

Отсюда следует, что под преступлениями против общественной безопасности, понимаются общественно опасные деяния (действия или бездействия), сопряженные с нарушениями правил, обеспечивающих общественную безопасность, и причиняющие им существенный вред или создающие угрозу такого вреда.

Доктрина общественной безопасности видится в трех составляющих:

) цель, под которой понимается создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности;

) принципы, на основе которых осуществляется общественная безопасность, и перечень приоритетов такой деятельности.

) Система обеспечения общественной безопасности, под которой понимается совокупность мер политического, правового, организационного, экономического, научного и иного характера, направленных на поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.

Субъектами обеспечения общественной безопасности выступает государство, негосударственные объединения и граждане. При этом главную ответственность за состояние безопасности в обществе несет государство.

Терроризм относится к общим видам преступлений против общественной безопасности, так как данный вид преступления создаёт угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, нарушающие деятельность органов управления, обеспечивающих общественную безопасность. Кроме терроризма, к данной разновидности преступлений относятся также, например, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), массовые беспорядки.

Терроризм - один из самых опасных преступлений современности, не редко носящих не только национальный, но и международный характер. Опасность терроризма очевидна.

Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе. Терроризм зачастую принимает форму идеологии, в которых методом достижения цели, главной идеи является именно физическое уничтожение, нанесение ущерба путем взрыва, поджога и т.д. В зависимости от цели терроризм подразделяется на:

)националистический - преследует сепаратистские и национально-освободительные цели;

)религиозный - связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;

)идеологический - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат такие его исторические формы, как анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый».

По характеру субъектов террористической деятельности терроризм подразделяется на:

)неорганизованный (индивидуальный) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация

)организованный - в этом случае террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией

Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и беспомощности, которое подавляет в свою очередь позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает человеческую жизнь. Жертвами терроризма рискуют стать совершенно неповинные люди, которые случайно оказываются в месте совершения террористического акта, поэтому люди перестают чувствовать себя в безопасности, перестают верить государственным органам, целью деятельности которых является обеспечение условий для нормального развития общества. Страх за свою жизнь становится нормальным состоянием для людей, живущих под угрозой стать жертвой теракта. Все вышеперечисленное подрывает жизнь не только отдельно взятой личности, семьи, но благополучие всего государства в целом.

Нельзя, наконец, не отметить, что терроризм способен привести и, как показывает практика, реально приводит к свертыванию государственных, юридических, социальных гарантий и свобод личности, поскольку он вызывает со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.

Таким образом, место террористического акта среди преступлений, направленных против общественной безопасности - это центральное место. Террористический акт обладает признаками, которые позволяют назвать это преступление самым опасным среди всех остальных преступлений против безопасности общества. От других преступлений теракт отличается тем, что целью последнего является воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.

2. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ

.1 Объект преступления

Во всех случаях, когда мы говорим о каком-либо преступлении, в первую очередь имеем в виду определенного рода посягательство на кого-либо (что-либо). Путем совершения преступного деяния человек причиняет вред тем или иным интересам людей, их благам, ценностям или, по крайней мере, ставит их в реальную опасность причинения вреда. Объект - это та социальная мишень, в которую преступник наносит свой преступный и нередко сокрушительный удар. Однако объект преступления - это не мишень, пробитая пулей, пришедшей со стороны, а живая ткань общественного организма, куда внедрилась раковая клетка социальной патологии.

Традиционно в отечественной профессиональной литературе объектом преступления признается система общественных отношений между людьми, на которые посягает преступник, причем не любые общественные отношения, а лишь те, которые охраняются уголовным законом.

Объектом уголовно-правовой охраны выступают общественные отношения, составляющие социальную ткань общественного бытия людей, их любого сообщества, в том числе и государства. Именно эти отношения выступают тем необходимым, жизненно важным связующим звеном, с помощью которого отдельный человек включается в общественную жизнь и является активным (в меру возможного или необходимого) участником общественных процессов, составляющих основу человеческого бытия. С другой стороны, государство посредством общественных отношений воздействует на сознание и волю отдельных людей и всего их сообщества, стимулируя у них потребность в поддержании этих конструктивных отношений. А поскольку существует опасность посягательства со стороны отдельных людей либо их групп, постольку эти отношения взяты (либо должны быть взяты) под уголовно-правовую охрану.

Интересной представляется точка зрения о том, что объектом охраны уголовным законом должны быть, прежде всего, общественные отношения, позволяющие человеку жить по-человечески и ощущать себя человеком. В то же время, в отношениях между людьми должны существовать своего рода "нравственно-свободные зоны", в пределы которых уголовный закон не должен вторгаться. И чем выше будет уровень нравственной зрелости общества, тем больше должно быть таких зон. Уголовный закон охранять интересы общества в целом и интересы отдельного человека, но не должен вредить этим интересам.

Общественные отношения, выступающие объектом уголовно-правовой охраны, прежде всего, взаимосвязаны с правомерным (законопослушным) поведением людей и каждого человека в отдельности. А последнее означает, что объект уголовно-правовой охраны (защиты) возникает с момента вступления уголовного закона в силу. Объекта преступления и само преступление неразрывно связаны между собой, и объект преступления возникает каждый раз, как только совершается преступление. В той же мере, в какой объект преступления не может существовать без преступления, преступление немыслимо без объекта преступления. Слово "объект" изначально определяет зависимый характер того, что оно в себе заключает, от внешнего по отношению к нему, воздействующего на него. Совершая преступление, преступник автоматически изменяет уголовно-правовой статус того общественного отношения, на которое он посягает, - сохраняя свойства объекта уголовно-правовой охраны, оно приобретает в такой ситуации функции объекта преступления.

Изменение статуса общественного отношения происходит, однако, не само по себе, а в связи с тем, что, совершая преступление, виновный привносит в это отношение деструктивный элемент: деформируя (видоизменяя) последнее или разрушая его полностью, он тем самым либо причиняет вред этому отношению, либо ставит под угрозу реального причинения вреда. Механизм преступного воздействия на объект посягательства, обладая определенными универсальными свойствами (чертами), присущими всем без исключения преступным посягательствам, имеет свою неповторимую индивидуальность (специфику), которая зависит от характера, вида и содержания общественного отношения, выступающего объектом преступления.

Таким образом, можно сказать, что объект преступления - это охраняемые уголовным законом общественные отношения между людьми, подвергшиеся преступному посягательству, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

В теории уголовного права некоторое время господствовала нормативная теория, разработанная К. Биндингом, который считал объектом преступления правовую норму, предписывающую воздерживаться от определенных действий или совершать определенные действия. Русский криминалист Н.С. Таганцев объектом преступления признавал заповедь или норму права, нашедшую свое выражение в охраняемом ею жизненном интересе. Мысль о том, что объектом преступления наряду с общественными отношениями выступает и норма права, имела место и в теории уголовного права советского периода. В теории уголовного права ряда стран XIX в. в качестве объекта преступления рассматривалось "правовое благо", понимаемое, в частности, известным криминалистом Ф. Листом как правоохраняемый всеобщий интерес. Не получила поддержки в теории отечественного права и идея о том, что самостоятельным объектом преступления могут выступать орудия и средства производства и другие материальные вещи.

Общественные отношения, рассматриваемые через призму уголовного права, могут выступать в роли объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления. Если объект уголовно-правовой охраны возникает с момента вступления в силу уголовного закона, то объект преступления возникает с момента совершения каким-либо человеком преступления.

Все элементы общественного отношения, признаваемого объектом преступления, взаимосвязаны и неразрывны. В этой связи вряд ли может быть признана приемлемой позиция ряда авторов, согласно которой объектом преступления могут выступать отдельные (пусть даже очень важные) элементы общественного отношения (например, человек).

Определяя объект террористического акта, нужно обратить внимание, что в теории уголовного права «по вертикали» объекты подразделяются на следующие виды:

)Общий объект - совокупность общественных отношений, уголовная ответственность за посягательства на которые предусмотрена действующим законодательством. Его содержанием являются все социальные блага, которые в конкретный исторический период и в конкретном обществе признаются наиболее значимыми. Этот объект один и тот же для всех составов преступлений.

)Родовой (специальный) объект преступления обозначает группу однородных по своей социальной природе и экономической сущности общественных отношений, охраняемых в силу этого единым комплексом уголовно-правовых норм. При этом нормы, устанавливающие ответственность за посягательство на один и тот же родовой объект, объединены по общему правилу в один раздел Особенной части. Характер общественной опасности преступлений, направленных на один и тот же родовой объект, предопределяет последовательность расположения соответствующих глав в Особенной части УК в зависимости от сравнительной важности для общества тех или иных общественных отношений. Кроме того, родовой объект позволяет правильно определить в системе уже действующего законодательства место вновь принимаемых уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за те или иные преступные посягательства.

Для террористического акта родовым объектом выступает общественная безопасность и общественный порядок - это однородные институты.

) Видовой (групповой) объект преступления - группа сходных по объективным признакам общественных отношений, которые в силу этого охраняются одним комплексом уголовно-правовых норм.

Видовым объектом преступления, предусмотренного статья 205 УК, является общественная безопасность. Видовой объект преступления является составной частью родового объекта, и потому он должен лежать в плоскости родового объекта и находиться в пределах его объема содержания.

Видовой объект преступления конкретизирует содержание и функции родового объекта преступления, он позволяет отграничивать сходные по объективным и субъективным признакам (по объекту и субъекту) преступления; с его помощью определяется место вновь созданных уголовно-правовых норм в соответствующих главах действующего Уголовного кодекса; нередко он учитывается при квалификации преступлений, так как в зависимости от значимости общественных отношений, на которые произошло преступное посягательство, и характера общественной опасности преступления разграничиваются внешне сходные преступления.

) Непосредственный объект преступления - это конкретное общественное отношение, на которое посягает преступник, совершая преступление данного вида.

Непосредственный объект имеет решающее значение для правильной квалификации преступления. Непосредственный объект всегда должен находиться в той же плоскости, в той же сфере общественных отношений, что и видовой объект.

Непосредственным объектом преступления по статье 205 УК являются интересы общества, государства, международных организаций, имущество, которому теракт причиняет ущерб, здоровье людей, которому наносится вред в результате взрыва, поджога и т.д.

Согласно классификации объекта преступления «по горизонтали», выделяются такие виды объектов:

)Основной объект - то общественное отношение, которое при совершении определенного преступления всегда, во всех без исключения случаях нарушается или ставится в реальную опасность нарушения. При совершении теракта основным объектом выступает общественная безопасность.

)Дополнительный объект - то общественное отношение, которое неизбежно ставится в опасность причинения вреда при посягательстве на основной объект, но охраняемое соответствующей нормой уголовного права попутно, тогда как при других обстоятельствах оно заслуживает самостоятельной уголовно-правовой охраны. при совершении преступления, предусмотренного статьей 205, дополнительным объектом может выступать жизнь и здоровье человека, сохранность частного и государственного имущества, окружающая среда. Он прямо закреплен в соответствующей статье УК.

)Факультативный объект - это такое общественное отношение, которое в принципе заслуживает самостоятельной уголовно-правовой защиты, но в данной норме уголовного закона охраняется попутно, однако причинение вреда этому отношению при совершении данного преступления не обязательно. Основная же роль факультативного объекта заключается в том, что при всех равных условиях он влияет на повышение степени общественной опасности совершенного преступления. Он не закрепляется в статье УК непосредственно.

Итак, основным объектом состава терроризма выступает состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз.

.2 Признаки, характеризующие объективную сторону преступления

Содержание объективной стороны преступления составляют все его объективные, т.е. внешние, признаки.

Можно выделить три группы признаков:

) признаки деяния, которые играют определенную роль в формировании его общественной опасности. В их типичном выражении они закрепляются в законе в качестве признаков соответствующих составов преступлений.

) признаки, которые хотя такой роли и не играют, тем не менее оказывают свое влияние на характер и степень общественной опасности деяния - повышают или, напротив, понижают ее. Правовое выражение они находят в предусмотренных в УК перечнях смягчающих и отягчающих обстоятельств (ст. 61, 63).

) признаки, не оказывающие никакого влияния на характер и степень общественной опасности деяния, например, цвет одежды террориста-смертника, совершившего взрыв.

На наш взгляд, можно выделить следующие признаки состава преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ:

)общественно опасное деяние - взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных выше действий. Преступление, предусмотренное статьей 205 УК может быть совершено только путем действия, бездействия здесь исключены. Состав терроризма предполагает, что в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели многих людей неопределенного (не персонифицированного) круга. Когда путем взрыва или поджога виновный намеревается лишить жизни конкретного человека или конкретно определенный круг лиц, содеянное в зависимости от его мотивов должно квалифицироваться как убийство, совершенное общеопасным способом (п. "е" ч. 2 ст. 105), либо как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), либо как посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295).

Взрыв - это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. В твердой среде взрыв сопровождается ее разрушением и дроблением. Взрывы происходят за счет освобождения химической энергии (главным образом взрывчатых веществ), внутриядерной энергии (ядерный взрыв), электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра и др.), механической энергии (например, при падении метеоритов на поверхность Земли, при извержении вулканов). Применяемые в горном деле, строительстве, металлообработке, в карьерах и т.п. взрывы называются направленными.

Взрывчатыми веществами признаются химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.п.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла.

Под поджогом понимается создание виновным тем или иным способом процесса неконтролируемого горения того или иного объекта.

Под иными действиями, создающими опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, следует понимать, например, такие действия виновного, как разрушение водозащитных плотин или других гидросооружений, что может повлечь за собой затопление многих населенных пунктов, посевов, гибель скота и т.п.

Под угрозой совершить взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, следует понимать разнообразные формы психического воздействия на должностных лиц федеральных государственных служб, государственных служб субъектов Федерации (в устной или письменной форме), а также на должностных лиц муниципальных служб определенного населенного пункта, местности или региона, если они могут рассматриваться в качестве реальных. Угрозы, под которыми не имелось реальных оснований, в зависимости от обстоятельств дела могут расцениваться как заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

)причинная и иная детерминирующая связь между деянием и наступившими последствиями - последствия, составляющие объективную сторону, должны быть неразрывно связаны с совершенным деянием - терактом и быть следствием этого деяния. Свидетельством наличия такой связи является доказанная невозможность наступления вышеуказанных последствий без совершения определенного деяния. Наступление преступного результата обусловливается не только действием террориста, но и его виной, целью и мотивами поведения.

)факультативные признаки состава - способ, средство, место, время и обстановка, в которой был совершен террористический акт.

К характеристикам действий, составляющих объективную сторону терроризма, относится, прежде всего, то, что указанные действия устрашают население.

Во-первых, террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.

Во-вторых, террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Указанная опасность должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае на основе обстоятельств о месте, времени, способе совершения преступления и других обстоятельств дела, например данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершении взрыва в условиях повышенной опасности (к примеру, в тоннеле метро) и т.д.

Опасность гибели человека означает наличие угрозы жизни хотя бы одного лица.

Значительность имущественного ущерба также относится к понятиям, подлежащим оценке с учетом конкретных условий причинения ущерба. В частности, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения).

К иным тяжким последствиям можно отнести нарушение нормальной деятельности учреждений и организаций, дестабилизацию обстановки, угрозу причинения вреда здоровью людей и т.д. Как и перечисленные выше факторы, иные тяжкие последствия - понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела.

Террористический акт в виде угрозы совершения названных действий также является формальным составом преступления. В этом случае деяние будет окончено с момента доведения содержания угрозы до других лиц. Способ выражения угрозы может быть различным: письмо, сообщение по телефону, по Интернету, лично высказанная угроза и т.д. Однако, как и ранее, состав преступления в виде угрозы будет только тогда, когда виновный имел возможность ее реально осуществить. В противном случае при наличии к тому оснований речь может идти не о террористическом акте, а о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

.3 Субъект преступления

Само понятие «субъект» является философской категорией, означающей носителя какой-либо деятельности. Применяя эту категорию в плоскости уголовного права, а именно рассматривая отдельный состав преступления, мы можем сказать, что субъект - это лицо, совершающее противоправное деяние, являющееся согласно действующему законодательству преступлением.

Важной характеристикой субъекта уголовного права является физический возраст. Согласно статье 19 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. По общему правилу, установленному статьей 20, этот возраст - шестнадцать лет. Однако существуют исключения из этого правила, которые дают право привлекать к ответственности лиц, достигших возраста четырнадцати лет, эти исключения перечислены в части 2 статьи 20. К таким исключениям относится и совершение террористического акта.

Таким образом, уголовной ответственности за терроризм подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет.

Из вышеуказанного правила также есть исключения, предусмотренное частью 3 статьи 20 - «Если несовершеннолетний достиг возраста 14 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Таким образом, если террористический акт был совершен лицом в возрасте 14 - 17 лет, но которое во время совершения террористического акта не осознавало фактический характер и общественную опасность совершаемого деяние, то оно не будет подлежать уголовной ответственности.

Согласно статье 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Значит, психическое состояние, вменяемость, способность отдавать себе отчет в совершаемых действиях также являются важными характеристиками субъекта состава преступления.

Таким образом, субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

.4 Субъективная сторона преступления

В ч.1 ст. 49 Конституции Российской Федерации получил закрепление принцип, в соответствии с которым уголовная ответственность наступает лишь при наличии вины лица, совершившего преступление. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Вина - необходимый признак преступления. В уголовном праве под виной, прежде всего, принято понимать психическое отношение субъекта к совершаемому деянию.

В теории уголовного права существует 2 формы вины - умысел (который, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный) и неосторожность (в двух возможных формах - преступное легкомыслие и преступная небрежность).

Рассматриваемый нами состав терроризма может быть совершено только в форме прямого умысла, то есть согласно части 2 статьи 25, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. Невозможно совершение действий, предусмотренных диспозицией статьи 205 без одновременного осознавания противоправности совершаемых действий. Целью террористических действий виновного является нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти (в том числе органами местного самоуправления), а значит, виновный отлично понимает смысл своих действий и видит соразмерными предъявляемым публичным органам требованиям. а, значит, делает все, чтобы его требования были удовлетворены, лицо сознательно направляет свои силы и свою активность на достижение преступной цели.

Мотивация самых разнообразных человеческих поступков всегда носит многоплановый и противоречивый характер, это можно отнести и к мотивации террористической деятельности. Действительно, террористическая деятельность зачастую характеризуется весьма противоречивой, почти необъяснимой мотивацией.

Мотивы совершения террористического акта могут быть различны. Во-первых, это могут быть религиозные мотивы. Например, многие радикальные течения ислама используют религиозную идеологию для оправдания своего террора для мотивации террористов стать смертниками, для побуждения далеких от преступной жизни людей содействовать деятельности террористических группировок.

Религиозные мотивы являются довольно распространенными, поскольку люди, движимые подобными идеями, верят, что после совершения теракта и самопожертвования они обретут жизнь вечную в загробном мире, они верят, что претворяют в жизнь волю Всевышнего и т.д. Безусловно, подобные учения оказывают сильное влияние на психику людей. Поэтому в некоторых случаях судом может быть поднят вопрос о вменяемости злоумышленников.

Другое вид мотивов террориста - меркантильные мотивы. Они связаны с желанием террористов после совершения общественно опасных действий, получить материальную награду. Они могут быть награждены, например, своим преступным начальством, главами террористской группировки. Или получить деньги в качестве от пострадавших правительств и международных организаций в качестве платы за то, что теракты на их территории или против них будут прекращены. Вариантов может быть несчетное количество.

Мотивы преобразования мира - террорист верит, что готовя и совершая теракт, он ведет борьбу с несовершенством современного мира, борьбу с несправедливостью, бюрократией, всемирным загрязнением, коррумпированными правительствами и т.д., данный список можно продолжать бесконечно.

Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности - террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов. Зачастую люди, которые долгое время провели на войне, на военной службе, но по каким-то причинам вынужденные оставить военную службу (окончание военных действий, отставка, разжалование или даже судимость), начинают заниматься подготовкой и совершением террористических актов, поскольку не могут найти другого применения своим боевым навыкам.

Товарищеские мотивы (мотивы эмоциональной привязанности) - это может быть мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре - когда статус потомственного террориста передается по наследству в леворадикальных мусульманских группировках практикуется и такое.

Мотив власти над людьми - через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть. Уничтожая множество невинных людей, преступник опьяняется осознанием того, что он является вершителем их судеб и от его действий зависит то, умрут ли эти люди или останутся живыми.

Мотив самореализации - признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия. Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире, но всегда является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного.

Как и при мотивации иных преступных деяний, даже искренние мотивировки, используемые террористами, носят во многом внешний, привносимый характер по отношению к террористу, то есть их формирование напрямую связано с социальной средой, в которой находится или находился террорист;

Цель преступления - это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится виновный, совершая уголовно-противоправное деяние. Так как в диспозиции части 1 статьи 205 указано на то, что совершение взрыва, поджога и иных действий осуществляется ради воздействия на органы власти и международные организации, то мы можем говорить о специальной цели. Далеко не в каждом составе в УК РФ есть указание на цель преступления.

Итак, главными характеристиками субъективной стороны террористического акта является вина в форме прямого умысла, мотив (он может быть различен) и цель, которая является специальной в силу указания на нее в диспозиции статьи 205.

3. Квалифицирующие признаки террористического акта, отягчающие ответственность за его совершение и вопросы возникающие в судебной практике при квалификации данного преступления

.1 Квалифицирующие признаки, отягчающие наказание

Квалифицирующие признаки состава преступления - это факультативные обстоятельства, которые имели место при совершении преступления, и которые придают преступному деянию еще большую общественную опасность, и поэтому учитываются судом при назначении наказании.

Эти признаки перечислены в ч.2 и ч.3 статьи 205:

1)в зависимости от субъекта преступления - совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; Как сказано в части 2 статьи 35, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, обладает обязательными признаками, знание которых особенно важно:

участие в совершении преступления двух или более лиц;

выполнение каждым из них деяний (в полном объеме или частично), охватываемых признаками объективной стороны состава преступления;

осуществление преступления объединенными усилиями - совместно;

умысел каждого из соучастников направлен на совместное совершение действий;

согласованность деяний участников группы, отражающая их взаимную осведомленность о совместном совершении преступления.

наличие предварительной договоренности о совершении совместного преступления, распределение ролей, составление плана хода осуществления преступления и т.д.

Согласно пункту 6 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», при квалификации террористического акта по пункту "а" части 2 статьи 205 УК РФ следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность и распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части статьи 205 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

)наступление по неосторожности смерти человека. При данном квалифицирующем признаке субъективная сторона характеризуется двойной формой вины: в данном случае будет прямой умысел преступника по отношению к совершению теракта и неосторожность по отношению причинению смерти человеку.

)причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Для квалификации деяния по статье 205 при наличии данных признаков у лица, совершившее преступление, должно преследовать цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Категория «значительного имущественного ущерба» является оценочной и устанавливается правоприменителем в каждом конкретном случае. Можно сказать, что признаками значительности нанесенного ущерба являются, например, высокая стоимость имущества, которому нанесен ущерб, выведение из строя городской инфраструктуры, нарушение нормального функционирования крупного предприятия и т.д. Значительность определяется исходя из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.

К иным тяжким последствиям применительно к пункту "в" части 2 статьи 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).

При решении вопроса о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая при этом специфику их деятельности, общую продолжительность приостановления работы, размер причиненных им убытков и т.д.

Кроме квалифицирующих признаков следует также выделить особо квалифицированные признаки, которые являются еще более опасными чем признаки, предусмотренные частью 2 статьи 205, и за них предусмотрена более суровая ответственность. Эти признаки перечислены в ч.3 вышеназванной статьи:

1)наличие факультативного объекта - сопряженность преступного деяния с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

Под объектами использования атомной энергии имеются в виду сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие средства, летательные аппараты и транспортные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы, сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов и т.д.

Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения понимается фактическое применение виновным для осуществления взрыва или иных указанных в диспозициях ч. 1 и 2 ст. 205 действий соответствующих материалов, веществ или источников либо угроза применения их в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Ядерными признаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиоактивными считаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Источниками радиоактивного излучения являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

)наличие дополнительного объекта - умышленное причинение смерти человеку. В данном случае дополнительной квалификации по статье 105 - «Убийство» - не требуется.

Терроризм при наличии квалифицирующих признаков следует отнести к категории особо тяжких преступлений.

.2 Проблемы, связанные с квалификацией данного преступления

Если абстрагироваться от материальной нормы Уголовного кодекса, то следует заметить, что все общественно-опасные деяния связаны между собой. Связь эта просматривается в некоторых сходствах объективной стороны некоторых преступлений, а также в последствиях, которые они порождают. Поэтому в правоприменительной практике зачастую возникают вопросы, касающиеся разграничения одних составов от других. А правильно квалифицировать состав крайне важно, ведь иначе суд рискует избрать ненадлежащую санкцию, лицо будет осуждено за преступление, которое не совершало, цели уголовного права не будут достигнуты. Преступление, предусмотренное статьей 205 УК РФ здесь не является исключением.

Для признания деяния террористическим актом не обязательно, чтобы оно было совершено общеопасным способом, угрожающим причинением вреда неограниченному кругу лиц или наступлением иных тяжких последствий. Если действия преступника направлен, например, на убийство конкретного человека, должностного лица, при этом такие действия не причиняют вреда окружающим, то это деяние нельзя квалифицировать как террористический акт, а нужно квалифицировать как квалифицированное убийство.

По ряду объективных признаков террористический акт обнаруживает много сходства с диверсией. Согласно ст. 281 УК РФ диверсией признаётся совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Различия между диверсией и террористическим актом, как представляется, заключаются в следующем: диверсия, объективно выражается лишь в совершении взрывов, поджогов и иных общеопасных действий, то террористический акт подобными действиями не исчерпывается и включает в себя также угрозу таковыми, а если рассматривать террористический акт как явление в самом широком смысле, то сюда можно включить и иные насильственные действия (убийства, похищения детей и т.д.) и угрозы их совершением; при совершении диверсии действия виновных направлены на самопричинение того или иного вреда (разрушение или повреждение предприятий, зданий, сооружений, объектов жизнеобеспечения населения, массовые отравления и т.д.), то при совершении террористического акта - на устрашение населения или его части, создание и поддержание обстановки страха; целью диверсионных актов является ослабление государства, подрыв его экономической безопасности и обороноспособности, дестабилизация деятельности государственных органов или общественно-политической обстановки, тогда как цели актов терроризма состоят в оказании воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него; диверсанты действуют тайно и не афишируют свою деятельность, тогда как террористы обычно действуют открыто, демонстративно, с предъявлением своих требований и амбиций.

Различия террористического акта и действий по насильственному захвату власти в нарушение Конституции РФ (ст.278 УК РФ) заключаются в том, что террористического акта может не являться захват власти, а требования террористов могут носить самый разноплановый характер. Также, согласно статье 205 УК РФ, даже угроза теракта является достаточным основанием для привлечения к ответственности по этой статье, в то время как в статье 278 такое положение отсутствует.

От акта терроризма следует отличать также совершение общеопасных действий на почве хулиганских побуждений. Основное отличие здесь можно усмотреть по мотивации и целям преступного посягательства. Хулиганский мотив заключается в стремлении виновного открыто противопоставить себя, своё поведение общественному порядку, общественным интересам, показать своё пренебрежение к окружающим, проявить цинизм, жестокость, дерзость, учинить буйство и бесчинство, показать грубую силу или продемонстрировать пьяную удаль и таким образом поиздеваться над беззащитными, обнаружить своё «превосходство» над другими гражданами. В этой части хулиганский мотив в значительной мере сход с террористической направленностью деяния, но в отличие от актов терроризма, для которых характерна мотивационная обстоятельность, конкретность, определённость, хулиганским побуждениям свойственна некая легковесность и ничтожность.

По внешним признакам террористический акт может иметь общие черты с умышленным убийством, совершенным способом, опасным для жизни многих лиц (ч.2 ст 105 УК РФ). Данный вид умышленного убийства имеет место тогда, когда для лишения жизни потерпевшего виновный избирает такой способ, который создаёт реальную опасность для жизни других лиц.

Реальная опасность для жизни лиц создается и при акте терроризма, который в качестве структурного элемента может включать в себя и совершение действий, ведущих к гибели людей в результате общеопасного способа насильственного акта, однако при терроризме лишение жизни одного или нескольких человек каким бы то ни было способом не составляет целевую направленность действий виновного, тогда как при умышленном убийстве общеопасным способом лишение жизни потерпевшего есть тот основной результат, к которому стремится виновный, избрав столь опасный способ совершения убийства.

Убийство лишь тогда принимает террористический характер, когда служит средством запугивания и воздействия на кого-либо в целях корректировки поведения в интересах виновных.

И, конечно же, немалую сложность представляет собой ограничение террористического акта, сопряжённого с требованиями материального характера, от вымогательства, сопряжённого с требованиями материального характера, от вымогательства, сопряжённого с общеопасными деяниями либо угрозами таковыми.

Таким образом, квалифицируя состав как террористический акт, мы должны обращать внимание на совокупность следующих признаков:

) Должно иметь место совершение или угроза совершения общеопасных действий;

) Должна наличествовать направленность этих действий на устрашение населения;

) Наличие цели оказания влияния на принятие решения органами государственной власти, международной организацией, физическим или юридическим лицом или группой лиц.

Заключение

терроризм уголовный правовой преступление

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

а) зачатки правовой регламентации ответственности за террористический акт можно обнаружить в самом первом дошедшем до на источнике российского права - Русской правде. Далее эта регламентация продолжала развиваться в Судебниках, Судных грамотах, в Соборном Уложении 1549 г., где террористическая деятельность была в тесной связи с преступлениями против государя и государственной власти.

В европейских странах и в США ответственность за терроризм регулировалась самым различным наборов видом нормативных актов. Так Уголовный Кодекс Франции в включает в себя целый раздел «О терроризме», а в США действует специальный Закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» 1996 года, а также специальный Указ Президента (President Issues Military Order) от 13 ноября 2001 г. "О задержании, обращении и рассмотрении дел в отношении неграждан в ходе войны с терроризмом". В целом, можно сказать, что почти все развитые и развивающиеся государства, уделяют правовой регламентации терроризма большое внимание, так как террористический акт - самое опасное преступление в сфере преступлений против безопасности общества, затрагивающая права и интересны мирных граждан, а также всего государства в целом.

б) основным объектом состава терроризма выступает состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз. Объективная сторона террористического акта - действие - взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных выше действий. Для признания состава терроризма оконченным преступлением не требуется установления наступления общественно опасных последствий. Эти последствия должны быть неразрывно связаны с совершенным деянием и быть следствием этого деяния. Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Главными характеристиками субъективной стороны террористического акта является вина в форме прямого умысла, мотив (он может быть различен) и цель, которая является специальной в силу указания на нее в диспозиции статьи 205 Уголовного Кодекса РФ.

в) Квалифицирующие признаки террористического акта - это факультативные обстоятельства, которые имели место при совершении преступления, и которые придают теракту еще большую общественную опасность, и поэтому учитываются судом при назначении наказании. Эти признаки перечислены в статье 205: совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; наступление в результате теракта по неосторожности смерти человека; причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Особо квалифицирующие признаки (еще более опасные) - сопряженность преступного деяния с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; умышленное причинение смерти человеку.

При квалификации деяния как террористического акта у правоприменителя могут возникнуть некоторые трудности, поскольку данный состав имеет сходства, например, с умышленным убийством, совершенным способом, опасным для многих лиц (но основной целью убийства является лишение жизни конкретного человека), с диверсией (но диверсия является материальным составом, также при диверсии злоумышленник преследуют иную, цель - цель причинения ущерба), с совершением общеопасных действий на почве хулиганских побуждений (отличие нужно искать в мотивации преступников, при хулиганстве мотивы не столь конкретны).

Таким образом, в результате проделанной работы, мы раскрыли основные признаки преступления под названием «террористический акт», дали его определение, рассмотрели историческое развитие института ответственности за терроризм, выделили его особенности.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.

. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: от 13.06.96 № 64-ФЗ // Консультан-Плюс, с изменениями от 05.04.13

. О противодействии терроризму : федер. закон: от 96.03.06 № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 11. - Ст. 1146.

. Уголовный кодекс РСФСР (с постатейно-систематизированным материалом законодательного и ведомственного характера) / М.: Изд. Московского губернского суда, 1924 [Утратил силу].

. Уголовный кодекс РСФСР // СУ РСФСР. - 1926. - N 80. - Ст. 600 [Утратил силу].

. Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - N 40. - Ст. 591 [Утратил силу].

. Уголовный кодекс РФ. Изменения, дополнения, комментарии (за период с 1 марта 1994 г. по 1 августа 1995 г.) / Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995.

. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ. - 1994. - N 10. - Ст. 1109.

. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики / П.В. Агапов, К.В. Михайлов. - Саратов. 2006.

. Боголюбова Т. Борьба с терроризмом: уголовно-правовые проблемы / Т. Боголюбова // Уголовное право, 1999. - №1.

. Бурковская В.А., Маркина Е.А., Мельник В.В., Решетова Н.Ю. Уголовное преследование терроризма: Монография / В.А. Бурковская, Е.А. Маркина, В.В. Мельник и др. - М.: Юрайт, 2008.

. Баш Л.М., Боброва А.В., Вечеслова Г.Л. и др. Современный словарь иностранных слов: Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вечеслова. - М., 2006.

. Воскресенский К.А. Некоторые аспекты развития нормы об ответственности за захват заложника в российском уголовном законодательстве / К.А. Воскресенский // История государства и права. - 2007. - N 12.

. Горбунов Ю.С. Об определении понятий "террор" и "терроризм" / Ю.С. Горбунов // Журнал российского права. - 2010. - N 2.

. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV / В.И. Даль. - М., 1956.

. Дьяков С.В. Направления совершенствования уголовного законодательства о государственных преступлениях/ С.В. Дьяков // Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. - М.: Норма, 2006.

. Ильинский И.М. О терроре и терроризме. / И.М. Ильинский. - М., 2001.

. Исаева Т.Б. Основные дефиниции терроризма / Т.Б. Исаева // Российский следователь. - 2008. - N 21.

. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник/ К.В. Жаринов // Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск, 1999.

. Карницкий Д.А., Рогинский Г.К. Уголовный кодекс РСФСР // М.: Советское законодательство, 1935.

. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002.

. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. / С.С. Галахов. - М.: Экзамен, 2002.

. Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Е.П. Кожушко // Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск, 2000.

. Комарова М.А. Терроризм в уголовном праве России: / М.А. Комарова // Дис.... канд. юрид. наук. - М., 2003.

. Казакова В.А. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера / В.А. Казакова // Право в Вооруженных Силах. 2004. - № 4.

Похожие работы на - Общественные отношения в сфере борьбы с преступлениями террористической направленности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!