Общая характеристика субъектов и каналов незаконного оборота оружия и боеприпасов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика субъектов и каналов незаконного оборота оружия и боеприпасов















Курсовая работа

Общая характеристика субъектов и каналов незаконного оборота оружия и боеприпасов











Москва 2013

Содержание

Рецензия

Введение

Глава I. Развитие незаконного оборота оружия и боеприпасов в РФ

.1 История развития преступлений в сфере незаконного оборота оружия

.2 Нормативно правовое регулирование преступлений в сфере оборота оружия

Глава II. Незаконный оборот оружия на современном этапе развития российского государства

.1 Понятие, виды оборота оружия и его структурные элементы

.2 Причины, условия и источники поступления оружия и боеприпасов в незаконный оборот

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно сложная обстановка, связанная с преступлениями в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. По мнению специалистов, в настоящее время в России у граждан на законных основаниях находится около 5 млн. единиц оружия; незаконно хранится, по самым приблизительным подсчетам, более 1,5 млн. единиц незарегистрированного огнестрельного оружия

При этом преступность, связанная с незаконным оборотом оружия, в последние годы трансформировалась, приобрела новые формы. Оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы, что сразу же сделало его предметом посягательств со стороны преступных элементов. В настоящее время незаконный оборот оружия провоцирует рост тяжких преступлений и представляет все более серьезную угрозу государственной безопасности, влечет за собой целый шлейф преступлений террористической направленности.

Для организации эффективного противодействия данному явлению в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд статей: 222, 223, 224, 225, 226. Данные статьи носят превентивный характер и их реализация призвана, если не исключить полностью, то значительно ограничить незаконный оборот оружия.

Однако одной только воли законодателя недостаточно для того, чтобы реально влиять на процессы, происходящие в преступном мире.

В современных условиях возникает необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого анализа всех закономерностей незаконного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.

Участившиеся проявления этого опасного преступления в нашей стране вызвали значительный интерес со стороны ученых-юристов. Он обусловлен как характером и степенью общественной опасности самого преступления, так и сложностью его содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: А.В. Наумов, И.Ф. Герасимова, С.А. Невского, Е.Д. и др.

Актуальность данной работы заключается в том, что в самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны незаконного оборота оружия. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого состава преступления с учетом действующего Уголовного кодекса Российской Федерации и практики его применения.

Целью работы является теоретическое исследование института незаконного оборота оружия как одного из главных криминогенных факторов преступности и угрозы безопасности государства.

В соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:

-рассмотреть исторический фактор развития незаконного оборота оружия и боеприпасов;

-исследовать правовую базу незаконного оборота оружия и боеприпасов в РФ;

-рассмотреть понятие, виды оборота оружия, и его структурные элементы;

-исследовать причины, условия и источники поступления оружия и боеприпасов в незаконный оборот.

Объектом курсовой работы является общественные отношения, связанные с обеспечением общественной и государственной безопасности по возникающие в результате совершения преступления в сфере незаконного оборота оружия.

Предметом исследования является уголовное законодательство, действующее и в историческом аспекте, систематическая отчетность, справки, обзоры судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия.

Методологической основой исследования является диалектический подход к рассмотрению объекта и предмета исследования с использованием общих и специальных методов научного познания, таких, как сравнительно-правовой, статистический метод моделирования, метод экспертных оценок, социологический и др.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовное законодательство России, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Правительства РФ, относящиеся к проблемам исследования. Необходимо в ходе исследования изучить опубликованные материалы судебной практики.

Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Развитие незаконного оборота оружия и боеприпасов в РФ

.1 История развития преступлений в сфере незаконного оборота оружия

Наибольшее развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия получило в начале XVIII века, в так называемом военном законодательстве Петра I, что было связано с бурным развитием общества и новыми задачами, которые ставило перед собой государство. К ним относилось: мобилизации всех возможностей для борьбы с внешними врагами, установление жесткой дисциплины, формирование профессиональной армии. Наиболее показательными в этом отношении правовыми нормативными актами являются Артикул воинский с кратким толкованием от 26 апреля 1715 года и Морской устав от 13 января 1720 года, которые совмещают в себе дисциплинарные, уголовные и административные нормы.

В начале XIX века законодательство о запрете оборота оружия не имело никаких изменений в уголовно-правовой регламентации. Следующим важным этапом развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Оно содержало особое отделение «О противозаконном выделывании и хранении оружия или пороха и нарушений других, для ограждения личной безопасности постановленных, правил осторожности», которое входило в главу «О нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений» и раздел 8 «О преступлениях против общественного благоустройства и благочиния».

Развитие противостояния в обществе конца XIX - начала XX века оказало прямое влияние на установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия. Так, ст. 9871 Уложения в редакции от 6 февраля 1906 года, то есть в разгар российской революции 1905-1907 годов, в части первой устанавливала уголовную ответственность за изготовление, приобретение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ или снарядов. Наказание за это деяние было предусмотрено в виде лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет. При этом, в нарушение принципа презумпции невиновности, ответственность наступала, если виновный не мог доказать отсутствия преступной цели.

До 1917 года право на ношение огнестрельного оружия имели лишь перечисленные в законе категории граждан, в частности, применяющие его для охоты или для занятий спортом. Этого права были лишены: лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил об охоте. Нарушение установленных правил оборота охотничьего оружия Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в 1885 году, каралось как в уголовном, так и в административном порядке.

Как общегосударственная проблема незаконный оборот оружия в России возник в конце XIX - начале XX в., что было обусловлено социально-экономической ситуацией и развитием революционного движения. Сложившаяся в стране обстановка привела к повышенному спросу на оружие, которое требовалось как революционерам различных политических течений, националистам, так и преступникам (этот период характеризуется ухудшением криминогенной обстановки, увеличением преступлений, совершенных с применением оружия).

Оружие в этот период играло особую роль в жизни общества, являясь последним аргументом в политических спорах, в борьбе за власть далеко не последним был вопрос обладания оружием. Советское государство с первых месяцев своего существования стало принимать жесткие меры по ограничению распространения оружия и боеприпасов в целях борьбы с контрреволюционными выступлениями и общеуголовными преступлениями. Гражданская война - привели к завладению населением страны колоссальным количеством стрелкового оружия армейского образца как отечественного, так и иностранного производства.

Советское государство в первые годы своего существования не имело единого кодифицированного источника уголовного права. На начальном этапе истории советской России разрешалось использовать законы свергнутого строя, а основанием привлечения к уголовной ответственности часто служила общественная опасность того или иного конкретного деяния.

После Октябрьской революции 1917 года был издан Декрет СНК РСФСР 1918 года «О сдаче оружия» все прежние разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия были объявлены недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его.

Уже в первом Уголовном кодексе 1922 года была введена уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения - принудительные работы (ст.220). В дальнейшем, уголовная ответственность за незаконное хранение охотничьего огнестрельного оружия была отменена, и подобное явление каралось штрафом.

Большое значение придавалось борьбе с подобными преступлениями в годы Великой Отечественной войны. Так, в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 16 января 1942 года «О сдаче трофейного имущества» все граждане, проживающие в освобожденных Советской Армией населенных пунктах, обязаны были в течение 24 часов сдать воинским частям, органам МВД или местным органам власти все оружие, боеприпасы и другое имущество, оставленное противником, а также имущество, принадлежащее Вооруженным Силам СССР, советским, общественным организациям и гражданам, которое было присвоено во время немецкой оккупации. Граждане, не сдавшие в установленный срок оружие и боеприпасы, подлежали ответственности по ст. 182 УК РСФСР, а при злостном уклонении от сдачи - по ст. 5814 УК РСФСР.

В это же время с 1953 по1959 год, охотники могли свободно приобретать охотничьи гладкоствольные ружья без предъявления охотничьего билета. Не смотря на то, что 20-30% убийств совершалось с помощью охотничьих ружей ответственность за их незаконный оборот отсутствовала.

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г., как и в кодексах 1922 и 1926 гг., была выделена специальная гл. 10, в которой наряду с другими деяниями предусматривалась ответственность за отдельные виды преступлений против общественной безопасности. ст. 217 "Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых веществ или пиротехнических изделий";; ст. 218 "Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ"; ст. 218.1 "Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ" (введена 1 июня 1967 г.); ст. 219 "Небрежное хранение огнестрельного оружия"..

С конца 1980-х гг. берет начало формирование современного нелегального «рынка оружия».

Основной правовой акт, регулирующий правоотношения в области оборота оружия на современном этапе, - Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.С 1 января 1997 года начал действовать Уголовный кодекс Российской Федерации в котором имелась ст.222, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные приобретения, передачу, сбыт, хранение или ношение огнестрельного оружия, как гладкоствольного, так и с нарезным стволом. То есть уголовная ответственность за незаконный оборот оружия была ужесточена.

Сущность незаконного оборота оружия заключается в создании условий для совершения наиболее тяжких преступлений. И как показывает следственно-судебная практика - существует прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений.

Как правило, люди, в чьих руках оказывается оружие, нередко пускают его в преступный оборот. По разным экспертным оценкам, в стране в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. По данным же МВД России, у нас в стране действует более 3000 организованных преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия. Многие из них имеют тесные связи с преступными группировками других стран. Пограничные и таможенные органы ежегодно пресекают многочисленные попытки ввоза и вывоза оружия. По существу оно превратилось в товар, приносящий значительные доходы преступникам.

Борьба с незаконным оборотом оружия всегда занимала и занимает особое место в деятельности органов безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений. При этом пресечение незаконных действий, касающихся оружия, направлено на предупреждение тяжких последствий, которые могут наступить при его противоправном применении.

В Уголовный кодекс РФ в 2003 году были внесены существенные изменения и дополнения, которые затронули и содержание статей УК, касающихся и незаконного оборота оружия.

Согласно этим поправкам ч.1 ст.222 УКРФ исключена норма, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного гладкоствольного оружия, т.е. исключается ответственность не только за незаконный оборот охотничьи ружей, но и за оборот любого гладкоствольного оружия.

Таким образом, законодательство России об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия периодически изменялось. Со временем оно все время усиливались, что было связано с ростом насильственной преступности в стране и желанием государства путем усиления уголовной ответственности предупреждать соответствующие преступления. В этой связи весьма большое значение в сфере регулирование государством оборота оружия приобретает формирование так называемого базового законодательства, регламентирующего оборот различных видов оружия и боеприпасов.

.2 Нормативно правовое регулирование преступлений в сфере оборота оружия

Установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств вызвано международными обязательствами Российской Федерации. В 1991г. Россией была подписана Монреальская Конвенция « О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», а в 1999г.- Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами».

Были приняты и другие нормативные акты. Последующий Федеральный Закон "Об оружии" (№ 150-ФЗ), принят Государственной Думой России в 1996 году (см. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 год, №51, Ст. 5681). Закон уточнил некоторые положения своего предшественника, но и в этом Законе утверждения Права российских граждан на владение короткоствольным оружием опять не состоялось. Однако, "Правила оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" были утверждены с большим опозданием (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1998 года № 814), что, безусловно, отрицательно сказалось на правовых вопросах обеспечения оборота оружия в Российской Федерации.

Данный закон перечисляет субъекты, имеющие право приобретать оружие, к ним относятся: 1)государственные военизированные организации; 2) юридические лица с особыми уставными задачами; 3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики); 4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; 5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; 6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути; 7) образовательные учреждения; 8) граждане Российской Федерации; 9) иностранные граждане.

В действующем законодательстве Российской Федерации, вопросам специфики оборота исторического, антикварного и художественно - оформленного оружия, должного внимания не уделено. Все категории оружия, вне зависимости от их исторической и художественной ценности, рассматриваются только по своему целевому назначению, как предметы и устройства, предназначенные для поражения живой или иной цели. Формы обращения с оружием, направленные на содействие сохранению его образцов (например, коллекционирования) не получили должного правового обеспечения.

В Законе также содержится положение о том, что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (контрабанда; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия).

Список оружия запрещенного к использованию на территории Российской Федерации в качестве гражданского и служебного:

·огнестрельное длинноствольное оружие с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

·огнестрельное оружие, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

·огнестрельное гладкоствольное оружие, изготовленное под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

·оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов, а также на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения;

·газовое оружие, снаряженное нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению министерством здравоохранения РФ;

·холодное клинковое оружие и ножи, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм.

Высшим законодательным органом России были внесены существенные изменения и дополнения, которые затронули и содержание статей УК, касающихся и незаконного оборота оружия.

Внушительным изменениям подверглись нормы ст.222 УК РФ «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». В настоящее время уголовная ответственность по ч.1 ст.222 УК наступает за: «..незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия (за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Как видно, теперь из ч.1 ст.222 УКРФ исключена норма, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного гладкоствольного оружия.

Иными словами, исключается ответственность не только за незаконный оборот охотничьи ружей, но и за оборот любого гладкоствольного оружия.

Такие изменения вызвали большие прения и споры в среде юристов, но проблема не решена до сих пор.

Далее, ч.2 данной статьи теперь предусматривает уголовную ответственность лишь за перечисленные в ч.1 ст.222 УК деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору: таким образом, из ч.2 ст.222 УК исключены слова «или неоднократно».

Существенным изменениям подверглась ч.4 ст.222 УК. В ней теперь предусмотрена уголовная ответственность только за «..незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия». Норма об уголовной ответственности за незаконное приобретение или ношение газового оружия, холодного оружия, в том числе и метательного исключена.

Однако уголовное наказание за указанное выше деяние теперь усилено: обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы до двух лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Дополнения и изменения в УК РФ затронули еще и следующее. Ранее в ст.222 УК РФ содержалось весьма существенное примечание: «Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

К сожалению, как показала следственная и судебная практика, данное примечание нередко использовалось лицами, совершившими конкретные преступные деяния, предусмотренные ст.222 УК РФ, в ущерб закону. К примеру, лицо, незаконно носившее огнестрельное короткоствольное, холодное или газовое оружие, в другом кармане своей одежды предусмотрительно носило записочку, содержание которой свидетельствовало о желании этого лица добровольно сдать это оружие. Теперь же данное примечание дополнено предложением следующего содержания: «Не может признаваться добровольной сдача предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст.223 настоящего кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению».

Следует добавить, что в ст.223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия» теперь предусматривает уголовную ответственность лишь за: «..незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенной группой лиц или по предварительному сговору».

Таким образом для того чтобы не допустить безнаказанного совершения противоправного деяния. Государственное законодательство в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов показывает, что правовая оценка нетрадиционных видов оружия, квалификация совершаемых с его использованием преступлений, практика назначения наказания и целый ряд иных вопросов правоприменения нуждаются в совершенствовании.

оружие боеприпас незаконный преступление

Глава II. Незаконный оборот оружия на современном этапе развития российского государства

.1 Понятие, виды оборота оружия и его структурные элементы

Определение оружия дано в ст. 1 ФЗ РФ «Об оружии»- это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов и делится на три следующих вида: боевое ручное стрелковое и холодное, служебное и гражданское.

К основным частям огнестрельного оружия относятся такие конструктивные его части, которые в совокупности образуют пригодное к стрельбе оружие. К ним относятся затвор, возвратная пружина, ствол со ствольной коробкой, спусковой механизм, магазин и т.д.

Боевые припасы устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида. К категории боеприпасов, независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания, относятся артиллерийские снаряды и мины, ручные реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.д.

Взрывчатыми веществами называются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому само распространяющемуся химическому превращению - взрыву. К взрывчатым веществам относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.д.

Словосочетание «оборот оружия» практически всегда употребляется вместе с прилагательным «незаконный». Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследований, но их авторы исходили из того, что этот термин является общеизвестным, и определений понятию «оборот», а также его законной и незаконной составляющим не давали, либо ограничивались выработкой определения понятия «незаконный оборот».

Однако незаконный оборот является только лишь частью законного и потому изучение проблем незаконного оборота оружия и разработка мер противодействия ему не может осуществляться в разрыве от понятий и категорий законного оборота.

Если мы обратимся к статистике, то в России у граждан в легальном владении находится 6,5 млн. ед. оружия, на 21 тыс. объектов хранится 583,5 тыс. стволов огнестрельного оружия. Лицензированный персонал частных охранных структур и служб безопасности использует около 80 тыс. ед. огнестрельного и газового оружия. К этому количеству следует добавить миллионы единиц боевого оружия, которые находятся на вооружении российской армии и других силовых структур.

В незаконный оборот оружие переходит из законного, что наглядно подтверждается статистикой. В период с 2001г. по 2008г. количество зарегистрированных хищений и вымогательств оружия (ст.226 УК РФ) последовательно растет быстрыми темпами, как и количество совершающих их лиц.

Исходя из данных Главного информационного центра МВД РФ, можно утверждать, что незаконный оборот оружия является производным от законного, тесно связан с ним и зависит от организации законного оборота и эффективности контроля над ним. А следовательно, законный (легальный) оборот оружия является той отправной точкой, с которой должно начинаться изучение незаконного оборота.

Легальный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории России регламентируется Федеральным Законом «Об оружии», постановлениями Правительства РФ «О порядке выдаче лицензий на разработку и производство вооружения военной техники и боеприпасов», «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», « Правилами оборота служебного и гражданского оружия», « О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», инструкциями и приказами МВД и т.д.

Под законным оборотом оружия следует понимать изготовление, сбыт, передачу, приобретение, хранение, ношение, перевозку, ремонт, применение, уничтожение оружия, производимое на основании законов, постановлений Правительства и нормативных документов военизированных ведомств под контролем лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел или без такового. В частности, органы внутренних дел не осуществляют контроля над оборотом оружия в системе Министерства обороны, ФСО, ФСБ и других военизированных ведомств. В самой системе МВД контроль над оборотом оружия осуществляется не подразделениями лицензионно-разрешительной системы, а министрами внутренних дел республик в составе РФ, начальниками УВД, ГУВД, отделов внутренних дел, руководителями служб и подразделений.

При безупречном осуществлении контрольно-надзорных мероприятий над законным оборотом оружия, по существу, становится невозможным его незаконный оборот, который в подобном случае сведется к изготовлению, сбыту и использованию кустарного или самодельного оружия.

Перечисленные выше действия (изготовление, продажа, приобретение, хранение, ношение оружия и т.п.), осуществляемые с нарушением законов, правил и инструкций, образуют незаконный оборот оружия, который с правовых позиций является неоднородным и подразделяется на два вида.

Первый вид связан с совершением административных правонарушений либо иными нарушениями административных запретов. Например, административными деликтами являются:

нарушения правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8 КоАП РФ);

установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела ночного видения (ст.20.9 КоАП РФ);

незаконное изготовление, продажа или передача пневматического оружия ( ст.20.10 КоАП РФ);

нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или постановки его на учет (ст.20.11 КоАП РФ) и т.д.

За эти действия виновные подлежат привлечению к административной ответственности.

В соответствии со ст.6 ФЗ « Об оружии» запрещены к обороту на территории Российской Федерации электрошоковые устройства и оружие, использующее электромагнитное, световое, тепловое, инфразвуковое или ультразвуковое излучение, параметры которого превышают установленные госстандартами величины.

Запрещено также ношение находящегося в законном владении оружия при проведении митингов, уличных шествий и демонстраций, ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного и холодного оружия. Кроме того, запрещено хранение или использование вне спортивных объектов пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также метательного оружия (луков, арбалетов). Однако юридической ответственности за нарушение данных запретов отечественным законодательством не предусмотрено.

Все выше перечисленные действия являются незаконным оборотом оружия.

Второй вид оборота оружия является не просто незаконным, но и криминальным, поскольку включает действия, нарушающие уголовно-правовые запреты и влекущие уголовную ответственность.

В структуру криминального оборота входят любые действия с боевым либо криминальным (самодельным, атипичным, замаскированным) оружием, совершаемые неуполномоченными на то лицами, а также действия, предусмотренные ст.222-225 УК РФ, совершаемые без соответствующих разрешений в отношении гражданского и служебного оружия.

По этому поводу Шелковникова Е.Д. справедливо заметила, что «к незаконному обороту оружия относится криминальное движение объектов оборота оружия в совокупности с отклонениями в сфере его законного оборота».

Для четкой дифференциации теоретических, правовых, организационно-управленческих и профилактических задач, связанных с оборотом оружия, его можно подразделить на три вида: законный, незаконный, криминальный.

Оборот оружия заключается в его перемещении: оружие тем или иным образом: хранят, поддерживают в боеспособном состоянии, носят, перевозят, применяют по прямому назначению, а также в необходимых случаях ремонтируют.

Словосочетание «оборот оружия» практически всегда употребляется вместе с прилагательным «незаконный». Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследований, но их авторы исходили из того, что этот термин является общеизвестным, и определений понятию «оборот», а также его законной и незаконной составляющим не давали, либо ограничивались выработкой определения понятия «незаконный оборот».

Из смысла данного термина можно определить оборот оружия как его производство и последующее движение от производителя (изготовителя)-государственного или криминального- до потребителя- легального (МО, МВД, ФСБ и т.п.) и нелегального (преступники, граждане, незаконно приобретающие оружие для самозащиты, коллекционирования и т.п.), а также процесс пользования оружием, поддержания его в исправном состоянии, переход от одного владельца к другому и т.д., вплоть до уничтожения.

Физическое воздействие на оружие (изготовление, переделка), его пространственное (ношение, перевозка), временное (хранение), социальное (смена владельца) перемещение имеют правовые обозначения, определяющие квалификацию соответствующих действий. Каждое такое воздействие является структурным элементом оборота оружия.

Все перечисленные элементы оборота оружия неравнозначны. Некоторые из них являются обязательными, т.е. такими, без которых оборот невозможен, в частности, производство, изготовление, хранение. Другие являются условно-обязательными.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что незаконный оборот включает как чисто криминальное движение оружия, так и существенные нарушения правил законного оборота оружия, которые приводят к выходу его из-под контроля и вовлечению в криминальную сферу. Существует прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений. Действительно, незаконный оборот оружия существенно обостряет нынешнее состояние преступности. Несмотря на то, что преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, составляют лишь небольшой процент всей преступности страны, они напрямую служат катализатором роста организованной преступности, терроризма, что является непосредственной угрозой безопасности Российской Федерации на современном этапе.

2.2 Причины, условия и источники поступления оружия и боеприпасов в незаконный оборот

Увеличение вооруженной преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы его приобретения и последующего обращения с ним. Сейчас в федеральном розыске находится около 58 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники.

Криминальный рынок пополняется и оружием, похищенным с предприятий, его производящих. В городах, в которых расположены предприятия-изготовители оружия, участились факты хищения деталей стрелкового оружия с последующей его сборкой.

Значительная часть оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. В последнее время кустарное изготовление оружия характеризуется значительным повышением профессионального мастерства производителей, применением ими высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Во многом развитие кустарного производства оружия обусловлено кризисным состоянием предприятий по производству оружия, вследствие чего его работники вынуждены самостоятельно добывать средства к существованию путем незаконного изготовления оружия. Как правило, подобные преступления совершаются организованными группами лиц.

Источником поступления оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также из "горячих точек". Контрабанда оружия получила значительное распространение начиная с 90-х гг. ХХ в. Первые контрабандные поставки в страну боевого оружия осуществлялись во время пребывания советских войск в Афганистане. Во второй половине 90-х гг. отмечен контрабандный ввоз в Россию оружия военнослужащими, находившимися в группах российских войск в странах СНГ. Впоследствии незаконные вооруженные формирования в Чеченской Республике вооружались путем поставок оружия из других государств под видом гуманитарной помощи, закупок оружия в странах СНГ либо через посредников на предприятиях России; контрабандных поставок из-за рубежа; собственного производства его некоторых образцов. Нахождение большого количества оружия в "горячих точках" привело к его использованию против федеральных сил и к распространению по всей России. При этом оружие из "горячих точек" вывозится как преступниками, так и служащими федеральных военизированных организаций. Помимо отмеченных поставок в "горячие точки" боевого оружия из зарубежных стран и стран СНГ большую опасность для России создает контрабанда оружия в Псковскую и Ленинградскую области из Прибалтийских государств. Причем "балтийский канал" в настоящее время становится одним из главных источников нелегальной поставки оружия иностранного производства.

Учитывая географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными сообществами и переправляется в районы межнациональных конфликтов.

Одним из основных способов, используемых преступниками для приобретения оружия, является его хищение с указанных выше объектов.

В хранилища оружия преступники обычно проникают с использованием специальных средств либо недостатков конструктивных элементов хранилища.

Такие кражи обычно совершаются группами лиц, поскольку особенности хранения оружия (техническая укрепленность объекта, наличие вооруженной охраны, сигнализация и т.п.) обусловливают необходимость совместных действий преступников. Причем большинство краж оружия из хранилищ совершается в ночное время.

Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:

недостаточная укрепленность границ Российской Федерации с рядом новых независимых государств, ранее составляющих СССР;

наличие очагов локальных вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;

снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;

слабая техническая защищенность подобных объектов;

ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;

ухудшение общей криминогенной ситуации в России, связанной, прежде всего с проявлениями организованной преступности и ростом насильственных преступлений.

В результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет его противоправное обладание отдельными лицами. В свою очередь насыщенность страны оружием предопределяет его неправомерное применение. Соответственно возникает прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений. Реальную опасность стали представлять преступные сообщества, члены которых используют оружие в качестве основного "аргумента" при решении возникающих проблем. "Нормальным" для них средством устранения конкурентов стали убийства по найму. Можно говорить о существующей прямой зависимости между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений.

Совершению преступлений в сфере незаконного оборота оружия способствуют также:

недостатки и пробелы в законодательных и ведомственных нормативных актах;

просчеты в организации деятельности лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел;

недостатки в организации и осуществлении контроля за оборотом оружия;

отсутствие должной координации между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными правоохранительными органами в области контроля за оборотом оружия;

слабое взаимодействие (либо вообще его отсутствие) между различными службами органов безопасности в обеспечении контроля за оборотом оружия.

Важной объективной причиной незаконного оборота оружия является также недостаточное финансирование войск и воинских формирований, в связи с чем в полной мере не обеспечиваются надлежащие условия его хранения. Загруженность баз, складов и арсеналов оружия превышает установленные нормы. Значительное количество мест хранения оружия не соответствует установленным техническим требованиям, что облегчает проникновение в них посторонних лиц. Более того, в ряде случаев оружие хранится в не приспособленных для этой цели помещениях. Существует дефицит пожарной техники и пожарной сигнализации, недостает или нуждается в замене значительное количество технических средств защиты.

В создавшихся условиях люди, в чьих руках случайно оказывается оружие, нередко из безысходности пускают его в преступный оборот. Так, по данным проведенного социологического опроса граждан, на вопрос: "Как бы Вы поступили, если бы стали случайным владельцем оружия?", около 62% респондентов ответили, что продали бы его, а 20% - что оставили бы оружие себе.

Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.

Одним из основных факторов, влияющих на рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, являются негативные последствия социально-экономического характера, породившие повышенный спрос на предметы вооружения и возможности его незаконного удовлетворения.

Наряду с увеличением рабочих мест необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате. Так называемый "кризис неплатежей" по всем отраслям экономики, и в особенности в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная "снять криминогенность", особенно в среде молодежи. Необходимо выявлять молодежь, вовлеченную в любые формы криминальных проявлений, и помогать ей находить иные, более позитивные решения жизненных проблем. Отсутствие средств у государства для строительства спортивных сооружений является одновременно и криминогенным обстоятельством, которое необходимо учитывать при планировании борьбы с преступностью в том или ином регионе страны. Для решения этой и многих других задач понадобятся значительные материальные затраты. Однако моральный и материальный ущерб, наносимый обществу незаконным оборотом оружия в целом, гораздо весомее.

Очевидным фактом является и то, что, чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с их применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти усиленно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывные устройства и взрывчатые вещества.

Таким образом, в результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет противоправное обладание им отдельными лицами. Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает налаживание должного учета наличия и расходования оружия; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, усиление контроля за его сохранностью. Реальную опасность стали представлять организованные преступные группы, члены которых используют оружие в качестве основного аргумента при решении возникающих проблем. Нормальным для них средством устранения конкурентов стали убийства по найму.

Заключение

Высокая степень общественной опасности незаконного оборота огнестрельного оружия характеризуется разнообразием преступных последствий. Кроме угрозы личности и имущества, преступные деяния несут в себе угрозу таким ценностям, как общественный порядок, нормальная деятельность органов власти и управления, функционирование на должном уровне хозяйственных объектов и негосударственных формирований.

Целью работы являлось: теоретическое исследование института незаконного оборота оружия как одного из главных криминогенных факторов преступности и угрозы безопасности государства, причин образующих распространение оружия, законодательное регулирование, подтверждение актуальности и важности данной работы в настоящее время.

В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:

-рассмотреть исторический фактор развития незаконного оборота оружия и боеприпасов;

-исследовать правовую базу незаконного оборота оружия и боеприпасов в РФ;

-рассмотреть понятие, виды оборота оружия, и его структурные элементы;

-исследовать причины, условия и источники поступления оружия и боеприпасов в незаконный оборот.

Предметом исследования стали: уголовное законодательство, действующее и в историческом аспекте, систематическая отчетность, справки, обзоры судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия.

Состояние незаконного оборота оружия находится в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе.

Итоги исследования последствий связанных незаконным оборотом оружия и боеприпасов позволяют выделить их особенности:

преступные последствия могут представлять угрозу посягательства на самое ценное благо человека - его жизнь и здоровье;

совершаемое преступление создает опасность неопределенному кругу лиц;

преступные последствия могут выражаться в крупномасштабной угрозе материальным ценностям и другим интересам.

Общественная опасность незаконного оборота предметов вооружения не может ограничиваться характеристикой последствий в виде причинения вреда общественным отношениям. В качестве социальных последствий этого преступления выступают также и психологические последствия. Значительный рост незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств приводит к тому, что у населения появляется обостренное чувство страха, которое негативно влияет на условия жизнедеятельности общества.

Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств. Эти основания образуют систему предпосылок, которые не просто связаны между собой, но и имеют единую сущностную основу. Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на механизм уголовной ответственности, по средствам чего осуществляется карательные меры за незаконный оборот оружия и боеприпасы.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Монреальская Конвенция « О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения».

2.Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами».

3.Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г.

4.ФЗ от 13.12.1996г. №150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) « Об оружии»

.ФЗ от 13.10.1995г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 "О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям" // Российская газета, 20 декабря 1997.

7.Постановление Правительства России от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" // Российская газета, 20 октября 1997.

8.Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 октября 2009 года). - М.: Омега-Л, 2009.

9.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст: (по состоянию на 10 ноября 2009 года). - М.: Юрайт, 2012.

10.Постановление Пленума Верховного Суда от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // БВС РФ. 2002. N 4.

Научная литература:

1.Багаутдинов Ф., Ширкин А. Ручная граната: оружие, взрывное устройство или боеприпас.// Законность. - 2008. - № 1. - С. 11-13.

2.Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М., 2000. 311с.

3.Бикеев И. Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 13-18.

4.Боровиков В. Преступления против общественной безопасности: Вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4. - С. 9-12.

5.Викторов И., Терентьева Е. Надзор за исполнением законодательства, регулирующего оборот оружия // Законность. - 2006. - № 10. - С. 9-14.

6.Воронин В. Незаконное изготовление оружия и незаконное культивирование наркосодержащих растений как разновидности незаконной трудовой деятельности // Уголовное право. 2005. № 2. - С. 110-111.

7.Дикаев С.У. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Уфа, 1998. 421с.

8.Загайнова Ю.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного оборота оружия М., 2007. 190 с.

9.Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации: Общая и Особенная части: Учеб.пособие доп. и перераб. - М., «Академия», 2008. 567 с.

10.Герцензона А. А. История советского уголовного права (1917 - 1947) / Под ред. проф. М., 1948. 433 с.

11.Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. М., 1998. 353 с.

12.Кригер Г.А. Квалификация хищений социалистического имущества. М., 1971. 232 с.

13.Малков В.Д. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. М., 1971. 238с.

14.Мальков С. Особенности дифференциации уголовной ответственности за незаконные действия с отдельными видами оружия // Уголовное право. - 2006. - № 1.- С 42-45.

15.Марков А. Я. Ответственность за незаконное владение оружием // Проблемы юридической ответственности: Сб. научных трудов / Под ред. В. В. Лазарева. М.: МИЭП, 2006. С. 82-90.

16.Материалы статистики преступлений, относящихся к категории особо тяжких, за период 2007-2008 г.г. // Российский следователь, 2009, № 1.

17.Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - ВолтерсКлувер, 2005 г. Ст. 456.

18.Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер. 2007. 590с.

19.Невский С.А. Развитие законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в Советском государстве // Военно-юридический журнал, 2007, № 10. - С. 29-32.

20.Сальникова В.П.Незаконный оборот оружия: уголовно-правовые вопросы // Современное общество и правоохранительные органы: проблемы теории и практики. Часть 2 . СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006г. С. 56.

21.Омигов В., Кудашов В. Квалификация хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. // Уголовное право. - 2007. - № 6. - С. 35-37.

22.Осипова Н.Ю. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия. - СПб, 2007. 222 с.

23.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. Наумова А.В. М., Гроссмедиа, 2008. 498с.

24.Резника Г.М. Практика применения Уголовного кодекса РФ. Комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М., 2005. 345 с.

25.Скоропупов Ю.И. Уголовно-правовые и криминальные вопросы борьбы с незаконными действиями с оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Рязань, 2003. 24 с.

26.Тихий В.П. Ответственность за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ по советскому уголовному праву. Харьков, 1976. 164 с.

Похожие работы на - Общая характеристика субъектов и каналов незаконного оборота оружия и боеприпасов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!