Организация содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    301,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра государственной политики и государственного управления




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Организация содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район)


Работу выполнилК.В. Кутузов

Специальность 040104 «Организация работы с молодежью», ЗФО

Научный руководитель

канд. полит. наук, доцент

С. А. Миронцева




Краснодар 2013

Содержание

Введение

Теоретические и правовые основы организации содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования

.1 Профессиональная адаптация молодежи на рынке труда   

.2 Организация содействия трудоустройства выпускников в системе начального и среднего профессионального образования: сущность, современные подходы и базовые принципы

.3 Система учреждений, формы и методы организации содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования 

Состояние и практический опыт организации содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования в муниципальном образовании Краснодарского края (на примере МО Приморско-Ахтарского района) 

.1 Центр оказания содействия трудоустройству выпускников начального и среднего профессионального образования в МО Приморско-Ахтарский район: нормативно-правовое регулирование и основные направления деятельности

.2 Взаимодействие Центра оказания содействия трудоустройству выпускников начального и среднего профессионального образования с предприятиями - социальными партнерами в МО Приморско-Ахтарский район

Заключение

Список использованных источников

Введение

трудоустройство выпускник профессиональный образование

Актуальность работы. Особо остро в современных условиях развития страны звучат задачи по модернизации экономики. Самым важным для последующего роста в России является целенаправленная государственная политика занятости и регулирования рынка труда, повышения качества рабочей силы и рационального использования трудового потенциала страны.

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования является одной из приоритетных задач.

С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта чаще сталкивается молодежь, в том числе выпускники учебных заведений профессионального образования. При этом отмечается нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным переобучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию профессии; необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ в отношении молодежи; отсутствие у молодежи привычки работать в соответствии с правилами внутреннего распорядка, установленными работодателями; недовольство работодателя уходом молодых рабочих (юношей) с предприятия в связи с призывом в Вооруженные Силы и уходом молодых женщин в декретный отпуск, в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Социальный опыт юношей и девушек ограничен. Поэтому им трудно, с одной стороны, сопоставлять свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности.

С целью трудоустройства выпускников в учреждениях профессионального образования необходимы специалисты по мониторингу и трудоустройству. В системе образования создаются центры содействия трудоустройству выпускников, которые взаимодействуют с центрами занятости населения по вопросам временного и постоянного трудоустройства выпускников, в том числе, в рамках стажировки.

Рынок труда является одним из системообразующих факторов, оказывающим влияние на другие рыночные факторы и одновременно зависящим от них. От его сбалансированности во многом зависят темпы экономического развития региона. Поэтому создание региональной системы трудоустройства выпускников, адаптации и продвижения молодых специалистов на предприятии, а также принятие региональной программы дополнительных мер в трудоустройстве выпускников системы профессионального образования Краснодарского края, способствующей устранению одного из «перекосов» рынка труда, особенно актуально в данный период развития экономики.

Степень изученности проблемы. Исследование проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончанию учреждения профессионального образования было проведено различными способами. Так, российские исследователи Шубкин В.Н., Чередниченко А.Г.,. Титма М.Х и др. исследовали профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи. Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались Болотин И.С., Добреньков В.И., Нечаев В.Я и др. В ряде работ анализируются изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России (Зборовский Г.Е., Сорокина Н.Д., Шуклина Е.А.).

Последнее десятилетие характеризуется новым этапом молодежной политики в сфере занятости. При учете практического опыта прошлых лет и использовании научной базы начинает формироваться новая политика занятости высококвалифицированных специалистов. При этом основное внимание уделяется взаимодействию служб занятости и системы профессионального образования, которое происходит под влиянием ряда политических, экономических и социальных факторов.

Долгое время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Проблеме занятости молодых специалистов посвящены исследования Вишневского Ю.Р., Бабочкина П.И., Пашиняна И.А., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Климова Е.А., Ивановой Е.М., Дьяченко М.И., Глоточкина А.Д., Шикуна А.Ф., Телятникова Г.В. и др. Однако возрастание роли и значимости труда специалистов служб оказания содействия трудоустройству выпускников требует более внимательного подхода к исследованию этой деятельности. В современной литературе описаны некоторые методы деятельности специалистов по трудоустройству, но детального анализа деятельности сотрудника службы по оказанию содействия трудоустройству, особенно деятельности по психологической подготовке студентов к самостоятельному поиску работы, до сих пор нет.

Объект исследования - профессиональная деятельность сотрудников службы по оказанию содействие трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования.

Предмет исследования - особенности профессиональной деятельности сотрудников службы по оказанию содействия содействие трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район).

Цель исследования - выявление особенностей и проблем организации содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район).

Цель исследования достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач:

исследовать проблемы адаптации молодежи на рынке труда;

изучить сущность, современные подходы и базовые принципы организации содействия трудоустройству выпускников НПО и СПО;

определить факторы, проанализировать формы и методы организации работы по оказанию содействия трудоустройству выпускников начального и среднего профессионального образования;

обобщить практический опыт организации содействия трудоустройству выпускников на примере МО Приморско-Ахтарский район;

рассмотреть основные направления деятельности СОСТВ, и изучить формы взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями социальных партнеров, работодателей.

Теоретико-методологическая основа. Теоретическую основу исследования составили труды: общенаучные принципы познания, деятельностныи подход к изучению психики (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Талызина и др.), системный подход к изучению профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, В.И. Медведев, А.Д. Глоточкин, Г.В. Телятников и др.), принципы и методы психологии труда (Б.Г. Ананьев, С.К. Платонов, В.П. Зинченко, М.А.Дмитриева, Е.М. Климов, Е.М. Иванова, М.А. Котик, А.Ф. Шикун, А.А. Романов, К.М. Гуревич и др.), концептуальные основы активных методов обучения ( Н.Ф. Талызина, Г.С. Никифоров, Л.А. Петровская и др.).

В работе был использован теоретический анализ научно-психологической литературы, изучение и обобщение опыта по проблемам оказания помощи студентам при трудоустройстве, методы сбора эмпирических данных (метод опроса сотрудников службы и студентов), экспертная оценка, тестирование, метод анализа результатов трудовой деятельности, а также методы статистической обработки.

Эмпирическая база исследования включает в себя следующие виды источников:

поручение Правительства Российской Федерации;

положение о Министерстве образования Российской Федерации;

типовое положение об образовательном учреждении профессионального образования;

периодические издания;

федеральные и региональные статистические данные;

результаты социологических и социально-психологических исследований по занятости молодежи, проведенных Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) <#"792929.files/image001.gif">

Рисунок  «Система профессионального образования Краснодарского края»

Сегодня система НПО состоит из 3207 учреждений с контингентом обучающихся свыше 1,4 млн. человек, подготовка ведется по 291 профессии. Учреждений СПО - 2847 (в том числе 216 негосударственных), контингент студентов - свыше 2,5 млн. человек, специальностей - 260. -

Отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе НПО и СПО, является активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую, учебно-лабораторную базу.

Интеграция ведется в основном по двум направлениям: по уровням образования - путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов - НПО + СПО, НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО+СПО+ВУЗ.

С участием объединения работодателей разработан и реализуется комплекс межведомственных мероприятий до 2010 года, задающих стратегию развития этого сектора профессионального образования и нацеленный на создание условий для подготовки рабочих кадров и специалистов высокого качества, готовности и способности учебных заведений этих профилей быстро реагировать на требования рынка труда и учитывать запросы предприятий.

Разнообразие форм и структур образовательных учреждений, занимающихся проблемами трудоустройства, особенности региональных экономических систем, рынков труда и образовательных услуг предполагают творческий подход к деятельности по содействию занятости. В этом плане полезен обмен опытом работы региональных и вузовских центров содействия занятости и выявление наиболее эффективных методов их работы (смотрим на рис. 3 и рис. 4 «Трудоустройство выпускников ОУ СПО и ОУ НПО»)

Рисунок - 3 «Трудоустройство выпускников ОУ СПО»

Рисунок - 4 «Трудоустройство выпускников ОУ НПО»

Примечание:

Естественные науки

Гуманитарные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Металлургия, машиностроение и материалообработка

Транспортные средства

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техникп

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Архитектура и строительство

Безопасность жизнедеятельности, природа-обустройства и защита окружающей среды.

Приведем наиболее распространенные способы трудоустройства.

В последние годы изменились формы поиска работы. Сейчас выпускники для трудоустройства используют следующие способы:

. "Через контактные аудитории". Роль личных связей при трудоустройстве в

нашей стране гипертрофирована.

Можно выделить несколько вариантов:

Прямая помощь при устройстве на работу - протекция;

предоставление информации о рабочем месте - рекомендация;

профессионально-знакомственное трудоустройство.

    Протекция. Чаще всего ее оказывают близкие родственники, работающие на том предприятии, куда намерен устроиться соискатель. Как правило, помощь заключается не только в том, чтобы договориться о приеме на работу своего протеже, но и помочь пройти процедуры оформления. Родственник, хорошо зная все обстоятельства, может ходатайствовать не напрямую, а посоветовать, к кому обратиться, задействовать посредников. В этом случае помощь заключается в организации встречи с лицом, принимающим решение.

    Рекомендация - предоставление информации о рабочем месте. Не во всех случаях родственно-знакомственный наем означает прямую помощь при устройстве на работу. Достаточно часто - это предоставление информации о вакансиях, условиях работы, сведения о руководителях, атмосфере в коллективе, т.е. неформальная характеристика рабочего места в полном объеме. Основным источником информации о вакансиях являются друзья, родственники, знакомые. Несомненно, это самый эффективный путь, поскольку их сведения более подробны, достоверны и эмоционально окрашены. Обладая конкретной информацией, претендент приходит в отдел кадров или к руководителю подразделения, ни на кого не ссылаясь.

Профессионально-знакомственное трудоустройство. Оно означает использование не столько личных, сколько профессиональных связей. Такой вариант характерен для высококвалифицированных работников, которые известны в профессиональной среде. Их приглашают или переманивают с других предприятий, предлагая более выгодные индивидуальные условия. Этот вариант поведения отнесен к родственно-знакомственному найму, поскольку факт личного знакомства играет не последнюю роль (но не основную). Определяющее значение имеют деловые и профессиональные качества работника. Такой способ подбора кадров <#"792929.files/image004.gif">

Рисунок - 2 «Анализ аттестации выпускников ПУ 73 в 2012г.»

По итогам выпуска главной задачей Центра является 100% трудоустройство выпускников училища.С этой целью перед началом срока обучения заключены целевые договоры на подготовку специалистов рабочих профессий с предприятиями и центром занятости населения по городу Приморско-Ахтарску и Приморско-Ахтарскому району. Переход к рыночной экономике, рынку труда обуславливает принципиально новое содержание и высокий уровень профессиональной подготовки инженерно - педагогического коллектива училища, его социальной и профессиональной компетенции.

Постоянно совершенствуется учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, обеспечивающее реализацию образовательного процесса.

Инновационная образовательная программа направлена на сокращение разрыва между образовательным процессом и реальными нуждами современной экономики, на тесную взаимосвязь, сотрудничество с работодателями. Такой подход к подготовке кадров является результативным, о чем свидетельствует 100% трудоустройство выпускников профессионального училища № 73 (см. рис. 3 « Трудоустройство выпускников 2012г.»)

Рисунок - 3 « Трудоустройство выпускников 2012г.»

Основные задачи и функции Центра по оказанию содействия трудоустройству выпускников:

. Содействие и оказание помощи учащимся и выпускникам: в решении социально-профессиональных и психологических проблем при обучении, трудоустройстве и в начале трудовой деятельности, в освоении способов и практических навыков поведения на рынке труда, во вторичной занятости и постоянном трудоустройстве.

. Мониторинг рынка труда.

. Участие в ярмарках вакансий, выставках, конференциях, семинарах по проблемам профориентации и трудоустройства.

. Участие в государственных и региональных программах по занятости учащихся.

. Составление собственной базы данных по вакансиям рабочих мест.

. Информирование учащихся и выпускников о наличии вакансий и требований к кандидатам.

. Поиск временной и краткосрочной работы (в свободное от учебы время, во время летних каникул, с целью дополнительного заработка, получения профессиональных навыков).

. Консультации по вопросам рынка труда и занятости.

. Осуществление мониторинга трудоустройства выпускаемых специалистов.

. Создание базы данных по студентам и выпускникам (постановка на учет, анкетирование).

. Внесение предложений по внедрению в учебный процесс современных информационных технологий и компьютерных программ с учетом потребностей производства.

. Внесение предложений по корректировке учебных программ с учетом конъюнктуры рынка труда.

. Внесение предложений о создании собственной базы для организации дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки.

. Оформление и ведение информационно-мотивационного стенда с рубриками: «Советы психолога», «Вести с рынка труда», «Проблемы трудоустройства» и т.п.

Приведу пример размещаемого информационного материала:

Как искать работу?

Если Вы оказались перед выбором дела жизни, прежде всего: Четко определите для себя, будете ли вы продолжать обучение или пойдете работать. Реально оцените свои способности и возможности. Ознакомьтесь с положением дел на рынке труда города и республики. Соберите информацию об учебных заведениях по предстоящей работе. Не считайте жизненной целью конкретную должность или специальность. Выберите сначала направление. Помните: лучше быть отменным рабочим, чем средним специалистом. Будьте готовы к конкуренции и всевозможным неудачам. Составьте для себя четкий план поиска работы. Используйте любую возможность получить дополнительную специальность. Не тяните с трудоустройством. Опыт и знания имеют свойство забываться. Будьте активны и настойчивы. Открываются только те двери, в которые стучаться.

Этапы поиска работы:

. Поставьте перед собой определенную реальную цель, которая поможет четко представить, какую работу и на каких условиях вам следует искать.

. Проведите для себя собственный анализ рынка труда: выясните, где и как искать нужную вам работу.

. Подготовьте информацию о себе и доведите ее до потенциальных работодателей: составьте резюме, сопроводительные письма.

. Один из самых ответственных этапов - подготовка и прохождение собеседования. Тщательно продумайте свое поведение во время разговора с работодателем.

. Подготовка и заключение трудового договора являются завершающим этапом приема на работу.

При этом помните, что впереди вас ожидает испытательный срок: очевидно, что для того, чтобы успешно закрепиться на новом месте, добросовестное и профессионально грамотное выполнение своих должностных обязанностей является необходимым условием.

Чаще всего используются следующие способы поиска работы:

непосредственное обращение к работодателю

через государственную службу занятости

через частные фирмы по найму

через личные связи

через средства массовой информации помещение объявлений в местной печати и интернет-сайтах

Наиболее распространенные вопросы при собеседовании:

. Расскажите немного о себе:

Этот вопрос предполагает, что Вы расскажите работодателю о своем образовании, карьере, семье, интересах и прочее (не более 3-5 мин)

. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?

Правильный ответ на этот вопрос - 50% успеха. Важно получить подробную информацию о компании. Перед тем, как идти на собеседование. Покажите, что вы можете быть полезны компании, проводящей с вами собеседование.

. Приходилось ли Вам заниматься работой такого типа раньше?

Во всех случаях постарайтесь ответить ДА.

Потом опишите имеющийся у Вас опыт и реальную способность выполнять эту работу. Если у Вас недостаточно опыта, опишите другой имеющийся у Вас профессиональный опыт, свидетельствующий о Ваших способностях или Ваш живой интерес к обучению будущей работе. Сообщите, насколько быстро Вы можете обучаться профессии, с каким энтузиазмом вы настроены на ее выполнение.

Опишите опыт, имеющий отношение к работе, компетентность, энтузиазм, энергию и лояльность.

. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?

Этот вопрос чаще задают женщинам. Закон запрещает работодателю интересоваться, влияет ли семейное положение претендентов на работу. На такую попытку обойти закон отвечайте «нет».

. Получали ли Вы другие предложения работы? Проходили ли Вы интервьирование в других местах?

Если получали, то прямо скажите об этом, что повысит Ваши шансы, но не надо говорить, где именно. Разумеется, следует добавить, что данная работа интересует Вас больше.

. Почему вы ушли с предыдущей работы?

Укажите только те причины, которые характеризуют Вас с положительной стороны, избегайте таких, как разногласия с начальником и т.д. Лучше всего назвать нейтральную причину. Будьте уважительны, говоря о своем прежнем руководстве.

. Какие изменения Вы произвели бы при получении этой работы?

Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу, но не переусердствуйте, если у Вас не было возможности обстоятельно ознакомиться с состоянием дел.

. Чем Вы занимались. Когда у Вас не было работы?

Даже если у Вас в настоящий момент нет постоянного места работы, ошибка говорить «ничем».

. Когда Вы можете приступить к работе?

«Как можно скорее» или «Когда будет нужно».

. Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет?

Лучше всего ответить «Хотел бы работать в той же организации, но на более ответственной должности»

. Каковы Ваши самые большие достоинства как сотрудника?

Навыки, опыт, надежность, умение ладить с людьми и т.д.

. Каковы Ваши слабые стороны?

Признаваться в недостатках иногда крайне осторожно. Но не отрицайте их. Цель этого вопроса - оценит, насколько вы самокритичны. С человеком, которые не может увидеть свои сильные и слабые стороны, трудно иметь дело.

. На какую зарплату Вы рассчитываете?

Избегайте точного указания каких-либо цифр. Если интервьюер настаивает, то попробуйте все же выяснить у него, сколько предполагает фирма. «Я хотел бы обсудить вопросы о зарплате, когда мы оба будем уверены, что я подхожу на эту вакансию», «А какую зарплату обычно у Вас получает сотрудник с таким же опытом и квалификацией, как у меня?»

Требования к составлению резюме

Резюме - это краткая биография, создающая Ваш образ как профессионала, в выгодном для Вас свете.

Резюме - это инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на работодателя задолго до личной встречи с ним с целью создания благоприятного впечатления.

Хорошее резюме - одно из самых эффективных средств поиска работы.

Требования к стилю написания резюме

Краткость - текст не должен превышать одной страницы.

Конкретность, четкость при описании квалификации, профессионального опыта, практических навыков.

Логичность изложения и структурированность текста.

Отсутствие негативных сведений о себе.

Грамотность, отсутствие сокращений и жаргонных выражений.

Скрытая самореклама.

Презентабельность документа.

Немаловажную роль в оказании содействия трудоустройству выпускников играет мастер производственного обучения. Максим Горький писал: «Решающую роль в работе играет не всегда материал,
но всегда мастер».

Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании обучающихся. На учебных занятиях он сообщает обучающимся технические сведения, формирует у них производственные умения, навыки культуры труда. Одновременно заботится о формировании нравственных качеств, оказывает влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведением классных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.

Труд мастера является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к мастеру профессионального училища предъявляется целый ряд требований:

глубокое знание своего дела и любовь к профессии;

владение и постоянное совершенствование методики обучения, применение разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умение интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство, оказать содействие выпускнику в применении его компетенций на практике на рабочем предприятии.

На обучающихся училища оказывает большое влияние личный пример мастера, уровень его общей культуры. Мастер может успешно решать педагогические и производственные задачи только в том случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человеком общества. Кроме знаний по своей специальности, обязан овладевать сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотр интересующих подростков фильмов с целью организации дальнейшего коллективного обсуждения).

Итак, трудовые отношения как никакие другие определяют основные позиции индивида в обществе и влияют на жизненное самоопределение молодого человека. Важность вопросов, связанных с занятостью молодежи, очевидна, ведь именно молодое поколение определяет состояние и развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе. Трудоустройство этой социально-демографической группы остается чрезвычайно сложным делом.

Таким образом, создание Центра оказания содействия трудоустройству выпускников училища явилось необходимым условием полноценной системной работы всего инженерно-педагогического коллектива.

2.2 Взаимодействие Центра оказания содействия трудоустройству выпускников начального и среднего профессионального образования с предприятиями - социальными партнерами в МО Приморско-Ахтарский район

Одним из важнейших направлений деятельности Центра является сотрудничество с предприятиями - социальными партнерами, участвующих в процессе трудоустройства выпускников:

с координационным советом при администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район;

с городским (районным) центром занятости населения в области обеспечения вторичной занятости студентов;
 - с потенциальными работодателями для обеспечения выбора вакансий для студентов;

молодежным центром «Спектр» и др.

С этой целью разработана система взаимодействия заинтересованных участников в процессе трудоустройства выпускников училища в районе (см. рис. 4 «Схема взаимодействия в рамках оказания содействию трудоустройству выпускников»)







   

Рисунок - 4 «Схема взаимодействия в рамках оказания содействию трудоустройству выпускников»

Заключены соглашения о совместной деятельности между Центром оказания содействия трудоустройству выпускников ГБОУ НПО ПУ № 73 КК и ЦЗН Приморско- Ахтарского район.

Целью данного соглашения является проведение совместной работы по информированию молодежи о положении на рынке труда в г. Приморско-Ахтарске и Приморско-Ахтарском районе, спросе и предложениях на рабочую силу, возможностях трудоустройства, а также проведение совместной работы по организации временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобщению молодых людей к труду, получению ими профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.

Договаривающиеся стороны обязуются:

.1 «Организация»:

выявлять спрос и предложения на участие молодежи в общественном производстве;

организовать своевременное информирование молодежи о состоянии рынка труда и востребованности отдельных профессий и специальностей в нем;
- обеспечить учет трудоустройства молодежи на представленные «Центром занятости» вакансии;

проводить совместные с «Центром занятости» мероприятия по профессиональной ориентации молодежи, их адаптации на городском рынке труда и обучению способам трудоустройства;

принимать участие в проведении ярмарок вакансий и учебных мест, днях открытых дверей «Центра занятости»;

спрос и предложения на участие студенческой и учащейся молодежи г. Приморско-Ахтарска во временных и сезонных работах;

способствовать созданию дополнительных рабочих мест на сельхозпредприятиях для временного трудоустройства студенческой и учащейся молодежи;

производить разработку необходимых нормативных документов, методических материалов и рекомендаций для организации деятельности студенческих отрядов;

формировать студенческие отряды из числа студентов и учащихся профессионального училища 73 для выполнения временных и сезонных работ, как в период каникул, так и в свободное от учебы время;

помощь в разработке бизнес- проектов для создания индивидуального предприятия с целью развития малого бизнеса.

.2 Центр занятости»:

- представлять «Организации» информацию о положении на рынке труда, данные о потребности в работниках;

оказывать «Организации» консультативную помощь по профессиональной ориентации и вопросам поиска работы;

оказывать «Организации» содействие в организации и проведении молодежных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, других мероприятий по содействию занятости молодежи;

предоставлять «Организации» информацию о вакансиях подходящих для занятости молодежи;

- оказывать методическую помощь «Организации» и руководителям студенческих отрядов в вопросах организации временной и сезонной занятости молодежи;

направлять студенческую и учащуюся молодежь в составах студенческих отрядов, сформированных «Организацией», для выполнения временных и сезонных работ;

производить материальную поддержку несовершеннолетних граждан МО Приморско-Ахтарский район на период их участия во временных и сезонных работах в размере, установленном Законодательством Российской Федерации;

С 2010 года ЦОСТВ профессионального училища № 73 начало совместную работу по оказанию содействия трудоустройству выпускников с молодежным центром «Спектр»[]. В рамках этого сотрудничества было трудоустроено в 2011году - 4 выпускника ПУ 73, в 2012- 3, 2013- 6 выпускников. В течение трех лет реализации программы сотрудничества проведены тренинги по профессиональной адаптации, встречи с работодателями, совместные проекты «Дней карьеры» на базе ГБОУ НПО ПУ № 73КК для выпускников общеобразовательных школ с привлечением работодателей, с целью популяризации рабочих профессий, востребованных на рынке труда как в МО, так и во все регионе, обучающие семинары по формированию портфолио выпускника.

На этом хотелось бы заострить внимание, так как портфолио студента играет важную роль в процессе трудоустройства, является критерием отбора потенциальным работодателем. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Портфолио - это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов. Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание студентами собственной папки работ может способствовать достижению таких целей, как:

формирование самооценки и внешней оценки;

развитие профессиональных навыков;

углубленный подход к обучению.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;

развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков студентов, мастер производственного обучения должен тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.

Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста студента.

Преимущества технологии портфолио:

Позволяет мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.

Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.

Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.

Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Недостатки метода «портфолио»:

Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.

Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.

Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

В Приморско-Ахтарском районе в 2013 году начинает свою деятельность молодежный многофункциональный центр "Навигатор". Деятельность центра осуществляется в двух направлениях:

) сопровождение начинающих молодых предпринимателей, а также молодежи, желающей открыть собственное дело, на территории Приморско-Ахтарского района;

) содействие трудоустройству молодежи.

Центр расположен по адресу: г. Приморско-Ахтарск, ул. Фестивальная, 59 ФОК "Лидер" 2 этаж, телефон: 2-31-04.

В 2013 году профессиональное училище № 73 в рамках организации всех видов практик обучающихся а так же последующего трудоустройства сотрудничает более чем с пятьюдесятью предприятиями, ведущими из которых являются:

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства:

КФХ «ДОН», ООО «ДРУЖБА», ООО АПК «Кубань-Люкс», КФ

« ЖУБРИЯНОВ»,КФХ «АЛТАЙ», КФХ «ШКОЛЕНКО», Племзавод «БЕЙСУГ»

Мастер отделочных строительных работ

ООО «Азак», МУП «СБС»,ООО «Ахтарский рыбзавод»

Повар, кондитер:

РАЙПО Приморско-Ахтарского района,Хлебокомбинат,Кафе «Меркурий», «Эра», «Аквариум», «Эдем», «Бриз», «Кураж»,«Каравелла», «Рыбацкий стан», «Кокос», «Тополек». Банкетный зал «Платан», Столовые МОУ СОШ, ДОУ города и района, Войсковая часть15553

Сварщик:

ЗАО «Ахтарская судоверфь» ,Автопромпорт, ГорГаз, Газстрой, Водоканал, ООО «АЗАК», КФХ «Вивас», ЖКХ.

С целью более эффективной работы с базовыми предприятиями работодателей, отраслевыми департаментами в 2011 году были заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования и подготовки кадров. Предметом соглашения стало взаимодействие сторон, направленное на укрепление и развитие кадрового потенциала, повышение качества подготовки и трудоустройства специалистов и работников квалифицированного труда в соответствии решениями Координационного совета по профессиональному образованию в Краснодарском крае.

ЦОСТВ профессионального училища 73 в этом направлении работает с министерством сельского хозяйства Краснодарского края, департаментом промышленности и строительства.

Совместно рассматривается развитие различных форм целевой подготовки и интеграция взаимодействия училища и ведущих предприятий. Сохраняя фундаментальность подготовки, обеспечивая единство учебного и научного процессов, он позволяет создать необходимые возможности для повышения качества подготовки специалистов и максимально диверсифицировать подготовку по специализации, учитывающую изменяющиеся требования работодателей, сократить период адаптации выпускников к практической деятельности и повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Он также позволяет расширить возможности для интеграции деятельности училища и предприятий в других сферах их взаимных интересов, осуществлять трансфер новейших научных достижений и технологий в учебный процесс и в его конечный результат - специалистов, даёт импульс развитию существующих и становлению новых научных школ. Всё это позволяет учреждению осуществлять подготовку востребованных специалистов нового типа, отвечающих современным реалиям, и вносить свой вклад в инновационное развитие экономики.

Понятно, что эффективное трудоустройство выпускников невозможно осуществить без тесного взаимодействия училища с предприятиями и организациями-работодателями. Существует и потребность в объединении возможностей и координации их совместной деятельности по трудоустройству выпускников. В Приморско-Ахтарском районе такое взаимодействие училища и предприятий района осуществляется в рамках Координационного совета по вопросам трудоустройства выпускников, созданного в октябре 2010 года, куда вошли

руководитель ЦЗН МО Приморско-Ахтарский район;

директор ГБОУ НПО ПУ № 73 КК;

директор ЧОУ СПО Северо-Кавказский техникум «Знание»;

председатель совета МО;

руководитель УСЗН;

- начальник отдела молодежи;

руководители крупнейших предприятий города и района и др.

Цели и основные задачи Координационного совета:

. Координационный совет создается в целях определения приоритетных направлений подготовки кадров, организации взаимодействия и партнерства в сфере профессионального образования, формирования регионального заказа на обучение специалистов и рабочих квалифицированного труда с учетом потребностей рынка труда Краснодарского края.

. Основными задачами Координационного совета являются:

- анализ состояния и развития спроса и предложений рабочей силы в МО Приморско-Ахтарский район с учетом прогнозирования видов труда, современных производственных технологий, квалификационной структуры по уровням образования, объемам и направлениям подготовки;

участие в формировании региональной политики кадрового обеспечения развития экономики Краснодарского края;

согласование позиций социальных партнеров при реализации кадровой политики;

разработка рекомендаций по формированию и размещению ежегодного регионального заказа учреждениям профессионального образования края на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов;

разработка рекомендаций для определения объемов и структуры ресурсной поддержки реализации мероприятий по кадровому обеспечению развития экономики края, а также для привлечения инвестиций в структуры, ответственные за выполнение этих мероприятий;

разработка рекомендаций по совершенствованию нормативного регулирования вопросов управления кадровым потенциалом в Краснодарском крае.

. Для решения основных задач Координационный совет:

содействует организации исследовательских работ в сфере управления кадровым потенциалом Краснодарского края;

заслушивает сообщения представителей работодателей , образовательных учреждений и других организаций по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития района.

За годы работы ЦОСТВ профессионального училища 73 накоплен положительный опыт, подтверждающийся показателями трудоустроенных выпускников, но, тем не менее, существуют и проблемы в построении системы взаимодействия всех служб:

недостаточная прозрачность работы всех служб с целью определения единого конечного результата;

отсутствие единой информационной базы с доступом и правом внесения и изменения правовой и новостной информации;

отсутствие мотивационных мер для работодателей и др.

В заключении хотелось бы отметить, что рынок труда в настоящее время далек от обычного представления, которое сложилось в ХХ в. и сводило рыночные отношения в сфере труда к взаимодействию только работников и работодателей. Усложнение структуры рынка труда привело к расширительному его пониманию как сложной системы экономических, социальных и юридических отношений в области подготовки, распределения, найма, обмена и использования рабочей силы на основе принципов социального партнерства, взаимодействия служб.

Рынок труда, системы занятости и профессионального образования являются формой адаптации социальных систем и, следовательно, должны быть объектом не только административного, но и общественного регулирования посредством механизма социального партнерства. Эта роль социального партнерства придает ему особую значимость в деле регулирования проблем занятости и безработицы, подготовки и переподготовки кадров.

Основная цель взаимодействия с социальными партнерами на рынке труда заключается в перераспределении рабочей силы по территориям, отраслям и предприятиям, в повышении качества рабочей силы с учетом потребностей экономики и обеспечения занятости населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Задачи, реализуемые ЦОСТВ как структурного подразделения ГБОУ НПО ПУ № 73 КК, имеют широкую межведомственную вариативность и предполагают взаимодействие с множеством участников на рынке труда. Это обуславливает необходимость широкого участия социальных партнеров в решении проблем занятости и противодействия безработице.

Особую актуальность приобретают совместные действия со службой занятости и социальными партнерами по смягчению социальной напряженности на рынке труда путем поддержки программ занятости, формирования навыков самостоятельного поиска работы, мотивации к трудовой деятельности, повышения качества рабочей силы.

определения спроса на рабочую силу;

формирования и выполнения образовательного заказа;

трудоустройства и адаптации выпускников на предприятиях.

Социальное партнерство в сферах труда, занятости, профессионального образования и обучения, распределения и использования рабочей силы компенсирует недостаточную способность рынка труда и системы профессионального образования к самоорганизации. В этом случае слабая функция социума должна дополняться сильной функцией взаимодействия систем на принципах социального партнерства. При этом функции государственных органов власти и социальных партнеров должны быть направлены не только на определение приоритетов развития социально-трудовой сферы, но и на создание инструментов и механизмов ее самоорганизации и саморегулирования. При этом необходима ориентация на государственную социально-экономическую политику, политику в области занятости и образования, на потребности рынка труда и населения Приморско-Ахтарского района, на согласованную деятельность социальных партнеров муниципального образования.

Заключение

Выяснив, что значит адаптация, профессиональные компетенции, основные факторы, препятствующие трудоустройству молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда, мы можем смело утверждать что, подготовка молодежи к профессиональной деятельности с каждым годом становится наиболее актуальной, и решение данной проблемы может быть найдено посредством объединения усилий всех участников рынка труда - образовательных учреждений, работодателей, государственной службы занятости населения, кадровых, психологических служб, профсоюзов, тем самым развивая интерес и желание у выпускников начального и специального профессионального образования к развитию активной профессиональной деятельности.

Вопросы обеспечения занятости молодежи стали одними из ключевых при реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Разработан комплекс мероприятий по организации опережающего обучения для инновационной экономики, включая переподготовку выпускников, а также их стажировку.

Правительство осознавая всю сложность положения, начинает вносить поправки в имеющиеся законы, разрабатывать и принимать новые.

В заключение работы еще раз хотелось отметить, что проблема социальной адаптации, подготовки молодежи к профессиональной деятельности с каждым годом становится наиболее актуальной, и решение данной проблемы может быть найдено только посредством объединения усилий всех участников рынка труда - образовательных учреждений, работодателей, государственной службы занятости населения, кадровых, психологических служб, профсоюзов, тем самым развивая интерес и желание у выпускников начального и среднего профессионального образования к развитию активной профессиональной адаптации.

Взаимодействие государственных, общественных, частных структур по вопросам социальной адаптации молодежи, содействия их трудоустройству и профилактики молодежной безработицы имеет важнейшее значение. Практика организации этими ведомствами совместных мероприятий, должна получить повсеместное распространение и поддержку, что будет способствовать повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда и, как следствие, удачному началу трудового пути.

Формирование социально ориентированного рынка труда требует более тесного взаимодействия районных и городских центров занятости населения, местных администраций и органов профессионального образования, учебных заведений, работодателей и их объединений, других заинтересованных партнеров на рынке труда по реализации единой государственной политики в области профессионального обучения и профессиональной ориентации. Это равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, в котором должны максимально согласовываться и реализовываться интересы договаривающихся сторон. Учреждения профессионального образования должны оптимально ориентироваться на требования работодателей к качеству трудовых ресурсов.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.

Изучение проблемы в субъектах России позволило прийти к одному концептуальному выводу: в перспективе необходимо не просто развитие партнерства, но и продвижение к формированию региональной системы трудоустройства выпускников. Именно в рамках региональной политики и системного подхода возможна скоординированная и взаимодополняющая работа учреждений СПО и НПО, работодателей, органов власти и управления, молодежного парламента; госучреждений, работающих в сфере труда занятости и молодежной политики, образовательных учреждений, ассоциаций промышленников и предпринимателей.

Проблема трудоустройства для выпускников образовательных учреждений зависит также от маркетинговых требований приведения в соответствие спроса и предложения на специалистов. Для этого необходим пересмотр планов приема и выпуска, а также учебных программ в сторону сокращения подготовки специалистов по профессиям, в наибольшей степени затронутых безработицей. Как правило, это может быть осуществлено без снижения общих объемов приема и выпуска. Одновременно на базе действующих учебных мощностей будет расширяться подготовка высококвалифицированных кадров, дефицит, которых стал препятствием на пути реформ.

Необходимо создать все условия для максимальной заинтересованности учебных заведений в подготовке квалифицированных кадров с соответствующими потребностями рынка труда.

Одна из главных задач при решении проблемы трудоустройства - создание для государственных образовательных учреждений долгосрочной национальной, региональной программы занятости выпускников. При этом такие программы должны ежегодно корректироваться с учетом требований времени.

Трудовые отношения как никакие другие определяют основные позиции индивида в обществе и влияют на жизненное самоопределение молодого человека. Важность вопросов, связанных с занятостью молодежи, очевидна, ведь именно молодое поколение определяет состояние и развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе. Трудоустройство этой социально-демографической группы остается чрезвычайно сложным делом.

Таким образом, создание Центра оказания содействия трудоустройству выпускников Профессионального училища № 73 Краснодарского края МО Приморско-Ахтарский район явилось необходимым условием полноценной системной работы всего инженерно-педагогического коллектива.

Задачи, реализуемые ЦОСТВ как структурного подразделения ГБОУ НПО ПУ № 73 КК, имеют широкую межведомственную вариативность и предполагают взаимодействие с множеством участников на рынке труда. Это обуславливает необходимость широкого участия социальных партнеров в решении проблем занятости и противодействия безработице.

Особую актуальность приобретают совместные действия со службой занятости и социальными партнерами по смягчению социальной напряженности на рынке труда путем поддержки программ занятости, формирования навыков самостоятельного поиска работы, мотивации к трудовой деятельности, повышения качества рабочей силы.

Эффективность взаимодействия ГБОУ НПО ПУ № 73 КК с работодателями и службой занятости в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов достигается путем построения организационно-педагогического обеспечения социального партнерства.

Социальное партнерство в сферах труда, занятости, профессионального образования и обучения, распределения и использования рабочей силы компенсирует недостаточную способность рынка труда и системы профессионального образования к самоорганизации. В этом случае слабая функция социума должна дополняться сильной функцией взаимодействия систем на принципах социального партнерства. При этом функции государственных органов власти и социальных партнеров должны быть направлены не только на определение приоритетов развития социально-трудовой сферы, но и на создание инструментов и механизмов ее самоорганизации и саморегулирования. При этом необходима ориентация на государственную социально-экономическую политику, политику в области занятости и образования, на потребности рынка труда и населения Приморско-Ахтарского района, на согласованную деятельность социальных партнеров муниципального образования.

Список использованных источников

Автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников (далее - АИСТ) URL.: <#"792929.files/image006.gif">законодательство URL.: http://www.regionz.ru/index.php?ds=799903

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы» URL.: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-06-05.htm

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы» URL. http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-06-05.htm

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы» 05.06.2008. Москва. Здание Государственной Думы РФ

Реморенко И. М. Разное управление для разного образования. - СпБ.,. ' 2005. 368 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов URL.: disserCat http://www.dissercat.com/content/upravlencheskaya-podderzhka-obrazovatelnykh-innovatsii-v-deyatelnosti-pedagogov-obshcheobraz#ixzz2nGHWqe9X

Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников URL.: <http://xn--h1aing.xn--p1ai/Account/LogOn>

Система содействия трудоустройству выпускников (АИСТ) URL.: <http://www.vspc34.ru/aist/>

Служба занятости Краснодарского края <http://www.kubzan.ru/home.aspx>

Содействие ирудоустройству выпускников учебных заведений профессионального образования в республике Саха (Якутия) URL.: <http://labourmarket.ru/analytics/>

Стажировка выпускников учреждений профессионального образования Краснодарского края» URL.: http://www.kubzan.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopUpDocument. aspx?docid=b7907031-555a-42f6-bc74-4672ba3733a6

Фальцмана В.К., Э.Н. Крылатых. Интенсивный курс МВА: Учеб.пособие - М.: ИНФРА-М. - 544 с. - (Учебники для программы МВА)., 2011

Похожие работы на - Организация содействия трудоустройству выпускников в системе начального и среднего профессионального образования (на примере МО Приморско-Ахтарский район)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!